Научная статья на тему 'Экстрадиция в уголовном судопроизводстве: актуальные проблемы правового регулирования и правоприменения'

Экстрадиция в уголовном судопроизводстве: актуальные проблемы правового регулирования и правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3696
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРАДИЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАПРОС О ВЫДАЧЕ ЛИЦА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богаткина Р. Ш.

В статье проанализированы основные источники правового регулирования института экстрадиции на современном этапе. Особое внимание автор уделил анализу соответствия внутригосударственных правовых актов международным обязательствам в рамках предмета исследования. В результате автор приходит к выводу о наличии законодательных пробелов института экстрадиции в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстрадиция в уголовном судопроизводстве: актуальные проблемы правового регулирования и правоприменения»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(18) 2014

Р.Ш. Богаткина

ЭКСТРАДИЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

В статье проанализированы основные источники правового регулирования института экстрадиции на современном этапе. Особое внимание автор уделил анализу соответствия внутригосударственных правовых актов международным обязательствам в рамках предмета исследования. В результате автор приходит к выводу о наличии законодательных пробелов института экстрадиции в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: экстрадиция, правовое регулирование, запрос о выдаче лица, уголовно-процессуальное сотрудничество государств, правовая помощь в уголовном судопроизводстве.

В последние годы в Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция к увеличению запросов о выдаче лиц, совершивших преступления, что, в свою очередь, вызвало необходимость совершенствования правового регулирования порядка и условий экстрадиции.

Так, например, Испанией выданы директор клуба «Хромая лошадь», в котором из-за нарушения правил пожарной безопасности произошел пожар, унесший жизни более сотни человек, а также обвиняемый в совершении в составе банды убийств 27 лиц и покушении на убийство 7 лиц. Кипр передал гражданина США, который похитил из бюджета Московской области денежные средства на сумму более 1 млрд рублей. Марокко выдало обвиняемого в хищении мошенническим путем имущества более 4 тыс. потерпевших, Украина - активных участников преступной группировки, обвиняемых в убийстве 12 человек, в том числе малолетних детей, в станице Кущевской Краснодарского края. Беларусь выдала обвиняемых в участии в банде и совершаемых ею разбойных нападениях, убийствах, а также преступлениях террористической направленности. Швецией выдан обвиняемый в хищении бюджетных средств, выделенных в рамках реализации жилищной программы, Германией - обвиняемый в убийстве

главы муниципального образования «Хасавюртовский район» Республики Дагестан.

Расширяется и география сотрудничества в сфере выдачи. Все чаще преступники пытаются скрыться от правосудия в государствах, с которыми у России нет договоров о выдаче. [1] Однако в 2012 году успешно решались вопросы передачи в Россию лиц с некоторыми из таких стран (Чили, Гана, Камбоджа). [2]

В целом, выдача для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора представляет собой совокупность уголовно-процессуальных действий и решений компетентных органов запрашиваемого государства в связи с рассмотрением, разрешением и фактическим исполнением просьбы запрашивающего государства о принудительном возвращении на его территорию лица, подозреваемого, обвиняемого либо осужденного за совершение преступления, для осуществления в отношении указанного лица уголовного преследования и (или) исполнение приговора. [3]

К источникам, регулирующим экстрадицию, следует отнести: 1) международные конвенции и договоры РФ, предусматривающие возможность выдачи лиц, совершивших преступления, в соответствии с порядком и на условиях, определенных договаривающимися сторонами; 2) наци-

ональное законодательство РФ, в одностороннем порядке определяющее общие правила экстрадиций, и полномочное учреждение или должностное лицо, которые решают связанные с выдачей вопросы.

Нельзя не упомянуть о том, что, наряду с указанными нормативными правовыми документами, на практике применяется правила международной вежливости, согласно которым удовлетворение запроса о выдаче является актом добровольного решения одного государства по отношению к другому, в том числе в расчете на взаимное оказание такого рода правовой помощи. [4]

Негативная сторона подобной практики заключается, как правило, в длительных сроках исполнения запросов об оказании правовой помощи. Вместе с тем запросы, направляемые на основе принципа взаимности, являются одной из составляющих нормативно-правовой основы оказания правовой помощи по уголовным делам.

В настоящее время сложность оказания правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности заключается в том, что в ст. 453 УПК РФ [5] не раскрывается его содержания.

В ч. 2 ст. 453 УПК РФ лишь указывается на то, что принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Хотя в мире и сложилась практика исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам на началах международной вежливости и при отсутствии соответствующего международного договора, все же только международный договор обеспечивает обязательность их исполнения, предписывая выполнение необходимых процессуальных действий при соблюдении установленных в этом договоре правил.

Следует отметить, что выдача лица запрашиваемым государством - суверенное право этого государства, а не его обязанность. В научной литературе по данному вопросу существуют различные точки зрения, в том числе и противоположные. [6]

В Российской Федерации неоднократно обсуждался вопрос о необходимости принятия на федеральном уровне закона об экстрадиции, более того, был подготовлен соответствующий законопроект, но он не получил своего дальнейшего развития.

В итоге, несмотря на то, что вопрос о необходимости закрепления института выдачи на уровне федеральных законов в отечественной доктрине ставился неоднократно, [7] сделано это было лишь с принятием Конституции России (ч. 1 ст. 61), [8] а затем Уголовного кодекса РФ 1996 г. (ст. 13). [9] На современном этапе в российском законодательстве вопросы выдачи регулируются Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», [10]Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», [11] Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», [12] Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», [13] Законом о международных договорах Российской Федерации, [14] Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», [15] Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и некоторыми другими. [16] Следующим шагом в законодательной регламентации экстрадиции стал УПК РФ, часть пятая которого полностью посвящена международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, а специальная гл. 54 данной части - выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Однако следует отметить, что данная глава Уголовно-процессуальная ко-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(18) 2014

декса РФ содержит ряд замечаний.

Так, например, УПК РФ не предусматривает образцов процессуальных документов к главе 54 УПК РФ, что значительно затрудняет составление запроса о выдаче. В научной литературе отмечается, что достаточно часто на практике возникают ситуации, когда поступившие документы о выдаче не содержат всех необходимых сведений. Данное обстоятельство значительно затрудняет процесс разрешения вопроса о возможности выдачи требуемого лица и, соответственно, затягивает саму процедуру, так как выдача связана с ограничением основных личных прав и свобод человека и гражданина. [3]

Следует также отметить, что, к сожалению, УПК РФ не содержит требований о языке, на котором должен быть составлен запрос о выдаче. В этой части следует руководствоваться положениями ст. 23 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., [17] которая предусматривает, что все документы предоставляются на языке запрашивающего или запрашиваемого государства, однако запрашиваемое государство может потребовать перевод на один из официальных языков Совета Европы по своему выбору. В со-

Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Россия приняла оговорку, в соответствии с которой при направлении в РФ документов, относящихся к выдаче, требуется их заверенный перевод на русский язык.

Анализ норм УПК РФ показывает, что в нем нет точного указания на то, кто именно из правоохранительных органов РФ должен составлять запрос о выдаче и направлять его в Генеральную прокуратуру РФ. Исходя из этого, органы предварительного следствия прокуратур всех уровней, ФСКН, ФСБ, МВД, суды также всех уровней запросы о выдаче за рубеж обязаны направлять через Генеральную прокуратуру РФ.

Таким образом, анализ норм действующего российского уголовно-процессуального законодательства показывает, что они не в полной мере соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, что обуславливает необходимость обоснования и внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Недостаточная законодательная регламентация экстрадиции в российском законодательстве снижает эффективность реализации данного института на практике.

ответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 ФЗ о ратификации

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. Нормативно-правовое обеспечение противодействия организованной преступности в XXI веке// Юридическая наука и право-охранительная практика. 2012. № 4. С.63-70.

2. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://www. genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 20.02.2014).

3. Шинкевич Д.В. Экстрадиция в уголовном судопроизводстве: учебное пособие. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008. С.66.

4. Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С.137.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 2001. 22 декабря.

6. См.: напр.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: В 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 213-230; Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С.16-17.

7. Курс советского уголовного права (часть Общая): В 5 т. Т. 1 / отв. ред. Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л., 1968. С.140-141.

8. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. О прокуратуре: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1995. № 26.

11. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2759.

12. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. № 22. Ст. 2031.

13. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

14. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.

15. О Государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 1 апреля 1993г. № 4730-1 (в ред. от 28.06.2014 г.) // Российская газета. 1993. 4 мая.

16. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (в ред. от 02.04.2014) // Ведомость Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации/ 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.

17. О ратификации Европейской Конвенции о выдаче: Федеральный закон 1957 г.// Бюллетень международных договоров. 2000. № 9.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Актуальные проблемы юридической науки и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов (16 мая 2014 г.). В 2-х ч. - Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2014. - Ч.1. - 234 с.; Ч.2. - 219 с.

Для аспирантов, соискателей, студентов юридических вузов, а также тех, кто изучает проблемы правового регулирования общественных отношений, социально-политического положения личности в современной России, актуальные проблемы преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.