Научная статья на тему 'Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования'

Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING AND RETRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SKILLS DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL COORDINATING CENTER FOR CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Валентин Григорьевич

В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасименко Валентин Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION PROBLEMS OF THE REGIONAL LABOR MARKET AND THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

In the context of the scientific research, we found that the current labor market situation develops in such a way that only a well-prepared and adapted to the labor market specialist can realize himself professionally and build his career. We believe that these problems can be solved by the creation of the Regional Coordinating Center for Continuing Professional Education.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования»

УДК 338.24.01

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

В.Г. Герасименко, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ (Россия)

Аннотация: В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО)

Ключевые слова: рынок труда, дополнительное профессиональное образование, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, региональный координационный центр дополнительного профессионального образования.

Актуальность исследования интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования (ДПО) и обусловлена необходимостью переквалификации и переобучения значительной доли трудоспособного населения в связи с модернизацией образования, установлением рыночных отношений в социально-экономической, политической, образовательной сферах; демократизации общественной жизни. Анализу ДПО как реализации принципа непрерывного образования, позволяющего полезно обогащать профессиональный потенциал личности, посвящены исследования М.И. Бекоевой [1, с. 135-140], А.В. Богдановой [2, с. 15-17], Н.А. Герасименко [5, с. 6265], Е.Ю. Коноваловой [2, с. 15-17], А.А. Коростелева, А.А. Пчельникова, А.Н. Ярыгин [6, с. 161-166] и др.

Несмотря на расширение и внутреннюю дифференциацию, сфера дополнительного профессионального образования в России сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями - начиная от несовершенства нормативно-правовой базы и заканчивая отсутствием эффективных механизмов управления качеством при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. Различные аспекты комплексного подхода к непрерывному образованию и его качеству рассматривались российскими исследователями (Е.Ю. Коростелева [7, с. 25-27], В.В. Ефимов [8, с. 348350], И.И. Римарева [10, с. 18-23]).

В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные системе дополнительного профессионального образования в условиях региона с учетом специфики различных типов учебных заведений. Существующие программы регионализации, многочисленные декларации, законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат целенаправленных подходов к выработке и реализации региональной политики в области непрерывного профессионального образования, не предусматривают какой-либо стройной системы мер по интеграции общего и дополнительного профессионального образования в один из основополагающих, активных факторов экономического и социального прогресса региональных сообществ.

Дополнительное профессиональное образование необходимо рассматривать в качестве базового звена в общей системе непрерывного образования, поскольку в нем оптимально сочетаются профессиональные интересы и потребности обучаемых.

В связи со сложившейся ситуацией на региональном рынке труда, необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда по следующим направлениям:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в

другую местность;

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса [4, с. 269-274]. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства на трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;

- развитие территориальной трудовой мобильности населения. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала республики до периода устранения негативных экономических тенденций

Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе дополнительного профессионального образования предопределяет ее роль и место в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан [3, с. 45-49].

Отсюда следует, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Поэтому в ходе мониторинга нами исследовалась и ситуация на рынке труда. Эффективность и качество высшего профессионального образования, в том числе и ДПО, удобнее измерять по показателям трудоустройства выпускников (слушателей) профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности на рынке труда, показателям безработицы и т.д.

Результаты опросов работодателей свидетельствуют о том, что в качестве дополнительных требований к навыкам и умениям работников они выдвигают такие ключевые умения, как: владение информационно-коммуникационными технологиями; способность к сотрудничеству, работе в «команде», умение наладить деловые «связи», презентовать себя и свою организацию (социально-коммуникативная компетенция); готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации; способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью и т.д. [9].

На вопрос, какие причины чаще всего вызывают недовольство работой подчиненных, многие работодатели ответили: низкий результат деятельности (60%), кон-

фликтность (45%), некачественное выполнение обязанностей (65%). Более 75% из опрошенных работодателей считают важным систематическое развитие и обучение персонала. В списке основных мероприятий, необходимых для повышения качества подготовки специалиста или рабочего были приведены такие, как: приведение образовательных программ в соответствие с новыми технологиями (58%), повышение профессионального уровня преподавательского состава (43%), улучшение материально-технической базы образовательного учреждения (45%), включение практикантов в производственные процессы (60%), регулярное проведение краткосрочных курсов повышения квалификации (87%), привлечение практикующих специалистов к проведению теоретических занятий (60%), регулярная организация экскурсий студентов на предприятие (37%) [5, с. 62-65].

В ходе мониторинга было выявлено, что большинство крупных предприятий, как государственных, так и частных согласны принять участие в совершенствовании региональной системы дополнительного профессионального образования и готовы предоставлять своих специалистов в качестве мастеров производственного обучения (80%) предоставлять своих специалистов для проведения теоретических занятий (45%), организовать курсы повышения квалификации на базе своих предприятий для мастеров производственного обучения (67%) обеспечить прохождение производственной и преддипломной практики студентами (85%). Профессиональные навыки сотрудников, наиболее значимые для руководителей предприятий расположились следующим образом: знания современных информационно-коммуникационных технологий - 94%, умение проявлять инициативу в работе - 86%, социальные навыки (деловое общение, работа в команде) - 78%, качественное базовое образование - 65%, умение применять инновации в своей работе (58%), знание иностранного языка (40%), отличное знание законодательства (37%). На вопрос, какие личностные качества соискателя приветствуются при приеме на работу, получены следующие ответы: коммуникабельность - 95%, ответственность - 90%, умение быстро разрешать проблемы 88%, добросовестность 82%, умение принимать эффективные решения - 77%, способность генерировать новые идеи -65%, гибкость мышления - 57%, умение быть лидером - 36%.

Как правило, при планировании управленческих воздействий необходимо учитывать прогнозируемые естественные долгосрочные изменения ситуации, а также искусственные (целенаправленные) изменения, и при этом обязательно принимать во внимание неизбежность непрогнозируемых изменений. Отсюда вытекает вывод, что сегодня наибольшего эффекта в сфере ДПО можно добиться, только объединяя возможности крупных предприятий региона, ведомств, учреждений в сфере образования, экономики, бизнеса, строительства и т. д. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО), раскрывающего организацию, формы и механизмы функционирования регионального непрерывного образования по следующим подсистемам: кадровых рабочих; ИТР и служащих предприятий, а также специалистов непросферы; научных кадров в научно-исследовательских организациях и вузах региона; менеджеров предприятий и организациях.

Приоритетными направлениями деятельности Координационного Центра (КЦ) являются: координация деятельности руководителей высших учебных заведений, осуществляющих ДПО; развитие взаимосвязей с региональными и муниципальными органами управления, органами управления образованием, работодателями; организация взаимной помощи и поддержки в разработке и реализации инновационных образователь-

ных программ и прогрессивных образовательных технологий; разработка ценовой политики в сфере платных образовательных услуг; формирование позитивного общественного мнения о региональной системе дополнительного профессионального образования; содействие повышению уровня научно-профессиональной автономии образовательных учреждений и организаций ДПО в реализации комплексного подхода в развитии образовательной сферы в РСО - Алания; активное участие в многосторонних академических программах, организационно-методическое обеспечение обучения всех категорий работников на основе современных технологий обучения; успешное взаимодействие с образовательными и другими структурами международных организаций [4, с. 269-274].

Программу КЦ, которая ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, производством, непроизводственной сферой и удовлетворение потребностей личности, общества, государства в непрерывном образовании, необходимо разработать с учетом положений Национальной доктрины образования РФ, Федеральной программы развития образования, Закона РФ«Об образовании», Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и др.

В обобщенном формате основная цель деятельности Координационного Центра заключается в информационно-аналитическом и экспертно-консалтинговом обеспечении взаимодействия региональной системы профессионального образования и рынка труда.

Основные задачи деятельности КЦ - это:

- анализ актуальных и перспективных потребностей рынка труда;

- информирование субъектов системы профессионального образования об этих потребностях;

- анализ реальных предложений рынка образовательных услуг и потенциала региональной сети учреждений профессионального образования;

- информирование субъектов рынка труда об этих предложениях;

- предоставление всех типов информации для различных категорий потребителей (по их запросам): негосударственных рекрутинговых агентств, территориальных служб занятости, органов местного самоуправления, средств массовой информации, населения региона;

- обеспечение участия и учета требований работодателей в независимой оценке профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования региона (сертификация профессиональных квалификаций).

Выделение деятельности КЦ именно регионального масштаба объясняется известными ограничениями территориальной мобильности рабочей силы. Транспортная доступность, как правило, ограничивается территорией субъекта РФ. Информационная доступность предложения образовательных услуг и вакантных рабочих мест также концентрируется в пределах региональных информационных изданий и средств массовой информации. Профессионально-статусная мобильность (должностной рост) в большинстве случаев ограничивается рамками предприятия, либо круга родственных предприятий, расположенных в рамках муниципальных образований.

Для эффективной реализации цели и задач деятельности Координационного Центра, в соответствии с теорией организаций и организационных структур, необходимо провести проектирование подразделений и функциональных единиц, их взаимосвязей, которые определяются задачами КЦ и распределением функций, а также структуры управления как отношений соподчи-ненности по вертикали и горизонтали.

Подобные системы с изменяющейся структурой, на наш взгляд, хорошо адаптируются к условиям внешней

среды, дают потенциальную возможность высокой эффективности организации в достижении поставленных перед ней целей [3].

Важно отметить, что для проектируемой организационной структуры КЦ принципиальным требованием, диктуемым многоуровневостью решаемых задач, становится минимальное количество штатных сотрудников и привлечение на разовые работы внештатных исполнителей. Эта особенность деятельности КЦ определяет и ключевую компетенцию большинства штатных сотрудников - способность организовать «фронт» работ, спрогнозировать их необходимое кадровое обеспечение и привлечь квалифицированных исполнителей.

Выделение деятельности КЦ именно регионального масштаба объясняется известными ограничениями территориальной мобильности рабочей силы. Транспортная доступность, как правило, ограничивается территорией субъекта РФ. Информационная доступность предложения образовательных услуг и вакантных рабочих мест также концентрируется в пределах региональных информационных изданий и средств массовой информации. Профессионально-статусная мобильность (должностной рост) в большинстве случаев ограничивается рамками предприятия, либо круга родственных предприятий, расположенных в рамках муниципальных образований.

Для эффективной реализации цели и задач деятельности Координационного Центра, в соответствии с теорией организаций и организационных структур, необходимо провести проектирование подразделений и функциональных единиц, их взаимосвязей, которые определяются задачами КЦ и распределением функций, а также структуры управления как отношений соподчи-ненности по вертикали и горизонтали.

Подобные системы с изменяющейся структурой, на наш взгляд, хорошо адаптируются к условиям внешней среды, дают потенциальную возможность высокой эффективности организации в достижении поставленных перед ней целей.

Важно отметить, что для проектируемой организационной структуры КЦ принципиальным требованием, диктуемым многоуровневостью решаемых задач, становится минимальное количество штатных сотрудников и привлечение на разовые работы внештатных исполнителей. Эта особенность деятельности КЦ определяет и ключевую компетенцию большинства штатных сотрудников - способность организовать «фронт» работ, спрогнозировать их необходимое кадровое обеспечение и привлечь квалифицированных исполнителей.

Таким образом, нами была предложена модель регионального КЦ по управлению системой непрерывного образования и прогнозирования подготовки кадров, и рассмотрен механизм его функционирования и взаимодействия с субъектами рынка труда.

Программы, реализуемые Центром, необходимо представлять в виде образовательных модулей, соответствующих государственным образовательным стандартам и обеспечивающих поэтапное освоение дисциплин специальности и специализации.

Координационный Центр представляет собой совокупность самостоятельных учреждений ДПО или вузов, реализующих программы ДПО, фирм, предприятий, административно хозяйствующих органов республики связанных друг с другом коммерческими, академическими, производственно - технологическими, административными интересами.

Мы предполагаем, что по мере развития в сфере образования экономических отношений, интерес к КЦ будет возрастать и тогда более детально можно будет подойти к вопросу о создании, организационно-экономических аспектах его функционирования, структуре управления и нормативно-правовом обеспечении

Итак, основной деятельностью Координационного Центра ДПО является 36

турных подразделений региональных вузов в сфере реализации программ дополнительного профессионального образования, а также реализация собственных программ дополнительного профессионального образования.

Миссия РКЦДПО - профессиональная и профори-ентационная деятельность на рынке современных образовательных услуг, активное содействие подготовке специалистов регионального, федерального и международного уровня.

Концепция создания РКЦДПО носит инновационный характер, что обусловлено поставленной перед ним целью - разработка психолого-педагогических условий формирования и развития региональной системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования, способствующие подготовке высококвалифицированных специалистов во всех сферах народного хозяйства: экономической, образовательной, сельскохозяйственной, политической, культурной и др. Все разработанные и предлагаемые программы максимально приближены к реальным потребностям профессиональной деятельности в различных ее сферах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекоева М.И. Интеграция систем общего и дополнительного образования как основа организации непрерывного профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 135-140.

2. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. №1. С. 15-17.

3. Герасименко Н.А., Герасименко В.Г. Региональный опыт интеграции систем общего и дополнительного образования // Вестник СОГУ. Владикавказ, 2009, №1. С. 45-49.

4. Герасименко Н.А. Модель формирования регионального координационного центра дополнительного профессионального образования Материалы XI Международной н/п конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Новосибирск. 2010. С. 269-274.

5. Герасименко Н.А. Принципы управления региональной системой дополнительного профессионального образования // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика и психология. 2014. №2. С. 62-65.

6. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. №S3. С. 161-166.

7. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ, 2010. №4. С. 25-27.

8. Ефимов В.В. Дополнительное профессиональное образование - важнейший путь к повышению конкурентоспособности предприятия /Материалы IX Международной конференции по дополнительному образованию. - М., 2008. С. 348-350.

9. Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания www.regnum.ru

10. Римарева И.И. Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема //Высшее образование в России. 2008. №5. С.18-23.

THE INTEGRATION PROBLEMS OF THE REGIONAL LABOR MARKET AND THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

© 2014

V.G. Gerasimenko, candidate of technical sciences, assistant professor of management,

North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)

Annotation: In the context of the scientific research, we found that the current labor market situation develops in such a way that only a well-prepared and adapted to the labor market specialist can realize himself professionally and build his career. We believe that these problems can be solved by the creation of the Regional Coordinating Center for Continuing Professional Education.

Keywords: labor market, continuing professional education, training and retraining, skills development, regional coordinating center for continuing professional education.

УДК 377.5

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

Е.Ю. Голохвастова, аспирант кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) П.Э. Шендерей, кандидат педагогических наук, проректор по учебной и научной работе

Институт менеджмента, маркетинга и права, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена вопросам проектирования процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «модель». Спроектирована модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования, направленная на достижение необходимого уровня формирования общих компетенций и состоящая из целевого, содержательно-организационного и результативного блоков. Представлены результаты апробации пропедевтического курса «Основы экологии и природопользования» у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: студенты-экологи, модель, компетентностный подход, общие компетенции, учреждения среднего профессионального образования, критерии, показатели, уровни.

Введение компетентностного подхода затрагивает все компоненты процесса обучения и требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных контрольно-оценочных процедур. ФГОС СПО/НПО, введенные с сентября 2011 года, в отличие от предыдущей версии государственного стандарта, ориентированы на результаты. Согласно существующему законодательству оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения ФГОС в содержаниии оценочных средств. В ходе промежуточной и итоговой аттестации необходимо оценивать не только привычные знания и умения, но и большой набор общих и профессиональных компетенций (стандартами регламентирована оценка ком-петентностных образовательных результатов). В связи с вышесказанным встает вопрос моделирования процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Как общенаучный метод моделирование широко применяется в педагогических исследованиях. При моделировании между моделью и изучаемой системой должно существовать известное подобие. В каждом конкретном случае модель может выполнять свою функцию только тогда, когда степень ее соответствия объекту или процессу определена достаточно строго. Однако насколько неповторима педагогическая действительность, настолько велико и разнообразие моделей (педагогические системы, процессы и их развитие, ситуации взаимодействия, структура взаимоотношений и управления, методы обучения, формы организации).

В педагогическом исследовании применяются модели описательного, объяснительного или прогностического характера. Каждая из этих моделей позволяет формализовать изучаемые процессы, помогает сделать предположение о взаимосвязях и причинах, влияющих

на события, или мысленно проследить их возможное развитие. Моделирование помогает не только разработать какой-либо проект, но и представить его целостно в развитии. Под моделью формирования общих компетенций студентов-экологов мы понимаем систему взаимосвязанных между собой компонентов профессионального экологического образования (цели, задачи, объекты, условия), которые взаимосвязаны с социальным заказом и специфическими особенностями профессиональной деятельности техника-эколога. В основу модели заложены основные положения компетентностного подхода и идеи образования для устойчивого развития.

Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С. И. Архангельского [1], Ю. А. Конаржевского и других. Сущность моделирования состоит в замене реально существующих объектов, процессов, явлений их знаковыми графическими или материальными аналогами, адекватно отражающими существенные свойства объектов реальности, а также в исследовании последних с помощью полученных моделей в соответствии с поставленными целями. Использование моделирования в теоретическом исследовании представляет собой не просто способ схематического и четкого представления целостного явления для упрощения понимания сложноорганизованных систем. Модель выполняет две функции: эталона и инструмента для достижения цели. Понятие «модели» сегодня широко используется в педагогической науке.

Модель всегда отличается от оригинала. Как и любая другая система, модель имеет свой элементарный состав, структуру, внутренние и внешние связи. При построении модели имеет смысл сохранять только наиболее значимые элементы системы оригинала, менее важные игнорируются или объединяются в новые структурные элементы. Однако такие изменения структурных элементов и связей не должны нарушать основное назначение модели. Она в определенном смысле должна отражать оригинал и походить на него так, чтобы результаты изучения свойств, состояния, поведения модели были бы применимы к оригиналу._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.