Научная статья на тему 'К вопросу оценки эффективности деятельности регионального координацонного центра дополнительного профессионального образования'

К вопросу оценки эффективности деятельности регионального координацонного центра дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Наталья Александровна

Актуальность исследования состоит в том, сегодня наибольшего эффекта в сфере дополнительного профессионального образования можно добиться, только объединяя возможности крупных предприятий региона, ведомств, учреждений в сфере образования, экономики, бизнеса, строительства и т.д. Решением обозначенной проблемы, по нашему мнению, может стать создание регионального координационного центра дополнительного профессионального образования. В статье предлагается общий подход к определению оценки эффективности регионального координационного центра дополнительного профессионального образования. Рассчитан дополнительный объем товарооборота в год по группе предприятий РСО-Алания в результате повышения квалификации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасименко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS ABOUT THE EFFICIENCY EVALUATION OF THE REGIONAL COORDINATION CENTRE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The relevance of the study is that, today, the greatest effect in the area of additional professional education can be achieved only by combining the capabilities of large regional companies, departments and institutions of the economy, business and construction spheres. In our opinion, these problems can be solved by the creation of the regional coordination centre of additional professional education. The article offers a general approach to the definition of evaluating the efficiency of regional coordination centre of additional professional education. We have calculated the additional annual turnover volume of the in the group of companies in North Ossetia-Alania as a result of staff development.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки эффективности деятельности регионального координацонного центра дополнительного профессионального образования»

УДК 338

Н А. Герасименко К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАЦОННОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования состоит в том, сегодня наибольшего эффекта в сфере дополнительного профессионального образования можно добиться, только объединяя возможности крупных предприятий региона, ведомств, учреждений в сфере образования, экономики, бизнеса, строительства и т.д. Решением обозначенной проблемы, по нашему мнению, может стать создание регионального координационного центра дополнительного профессионального образования. В статье предлагается общий подход к определению оценки эффективности регионального координационного центра дополнительного профессионального образования. Рассчитан дополнительный объем товарооборота в год по группе предприятий РСО-Алания в результате повышения квалификации персонала.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, рынок труда, региональная система профессионального образования, оценка эффективности.

NaMya Gerasmento QUESTIONS ABOUT THE EFFICIENCY

EVALUATION OF THE REGIONAL COORDINATION CENTRE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Annotation. The relevance of the study is that, today, the greatest effect in the area of additional professional education can be achieved only by combining the capabilities of large regional companies, departments and institutions of the economy, business and construction spheres. In our opinion, these problems can be solved by the creation of the regional coordination centre of additional professional education. The article offers a general approach to the definition of evaluating the efficiency of regional coordination centre of additional professional education. We have calculated the additional annual turnover volume of the in the group of companies in North Ossetia-Alania as a result of staff development.

Keywords: additional professional education, labor market, regional system of professional education, efficiency evaluation.

Система дополнительного профессионального образования - это динамично развивающаяся и широкомасштабная образовательная сфера, способствующая улучшению политической, экономической и социальной ситуации страны. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в настоящее время становится таким общественно-социальным институтом, который способен предоставить человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, повышать свою профессиональную квалификацию. Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе дополнительного профессионального образования предопределяет ее роль и место в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан [2]. Являясь частью российской системы непрерывного образования, региональная система дополнительного профессионального образования обладает рядом специфических черт по контингенту своих слушателей, образовательным программам, методам и

© Герасименко Н.А., 2015

срокам, формам и режимам обучения, что требует постоянного развития научного обеспечения этой сферы.

Российская педагогическая наука осмысливает проблемы ДПО как продолжение традиций классического университетского образования (Н.С. Ладынец, В.Г. Рабинович, И.В. Шадриков и др.); в контексте преобразования образовательных принципов, перехода к модели «персоноцентризма» (Э.М. Андреев, В.З. Корчагова, Л.А. Литвиненко, В.Г. Осипов, В.Н. Скворцов и др.); как социокультурная среда непрерывного образования (Ю.Г. Волков, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Литвиненко, Н.П. Новиков, М.М. Потапенко и др.) [5]. Современные исследователи дополнительного профессионального образования (Ю.С. Авраамов, В.В. Безлепкин, В.В. Ефимов, С.Л. Колесникова и др.) отмечают, что в общем виде оно «отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса и его достройке «новыми элементами», в котором человек, «продвигаясь по его восходящим ступеням», «должен не только освоить прогрессивный опыт, но и обрести способность к его обогащению собственным вкладом» [4, с. 350].

В настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально выстроить свою карьеру [2]. Отсюда следует, что сегодня наибольшего эффекта в сфере ДПО можно добиться, только объединяя возможности крупных предприятий региона, ведомств, учреждений в сфере образования, экономики, бизнеса, строительства и т.д. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО), раскрывающего организацию, формы и механизмы функционирования регионального непрерывного образования по следующим подсистемам: кадровых рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий, а также специалистов непроизводственной сферы, научных кадров в научно-исследовательских организациях и вузах региона, менеджеров предприятий и организаций [1].

В обобщенном формате основная цель деятельности Координационного Центра заключается в информационно-аналитическом и экспертно-консалтинговом обеспечении взаимодействия региональной системы профессионального образования и рынка труда [3]. Таким образом, основной деятельностью регионального координационного центра управления ДПО является координация деятельности структурных подразделений региональных вузов в сфере реализации программ дополнительного профессионального образования, реализация собственных программ дополнительного профессионального образования, активное содействие подготовке специалистов регионального, федерального и международного уровня, профессиональная и профориентационная деятельность на рынке современных образовательных услуг. Основные направления деятельности Центра связаны с осознанием особенностей опережающего обучения высвобождаемых работников, образования взрослых, новыми представлениями о целях обучения в связи с меняющимися представлениями о профессионализме, личностном и профессиональном росте человека, новыми подходами к определению содержания образования, позициями участников образовательного процесса, новыми формами обучения, направленными на модульно-компетентностный и личностно ориентированный подходы, совершенствованием в решении практических задач, новыми режимами обучения и т.д.

Эффективная реализация целей и задач деятельности Координационного Центра требует проведения проектирования подразделений и функциональных единиц, их взаимосвязей, которые определяются задачами РКЦДПО и распределением функций, а также структуры управления как отношений соподчиненности по вертикали и горизонтали. В этой связи на этапе его проектирования необходимо решить проблему выбора наиболее приемлемого варианта формирования модели РКЦДПО. Сравнительный анализ между возможными альтернативными вариантами моделей позволит определить критерии, показатели и затраты, имеющие наибольшую значимость для реализации

стратегии управления дополнительным профессиональным образованием в регионе. Следует отметить, что методические основы оценки эффективности структур, подобных РКЦДПО, еще недостаточно разработаны. В этой связи далее предлагается общий подход к определению оценки эффективности РКЦДПО.

Для каждого из альтернативных вариантов РКЦДПО потребуются определенные финансовые средства в виде капитальных вложений (или инвестиций), которые могут быть направлены на приобретение современной телекоммуникационной техники, офисного оборудования и программных продуктов и т.д. Кроме того, каждый из альтернативных вариантов РКЦДПО обеспечивает в экономике получение положительного результата в виде объемной величины, например, объема производства, объема продаж, прибыли и т.п. Положительный результат может отражаться в виде роста показателей, например, повышения производительности труда в экономике на одного занятого, повышения качества продукции и т.п. В этой связи издержки на создание каждого из альтернативных вариантов РКЦДПО могут быть представлены в расчете на единицу положительного результата.

Рассмотрим три варианта создания РКЦДПО, каждый из которых обладает своими показателями. Первый вариант целесообразен с точки зрения минимальных затрат. Второй вариант - имеет преимущества по соотношению удельных затрат на единицу результата. По третьему варианту достигается наибольший результат. Основные данные для выбора наиболее приемлемого варианта создания РКЦДПО отражены в таблице 1.

Таблица 1

Основные данные для выбора наиболее приемлемого варианта создания РКЦДПО

Показатели Альтернативные варианты

1 2 3

Сумма капиталовложений, тыс. руб. 100 150 120

Объем результата в экономике за счет деятельности создания РКЦДПО, единиц 60 80 100

Коэффициент экономической эффективности 0,1 0,1 0,1

Определим удельные затраты на 1 единицу результата (С) по каждому из вариантов:

- вариант l:Ci = 1,7 (100 тыс. руб. : 60);

- вариант 2: С2 = 1,9 (150 тыс. руб. : 80);

- вариант 3 С3= 2 (200 тыс. руб. : 2).

Выбор наиболее предпочтительного варианта можно осуществить на основе расчета приведенных затрат (Зп) по формуле:

Зп = С + ЕК (1)

где Зп - приведенные затраты; С - удельные затраты на 1 единицу результата; К -затраты, капиталовложения; Е - коэффициент экономической эффективности.

Более выгодным считается вариант, при котором приведенные затраты минимальны, или:

Зп -»min. (2)

Проведем расчет приведенных затрат по вариантам (3):

- по первому варианту Зп=(1,7-60)+0,1-100 = 102+10 = 112 тыс. руб.

- по второму варианту Зп=(1,9-80)+0,1-150 = 152+15 = 167 тыс. руб.

- по третьему варианту Зп=(2-100)+0,1-200=120+20 = 140 тыс. руб.

Как видно, первый вариант создания РКЦДПО имеет минимальные приведенные затраты -112 тыс. руб. и поэтому он может быть принят за основу.

Рассчитаем дополнительный объем товарооборота в экономике РСО-Алания, который может образоваться за счет повышения квалификации работников по следующей формуле:

Тд = ^ (3)

о 100 ' V /

где Тд - величина дополнительного объема товарооборота в результате повышения квалификации работников, руб.; ТС _ среднегодовой объем товарооборота до периода повышения квалификации, руб.; П _ прирост среднегодового товарооборота, %; Д _ количество годов учета роста товарооборота.

Прирост среднегодового товарооборота по группе предприятий за счет повышения квалификации персонала ориентировочно составляет 10 %. Выручка предприятий от продаж продукции в 2015 г. запланирована на уровне 10 млн руб.

Количество лет учета товарооборота равно 1.

Отсюда дополнительный объем товарооборота в год по группе предприятий РСО-Алания в результате повышения квалификации персонала составит (2):

Тд = 10 000 тыс. руб. -10 % 1/100 = 1000,0 тыс. руб.

Таким образом, концепция формирования республиканского координационного центра по управлению системой ДПО, оптимизация сети вузов путем их объединения в университетские комплексы различных типов, включающие также образовательные учреждения, реализующие образовательные программы других уровней, а также повышение квалификации и переподготовку работающих, опережающее обучение высвобождающихся работников, потенциально может оказать положительное влияние на показатели развития экономики РСО-Алания. Успешное функционирование координационного центра по управлению системой ДПО предполагает проявление результатов его деятельности в различных сферах РСО-Алания: управленческой, экономической, технико-производственной, сбытовой и т.п., что предопределяет высокие требования к уровню теоретической подготовки персонала этой службы. Обеспечение многообразия и непрерывности дополнительного профессионального образования может выступать не только как перспективный замысел, но, прежде всего, как условие достижения нового качества социально-экономического развития общества.

Библиографический список

1. Герасименко, Н. А. Модель формирования регионального координационного центра дополнительного профессионального образования / Н. А.Герасименко // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения : материалы 11-й Международной научно-практической конференции. _ Новосибирск, 2010. _ С. 269-274.

2. Герасименко, Н. А. Оптимизация взаимодействия региональной системы дополнительного профессионального образования и рынка труда / Н. А. Герасименко // Управление экономическими и социальными системами региона : сб. научных трудов. _ Владикавказ, 2013. _ С. 59-69.

3. Герасименко, Н. А. Принципы управления региональной системой дополнительного профессионального образования / Н. А. Герасименко // Вектор науки ТГУ. _ 2014. _ № 2(17). _С. 62-65.

4. Ефимов, В. В. Дополнительное профессиональное образование - важнейший путь к повышению конкурентоспособности предприятия / В. В. Ефимов // Материалы IX Международной конференции по дополнительному образованию. - М., 2008. - С. 348-350.

5. Корчагова, Л. А. Становление рынка образовательных услуг в России и зарубежный опыт / Л. А. Корчагова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 2. - С. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.