Научная статья на тему 'Интеграционные механизмы взаимодействия системы дополнительного профессионального образования и регионального рынка труда'

Интеграционные механизмы взаимодействия системы дополнительного профессионального образования и регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Н.А.

В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасименко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные механизмы взаимодействия системы дополнительного профессионального образования и регионального рынка труда»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентом. Адресованные студенту задания в условиях КДП стимулируют его личностную, интеллектуальную активность, направляют его учебную деятельность. Следовательно, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей студентов, но и дальнейшее развитие их познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Таким образом, сущность КДП заключается в том, что в центре обучения находится сам студент, и что на основе обновленного содержания образования будет формироваться его компетентность (компетентности или комплекс компетенций), а процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер. Соответственно, технологии обучения будут направлены на формирование у будущего специалиста способностей, осуществлять различного вида деятельности, причем в процессе осуществления деятельности студент будет осваивать все новые компетентности. Список использованной литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 2001. -207 с.

2. Игнатьева Г. Деятельностное содержание образования: современная дискуссия // Высшее образование в России. - 2003. - №5. - С.65-74.

3. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 2008.

© Галиахметова А.Т., Андреева Е.А., 2016

УДК 338.24.01

Н. А. Герасименко

К.п.н., доцент ФГБОУ ВО СОГУ им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Российская Федерация

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Аннотация

В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО).

Ключевые слова

Рынок труда, дополнительное профессиональное образование, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, региональный координационный центр дополнительного

профессионального образования.

Актуальность исследования интеграционных механизмов взаимодействия регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования (ДПО) обусловлена необходимостью переквалификации и переобучения значительной доли трудоспособного населения в связи с модернизацией образования, установлением рыночных отношений в социально-экономической, политической, образовательной сферах; демократизации общественной жизни. Анализу ДПО как реализации принципа непрерывного образования, позволяющего полезно обогащать профессиональный потенциал личности, посвящены исследования М.И. Бекоевой [1, с. 135-140], Н.А. Герасименко [3-5], И.И .Римаревой [7,с. 18-23]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

и др. Несмотря на расширение и внутреннюю дифференциацию, сфера дополнительного профессионального образования в России сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями -начиная от несовершенства нормативно-правовой базы и заканчивая отсутствием эффективных механизмов управления качеством при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные системе дополнительного профессионального образования в условиях региона с учетом специфики различных типов учебных заведений. Существующие программы регионализации, многочисленные декларации, законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат целенаправленных подходов к выработке и реализации региональной политики в области непрерывного профессионального образования, не предусматривают какой-либо стройной системы мер по интеграции общего и дополнительного профессионального образования в один из основополагающих, активных факторов экономического и социального прогресса региональных сообществ. Дополнительное профессиональное образование необходимо рассматривать в качестве базового звена в общей системе непрерывного образования, поскольку в нем оптимально сочетаются профессиональные интересы и потребности обучаемых. В связи со сложившейся ситуацией на региональном рынке труда, необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда по следующим направлениям:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса [4, с. 269274]. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства на трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;

- развитие территориальной трудовой мобильности населения. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала республики до периода устранения негативных экономических тенденций. Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе дополнительного профессионального образования предопределяет ее роль и место в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан [3, с. 45-49]. Отсюда следует, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Поэтому в ходе мониторинга нами исследовалась и ситуация на рынке труда. Эффективность и качество высшего профессионального образования, в том числе и ДПО, удобнее измерять по показателям трудоустройства выпускников (слушателей) профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности на рынке труда, показателям безработицы и т.д. Результаты опросов работодателей свидетельствуют о том, что в качестве дополнительных требований к навыкам и умениям работников они выдвигают такие ключевые умения, как: владение информационно-коммуникационными технологиями; способность к сотруд- ничеству, работе в «команде», умение наладить деловые «связи», презентовать себя и свою организацию (социально-коммуникативная компетенция); готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации; способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью и т.д. На вопрос, какие причины чаще всего вызывают недовольство работой подчиненных, многие работодатели ответили: низкий результат деятельности (60%),

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

конфликтность (45%), некачественное выполнение обязанностей (65%). Более 75% из опрошенных работодателей считают важным систематическое развитие и обучение персонала. В списке основных мероприятий, необходи- мых для повышения качества подготовки специалиста или рабочего были приведены такие, как: приведение образовательных программ в соответствие с новыми технологиями (58%), повышение профессионального уровня преподавательского состава (43%), улучшение материально-технической базы образовательного уч реждения (45%), включение практикантов в производственные процессы (60%), регулярное проведение краткосрочных курсов повышения квалификации (87%), привлечение практикующих специалистов к проведению теоретических занятий (60%), регулярная организация экскурсий студентов на предприятие (37%) [5, с. 93-98]. В ходе мониторинга было выявлено, что большинство крупных предприятий, как государственных, так и частных согласны принять участие в совершенство- вании региональной системы дополнительного профессионального образования и готовы предоставлять своих специалистов в качестве мастеров производственного обучения (80%) предоставлять своих специалистов для проведения теоретических занятий (45%), организовать курсы повышения квалификации на базе своих предприятий для мастеров производственного обучения (67%) обеспечить прохождение производственной и преддипломной практики студентами (85%). Профессиональные навыки сотрудников, наиболее значимые для руководителей предприятий расположились следующим образом: знания современных информационно-коммуникационных технологий - 94%, умение проявлять инициативу в работе - 86%, социальные навыки (деловое общение, работа в команде) - 78%, качественное базовое образование - 65%, умение применять инновации в своей работе (58%), знание иностранного языка (40%), отличное знание законодательства (37%). На вопрос, какие личностные качества соискателя приветствуются при приеме на работу, получены следующие ответы: коммуникабельность - 95%, ответственность - 90%, умение быстро разрешать проблемы 88%, добросовестность 82%, умение принимать эффективные решения - 77%, способность генерировать новые идеи - 65%, гибкость мышления - 57%, умение быть лидером - 36%. Как правило, при планировании управленческих воздействий необходимо учитывать прогнозируемые естественные долгосрочные изменения ситуации, а также искусственные (целенаправленные) изменения, и при этом обязательно принимать во внимание неизбежность непрогнозируемых изменений. Отсюда вытекает вывод, что сегодня наибольшего эффекта в сфере ДПО можно добиться, только объединяя возможности крупных предприятий региона, ведомств, учреждений в сфере образования, экономики, бизнеса, строительства и т. д. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению может стать создание республиканского координационного центра дополнительного профессионального образования (РКЦДПО), раскрывающего организацию, формы и механизмы функционирования регионального непрерывного образования по следующим подсистемам: кадровых рабочих; ИТР и служащих предприятий, а также специалистов непросферы; научных кадров в научно-исследовательских организациях и вузах региона; менеджеров предприятий и организациях. Приоритетными направлениями деятельности Координационного Центра (КЦ) являются: координация деятельности руководителей высших учебных заведений, осуществляющих ДПО; развитие взаимосвязей с региональными и муниципальными органами управления, органами управления образованием, работодателями; организация взаимной помощи и поддержки в разработке и реализации инновационных образовательных программ и прогрессивных образовательных технологий; разработка ценовой политики в сфере платных образовательных услуг; формирование позитивного общественного мнения о региональной системе дополнительного профессионального образования; содействие повышению уровня научно-профессиональной автономии образовательных учреждений и организаций ДПО в реализации комплексного подхода в развитии образовательной сферы в РСО - Алания; активное участие в многосторонних академических программах, организационно-методическое обеспечение обучения всех категорий работников на основе современных технологий обучения; успешное взаимодействие с образовательными и другими структурами международных организаций [4, с. 269-274]. Программу КЦ, которая ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, производством, непроизводственной сферой и удовлетворение потребностей личности, общества, государства в непрерывном образовании, необходимо разработать с учетом положений Национальной доктрины образования РФ, Федеральной программы развития образования, Закона РФ«Об образовании», Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и др. В обобщенном формате основная

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

цель деятельности Координационного Центра заключается в информационно-аналитическом и экспертно-консалтинговом обеспечении взаимодействия региональной системы профессионального образования и рынка труда. Миссия РКЦДПО - профессиональная и профориентационная деятельность на рынке современных образовательных услуг, активное содействие подготовке специалистов регионального, федерального и международного уровня. Концепция создания РКЦДПО носит инновационный характер, что обусловлено поставленной перед ним целью - разработка психолого-педагогических условий формирования и развития региональной системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов во всех сферах.

Список использованной литературы:

1. Бекоева М.И. Интеграция систем общего и дополнительного образования как основа организации непрерывного профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 135-140.

2. Бегиева А.Ш., Дзагоев С.Ф. Исследование предпочтений молодых специалистов при выборе места работы//Вестник Университета (Государственный университет управления) 2015 №13.С.322-327

3. Герасименко Н.А., Герасименко В.Г. Организация непрерывного профессионального образования на основе интеграции систем общего и дополнительного образования. // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Наука и современность-2011». Новосибирск, 2011. - С. 191-195.

4.. Герасименко Н.А., Герасименко В.Г. Региональный опыт интеграции систем общего и дополнительного образования // Вестник СОГУ. Владикавказ, 2009, №1. С. 45-49.

5. Герасименко Н.А. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования в рамках евразийского экономического сообщества// Международная научно-практическая конференция «Личность в условиях современных социальных изменений». Магнитогорск, 2010. - С. 93-98.

6. Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания www.regnum.ru

7. Римарева И.И. Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема //Высшее образование в России. 2008. №5. С.18-23.

© Герасименко Н.А., 2016

УДК 37.037.1

Д.В. Жернаков

к.п.н., начальник кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, РФ

А.Н. Лагунов

к.п.н., начальник кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, РФ

А.В. Уколов

к.п.н., заместитель начальника кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СИБИРСКОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Идея исследования заключается в том, чтобы сформировать профессионально-важные качества курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в процессе обучения, который в свою очередь является сложным по структуре, содержанию и включает многофакторные компетенции формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.