Научная статья на тему 'Анализ конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в Приморском крае'

Анализ конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ РЫНКА / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MARKET MONITORING / MARKET SITUATION / THAT ARE IN DEMAND THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виничук Оксана Юрьевна, Овчинникова Ирина Александровна, Напалкова Анастасия Алексеевна

В данной статье представлен краткий анализ и оценка конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в Приморском крае с целью уменьшения неопределенности и риска при решении как тактических, так и стратегических задач учреждениями, которые оказывают услуги в сфере дополнительного образования всех уровней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виничук Оксана Юрьевна, Овчинникова Ирина Александровна, Напалкова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market analysis of additional professional education in Primorye

This article presents a brief analysis and evaluation of market conditions additional professional education in the Primorsky Krai in order to reduce uncertainty and risk in addressing both tactical and strategic objectives of institutions performing services in the sphere of additional education at all levels.

Текст научной работы на тему «Анализ конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в Приморском крае»

Виничук Оксана Юрьевна

Vinichuk Oksana Yruevna Дальневосточный федеральный университет The Far Eastern Federal University Доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики Associate Professor of Marketing, Commerce and Logistics

Кандидат экономических наук Доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики

E-Mail: Kv23@list.ru

Овчинникова Ирина Александровна

Ovchinnikova Irina Aleksandrovna Дальневосточный федеральный университет The Far Eastern Federal University Старший преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики Senior lecturer of Marketing, Commerce and Logistics

E-Mail: irina.o@rambler.ru

Напалкова Анастасия Алексеевна

Napalkova Anastasiya Alekseevna Дальневосточный федеральный университет The Far Eastern Federal University Доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики Associate Professor of Marketing, Commerce and Logistics

Кандидат экономических наук Доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики

E-Mail: napalkova@list.ru

08.00.00 Экономические науки

Анализ конъюнктуры рынка дополнительного профессионального

образования в Приморском крае

Market analysis of additional professional education in Primorye

Аннотация: В данной статье представлен краткий анализ и оценка конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в Приморском крае с целью уменьшения неопределенности и риска при решении как тактических, так и стратегических задач учреждениями, которые оказывают услуги в сфере дополнительного образования всех уровней

The Abstract: This article presents a brief analysis and evaluation of market conditions additional professional education in the Primorsky Krai in order to reduce uncertainty and risk in addressing both tactical and strategic objectives of institutions performing services in the sphere of additional education at all levels.

Ключевые слова: Дополнительное профессиональное образование, мониторинг рынка, конъюнктура рынка, востребованные программы.

Keywords: Additional professional education, market monitoring, market situation, that are in demand the program.

Рост востребованности программ дополнительного профессионального образования (ДПО) за последние годы обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, руководители организаций и предприятий заинтересованы в повышении квалификации и профессиональной переподготовке своих сотрудников, так как это обеспечивает конкурентоспособность организации. Во-вторых, сами работники рассматривают повышение своей квалификации как одно из главных условий профессионального роста и построения карьеры. Если раньше, базовое высшее образование было гарантией занятости, то в настоящее время оно воспринимается как основа для последующего совершенствования навыков в процессе повышения квалификации. В-третьих, в условиях сокращения рабочих мест, изменения структуры рынка труда многие люди рассматривают профессиональную переподготовку как единственно возможный способ найти новую нишу в сегменте востребованных профессий [4].

Кроме того, дополнительное образования стало актуально еще и потому, что большое число трудоспособного населения получило свое образование еще в советских вузах, где не было такого понятия как рыночная экономика. До сих пор, многие сотрудники не имеют навыков работы с информационными (компьютерными) технологиями, особенно это касается людей после сорока лет, но именно они уже приобрели достаточный практический опыт. Тенденции развития современной экономики требуют специалистов нового уровня, адаптированных к новым условиям и технологиям, мобильных, постоянно совершенствующих свой профессионализм. В свою очередь, система ДПО всех уровней должна чутко реагировать на потребности населения и работодателей, предлагая разнообразные образовательные услуги по опережающему обучению, формированию востребованных профессиональных компетенций и инновационного мышления. Решению этой задачи призвано активно содействовать комплексное изучение конъюнктуры регионального рынка дополнительного профессионального образования [3].

Дополнительное профессиональное образование в Приморском крае в 2012 году осуществляли 165 образовательных учреждений, которые представлены следующими операторами рынка образовательных услуг [1]:

• в системе начального профессионального образования (НПО) 38 учреждениями;

• в системе среднего профессионального образования (СПО) 30 учреждениями;

• 48 учреждениями высшего профессионального образования (ВПО) (включая 9 учреждений высшего профессионального образования и филиальную сеть).

• 49 специализированными центрами ДПО.

Исследование показало, что в 2012 году образовательные учреждения Приморского края предлагали 1661 программу дополнительного профессионального образования, половина из которых - программы повышения квалификации (информация представлена только по учреждениям НПО, СПО и ВПО) (рисунок 1).

Рынок ДПО

1661 пппгпяммя (100%)

Рис. 1. Структура рынка дополнительного профессионального образования

Приморского края, 2012 г.

Среди программ дополнительного профессионального образования в Приморском крае первое место занимают программы технической направленности (рисунки 2-4). В рамках профессиональной переподготовки большинство учреждений начального профессионального образования осуществляют подготовку по техническим специальностям, а высшие учебные заведения - в сфере экономики и управления (рисунок 4).

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

145

64

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

46

2 5

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

55

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 1 35

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

23

3

Рис. 2. ТОП-5 укрупненных групп специальностей по частоте предложения программ профессиональной подготовки образовательными учреждениями Приморского края, 2012 г., ед.

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013

38

145

53

122

4 18

136

67

Рис. 3. ТОП-5 укрупненных групп специальностей по частоте предложения программ повышения квалификации образовательными учреждениями Приморского края, 2012 г., ед.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

140

56

27

11

1

ВПО

Рис. 4. ТОП-5 укрупненных групп специальностей по частоте предложения программ профессиональной переподготовки образовательными учреждениям Приморского края, 2012 г., ед.

В результате проведенного исследования рынка дополнительных образовательных услуг Приморского края становится очевидным, что:

1. В структуре предложения программ ДПО, реализуемых учреждениями СПО, лидерство принадлежит «Техническим специальностям» - 61,3%, второе место занимает «Здравоохранение» - 19,7%, замыкает тройку лидеров «Сфера обслуживания» с долей 8,9% (рисунок 5).

Технические; 61,3.

дравоохранение; Экономика и 19,7 .управление; 3,2

Сфера обслуживания; 8,9 Информационные технологии; 6,9

Рис. 5. Структура предложения программ дополнительного профессионального образования, реализуемых учреждениями СПО Приморского края, 2012 г., %

2. В структуре предложения программ ДПО по повышению квалификации, реализуемых учреждениями ВПО (рисунок 6) значительную долю занимают направления: «Экономика и управление» - 39,1%, «Здравоохранение» - 17,1% и «Гуманитарные науки» -14,1%.

МНр://паикоуесІепіе.т 3 1ЭВН3 13

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013

Сельское и рыбное хозяйство 2,5 Информационные________________

технологии ;4,6

Технические 3,7

Экономика и управление 39,1

Сфера обслуживания 1

Образование и педагогика 1,8

.Естественные 6

Гуманитарные 14,1

Здравоохранение 17,1

Культура и искусство 10,1

Рис. 6. Структура предложения программ дополнительного профессионального образования по повышению квалификации, реализуемых учреждениями ВПО Приморского края, 2012 г., %

3. В структуре предложения ДПО программ профессиональной переподготовки, реализуемых учреждениями ВПО, существенную долю занимают «Экономика и управление» - 51,5%, «Гуманитарные науки» - 17,6%, «Сельское и рыбное хозяйство» 16,2% (рисунок 7).

Сфера обслуживания ; 1,5

Информационные технологии ; 4,4

Технические ; 2,9

Сельское и рыбное хозяйство ; 16,2

Естественные ; 4,4

Гуманитарные ; 17,6

Образование и педагогика ; 1,5

Экономика и управление ; 51,5

Рис. 7. - Структура предложения программ дополнительного профессионального образования по профессиональной переподготовке, реализуемых учреждениями ВПО

Приморского края, 2012 г., %

4. В структуре предложения программ дополнительного профессионального образования, реализуемых специализированными центрами, преобладают направления подготовки по техническим специальностям - 31,3%, информационным технологиям - 20,2% и экономике и управлению - 18,2% (рисунок 8).

Рис. 8. Структура предложения программ дополнительного профессионального образования,

реализуемых специализированными центрами ДПО Приморского края, 2012 г., %

Таким образом, исходя из ситуации, сложившейся на рынке дополнительного образования Приморского края, становится очевидным, что практически у всех операторов (за исключением программ подготовки, реализуемых учреждениями ВПО) лидируют в предложении технические направления подготовки. Данные программы имеют достаточно широкий диапазон цен, максимально соответствуя конъюнктуре рынка. По программам, предоставляемым учреждениями ВПО, ведущие позиции принадлежат программам экономической, управленческой, технической направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ цен на программы повышения квалификации в Приморском крае показал, что их диапазон предлагаемый учреждениями СПО - от 3500 рублей (1С: Бухгалтерия 8.0, 40 ч., Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж) до 22 400 рублей (Судоводитель маломерного судна, 4 нед., Владивостокский морской рыбопромышленный колледж), учреждениями ВПО - от 600 рублей (Базовая подготовка персонала судна по охране, 1 дн., Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского) до 72 000 рублей (Школа телеведущего, 150 ч., ВГУЭС). Программы профессиональной подготовки учреждения НПО предлагают в среднем по цене 7300 рублей. В учреждениях СПО их стоимость может составить до 59500 рублей. Диапазон цен в вузах изменяется от 3600 рублей (Радиолокационное наблюдение и прокладка и использование средств автоматической радиолокационной прокладки, 5 дн., МГУ им. адм. Невельского) до 280 000 рублей (Мастер делового администрирования, ВГУЭС).

Необходимо отметить, что самыми дорогими программами в вузах Приморского края являются программы по гуманитарным наукам, культуре и искусству, в учреждениях среднего и начального профессионального образования - по культуре и искусству, техническим и гуманитарным наукам. Среди самых доступных в вузах можно выделить программы в рамках таких групп, как сфера обслуживания, информационные технологии и естественные науки. В учреждениях начального и среднего профессионального образования самая низкая стоимость обучения установлена на программы сферы обслуживания и информационных технологий.

Одним из крупнейших операторов рынка услуг дополнительного профессионального образования Приморского края является Дальневосточный федеральный университет, который предлагает 497 программ ДПО, из которых 31,4% - профессиональная подготовка, 55,5% - повышение квалификации, 13,1% - профессиональная переподготовка. Самое большое количество программ профессиональной подготовки ДВФУ предлагает по следующим укрупненным группам: информационные технологии (55 ед.), гуманитарные науки (26 ед.) и экономика и управление (23 ед.). Среди программ повышения квалификации чаще всего встречаются: экономика и управление (77 ед.), информационные технологии (56 ед.), образование и педагогика (42 ед.), гуманитарные науки (42 ед.). Профессиональная переподготовка в большинстве случаев ведется по экономике и управлению (24 ед.) и гуманитарным наукам (22 ед.)

Позиции Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на рынке ДПО по количеству предложений являются самыми сильными. Основным конкурентом ДВФУ в области ДПО является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), предлагающий 70 программ, из которых 62 относятся к категории программ повышения квалификации и 8 - к профессиональной переподготовке. Вторым по значимости конкурентом ДВФУ на рынке ДПО является Дальрыбвтуз, предлагающий 66 программ, в том числе 54 - программы повышения квалификации, 11 - профессиональной переподготовки и 1 программа профессиональной подготовки.

Одним из важнейших конъюнктурообразующих факторов является спрос на дополнительные образовательные услуги, определяющий то количество услуг, которое желают приобрести потенциальные потребители при сложившихся на рынке условиях [3]. Количественные характеристики спроса могут быть представлены статистической информацией и первичными данными, получаемыми в процессе опроса потенциальных потребителей о готовности приобретать различные дополнительные образовательные программы. Статистическая информация по оказанию услуг в области ДПО является разрозненной и неполной, кроме того, приводится по укрупненным группам направлений подготовки. Для получения первичных данных был проведен опрос трудоспособного

населения в возрасте 26-50 лет в Приморском крае на основе квотной детерминированной выборки (количество респондентов составило 385 человек). В результате анализа предпочтений экономически активного населения в Приморском крае выстроены ТОР-листы наиболее популярных программ (рисунок 9).

а) повышение квалификации (ТОР-11) б) профессиональная переподготовка (ТОР-10)

Рис. 9. ТОР - листы востребованных программ дополнительного профессионального образования специалистами предприятий и организаций Приморского края,2012 г., %

Необходимо отметить, что в современных условиях активно развивается система корпоративного обучения. Поэтому при выявлении спроса на программы дополнительного профессионального образования важно знать спрос различных предприятий на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С этой же целью проведен опрос работодателей на основе квотной детерминированной выборки (количество респондентов составило 365 человек). На рисунке 10 представлен результат анализа предпочтений работодателей - ТОР-лист наиболее популярных программ.

а) повышение квалификации б) профессиональная переподготовка

Рис. 10 - ТОР - листы 15 востребованных работодателями программ дополнительного профессионального образования на рынке образовательных услу Приморского края, 2012 г., %

Среди программ повышения квалификации пятерка лидеров по востребованности у работодателей и экономически активного населения Приморского края практически совпадает. Работодатели заинтересованы в программах бухгалтерской направленности: бухгалтерская (финансовая) отчетность, анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же информационном обеспечении экономической деятельности. В связи с чем, достаточно высокую популярность среди руководителей предприятий имеют программы: 1 С:

Бухгалтерия, 1С: Заработная плата и управление персоналом, 1С: Предприятие. Управление торговлей. Представители второй выборки - экономически активное население - определили схожий перечень наиболее востребованных программ (рисунок 9, а). Исключение составляет только пятая строка ТОР- листа, которую заняла программа внешнеэкономическая деятельность предприятия. Вероятно в силу того, что в перспективе потребность экономики Приморского края в специалистах такого профиля может значительно вырасти.

При выборе программ профессиональной переподготовки среди участников опроса не наблюдается такого единодушия как при выборе программ повышения квалификации (рисунки 9,б; 10,б). Исключение составляют только две программы: бухгалтерский учет, анализ и аудит; управление персоналом. Так, работодатели кроме двух уже упомянутых программ выделили еще три важных для их бизнеса: логистика в управлении предприятием, менеджмент организации, финансы и кредит. Респонденты из выборки экономически активного населения считают, что будут востребованы на рынке труда, если получат переподготовку в области экономики и управления, психологии, иностранного языка.

Относительно стоимости услуг дополнительного профессионального образования опрос экономически активного населения в Приморском крае показал, что за дополнительное образование специалисты готовы платить 20 001-30 000 рублей (6%) и 30 001 - 45 000 (7%). Примерно в одинаковом соотношении распределились мнения специалистов в отношении краткосрочных курсов: 8% готовы платить от 8 до 12 000 руб., 5% - от 12 000 до 20 000 руб., 5% - от 3001 до 8000 руб. За тренинги большинство респондентов готово платить не более 3000 руб. (6%). Отдельные участники опроса рассматривают для себя возможность платить за тренинги от 3000 руб. до 15 000 руб. За семинары и мастер-классы готовы платить не более 3000 руб. (7,6 и 6,3% соответственно). Незначительная часть выборки (не более 3,6%) может позволить себе потратить на данные формы образования большие суммы.

Опросы работодателей и экономически активного населения выявили еще одну важную проблему - это плохую осведомленность потенциальных слушателей о возможностях послевузовского образования, слабое представление о характеристиках и особенностях программ, которые предлагают образовательные учреждения.

Таким образом, для анализа конъюнктуры рынка ДПО любого уровня необходимо проводит мониторинг ситуации на рынке образовательных услуг, который даст четкое представление о структуре рынка и выявит его основные конъюнктурообразующие факторы [2,3]. На примере рынка ДПО Приморского края в 2012 году ситуация сложилась следующим образом: по количеству предложений программ дополнительного профессионального

образования в ДВФО лидирует Приморский край. Операторы рынка предлагают получить дополнительное профессиональное образование по 1661 программе, 1053 из них реализуют высшие учебные заведения. Спектр программ ДПО вузов Приморского края практически соответствует требованиям рынка труда. По частоте предложения программы технического профиля занимают первое место в Приморском крае. Следует отметить, что данные программы в учреждениях начального и среднего профессионального образования являются одними из самых дорогих, в то время как в вузах самые дорогостоящие программы - в области культуры и искусства. Практически половина из реализуемых программ - программы повышения квалификации. Такая популярность объясняется следующими факторами:

краткосрочность, минимальные затраты на реализацию программы, узкая специализация и клиентоориентированность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Департамент образования и науки Приморского края. Состояние и развитие системы образования Приморского края. Публичный доклад.

2. Виничук О.Ю. Современные подходы к использованию модели мониторинга в маркетинговой деятельности учреждений профессионального образования региона //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». - Выпуск 3. Том 19.- Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 - С. 76-83.

3. Овчинникова И. А. Алгоритм реализации комплексного подхода к оценке конъюнктуры регионального рынка рыбопродуктов //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012 ». - Выпуск 3. Том 19 - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 - С.58-66.

4. Хомутов О.И. Дополнительное профессиональное образование -

цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс] / О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. - Электрон ст. - Режим доступа к

ст.:кйр://еНЬ.аИ;81;и.ги/еНЬ/Ьоок8/Р11е8/ра1998_1/ра§е8/11/рар_11.к1т1

Рецензент: Захарова Алена Петровна к.э.н., доцент кафедры бизнес - информатики и экономико-математических методов школы Экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.