СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 378
ВГ. Герасименко ИЗУЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ
Аннотация. В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе дополнительного профессионального образования в национальном регионе предопределяет ее роль и место в государственной политике в области общего образования. С учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда возрастает потребность реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, образовательные услуги, компаративный подход, рынок труда.
Vakntin Gerasimenko RESEARCH OF THE DEVELOPMENT PROSPECTS
OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE LOCAL REGION
Annotation. In the context of the research, we found that the interest of the wider community in an effective system of additional professional education in the local region predetermines its role and place in the state policy in the field of education. Taking into account the real situation prevailing in the labor market, increases the need for the real economy, production, non-production sphere qualified personnel managers, professionals, workers and unemployed persons in training.
Keywords: additional professional education, continuing education, educational services, comparative approach, labor market.
В современных условиях дополнительное профессиональное образование (ДНО) становится не только интегральным фокусом всей образовательной системы, но и действенным инструментом реорганизации рынка труда в целом. Новая социально-экономическая и культурная парадигма развития отечественного рынка труда и его ускоренная технологическая модернизация являются основными факторами формирования новой профессионально-образовательной политики. Ее главная задача -реформирование системы высшего профессионального образования на основе расширения номенклатуры специализаций подготовки кадров, создания образовательных стандартов нового поколения, реализации принципа непрерывности образования и включения компенсаторного механизма дополнительного профессионального образования как важнейшего условия сохранения и развития кадрового потенциала отрасли. На него возлагается основная нагрузка по адаптации работников к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с реформированием высшей школы, информатизацией общества, повышением социальной роли учреждений дополнительного профессионального образования как информационных, культурных и образовательных центров [1]. Региональную систему дополнительного профессионального образования следует рассматривать как целостную педагогическую систему, обеспечивающую обновление профессиональных знаний, умений, навыков на протяжении всей жизни человека за счет внутренних национальных потребностей при согласовании и координации деятельности всех типов учреждений на основе выбранной траектории индивидуального развития [3].
© Герасименко В.Г., 2015
Для дальнейшего развития систем дополнительного и послевузовского профессионального образования, на наш взгляд, требуется решение ряда принципиальных задач: формирование механизма тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда; законодательное закрепление обязанностей работодателя по обеспечению непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков его работников; разработка механизмов опережающего профессионального обучения, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку незанятых и высвобождающихся работников; создание системы открытого образования; расширение перечня программ, реализуемых на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Успешное осуществление этих задач требует научного осмысления и обобщения богатого педагогического опыта зарубежных стран (Великобритании, Франции, Германии, Японии, США и др.), занимающих в данной области ведущие позиции в мировом сообществе: ретроспективного анализа процесса становления и развития и становления системы непрерывного образования, ее инвариантных и вариативных отдельных структурных компонентов, обучающих технологий. Это позволит избежать повторения чужих ошибок, значительно ускорит и облегчит процесс создания подобной системы в России.
В связи с переходом российских вузов в 2011-2012 гг. на трехуровневую систему высшего профессионального образования важной стратегической задачей становится усиление позиций региональных вузов на международном рынке образования [2]. Современная педагогическая наука в связи с расширением зоны международного образовательного взаимодействия сосредоточивает внимание на развитии многоуровневой системы высшего профессионального образования, в связи с чем возникла объективная необходимость в изучении качественных изменений в системе зарубежной педагогической школы: создание новых типов образовательных учреждений (колледжи-университеты); разработка вариативных учебных планов и программ; перестройка содержания; реализация новых технологий (З.Ф. Есарева, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Е.А. Мамчур, В.И. Мареев, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, B.C. Степин, B.C. Швырев и др.) [3; 7]. Изучение богатого опыта стран Евразийского экономического сообщества в области непрерывного образования может служить ориентиром в организации и прогнозировании процессов развития отечественной системы дополнительного профессионального образования с учетом особенностей нашей страны и тех специфических задач, которые стоят перед системой образования в России. Это актуализирует проблему интернационализации международного образовательного пространства, анализ накопленного научно -педагогического знания о системах непрерывного образования в России и за рубежом: идей, концепций, гипотез, эмпирических данных, исследований научных школ и научных сообществ. Значительный вклад в исследовании проблем становления и развития системы непрерывного профессионального образования за рубежом внесли исследования А.А. Барбариги, З.А. Колонтай, Е.Ю. Левитской, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова и др. [6].
В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе дополнительного профессионального образования предопределяет ее роль и место в государственной политике в области общего образования с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан. Научно-теоретическое осмысление вышеперечисленных тенденций привело к необходимости реализации компаративного подхода к исследуемой проблеме, преследующего конкретную практическую цель: мониторинг региональной системы дополнительного профессионального образования и исследование перспектив развития ДПО в национальном регионе.
В ходе мониторинга было выявлено, что большинство крупных предприятий, как государственных, так и частных согласны принять участие в совершенствовании региональной системы дополнительного профессионального образования и готовы предоставлять своих специалистов в каче-
стве мастеров производственного обучения (80 %), предоставлять своих специалистов для проведения теоретических занятий (45 %), организовать курсы повышения квалификации на базе своих предприятий для мастеров производственного обучения (67 %), обеспечить прохождение производственной и преддипломной практики студентами (85 %). Профессиональные навыки сотрудников, наиболее значимые для руководителей предприятий расположились следующим образом: знания современных информационно-коммуникационных технологий - 94 %, умение проявлять инициативу в работе - 86 %, социальные навыки (деловое общение, работа в команде) - 78 %, качественное базовое образование - 65 %, умение применять инновации в своей работе (58 %), знание иностранного языка (40 %), отличное знание законодательства (37 %). На вопрос, какие личностные качества соискателя приветствуются при приеме на работу, получены следующие ответы: коммуникабельность - 95 %, ответственность - 90 %, умение быстро разрешать проблемы 88 %, добросовестность 82 %, умение принимать эффективные решения - 77 %, способность генерировать новые идеи - 65 %, гибкость мышления - 57 %, умение быть лидером - 36 %.
Как показывают результаты анкетирования выпускников (2011-2015 гг.) вузов Республики Северной Осетии-Алании, удовлетворенность полученными теоретическими навыками 54 % оценили на «3» по пятибалльной шкале, 23 % - на «4», 12 % на «5», 6 % на «2», 5 % на «1»; удовлетворенность полученными практическими навыками 65 % оценили на «3», 26 % - на «4», 5 % - на «5», 2 % - на «2», 2 % - «1»; список личностных качеств (выбор не ограничен), которыми они обладают, расположился в следующем порядке: добросовестность (80 %), ответственность (77 %), обучаемость (65 %), коммуникабельность (48 %), способность генерировать новые идеи (33 %); умения использования информационно-коммуникационных технологий оценены достаточно высоко, что немаловажно в современных условиях (почти 100 %), на вопрос, хотят ли поменять специальность, или приобрести другую, утвердительно ответили 38 %, повысить свою квалификацию - 85 %. Это дает право рассматривать дополнительное профессиональное образование как основополагающий принцип построения новой модели высшего профессионального образования, смыслообразующими факторами которой должны выступать фундаментальность, целостность, системность [4]. Благодаря этим факторам определяется порядок деятельности различных образовательных структур: основных и параллельных; базовых и дополнительных; государственных и общественных; формальных и неформальных, институциональных и неинституциональных [1].
Анализ эволюции моделей взаимодействия региональных рынков труда и учреждений высшего профессионального образования, сбор информации о состоянии занятости населения, анализ тенденций развития ДПО как подсистемы высшего профессионального образования, сведений о состоянии и повышении квалификации персонала на предприятиях и организациях региона позволили выделить основные виды деятельности по развитию системы ДПО, которые в современных условиях остаются нереализованными или осуществляются в нерегламентированной форме. Таким образом, создание и развитие эффективной системы ДПО в национальном регионе возможно при условии соблюдения следующих принципов.
1. Принцип целеустремленности, в основе которого лежит постулат: цель первична, для ее реализации формируется система. Обобщение различных исследований российских авторов позволяет сформулировать общие цели развития дополнительного образования региона: создание институциональных условий социальной мобильности и роста конкурентоспособности человеческого капитала региона путем обеспечения доступности дополнительного образования для всех категорий студентов, создание адекватной международным стандартам качества и требованиям компетентностного подхода федерально-региональной системы высшего образования; формирование кадрового резерва стратегической конкурентоспособности региона.
2. Принцип прогнозируемости: система должна содержать в своей структуре модель прогнозирования для выбора наилучшего функционирования в изменяющихся организационных условиях. Применительно к региональной системе непрерывного профессионального образования, включающей различные подсистемы, требует глубокого изучения и последующей осторожной реализации ряда проблем, связанных с организационной структурой высшего профессионального образования. Например, это может быть связанным с процессом перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования и, соответственно, с реализацией образовательных программ магистратуры и бакалавриата.
3. Принцип управляемости: система должна быть управляемой, т.е. способной изменять свое функционирование сообразно новым управляющим воздействиям. Относительно системы ДПО управляющими для старших в иерархическом отношении систем являются воздействия, обусловленные факторами государственной политики в различных сферах деятельности и тесно связанная с ними реакция рынка труда.
4. Принцип симбиоза: управляемая система должна рассматривать все объекты и субъекты деятельности ДПО как взаимосвязанные и взаимодействующие звенья системы образования. Например, проблема разобщенности коллективов вузов, реализующих программы ДПО, ведущая к дублированию программ, неэффективному использованию ресурсов развития регионального образования, обострению конкуренции предложения, ведущему к неоправданному снижению цен и пр.
5. Принцип координации: управление должно быть скоординировано с другими системами, и осуществляться своевременно. Прежде всего, это означает, что управление сферой образовательных услуг должно осуществляться в вертикальном и горизонтальном направлениях [5].
В качестве перспектив развития ДПО в национальном регионе можно обозначить следующие направления: превращение системы дополнительного профессионального образования в один из мощных факторов, позволяющих выпускнику вуза быть непрерывно адаптированным к изменениям в социально-экономической сфере; создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма выпускников вузов; создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя; совершенствование механизмов мониторинга качества непрерывного профессионального образования; создание правовой основы для формирования конкурентной среды по реализации программ ДПО. Для реализации вышеобозначенных мероприятий, по нашему мнению, целесообразно формирование концептуальной модели функционирования региональной системы дополнительного профессионального образования, в которой будут четко обозначены структурные компоненты системы; распределены и согласованы цели, задачи, полномочия, функции, ответственность всех субъектов системы.
Библиографический список
1. Безлепкин, В. В. Система дополнительного профессионального образования в Российской Федерации /
B. В. Безлепкин, В. В. Валентинов, Р. В. Кондратьев // Государственная академия инноваций. Информационно-аналитический вестник. - 2000. - № 1-2. - С. 16-24.
2. Беляев, В. Болонский процесс-попытка конкуренции / В. Беляев // Высшее образование в России. - 2006. -№ 4. - С. 33-42.
3. Вершловский, С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена : монография /
C. Г. Вершловский. - СПб. : Питер, 2008. - 151 с. - (Научные школы Академии).
4. Герасименко, Н. А. Оптимизация взаимодействия региональной системы дополнительного профессионального образования и рынка труда / Н. А. Герасименко // Управление экономическими и социальными системами региона : сб. научн. трудов. - Владикавказ, 2013. - С. 59-69.
5. Герасименко, Н. А. Принципы управления региональной системой дополнительного профессионального образования / Н. А. Герасименко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2. - С. 62-65.
6. Герасименко, Н. А. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования в рамках Евразийского экономического сообщества / Н. А. Герасименко // Личность в условиях современных социальных изменений : материалы Международной научн. практич. конфер. - Магнитогорск, 2010. -С. 77-79.
7. Корчагова, Л. А. Становление рынка образовательных услуг в России и зарубежный опыт / Л. А. Корчагова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 2. - С. 44-48.