Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 1. С. 13-20.
УДК 378.09
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА
THEORETICAL ASPECTS OF CONTINUOUS ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY
Е.Н. Белова E.N. Belova
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Предпринята попытка рассмотреть теоретические аспекты непрерывного дополнительного профессионального образования, основные тенденции и перспективы его развития в современном университете посредством рассмотрения экономического содержания образовательной услуги дополнительного профессионального образования. Этот подход позволяет аргументировать возможные механизмы его многоканального финансирования, раскрыть специфику и значение процессов инвестирования.
There is made an attempt to consider theoretical aspects of continuous additional professional education, the main tendencies and prospects of its development at modern university by means of consideration of the economic content of educational service of additional professional education. This approach allows to substantiate the possible mechanisms of its multi-channel financing, to reveal the specifics and the value of investment processes.
Ключевые слова: экономика знаний, непрерывное дополнительное профессиональное образование университета, образовательная услуга, многоканальное финансирование.
Keywords: economy of knowledge, continuous additional professional education of university, educational service, multichannel financing.
В современных социально-экономических условиях все большее значение для повышения конкурентоспособности, развития интеллектуального капитала организаций, способствующих созданию экономики знаний, приобретает образование в течение жизни, основной частью которого является непрерывное дополнительное профессиональное образование (ДПО) университета.
Становление экономики знаний в России актуализировало не только научный интерес к исследованию экономического содержания и специфики развития образовательной услуги ДПО университета, способствующего непрерывному развитию профессиональных и социально-личностных компетентностей руководителей и специалистов реального сектора экономики, но и к поиску перспектив развития непрерывного ДПО высшей школы.
В период постоянных перемен, инновационного развития экономики непрерывно возрастает объем знаний, которыми должен владеть человек. Анализ мировых и отечественных тенденций развития системы ДПО указывает на то, что ежегодно в мировом хозяйстве, по оценкам западных исследователей, отмирает более 500 старых профессий и возникает бо-
лее 600 новых. Если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет, по мнению экспертов ЮНЕСКО, 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, -2-3 года [1]. Современные эксперты утверждают, что объем знаний удваивается каждые три года, поэтому и повышение квалификации согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» необходимо будет проходить один раз в три года. Но те же эксперты утверждают, что в ближайшие годы они будут удваиваться каждые 14-30 дней, и тогда резко возрастает необходимость обладания навыками непрерывного образования, обеспечивающего конкурентоспособность современного специалиста.
Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость обеспечения непрерывного, не-прекращающегося пополнения и обновления знаний руководителей и специалистов реального сектора экономики посредством развития системы непрерывного ДПО, поддерживаемой государством, обществом и бизнесом. Таким образом, социально-экономическая значимость непрерывного ДПО в обеспечении инноваци-
© Е.Н. Белова, 2014
онного развития страны, в формировании и накоплении интеллектуального капитала порождает необходимость интенсивного развития эффективного менеджмента, поиска инновационных управленческих механизмов непрерывного ДПО университетов в России.
Вопросы ДПО рассматриваются в работах
Н.Н. Аниськиной, В.В. Багина, В.В. Безлепкина,
B.В. Валентинова, С.Г. Вершловского, Г.С. Жуковой, Э.Ф. Зеер, А.Д. Ишкова, Т.В. Матвеевой, Ю.П. Ольшанского, Ю.В. Парышева и др.
Проблемы современного менеджмента в учреждениях высшего профессионального образования изучаются в работах А.П. Егоршина, И.М. Ильинского, О.М. Карпенко, И.А. Май-бурова, О.Н. Маргановой, И.Н. Молчанова,
C.Д. Резника, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, А.И. Таюрского, А.Н. Фалалеева и др.
Вопросы экономического понимания непрерывного ДПО, развития интеллектуального капитала в условиях развития экономики знаний рассматриваются в работах В.П. Багова, А. Л. Гапоненко, Н.В. Днепровской, А. А. Дын-кина, В.Л. Макарова, Т.М. Орловой, С.М. Рогова, Е.Н. Селезнева, С.Н. Селеткова, П.М. Сен-ге и др.
В настоящее время основным фактором экономического развития является человеческий капитал и интеллектуальный ресурс организаций, а уровень конкурентоспособности современной экономики, основанной на знаниях, в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности.
Процесс перехода к экономике, основанной на знаниях, характеризуется не только высокой неопределенностью рынка труда, постоянными изменениями условий труда и содержания профессиональной деятельности, но и предъявляет новые требования к созданию гибкого и динамичного непрерывного ДПО университетов - императиву роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности России.
Этот процесс многоплановый по своему содержанию и сложный с позиций механизма его реализации. Со стороны содержания эта сложность усиливается тем, что такой характер развития не ограничивается только рамками экономики, а должен быть теснейшим образом взаимосвязан с инновационным развитием науки и самой системы образования. А здесь особую актуальность приобретает проблема гармонизации инновационного развития экономики и образования как двух составляющих единого процесса. Образно говоря,
экономика и образование вместе с наукой подобны двум гребцам в одной лодке. И если они станут грести вразнобой, то это обернется для страны глубокими катаклизмами социальноэкономического характера [2].
Рассмотрим сущность понятий «экономика знаний», «непрерывное образование», «дополнительное профессиональное образование», «непрерывное дополнительное профессиональное образование», «образовательная услуга». Все эти понятия не имеют общепринятых определений. Остановимся на некоторых из них.
Термин экономика знаний был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия «инновационная экономика», «высокотехнологическая цивилизация», «информационное общество» близки понятию «экономика знаний».
Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, т. е. на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания; во-вторых, со стороны выхода, т. е. оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания; здесь возможно рассмотрение нескольких концентрических, постепенно расширяющихся областей: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня (high technologies) или ведущих высоких технологий (leading edge), включающих также отрасли оборонной промышленности, к высоким технологиям среднего уровня (medium high technologies) и затем к сфере высокотехнологичных услуг; при расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда -культура и управление. Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая -дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особен-
ность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт. Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют [3].
Простота словосочетания непрерывное образование обманчива, общераспространенные и часто употребляемые слова «непрерывность» и «образование» используются для названия весьма сложного социально-экономического явления и процесса общественного развития. Вместе с тем, распространенность слов, образовавших понятие «непрерывное образование», не сделало его содержание общепринятым. Существует большое разнообразие пониманий сущности и содержания этого понятия. Рассмотрим лишь некоторые из них, на наш взгляд, наиболее точно определяющие сущность непрерывного образования.
Непрерывное образование - это «принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональ-ное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости» [4].
Непрерывное образование - образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни [5].
Взяв за основу понятие о непрерывном образовании Содружества Независимых Государств и разделяя точку зрения А.Д. Ишкова, мы остановимся на понимании сущности непрерывного образования (англ. education, continuing) как целенаправленного получения и усвоения человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, т. е. как образования
на протяжении всей жизни (LifeLong Learning или LLL) [6], которое, на наш взгляд, является наиболее широким из рассмотренных нами выше толкований понятия «непрерывное образование» и снимает все противоречия, характерные для вышеперечисленных подходов.
Новым Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводятся некоторые положения, направленные на поддержку и создание условий для непрерывного образования граждан России. Так, в п. 2 ст. 10 определено, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование)» [7] .
ДПО является неотъемлемым компонентом системы непрерывного образования и представляет собой образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях повышения уровня квалификации по той или иной профессии.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не рассматривается понятие «дополнительное профессиональное образование», но раскрываются понятия «профессиональное обучение» и «дополнительное образование».
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [7].
ДПО рассматривается нами как обучение, направленное на развитие профессиональной и социально-личностной компетентности лиц, имеющих профессиональное образование (начальное, среднее или высшее), в соответствии с новыми вызовами времени и способствующее удовлетворению их образовательных потребностей. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.
На данном этапе развития нашего общества, как нам представляется, гораздо рациональнее идти по пути развития ДПО при вузах, используя имеющиеся ресурсные базы учреждений базового образования и понимая очевидность необходимой ответственности вузов за дальнейшее непрерывное ДПО своих выпускников. Идеология этого процесса проста -кто присваивает квалификацию, тот и должен ее непрерывно повышать и модернизировать. Интегрирование ДПО и высшей школы будет способствовать развитию и взаимному обогащению базового и дополнительного образовательных процессов, повышению качества профессионального образования в целом. Мощный интеллектуальный, учебно-методический, научный и материально-технический потенциал университета делает его весьма востребованным в решении задач повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов различных областей реального сектора экономики и социальной сферы.
Организации ДПО университета, представляющие чаще всего определенные структурные подразделения вуза и реализующие различные программы, становятся одним из ключевых движущих механизмов реализации рыночных реформ, а образование LifeLong Learning становится ключевым звеном развития всего образования в России.
В системе высшего профессионального образования отмечается усиление роли ДПО университета, чему способствует значительное сокращение числа абитуриентов, поступающих в вузы (~ 16 %), в связи с неблагоприятной демографической обстановкой. И организациям ДПО высшей школы нужно быть готовым к активации деятельности на рынке дополнительных образовательных услуг, которые могут стать одним из основных способов привлечения дополнительных финансовых средств.
В настоящий период в России функционирует более 1 500 образовательных учреждений и структурных подразделений системы дополнительного профессионального образования, в которых обучаются 12,1 % населения в возрасте от 25 до 64 лет. При этом ведущую роль в развитии ДПО на протяжении последних пяти лет взяли на себя государственные высшие учебные заведения, на базе которых созданы внутривузовские системы дополнительного профессионального образования. В 2010 г. программы ДПО реализовывались в 538 государственных учреждениях высшего
профессионального образования, в которых обучалось 579 900 человек. Лидерами в реализации программ Дпо в университетах являются РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Двигателем развития системы ДПО в России, как и за рубежом, являлось и служит до настоящего времени профессиональное образование руководящих работников, которое невозможно без исследований в области управления, осуществляемых научно-педагогическими работниками высшей школы.
Принцип непрерывности, лежащий в основе непрерывного ДПО, направлен на компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов, возникающего в силу объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики. Непрерывное ДПО - это систематическая деятельность, направленная на непрерывное развитие профессиональной и социально-личностной компетентности взрослых как в специальных учебных заведениях, так и посредством самообучения в течение всей жизни.
Непрерывное ДПО как непрерывный процесс инвестирования увеличивает, с одной стороны, доходы самого работника, с другой - доходы организации и государства.
В настоящее время в России доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, мала - 22,4 %. Если сравнить показатели участия населения разных стран в непрерывном образовании, то Россия отстает от Франции в 2 раза (51 %), от Финляндии - в 3,5 раза (77,3 %), а от Австрии
- в 4 раза (89,2 %). Существующая российская система образования фактически неспособна удовлетворить потребности трудоспособного населения в получении новых знаний и навыков и обеспечения реальной экономики своевременно и качественно подготовленными специалистами. Так, по данным Росстата, в 2010 г. прошли переподготовку, повышение квалификации и стажировку около 5 млн работников, что составляет 16 % от числа работающего населения. Учитывая, что сегодня в экономике занято более 72 млн чел., то при сохранении таких темпов повышения квалификации и переподготовки нам потребуется около 15 лет для того, чтобы каждый нынешний работник смог только один раз повысить свою квалификацию [8].
Рассматривая непрерывное ДПО университета в качестве экономической категории, можно представить удовлетворение образовательных потребностей различных субъектов
образовательной сферы и других секторов экономики посредством предоставления и получения определенной образовательной услуги сверх установленного программой высшего профессионального образования объема, направленной на удовлетворение актуальных для личности, общества и государства образовательных потребностей.
Т.Г. Навазова рассматривает систему непрерывного профессионального образования как совокупность элементов, обладающих различной степенью соединения производственных и образовательных процессов, однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое; как сложную, нелинейную, открытую, неравновесную самоорганизующуюся систему, обменивающуюся с окружающей средой преимущественно информацией и генерирующую ее при этом обмене [9].
В условиях постоянных перемен и перехода к экономике знаний, на наш взгляд, экономически и организационно целесообразной формой получения новой квалификации, обеспечивающей специалисту его конкурентоспособность, становится профессиональная переподготовка. К сожалению, преимущества этой формы ДПО пока очевидны не всем. Очевидно, что это самостоятельный вид ДПО, его формы предусмотрены уже в 1995 г. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, и Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. № 2571. При этом существенно снижается нормативная трудоемкость обучения - в зависимости от избранной дополнительной профессиональной программы: объемом свыше 500 часов (профессиональная переподготовка на базе среднего и высшего профессионального образования с правом ведения нового вида профессиональной деятельности), и объемом свыше 1 000 часов (профессиональная переподготовка с присвоением дополнительной к высшему образованию квалификации). Для работающих слушателей, обучающихся без отрыва от работы, возможно обучение частями, по модулям, циклами по две - три недели. При реализации программ ДПО могут использоваться дистанционные образовательные технологии. Возможность получения дополнительной квалификации существенно увеличивает конкурентоспо-
собность выпускников вуза и является своеобразным гарантом его успешной карьеры.
Экономическая целесообразность непрерывного ДПО человека связана с одним необходимым условием: его доход после очередного обучения должен существенно превышать инвестиции на это обучение. Если инвестирование в образование производит предприятие или государство, то необходимо, чтобы увеличивалась результативность труда. Но общество, осуществляя инвестирование в повышение квалификации и профессиональную переподготовку граждан, преследует чаще социальные цели, чем экономические. Здесь имеет место быть отсроченный экономический эффект -преломление социального эффекта через качества человека в суммарный экономический эффект и, в конечном итоге, формирование экономически активного человека.
Развитие непрерывного ДПО университета выступает как накопление одного из элементов невещественных основных фондов, влияющих на производительную силу труда руководителей и специалистов организаций реального сектора экономики. Продуктом такого образования является «рабочая сила», персонал этих организаций.
Услуга - это, прежде всего, категория экономическая. Образовательная услуга - товар, производимый в сфере нематериального производства. Образовательные услуги представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые в рыночной экономике создаются, с одной стороны, специально для продажи, а с другой стороны - приобретаются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.
В современных социально-экономических условиях рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. Это предполагает необходимость создания иной, новой институциональной среды, создание инновационных организаций непрерывного ДПО, в которых потребитель знания участвует в его создании. В России формируется рынок образовательных услуг, имеющий определенное сходство с рынком прочих услуг. Однако для образовательных услуг характерны как общие свойства услуг нематериальной сферы, так и специфические, присущие только данному классу, с которыми надо считаться и производителям, и потребителям.
Проведенные исследования показали, что товарной продукцией ДПО современного университета является сложная комплексная ус-
луга, основными характеристиками которой являются: удобство предоставления и актуальность для обучающегося знаний; престижность образовательного учреждения и статус диплома; неосязаемость и виртуальность; неразрывность процессов производства и потребления образовательных услуг и неотделимость этой деятельности от профессионалов, их оказывающих; непостоянство ее качества; большой удельный вес в ее стоимости интеллектуальных затрат; некоторая сезонность; необходимость в дальнейшем сопровождении; отсроченность результатов оказанной образовательной услуги; зависимость результата от условий будущей работы, возможности обновления полученных знаний и т. д.
Любая замена преподавателя может изменить и результат оказания образовательной услуги. Принципиальной отличительной чертой образовательной услуги ДПО вуза является зависимость ее качества от двух основных факторов - источника ее оказания (качества, количества труда преподавателей и средств труда) и потребителя образовательной услуги, которому передается учебная информация и учебные навыки.
Качество образовательной услуги вуза зависит от личных способностей потребителя, степени реализации этих способностей, его субъективного отношения к процессу обучения, количества и качества затраченного труда [10].
Отличительные особенности образовательной услуги ДПО университета предполагают поиск альтернативных источников внебюджетного финансирования образовательной деятельности, внедрение в российскую практику системы банковского кредитования переподготовки кадров, широко развитой в зарубежных странах в виде предоставления индивидуальных кредитов физическим лицам на обучение. Представляется важным стимулирование развития в России системы финансирования образования через благотворительные фонды, аккумулирующие спонсорскую поддержку.
При жестком дефиците бюджетных средств на ДПО университета необходимо широкое внедрение практики частичного предоставления бюджетных средств данным учебным структурам на конкурсной (тендерной) основе. При этом к конкурсу (тендеру) должны допускаться не только государственные, но и негосударственные учебные заведения.
Определены важные тенденции развития экономики ДПО университета в условиях ры-
ночных преобразований, которые выражаются в резком снижении государственного финансирования, нарастающей конкуренции среди организаций ДПО и структурных подразделений ДПО университетов в частности, расширении видов деятельности учебных заведений и формировании в связи с этим новых источников финансирования, активного развития дистанционного образования.
Вместе с тем анализ статистических данных функционирования структурных подразделений ДПО высшей школы в Российской Федерации, результатов опытно-экспериментальной работы выявили тенденции неустойчивого состояния ДПО вузов. В частности, возникло несоответствие между потенциальной потребностью и нерентабельностью ряда программ, рыночным спросом и предложением дополнительных профессиональных программ, при этом зачастую актуальные для личности, общества и государства программы ДПО в сфере дошкольного образования и других направлениях деятельности социальной сферы оказываются не востребованы по причине низкой платежеспособности как работников этих учреждений, так и самих учреждений, а бюджетное финансирование ДПО отсутствует. Кроме того, ДПО университетов не всегда успевают с опережением разрабатывать и предлагать населению востребованные программы, либо качество этих программ не отвечает современным требованиям.
В качестве основных перспектив развития ДПО университета рассматриваем следующее:
^ формирование частно-государственого партнерства посредством не только совместного финансирования ДПО, но и модернизации нормативной базы в сфере труда и в разработке национальной системы квалификаций с учетом Европейской квалификационной рамки;
^ активное внедрение дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга потребностей населения в непрерывном ДПО и повышения качества предоставляемых услуг;
^ непрерывное развитие профессиональных и социально-личностных компетенций сотрудников, научно-педагогических работников посредством создания самообучающихся организаций непрерывного ДПО университета;
^ выделение средств на развитие ДПО вуза из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования, научно-методического обеспе-
чения и информационно-вычислительной техники, развитие научных исследований и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей и сотрудников организаций ДПО университета;
^ развитие инновационного менеджмента непрерывного ДПО университета, создание сетевых и самообучающихся организаций ДПО университета и т. д.
В качестве перспектив развития непрерывного ДПО университета должны быть заложены принципы многоканальности финансирования дополнительных профессиональных программ и расширение прав и ответственности участников образовательного процесса. Необходимо, чтобы финансирование было комплексным и включало как бюджетные, так и иные источники, в том числе специальные фонды, работодателей, самих граждан. Непрерывное ДПО университета может финансироваться как из средств граждан, так и работодателей и государства.
Целесообразно программы непрерывного ДПО университета, гарантии по предоставлению которых обеспечиваются органами государственной власти, финансировать на персонифицированной основе. Финансовые средства должны доводиться до работников государственных и муниципальных учреждений (или до их работодателя) с последующим выбором слушателем образовательной организации обучения.
Персонифицированное финансирование непрерывного ДПО университета может реализовываться в различных формах, среди которых могут быть представлены финансовые сертификаты, ваучеры, чеки и т. д. Финансовые сертификаты или ваучеры должны обеспечивать возможность освоения дополнительных профессиональных программ поэтапно, без привязки к нормативным срокам их освоения, по модулям, с учетом зачетных единиц. Кроме этого, при введении персонифицированного финансирования возможна реализация работником свободного выбора осуществления профессиональной переподготовки или повышения квалификации в любом из аккредитованных образовательных учреждений и осуществление освоения образовательных программ на всей территории Российской Федерации.
Необходимо законодательное закрепление права граждан на ДПО в течение всей жизни с утверждением форм поддержки реализации этого права посредством введения образовательных отпусков, образовательных кредитов, снижения налогов при затратах на такое обра-
зование, а также повышения степени ответственности работодателя за предоставление условий для повышения квалификации каждого работника. Нормативные акты должны поощрять работодателя и работников в расходовании средств на ДПО и способствовать снижению стоимости обучения путем предоставления учебным заведениям налоговых и других льгот.
Таким образом, отличительные особенности непрерывного ДПО университета, имеющего особую значимость в условиях формирования экономики знаний и рассматриваемого нами как отношения субъектов образовательной сферы и других секторов экономики в целях предоставления и получения определенной комплексной образовательной услуги, направленной на удовлетворение актуальных для личности, общества и государства образовательных потребностей; предполагают поиск инновационных технологий менеджмента, способствующих участию потребителя знаний в их создании, альтернативных источников бюджетного и внебюджетного финансирования.
1. Багин В. В. Дополнительное профессиональное образование в вузе: стратегии развития : монография. - Чита : ЧИПКРО, 2005. -140 с.
2. Фалалеев А. Н. Государственно-частное партнерство в непрерывном образовании как фактор его инновационного развития // Развитие образовательного потенциала в условиях реформирования : коллективная монография / под общ. ред. А. И. Таюрского. - Красноярск, 2012. - С. 79-91.
3. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Наука и жизнь. - 2003. - № 5.
- С. 26-30. - URL: www.nkj.ru/archive/articles/ 2874/.
4. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова, 1998. - URL: http://voluntary.ru/dictionary/619symbol/206.
5. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств / под ред. Н. А. Селезневой. - М. : НИТУ «МИСиС», 2012. - 244 с. - URL: http:// e-cis.info/foto/pages/23298.pdf.
6. Ишков А. Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах : монография / М-во образования и науки Рос. Федерации ; ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т».
- М. : МГСУ, 2011. - 216 с.
7. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - иИЬ: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.
8. Амелина Е. Е. Экономические механизмы устойчивого развития непрерывного профессионального образования в Российской Федерации // Тезисы докладов III Всерос. конф. «Профессиональные кадры России XXI века:
опыт, проблемы, перспективы развития». Т. 3.
- иКЬ: edu.rosuprava.ru/tezis3/050/doc.
9. Навазова Т. Г. Методология непрерывного профессионального образования // Человек и образование. - 2005. - № 3. - С. 17-22.
10. Шафранов-Куцев Г. Ф. Экономика и управление в высшей школе: дискурс на рубеже веков : монография. - М. : Логос, 2012. -408 с.