Научная статья на тему 'Современное состояние отечественной системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования'

Современное состояние отечественной системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДПО) / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Валентин Григорьевич

В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Это позволяет определить социальные, профессиональные, личностные мотивы в получении дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF LOCAL ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM AS A SUBSYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

In the context of the scientific research, we found that the current labor market situation develops in such a way that only a well-prepared and adapted to the labor market specialist can realize himself professionally and build his career. It allows to reveal the social, professional and personal motives of obtaining additional professional education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние отечественной системы дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОДСИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что в настоящее время ситуация на рынке труда складывается таким образом, что только хорошо подготовленный и адаптированный к рынку труда специалист может реализовать себя и профессионально построить свою карьеру. Это позволяет определить социальные, профессиональные, личностные мотивы в получении дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование (ДПО), непрерывное образование, модульно-компетентностный подход, модульные программы, модернизация.

CURRENT STATE OF LOCAL ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM AS A SUBSYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

Annotation. In the context of the scientific research, we found that the current labor market situation develops in such a way that only a well-prepared and adapted to the labor market specialist can realize himself professionally and build his career. It allows to reveal the social, professional and personal motives of obtaining additional professional education. Keywords: continuing professional education, continuing education, modular competence-based approach, modular programs, modernization.

В современном мире социально-экономические и научно-технические процессы быстро и кардинально меняют условия рынка труда, содержание профессиональной подготовки и деятельности специалиста. Как следствие, непрерывно изменяется и расширяется общественное сознание, становится иным характер трудовых отношений, формируется новое мировоззрение людей. Видоизменяется и само понятие образованности; его в большей степени определяет не сумма конкретных знаний, а методологическая подготовка, высокий творческий потенциал, культура общения, нравственность, широкая интеллектуальная деятельность, которые характеризуют профессиональную компетентность специалиста. Для становления новой образовательной парадигмы, обеспечивающей непрерывное профессиональное образование как фактора максимального и эффективного использования опыта и интеллекта человека в течение всей его жизни, необходимо формирование динамично развивающейся и широкомасштабной образовательной сферы дополнительного профессионального образования (ДПО).

Российская педагогическая наука осмысливает проблемы ДПО как продолжение традиций классического университетского образования (Н.С. Ладынец, В.Г. Рабинович, И.В. Шадриков и др.); в контексте преобразования образовательных принципов, перехода к модели «персоноцентризма» (Э.М. Андреев, В.З. Кантор, Л.Л. Литвиненко, В.Г. Осипов, В.Н. Скворцов и др.); как социокультурную среду непрерывного образования (Ю.Г. Волков, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Литвиненко, П.Н. Новиков, М.М. Потапенко и др.). Различные аспекты комплексного подхода к непрерывному образованию и его качеству рассматривались российскими исследователями (В.И. Байденко, Л.Н. Боголюбовой, В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Д.А. Махотиным, H.A. Рототаевым, В.В. Сериковым, В.Д. Шадрико-вым).

Несмотря на расширение и внутреннюю дифференциацию, сфера дополнитетльнго профес-

УДК 378.046.4 В.Г. Герасименко

Valentine Gerasimenko

© Герасименко В.Г., 2015

сионального образования в России сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями - начиная от несовершенства нормативно-правовой базы и заканчивая отсутствием эффективных механизмов управления качеством при реализации программ ДПО, отсутствием исследований, посвященных региональной системе ДПО с учетом специфики различных типов учебных заведений. Существующие программы регионализации, многочисленные декларации, законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат целенаправленных подходов к выработке и реализации региональной политики в области непрерывного профессионального образования, не предусматривают какой-либо структурированной системы дополнительного профессионального образования.

В современных условиях дополнительное профессиональное образование становится не только интегральным фокусом всей образовательной системы, но и действенным инструментом реорганизации рынка труда в целом. Новая социально-экономическая и культурная парадигма развития отечественного рынка труда и его ускоренная технологическая модернизация являются основными факторами формирования новой профессионально-образовательной политики. Ее главная задача -реформирование системы высшего профессионального образования на основе расширения номенклатуры специализаций подготовки кадров, создания образовательных стандартов нового поколения, реализации принципа непрерывности образования и включения компенсаторного механизма дополнительного профессионального образования как важнейшего условия сохранения и развития кадрового потенциала отрасли. На него возлагается основная нагрузка по адаптации работников к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с реформированием высшей школы, информатизацией общества, повышением социальной роли учреждений дополнительного профессионального образования как информационных, культурных и образовательных центров.

Российская система ДПО в настоящее время развивается на основе процессов качественного обновления, на которые нацелена государственная стратегия модернизации этой важнейшей для страны социально-значимой отрасли. В современном мире построение национальной образовательной системы осуществляется с учетом принципа непрерывности образования в течение всей жизни человека как процесс роста образовательного потенциала личности на основе использования системы государственных, частных и общественных институтов в соответствии с потребностями личности и общества. Никогда прежде фактор творчества в обновлении производства не играл столь значимой роли, как сейчас.

Современные исследователи дополнительного профессионального образования (Ю.С. Авра-мов [1], Н. Давыдов, К. Колин [4], И.А. Колесникова, С.Л. Малов и др.) отмечают, что в общем виде оно «отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры об -разовательного процесса и его достройке «новыми элементами», в котором человек, «продвигаясь по его восходящим ступеням», «должен не только освоить прогрессивный опыт, но и обрести способность к его обогащению собственным вкладом» [1]. В исследованиях бытует значительное количество определений и концепций: часть из них удовлетворяет исследовательским целям, но не приемлема для решения управленческих задач, другая часть определений приемлема для описания решений, но не предполагает операционализации, т.е. перевода на язык измеряемых показателей.

В настоящее время в 87 субъектах РФ функционирует около 1500 учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В их числе 19 академий повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, 14 межотраслевых институтов повышения квалификации при вузах, 53 межотраслевых региональных центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 103 института усовершенствования учителей и врачей, 140 отраслевых институтов повышения квалификации, 80 курсов (школ) повышения квалификации министерств и ведомств, более 300 факультетов повышения квалификации руководителей и специалистов при вузах, 160 курсов и 92 отделения при образовательных учреждениях среднего

профессионального образования, 27 учебных центров переподготовки военнослужащих, 56 учебных центров занятости [8].

Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципам «образование через всю жизнь», «образование как способ жизни» - важнейшая проблема XXI в. Поэтому понятие «непрерывное профессиональное образование» наиболее полно отвечает требованиям наступившего века и постепенно утверждается в различных сферах жизнедеятельности российского общества. Образование в итоге становится таким социальным институтом, который способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, и обеспечивать широким массам возможность получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Однако его устоявшееся и общепризнанное определение пока еще не сложилось, что, безусловно, способствует сохранению разночтений во взглядах на эту идею и вносит определенную сумятицу в практику ее воплощения различными субъектами образовательной деятельности. В условиях увеличивающейся безработицы и невостребованности со стороны рынков труда потенциала отдельных категорий граждан, в частности уволенных и увольняемых в запас военнослужащих, инвалидов, безработного и незанятого населения и других категорий, организация их переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям становятся важным фактором поддержки их жизнедеятельности [2].

Все более востребованной становится система послевузовского профессионального образова-ния. Серьезно обновлен перечень научных специальностей, оптимизируется сеть специализированных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций, совершенствуется система стипендиального обеспечения аспирантов и докторантов. Система непрерывного образования ищет способ решения проблемы, проводя массу согласований со смежными структурами. Современный работник практически в любой сфере деятельности должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты новых технологий.

Основными целями системы ДПО на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются: превращение системы в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства; приведение квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики; подготовка кадров высшей квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке новых наукоемких технологий; увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека. Для дальнейшего развития системы ДПО требуется решение ряда принципиальных задач, а именно: формирование механизма тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда; законодательное закрепление обязанностей работодателя по обеспечению непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков работников; разработка механизмов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку незанятых и высвобождающихся работников; усиление государственной поддержки аспирантов и докторантов; создание системы открытого образования; расширение перечня программ дополнительного профессионального образования, реализуемых на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Важная особенность современной системы ДПО - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации, переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии. Управление системой ДПО приобретает новую форму и обусловливает необходимость поиска

соответствующих механизмов преобразований в социально-трудовой сфере и в условиях реформирования региональной экономики. Переход к новым экономическим отношениям усложнился слабостью системы государственного управления профессиональным образованием и регулирования механизмов кадровой политики, вызванного непродуманностью экономических реформ, политической нестабильностью, объективной инерцией экономических процессов.

Одним из приоритетных направлений развития дополнительного профессионального образования является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Все предполагаемые мероприятия, как по отношению к системе образования в целом, так и к отдельным ее уровням, необходимо разрабатывать и реализовывать с учетом специфики каждого уровня образования, каждого региона, условий функционирования каждого конкретного учебного заведения. В таком случае, по отношению к образовательным системам сущность управления будет заключаться, прежде всего, в создании условий для обеспечения интегративности этой системы, ее целостности и стабильности, оптимального соотношения инерционных и инновационных явлений. То есть управление становлением и развитием ДПО следует рассматривать как направление естественных процессов саморазвития образовательных систем, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализующихся в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.

Осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций позволяет модульно-компетентностный подход. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании -это модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокуп-ность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения [3]. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать дополнительное профессиональное обучение путем комбинирования модулей.

Современному работнику практически в любой сфере деятельности необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу - так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые на Западе объединяются новым понятием «социальная квалификация». Таким образом, содержание квалификации в корне изменяется: усиливается субъективная сторона, возрастает роль социально-психологических факторов. Одновременно формируется и совсем новое понятие - «третья грамотность»: культура общения, эстетическое воспитание, широкая интеллектуальная деятельность, что характеризует общую культуру человека.

Образование в информационном обществе становится таким социальным институтом, который способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образователь-ных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Те знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации еще не является решением проблемы. Непрерывное образование рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до

смерти». И его основой служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно. Таким образом, личная мотивация к учению и наличие разнообразных образовательных ресурсов являются ключевыми факторами непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, особенно, среди тех, кто до сих пор был неактивно вовлечен в процесс обучения.

Когда перед страной стоит вызов модернизации, нужны новые шаги по реформированию образования. В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Этот процесс уже активно идет созданием системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.п.; вузы должны активнее открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества. В этом контексте ком-петентностный подход в системе ДПО позволяет перейти от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания в практической профессиональной деятельности, поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса, формировать у обучаемых способность к разрешению разнообразных профессиональных и жизненных ситуаций; положить в основание образования стратегию повышения гибкости в пользу повышения конкурентоспособности и расширения возможности трудоустройства [5].

Таким образом, скорость научного и технологического прогресса в современном обществе делает непрерывный характер дополнительного профессионального образования настоятельной необходимостью. Система непрерывного дополнительного образования позволяет адаптировать струк-туру квалифицированных кадров к меняющимся потребностям рынка труда, не затрагивая поспешными конъюнктурными изменениями базовые системы образования. Системообразующим фактором ДПО выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода.

В современном информационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияние на качество создаваемого общественного продукта и его конкурентоспособность. Главным конкурентным качеством человека становятся его знания и компетенции, социальная и профессиональная мобильность, умение инициировать или поддерживать инновационные технологии производства и управления, прогрессивные процессы социального развития, активно включаться в их реализацию. Если общество хочет долговременно развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, на его непрерывное профессиональное образование. В связи с этим необходимо активно совершенствовать систему дополнительного профессионального образова-ния и на его основе выстраивать эффективную систему непрерывного образования, адекватно отражающую потребности инновационного развития общества и ускоряющегося процесса обновления знаний.

В изменившихся социально-экономических условиях актуализирована потребность в новых условиях организации образовательного процесса и новой форме образовательного учреждения, обеспечивающих непрерывность и преемственность общего образования, дополнительного образования и профессионального роста, через изменение структуры учебного заведения, его организацию и управление.

Библиографический список

1. Авраамов Ю.С., Грачев H.H., Рябышев A.M. - Консорциум как эффективная инновационная форма организации непрерывного образования // Дополнительное профессиональное образование. - 2004. - № 1. -С. 23-25.

2. Герасименко H.A. Принципы управления региональной системой дополнительного профессионального образования // Вектор науки Тольятгинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2. - С. 62-65.

3. Герасименко H.A. Организация непрерывного профессионального образования на основе интеграции систем общего и дополнительного образования // Материалы X Международной научно-практической конференции «Наука и современность - 2011». - Новосибирск, 2011. - С. 191-1954.

4. Колин К. Человеческий потенциал и социальные технологии в XXI веке // «Alma mater». - 2003. - № 6. -С. 33-34.

5. Копосов Е.В., Бородачев В.В. Системная интеграция технических образовательных учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования: Сборник материалов II Всероссийской конференции. - М.: Союз ДПО, 2009. - 327 с.

6. Основы андрагогики: учебное пособие / Под ред. И.А. Колесниковой [и др.]. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 265 с.

7. VIII Всероссийская конференция по дополнительному образованию «Роль ДПО в повышении качества кадрового состава системы образования» / Под ред. В.Л. Панкова. - М., 2007. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.