Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 58-64. Economic Systems. 2024;17(2(65)):58-64.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 338
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-58-64
Проблемы и возможности развития малого и среднего бизнеса в хлебопекарной промышленности России
и ее регионов
Магомед Даниялович Магомедов1, Елена Юрьевна Алексейчева2Н, Сергей Викторович Сидоренко3
1 Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, [email protected]
3 Российская академия наук, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается значимость создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса хлебопекарной промышленности Российской Федерации; обращено внимание на то, что продукция этих предприятий должна иметь высокое качество и быть доступной населению страны; доказано наличие возможностей полного обеспечения основным видом сырья - мукой высокого качества; раскрыт исторический аспект создания и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса хлебопекарной промышленности РФ; дана оценка структуры производства хлебобулочных изделий в федеральных округах страны; характеризуются ограничения доступа названных предприятий к заемным финансовым ресурсам; обоснована необходимость продолжения поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на макроуровне, реализуемой в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Ключевые слова: предприятия малого и среднего бизнеса, зерно, мука, качество и цена хлебобулочных изделий, структура, федеральные округа, заемные финансовые ресурсы, процентная ставка кредита, государственная программа развития предприятий малого и среднего бизнеса
Для цитирования: Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Сидоренко С.В. Проблемы и возможности развития малого и среднего бизнеса в хлебопекарной промышленности России и ее регионов // Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 58-64. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-58-64.
© Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Сидоренко С.В., 2024
Original article
Problems and opportunities for the development of small and medium-sized businesses in the baking industry
of Russia and its regions
Magomed D. Magomedov1, Elena Yu. Alekseicheva2^, Sergey V. Sidorenko3
1 State university of management (GUU), Moscow, Russia, [email protected]
2 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
3 Russian Academy of Sciences (RAS), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the great importance of the creation and development of small and medium-sized enterprises of the baking industry of the Russian Federation; draws attention to the fact that the products of these enterprises should be of high quality and be accessible to the population of the country; proves the availability of opportunities for full provision of the main type of raw materials - high-quality flour; reveals the historical aspect of the creation and functioning of small and medium-sized enterprises the business of the baking industry of the Russian Federation; an assessment of the structure of bakery products production in the federal districts of the country is given; attention is paid to the restrictions on the access of these enterprises to borrowed financial resources; the need for continued support of small and medium-sized businesses at the macro level, implemented within the framework of the national project «Small and medium-sized enterprises and support for individual entrepreneurial initiative» is justified.
Keywords: small and medium-sized businesses, grain, flour, quality and price of bakery products, structure, federal districts, borrowed financial resources, loan interest rate, state program for the development of small and medium-sized businesses
For citation: Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu., Sidorenko S.V. Problems and opportunities for the development of small and medium-sized businesses in the baking industry of Russia and its regions. Economic Systems. 2024;17(2(65)):58-64. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-20762024-17-2-58-64.
Введение
После перехода Российской Федерации на рыночные отношения в массовом порядке начали создаваться предприятия малого бизнеса. Это объясняется двумя основными причинами. Первая - легализация предпринимательства в стране, вторая - открывшиеся возможности для проявления предпринимательских способностей. Предприятия малого бизнеса в большинстве случаев более оперативно реагируют на меняющуюся конъюнктуру рынка, что оказывает существенное позитивное влияние на их развитие. С учетом этих преимуществ Президент РФ поставил задачу повысить эффективность функционирование пред-
приятий малого и среднего бизнеса. Хлебобулочные изделия потребляются населением страны ежедневно, что обуславливает необходимость обеспечения их доступности и высокого качества. Эти требования значительно легче выполняются при наличии реальной конкуренции на рынке хлебобулочных изделий. Результаты проведенного анализа этого рынка показали, что конкурентная борьба с каждым годом усиливается, поэтому предпосылки дальнейшего эффективного развития малых и средних предприятий в хлебопечении благоприятные [1].
Основная часть
Главным видом сырья для хлебопекарных предприятий является мука, которую получают после переработки зерна на мукомольных предприятиях. В последние годы объемы производства зерна в стране достигли рекордных величин - 150-160 млн т. Из этого количества зерна на производство муки и крупы направляют 10-15 млн т, т. е. потребности в муке хлебопекарных предприятий РФ удовлетворяются полностью. Однако в отдельных регионах имеются колебания в объемах производства зерна и его качества [2, 3]. Это связано в первую очередь с природно-климатическими условиями регионов. Так, например, в Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Северного Кавказа и Ростовской области они очень благоприятные, а в республиках Бурятия и Якутия, Хабаровском и Приморских краях значительно хуже. Несмотря на это, возможности полного обеспечения зерном высокого качества мукомольных предприятий всех регионов имеются. Однако цены на него могут увеличиваться из-за больших транспортных расходов и необоснованного увеличения экспорта. В таких ситуациях приоритетом должно быть удовлетворение внутренних потребностей.
Удельный вес муки в себестоимости хлебобулочных изделий составляет порядка 70%. Из изложенного следует, что серьезных оснований для роста цен на рассматриваемую продукцию нет, однако, они растут. Кроме того, вес многих разновидностей производимых хлебобулочных изделий заметно уменьшается. Все это нацелено на увеличение прибыли собственников хлебопекарных предприятий. Для предотвращения таких негативных тенденций в ценообразовании на продукцию названных предприятий следует осуществлять меры государственного регулирования, проводить проверки Федеральной антимонопольной службой на предмет обоснованности устанавливаемых цен. Это имеет большое значение, так как хлебобулочные изделия относятся к социально-значимым продуктам повседневного потребления.
В начале перехода РФ к рыночным отношениям во всех регионах страны появлялись мини-пекарни (как грибы после дождя]. Внешне их продукция выглядела очень красиво, и покупатели стали охотно приобретать ее. Как известно, качество пищевой продукции выявляется в течение короткого промежутка времени и в данном случае, несмотря на внешнюю привлекательность, хлебобулочные изделия, приобретенные в мини-пекарнях, начинали крошиться после 3-4 часов после покупки. Причина этого - невысокое качество используемой
муки. Ее покупали по низкой цене в бывших союзных республиках. Она не соответствовала требованиям количества и качества клейковины. Поэтому в дальнейшем покупатели начали отказываться от такой продукции [4].
Во многих палатках, где продавали хлебобулочные изделия, висела дощечка с указанием, что хлеб заводского производства. В последующем предприниматели убедились, что такой подход оказывает отрицательное влияние на их финансовое состояние и начали исправлять допущенные ошибки. В настоящее время продукция, произведенная мини-пекарнями, активно развиваемыми в том числе сетевой розничной торговлей, вновь пользуется спросом у населения. Кроме того, появилось большое количество малых предприятий, продукция которых имеет высокое качество и востребована покупателями. Такие позитивные изменения произошли благодаря ужесточению конкурентной борьбы на рынке хлебобулочных изделий.
Проведенный анализ объемов производства хлебобулочных изделий РФ за 2017-2023 гг. показал, что они устойчиво снижаются. Причина такой тенденции - увеличение потребления населением страны мясных и рыбных продуктов, а также фруктов и овощей. Эти позитивные изменения в рационе питания связаны прежде всего с увеличением реальных доходов населения страны [5].
В таких условиях требования покупателей к качеству производимых хлебобулочных изделий растут. В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах производят большое количество фруктов и овощей высокого качества. После переработки их стали использовать в качестве начинки для различных видов выпечки. Благодаря этому ассортимент хлебобулочных изделий в этих округах более широкий.
Вопросам развития малого бизнеса во всем мире уделяется большое внимание. Это связано с высокой эффективностью его функционирования. Так, например, доля предприятий малого бизнеса в валовом внутреннем продукте в странах Европейского союза составляет 75%, в РФ - 22,9%, т. е. более чем в три раза меньше. Для изменения ситуации в лучшую сторону на уровне Правительства РФ приняли решение существенно уменьшить количество проверок [6]. Однако это не привело к серьезным позитивным изменениям. Более значимыми мерами поддержки МСП являются предоставляемые возможности по привлечению финансирования, ибо наличие достаточного количества финансовых ресурсов для развития бизнеса, по нашему мнению, имеет такое же значение, как кровообращение для организма человека. Однако у предпринимателей зачастую отсутствуют необходимые объемы финансовых ресурсов для ввода в действие предприятия и обеспечения его эффективного функционирования [7]. В такой ситуации предприниматели вынуждены использовать заемные финансовые ресурсы.
В настоящее время ключевая ставка, установленная Центральным банком России, составляет 16%, что существенно снижает возможность привлечения финансовых ресурсов для МСП. Получение заемных средств под столь высокий процент делает практически невозможным эффективное развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Вместе с тем Председатель Правительства РФ по итогам
2023 г. докладывал о росте ВВП на 3,6%. Возникает вопрос, как это возможно при столь высокой ключевой ставке? С нашей точки зрения, рост обеспечивается предприятиями, задействованными в решении задач в сфере ВПК и реализации других приоритетных государственных программ, которые обеспечиваются целевым государственным финансированием или льготными программами кредитования.
С учетом большой значимости МСП для страны нам представляется важным продолжение поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на макроуровне, предусмотренной национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках осуществления которого в 2023 г. порядка ста тысяч субъектов МСП привлекли свыше 1,5 трлн руб., из них по программе «1764» предоставлялись кредиты по ставкам «ключевая ставка Банка России + 2,75%» и «ключевая ставка Банка России + 3,5%» (но не более 15,75%] - 638 млрд руб., по программе инвестиционной поддержки «ПСК» — 199 млрд руб., «Зонтичного» поручительства - 247 млрд руб. Комбинированная программа профинансирована на 98 млрд руб. Объем поддержки по программе льготного лизинга составил 2,3 млрд руб., что на 73% выше результата 2022 г. [8].
Особенно заметно действие государственной поддержки в московском производственном секторе для малого и среднего бизнеса, который демонстрирует взрывной рост последние два года. Это показывает такой индикатор, как динамика нового строительства Light industrial, под которым понимают «консолидацию под одной крышей производственных и складских мощностей, позволяющих оптимизировать цепи поставок за счет исключения лишних звеньев». В случае продолжения реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса на макроуровне и соответствующем развитии МСП широкое использование таких проектов будет востребованным.
Более того, развитие онлайн-торговли, открывающее новые возможности для взаимодействия с конечным потребителем, поддержит мелкое предпринимательство за счет появления новых участников рынка. Перспективными для предприятий МСП, работающих в хлебопекарной отрасли, является также развитие партнерских взаимодействий с предприятиями в ресторанном и гостиничном бизнесе, логистическими компаниями.
Заключение
В настоящее время потребности населения страны в хлебобулочных изделиях полностью удовлетворяются. Результаты оценки объемов их производства в РФ за последние годы показали, что они постепенно снижаются в результате роста потребления мяса, рыбы, фруктов и овощей населением страны. При этом в отдельных случаях имеет место ухудшение качества производимых хлебобулочных изделий. Кроме того, прослеживается необоснованный рост цен на них в розничной торговой сети. Такие явления не способствуют эффективному раз-
витию малого и среднего бизнеса хлебопекарной промышленности. Для улучшения ситуации, по нашему мнению, им следует выделять кредитные ресурсы на льготных условиях только при устранении названных недостатков.
Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в хлебопекарной промышленности РФ должно сопровождаться ростом конкуренции на рынке, что позволит повысить качество производимых хлебобулочных изделий и проводить эффективную ценовую политику. Однако это невозможно осуществить без мер государственной поддержки на макроуровне.
Список источников
1. Алексейчева Е.Ю. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Пиво и напитки. 2005. № 5. С. 12-14.
2. МагомедовМ.Д., Алексейчева Е.Ю., Сидоренко С.В. Основные факторы увеличения экспорта муки из Российской Федерации // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 1 (64). С. 141-147.
3. Строев В.В., Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю. Увеличение объемов производства комбикормов в регионах страны как фактор роста продовольственной безопасности России : монография. М. : ИТК «Дашков и К°», 2023. 148 с.
4. Алексейчева Е.Ю. Основные тренды потребительского поведения в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 453-456.
5. Алексейчева Е.Ю. Экосистемный подход к формированию финансовой грамотности: практика взаимодействия // Непрерывное образование в контексте будущего : сб. научных статей по матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 69-76.
6. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Шинкарева О.В. Налоговые меры поддержки в связи с пандемией Covid-19: опыт России // Научное обозрение. 2021. № 3. С. 25-37. (Серия 1: Экономика и право).
7. Алексейчева Е.Ю., Бороздина А.В. Проблемы подготовки нефинансовой отчетности российскими компаниями // Вестник МГПУ 2014. № 2 (26). С. 56-67. (Серия: Экономика).
8. МСП в 2023 году получили льготных кредитов на 1,5 трлн рублей. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/news/2024/01/18/1015624-msp-poluchili-kreditov (дата обращения: 20.04.2024).
References
1. Alekseicheva E.Yu. Innovations as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise. Pivo i napitki = Beer and beverages. 2005;(5):12-14. (In Russ.).
2. Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu., Sidorenko S.V. The main factors of increasing flour exports from the Russian Federation. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2024;17(1(64)):141-147. (In Russ.).
3. Stroev V.V., Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu. The increase in the production of compound feeds in the regions of the country as a factor in the growth of food security in Russia: monograph. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2023. 148 p. (In Russ.).
4. Alekseicheva E.Yu. The main trends of consumer behavior in a crisis. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship. 2016;(8(73)):453-456. (In Russ.).
5. Alekseicheva E. Yu. Ecosystem approach to the formation of financial literacy: the practice of interaction. Continuing education in the context of the Future. Collection of scientific articles
based on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021. Р. 69-76. (In Russ.].
6. Alekseicheva E.Yu., Kulomzina E.Yu., Shinkareva O.V. Tax support measures in connection with the covid-19 pandemic: the experience of Russia. Nauchnoe obozrenie = Scientific Review. 2021;(3]:25-37. (Series 1: Economics and Law). (In Russ.].
7. Alekseicheva E.Yu., Borozdina A.V. Problems of preparation of non-financial reporting by Russian companies. Vestnik MGPU = Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. 2014;(2(26]]:56-67. (Series: Economics). (In Russ.].
8. SMEs in 2023 received preferential loans worth 1.5 trillion rubles. URL: https://www. vedomosti.ru/business/news/2024/01/18/1015624-msp-poluchili-kreditov. (In Russ.].
Информация об авторах / Information about the authors
М.Д. Магомедов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Института экономики и финансов ГУУ;
Е.Ю. Алексейчева - доктор экономических наук, профессор Департамента философии и социальных наук Института гуманитарных наук МГПУ;
С.В. Сидоренко - доктор экономических наук, начальник управления научно-методического руководства и экспертной деятельности.
M.D. Magomedov - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of accounting, auditing and taxation at the Institute of economics and finance GUU;
E. Yu. Alekseicheva - doctor of economic sciences, professor of the Department of philosophy and social sciences, Institute of humanities MOT;
S.V. Sidorenko - doctor of economic sciences, head of the Department of scientific and methodological guidance and expert activity.
Статья поступила в редакцию 04.04.2024; одобрена после рецензирования 18.04.2024; принята к публикации 25.04.2024.
The article was submitted 04.04.2024; approved after reviewing 18.04.2024; accepted for publication 25.04.2024.