ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ECONOMY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 87-95. Economic Systems. 2024;17(3(66)):87-95.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 338
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-87-95
Основные направления увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса регионов России
Магомед Даниялович Магомедов1, Елена Юрьевна Алексейчева2Н
1 Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье дается оценка истории производства продукции АПК Российской Федерации; обосновывается актуальность увеличения экспорта данной продукции; обращено внимание на устойчивый рост ее экспорта; представлены основные виды экспортируемой продукции АПК страны и их объемы по данным за 2023 год; обращено внимание на необходимость увеличения объемов экспорта продуктов предприятий АПК РФ большей переработки (мука, крупа и т. д.); предлагаются основные направления увеличения объемов экспорта продукции АПК РФ.
Ключевые слова: экспорт, маркетинговые исследования, ценовая политика, плодородие земли, посевные и уборочные работы, послеуборочная обработка и хранение продукции, техника и технология, логистика, государственное регулирование
Для цитирования: Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю. Основные направления увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса регионов России // Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 87-95. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-87-95.
© Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., 2024
Original article
Development of small and medium-sized businesses of the bakery industry in the regions of Russia
Magomed D. Magomedov1, Elena Yu. Alekseicheva2^
1 State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]
2 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article assesses the history of production of agricultural products of the Russian Federation; substantiates the relevance of increasing exports of agricultural products of the Russian Federation; draws attention to the steady growth of exports of these products; presents the main types of exported agricultural products of the country and their volumes according to data for 2023; draws attention to the need to increase exports of products of agricultural enterprises of the Russian Federation of greater processing (flour, cereals, etc.); the main directions of increasing the volume of exports of agricultural products of the Russian Federation are proposed.
Keywords: export, marketing research, pricing policy, land fertility, sowing and harvesting, post-harvest processing and storage of products, machinery and technology, logistics, government regulation
For citation: Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu. Development of small and medium-sized businesses of the bakery industry in the regions of Russia. Economic Systems. 2024;17(3(66)): 87-95. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-87-95.
Введение
Полноценное питание человека занимает важное место в развитии страны. В 1990-е гг. в Российской Федерации сложилась крайне тяжелая ситуация по обеспечению населения достаточным количеством продуктов питания и обеспечению продовольственной безопасности страны [1]. На это повлияло большое множество объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам можно отнести: отсутствие должной заинтересованности работающих в агропромышленном комплексе страны в достижении высоких конечных результатов, необходимого финансирования из бюджета страны на развитие АПК, низкий технический уровень производства предприятий комплекса, несоответствие используемого семенного материала и других ресурсов требованиям качества.
Субъективными факторами снижения продовольственной безопасности были: отсутствие необходимых компетенций у работающих, занятых в АПК, коррумпированность ряда лиц, принимавших управленческие решения, и др. [2]. Для смягчения продовольственной проблемы РФ проводился импорт продук-
тов питания. Такая тенденция продолжалась до 2014 года. В последующем заметно увеличилось финансирование АПК и результаты его деятельности существенно улучшились.
В настоящее время РФ полностью обеспечивает свои внутренние потребности в продуктах питания, а излишки направляет на экспорт. По итогам 2023 г. объем экспорта продукции АПК РФ превысил 43 млрд долл. США, в результате наша страна заняла 17-е место в мире по этому показателю, что является существенным результатом по сравнению с предшествующими десятилетиями [3]. Однако если имеющиеся экспортные позиции сопоставить с возможностями, то результаты не столь значительны, как могли бы быть.
Увеличение экспорта продукции АПК РФ даст возможность улучшить финансовое состояние агропромышленных предприятий, а также весомо пополнить бюджет страны, так как на мировых рынках продуктов питания сложились относительно высокие цены. В таких условиях исследование вопросов, связанных с ростом экспорта продукции АПК РФ, имеет большую актуальность.
Основная часть
В настоящее время на экспорт из РФ направляют множество видов продукции предприятий АПК (зерно и продукты его переработки, продукцию масложи-ровых, пищевых, перерабатывающих, мясных и молочных предприятий, рыбу, рыбо- и морепродукты и т. д.] в значительных объемах [3]. Для дальнейшего увеличения экспорта необходимо в первую очередь производить продукцию агропромышленного комплекса в достаточном количестве.
К решению данной проблемы нужно подойти комплексно. То есть должны быть полностью задействованы производственные возможности всех регионов страны и Правительству РФ следует оказывать определенное финансовое содействие. За 2023 г. объемы экспорта основных видов продукции АПК РФ составили (млн т): зерна - 66, муки - 1,1, масложировой продукции - 10,5, рыбы и рыбопродуктов - 2,3, мяса - 0,705, молочных товаров - 0,704 [3]. Главными регионами-экспортерами продукции АПК РФ в 2023 г. явились: г. Москва, Московская, Белгородская, Ростовская, Калининградская, Мурманская, Липецкая области, Приморский, Камчатский и Краснодарский края. Эти регионы обеспечили 67,9% экспорта продукции АПК в 2023 г. [3].
Количество регионов, занимающихся экспортом продукции АПК в РФ, постепенно увеличивается. Так, например, в 2017 г. их было 17, а в 2023 г. стало 35 [3]. По нашему мнению, их количество с каждым годом будет расти. Объемы экспорта продукции АПК в регионах зависят от их природно-климатических условий и места расположения. Так, объемы добычи рыбы и производство рыбопродуктов можно увеличить без особых проблем в регионах, граничащих с морскими побережьями (Астраханская и Мурманская области, республика Дагестан, Приморский край и др.]. А в Краснодарском и Ставропольском краях имеются благоприятные условия для увеличения объемов производства зерна.
Независимо от таких явно выраженных преимуществ отдельных регионов, в других регионах занимаются поиском экономически целесообразного производства отдельных видов продукции АПК. К ним можно отнести: выведение ценных сортов рыб в искусственных водоемах (осетровые, лососевые и т. д.] и производство овощей в теплицах и т. д. При этом до начала их производства необходимо проводить расчет бизнес-плана [4]. Если он подтвердит экономическую целесообразность такого производства, то только тогда следует приступать к организации экспортных операций.
По результатам исследований нами предлагаются следующие основные направления увеличения объемов экспорта продукции АПК РФ:
• систематическое проведение и повышение эффективности результатов маркетинговых исследований;
• осуществление эффективного ценообразования;
• улучшение плодородия земли;
• своевременное проведение посевных и уборочных работ на сельскохозяйственных предприятиях;
• проведение эффективной послеуборочной обработки и хранения продукции предприятиями АПК;
• использование современных техники и технологий на сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих предприятиях;
• производство продукции предприятиями АПК в строгом соответствии с требованиями качества;
• повышение эффективности логистики хранения и доставки произведенной продукции предприятиями АПК до конечного потребителя как внутри страны, так и за рубежом;
• совершенствование механизма государственного регулирования увеличения объемов производства продукции предприятиями АПК и ее экспорта.
Рассмотрим каждое направление более подробно.
1. Систематическое проведение и повышение эффективности результатов маркетинговых исследований
В условиях рыночной экономики проведение и практическое использование маркетинговых исследований является эффективным управленческим решением [5], так как без таких исследований продавать большие объемы произведенной продукции и приобретать необходимые виды сырьевых ресурсов по приемлемой цене крайне сложно. Это имеет прямое отношение к экспортным и импортным операциям. На мировом рынке значительно сложнее занять рыночную нишу. Так, например, в РФ могут производить муку требуемого качества и в любом количестве, но ее экспортный потенциал используется далеко не полностью. В этих условиях важно проводить маркетинговые исследования спроса, предложения, цен, конкуренции на рынке АПК, что позволит более эффективно продвигать указанную продукцию на внешний рынок.
2. Осуществление эффективного ценообразования
Как известно, на рынке цена продукции или оказываемых услуг устанавливается в зависимости от спроса и предложения на нее, которые подвержены изменениям под влиянием различных факторов. В тех случаях когда на мировом рынке имеет место высокий спрос на продукцию, не возникает каких-либо проблем. А при его снижении приходится проводить всевозможные акции [6]. Продукция АПК РФ во многих случаях имеет высокое качество и пользуется большим спросом на мировом рынке. При такой ситуации проводить эффективную ценовую политику бывает несложно. Наша страна при экспорте продукции АПК не только ориентируется на объем спроса на нее, но и в ряде случаев идет на определенное снижение цен из гуманитарных соображений. При предоставлении скидки с цены продукции следует обратить внимание на то, приведет ли это к росту объема ее экспорта и, соответственно, окупится ли она за счет данного фактора. В противном случае теряется экономическая целесообразность предоставления скидки с цены экспортируемой продукции.
С нашей точки зрения, следует проводить систематические исследования, нацеленные на поиск путей увеличения объема экспорта продукции АПК РФ. Для этого должны быть задействованы все факторы: цена, качество продукции, льготы при таможенном оформлении и т. д.
3. Улучшение плодородия земли
РФ располагает большими территориями с различным плодородием земли. Одни регионы имеют высокое плодородие (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и т. д.], а другие - низкое (Якутская республика, Кемеровская и Архангельская области и т. д.]. По нашему мнению, в первую очередь следует оптимизировать угодья, используемые для производства продукции сельского хозяйства, расположенные в различных субъектах РФ, так как есть различия в вегетационном периоде и плодородии земли. В последующем следует ежегодно заниматься повышением качества почвы за счет своевременного внесения минеральных и естественных удобрений, количество которых определяют агрономы в зависимости от плодородия земли.
По объемам производства минеральных удобрений РФ занимает значимое место в мире, по сбору достаточного количества естественных удобрений в стране также нет каких-либо проблем. Для внесения названных удобрений в почву нужна соответствующая техника, которая также имеется, однако ее технический потенциал не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Вместе с тем прослеживается позитивная тенденция и в этом направлении, поэтому можно утверждать, что необходимые условия улучшения плодородия земли, используемой для производства сельскохозяйственных культур, в РФ постепенно создаются.
4. Своевременное проведение посевных и уборочных работ на сельскохозяйственных предприятиях
Природно-климатические условия в нашей стране весьма разнообразны, сезоны меняются в течение короткого промежутка времени, что требует соответ-
ствующей подготовки сельскохозяйственных предприятий к неожиданным переменам. Так, например, в отдельных случаях приходится пересевать сельскохозяйственные культуры из-за неожиданных холодов или засухи. Независимо от этих непредсказуемых форс-мажорных условий посевные и уборочные работы на сельскохозяйственных предприятиях следует проводить своевременно. Для этого должна осуществляться соответствующая подготовка на сельскохозяйственных предприятиях. То есть нужно создавать необходимый семенной фонд и приводить парк машин и оборудования в требуемое состояние. Эти меры будут способствовать росту объемов производства сельскохозяйственных культур в стране.
5. Проведение эффективной послеуборочной обработки и хранения продукции предприятиями АПК
Вся сельскохозяйственная продукция после сбора требует определенной обработки перед отправлением на хранение. Зерно является основной сельскохозяйственной культурой, пользующейся большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому увеличению его выпуска и сохранности уделяется особое внимание. Зерно после уборки в большинстве случаев имеет высокую влажность и засоренность. Хранение его в таком виде может привести к большим потерям, поэтому необходимо проведение комплекса мероприятий послеуборочной обработки зерна. Анализ ее проведения на сельскохозяйственных предприятиях РФ показал, что часто применяемая техника имеет низкую технологическую эффективность. Вместе с тем на некоторых сельскохозяйственных предприятиях используется высокотехнологичное оборудование и, соответственно, там получают высокие результаты. Поэтому следует стремиться к созданию благоприятных условий для полного внедрения современной техники на предприятиях АПК, в том числе для обеспечения полноценного сохранения собранного урожая. Зерно могут хранить в буртах, складских помещениях и на элеваторах. Последние являются более прогрессивными, так как удается оперативно устранить появляющиеся отклонения в процессе хранения зерна.
6. Использование современных техники и технологий
на сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих предприятиях
Применение современных техники и технологий производства на предприятиях АПК РФ позволяет существенно повысить эффективность их деятельности. Проведенный анализ показал, что в настоящее время оборудование имеет высокий физический и моральный износ, что негативно сказывается на конечных результатах деятельности предприятий. До 2014 года эту проблему ряд предприятий, например группа «Черкизово», холдинг «Мираторг» и др., решали за счет импорта необходимой техники. Однако санкционная политика ряда западных стран не позволяет использовать это направление обновления основного фонда в настоящее время.
С учетом сложившегося положения Правительством РФ принимаются определенные меры, нацеленные на изменение ситуации в лучшую сторону. В резуль-
тате отдельные машиностроительные предприятия страны начали производить машины и оборудование, соответствующие мировым стандартам. К ним можно отнести: зерноуборочные комбайны, производимые группой «Ростсель-маш»; тракторы, выпускаемые на ОАО «Кировский завод», и др. Однако таких предприятий в настоящее время в РФ немного. Для изменения ситуации в лучшую сторону, по нашему мнению, принимаемые Правительством РФ в этом направлении меры должны быть направлены на существенное повышение заинтересованности производителей в сфере машиностроения.
7. Производство продукции предприятиями АПК в строгом соответствии с требованиями качества
В условиях рыночной экономики качеству производимой продукции уделяют особое внимание, так как оно является одним из важнейших факторов ее конкурентоспособности. Поэтому даже незначительное снижение качества продукции, выставленной на мировой рынок, оказывает негативное влияние на имидж товара и репутацию компании. В настоящее время качество производимой предприятиями АПК РФ продукции в основном соответствует предъявляемым требованиям, что приводит к определенному ежегодному росту объема ее экспорта. Такая ситуация требует строгого соблюдения предъявляемых требований к качеству производимой продукции и впредь. Кроме того, при ее доставке к потребителю также важно сохранить качество [7].
8. Повышение эффективности логистики хранения и доставки произведенной продукции предприятиями АПК до конечного потребителя как внутри страны, так и за рубежом
В современных условиях вопросам повышения эффективности логистики уделяют большое внимание, так как от нее во многом зависит сохранность качества продукции и сумма затрат, связанных с ее доставкой до потребителя. Это объясняется тем, что небольшие отклонения от требований хранения продукции приводят к большим потерям, как, например, несоблюдение температурных режимов при хранении мяса и мясных продуктов. Кроме того, в отдельных случаях транспортные расходы могут значительно увеличить общие затраты и, соответственно, уменьшить получаемую прибыль. Такая ситуация не устраивает предпринимателей, вкладывающих свои финансовые ресурсы в развитие бизнеса. Поэтому следует активно искать резервы снижения транзакционных издержек и повышения эффективности логистических операций.
9. Совершенствование механизма государственного регулирования увеличения объемов производства продукции предприятиями АПК
и ее экспорта
При растущем объеме экспорта продукции АПК РФ рычаги государственного регулирования должны быть настроены так, чтобы заинтересовать предпринимателей, занимающихся этим видом бизнеса. При создании максимально благоприятных условий для них следует учитывать необходимость определенно-
го увеличения поступлений таможенных платежей и налогов в бюджет страны. Это можно осуществить путем некоторого снижения их ставки на названную продукцию с расчетом на рост объема ее экспорта, который обеспечит интерес государства. Если это условие не выполняется, то, соответственно, ее уменьшение нельзя допустить.
Заключение
Увеличение объема экспорта продукции АПК РФ служит весомым источником пополнения бюджета страны и улучшения финансового состояния предприятий, входящих в него. Для последующего роста экспортной выручки предлагается руководствоваться следующими основными направлениями: систематическим проведением и повышением эффективности результатов маркетинговых исследований; осуществлением эффективного ценообразования; улучшением плодородия земли; своевременным проведением посевных и уборочных работ на сельскохозяйственных предприятиях; эффективными послеуборочными обработкой и хранением продукции предприятиями АПК; использованием современных техники и технологий на сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих предприятиях; производством продукции предприятиями АПК в строгом соответствии с требованиями качества; повышением эффективности логистики хранения и доставки произведенной продукции предприятиями АПК до конечного потребителя как внутри страны, так и за рубежом; совершенствованием механизма государственного регулирования увеличения объемов производства продукции предприятиями АПК и ее экспорта.
Список источников
1. Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю. Импортозамещение: преимущества и недостатки реализации программы для отраслей АПК // Вестник МГПУ 2017. № 1 (11). С. 8-25. (Серия: Экономика).
2. Строев В.В., Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю. Увеличение объемов производства комбикормов в регионах страны как фактор роста продовольственной безопасности России : монография. М. : ИТК «Дашков и К°», 2023.
3. Российский экспорт // Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Мин-сельхоза России. URL: https://aemcx.ru/export/rusexport/?ysclid=m1gfqfkksl928470027 (дата обращения: 23.08.2024).
4. Строев В.В., Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю. Цифровизация управления ассортиментом как фактор повышения конкурентоспособности производителей пива и напитков в регионах РФ // E-Management. 2023. Т. 6, № 2. С. 114-124.
5. Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д. Состояние и проблемы управления конкурентоспособностью отечественных предприятий // Вестник МГПУ 2017. № 2 (12). С. 30-39. (Серия: Экономика).
6. Жебелев И.А., Магомедов М.Д. Повышение конкурентоспособности предприятий сетевой розничной торговли : монография. М., 2008.
7. Пути увеличения объемов и повышения эффективности производства животноводческой продукции в России / М.Д. Магомедов [и др.] // Экономические системы. 2021. Т. 14, № 4 (55). С. 118-124.
References
1. Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu. Import substitution: advantages and disadvantages of the program implementation for agricultural industries. Vestnik MGPU = Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. 2017;(1(11)):8-25. (Series: Economics). (In Russ.).
2. Stroev V.V., Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu. Increase in the production of compound feeds in the regions of the country as a factor in the growth of food security in Russia : monograph. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2023. (In Russ.).
3. Russian export // Federal Center for export development of agricultural products of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. URL: https://aemcx.ru/export/rusexport / ?ysclid=m1gfqfkksl928470027. (In Russ.).
4. Stroev V.V., Magomedov M.D., Alekseicheva E.Yu. Digitalization of assortment management as a factor in increasing the competitiveness of beer and beverage producers in the regions of the Russian Federation. E-Management. 2023;6(2):114-124. (In Russ.).
5. Alekseicheva E.Yu., Magomedov M.D. The state and problems of managing the competitiveness of domestic enterprises. Vestnik MGPU=Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. 2017;(2(12)):30-39. (Series: Economics). (In Russ.).
6. Zhebelev I.A., Magomedov M.D. Improving the competitiveness of retail chain enterprises : monograph. M., 2008. (In Russ.).
7. Ways to increase the volume and increase the efficiency of livestock production in Russia / M.D. Magomedov [et al.]. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2021;14(4(55)):118-124. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
М.Д. Магомедов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения Института экономики и финансов ГУУ;
Е.Ю. Алексейчева - доктор экономических наук, профессор департамента философии и социальных наук Института гуманитарных наук МГПУ
M.D. Magomedov - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of accounting, auditing and taxation at the Institute of economics and finance of the State university of management;
E.Yu. Alekseicheva - doctor of economic sciences, professor, Department of Philosophy and Social Sciences, Institute of humanities MCU.
Статья поступила в редакцию 04.09.2024; одобрена после рецензирования 16.09.2024; принята к публикации 20.09.2024.
The article was submitted 04.09.2024; approved after reviewing 16.09.2024; accepted for publication 20.09.2024.