Научная статья на тему 'Проблемы и возможности инновационного развития потребительской кооперации республики Казахстан'

Проблемы и возможности инновационного развития потребительской кооперации республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВ / CONSUMERS'' COOPERATIVE SOCIETY / INNOVATIONS / COOPERATIVE SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степаницкая Оксана Анатольевна

Автором изучены современные проблемы и возможности инновационного развития потребительской кооперации Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степаницкая Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY OF REPUBLIC KAZAKHSTAN

The author studies modern problems and possibilities of innovative development of consumers' cooperative society of Republic Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности инновационного развития потребительской кооперации республики Казахстан»

2) использования возможностей государственной поддержки, включая субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков;

3) исключения отвлечения собственных финансовых ресурсов на просроченную дебиторскую задолженность, продажу товаров в кредит;

4) снижения рисков ухудшения финансового состояния из-за отвлечения средств на капитальные вложения, не обеспечивающие быстрой окупаемости;

5) оптимизации налоговых платежей;

6) повышения доходности отраслей деятельности, за счет активизации затрат и оптимальной ценовой политики.

Источники и литература

1. Имангулов В.Р. Система показателей финансовой устойчивости организации и анализ действующих методик их определения / В.Р. Имангулов // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 94-100.

2. Ильина Л.И. Концептуальные основы укрепления финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации / Л.И. Ильина // Финансы и кредит. 2010. № 37. С. 2-12. Библиогр.: с. 11-12 (12 назв.).

3. Стратегия управления финансами потре -бительского общества в условиях кризиса: учебное пособие / В.И. Елагин, И.Ю. Владимирова, О.Л. Алексеева, Л.Н. Хабазина, Рос. ун-т кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. Чебоксары: [ б. и.], 2009. 123 с.

4. Беклемишев А.В. Управление финансами организации в условиях кризиса / А. В. Беклемишев, И.М. Брыкин. М.: Финансовая газета, 2009. 47 с.

Romanova M.V. THE DIRECTIONS OF FINANCIAL STABILITY RISE OF COOPERATIVE SOCIETY IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

The article is devoted to the actual topics of financial stability rise of consumer cooperation organizations in current conditions. Special attention is paid to the characteristics of the factors, influencing much the level of financial stability of district consumer societies. The results of analysis of the financial stability and efficiency of a district consumer society activities are given. There has been suggested a model of realization of the conception of securing financial stability in district consumer societies in the conditions of economic crisis.

Key words: financial stability, cooperative society, financial resources, capital management, activity effectiveness, financial stability assessment.

РОМАНОВА Марина Валерьевна родилась в 1979 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт (2QQ4), ассистент кафедры финансов Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 7 научных публикаций.

УДК 334.73.01

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О. А. Степаницкая

Автором изучены современные проблемы и возможности инновационного развития потребительской кооперации Республики Казахстан.

Ключевые слова: инновации, потребительская кооперация, кооператив.

Главной чертой постиндустриальной определяющих особенности эффективного

эпохи становится переход к интеллектуаль- функционирования компании, происходит

ной экономике, движимой инновациями. существенная трансформация ее внешней и

Именно инновации становятся важнейшим внутренней среды. Развитие компаний во все

средством в конкурентной борьбе, повышают большей степени связывается с нововведе-

имидж производителя. Меняется система ниями, обучением, знаниями, адаптацией и

ценностей, правил, норм и принципов, с постоянной реализацией преобразований,

составляющих общественное мировоззрение и обусловленных ускоряющимся процессом

технологических, социальных, экономических преобразований. Касается это и кооперации, являющейся не только философией, но, в первую очередь, хозяйственной организацией.

Вместе с тем, условия для развития инновационной деятельности кооперативов в Казахстане можно оценить как неблагоприятные. Неблагоприятные условия для развития всех видов кооперативов связаны не только с негативными последствиями политических, идеологических, но и аграрных и законодательных реформ. В результате, имея огромные преимущества, реальные потенциальные возможности нормальной рыночной конкурентоспособности, потребительская кооперация Казахстана в годы рыночных преобразований отошла в тень, снизив свою активность по целому ряду позиций.

Несмотря на это, сегодня система потребительской кооперации республики располагает достаточной материально-технической базой для более активного развития - об этом свидетельствует сохраняющаяся на протяжении 2002-2009 годов положительная динамика финансовых результатов деятельности системы потребительской кооперации Казахстана. Так, финансовый результат функционирования отраслей потребительской кооперации имеет амплитуду колебания за 6 лет от убытка в 53 млн в доход в 18,8 млн тенге, уменьшилась кредиторская задолженность, и хотя общее количество юридических лиц в системе потребительской кооперации сократилось с 260 до 160 единиц, доля прибыльно функционирующих в общем их количестве выросла с 56% до 74%.

В настоящее время основными задачами потребительской кооперации в агропромышленном комплексе являются:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;

- совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;

- поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий в составе АПК, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.

Доминирующую роль в АПК играет потребительская кооперация, как торговая организация на селе. К сожалению, приходится констатировать, что за время перехода к рыночным отношениям потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах, уступки определенного сегмента сельского рынка частным предприятиям. Практически закрыты розничные торговые предприятия в сельских населенных пунктах. Повсеместно уменьшается количество магазинов по торговле непродовольственными товарами. В ряде кооперативных организаций торговля даже убыточна.

Оптовая торговля потребительской кооперации с наступлением рыночных отношений находится в крайне тяжелом положении. Она вытесняется с сельского рынка крупными поставщиками и мелкими посредниками. Для выживания оптовых организаций потребительской кооперации требуется разработка и осуществление новых стратегических решений по расширению рынка и вытеснению конкурентов. Суть их в том, чтобы вытеснить с сельского рынка посредников - представителей частного бизнеса - обеспечивающих товарами кооперативные организации, а также в географическом расширении границ за счет новых потребителей с использованием как существующих, так и новых товаров. Перспективными организационными формами для потребительской кооперации являются оптовые продовольственные рынки, оптоворозничные объединения, транспортно-экспедиционные предприятия, склады гарантированного хранения товаров с использованием уже имеющейся, но незадействованной в силу ряда причин материально-технической базы системы потребкооперации. Местные оптоворозничные рынки или объединения могут включать в себя одно или несколько оптовых предприятий, прилегающие к нему потребительские общества, а также розничные, заготовительные и производственные предприятия. Добавим, что кооперативный опт сохранил довольно значительный производственный потенциал. Несмотря на реализацию в «смутное» время большой доли кооперативной собственности, в настоящее время в системе имеются общетоварные склады площадью 150,2 тыс. кв.м, овоще-

хранилища емкостью 2,8 тыс. тонн, склады-холодильники емкостью 1,5 тыс. тонн.

Производственный потенциал розничной торговли еще более высок. Потребительская кооперация имеет 633 розничных торговых предприятия, их торговая площадь составляет 118 тыс. кв.м. Розничный товарооборот потребительской кооперации составил 741,4 млн тенге.

По существу, торговым предприятиям потребительской кооперации в селах принадлежит роль локального центра по обслуживанию населения на хозяйственном и районном уровнях. На практике осуществление этой роли возможно через местные кооперативно -торговые точки. Основным направлением в развитии кооперативной розничной сети, на наш взгляд, является восстановление ее деятельности в ранее закрытых магазинах (за период 2002-2009 гг. закрылось порядка 700 магазинов, их торговая площадь уменьшилась с 227,6 тыс. кв.м до 118,6 тыс.кв.м.).

Мелкорозничная сеть (палатки, киоски) должна также занять соответствующее место, чтобы противостоять конкурентам и быть максимально приближенной к покупателям. С помощью автомагазинов возможно обслуживание малых населенных пунктов. Помимо этого, следует развивать придорожный сервис (на трассах дорог, около крупных предприятий, в местах отдыха), совмещать минипекарни с магазинами и предприятиями питания. Шире необходимо использовать торговлю по заказам с доставкой на дом, организовывать торговлю строительными материалами всех видов, медикаментами, лекарственными препаратами для животных.

Другая традиционная отрасль для потребительской кооперации - общественное питание. Общее число столовых, кафе, ресторанов, баров и предприятий других типов насчитывает 100 единиц с количеством 6,1 тысяч посадочных мест. Розничный товарооборот предприятий питания потребительской кооперации Казахстана составил 82,9 млн тенге.

Основным направлением в деятельности предприятий общественного питания является выпуск продукции собственного производства и реализация ее в розничной торговой сети потребительских обществ и объединений.

С деятельностью в сфере общественного питания тесно связана производственная деятельность кооперативных предприятий. Особое значение в развитии кооперативного производства принадлежит традиционному сельскохозяйственному производству. В данном

случае наиболее перспективными мероприятиями являются: привлечение сельского населения, которое имеет большой опыт по эффективному использованию земли, для выращивания огородных, зерновых и других культур; занятие откормом крупного рогатого скота, свиней, птицы.

Еще одной традиционной сферой деятельности потребительской кооперации является закупка сельскохозяйственных продуктов и сырья. Кооперативные организации располагают общетоварными складами площадью в 150,2 тыс. кв. м., овощехранилищами емкостью 2,8 тыс.тонн, холодильниками емкостью 1,5 тыс. тонн. Сеть заготовительных пунктов состоит из 54 единиц. Заготовительный оборот по закупкам сельхозпродуктов и сырья в 2009 году составил 119,9 млн тенге, что на 47% превышает показатель предыдущего года.

Освещая вопрос становления и возрождения хозяйственных направлений в деятельности потребкооперации в составе АПК, следует заметить, что инновационное развитие состоит не столько в совершенствовании традиционной хозяйственной деятельности, сколько в ее диверсификации.

В качестве примера, как одно из традиционных, но практически забытых в последние десять лет направлений деятельности, экономистами выделяется предоставление организациями потребительской кооперации платных услуг. В настоящий момент сферу их деятельности можно свести к трем направлениям:

- первое направление - бытовые услуги: ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, транспортных средств, ремонт и строительство жилья, фотографии, ремонт часов, парикмахерские, бани, прачечные, ритуальные услуги;

- второе направление - производственные услуги: выработка из сырья населения на давальческих началах колбасных изделий, копченостей, муки, крупы, масла растительного, стройматериалов;

- третье направление - сельскохозяйственные услуги: вспашка земли, внесение удобрений, выпас скота, ветеринарные услуги, продажа корма для домашних животных.

Освоение названных направлений деятельности в сельской местности требует особого подхода, так как высокая потребность в услугах создает реальную основу для образования кооперативов с привлечением пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения. Эти категории населения можно привлекать к производству, например, на неполный рабочий день.

В целом, проведенный анализ отраслевых и диверсификационных направлений деятельности и форм предприятий потребительской кооперации дает основание отметить следующие тенденции современного развития казахстанского кооперативного сектора экономики:

а) постепенное относительное сокращение доли кооперации в сфере торговли, закупок сельхозпродукции, развитии подсобных хозяйств;

б) снижение конкурентоспособности потребительских кооперативов и сокращение объемов деятельности сельскохозяйственных кооперативов, которые вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию со стороны частного капитала, в особенности, импортных поставок продовольствия;

в) повышение эффективности управления кооперативными обществами, совершенствование их финансовой устойчивости;

г) более стабильное и сбалансированное развитие во всех традиционных сферах деятельности;

д) успешное развитие кооперативного бизнеса в сфере потребления и обращения;

е) практически полное отсутствие действий по диверсификации деятельности и

освоению новых для потребительской кооперации отраслей;

ж) сокращение членской базы во всех видах кооперативов и признание решающей роли субъективного фактора (профессиональное управление, квалификация пайщиков, руководителей, специалистов);

з) очень неравномерное развитие потребительской кооперации в различных регионах Казахстана, разрыв в количественных и качественных результатах;

и) непризнание со стороны государственных органов необходимости развития кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как важного направления аграрных реформ и как составляющей части национальной экономики.

В целом, анализ состояния потребительской кооперации Республики Казахстан показал, что ее развитие противоречиво: с одной стороны - имеется серьезный потенциал, задел для ее развития в целом и неиспользованные возможности в каждой из отраслей, а с другой стороны - кооперация в ее текущем состоянии не нацелена на перспективное и долгосрочное развитие, что затрудняет внедрение инноваций в систему потребительской кооперации.

Stepanickaya O.A. PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY OF REPUBLIC KAZAKHSTAN

The author studies modern problems and possibilities of innovative development of consumers' cooperative society of Republic Kazakhstan.

Key words: innovations, consumers' cooperative society, cooperative society.

СТЕПАНИЦКАЯ Оксана Анатольевна родилась в 1979 г., окончила Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (2000), канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и международной экономики, директор Центра международных программ и проектов Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. Автор 14 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.