Научная статья на тему 'Направления повышения финансовой устойчивости потребительского общества в условиях экономического кризиса'

Направления повышения финансовой устойчивости потребительского общества в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / FINANCIAL STABILITY / COOPERATIVE SOCIETY / FINANCIAL RESOURCES / CAPITAL MANAGEMENT / ACTIVITY EFFECTIVENESS / FINANCIAL STABILITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Марина Валерьевна

Статья посвящена актуальным вопросам повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации в современных условиях. Особое внимание уделяется характеристике факторов, оказывающих существенное влияние на уровень финансовой устойчивости райпо. Приведены результаты анализа финансовой устойчивости и эффективности деятельности районного потребительского общества, Предложена модель реализации концепции обеспечения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF FINANCIAL STABILITY RISE OF COOPERATIVE SOCIETY IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

The article is devoted to the actual topics of financial stability rise of consumer cooperation organizations in current conditions. Special attention is paid to the characteristics of the factors, influencing much the level of financial stability of district consumer societies. The results of analysis of the financial stability and efficiency of a district consumer society activities are given. There has been suggested a model of realization of the conception of securing financial stability in district consumer societies in the conditions of economic crisis.

Текст научной работы на тему «Направления повышения финансовой устойчивости потребительского общества в условиях экономического кризиса»

6. Там же.

7. ООН, Генеральная ассамблея. Сороковая сессия. Резолюция 40/14, 18 ноября 1985 года; Политика и программы, касающиеся молодежи: участие, развитие, мир. ООН Генеральная ассамблея Сорок первая сессия, 24 сентября 1986 года. Доклад Генерального секретаря; Политика и программы, касающиеся молодежи: участие, развитие, мир. Доклад Генерального секретаря. ООН, Генеральная ассамблея. Сорок третья сессия, 13 сентября 1988 года; То же. Сорок пятая сессия, 10 октября 1990 года; Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Календарный план мероприятий в ознаменование десятой годовщины Международного года молодежи и Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Доклад Генерального секретаря ООН. Тридцать третья сессия, 8-17 февраля 1993 года.

8. Карпова Т.П., Межевич Н.М. Социально -территориальная общность: Современное понимание и перспективы исследования // Научный коммунизм. 1990. № 3. С.112.

9. Карлов В.В. О региональном изучении советского народа как новой исторической общности людей // Вестник МГУ. Сер. 8. История -1985. № 3. С.37.

10. Пушкарев В.М. Совершенствование управ-

ления социальным развитием региона // Экономическая социология и перестройка. М., 1989. С. 112. Политика и программы, касающиеся молодежи: участие, развитие, мир. ООН, Генеральная Ассамблея. Сорок первая сессия, 24 сентября 1986 года. Доклад Генерального секретаря // Международные документы по молодежной политике. С. 88-95.

11. Мариничев Ю.М. Указ соч. С. 365.

12. Наумова Е.В. Воспитание и формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал. М., 2004. № 2-3. С. 44-51.

13. Кевбрин Б.Ф. История и перспективы развития Саранского кооперативного института // Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал. М., 2004. № 2-3. С. 35-43.

14. Зимняя И.А., Бондаренко Б.Н., Кравченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

15. Гагиева А.К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 2090-е годы ХХ века (на материалах Республики Коми). Саратов, 2004. С. 140-166.

Eshkileva T.V., Gagieva A.K. THE BASIC METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF RESEARCH OF COOPERATIVE FORMATION IN RUSSIA IN THE XX-TH CENTURY

In article the basic methodological principles of research of cooperative formation in Russiain the XX-th century are considered.

Key words: methodology, principles, socialization, civilizational approach, methods, cooperative formation.

ЕШКИЛЕВА Татьяна Васильевна родилась в 1964 г., окончила Коми республиканскую академию государственной службы и управления (1998), преподаватель Коми государственного педагогического института. Автор 5 работ.

ГАГИЕВА Анна Капитоновна родилась в 1957 г., окончила Сыктывкарский государственный университет (1980), доктор ист. наук (2006), профессор Коми республиканской академии государственной службы и управления. Автор 110 работ.

УДК 658.009.12

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

М. В. Романова

Статья посвящена актуальным вопросам повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации в современных условиях. Особое внимание уделяется характеристике факторов, оказывающих существенное влияние на уровень финансовой устойчивости райпо. Приведены результаты анализа финансовой устойчивости

и эффективности деятельности районного потребительского общества, Предложена модель реализации концепции обеспечения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, потребительское общество, финансовые ресурсы, управление капиталом, эффективность деятельности, оценка финансовой устойчивости

Динамичное развитие системы потребительской кооперации в условиях рыночных отношений сдерживается недостаточной финансовой устойчивостью организаций потребительской кооперации. Для поддержания финансовой стабильности в период кризиса необходимо обеспечить сбалансированное развитие организаций потребительской организации, основанное на реальной оценке возможностей, снижению рисков, обеспечению финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость организации

- одна из важнейших характеристик ее финансовой деятельности. Финансовая устойчивость - это платежеспособность организации во времени с соблюдением условия финансового равновесия между собственным и заемным капиталом. Финансово устойчивые хозяйствующие субъекты в состоянии вести свою деятельность на принципах самофинансирования. Это обеспечивает им, как правило, высокую платежеспособность в течение длительного периода. С другой стороны, своевременное выполнение предприятием всех своих обязательств - залог недопущения штрафных санкций, привлечения заемных средств на взаимовыгодных условиях, возможности покупки товаров и сырья с рассрочкой платежа и т.д. Безусловно, все это укрепляет финансовое положение предприятия на рынке, повышает его имидж.

Целью работы является разработка направлений повышения финансовой устойчивости потребительского общества в условиях экономического кризиса.

Исходя из цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:

• рассмотрены методические основы оценки финансовой устойчивости потребительского общества;

• выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на уровень финансовой устойчивости райпо;

• предложена модель реализации концепции обеспечения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации в современных условиях.

Интерпретация результатов и их анализ. Финансовая устойчивость показывает степень независимости организации от внешних

источников формирования ресурсов. Она зависит от состояния собственных средств и их наличия в обороте. Факторы, оказывающие существенное влияние на уровень финансовой устойчивости потребительского общества, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на уровень финансовой устойчивости потребительского общества

Процесс принятия финансовыми работниками решения по управлению структурой капитала организации при заданных параметрах финансовой устойчивости может быть представлен следующей блок-схемой (рис. 2).

Различают абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости. Абсолютные показатели отражают состав

источников формирования материальных запасов потребительского общества. Такими источниками могут быть собственные оборотные средства (СОС), долгосрочные (ДЗС) и краткосрочные заемные средства (КЗС).

В процессе анализа выявляется излишек или недостаток источников средств для формирования запасов (З).

Рис. 2. Алгоритм принятия решения по управлению структурой капитала потребительского общества при заданных параметрах финансовой устойчивости

А

Н

О

о

«

а

«

о

н

о

ей

и

о

о

к

ей

К

в

©

О

СОС+ДЗС<З<

< СОС+ДЗС + ККЗ

З> СОС+ДЗС + ККЗ

З<СОС+ДЗС

З<СОС

Рис. 3. Типы финансовой устойчивости [1]

Оценим финансовую устойчивость потребительского общества на примере деятельности Цивильского райпо Чуваш -потребсоюза.

Целью деятельности данного райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели райпо осуществляет:

- оптовую, розничную торговлю, в т. ч. путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;

- производство и реализацию продукции промышленного, культурно -оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, промышленных и продовольственных товаров;

- заготовительную деятельность, в том числе сбор и реализацию сырья дикорастущих лекарственных растений;

- деятельность по общественному питанию.

В структуру Цивильского райпо входят 6 обществ с ограниченной ответственностью, выделенных для целей оперативности управления и минимизации налогового бремени: ООО «Общепит», ООО «Заготовитель», ООО «Универмаг», ООО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб» и ООО «Пряник».

Цивильское райпо организует торговлю, оказывает услуги в 76 магазинах, имеет 10 предприятий общественного питания, 3 общетоварных склада, 3 аптеки, оказывает населению различные услуги.

В табл. 1 представлены абсолютные показатели, характеризующие тип финансовой устойчивости объекта исследования.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том,

Таблица 1

Определение типа финансовой устойчивости Цивильского райпо Чувашпотребсоюза за 2007-2009 гг.

(тыс. руб.)

Показатели На 1.01. 2008 г. На 1.01. 2009 г. На 1.01. 2010 г. Изменение (+,-)

за 2008г. за 2009г.

1. Источники собственных средств 13341 15611 19879 2270 4268

2. Внеоборотные активы 13277 15549 18898 2272 3349

3. Долгосрочные кредиты и займы 0 0 0 0 0

4. Наличие собственных оборотных средств 64 62 981 -2 919

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 64 62 981 -2 919

6. Краткосрочные кредиты и займы 4390 5527 9421 1137 3894

7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат 4454 5589 10402 1135 4813

8. Величина запасов и затрат 11520 14384 16351 2864 1967

9. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств -11456 -14322 -15370 -2866 -1048

10. Излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат -11456 -14322 -15370 -2866 -1048

11. Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат -7066 -8795 -5949 -1729 2846

12. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации (0, 0, 0) (0, 0, 0) (0, 0, 0) - -

что у Цивильского райпо недостаточно собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (на 1.01.2010 г. недостаток составляет 15370 тыс. руб.). В течение всего анализируемого периода райпо находилось в кризисном финансовом положении, при котором предприятие оказалось на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности.

В этой ситуации наблюдаются наличие регулярных неплатежей (т. е. наличие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и неспособность погасить ее в срок). При неоднократном повторении такого положения в условиях рынка предприятию грозит банкротство.

Кроме абсолютных показателей в анализе финансовой устойчивости используют и относительные показатели (табл. 2).

Как показывают данные табл. 2, динамика коэффициента капитализации свидетельствует о низкой финансовой устойчивости потребительского общества. На величину этого показателя положительно влияют следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемые товары, налаженные каналы сбыта.

Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами анализируемого потребительского общества очень низкое. Собственными оборотными средствами покрывалось в конце 2009 года только 4,4% оборотных активов. Это значительно ниже рекомендуемых 10%. Значение коэффициента автономии соответствует нижней критической точке, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации, т.е. пайщикам принадлежит 48,5% в стоимости имущества. Этот вывод подтверждает и коэффициент финансирования.

Таким образом, Цивильского райпо Чу-вашпотребсоюза является финансово неустойчивым, характеризуется высокой степенью зависимости от внешних источников финансирования. Требуется разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости объекта исследования.

На уровне потребительского общества повышение финансовой устойчивости возможно посредством реализации механизма, представленного на рис. 4.

Для применения концепции в хозяйственной практике требуется научно обоснованная финансовая стратегия, предполагающая создание финансового потенциала, адекватного потребностям системы в рыночных условиях хозяйствования. Данная модель дает возможность определять показатель достаточности финансового обеспечения организаций потребительской кооперации, а именно, оптимальную структуру собственных и привлеченных средств. Структура собственных и привлеченных средств может считаться оптимальной при опережающем темпе роста собственных средств над темпом роста заемных средств [2].

Выбор стратегических целей должен быть ориентирован на увеличение темпов роста прибыли, приращение собственного капитала, минимизацию уровня финансового риска. Приращение финансового потенциала организаций потребительской кооперации возможно за счет эффективного управления собственным и заемным капиталом и оптимизации их соотношения, а также путем расширения доступа к внешним источникам финансирования. Величина показателей финансовой устойчивости в системе потребительской кооперации во многом зависит от соотношения долей разных учредителей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе органи-

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительные показатели финансовой устойчивости Цивильского райпо Чувашпотребсоюза за 2007-2009 гг.

Показатели Норматив На 1.01. 2008 г. На 1.01. 2009 г. На 1.01. 2010 г. Изменение (+,-)

за 2008 г. за 2009 г.

1. Коэффициент капитализации <1 1,159 1,260 1,063 0,101 -0,197

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами >0,1 0,004 0,003 0,044 -0,001 0,041

3. Коэффициент автономии 0,4-0,6 0,463 0,443 0,485 -0,020 0,042

4. Коэффициент финансирования >0,7 0,863 0,794 0,941 -0,069 0,147

5. Коэффициент финансовой устойчивости >0,6 0,463 0,443 0,485 -0,020 0,042

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Рис. 4. Модель реализации концепции обеспечения финансовой устойчивости организаций

потребительской кооперации

заций потребительской кооперации. С позиций оптимизации внутренней структуры управления организацией потребительской кооперации более рациональной функционально -правовой формой будет общество с ограниченной ответственностью со 100 % уставным капиталом потребительской кооперации, а при соучредительстве - от 51 до 100 %.

Модель наращивания финансового потенциала включает:

1. Управление собственным капиталом. Важным внешним источником увеличения собственного капитала в целях финансирования необходимых объемов расходов и обеспечения достаточного уровня доходов в потребительской кооперации является увеличение величины паевого фонда, привлекаемого за счет дополнительных паев. Проблема обостряется уменьшением количества пайщиков в системе потребительской кооперации. Так, по Центросоюзу РФ число пайщиков в 2006 г. по сравнению с 2002 г. сократилось на 26%. Отмеченная тенденция приводит к снижению доли паевого фонда в величине собственного капитала потребительских обществ и их союзов, не способствует укреплению их независимости, снижает возможности их инвестиционного развития.

Механизм управления паевым фондом в целях прироста собственного капитала должен предусматривать:

- проведение факторного анализа состояния паевого фонда;

- проведение сравнительной оценки стоимости паевого капитала, привлекаемого за счет дополнительного кооперирования населения и цены заемного капитала;

- разработки действенной системы льгот и стимулов для привлечения пайщиков в систему потребительской кооперации.

Сравнительная оценка стоимости привлечения дополнительного паевого и заемного капитала свидетельствуют о предпочтительности использования паевого капитала.

Механизм привлечения дополнительного паевого капитала в рамках направления «прирост собственного капитала» должен включать различные приемы и способы, к которым следует отнести:

а) применение дифференцированного вступительного и паевого взносов пайщиков в зависимости от прожиточного минимума;

б) использование прогрессивной шкалы кооперативных выплат в зависимости от вклада пайщика в формирование паевого фонда.

Результативность механизма материального стимулирования и льготирования снижается из-за недостатка в организациях потребительской кооперации финансовых ресурсов на эти цели. Из общего числа организаций 15,5% являются убыточными, а большинство из них не имеет необходимой прибыли для формирования фондов потребительской кооперации и осуществления кооперативных выплат. Это обусловливает

поиск и мобилизацию внутренних резервов за счет повышения результатов деятельности самих потребительских обществ и привлечения внешних источников финансирования.

Необходимость установления дифференцированного вступительного и паевого взносов для пайщиков диктуется тем, что в настоящее время размер этих взносов (максимального и минимального) не определен, и устанавливается общим собранием пайщиков. Как показывает практика деятельности потребительских обществ, величина взносов пайщиков составляет незначительную величину. Так, размер вступительного взноса составляет от 10 руб. (для пенсионеров) до 50 руб., паевого взноса - от 100 до 1000 руб.

Принимая во внимание низкий темп роста паевого фонда в потребительских обществах, следует, на наш взгляд, увязать размер вступительного и паевого взносов с прожиточным минимумом по регионам.

Для привлечения дополнительного паевого капитала и усиления заинтересованности сельских жителей вступать в ряды пайщиков необходимо осуществлять кооперативные выплаты на паевые взносы. Так, целесообразно установить прогрессивную шкалу кооперативных выплат в зависимости от вклада пайщика в формирование паевого фонда.

2. Управление заемным капиталом. Для оценки эффективности использования заемных средств, авансированных в оборотный капитал, предлагается использование алгоритмов расчета, основанных на двух подходах: использовании алгоритма финансового левериджа и сопоставительного анализа данных финансовой отчетности.

3. Управление кооперативными выплатами.

В соответствии с кооперативным законодательством на кооперативные выплаты может направляться до 20% чистой прибыли потребительских обществ. Вместе с тем, как показывает практика их деятельности, в настоящее время кооперативные выплаты почти не производятся по причине обесценения паев пайщиков в связи с инфляцией в период экономического кризиса и отсутствия в большинстве потребительских обществ достаточной суммы чистой прибыли для кооперативных выплат. В прибыльных потребительских обществах ее величина в основном направляется на восстановление объектов материально-технической базы, значительно сократившейся при переходе на рыночные отношения и на деноминацию

обесценившихся паев. В сложившейся ситуации актуальной задачей является разработка политики кооперативных выплат. В связи с этим расчет размера уровня кооперативных выплат на один пай позволяет разработать прогрессивную шкалу кооперативных выплат. Прогрессия зависит от вклада пайщиков в формирование паевого фонда. Кооперативные выплаты пайщикам в пределах 20% чистой прибыли могут производить большинство потребительских обществ.

В практику хозяйственной деятельности потребительских обществ, не обеспечивающих достаточных темпов роста чистой прибыли, требуется внедрение эффективных методов управления объемами продаж, расходами и прибылью. В данных организациях общими собраниями пайщиков может быть временно установлен минимальный размер кооперативных выплат на один пай, позволяющий применить норму распределения прибыли на эти цели, определенную кооперативным законодательством.

4. Управление привлечением внешних источников. Расширение альтернативных источников финансирования может быть достигнуто за счет повышения темпов роста объемов продаж, увеличения закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции, сырья для производства потребительских товаров, а также развития объемов бытовых услуг, оказываемых сельскому населению. Для этого следует развивать традиционные виды деятельности, восстанавливать утерянные позиции в таких направлениях деятельности, как собственное производство продукции животноводства и растениеводства, заготовки лекарственного и технологического сырья, разрабатывать и внедрять новые формы деятельности (личные подсобные хозяйства, переработка дикоросов, производство продукции народных промыслов и др.).

Величина финансовых ресурсов может пополняться за счет дополнительно привлеченных средств: доходов от государственных (муниципальных) займов и облигаций; инвестиционных ресурсов путем участия в конкурсах (тендерах), получения соответствующих грантов по обмену опытом; долевого участия в строительстве и др. Возможности их привлечения в полной мере зависят от корректности отношений, складывающихся между органами власти и управления субъектов Федерации, муниципальных образований и органами управления системы потребительской кооперации.

Привлечению финансовых ресурсов в

систему потребительской кооперации для финансирования программ ее развития, страхования имущества, ответственности и рисков организаций потребительской кооперации могут способствовать:

а) аккумулирование средств в создаваемых собственных финансовых институтах;

б) объединение финансовых ресурсов на основе государственно-кооперативного и частно-кооперативного партнерства путем взаимодействия организаций потребкооперации с крупными кредитными и инвестиционными и страховыми организациями, частными инвесторами.

При разработке концепции финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации и формировании их финансовой стратегии необходима разработка системы формирования требуемой величины финансовых ресурсов организаций потребительской кооперации для стратегического развития.

Основными этапами ее разработки являются:

• определение необходимой потреб -ности в финансовых ресурсах с учетом собственных и привлеченных средств;

• определение величины собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений, фонда развития потребительской кооперации, фонда внеоборотных активов производственной (социальной) сферы);

• обоснование объема привлеченных собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников (дополнительного привлечения паевого капитала);

• обоснование объема заемных финансовых ресурсов за счет долгосрочных обязательств (долгосрочных кредитов, включая заемные средства пайщиков);

• обоснование объема заемных финансовых ресурсов за счет краткосрочных обяза-

тельств (краткосрочных кредитов, с учетом заемных средств пайщиков и кредиторской задолженности);

• обоснование размера государственной поддержки в рамках целевых программ, за счет средств региональных бюджетов.

Этапы и алгоритмы расчета величины финансовых ресурсов для стратегического развития потребительской кооперации представлены в табл. 3.

Для обеспечения необходимого прироста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних и внешних источников следует изыскивать возможности увеличения объемов продаж и снижения издержек, применять ускоренные методы начисления амортизации, направлять до 60 % чистой прибыли на воспроизводственные цели, использовать в полной мере преимущества лизинга и аренды.

Рост доли заемного капитала в источниках финансовых ресурсов потребует определенных организационных преобразований в системе управления заемным капиталом, в т.ч. привлекаемыми средствами населения. В частности, потребуется разработка бюджета движения денежных средств, применения прогрессивных методик оценки эффективности активов, методов эффективного управления кредиторской задолженностью [3].

Устойчивость финансового состояния конкретного потребительского общества может быть повышена путем:

1) ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет его относительное сокращение на рубль оборота;

2) обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);

3) пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников:

Таблица 3

Расчет потребности в финансовых ресурсах в системе потребительской кооперации

Этапы формирования величины финансовых ресурсов Символ Порядок расчета

1. Внутренние собственные источники Сфр Сфр = Скк - Скн + Пч + Ао + Фрп + Фвапс

2. Внешние собственные источники (дополнительный паевой капитал) Пк Пк = Чп х Цпк

3. Внешние долгосрочные заемные источники Зкд Зкд = Дк +Дсп

4. Внешние краткосрочные заемные источники Зкк Зкк = Кк + Ксп + Кз

5. Внешние привлеченные на финансовом рынке Дцб Дцб = Пц + Пол

6. Средства бюджетного целевого финансирования (инвестиции минус внутренние и внешние источники) Бфр Из - Сви + Звни

Финансовые ресурсы - всего Фро Фро = Сфр + Пк + Зкд + Зкк + Дцб + Бфр

• с целью сокращения дефицита бюджета собственного оборотного капитала потребительское общество может попытаться пополнить его за счет дополнительных паевых взносов членов- пайщиков;

• привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия;

• этому же способствует и диверсификация производства по основным направлениям деятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываются прибыльностью от других направлений;

• большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции;

4) одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижения производственной мощности предприятия, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрению прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использованию вторичного сырья; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучению и внедрению передового опыта в осуществлении режима экономии; материальному и моральному стимулированию работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволяет значительно улучшить финансовое состояние предприятия.

Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:

• сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства;

• улучшение организации материально -

технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

• ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

• сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности [4].

Таким образом, главным направлением повышения финансовой устойчивости должны стать формирование и реализация организациями потребительской кооперации финансовой стратегии. Финансовая политика, проводимая организациями потребительской кооперации, не может быть спонтанной и должна обеспечивать сбалансированное развитие организаций, подкреплённое финансовым планированием, основанным на реальной оценке собственных возможностей, а также обоснованном подходе к привлечению финансовых ресурсов от третьих лиц (займов, кредитов, инвестиционных ресурсов) и снижению рисков капитальных вложений и операционной деятельности.

Вместе с тем, финансовая стратегия отдельных организаций потребительской кооперации должна формироваться в рамках единого подхода к стратегии развития потребительской кооперации по основным направлениям деятельности и подкрепляющих их общих принципах формирования финансовой стратегии системы потребительской кооперации в целом.

Цели повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации:

- не допустить прекращения деятельности (в том числе по причинам банкротства, недружественного поглощения, принудительной ликвидации и т.п.) организаций потребительской кооперации;

- обеспечить стабильное функционирование и развитие организаций потребительской кооперации на основе сбалансированной финансовой политики и достаточности источников финансирования для реализации стратегических программ и проектов.

Финансовым службам райпо важно направить свои усилия на сохранение текущей устойчивости организации за счет:

1) обоснованного подхода к привлечению финансовых ресурсов и установления оптимальных процентов за пользование заемными средствами населения;

2) использования возможностей государственной поддержки, включая субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков;

3) исключения отвлечения собственных финансовых ресурсов на просроченную дебиторскую задолженность, продажу товаров в кредит;

4) снижения рисков ухудшения финансового состояния из-за отвлечения средств на капитальные вложения, не обеспечивающие быстрой окупаемости;

5) оптимизации налоговых платежей;

6) повышения доходности отраслей деятельности, за счет активизации затрат и оптимальной ценовой политики.

Источники и литература

1. Имангулов В.Р. Система показателей финансовой устойчивости организации и анализ действующих методик их определения / В.Р. Имангулов // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 94-100.

2. Ильина Л.И. Концептуальные основы укрепления финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации / Л.И. Ильина // Финансы и кредит. 2010. № 37. С. 2-12. Библиогр.: с. 11-12 (12 назв.).

3. Стратегия управления финансами потре -бительского общества в условиях кризиса: учебное пособие / В.И. Елагин, И.Ю. Владимирова, О.Л. Алексеева, Л.Н. Хабазина, Рос. ун-т кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. Чебоксары: [ б. и.], 2009. 123 с.

4. Беклемишев А.В. Управление финансами организации в условиях кризиса / А. В. Беклемишев, И.М. Брыкин. М.: Финансовая газета, 2009. 47 с.

Romanova M.V. THE DIRECTIONS OF FINANCIAL STABILITY RISE OF COOPERATIVE SOCIETY IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

The article is devoted to the actual topics of financial stability rise of consumer cooperation organizations in current conditions. Special attention is paid to the characteristics of the factors, influencing much the level of financial stability of district consumer societies. The results of analysis of the financial stability and efficiency of a district consumer society activities are given. There has been suggested a model of realization of the conception of securing financial stability in district consumer societies in the conditions of economic crisis.

Key words: financial stability, cooperative society, financial resources, capital management, activity effectiveness, financial stability assessment.

РОМАНОВА Марина Валерьевна родилась в 1979 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт (2004), ассистент кафедры финансов Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 7 научных публикаций.

УДК 334.73.01

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. А. Степаницкая

Автором изучены современные проблемы и возможности инновационного развития потребительской кооперации Республики Казахстан.

Ключевые слова: инновации, потребительская кооперация, кооператив.

Главной чертой постиндустриальной определяющих особенности эффективного

эпохи становится переход к интеллектуаль- функционирования компании, происходит

ной экономике, движимой инновациями. существенная трансформация ее внешней и

Именно инновации становятся важнейшим внутренней среды. Развитие компаний во все

средством в конкурентной борьбе, повышают большей степени связывается с нововведе-

имидж производителя. Меняется система ниями, обучением, знаниями, адаптацией и

ценностей, правил, норм и принципов, с постоянной реализацией преобразований,

составляющих общественное мировоззрение и обусловленных ускоряющимся процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.