Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ И КИТАЯ'

ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймурзин Альберт Римович, Неверкович Сергей Дмитриевич

В статье рассмотрены основные проблемы и стратегии деятельности отраслевых вузов физической культуры и спорта в рамках международного сотрудничества по следующим направлениям деятельности: программы международного обмена, подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и подготовка научно-педагогических кадров. Рассмотрены следующие компоненты международной деятельности вузов физической культуры и спорта: подготовка иностранных граждан с высшим образованием, подготовка иностранных специалистов в аспирантуре и докторантуре, международные программы по обмену студентами, магистрантами и аспирантами, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к образовательной деятельности и реализация совместных с иностранными специалистами грантов или научных исследований в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баймурзин Альберт Римович, Неверкович Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND STRATEGIES OF INTERNATIONAL ACTIVITY OF RUSSIAN AND CHINESE BRANCH UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article deals with the main problems and strategies of the branch universities of physical culture and sports in the framework of international cooperation in the following areas: international exchange programs, training of specialists with higher professional education and training of scientific and pedagogical personnel. The following components of the international activities of the higher educational institutions of physical culture and sports are considered: training of foreign students, training of foreign specialists in postgraduate and doctoral studies, international programs for exchange of students, masters and graduate students, attraction of foreign specialists of high qualification for educational activities and realization of joint grants or scientific research in the field of physical culture and sports with foreign specialists.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ И КИТАЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Проблемы и стратегии международной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

культуры и спорта России и Китая

А.Р. Блймурзин, С.Д. Неверкович

(кафедра теории и методики физической культуры и спорта факультета физической культуры РГСУ, кафедра педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма; e-mail: miit511@mail.ru)

В статье рассмотрены основные проблемы и стратегии деятельности отраслевых вузов физической культуры и спорта в рамках международного сотрудничества по следующим направлениям деятельности: программы международного обмена, подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и подготовка научно-педагогических кадров. Рассмотрены следующие компоненты международной деятельности вузов физической культуры и спорта: подготовка иностранных граждан с высшим образованием, подготовка иностранных специалистов в аспирантуре и докторантуре, международные программы по обмену студентами, магистрантами и аспирантами, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к образовательной деятельности и реализация совместных с иностранными специалистами грантов или научных исследований в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, вузы физической культуры и спорта, международное сотрудничество, международная деятельность вуза.

С ратификации Болонского соглашения Российской Федерацией, в системе высшего профессионального образования начался новый этап развития, который предполагал уход от советской системы подготовки «специалитет» на двухуровневую систему подготовки специалистов: «бакалавр» и «магистр» . Болонское соглашение есть продолжение политики Евросоюза по интеграции не только экономики европейских государств, но и создание единых стандартов образования для всех стран, входящих в зону Евро [5]. Болонское соглашение - это только первый шаг по формированию международной, транснациональной системы высшего образования, которая предусматривает деление всех вузов на три категории: элитарные вузы, национальные вузы, региональные вузы

Болонская система по своей сути трансформирует национальные системы образования под европейские стандарты высшего образования,

особенно это касается Российской системы высшего профессионального образования, так как она базируется на других принципах, нежели европейская система [6]. Современная российская система высшего образования есть продолжение советской системы высшего образования, которая опиралась на два основных принципа:

- высшее образование строится на широкой общеобразовательной базе по основным естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. Высшее образование учит специалиста мыслить системно и самостоятельно в рамках своей профессии;

- высшее образование направлено на реализацию задач народного хозяйства, вуз осуществляет подготовку конкретного специалиста к решению конкретных задач на производстве, народном хозяйстве, социальной сфере, поэтому существовал государственный заказ и распределение молодых специалистов, прежде всего это относится к деятельности отраслевых вузов

Рассмотрим данный процесс на примере отраслевых вузов физической культуры и спорта . Китайская система высшего профессионального образования по структуре и содержанию образования ближе к советской и российской системе высшего профессионального образования, особенно это ярко проявляется в деятельности отраслевых университетов на примере отрасли физической культуры и спорта . Это позволяет создавать более эффективные интегративные связи для решения общих стратегических задач, стоящих перед отраслью физической культуры и спорта в России и Китае в условиях современной глобализации

В Российской Федерации и Китайской народной республике исторически сложилась уникальная система высшего профессионального образования, которая определяется прежде всего плановой моделью функционирования системы государственного управления [7]. Государство через госзаказ на подготовку специалистов осуществляет государственную политику по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, необходимых для определенной отрасли народного хозяйства . Исходя из этого, стратегическое взаимодействие отраслевых национальных систем подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для сферы физической культуры и спорта необходимо рассмотреть, опираясь на схожий алгоритм организации и управления международной деятельностью физкультурного вуза России и Китая

Международная деятельность вуза физической культуры и спорта является важным компонентом в разработке и реализации стратегии в деятельности организации, результатом которой является создание сильного регионального или национального бренда Международная деятельность вуза реализуется на основе пяти ключевых компонентов:

Первым компонентом является подготовка иностранных граждан с высшим профессиональным образованием по направлениям и профилям с получением квалификации бакалавр или магистр .

Основным направлением для привлечения абитуриентов для российских физкультурных вузов должны быть страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Китая, Индии и севера Африки . В особую группу следует выделить абитуриентов из стран СНГ . Эти страны когда-то входили в состав СССР, они имеют систему физического воспитания и спорта, аналогичную или близкую к российской . К тому же большинство абитуриентов являются носителями русского языка, что значительно упрощает их обучение в вузе физической культуры и спорта

Чтобы привлечь иностранных граждан, вуз должен обладать значительной силой бренда [1], что значительно упрощает процедуру выбора потенциальным абитуриентом именно того вуза, где он гарантированно получит качественное образование согласно величине затрат на обучение [2] . Большинство иностранных студентов, особенно из стран Юго-восточной Азии и Китая, обучаются за свой счет. Для той части студентов, которые обучаются по государственной программе своих стран (в основном это страны Ближнего Востока, Китая и Латинской Америки), выбор вуза делают государственные службы, ответственные за целевое обучение граждан своей страны Абитуриенты из стран СНГ обучаются по целевым квотам данных стран или за счет оплаты обучения самим абитуриентом [5] .

Необходимо помнить, что выпускники вуза, представители иностранных государств, являются самыми лучшими трансляторами бренда и корпоративной культуры вуза, в котором они учились на территории своей страны Возможно, выпускники вуза через некоторое время займут руководящие посты в сфере физической культуры и спорта своей страны и смогут отправлять по целевым договорам абитуриентов для обучения в тот вуз, где когда-то обучались сами

Вторым компонентом международной деятельности вуза является подготовка иностранных специалистов в аспирантуре и докторантуре Данное направление деятельности зависит не только от силы бренда вуза, но и от научных школ, сложившихся в вузе физической культуры и спорта [4] . Научные школы вуза - это определенный знак качества подготовки молодого ученого к самостоятельной научной деятельности Молодой ученый станет носителем корпоративной научной культуры и традиций, заложенных научным коллективом вуза в систему подготовки аспиранта или докторанта Научные школы вуза являются тем ключевым фактором, который определяет возможность привлечения иностранных специалистов для получения ученой степени кандидата или доктора наук . Вернувшись на Родину, ученый станет транслятором научной школы вуза физической культуры и спорта в своей стране

Третьим компонентом международной деятельности вуза являются международные программы по обмену студентами, магистрантами и аспирантами с другими иностранными вузами, прежде всего, между физкультурными вузами Китая и России [3] . Данные программы являются частью Болонского соглашения по содействию мобильности студентов и внедрению Европейской Системы Перевода Кредитов (ECTS) - это даст возможность ратификации зачетных единиц и оценок, полученных в процессе обучения в иностранном вузе, а студентам иностранного вуза ратификации зачетных единиц и оценок, полученных в российских вузах физической культуры и спорта . В реализации данного компонента есть ряд существенных проблем, которые возникнут перед вузом:

• высокий уровень владения иностранным языком (английским) среди как студентов, так и среди преподавателей, ведущих обучение иностранных граждан;

• финансирование программ обмена (в основном осуществляется за счет студентов, участвующих в программе);

• предоставление общежитий для студентов, приехавших в вуз по обмену

На сегодняшнем этапе развития системы высшего физкультурного образования в Российской Федерации первые две проблемы являются самыми существенными на пути реализации мобильности студентов

Четвертый компонент международной деятельности - привлечение иностранных специалистов высокой квалификации (доцентов и профессоров) к образовательной деятельности вуза физической культуры и спорта, или же российских ученых и педагогов для осуществления образовательной деятельности в иностранных вузах Данный компонент международной деятельности в основном лежит в плоскости организационно-управленческой деятельности вуза, обмен научно-педагогическим опытом возможно осуществить в рамках стратегии развития вуза, к тому же это не потребует значительных затрат со стороны вуза, а эффект от реализации данного проекта будет превышать вложенные затраты Данную работу можно считать фундаментальными вложениями в систему подготовки студентов, магистров и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава . Опыт иностранных специалистов можно трансформировать в создание долгосрочных международных контактов, как на уровне обмена педагогическим опытом, так и на уровне совместного научного взаимодействия при решении определённых научных целей и задач или же совместной реализации научных исследовательских грантов

Пятый компонент международной деятельности - реализация совместных с иностранными специалистами грантов или научных исследований в сфере физической культуры и спорта [4]. Данный компонент напрямую связан с международным сотрудничеством ученых различных

стран между собой, а также с международным сотрудничеством вузов Этот компонент определяется включением вузов физической культуры и спорта в различные объединения, прежде всего в ассоциацию вузов Азиатско-тихоокеанского региона или другие объединения, позволяющие вузам консолидировать усилия на программах взаимовыгодного сотрудничества или содействия студенческой мобильности

Международная деятельность вуза физической культуры и спорта является одним из важнейших компонентов реализации эффективной стратегии развития образовательного учреждения, позиционирующее его как национальный центр подготовки кадров Для отраслевых вузов большое значение имеет государственная политика и структура развития отрасли, отраженная в нормативно-правовых документах: законах, распоряжениях правительства, концепциях и стратегиях развития отрасли, а также в целевых программах развития отрасли В системе вузовского управления эффективная реализация международной деятельности возможна только при создании мощной функциональной единицы (должности, отдела или управления) в прямом подчинении одного из проректоров для координации усилий линейных и других функциональных подразделений в реализации международной деятельности вуза физической культуры и спорта

Список литературы

1. Азарьева В.В. Разработка бренда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В . В . Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. 2004, № 2. С. 111 - 114.

2. Андросова Г.А. Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта / Г . А. Андросова, В . Б . Мяконь-ков // Ученые записки ун-та им . П . Ф . Лесгафта . 2018 . № 7 (161). С . 1418

3. Бакулев С.Е. О выполнении целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / С. Е. Бакулев, В. А. Таймазов, С. М. Ашкинази и др . // Учёные записки ун-та им . П . Ф . Лесгафта . 2018 . № 8 . С . 18-23 .

4. Красикова Т.Ю. Научная школа как точка роста научного знания // Университетское управление: Практика и анализ 2018, №1 С 40-47

5. Латышев А.С. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы / А . С . Латышев, Ю . П . Похолков, М . Ю . Червач, А. Н . Шадская // Университетское управление: практика и анализ . 2017, №5. С. 56-62.

6. Материалы 1-го круглого стола Научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО / под ред : В П

Губа, С . Д . Неверковича ; Федер . гос . бюджет . учреждение "Рос. акад . образования" [и др. ]. М . , 2018. 187 с.

7. Стратегия прогностического развития общества в целях обеспечения безопасности страны : монография / под общ. ред . : Н . И . Калакова, С . Д . Неверковича; Ком. гос. думы РФ по обороне, ФГБУ "Рос. акад. образования" [и др. ]. М . : Человек, 2018. 715 с.

Сведения об авторах

Баймурзин Альберт Римович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта факультета физической культуры Российского государственного социального университета. E-mail: miit511@mail.ru

Неверкович Сергей Дмитриевич - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. E-mail: neverkovich@mail.ru

Problems and strategies of international activity of Russian and Chinese branch universities of physical culture and sports

Baimurzin A.R. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of physical Culture and Sports of the Faculty of physical Culture of the Russian State Social University, Moscow, Russia. E-mail: miit511@mail.ru

Neverkovich S.D. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of Russian Academy of Education, Professor of the Department of Pedagogy of the Russian State University of physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia. E-mail: neverkovich@mail.ru

The article deals with the main problems and strategies of the branch universities of physical culture and sports in the framework of international cooperation in the following areas: international exchange programs, training of specialists with higher professional education and training of scientific and pedagogical personnel. The following components of the international activities of the higher educational institutions of physical culture and sports are considered: training of foreign students, training of foreign specialists in postgraduate and doctoral studies, international programs for exchange of students, masters and graduate students, attraction of foreign specialists of high qualification for educational activities and realization of joint grants or scientific research in the field of physical culture and sports with foreign specialists.

Key words: higher professional education, universities of physical culture and sports, international cooperation, international activities of the University.

References

1 . Azarieva V . V . Razrabotka brenda vysshego uchebnogo zavedenija kak jelement postroenija sistemy menedzhmenta kachestva . [Development of the

brand of higher education institution as an element of building a quality management system], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [University management: practice and analysis], 2004, No. 2. P . 111-114. (In Russ. ) 2. Androsova G. A. Jekonomicheskie aspekty federal'nyh celevyh programm razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta. [Economic aspects of Federal target programs of physical culture and sport development], G. A . Androsova, V . B . Myakonkov. Scientific notes of the University P. F. Lesgaft. 2018. No. 7 (161). P . 14-18. (In Russ. )

3 . Bakulev S . E. O vypolnenii celevyh pokazatelej Strategii razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda . [On the implementation of target indicators of the Strategy for the development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2020]. S . E . Bakulev, V . A . Taymazov, S . M . Ashkinazi et al . Scientific notes of the University P . F. Lesgaft. 2018. No. 8. P. 18-23. (In Russ. )

4. Krasikova T. Yu. Nauchnaja shkola kak tochka rosta nauchnogo znanija. [Scientific school as a point of growth of scientific knowledge]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [University management: Practice and analysis], 2018, No 1 P 40-47 (In Russ )

5. Latyshev A. S. Upravlenie konkurentosposobnost'ju sovremennogo rossijskogo universiteta: sostojanie, vyzovy i otvety. [Management of competitiveness of modern Russian University: state, challenges and answers] A. S. Latyshev, Yu. P. Pokholkov, M. Yu. Chervach, A. N. Shadskaya. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis] 2017, No 5 P 56-62 (In Russ )

6 . Materialy 1-go kruglogo stola Nauchnogo soveta po fizicheskoj kul'ture i

sportu otdelenija obrazovanija i kul'tury RAO. [Materials of the 1st round table of the Scientific Council on physical culture and sport of the Department of education and culture of RAE], ed. by V . P . Guba, S . D . Neverkovich . Moscow, 2018 187 p (In Russ )

7 . Strategija prognosticheskogo razvitija obshhestva v celjah obespechenija

bezopasnosti strany : monografija [Strategy of prognostic development of society in order to ensure the security of the country: monograph]. The general editorship: N . A. Kulakov, S . D . Neverkovich . Com . state Duma of the Russian Federation . Moscow: Chelovek, 2018 . 715 p . (In Russ . )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.