Научная статья на тему 'Проблемы и рекомендации по регулированию трансграничного перемещения товаров в рамках электронной торговли в ЕАЭС и России'

Проблемы и рекомендации по регулированию трансграничного перемещения товаров в рамках электронной торговли в ЕАЭС и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
551
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансграничная электронная торговля / Интернет-торговля / законодательная база / ЕАЭС / ВПТТП / ОЭСР / ВТО / документация / спецификация / цифровые технологии / cross-border electronic commerce / Internet commerce legislative framework / EAIS / USMCA / CPTPP / OECD / WTO / documentation / specification / digital technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данчеева Александра Андреевна, Казьмина Ксения Александровна, Черекаев Михаил Васильевич

Электронная торговля плотно вошла в жизнь современного человека. В статье рассмотрены системы регулирования трансграничной электронной торговли в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе. При анализе были выявлены недостатки в регулировании трансграничной электронной торговли России и ЕАЭС. После изучения и анализа международных договоров USMCA (Соглашение США, Мексики и Канады) и ВПТТП (Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства), систем регулирования трансграничной электронной торговли США и Китая, а также их опыта и методов развития Интернет-торговли, авторами были предложены рекомендации для увеличения эффективности законодательной базы как ЕАЭС, так и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues and Suggestions on Improving Cross-Border E-Commerce Regulation in EAEU and Russia

Electronic commerce now is an integral part of any modern person’s life. The article describes in detail the systems of regulation of cross-border electronic commerce in the Russian Federation and the Eurasian Economic Union. The analysis revealed shortcomings in the regulation of cross-border e-commerce in the legislative framework in the Russian Federation and the EAEU. The authors managed to consider and analyze the international treaties USMCA (Agreement of the USA, Mexico and Canada) and the CPTPP (Comprehensive and Progressive Agreement for the Trans-Pacific Partnership), the systems of regulation of cross-border e-commerce of the USA and China, as well as their experience and methods of e-commerce development. Based on the collected data, the authors provide suggestions on improving the legislative framework of both the EAEU and Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и рекомендации по регулированию трансграничного перемещения товаров в рамках электронной торговли в ЕАЭС и России»

Проблемы и рекомендации по регулированию трансграничного перемещения товаров в рамках электронной торговли в ЕАЭС и России

УДК:339.5; ББК: 65.428; Александра Андреевна ДАНЧЕЕВА,

DOI: 10.24412/2072-8042-2021-12-99-108 Высшая школа экономики (109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11), студент магистерской программы Международная торговая политика, 2 курс, e-mail: alekzandra.dan22@mail.ru; Ксения Александровна КАЗЬМИНА, Высшая школа экономики (109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11), студент магистерской программы Международная торговая политика, 2 курс, e-mail: gt_sales@mail.ru Михаил Васильевич ЧЕРЕКАЕВ, кандидат экономических наук, Высшая школа экономики (109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11), доцент Института торговой политики, e-mail: mcherekaev@hse.ru

Аннотация

Электронная торговля плотно вошла в жизнь современного человека. В статье рассмотрены системы регулирования трансграничной электронной торговли в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе. При анализе были выявлены недостатки в регулировании трансграничной электронной торговли России и ЕАЭС. После изучения и анализа международных договоров USMCA (Соглашение США, Мексики и Канады) и ВПТТП (Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства), систем регулирования трансграничной электронной торговли США и Китая, а также их опыта и методов развития Интернет-торговли, авторами были предложены рекомендации для увеличения эффективности законодательной базы как ЕАЭС, так и России.

Ключевые слова: трансграничная электронная торговля, Интернет-торговля, законодательная база, ЕАЭС, ВПТТП, ОЭСР, ВТО, документация, спецификация, цифровые технологии.

12-2021

Российский внешнеэкономический вестник

99 Q

Issues and Suggestions on Improving Cross-Border E-Commerce Regulation

in EAEU and Russia

Alexandra Andreevna DANCHEEVA,

Higher School of Economics (11 Pokrovsky Boulevard, 109028, Moscow), student of the Master's program International Trade Policy, 2nd year, e-mail: alekzandra.dan22@mail.ru; Ksenia Aleksandrovna KAZMINA,

Higher School of Economics (11 Pokrovsky Boulevard, 109028, Moscow), student of the Master's program International Trade Policy, 2nd year, e-mail: gt_sales@mail.ru; Mikhail Vasilyevich CHEREKAEV,

Candidate of Economic Sciences, Higher School of Economics (11 Pokrovsky Boulevard, 109028, Moscow), Associate Professor of the Institute of Trade Policy, e-mail: mcherekaev@hse.ru

Abstract

Electronic commerce now is an integral part of any modern person's life. The article describes in detail the systems of regulation of cross-border electronic commerce in the Russian Federation and the Eurasian Economic Union. The analysis revealed shortcomings in the regulation of cross-border e-commerce in the legislative framework in the Russian Federation and the EAEU. The authors managed to consider and analyze the international treaties USMCA (Agreement of the USA, Mexico and Canada) and the CPTPP (Comprehensive and Progressive Agreement for the Trans-Pacific Partnership), the systems of regulation of cross-border e-commerce of the USA and China, as well as their experience and methods of e-commerce development. Based on the collected data, the authors provide suggestions on improving the legislative framework of both the EAEU and Russia.

Keywords: cross-border electronic commerce, Internet commerce legislative framework, EAIS, USMCA, CPTPP, OECD, WTO, documentation, specification, digital technologies.

В настоящее время, благодаря развитию цифровых технологий, в мировой экономике появляются новые методы торговли. В первую очередь это связано с распространением сети Интернет, а также увеличением количества пользователей. Электронная торговля принципиальным образом меняет доступность внешнеторговых операций для предпринимателей в первую очередь микро - средних и малых предприятий, не имеющих достаточного опыта и ресурса для работы на внешних рынках в рамках «классических» моделей осуществления внешнеэкономической деятельности

Компании из России и стран-членов Евразийского экономического союза являются активными членами трансграничной электронной торговли. Крупнейшие корпорации набрали достаточный ресурс для глобального масштабирования своей деятельности, позволяя потребителям приобретать продукцию из любой точ-

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

ки мира. Но из-за того, что этот сектор международной торговли только развивается, существуют определённые проблемы в регулировании соответствующих отношений. Целью данной статьи является выявление перспектив развития законодательной базы стран ЕАЭС и РФ по регулированию электронной торговли, за счет анализа мирового опыта и применения лучших практик с учетом национальной специфики. В качестве объекта анализа были выбраны современные международные договоры, такие как Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП) и Соглашение США, Мексики и Канады (USMCA), которые включают актуальные положения, учитывающие развитие электронной торговли, а также законодательные базы США и КНР, во внешней торговле которых этот вид торговли занимает заметную долю.

На быстрый рост электронной торговли повлияло сразу несколько факторов:

Во-первых, это обеспечение практически повсеместного высокоскоростного доступа к сети Интернет, активный рост доли мобильного интернета, и соответственно рост числа активностей во всех сферах жизни, включая общение (социальные сети) и получение государственных (например, получение загранпаспорта) и коммерческих услуг (например, запись к врачу) в сеть Интернет.

Во-вторых, это автоматизация процессов и использование технологий Big Data, которые в свою очередь позволили оптимизировать и систематизировать большие массивы данных.

В-третьих, изменение вкусов потребителей теперь в большей степени определяется не соотношением цена-качество, но также и наличием индивидуализации продукции, которая может проявляться в различных сервисах доставки, времени получения товара и индивидуальных характеристиках.

В-четвертых, сокращение времени на поиск и приобретение продукции. Электронная торговля стала активно развиваться, так как в повседневной жизни человек получил возможность намного быстрее искать необходимую информацию о характеристиках продукции, ее документации и спецификации.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г.» [3] одним из важнейших направлений взаимодействия в рамках Союза стран-членов ЕАЭС является электронная торговля. Основные факторы развития характеризуются созданием регуляторной среды, в том числе в сфере таможенного администрирования и внутреннего регулирования.

Также одним из регуляторных актов ЕАЭС, влияющих на трансграничное перемещение товаров в рамках электронной торговли, является Решение Совета ЕЭК № 107 от 20 декабря 2017 г. «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Это решение позволяет странам-участницам ЕАЭС ужесточать нормы беспошлинного ввоза товаров. Речь идет о товарах для личного потребления, регулировании их объема, веса и ставок таможенных пошлин.

12-2021

Российский внешнеэкономический вестник

101 Q

Неполнота законодательной базы по регулированию трансграничной электронной торговли и разный уровень цифровизации стран-участниц ЕАЭС порождают ряд проблем. Основными из них являются:

• увеличение распространения фишинговых атак из-за отсутствия законодательных актов по ведению электронных кошельков;

• высокая цена внедрения новых технологии, не позволяющая создать более развитую цифровую инфраструктуру для всех стран-участниц ЕАЭС;

• недоверие покупателей в вопросах защиты конфиденциальной информации и персональных данных [5].

Эти проблемы ведут к неравномерному развитию электронной торговли в разных странах ЕАЭС. Они усиливают разрывы между странами, где электронная торговля активно распространяется и странами, в которых отсутствуют оптимальные логистические решения и развитая инфраструктура, а также не сформулирована единая политика по формированию законодательства по регулированию электронной торговли.

Регулирование электронной торговли в России можно рассматривать с двух позиций: общие законодательные акты и обеспечение контроля за ввозом товаров в рамках электронной торговли со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС России). Ниже представлены основные федеральные законы, отражающие регулирование некоторых аспектов электронной торговли:

• ФЗ 149З от 27.07.2006 (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывает отношения, связанные с поиском, передачей и защитой информации;

• ФЗ № 184 от 27.12.2002 (ред. от 22.12.2020) «О техническом регулировании» документ регулирует установление правил безопасности продукции, ее технические регламенты, нормы, правила сертификации и декларирования;

• ФЗ № 63 «Об электронной подписи» от 06.04.2011 акт, регулирующий электронные цифровые подписи;

• ФЗ № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных» (ред. от 30.12.2020) раскрывает порядок обработки персональных данных.

Как мы видим в России отсутствует единый закон, который бы наиболее полно регулировал электронную торговлю. Есть проект ФЗ №310163-4 «Об электронной торговле» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) (далее - Проект ФЗ), который нацелен на обеспечение правовых условий, а также защиту прав и законных интересов участников электронной торговли. В его цели входит формирование полной правовой основы государственного регулирования и поддержки электронной торговли, закрепление прав и обязанностей, определение правил совершения сделок и другое

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

[6]. Однако после 10 лет обсуждений с 2000 года по 2011 год проект так и не был принят, что свидетельствует о сохраняющейся до сегодняшнего дня неопределенности в регулировании электронной торговли в Российской Федерации.

В России основополагающим органом в регулировании торговли внутри страны является Министерство промышленности и торговли РФ. Регулированием ввоза товаров из-за рубежа занимается Министерство финансов Российской Федерации и подведомственная ему Федеральная таможенная служба, обновление и оптимизация функций и процедур которой необходимы для соответствия ускоренным темпам развития электронной торговли. В 2020 году была утверждена «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». В стратегии указаны механизмы для более эффективного регулирования передвижения товаров в рамках осуществления электронной торговли. В текущей реальности, по мнению первого заместителя руководителя ФТС России Р. Давыдова, «стройной системы ее (трансграничной электронной торговли) администрирования пока не создано» [7]. Однако разработка подобного механизма могла бы позволить упорядочить сбор всей информации, быстрее и с минимальными проблемами уплачивать таможенные платежи и ускорить процесс доставки.

В России действуют меры таможенно-тарифного регулирования, которые предусматривают уплату таможенных пошлин при импорте продукции. В начале 2020 года произошло сокращение порога по беспошлинному ввозу товаров, и в настоящее время он составляет 200 евро в месяц. В случае превышения лимитов покупатель оплачивает пошлину в размере 15% от превышающей норму суммы. Для сравнения, в Республике Беларусь существует два беспошлинных лимита: 200 евро и 31 кг в месяц и разовая - 22 евро и 10 кг. Таким образом можно заключить, что в России установлен высокий порог беспошлинных лимитов, но в будущем планируется его снижение с 200 евро до 20 евро в месяц [8]. Установление такой планки связано с некоторыми причинами, в частности: поддержание отечественных маркетплейсов и необходимость пополнения бюджета.

Согласно отчету Ассоциации компаний, объем рынка интернет-торговли в 2020 году составил 2,7 трлн рублей, что в совокупности составило более 830 млн заказов с различных площадок. За год количество крупных заказов с таких маркетплейсов, как Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и «Aliexpress Россия» выросло на 465 млн заказов, рост по сравнению с 2019 годом составил 78% [9]. Ниже приведены данные по изменению российского рынка интернет-торговли за последние десять лет. Основными показателями здесь выступили объемы внутренней и трансграничной торговли в млрд рублей.

12-2021

Российский внешнеэкономический вестник

103 Q

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201Б 2019 2020 ■ Внутренняя торговля ■ Трансграничная торговля

Рис. 1. Российский рынок интернет-торговли, в млрд рублей

Fig. 1. Russian Internet Trade, in billion rubles

Источник: Рынок интернет-торговли в России Итоги 2020 года // Сайт АКИТ - https:// akit.ru/wp-content/uploads/2021/02/Аналитика-АКИТ-2020.pdf с.2-4

Как можно заметить, за последние десять лет общий объем электронной торговли изменился с 260 млрд рублей в 2010 году до 2933 млрд рублей в 2020 году, что свидетельствует о динамичном росте рынка e-commerce в России [9].

Одним из ключевых факторов электронной торговли является сегмент «Business to Consumer» B2C. При снижении беспошлинного порога с одновременным ростом объема продаж, могут возникнуть следующие проблемы:

Кратное увеличение числа случаев, когда требуется уплата таможенных платежей, в связи с сокращением количества товаров, подлежащих беспошлинному ввозу. Появляется необходимость в создании более удобных способов оплаты.

Необходимость совершенствование логистической инфраструктуры. При быстром развитии трансграничной электронной торговли требуется усовершенствование способа доставки и ее ускорение.

Отсутствие понятия электронная торговля в таможенном законодательстве приводит к дисбалансу механизма перемещения продукции и ослаблению таможенного администрирования. Что в свою очередь способствует росту теневого сектора по распространению контрафактной продукции, уходу от налогов и замедлению развития Интернет-торговли. В 2020 году в период пандемии COVID-19, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, произошел рост распространения контрафактной продукции до 3,3%. Данное увеличение связано с уменьшением способности населения покупать новую продукцию и ограничениями товарооборота из-за закрытия границ государств по всему миру [10].

В качестве примера по предотвращению продаж некачественной продукции разберем опыт США и Китая. Для регулирования предотвращения распространения некачественных товаров в США был разработан Законодательный акт о без-

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

опасности магазинов «The Shop Safe Act 2020», в котором есть предложения по редактированию статьи 32 Закона о товарных знаках 1946 года. Электронная платформа перед непосредственной реализацией продукции должна предварительно проверить продавца, а именно: подлинность и качество продукции, достоверную информацию о продавце, товар на соответствие. Стоит заметить, что благодаря этой поправке электронная платформа принимает на себя ответственность за товар, которые реализуют независимые продавцы на этой площадке. Подобная практика существует в Китае. В 2019 году был разработан комплексный закон «E-commerce Law of China», в котором закреплено обязательство платформы электронной торговли информировать о нарушениях.

Если проанализировать опыт международных соглашений, то примером может послужить новое соглашение между США, Мексикой и Канадой «The US-Mexico-Canada Agreement» (USMCA), где успешно реализуется регулирование электронной торговли. В этом соглашении уделяется особое внимание цифровой торговле, телекоммуникациям, финансовым услугам и таможенному администрированию. Особенное внимание необходимо обратить на главу, где указаны принципы, которые могут облегчить экспресс-доставку и электронную торговлю. Основными из них являются: упрощение процедур по прохождению контрольно-пропускных пунктов, повышение качества таможенных процедур, увеличение беспошлинных порогов, установление стабильных таможенных правил и положений. В пункте 7.10 «the Single Window» указывается необходимость создания системы ЭДО для таможенных органов, что приведет к повышению степени унификации требований к таможенным документам, а также ускорению внедрения электронных систем.

Еще одним примером успешного создания законодательства по регулированию электронной торговли является Всеобъемлющее и прогрессивное Соглашение для Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП). В Соглашении закрепляется открытость и транспарентность услуг экспресс-доставки товаров, отсутствие дискриминации в отношении поставщиков. Эти аспекты позволят сделать логистику товаров более прозрачной, что ускорит процесс развития электронной торговли. В 5 главе стоит обратить внимание на статью 5.7 «Экспресс отправления», в соответствии с которой каждая страна должна создавать условия для обеспечения ускоренных процедур таможенного декларирования и экспресс-отправлений. К основным условиям можно отнести выпуск продукции с минимальным количеством таможенных пошлин за 6 часов, при условии, что стоимость отправления не будет превышать минимальный порог, который установлен в стране-участнице ВПТТП.

Проанализировав основные правовые документы USMCA и ВПТТП, системы регулирования США и Китая, а также изучив проблемы по регулированию трансграничной электронной торговли в России и ЕАЭС, можно дать следующие рекомендации для увеличения эффективности законодательной базы.

12-2021

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

1. Уменьшение сроков оплаты таможенных пошлин. Для обеспечения электронного взимания таможенных пошлин необходимо внедрить новые технологии, модернизировать уведомления для клиентов и тем самым, повысить качество электронной торговли.

2. Снижение сроков доставки продукции путем организации бондовых складов. В России и ЕАЭС отсутствует практика применения бондовых складов, которые могут сократить сроки поставки с нескольких недель до 1-3 дней. На бондовых складах хранится импортная продукция до уплаты таможенных платежей и налогов. Подобный опыт можно подчерпнуть из практики ЕС, Китая и США.

3. Введение штрафных санкций для маркетплейсов за размещение контрафактной продукции. В России эти правонарушения устраняются только путем судебного разбирательства, что увеличивает сроки устранения контрафактной продукции [11]. Для решения данной проблемы требуется обновление законодательного регулирования.

4. Реализация проекта «единого окна» в рамках реализации электронной торговли ЕАЭС по упрощению таможенного оформления. Подобный опыт позволит всем странам-участницам иметь дополнительные упрощения при сбыте своей продукции. Эта практика уже применяется в новом соглашении США, Канады и Мексики «The US-Mexico-Canada Agreement» (USMCA).

5. Обеспечение доверия Интернет-торговле. Проблему регулирования платежных систем, передачи и защиты персональных данных в ЕАЭС возможно решить путем внедрения в практику стандартов ОЭСР. Стандарты, рекомендации и руководства Организации покрывают широкий круг вопросов. К ним относятся улучшение онлайн-платежей, обращение нематериальных цифровых продуктов, управление безопасностью в цифровой среде для экономико-социального развития, защита потребителей в Интернет-торговле, их конфиденциальной информации и персональных данных. ОЭСР принимает во внимание различные риски, которые могут возникнуть в быстро-изменяющихся условия цифровизации. Благодаря введенным стандартам страны-участницы могут быстрее адаптироваться под современные условия и изменить свои законодательства по вопросам регулирования электронной торговли.

Таким образом, рассмотрев основные системы регулирования электронной торговли России и ЕАЭС, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в них сохраняется множество недостатков. В ЕАЭС отсутствует стандартизация законов по трансграничному перемещению продукции в рамках электронной торговли, при этом наблюдается недостаточное доверие со стороны потребителей касательно охраны конфиденциальной информации и персональных данных. В России же проблема отсутствия единой нормативно-правовой базы сказывается на всех сфе-

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

рах регулирования электронной торговли. Существует острая проблема необходимости унификации таможенного администрирования, распространения контрафактной продукции и уплаты таможенных платежей. Однако стоит заметить, что и в ЕАЭС, и в России на решение этих проблем направлено создание стратегий для повышения эффективного регулирования электронной торговли. В Евразийском экономическом союзе принята «Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года», а в Российской Федерации «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Также благодаря проведенному анализу международных договоров и опыта других стран, были предложены некоторые рекомендации, которые могут позволить устранить пробелы в законодательстве РФ и ЕАЭС в сфере электронной торговли, поспособствовав ее развитию. К основным рекомендациям можно отнести организацию электронного взимания таможенных платежей, распространение бондовых складов для хранения продукции, внедрение штрафных санкций для маркетплейсов за факт реализации контрафактной продукции, активное развитие проекта «единого окна» в рамках ЕАЭС. Электронная торговля позволяет ускорить процесс закупки и поставки товара, снизив тем самым транзак-ционные издержки. Именно развитие электронной торговли позволит расширить возможности участников международной торговли и увеличить мировой товарооборот.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. OECD Guide to Measuring the Information Society. 2011. [Электронный ресурс] // URL: https://www.oecd.org/sti/ieconomy/oecdguidetomeasuringtheinformationsociety2011 .htm (дата обращения 02.09.2021)

2. Work programme on electronic commerce. [Электронный ресурс] // URL: https://wto.ru/ upload/medialibrary/046/Work%20Programme%20on%20Electronic%20Commerce.pdf (дата обращения 02.09.2021)

3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года»@@ Reshenie Vy'sshego Evrazijskogo e'konomicheskogo soveta ot 11 oktyabrya 2017 g. N 12 «Ob Osnovnyx napravleniyax realizacii cifrovoj povestki EAE'S do 2025 goda» [Электронный ресурс] // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/ (дата обращения 05.09.2021)

4. Правила интернет-торговли в странах ЕАЭС намерены изменить @@ Pravila internet-torgovli v stranax EAE'S namereny' izmenif [Электронный ресурс] // URL: https://pravo.by/ novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/october/55638/ (дата обращения 05.09.2021)

5. Доклад о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС, 2019 год. @@ Doklad o razvitii cifrovoj (internet) torgovli EAE'S, 2019 god. [Электронный ресурс] // URL: https://docs. eaeunion.org/pd/ru-ru/0113644/pd_06032019_doc.pdf С.46-50 (дата обращения 05.09.2021)

6. Модельный закон Об электронной торговле. @@ Modefny'j zakon Ob e'lektronnoj torgovle [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/902157685 (дата обращения 05.09.2021)

12-2021

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

7. «Беспошлинных порогов вообще быть не должно» - интервью Руслана Давыдова. @@ «Besposhlinny'x porogov voobshhe by't' ne dolzhno» - interv'yu Ruslana Davy'dova. [Электронный ресурс] // URL:https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/253880 (дата обращения 05.09.2021)

8. В посылки много вкладывают: Как будут регулировать наши покупки в зарубежных интернет-магазинах. Интервью Руслана Давыдова @@ V posy'lki mnogo vklady'vayut: Kak budut regulirovat' nashi pokupki v zarubezhny'x internet-magazinax. Interv'yu Ruslana Davy'dova [Электронный ресурс] // URL:https://customs.gov.ru/press/aktual-no/ document/266631 (дата обращения 08.09.2021)

9. Рынок интернет-торговли в России Итоги 2020 года // Сайт АКИТ (Ry'nok internet-torgovli v Rossii Itogi 2020 goda // Sajt AKIT) - https://akit.ru/wp-content/uploads/2021/02/Ана-литика-АКИТ-2020^ с.2-4 (дата обращения 05.09.2021)

10. Контрафакт распространяется как вирус. @@ Kontrafakt rasprostranyaetsya kak virus [Электронный ресурс] // URL: https://plus.rbc.ru/news/5f87765a7a8aa9d887869d34 (дата обращения 08.09.2021)

11. Рыбачук С. Контрафакт в e-commerce: победить, нельзя смириться. @@ Ry'bachuk S. Kontrafakt v e-commerce: pobedit', nel'zya smirit'sya [Электронный ресурс] // URL: https:// www.retail.ru/articles/kontrafakt-v-e-commerce-pobedit-nelzya-smiritsya/ (дата обращения 08.09.2021)

^ 108

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.