Переговоры по электронной коммерции в рамках ВТО
УДК 339.5:004 Светлана Георгиевна ЗАЛИВАКО (Республика Беларусь),
ББК 65.428 магистр естественных наук,
3-236 НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь
DOI: 10.24411/2072-8042-2021-7-43-60 (220086, Республика Беларусь, Минск, ул. Славинского,
д. 1/1) - заведующий отделом, Email: [email protected], Анастасия Вячеславовна ФИЛИППОВА (Республика Беларусь), магистр экономических наук, НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (220086, Республика Беларусь, Минск, ул. Славинского, д. 1/1) - младший научный сотрудник, Email: nastya_filippova_151997@mail. ru
Аннотация
В статье проанализированы особенности регулирования электронной торговли на международном уровне, в том числе в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), Соглашения по информационным технологиям ВТО, программы рабочей группы ВТО по электронной торговле, а также в соглашениях о свободной торговле. Изучены текущие инициативы в формате многостороннего трека и внутри групп заинтересованных участников по обновлению правил ВТО в отношении трансграничной электронной торговли. Обозначен охват обсуждаемых в ходе переговоров проблемных вопросов. Проанализирована складывающаяся в Республике Беларусь практика регулирования вопросов, связанных с осуществлением электронной торговли, вынесенных на обсуждение в ВТО. Предложены некоторые рекомендации для подготовки возможной страновой позиции Республики Беларусь в переговорах по выработке новых правил в части электронной торговли.
Ключевые слова: ВТО, ГАТТ, ГАТС, переговоры, электронная коммерция, мораторий, таможенная пошлина, кибербезопасность, цифровой продукт, телекоммуникации, локализация данных, Республика Беларусь, страновая позиция.
WTO Negotiations on E-Commerce
Svetlana Georgievna ZALIVAKO (Republic of Belarus),
Master of Natural Science, Scientific research economic institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (220086, Republic of Belarus, Minsk, Slavinskogo st., 1/1) -
Head of the Department, Email: [email protected], Anastasia Vyacheslavovna FILIPPOVA (Republic of Belarus), Master of Economic Sciences, Scientific research economic institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (220086, Republic of Belarus, Minsk, Slavinskogo str., 1/1) -Junior Researcher, Email: [email protected]
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
43 Q
Abstract
The article analyzes the peculiarities of international e-commerce regulation, including within the framework of the General Agreement on Trade in Services (GATS), the WTO Information Technology Agreement, the WTO Working Group program on Electronic Commerce, as well as the free trade agreements. The current initiatives to update WTO rules on Cross-Border e-commerce both multilateral and within stakeholder groups are examined. The scope of the challenging issues discussed during the negotiations is indicated. The article analyzes the current regulations related to the implementation of electronic commerce in the Republic of Belarus, which was submitted for the WTO discussion. Some suggestions to elaborate a possible country position of the Republic of Belarus in the negotiations on the development of new rules in the field of e-commerce are presented.
Keywords: WTO, GATT, GATS, negotiations, e-commerce, moratorium, customs duty, cy-bersecurity, digital product, telecommunications, data localization, Republic of Belarus, country position.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из драйверов увеличения международной торговли и экономического роста выступает в настоящее время электронная коммерция. Вместе с тем, в рамках ВТО отсутствует какое-либо соглашение, регулирующее такой вид торговли. Членство в ВТО предоставляет возможность участвовать в разработке новых правил международной торговли. Обсуждения в рамках переговоров по электронной коммерции включают вопросы доступа на рынки товаров и услуг, тем самым закладывая основу новых правил международной торговли. Свою заинтересованность участвовать в инициативе проявили свыше 80 членов ВТО, включая США, ЕС, Китай, Россию, Казахстан, Украину, Японию, Канаду, Австралию, Бразилию.
Беларусь приблизилась к заключительной стадии переговорного процесса по вступлению в ВТО. Одним из преимуществ вступления в ВТО выступает возможность учета стратегических и текущих интересов государств-членов в переговорном процессе по разработке новых правил международной торговли, чего лишены государства не члены ВТО1. Цель данной статьи - изучить текущие инициативы по обновлению правил ВТО в отношении трансграничной электронной торговли с целью формирования рекомендаций для подготовки возможной страновой позиции Республики Беларусь в переговорах в рамках ВТО.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
В ВТО уже разработаны несколько затрагивающих цифровую торговлю соглашений, а именно: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Гене-
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
ральное соглашение о торговле услугами (ГАТС); Соглашение об информационных технологиях; Соглашение о технических барьерах в торговле.
Содержащиеся в ГАТС положения, применяемые к «физической» торговле, в наибольшей степени подходят для регулирования потоков данных по причине «технологической нейтральности» соглашения, предполагающей, что в случаях, когда члены ВТО предусмотрели обязательство по предоставлению услуг в «Режиме 1 - Трансграничная поставка услуг», они также обязуются разрешить передачу данных для осуществления поставки этой услуги. Помимо этого, Соглашение включает обязательства в области лежащих в основе электронной коммерции телекоммуникационных и финансовых услуг. Однако обязательства ГАТС ограничены во многих секторах услуг.
Но вместе с тем, в ГАТС отсутствую регулятивные положения в части цифровой торговли и информационных потоков. Так, например, остаются неясными подходы к систематизации новых цифровых услуг, отнесения их к Предварительной классификации основных продуктов CPC или к Классификационному перечню секторов услуг, который используется для планирования своих обязательств членами ВТО.
На устранение тарифов на товары информационных технологий направлено Соглашение по информационным технологиям ВТО.
Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле (ТБТ) обеспечивает основу для использования правил торговли и для разработки форм международного сотрудничества в области регулирования, которые могут устранить влияние различных национальных стандартов на трансграничные потоки данных и торговлю цифровыми услугами. Одним из аспектов Соглашения ТБТ, относящегося к цифровой торговле, является обязательство, что там, где существуют международные стандарты, участники будут использовать стандарты в качестве основы для своих внутренних технических регламентов.
Однако регуляторные проблемы, возникающие в связи с цифровой торговлей, не полностью соответствуют подходу Соглашения по ТБТ к решению вопросов, влияющих на торговлю товарами. Многие вопросы внутреннего регулирования, ведущие к ограничению потоков данных, не подлежат глобальной стандартизации технически ориентированными органами, такими как ISO. В некоторых областях, таких как кибербезопасность, ISO добилась успеха, например, с набором стандартов ISO / IEC 27000 по кибербезопасности и информационной безопасности. Тем не менее, принципы конфиденциальности, защиты потребителей и искусственного интеллекта были первоначально разработаны в ОЭСР и ООН.
На многостороннем уровне уже прилагались усилия по регулированию вопросов электронной коммерции.
После неудачных попыток членов ВТО согласовать единые подходы к вопросам дальнейшей либерализации торговли услугами, США инициировали разработку
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
45 Q
нового Соглашения по торговле услугами (СТУ), в котором предусмотрены обязательства по электронной торговли, среди которых можно выделить следующие: право держать в секрете свои исходные коды для поисковых систем и интеллектуальных продуктов и хранить данные в любой точке мира; гарантии неограниченного доступа к информации и финансовым потокам за границей; распространение положений СТУ на новые услуги и технологии.
Кроме того, современные соглашения о свободной торговле (ССТ) все чаще имеют в своей структуре различные обязательства в области цифровой торговли2. Здесь прослеживаются два подхода к регулированию: американский и европейский. В соответствии с первым электронная коммерция охватывает цифровые товары, для которых используют правила ГАТТ. В ССТ с участием США цифровым товарам предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим.
При европейском подходе содержание электронной торговли относят к услугам. В ССТ с участием ЕС электронная коммерция рассматривается в главе «Тор -говля услугами и инвестиции», таким образом доступ к услугам сбыта продукции и интернет-связи регулируется с помощью перечней обязательств по аналогии с ГАТС.
Значительным прогрессом в вопросах разработки правил цифровой торговли отмечены проекты мегарегиональных торговых соглашений с участием США и ЕС, например, Соглашение о всеобъемлющем и прогрессивном Транс-тихоокеанском партнерстве (ТТП), а также Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (Т-ТИП). Назовем только некоторые определенные ТТП нормы:
• требование от стран-членов разрешения на полную трансграничную передачу данных;
• запрет принудительной локализации данных на серверах;
• запрет требовать раскрытия исходного кода как условия ведения бизнеса;
• запрет на введение таможенных пошлин на электронные трансмиссии;
• положения о защите авторских прав и запрещенном обходе технологических мер безопасности3.
Т-ТИП содержит положения, предусматривающие расширение доступа на рынки для цифровых продуктов; планировалось включение как отраслевых обязательств (в частности для сектора ИКТ), так и горизонтальных (например, в отношении вклада заинтересованных сторон, транспарентности)4. Кроме того, была предпринята попытка выработки единой позиции ЕС и США по вопросу трактовки электронной торговли, предполагающей, что электронные передачи являются оказанием услуг, не облагаются таможенными пошлинами и к ним может применяться национальный режим и РНБ.
В феврале 2018 года в Пекине состоялась Первая всемирная конференция по вопросам регулирования Интернет-торговли. По итогам конференции участники
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
приняли Пекинскую декларацию, в которой кратко изложены результаты обсуждений и представлены будущие направления развития Интернет-торговли. Документ содержит концепцию повышения уровня безопасного, сбалансированного и устойчивого развития трансграничной электронной торговли5.
Следует сказать, что проблематика регулирования электронной коммерции ранее поднималась в ВТО. В 1998 г. была подписана Министерская декларация о глобальной электронной торговле, предполагавшая формирование рабочей программы по вопросам, связанным с электронной коммерцией. Рабочее определение электронной торговли включало производство, распространение, маркетинг, продажу или доставку товаров и услуг электронными средствами. Однако оставалась нерешенной проблема охвата переговоров по электронной коммерции. Предусматривалось введение временного моратория на взимание таможенных пошлин на электронные трансмиссии, который продлевался на последующих министерских конференциях ВТО.
Важным итогом 11-й Министерской конференции ВТО в 2017 г. стало совместное заявление участвующих стран-членов о необходимости проведения переговоров по торговым аспектам электронной коммерции6.
ОХВАТ ОБСУЖДАЕМЫХ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
В ходе активных обсуждений в течение 2019-2020 гг. на переговорной площадке ВТО затрагивался целый ряд вопросы, которые включают: содействие транзакциям электронной торговли, таким как меры по упрощению таможенных процедур, безбумажная торговля, электронные подписи и электронные платежи; вопросы, связанные с доступом к рынку и потоками данных; проблемы вокруг потребительских и личных данных; прозрачность мер и правил электронной коммерции; необходимость устранения цифрового разрыва и др.
Ключевой вопрос - трактовка цифрового продукта7. В определении и сфере охвата электронных передач с 2003 года происходили различные изменения. В справочной записке ВТО 2003 года электронные передачи (ЕТ) были определены как «оцифрованные» продукты. Продукция, охватываемая как ЕТ, состояла в основном из звукозаписей, аудиовизуальных произведений, видеоигр, компьютерного программного обеспечения и литературных произведений. В ряде последующих исследований, включая исследование, проведенное ЮНКТАД в 2019 году, оценивались последствия моратория с этим определением. В 2016 году ВТО выявлено 30 таких продуктов. В 2019 году, используя определение ВТО «оцифрованные продукты», исследование ЮНКТАД выявило 49 6-значных кодов ТН ВЭД в качестве оцифрованных продуктов и оценило потери тарифных доходов для развивающихся стран. В исследовании ЮНКТАД потенциальные потери тарифных доходов для развитых стран оцениваются в размере 212 млн долл. США в год, для развиваю-
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
47 ^
щихся - 8 млрд долл. США; для Беларуси - на уровне около 18 млн долл. США8.
Не достигнуто консенсуса относительно того, что будет представлять собой сфера охвата электронных передач - будут ли они охватывать все оцифрованные товары и услуги (позиция США и Канады), только услуги (позиция ЕС) или только нематериальные товары, которые могут быть проверены в их кодах И8 (предложение ЮНКТАД).
Два вопроса интерпретации особенно проблематичны:
• некоторые специалисты пытались трактовать потенциальную сферу действия моратория широко, чтобы включить в нее предоставление услуг в цифровом формате, а не только оцифрованных продуктов. Нынешняя практика заключается в применении таможенных пошлин к определенным категориям товаров, описываемых кодами И8, которые связаны обязательствами в соответствии с ГАТТ. Операции в сфере услуг между иностранными поставщиками и отечественными потребителями регулируются ГАТС. Технически между этими двумя соглашениями существует область пересечения: поставка компьютерных услуг классифицируется как услуга, в то время как программное обеспечение в печатной или цифровой форме является товаром, к которому применяются правила ВТО по таможенным пошлинам.
• ряд развивающихся стран настаивают на том, что сфера действия моратория ограничивается средством передачи и не включает передаваемый контент.
Обсуждения могут привести к тому, что мораторий ВТО на таможенные пошлины на электронные передачи будет распространяться и на следующие виды услуг:
1) компьютерные и сопутствующие услуги, рекламные услуги, техническое тестирование и аналитические услуги;
2) услуги связи, курьерские услуги, телекоммуникационные услуги, в которых имеется несколько вспомогательных услуг, таких как услуги голосовой телефонной связи и услуги передачи данных с коммутацией пакетов, электронная почта и другие;
3) дистрибьюторские услуги;
4) финансовые услуги (банковские и другие финансовые услуги, за исключением страхования);
5) транспортные услуги, включая услуги морского, воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта;
6) вспомогательные услуги для всех видов транспорта, такие как услуги по обработке грузов, складские и складские услуги, а также услуги агентства грузовых перевозок9.
Существенным предметом обсуждения в текущих переговорах ВТО является продление моратория на электронные передачи. Решается вопрос о том, следует ли его еще раз продлить, сделать постоянным или отменить.
^ 48
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
К иным источникам разногласий по мнению ряда экспертов относятся:
• вопрос «технологической нейтральности» в отношении электронной торговли;
• нормативные различия между странами в области конфиденциальности и кибербезопасности, выступающих ключевыми факторами ограничений на трансграничные потоки данных;
• необходимости адаптации существующих моделей сбора налогов к активно развивающейся электронной торговле, в частности трансграничной10;
• отсутствие эффективных механизмов защиты прав интеллектуальной собственности 11.
Правила электронной торговли, предложенные некоторыми государствами-членами ВТО, участвующими в многосторонних переговорах в рамках электронной торговли, включают: запрет на обязательные требования к раскрытию исходного кода/алгоритмов; расширение доступа на рынки и национального режима для поставщиков цифровых услуг; принятие режима неограниченных трансграничных потоков данных, включая предотвращение локализации данных и требование использования внутренних вычислительных средств или сетевых элементов; ограничения на требования в отношении передачи технологии и др. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Правила электронной торговли, предложенные некоторыми участвующими
в переговорах членами ВТО
ЧЛЕН ВТО ПЕРЕГОВОРНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА
США Беспошлинный режим цифровых продуктов: торговые правила могут гарантировать, что правительства продолжат и сделают постоянной практику отказа от таможенных пошлин на цифровые продукты. Недискриминационной режим цифровых продуктов: торговые правила могут гарантировать, что защита от дискриминации применяется, когда продукты оцифровываются и распространяются в электронном виде.
Китай Члены должны продолжать поддерживать практику невзимания таможенных пошлин на электронных передач до следующей сессии Конференции министров.
Бразилия, Новая Зеландия, Канада, Сингапур, ЕС Ни один Член не облагает таможенными пошлинами электронные передачи сообщений между лицом одного Члена и лицом другого Члена, что не препятствует Стороне взимать внутренние налоги, платежи или другие сборы на контент, передаваемый в электронном виде, или на доходы и прибыль, полученные от цифровой торговли, при условии, что такие налоги или сборы взимаются в порядке, совместимом с другими соглашениями ВТО и на недискриминационной основе.
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
49 0
ЧЛЕН ВТО ПЕРЕГОВОРНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
СОДЕЙСТВИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
Китай Члены должны стремиться к дальнейшему совершенствованию таможенных процедур. Члены должны принять или разработать процедуры, позволяющие производить оплату электронными средствами. Члены также должны использовать свободные зоны и таможенные склады для облегчения трансграничной электронной торговли. Безбумажная торговля: Члены должны стремиться принимать документы торгового администрирования, представленные в электронном виде, в качестве юридического эквивалента бумажной версии этих документов. Электронные контракты: Участники должны предоставить заинтересованным сторонам возможность принимать электронные контракты и не должны отрицать юридическую силу электронных контрактов только потому, что используются электронные средства. Электронные подписи и электронная аутентификация: Участники должны предоставить заинтересованным сторонам возможность использовать электронные подписи и сообщения данных в соответствии с законами и постановлениями Участников и не должны отрицать юридическую силу электронных подписей и сообщений данных только потому, что они находятся в электронной форме.
Сингапур Электронная аутентификация и цифровые сертификаты. Взаимное признание или совместимость электронной аутентификации и цифровых сертификатов способствует внедрению методов онлайн-транзакций и решений для электронных платежей.
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Китай Защита потребителей в Интернете: Участники должны соответствующими средствами предоставлять потребителям, использующим электронную торговлю, защиту, которая эквивалентна той, которая предоставляется для потребителей других коммерческих форм в соответствии с соответствующими законами, постановлениями и политиками Участников.
Сингапур Принятие мер/законов для защиты онлайн-потребителей от мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой деятельности.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ
США Предотвращение локализации данных. Правила торговли могут гарантировать, что компаниям не потребуется создавать или использовать уникальную капиталоемкую цифровую инфраструктуру в каждой обслуживаемой ими юрисдикции.
^ 50
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
ЧЛЕН ВТО ПЕРЕГОВОРНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Япония Запрет на локализацию данных, например, на использование или размещение вычислительных средств: за исключением случаев достижения законной цели государственной политики, правительства не должны вводить обязательные требования к размещению серверов, поскольку такие требования создают серьезные препятствия для выхода на рынок иностранных предприятий.
ЕС Трансграничные потоки данных не должны ограничиваться: a) требованием использования вычислительных средств или сетевых элементов на территории члена для обработки, в том числе путем введения использования вычислительных средств или сетевых элементов, которые сертифицированы или утверждены на территории члена; b) требованием локализации данных на территории Участника для хранения или обработки; c) запретом на хранение или обработку на территории других Членов; ф зависимостью трансграничной передачи данных от использования вычислительных средств или сетевых элементов на территории Участника или требований локализации на территории Участника.
ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДА ЧА ДАННЫХ
США Пользователи Интернета должны иметь возможность перемещать данные по своему усмотрению. Правила торговли могут гарантировать, что и потребители, и компании смогут перемещать данные через границы без ограничений.
ЕС Обеспечение трансграничных потоков данных для облегчения торговли в цифровой экономике.
Япония Чтобы обеспечить предсказуемость трансграничной деловой среды, а также способствовать здоровому росту новых цифровых отраслей и рынков, ВТО следует рассмотреть возможность достижения соглашения между Членами о принципах обеспечения свободного потока данных.
Бразилия Канада Сингапур Члены признают, что каждый Член может иметь свои собственные нормативные требования в отношении передачи информации электронными средствами. Каждый Участник должен разрешать трансграничную передачу информации электронными средствами, если эта деятельность предназначена для ведения деловой активности застрахованного лица.
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ
США Торговые правила могут гарантировать, что правительства наращивают свои возможности по предотвращению инцидентов в области кибербезопасности и реагированию на них, применяя подход, основанный на оценке риска, для смягчения угроз.
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
51 ^
ЧЛЕН ВТО ПЕРЕГОВОРНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Китай Участники должны уважать суверенитет интернета, обмениваться передовым опытом, повышать безопасность электронной торговли, углублять сотрудничество и обеспечивать кибербезопасность.
Бразилия Члены должны стремиться наращивать свои возможности по предотвращению инцидентов, связанных с кибербезопасностью, и реагированию на них, принимая, в частности, основанные на оценке риска подходы к уменьшению угроз, которые позволяют избежать ограничивающих торговлю и искажающих торговлю результатов.
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
США Защита исходного кода. Торговые правила могут гарантировать, что правительства не санкционируют доступ к такой конфиденциальной информации и не передают ее местным фирмам, сохраняя при этом способность властей достигать законных целей регулирования. Запрет принудительной передачи технологий. Торговые правила могут запрещать требования о передаче технологий, коммерческой тайны или другой служебной информации. Запрет дискриминационных требований к технологиям. Правила торговли могут предотвратить произвольные предписания использовать национальные технологии. Шифрование. Торговые правила могут гарантировать, что поставщики могут использовать инновационные и безопасные технологии шифрования, обеспечивая при этом правительственный доступ к данным в соответствии с действующим законодательством.
Япония Запрещение раскрытия важной информации, такой как коммерческая тайна, включая исходные коды и проприетарные алгоритмы. Требование о раскрытии исходных кодов и алгоритмов не должно налагаться правительствами, за исключением случаев достижения законных целей государственной политики. Запрет на использование определенных технологий, включая технологию шифрования. Правительства не должны вводить какие-либо обязательные требования к использованию определенных технологий, включая шифрование, за исключением случаев достижения законных целей государственной политики. Запрет правительств на неправомерный доступ к коммерческой тайне. Для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и коммерческих секретов в киберпространстве, правительство должно взять на себя международное обязательство соблюдать надлежащую правовую процедуру при доступе к интеллектуальной собственности или коммерческим секретам частных лиц как на своей территории, так и за ее пределами.
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
ЧЛЕН ВТО ПЕРЕГОВОРНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Китай Защита личной информации: Участники принимают меры, которые они считают целесообразными и необходимыми для защиты личной информации пользователей электронной торговли.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
ЕС Предлагается набор правил для замены справочного документа ВТО по телекоммуникационным услугам. Среди основных правил: воспрепятствование основным поставщикам в участии или продолжении антиконкурентной практики; взаимосвязь с крупным поставщиком должна быть обеспечена в любой технически возможной точке сети; любой Участник имеет право определять вид обязательств по универсальному обслуживанию, которые он желает поддерживать, а также принимать решение об их объеме и выполнении; разрешение на предоставление общедоступных транспортных сетей или услуг должно предоставляться без официальной процедуры лицензирования; орган регулирования электросвязи должен быть отделен от любого поставщика транспортных сетей или услуг электросвязи общего пользования и не подотчетен им; распределение полос частот для услуг электросвязи общего пользования должно осуществляться в рамках открытого процесса, который учитывает общие интересы общества, включая содействие конкуренции. ЕС просит других Членов присоединиться к Соглашению об информационных технологиях и его расширению.
США Управление интернет-услугами: страны должны согласиться с тем, что старые классификации и обязательства могут применяться к новым технологиям. Кроме того, новые обязательства должны разрешить трансграничную поставку интернет-услуг, которые конкурируют с традиционными коммуникационными услугами. Конкурентные рынки телекоммуникаций: каждый Член ВТО должен быть готов включить Справочный документ в свой график ГАТС и предоставить доступ на рынок телекоммуникационным инвесторам и международным поставщикам.
Источник: иКЬ: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Browse/FE_B_009.
aspx?TopLevel=10785#/
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Беларуси ведется работа по формированию нормативного регулирования электронной торговли. Так, например, Концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
53 0
года предполагается переход к полномасштабному использованию электронных торговых площадок, безбумажному документообороту; развитие интернет-торговли, повышение уровня кибербезопасности электронных транзакций, повышение доли интернет-торговли в розничном товарообороте организаций торговли до 20% в 2035 г.12 С 28 марта 2018 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь N° 8 «О развитии цифровой экономики», 2 февраля 2021 года утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 - 2025 годы, разрабатываются ряд проектов для создания основных компонентов национальной системы безбумажной торговли (подсистем электронной таможни, электронной логистики и цифровых торгово-транспортных коридоров).
В Беларуси функционируют торговые цифровые площадок с бизнес-моделью В2С, ориентированные преимущественно на внутренний рынок.
При осуществлении розничной торговли с использованием сети Интернет субъекты торговли обязаны соблюдать требования Закона №128- З, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей», Правил № 31, а в части, не урегулированной Правилами № 31, - Правил № 703.
Потенциал Республики Беларусь в области электронной коммерции в секторе В2В (коммерческие взаимоотношения между организациями) реализуется на электронных площадках Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ). С ноября 2019 г. выдача ключей электронной цифровой подписи для участия в биржевых торгах осуществляется бесплатно, максимально упрощена процедура регистрации участников на бирже. Дополнительный импульс развитию биржевой торговли придало предоставление товарной бирже права проводить биржевые торги не только товарами, но и работами (услугами). Были отнесены к биржевому товару услуги в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства.
В 2021-2023 гг. предполагается создание в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» центра цифровой свободной торговли как части цифрового Шелкового пути и электронной торговой платформы.
Деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, должна осуществляться юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке13.
В сфере телекоммуникационных услуг в Беларуси проводится работа по формированию справедливой конкурентной среды. Для осуществления деятельности на белорусском телекоммуникационном рынке обязательным условием является
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
создание юридического лица Республики Беларусь. В Беларуси действуют три оператора мобильной связи с участием российских, австрийских и турецких инвесторов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об услугах электросвязи» от 1 июля 2014 года №172-З присоединение к сетям электросвязи иностранных государств и передача международного трафика осуществляются через сети уполномоченных в соответствии с законодательством операторов электросвязи (РУП «Белтелеком» и РУП «Национальный центр обмена трафиком»).
Доля экспорта компьютерных и информационных услуг в общем объеме экспорта услуг Республики Беларусь составила 25% по итогам 2019 г. Положительное сальдо сложилось в размере плюс 1994,1 млн долл. США (см. таблицу 2).
Концепция информационной безопасности Республики Беларусь предусматривает информационный суверенитет и реализацию принципа «суверенитета данных»14.
Таблица 2
Внешняя торговля ИКТ-услугами Республики Беларусь за 2015-2019 гг.,
млн долл. США
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2015 г.
Экспорт ИКТ-услуг РБ 1003,5 1152,4 1445,3 1840,5 2406,1 239,8
Импорт ИКТ-услуг РБ 206,1 231,6 236,1 279,1 412,0 199,9
Сальдо 630,9 920,8 1209,2 1561,4 1994,1
Источники: URL: https://www.nbrb.by/publications/balpay/balpay2019.pdf; URL: https:// www.belstat.gov.by/upload/iblock/fac/facac4a309c011aab5f9ed856bd3da49.pdf.
В международных отношениях информационный суверенитет Республики Беларусь обеспечивается в том числе на основе принципа информационного нейтралитета, предусматривающего проведение миролюбивой внешней информационной политики, уважение общепризнанных и общепринятых прав любого государства в данной сфере, исключение инициативы вмешательства в информационную сферу других стран, направленного на дискредитацию или оспаривание их политических, экономических, социальных и духовных стандартов и приоритетов, а также нанесения вреда информационной инфраструктуре каких бы то ни было государств и участия в их информационном противостоянии.
В странах ЕАЭС в настоящее время регулирование цифровой торговли складывается из относящихся к различным сферам экономики разрозненных нормативных правовых актов, часть процессов цифровой торговли остается вне правового
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
55 Q
поля, часть существующих норм устарела, а часть из них чрезмерно обременительна и сдерживает развитие цифровой торговли. Дополнительным барьером является и тот факт, что разработка стратегий и программ развития цифровой торговли ведется без учета обязательств ЕАЭС15,16.
Проводимая работа по изменению права ЕАЭС в сфере международной электронной торговли включает возможность введения института оператора электронной торговли, выделение приобретаемых на зарубежных интернет-площадках товаров в отдельную категорию, применение к таким товарам специального таможенного администрирования, таможенных пошлин и налогов и др.17,18
Определение термину «электронная торговля» существует в наднациональном праве ЕАЭС и содержится, в частности, в главе 13 «Электронные технологии в торговле» Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом:
• применяется к мерам, осуществляемым в отношении применения электронных документов в торговле с использованием электронной подписи и доверенной третьей стороны; и электронной торговли;
• определяет термин «электронная торговля» как торговлю с использованием электронных технологий;
• регулирует вопросы электронной аутентификации, использования электронных документов, защиты личных данных, сотрудничества в области электронных технологий в торговле и развития электронной торговли19.
Правовые основы для развития взаимодействия в сфере электронной торговли заложены в Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. В главе 11 дается определение терминам «персональная информация» и «электронный документ», а также прописаны вопросы регулирования в следующих областях: электронная аутентификация, использование электронных документов, защита прав потребителей и персональной информации, сотрудничество и транспарентность20.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершении процесса вступления в ВТО Беларусь сможет стать полноправным участником переговорного процесса по электронной коммерции. По нашему мнению, страновая позиция должна выстраиваться с учетом того, что, с одной стороны, республика выступает активной участницей рынка ИКТ-услуг, и, следовательно, заинтересована в продвижении на мировых рынках. С другой стороны, не менее актуален для страны вопрос защиты прав приобретающих товары on-line отечественных потребителей. В этой связи республика может придерживается подхода, что покупка цифрового продукта посредством сети Интернет и получение в физической форме признается товаром, облагается таможенными пошлинами и регулируется ГАТТ. Напротив, доставка в электронном формате должна подпадать под действие ГАТС.
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
В ходе переговоров необходимо определить связанные с торговлей аспекты электронной торговли, электронной передачи и т. д., а также прояснить взаимосвязь между будущими правилами электронной торговли и существующими соглашениями ВТО.
Страны-члены могут укреплять сотрудничество в следующих областях: защита потребителей (включая защиту информации о конфиденциальности потребителей и сертификацию электронной подписи; применение и популяризация электронных платежей для устранения барьеров для электронных транзакций); содействие электронному правительству; освобождение от торговых тарифов на цифровые продукты в соответствии с правилами ВТО; усиление наращивания потенциала и передачи технологий, касающихся обработки угроз кибербезопасности; укрепление потенциала по распространению, логистике и складированию в сфере электронной коммерции.
Республика Беларусь может выразить заинтересованность в обсуждении сферы охвата телекоммуникаций в электронной торговле, в отношении поддержки конкуренции и применения защитных мер.
Кибербезопасность имеет решающее значение для установления доверия к электронной торговле. Беларусь может поддерживать усилия по либерализации электронной коммерции, оставляя возможность отступления от принципов свободного киберпространства. Возможная страновая позиция Республика Беларусь может включать положения о признании важности сотрудничества в целях выявления и смягчения последствий инцидентов, связанных с кибербезопасностью, развития кадрового потенциала в области кибербезопасности, выполнения всех соответствующих национальных и международных законодательных, нормативных и договорных требований, касающихся кибербезопасности.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Турбан, Г.В. Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: пособие / Г.В. Турбан. — Минск: Белпринт, 2009. — С.10.
2 Смирнов, Е. Н. Вызовы глобального регулирования международной цифровой торговли / Е. Н. Смирнов // Торговая политика. Trade policy, 2020. - № 1/21. - С. 28.
3 United States Trade Representative URL: https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Fi-nal-Text-Investment.pdf.
4 Бирюкова, О. В. Многосторонние институты в кризисе? Когда сотрудничество не складывается: глобальное управление цифровой торговлей / О. В. Бирюкова, А. В. Даниль-цев // Вестник международных организаций, 2019. - Т.14 - С. 13
5 В КНР прошла 1 Всемирная конференция по интернет-торговле URL: https://ra-kurs-journal.com/novosti/knr-proshla-1-vsemirnaya-konferentsiya-po-internet-torgovleWTO/ MIN(17)/60.
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
57 Q
Joint statement on electronic commerce URL: https://wto.hse.ru/ data/2017/12/15/1160063194/60.pdf
7 Электронная торговля: от ВТО к мегарегиональным соглашениям URL: https:// ictsd.iisd.org/bridges-news
Growing Trade in Electronic Transmissions: Implications for the South URL: https:// www.researchgate.net/publication/331378050_Growing_Trade_in_Electronic_Transmissions_ Implications_for_the_South
Renewed JSI efforts to extend e-com duties moratorium to services URL: https://www. twn.my/title2/twe/2020/704.pdf.
10 Кабанов, И. П. Модели взимания налогов и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли / И. П. Кабанов // Российский внешнеэкономический вестник, 2017. - №10. - С. 57
11 Флегонтова, Т. А. Необходимость устранения барьеров в торговле цифровыми продуктами / Т. А. Флегонтова // Российский внешнеэкономический вестник, 2019. - №12. - С. 92.
12 Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/ Kontseptsija-na-sajt.pdf
13 Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет URL: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=P31000060
14 Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. №1 О концепции информационной безопасности Республики Беларусь URL: https://pravo.by/ upload/docs/op/P219s0001_1553029200.pdf
15 Доклад о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Documents
16 Крупенский, Н. А. Цифровая торговля: текущее состояние и перспективы развития в России и странах-членах ЕАЭС / Н. А. Крупненский // Торговая политика. Trade policy, 2020. - № 1/21. - С. 22.
17 Страны ЕАЭС готовят правила комплексного регулирования трансграничной интернет-торговли URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-04-2020-4. aspx.
18 ЕАЭС обсуждает создание института оператора трансграничной интернет-торговли URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2020-07-16-2.aspx
19 Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/ Documents
20 Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/ sogl_torg/Documents
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бирюкова, О. В. Многосторонние институты в кризисе? Когда сотрудничество не складывается: глобальное управление цифровой торговлей / О. В. Бирюкова, А. В. Да-нильцев // Вестник международных организаций, 2019. - Т.14 - С. 7-17 (Biryukova, O. V. Mnogostoronnie instituty' v krizise? Kogda sotrudnichestvo ne sklady'vaetsya: globaFnoe upravlenie cifrovoj torgovlej / O. V Biryukova, A. V Danil'cev // Vestnik mezhdunarodny'x organizacij, 2019. - T.14 - S. 7-17).
В КНР прошла 1 Всемирная конференция по интернет-торговле (V KNR proshla 1 Vsemirnaya konferenciya po internet-torgovle) URL: https://rakurs-journal.com/novosti/knr-pro-shla-1-vsemirnaya-konferentsiya-po-internet-torgovleWTO/MIN(17)/60 _
Доклад о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС (Doklad o razvitii cifrovoj (internet) torgovli EAE'S) URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/ Documents
ЕАЭС обсуждает создание института оператора трансграничной интернет-торговли (EAE'S obsuzhdaet sozdanie instituta operatora transgranichnoj internet-torgovli) URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2020-07-16-2.aspx
Информационное общество в Республике Беларусь, 2019 (Informacionnoe obshhestvo v Respublike Belarus', 2019) URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/fac/facac4a309c011 aab5f9ed856bd3da49.pdf.
Кабанов, И. П. Модели взимания налогов и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли / И. П. Кабанов // Российский внешнеэкономический вестник, 2017. - №10. - С. 56 - 68 (Kabanov, I. P. Modeli vzimaniya nalogov i iny'x platezhej v ramkax transgranichnoj e'lektronnoj torgovli / I. P. Kabanov // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik, 2017. - №10. - S. 56 - 68).
Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (Koncepciya Nacional'noj strategii ustojchivogo razvitiya Respubliki Belarus' na period do 2035 goda) URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/ Kontseptsija-na-sajt.pdf
Крупенский, Н. А. Цифровая торговля: текущее состояние и перспективы развития в России и странах-членах ЕАЭС / Н. А. Крупненский // Торговая политика. Trade policy, 2020. - № 1/21. - С. 15-23 (Krupenskij, N. A. Cifrovaya torgovlya: tekushhee sostoyanie i perspektivy' razvitiya v Rossii i stranax-chlenax EAE'S / N. A. Krupnenskij // Torgovaya politika. Trade policy, 2020. - № 1/21. - S. 15-23).
Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. №1 О концепции информационной безопасности Республики Беларусь (Postanovlenie Soveta Bezopasnosti Respubliki Belarus' ot 18 marta 2019 g. №1 O koncepcii informacionnoj bezopasnosti Respubliki Belarus') URL: https://pravo.by/upload/docs/op/P219s0001_1553029200.pdf.
Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за 2019 год (Platezhny'j balans, mezhdunarodnaya investicionnaya poziciya i valovoj vneshnij dolg Respubliki Belarus' za 2019 god) URL: https://www.nbrb.by/ publications/balpay/balpay2019.pdf.
Страны ЕАЭС готовят правила комплексного регулирования трансграничной интернет-торговли (Strany' EAE'S gotovyat pravila kompleksnogo regulirovaniya transgranichnoj
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
59 Q
internet-torgovli) URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-04-2020-4. aspx.
Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (Soglashenie o svobodnoj torgovle mezhdu Evrazijskim e'konomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami - chlenami, s odnoj storony', i Socialisticheskoj Respublikoj Vietnam, s drugoj storony') URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_ torg/Documents.
Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны (Soglashenie o torgovo-e'konomicheskom sotrudnichestve mezhdu Evrazijskim e'konomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami-chlenami, s odnoj storony', i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj, s drugoj storony') URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents
Смирнов, Е. Н. Вызовы глобального регулирования международной цифровой торговли / Е. Н. Смирнов // Торговая политика. Trade policy, 2020. - № 1/21. - С. 25-33 (Smirnov, E. N. Vy'zovy' global'nogo regulirovaniya mezhdunarodnoj cifrovoj torgovli / E. N. Smirnov // Torgovaya politika. Trade policy, 2020. - № 1/21. - S. 25-33).
Турбан, Г.В. Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: пособие / Г.В. Турбан. - Минск: Белпринт, 2009. - 144 с. (Turban, G.V. Vsemirnaya torgovaya organizaciya: vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa: posobie / G.V. Turban. - Minsk: Belprint, 2009. - 144 s.)
Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет (Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 1 fevralya 2010 g. №60 O merax po sovershenstvovaniyu ispol'zovaniya nacional'nogo segmenta seti internet) URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =P31000060
Флегонтова, Т. А. Необходимость устранения барьеров в торговле цифровыми продуктами / Т. А. Флегонтова // Российский внешнеэкономический вестник, 2019. - №12. - С. 83-94 (Flegontova, T. A. Neobxodimost' ustraneniya bar'erov v torgovle cifrovy'mi produktami / T. A. Flegontova // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik, 2019. - №12. - S. 83-94).
Электронная торговля: от ВТО к мегарегиональным соглашениям (E'lektronnaya torgovlya: ot VTO k megaregional'ny'm soglasheniyam) URL: https://ictsd.iisd.org/bridges-news/.
Growing Trade in Electronic Transmissions: Implications for the South URL: https://www. researchgate.net/publication/331378050_Growing_Trade_in_Electronic_Transmissions_ Implications_for_the_South.
Joint statement on electronic commerce URL: https://wto.hse.ru/ data/2017/12/15/1160063194/60.pdf.
Renewed JSI efforts to extend e-com duties moratorium to services URL: https://www.twn. my/title2/twe/2020/704.pdf.
United States Trade Representative URL: https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Final-Text-Investment.pdf.
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021