Научная статья на тему 'Регулирование инвестиций и торговли услугами в зонах свободной торговли'

Регулирование инвестиций и торговли услугами в зонах свободной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАТС / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / УСЛУГИ / ИНВЕСТИЦИИ / СПОСОБЫ ПОСТАВКИ УСЛУГ / ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ИНДЕКС ОГРАНИЧЕНИЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ / РЕКОМЕНДАЦИИ / GATS / REGIONAL TRADE AGREEMENT / FREE TRADE ZONE / SERVICES / INVESTMENTS / MODES OF SUPPLY OF SERVICES / SCHEDULES OF COMMITMENTS / SERVICES TRADE RESTRICTIVENESS INDEX / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заливако Светлана Георгиевна, Филиппова Анастасия Вячеславовна, Клепец Елена Анатольевна

В статье исследованы вопросы регулирования обязательств по взаимным инвестициям и торговле услугами в таких региональных торговых соглашениях (РТС), как Соглашение о зоне свободной торговле между КНР и Швейцарией, Соглашении об ассоциации между Европейским Союзом и Грузией, Соглашение о зоне свободной торговле между Турцией и Сингапуром. Проведен сравнительный анализ обязательств стран - участниц в соответствии с соглашениями о ЗСТ и в рамках ГАТС. Проанализированы динамика и структура взаимной торговли услугами, а также взаимных инвестиций до и после заключения соглашений о ЗСТ. Разработаны рекомендации для Республики Беларусь по применению изученного опыта с целью заключения международных соглашений о зонах свободной торговли с зарубежными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF INVESTMENT AND TRADE IN SERVICES IN FREE TRADE ZONES

The article deals with the regulation of mutual investment and trade in services obligations under regional trade agreements (RTAS), such as the free trade agreement between China and Switzerland, the Association Agreement between the European Union and Georgia, and the free trade agreement between Turkey and Singapore. The changes and structure of mutual trade in services, as well as mutual investments before and after the conclusion of FTA agreements are analyzed. The suggestions on the application of the studied practices to conclude international agreements on free trade zones with foreign countries for the Republic of Belarus are presented.

Текст научной работы на тему «Регулирование инвестиций и торговли услугами в зонах свободной торговли»

Регулирование инвестиций и торговли

услугами в зонах торговли

Светлана Георгиевна ЗАЛИВАКО (Республика Беларусь),

магистр естественных наук,

УДК 336.714 + 339.5(100) ББК 65.268 + 65.428(0)

НИЭИМинистерства экономики Республики Беларусь (220086, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Славинского, д. 1/1) -заведующий отделом, Email: sz1976@tut.by, Анастасия Вячеславовна ФИЛИППОВА (Республика Беларусь), магистр экономических наук,

НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь

(220086, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Славинского, д. 1/1) -

младший научный сотрудник,

Email: nastya_filippova_151997@mail. ru,

Елена Анатольевна КЛЕПЕЦ (Республика Беларусь),

НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь

(220086, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Славинского, д. 1/1) -

младший научный сотрудник, Email: eakliapets@tut.by.

Аннотация

В статье исследованы вопросы регулирования обязательств по взаимным инвестициям и торговле услугами в таких региональных торговых соглашениях (РТС), как Соглашение о зоне свободной торговле между КНР и Швейцарией, Соглашении об ассоциации между Европейским Союзом и Грузией, Соглашение о зоне свободной торговле между Турцией и Сингапуром. Проведен сравнительный анализ обязательств стран - участниц в соответствии с соглашениями о ЗСТ и в рамках ГАТС. Проанализированы динамика и структура взаимной торговли услугами, а также взаимных инвестиций до и после заключения соглашений о ЗСТ. Разработаны рекомендации для Республики Беларусь по применению изученного опыта с целью заключения международных соглашений о зонах свободной торговли с зарубежными странами.

Ключевые слова: ГАТС, региональное торговое соглашение, зона свободной торговли, услуги, инвестиции, способы поставки услуг, перечень обязательств, индекс ограничений торговли услугами, рекомендации.

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Regulation of Investment and Trade in Services in Free Trade Zones

Svetlana Georgievna ZALIVAKO (Republic of Belarus),

Master of Natural Science,

Scientific research economic institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (220086, Republic of Belarus, Minsk, Slavinskogo st., 1/1) - Head of Department,

Email: sz1976@tut.by, Anastasia Vyacheslavovna FILIPPOVA (Republic of Belarus),

Master of Economic Sciences,

Scientific research economic institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (220086, Republic of Belarus, Minsk, Slavinskogo str., 1/1) - Junior Researcher,

Email: nastya_filippova_151997@mail. ru, Elena Anatolyevna KLEPETS (Republic of Belarus),

Scientific research economic institute of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (220086, Republic of Belarus, Minsk, Slavinskogo st., 1/1) - Junior Researcher,

Email: eakliapets@tut.by

Abstract

The article deals with the regulation of mutual investment and trade in services obligations under regional trade agreements (RTAS), such as the free trade agreement between China and Switzerland, the Association Agreement between the European Union and Georgia, and the free trade agreement between Turkey and Singapore. The changes and structure of mutual trade in services, as well as mutual investments before and after the conclusion of FTA agreements are analyzed. The suggestions on the application of the studied practices to conclude international agreements on free trade zones with foreign countries for the Republic of Belarus are presented.

Keywords: GATS, regional trade agreement, free trade zone, services, investments, modes of supply of services, schedules of commitments, Services Trade Restrictiveness Index, recommendations.

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является опережающее развитие экспорта услуг. В этой связи необходимо отметить, что либерализация торговли услугами, в отличие от торговли товарами, реа-лизовывается через снятие ограничений на движение иностранных инвестиций, а также изменение внутреннего регулирования. 1,2

В последних региональных торговых соглашениях (РТС) рассматривается все большее число вопросов с общей целью создания возможностей для развития экономического потенциала участников соглашений на более комплексной и взаимодополняющей основе. Разделы соглашений об инвестициях и услугах являются одним из наиболее важных дополнений к последним РТС.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

Беларусь может заключать двусторонние соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) по торговле услугами и инвестициям, являясь членом ЕАЭС. Для обеспечения возможностей по наращиванию экспорта услуг Республикой Беларусь одним из условий выступает детальная проработанность международной договорно-правовой базы по доступу на внешние рынки услуг и защите отечественного рынка, что и обуславливает целесообразность проведения исследования по данной научной теме.

В статье проведен сравнительный анализ подходов, используемых в мировой практике в отношении регулирования взаимных инвестиций и торговли услугами в РТС на примере соглашений о ЗСТ между КНР и Швейцарией, Турцией и Сингапуром, а также Соглашения об ассоциации между европейским Союзом и Грузией. Критерии для сравнения: способы поставки услуг (трансграничная поставка услуг (способ 1), потребление за рубежом (способ 2), коммерческое присутствие (способ 3), присутствие физических лиц (способ 4)); подходы к формированию перечней специфических обязательств сторонами соглашений; соотношение положений о взаимных инвестициях и торговле услугами.

Соглашение о ЗСТ между КНР и Швейцарией. В соглашении о ЗСТ между Китаем и Швейцарией для составления перечня специфических обязательств избран позитивный подход, подразумевающий, что обязательства применяются только к тем секторам, которые упомянуты в перечне и на которые распространяются любые ограничения и условия, зафиксированные в нем. Такой подход характерен для ГАТС. В соответствии с положением о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) сторона РТС должна (или это поощряется) распространять на другую сторону РТС любые более благоприятные условия, предоставляемые третьим сторонам в торговле услугами. Содержится пункт о пересмотре, касающийся торговли услугами, в соответствии с которым стороны должны или могут договориться об обязательствах в сфере торговли услугами или пересмотреть их выполнение в будущем. РТС имеет положение о поощрении инвестиций, а также пункт, согласно которому стороны договариваются вести переговоры и включать положения об инвестициях в будущем. Содержатся положения о перемещении капитала в связи с торговлей услугами и движением инвестиций, о внутреннем регулировании сферы услуг и поставщиков услуг, о взаимном признании в сфере услуг и поставщиков услуг. Предусмотрены меры для целей платежного баланса в отношении услуг3.

Посредством смягчения существующих ограничений и увеличения количества секторов, в отношении которых берутся обязательства4 (по сравнению с перечнями обязательств в ВТО) достигается либерализация в торговле услугами между КНР и Швейцарией.

Так, например, секторальные договоренности, принятые Китаем, можно условно разделить на несколько групп по степени изменения условий по сравнению с обязательствами в ГАТС5. Группа услуг, в отношении которых произошло существенное смягчение или полное снятие ограничений, включает услуги по вне-

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

дрению программного обеспечения; услуги на рынке недвижимости, связанные с собственным или арендованным имуществом; услуги письменного и устного перевода; канализационные услуги; услуги по удалению твердых отходов; услуги по очистке выхлопных газов; услуги по борьбе с шумом; санитарные услуги; услуги по таможенному оформлению морских перевозок.

В отношении ценных бумаг по трансграничной поставке поставщикам услуг Швейцарии, которые отвечают требованиям соответствующих законов и правилам Китая, разрешено предоставлять следующие услуги китайским квалифицированным институциональным инвесторам ^БП): торговля за счет QDII; предоставление консультаций по торговле ценными бумагами или управлению портфелем; обеспечение опеки над зарубежными активами QDII.

Институтам по ценным бумагам Швейцарии разрешается создавать совместные предприятия с долей иностранного меньшинства, не превышающей 49%, для участия (без китайского посредника) в акциях андеррайтинга А и в андеррайтинге и торговле акциями В и Н, а также в долгах правительства и корпораций, открытии фондов. В ГАТС эта доля установлена на уровне, не превышающем 1/3.

В Соглашении о ЗСТ со Швейцарией по ряду секторов услуг Китай расширил и дополнил свои обязательства по сравнению с теми, которые содержатся в перечне специфических обязательств в рамках ГАТС. В частности, касательно доступа на рынок сняты ограничения в сфере услуг по исследованиям и экспериментальным разработкам в области естественных и технических наук по способу 2, по способу 3 допускаются полностью иностранные предприятия.

Помимо этого, договором определены обязательства в области услуг по управлению проектами, кроме строительства; услуг, связанных с добычей полезных ископаемых (только включая нефть и природный газ); сопутствующих научно-технических консультационных услуг (полевые услуги по железу, меди и марганцу; геолого-геофизические и другие научно-исследовательские услуги, услуги по подземной съемке); услуг по уборке зданий; печати упаковочных материалов за вознаграждение и др.

Полностью сняты ограничения в области спортивных и других рекреационных услуг по следующим способам поставки: трансграничная торговля, потребление за рубежом и коммерческое присутствие.

В договор включены новые обязательства по авиатранспортным услугам, в частности, на услуги наземного обслуживания.

Проведенный сравнительный анализ перечней обязательств Швейцарии в рамках ГАТС и ЗСТ с Китаем позволил определить сектора услуг, либерализованные для китайских поставщиков6:

□ сняты ограничения по 1, 2 и 3 способам поставки для услуг международного коммерческого арбитража; посреднических и внесудебных согласительных услуг; услуг по обучению персонала клиентов; услуг по дизайну сайтов; услуг по созданию и эксплуатации систем кибербезопасности (кроме систем национальной

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

89 ^

обороны); услуг на рынке недвижимости; услуг лизинга или аренды личных и бытовых товаров; услуг автоответчика; услуг по тиражированию; составлению списков рассылки и почтовых услуг; специализированных дизайнерских услуг и прочих деловых услуг; почтовых/курьерских услуг (услуг экспресс-доставки); других образовательных услуг в областях: национальные языки Китая и приготовление пищи. По присутствию физических лиц обязательства в этих секторах не связаны;

□ для услуг патентных поверенных; услуг письменного и устного перевода открыт доступ на рынок по 1, 2 и 3 способам поставки;

□ в области услуг наружной рекламы; а также для специальных торговых строительных работ; услуг аренды, связанным с оборудованием для строительства сняты ограничения по потреблению за рубежом и коммерческому присутствию. По трансграничной поставке и присутствию физических лиц обязательства в этих секторах не связаны;

□ в области морских пассажирских и грузовых перевозок сняты ограничения по потреблению за рубежом и коммерческому присутствию (с перечислением исключений). По трансграничным поставкам и присутствию физических лиц обязательства не связаны;

□ приняты обязательства по ряду морских вспомогательных услуг; в области продажи и маркетинга услуг воздушного транспорта; услуг компьютерной системы бронирования; услуг наземного обслуживания; услуг по управлению аэропортом; грузовых автомобильных перевозок.

Соглашение подписано 6 июля 2013 года, вступило в силу 1 июля 2014 года. За 2014-2018 гг. в структуре экспорта по видам услуг Швейцарии в Китай (см. таблицу 1) наибольший рост показала плата за использование интеллектуальной собственности (157,4%), а также ИКТ-услуги (153,3% соответственно).

Таблица 1

Экспорт услуг Швейцарии в Китай, млн долл. США

Вид услуг 2014 2015 2016 2017 2018

Транспортные услуги 376,6 249,7 232,5 308,3 388,2

Страховые услуги 377,1 292,2 303,8 266,7 45,4

Финансовые услуги 42,7 63,0 51,1 56,4 59,2

Плата за использование интеллектуальной собственности 518,6 536,8 688,4 875,3 816,3

ИКТ-услуги 367,0 374,4 460,9 447,1 562,5

Источник: URL: trademap.org

Что касается импорта услуг Швейцарии из Китая, то за период после вступления в силу Соглашения о ЗСТ выросли объемы импортируемых страховых, финансовых, транспортных услуг, а также по статье плата за использование интеллектуальной собственности (см. таблицу 2).

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Таблица 2

Импорт услуг Швейцарии из Китая, млн долл. США

Вид услуг 2014 2015 2016 2017 2018

Транспортные услуги 464,3 314,3 387,4 446,4 552,7

Страховые услуги 2,8 7,0 8,3 12,5 8,7

Финансовые услуги 4,4 10,4 8,6 14,8 14,1

Плата за использование интеллектуальной собственности 15,6 97,1 105,0 242,8 90,0

ИКТ-услуги 183,6 121,9 127,1 93,7 91,9

Источник: URL: trademap.org

В настоящее время Китай активно инвестирует на Западе, в Швейцарии в том числе. В китайских руках сейчас уже находится более восьми десятков швейцарских компаний, общая рыночная капитализация которых достигает 46 млрд франков. Самый известный пример - переход под китайский контроль швейцарского агрохимического холдинга 8уп§еШа в обмен на уплату 44 млрд франков7. Объем инвестиций КНР в Швейцарию в 2087 г. составил 603,9 млн долл. США, увеличившись в 1,8 раза по сравнению с 2014 г. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Прямые инвестиции Китая в Швейцарию за 2014 - 2018 гг. млн долл. США

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018

Прямые инвестиции Китая в Швейцарию, млн долл. США 339,5 218,8 547,5 459,6 603,9

Доля ПИИ в Швейцарию в общем объеме ПИИ Китая, % 0,28 0,17 0,43 0,35 0,45

ПИИ Китая, всего (млн долл. США) 119561,6 126265,5 126001,4 131035,1 134965,9

Источник: URL: http://www.stats.gov.cn

С 2014 по 2017 гг. общий объем прямых инвестиций Швейцарии в КНР несколько снизился, однако в 2017 г. отмечен существенный рост (см. таблицу 4).

Таблица 4

Прямые инвестиции Швейцарии в Китай за 2015-2018 гг.

(операции с капиталом), млн долл. США

Показатель 2015 2016 2017 2018

Прямые инвестиции Швейцарии в Китай, млн долл. США 1521,4 1520,4 3247,9 3020,3

Доля ПИИ в Китай в общем объеме ПИИ Швейцарии, % 1,7 1,2 10,5 4,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

91 Q

Показатель 2015 2016 2017 2018

ПИИ Швейцарии за рубежом, всего (млн долл. США) 87279,9 122530,4 30855,3 62098,2

Источник: рассчитано по данным иКЬ: Шр8:/Ма1а.8пЬ.сЬ/еп/1ор1с8/аиЬе#!/сиЪе/1Шаи811 аМа?й-отБа1е=2014&1оБа1е=2018&Шш8е1=а0(аЧ)

Таким образом, в соглашениях подобного рода регулирование и либерализация инвестиций охватывает только сферу услуг и происходит за счет принятия обязательств в дополнительных секторах или повышения прозрачности перечней обязательств по способу поставки «коммерческое присутствие». Обязательства по доступу на рынки (ДР) и национальному режиму (НР) возникают только в том случае, если обязательства по либерализации перечислены в отдельных перечнях. Положения о защите инвестиций в соответствии с Главой о торговле услугами распространяются только на те сектора, где запланированы обязательства по ли-берализации8.

Соглашение содержит перечни обязательств в большем числе секторов и подсекторов по сравнению с обязательствами, принятыми на многостороннем уровне в рамках ГАТС. Соглашения, основанные на ГАТС, часто одобряются странами, которые хотят сохранить определенную гибкость и прогрессивность в своей либерализации, в то время как они реформируют и устанавливают новые нормативные рамки. Преимущество такого подхода заключается в том, что он сохраняет целостность соглашения ГАТС, положения которого часто воспроизводятся дословно в посвященных услугам главах.

Эксперты стран-членов ВТО признают основанный на ГАТС подход менее тру-дозатратным и наиболее удобным, поскольку в ходе присоединения к ВТО техническая работа по составлению перечней специфических обязательств уже была проделана9.

Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Грузией. Для конкретных обязательств в сфере услуг выбран гибридный подход. РТС содержит положение, требующее от сторон перечисления оговорок или несоответствующих мер, которые существуют на момент составления графика, с тем, чтобы обязательства были связаны на основе существующей нормативной базы, а также пункт о пересмотре, касающийся торговли услугами, в соответствии с которым стороны должны или могут договориться об обязательствах в сфере торговли услугами или пересмотреть их выполнение в будущем. Есть положения о либерализации инвестиций, положение о РНБ в отношении инвестиций и положение о НР, которое применяется к инвестициям. РТС включает перечень согласованных несоответствующих мер/или обязательств по инвестициям (помимо способа 3, определенного ГАТС). РТС включает также иные инвестиционные положения. Предусмотрены меры для целей платежного баланса в отношении услуг10.

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

РТС отличается уникальной структурой. Трансграничная поставка услуг (способ 1) и потребление за рубежом (способ 2) регулируются положениями раздела «Трансграничное предоставление услуг». По сравнению с обязательствами в рамках ГАТС были сняты ограничения по трансграничной поставке, в то время как по ГАТС обязательства по режиму (1) были не связаны (за исключением консалтинга и консультационных услуг), для общестроительных работ для зданий, общестроительных работ для гражданского строительства, монтажных работ, завершения строительства и отделочных работ.

В Соглашении с ЕС Грузия либерализовала такой сектор, как внутренний водный транспорт. В частности, в соответствии с Соглашением нет ограничений по доступу на грузинский рынок посредством режимов (1) и (2) для следующих подсекторов: пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренда судов с экипажем, техническое обслуживание и ремонт судов, услуги буксировки, вспомогательные услуги для внутреннего водного транспорта11.

В соответствии с разделом «Трансграничное предоставление услуг» страны Европейского союза также расширили свои обязательства в сравнении с теми, что содержатся в перечнях специфических обязательств в рамках ГАТС. Так, в рамках Соглашения с Грузией в той или иной мере ЕС либерализованы в том числе следующие сектора и подсектора: розничная торговля фармацевтическими товарами и медицинскими ортопедическими товарами; аренда телекоммуникационного оборудования; телекоммуникационный консалтинг; телефонные справочные службы, почтовые услуги; услуги спутниковой трансляции; услуги по наземному обслуживанию (включая услуги общественного питания); услуги по управлению аэропортом; спа-услуги и нетерапевтический массаж и др.12

Соглашение охватывает как эквивалент способа 3 для услуг, также и инвестиции в обрабатывающую, горнодобывающую промышленность и сельское хозяйство в главе «Учреждение». Статья 79 Соглашения регулирует предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования в отношении учреждения. Раздел 7 «Текущие платежи и движение капитала» предусматривает свободное движение капитала. Другие вопросы защиты инвестиций Соглашением не охватываются.

Соглашение подписано 27 июня 2014 года, вступило в силу 1 сентября 2014 года. За период с 2014 по 2018 гг. внешнеторговый оборот услуг Грузии с ЕС увеличился почти в 1,2 раза и по итогам 2018 г. превысил 1 млрд евро (см. рисунок 1). Экспорт услуг Грузии в ЕС за анализируемый период времени увеличился почти в 1,8 раза. В то же время импорт услуг в Грузию из ЕС снизился на 31,9 млн евро (-5,4%). В связи с этим отрицательное сальдо сократилось более чем в 3 раза.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

93 ^

SOO

600 _

: il ll il Ii II

2014 201J 2016 2017 9S 201S-94 3

-200 ^100

-Экспорт услуг Грузии в ЕС Импорт услуг из ЕС в Грузию-Сальдо

Рис. 1. Внешняя торговля услугами Грузии с ЕС за 2014 -2018 гг., млн евро Источник: URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-services/data/ database

По данным Национального статистического управления Грузии в 2018 г. общий объем ПИИ в страну из ЕС составил 590,11 млн долл. США (см. таблицу 5).

Таблица 5

Прямые инвестиции ЕС в Грузию за 2014-2018 гг., млн долл. США

2014 2015 2016 2017 2018

Инвестиции ЕС в Грузию, млн долл. США 835,96 816,31 412,63 804,31 590,11

Всего инвестиций в Грузию, млн долл. США 1836,98 1729,09 1650,33 1962,61 1265,24

Доля инвестиций ЕС в общем объеме инвестиций в Грузию, % 45,5 47,2 25,0 41,0 46,6

Источник: URL: https://www.geostat.ge/en/modules/categories/191/foreign-direct-investments

Соглашение о ЗСТ между Турцией и Сингапуром. Соглашение подписано 14 ноября 2015 года, действует с 1 октября 2017 года и включает главы, регулирующие вопросы торговли услугами и инвестиции. Для формирования перечня специфических обязательств избран негативный листинг. РТС содержит положе-

^ 94

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

ние, требующее от сторон перечисления оговорок или несоответствующих мер, которые существуют на момент составления перечня, чтобы обязательства были связаны на основе существующей нормативной базы. Любая последующая односторонняя либерализация становится новой обязательной в соответствии с РТС. Другими словами, любая поправка к несоответствующей мере будет включена в РТС при условии, что она не снижает степень открытости, как это было непосредственно до внесения поправки. Включены положения о РНБ в торговле услугами. В РТС содержится пункт о пересмотре, касающийся торговли услугами, в соответствии с которым стороны могут договориться об обязательствах в сфере торговли услугами или пересмотреть их выполнение в будущем. РТС включает перечень согласованных несоответствующих мер/или обязательств по инвестициям (помимо способа 3, определенного ГАТС). Другие инвестиционные положения включают положения о стандартах обращения, экспроприации, защите в условиях войны и междоусобицы, суброгации и возможность возбуждения инвесторами дел об урегулировании споров против государства, в котором они работают. РТС содержит положения о передаче капитала для оказания услуг и / или инвестиций, которые обычно обязуются осуществлять без ограничений. Содержатся положения о внутреннем регулировании, взаимном признании в сфере услуг. Предусмотрены меры для целей платежного баланса в отношении услуг13.

Среди отличительных особенностей подобного подхода необходимо указать следующие. Во-первых, такой способ поставки, как коммерческое присутствие подпадает под действие главы 12 «Инвестиции», в которую включены статьи о минимальном стандарте, национальном режиме и режиме наибольшего благоприятствования. В соответствии со статьей 12.11 «Экспроприация» страны обязуются не подвергать инвестиции мерам, имеющим силу, эквивалентную национализации или экспроприации. Сингапур и Турция разрешают свободно и безотлагательно осуществлять все переводы, связанные с инвестициями.

Вопросы трансграничной торговли услугами регулируются Главой 7 Соглашения о ЗСТ между Турцией и Сингапуром. «Трансграничная торговля услугами» или «трансграничная поставка услуг» означает предоставление услуги: с территории одной Стороны на территорию другой Стороны; на территории одной Стороны лицом этой Стороны лицу другой Стороны; гражданином одной из Сторон на территории другой Стороны; но не включает в себя предоставление услуги на территории Стороны инвестором другой Стороны или «охватываемые инвестиции», как это определено в главе 12 «Инвестиции». Таким образом, можно сказать, в анализируемом Соглашении определение трансграничной торговли услугами соответствует способам поставки (1), (2) и (4) ГАТС.

Таким образом, сферы действия глав по услугам и инвестициям четко разделены. Положения главы 12 охватывают все инвестиции (в отношении и товаров, и услуг). Исключение составляют финансовые услуги, которые регулируются отдельной главой.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

95 ^

Пункт «Отношения с другими главами» гласит, что в случае любого несоответствия между главой «Инвестиции» и другими главами эти другие главы имеют преимущественную силу в той степени, в которой они противоречат друг другу.

Таким образом, соглашение о ЗСТ Турция - Сингапур (является примером соглашения по типу НАФТА) устанавливает четкое различие между инвестиционной главой и главой CBTS. Конечным результатом является предоставление инвесторам услуг такой же защиты, которая предоставляется другим инвесторам, в то время как отдельный набор положений о защите применяется к трансграничным поставщикам услуг. Преимуществом подобных оглашений считается «одноразовая» либерализация инвестиций с охватом всех секторов. В качестве обязательств РТС включает любые новые усилия по либерализации, поэтому такие соглашения обеспечивают более высокую степень определенности и предсказуемости для инвесторов.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Инвестиционный и торгово-экономический режим Беларуси может представляться непредсказуемым для стран мира, поскольку Беларусь не связана международными обязательствами по доступу на рынок услуг и инвестиций перед мировым сообществом, исключая членов ЕАЭС. Республика пока не является членом ВТО и не имеет соглашений об услужно-инвестиционных ЗСТ. Поэтому важно выработать подход к составлению проекта текста соглашения (draftext) и определить страны, с которыми целесообразно заключать такие соглашения.

По данным Национального банка Республики Беларусь экспорт услуг в 2019 г. превысил 9,6 млрд долл. США и по сравнению с 2014 г. увеличился в 1,2 раза. В 2019 г. в десятку лидеров по экспорту услуг Беларуси в страны вне СНГ вошли США, Германия, Литва, Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Китай, Польша, Швейцария, Латвия, Ирландия.

В 2014 г. ОЭСР в практику применения был внедрен индекс ограничения торговли услугами (STRI - Services Trade Restrictiveness Index). STRI отражает действующие в стране ограничительные меры для торговли услугами и позволяет создавать целостное представление об актуальной картине мер регулирования, влияющих на торговлю услугами в 22 секторах по 44 странам. В базе данных STRI меры политики организованы по пяти направлениям: ограничения для вхождения на рынок; доступ на рынок для физических лиц; другие дискриминационные меры; барьеры для конкуренции; нормативная транспарентность. Индексы STRI принимают значение от 0 до 1, где 0 - полная открытость, а 1 - полное закрытие рынка для иностранных поставщиков услуг14.

Анализ индекса STRI позволил выявить сектора услуг, характеризуемые высоким или низким уровнем ограничений в международной торговле, в странах импортерах белорусских услуг по итогам 2019 года (см. таблицу 6).

^ 96

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Таблица 6

Анализ STRI в странах импортерах белорусских услуг (кроме стран СНГ)

Страна (% от объема экспорта услуг Беларуси, 2019 г.) Сектора услуг с наименьшим уровнем БТШ Сектора услуг с наибольшим уровнем БТШ

США (12,2%) Кинематографические услуги (0,14) Распределительные услуги (0,14), Железнодорожный транспорт (0,15) Воздушный транспорт (0,53), Морской транспорт (0,35), Курьерские услуги (0,38)

1 ермания (5,0%) Курьерские услуги (0,15), Телекоммуникации (0,12), Страховые услуги (0,14) Воздушный транспорт (0,38), Юридические услуги (0,25), Железнодорожный транспорт (0,22)

Литва (4,3%) Логистические услуги (0,12), Страховые услуги (0,12), Телекоммуникации (0,12) Юридические услуги (0,43), Воздушный транспорт (0,4), Морской транспорт (0,2)

Великобритания (3,4%) Распределительные услуги (0,13), Логистические услуги (0,15), Инжиниринговые услуги (0,15) Воздушный транспорт (0,4), Морской транспорт (0,2), Бухгалтерские услуги (0,27)

КНР (3,1%) Архитектурные услуги (0,21), Распределительные услуги (0,26), Инжиниринговые услуги (0,23) Бухгалтерские услуги (0,73), Курьерские услуги (0,88), Радиовещание (0,7)

Польша (2,9%) Телекоммуникации (0,16), Распределительные услуги (0,18), Логистические услуги (0,19) Юридические услуги (1,0), Инжиниринговые услуги (0,42), Воздушный транспорт (0,45)

Швейцария (2,3%) Распределительные услуги (0,2), Логистические услуги (0,25), Телекоммуникации (0,24) Воздушный транспорт (0,44), Радиовещание (0,4), Курьерские услуги (0,4)

Латвия (1,9%) Услуги звукозаписи (0,13), Инжиниринговые услуги (0,12), Архитектурные услуги (0,11) Воздушный транспорт (0,41), Железнодорожный транспорт (0,22), Радиовещание (0,23)

Ирландия (1,6%) Телекоммуникации (0,12), Бухгалтерские услуги (0,14), Страховые услуги (0,12) Воздушный транспорт (0,38), Юридические услуги (0,22), Радиовещание (0,19)

Австрия (1,5%) Курьерские услуги (0,2) Телекоммуникации (0,15) Распределительные услуги (0,17) Воздушный транспорт (0,39) Юридические услуги (0,38) Радиовещание (0,38)

Нидерланды (1,5%) Курьерские услуги (0,11), Страховые услуги (0,12), Логистические услуги (0,12) Воздушный транспорт (0,39), Компьютерные услуги (0,18), Юридические услуги (0,24)

Чехия (1,4%) Распределительные услуги (0,12), Страховые услуги (0,12), Логистические услуги (0,12) Воздушный транспорт (0,41), Инжиниринговые услуги (0,19), Юридические услуги (0,29)

Эстония (1,1%) Складские услуги (0,15), Страховые услуги (0,17), Распределительные услуги (0,14) Юридические услуги (0,46), Архитектурные услуги (0,39), Воздушный транспорт (0,39)

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

97 ^

Страна (% от объема экспорта услуг Беларуси, 2019 г.) Сектора услуг с наименьшим уровнем STRI Сектора услуг с наибольшим уровнем STRI

Италия (0,9%) Распределительные услуги (0,18), Банковские услуги (0,18), Телекоммуникации (0,17) Инжиниринговые услуги (0,47), Архитектурные услуги (0,46), Бухгалтерские услуги (0,51)

Индия (0,6%) Инжиниринговые услуги (0,3), Услуги звукозаписи (0,28), Логистические услуги (0,32) Железнодорожный транспорт (1,0), Юридические услуги (0,89), Бухгалтерские услуги (0,83)

Индонезия (0,6%) Услуги звукозаписи (0,23), Инжиниринговые услуги (0,3), Логистические услуги (0,31) Бухгалтерские услуги (0,72), Телекоммуникации (0,64), Юридические услуги (0,89)

Турция (0,5%) Инжиниринговые услуги (0,27), Распределительные услуги (0,22), Страховые услуги (0,23) Бухгалтерские услуги (0,64), Воздушный транспорт (0,59), Юридические услуги (0,62)

Израиль (0,5%) Автомобильный транспорт (0,16), Распределительные услуги (0,17), Кинематографические услуги (0,23) Железнодорожный транспорт (1,0), Курьерские услуги (0,47), Воздушный транспорт (0,44)

Бразилия (0,4%) Услуги звукозаписи (0,23), Автомобильный транспорт (0,25), Распределительные услуги (0,22) Радиовещание (5,0), Курьерские услуги (5,5), Банковские услуги (0,47)

Источник: URL: https://www.oecd.org/trade/topics/services-trade/

Так, например, заключение соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций с ЕС потенциально может улучшить ситуацию по доступу на рынок юридических услуг, услуг воздушного транспорта и радиовещания Австрии; на рынок услуг воздушного транспорта, железнодорожных перевозок и юридических услуг Германии; на рынок авиатранспортных и юридических услуг Ирландии; на рынок инженерных, архитектурных и бухгалтерских услуг Италии; на рынок услуг воздушного, железнодорожного транспорта и радиовещания Латвии; на рынок юридических, авиатранспортных услуг Литвы; на рынок авиатранспортных, компьютерных и юридических услуг Нидерландов; на рынок юридических, инженерных и авиатранспортных услуг Польши; на рынок услуг воздушного транспорта, инженерных и юридических услуг Чехии; на рынок юридических, архитектурных и авиатранспортных услуг Эстонии.

По-нашему мнению, оптимальным для Республики Беларусь выбором подхода к составлению проекта текста ^гайех1) и перечня обязательств по торговле услугами и инвестициям (^аЙ8сЬе^1е) с целью заключения международных соглашений может стать подход ЕС. Проект текста ^гайех!) может иметь следующую структуру: раздел «Общие положения» определяет сферу охвата, применяемую терминологию, содержит положения о внутреннем регулировании, транспарентности и

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

др.; раздел «Торговля услугами» применяется к мерам, затрагивающим трансграничную торговлю услугами и потребление за рубежом, и включает положения о РНБ, доступе на рынок, национальном режиме, международных переводах и платежах по текущим операциям, связанным с торговлей услугами, а также перечни специфических обязательств с использованием позитивного листинга; раздел «Учреждение» применяется к мерам, затрагивающим учреждение и коммерческое присутствие, распространяется на все виды экономической деятельности и содержит положения о РНБ, доступе на рынок, национальном режиме, требования к производительности и перечни специфических обязательств с использованием негативного листинга; раздел «Перемещение физических лиц» определяет условия въезда и временного пребывания деловых посетителей, руководителей, менеджеров, специалистов, поставщиков контрактных услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Бирюкова О.В. Торговля услугами в Дохийском раунде: многостороннее соглашение для избранных? // Вестник международных организаций. 2013. № 2 (41) С. 98-110.

2 Железнов Р.В. Принцип либерализации международной торговли услугами в международном торговом праве: дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Казань, 2017. - Режим доступа: https://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/DISSERTA-TI0N/F101399654/zheleznov.pdf

3 Соглашение о свободной торговле между Швейцарской Конфедерацией и Китайской Народной Республикой. URL: https://www.seco.admin.ch/seco/en/home/Aussen-wirtschaftspolitik_Wirtschaftliche_Zusammenarbeit/Wirtschaftsbeziehungen/Freihandelsab-kommen/Partner_weltweit/china/Abkommenstexte.html.

4 Селиверстова М.А. Внешнеторговая политика в сфере услуг: современные подходы и перспективы ее развития//Экономика и предпринимательство. 2016.№6(71) С. 715719

5 Обязательства стран-членов в соответствии с Общим соглашением ВТО по торговле услугами (GATS): КНР URL: https://i-tip.wto.org/services/SearchResultGats.aspx.

6 Obligations of member countries under the WTO General agreement on trade in services (GATS): Switzerland URL: https://i-tip.wto.org/services/SearchResultGats.aspx.

7 Как Швейцария (почти) потеряла большого китайского друга! URL: https://www. swissinfo.ch/rus/politics/44849584.

The Interaction Between Investment and Services Chapters in Selected Regional Trade Agreements. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/internationalinvestmentagreements/40471729. pdf

Черняга Алина. Подходы к регулированию торговли услугами и инвестиций в региональных торговых соглашениях. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Грузией. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=0J:L:2014:261:FULL&from=EN.

11 Обязательства стран-членов в соответствии с Общим соглашением ВТО по торговле услугами (GATS): Грузия. URL: https://i-tip.wto.org/services/SearchResultGats.aspx.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

99 Q

12 Обязательства стран-членов в соответствии с Общим соглашением ВТО по торговле услугами (GATS): ЕС. URL: https://i-tip.wto.org/services/SearchResultGats.aspx.

13 Соглашение о свободной торговле между Сингапуром и Турцией. URL: https:// www.enterprisesg.gov.sg/-/media/esg/files/non-financial-assistance/for-companies/free-trade-agreements/trsfta/turkey-legal-text-trsfta.pdf?la=en.

14 https://www.oecd.org/trade/topics/services-trade/

БИБЛИОГРАФИЯ:

Бирюкова О.В. Торговля услугами в Дохийском раунде: многостороннее соглашение для избранных? // Вестник международных организаций. 2013. № 2 (41) С. 98-110.

Железнов Р.В. Принцип либерализации международной торговли услугами в международном торговом праве: дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Казань, 2017. - Режим доступа: https://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/DISSERTATION/ F101399654/zheleznov.pdf

Как Швейцария (почти) потеряла большого китайского друга! URL: https://www.swissin-fo.ch/rus/politics/44849584

Коробкина И. А., Ледович Т.С. Торгово-экономические отношения Европейского союза и Грузии в контексте политики «Восточного партнерства» //Вестник института дружбы народов Кавказа. Теория экономики управления народным хозяйством 2019. №1(49) С. 167172.

Селиверстова М.А. Внешнеторговая политика в сфере услуг: современные подходы и перспективы ее развития//Экономика и предпринимательство. 2016.№6(71) С. 715-719.

Соглашение о свободной торговле между Швейцарской Конфедерацией и Китайской Народной Республикой. URL: https://www.seco.admin.ch/seco/en/home/Aussenwirtschafts-politik_Wirtschaftliche_Zusammenarbeit/Wirtschaftsbeziehungen/Freihandelsabkommen/Part-ner_weltweit/china/Abkommenstexte.html.

Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Грузией. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=0J:L:2014:261:FULL&from=EN.

Соглашение о свободной торговле между Сингапуром и Турцией. URL: https://www. enterprisesg.gov.sg/-/media/esg/files/non-financial-assistance/for-companies/free-trade-agree-ments/trsfta/turkey-legal-text-trsfta.pdf?la=en.

Черняга Алина. Подходы к регулированию торговли услугами и инвестиций в региональных торговых соглашениях. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news.

Якубук Ю.П. 2018. Ограничения в международной торговле услугами и их влияние на экспорт услуг Беларуси. Труды БГТУ Серия 5: экономика и управление. №2. С.78-84.

The Interaction Between Investment and Services Chapters in Selected Regional Trade Agreements. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/internationalinvestmentagreements/40471729.pdf

Working Paper Services rules in regional trade agreements: How diverse and how creative as compared to the GATS multilateral rules? URL: https://www.econstor.eu/bit-stream/10419/80081/1/729501507.pdf

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

BIBLIOGRAPHY:

Biryukova O.V Torgovlya uslugami v Doxijskom raunde: mnogostoronnee soglashenie dlya izbranny'x? // Vestnik mezhdunarodny'x organizacij. 2013. № 2 (41) S. 98-110.

Zheleznov R.V. Princip liberalizacii mezhdunarodnoj torgovli uslugami v mezhdunarodnom torgovom prave: diss. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskix nauk. - Kazan', 2017. - Rezhim dostupa: https://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/DISSERTATION/F101399654/zheleznov. pdf

Kak Shvejczariya (pochti) poteryala bol'shogo kitajskogo druga! URL: https://www. swissinfo.ch/rus/politics/44849584

Korobkina I.A., Ledovich T.S. Torgovo-e'konomicheskie otnosheniya Evropejskogo soyuza i Gruzii v kontekste politiki «Vostochnogo partnerstva» //Vestnik instituta druzhby' narodov Kavkaza. Teoriya e'konomiki upravleniya narodny'm xozyajstvom 2019. №1(49) S. 167-172.

Seliverstova M.A. Vneshnetorgovaya politika v sfere uslug: sovremenny'e podxody' i perspektivy' ee razvitiya//E'konomika i predprinimatel'stvo. 2016.№6(71) S. 715-719.

Soglashenie o svobodnoj torgovle mezhdu Shvejczarskoj Konfederaciej i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj. URL: https://www.seco.admin.ch/seco/en/home/Aussenwirtschaftspolitik_ Wirtschaftliche_Zusammenarbeit/Wirtschaftsbeziehungen/Freihandelsabkommen/Partner_ weltweit/china/Abkommenstexte.html.

Soglashenie ob associacii mezhdu Evropejskim Soyuzom i Gruziej. URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=0J:L:2014:261:FULL&from=EN.

Soglashenie o svobodnoj torgovle mezhdu Singapurom i Turciej. URL: https://www. enterprisesg.gov.sg/-/media/esg/files/non-financial-assistance/for-companies/free-trade-agreements/trsfta/turkey-legal-text-trsfta.pdf?la=en.

Chernyaga Alina. Podxody' k regulirovaniyu torgovli uslugami i investicij v regional'ny'x torgovy'x soglasheniyax. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news.

Yakubuk Yu.P. 2018. Ogranicheniya v mezhdunarodnoj torgovle uslugami i ix vliyanie na e'ksport uslug Belarusi. Trudy' BGTU. Seriya 5: e'konomika i upravlenie. №2. S.78-84.

The Interaction Between Investment and Services Chapters in Selected Regional Trade Agreements. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/internationalinvestmentagreements/40471729. pdf

Working Paper Services rules in regional trade agreements: How diverse and how creative as compared to the GATS multilateral rules? URL: https://www.econstor.eu/bitstre am/10419/80081/1/729501507.pdf

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.