УДК 351.745.5
DOI: 10.37973/KUI.2020.24.98.004
А.М. Валиев
проблемы и пути совершенствования деятельности участкового уполномоченного полиции
-V-
challenges and ways to improve local district police chief activity
Введение: статья посвящена проблемным вопросам в организации служебной деятельности участкового уполномоченного полиции и выработке предложений по их разрешению.
Материалы и методы: материальную основу исследования составили действующие нормативные правовые акты. Использовались познавательные процедуры системного анализа, комплексного подхода к рассматриваемой проблеме, формально-логические методы (анализ, синтез), а также статистический метод, включающий сбор и анализ данных об организации деятельности подразделений полиции.
результаты исследования: автор статьи выявляет отдельные проблемные вопросы в организации деятельности участкового уполномоченного полиции; обозначает, на его взгляд, основные причины появления обстоятельств, затрудняющих деятельность участкового уполномоченного полиции; предлагает меры по оптимизации оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции.
обсуждение и заключения: автор делает вывод, что в целях достижения эффективной деятельности участкового уполномоченного полиции, оптимального функционирования подразделений участковых уполномоченных полиции в долгосрочной перспективе, а также повышения уровня общественного доверия к деятельности полиции требуется принятие неотложных организационно-правовых мер, стимулирующих формирование кадрового ядра в данных подразделениях, повышение заинтересованности сотрудников в достижении высоких показателей служебной деятельности.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, практикообразующий субъект правоотношений, формы несения службы, контроль за осуществлением служебной деятельности, затрудняющие служебную деятельность обстоятельства
Для цитирования: Валиев А.М. Проблемы и пути совершенствования деятельности участкового уполномоченного полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 4. С. 409 - 413. DOI: 10.37973/KUI.2020.24.98.004
Introduction: the article is devoted to problematic issues in the organization of the service activities of a divisional police commissioner and the development of proposals to overcome them.
Materials and Methods: the material basis of the study was the current normative legal acts. Cognitive procedures of system analysis, a comprehensive approach to the problem under consideration, formal-logical methods (analysis, synthesis), as well as the statistical method, which includes the collection and analysis of data on the organization of the activities of police departments, were used.
Results: the author identifies some problematic issues in the organization of activities of district police commissioner; indicates, in his opinion, the main reasons for the emergence of circumstances that hinder the activities of district police commissioner; proposes measures to optimize operational and service activities of district police commissioner.
Discussion and Conclusions: the author concludes that in order to achieve an effective work of authorized district police officers, optimal functioning of divisions of authorized district police officers in the long term, as well as to increase the level of public confidence in the police, it is necessary to take urgent organizational and legal measures to stimulate the formation of human resources in these units, increasing the interest of staff in achieving high rates of service activity.
Key words: police commissioner, practical subject of legal relations, forms of service, control over the implementation of service activity, circumstances that hinder service activity
For citation: Valiev A.M. Challenges and Ways to Improve Local District Police Chief Activity // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11. No 4. Pp. 409 - 413. DOI: 10.37973/ KUI.2020.24.98.004
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4 (42)2020
Введение
Подразделения участковых уполномоченных полиции занимают особое место в системе полиции МВД России. По количеству и сложности стоящих задач, а также полномочиям они являются уникальными и наряду с подразделениями патрульно-постовой службы полиции, дорожно-па-трульной службы ГИБДД, уголовного розыска, следствия и дознания относятся к ведущим службам органов внутренних дел.
Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактику правонарушений, то есть принятие активных мер по недопущению преступлений и административных правонарушений, а также инициативно работают над выявлением и раскрытием правонарушений, участвуют в следственных действиях, выполняют от лица МВД России представительские функции, вступая во взаимодействие с органами, учреждениями, организациями, объединениями и гражданами.
Некоторые задачи, решаемые участковым уполномоченным полиции, имеют разнонаправленный характер (например, с одной стороны, недопущение правонарушений, а с другой - активное их выявление и раскрытие). Данное обстоятельство существенно усложняет оперативно-служебную деятельность, требуя наличия навыков по осуществлению не только профилактической, но и оперативно-розыскной работы; участковый уполномоченный полиции обязан знать и уметь применять формы и методы предупреждения правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях, знать компетенции и полномочия взаимодействующих субъектов и так далее.
Многофункциональность участкового уполномоченного полиции является предпосылкой его активной взаимосвязи с другими подразделениями органов внутренних дел (полиция, юстиция, внутренняя служба), иными правоохранительными органами, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами государственной власти, муниципалитетами, организациями и учреждениями различных форм собственности, а также гражданами. При этом участковый уполномоченный полиции в наибольшей степени ориентирован на защиту прав и законных интересов граждан. В
его обязанностях раскрываются практически все принципы деятельности полиции1; в целом, нужно отметить, что участковый уполномоченный полиции - это практикообразующий субъект.
Выполнение возложенных на участковых уполномоченных полиции задач требует от них знания широкого круга нормативных правовых актов, предъявляет повышенные требования к морально-деловым качествам личности, уровню психической устойчивости и физической подго-товленности2. В связи с этим актуальное значение приобретает качество кадрового отбора на должности в подразделения участковых уполномоченных полиции и профессионального обучения сотрудников в период прохождения службы.
В деятельности участкового уполномоченного полиции, ввиду ее особой значимости, реализуется большинство задач деятельности полиции в целом и, следовательно, сосредоточены многие проблемы правоприменительной практики. Поэтому актуальным и практически значимым представляется критический подход при научном исследовании аспектов организации оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции с целью упреждающего выявления недостатков и выработки механизмов их устранения и недопущения вновь.
Результаты исследования
Структура и организационно-штатное построение МВД России направлены на обеспечение работоспособного состояния ее органов и подразделений. В целях актуализации механизмов и средств решения стоящих перед органами внутренних дел задач в системе МВД России осуществляется анализ результатов оперативно-служебной деятельности структурных подразделений, а также анализ состояния оперативной обстановки, криминогенной ситуации, правоприменительной практики, общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и так далее3.
При этом необходимо учитывать, что ни одно, даже самое глубокое и репрезентативное, аналитическое исследование не в состоянии предоставить исчерпывающих данных о реальном состоянии процессов. Анализ всегда подвержен субъективизации, тенденциозности. К примеру, анализ результатов деятельности участкового уполномоченного полиции должен учитывать не только цифровые значения показателей служеб-
1О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.02.2020) // Российская газета. 2011. 8 февраля.
2Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы: приказ МВД России от 30.03.2020 № 191 // Текст документа официально опубликован не был.
3 Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26.09.2018 № 623 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2019. 12 ноября.
ной деятельности, но и факторы, напрямую или косвенно влияющие на их формирование, а также силу воздействия каждого из этих факторов.
Неслучайно, что эффективность деятельности участкового уполномоченного полиции оценивается также и на основе изучения обстоятельств, затрудняющих исполнение служебных обязанно-стей1. В приказе МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (далее - приказ МВД России № 205-2019 г.) эти обстоятельства не перечислены, но косвенно обозначены.
Так, пункт 3.2 приказа МВД России № 2052019 г. предостерегает начальников территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях от практики поручения участковым уполномоченным полиции проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков3. Таким образом, данное прямое указание является косвенным свидетельством присутствия в практической деятельности территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях признаков отвлечения участковых уполномоченных полиции от выполнения ими своих непосредственных должностных обязанностей.
Согласно пункту 3 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205: «За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется административный участок, размеры и границы которого определяются: в городах - исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояния оперативной обстановки, особенностей административно-территориального деления муниципальных образований, в сельской местности - в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов»4. Данная норма устанавливает, что за участковым уполно-
моченным полиции может быть закреплен только один административный участок. При этом пунктом 3.1 приказа допускается возложение на участкового уполномоченного полиции временного исполнения обязанностей по иной должности, совмещение обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также исполнение дополнительных обязанностей в особых условиях, хотя и оговаривается, что возложение обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения руководителя территориального органа МВД России на районном уровне. Если исполнение дополнительных обязанностей в особых условиях участковым уполномоченным полиции бывает нечасто, а потому не может рассматриваться в качестве обстоятельства, значимо затрудняющего служебную деятельность, то, получившие широкое распространение возложение временного исполнения обязанностей по иной должности или совмещение обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции оказывают прямое негативное воздействие на эффективность оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции.
Пунктом 7 Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 205-2019 г., предусмотрена возможность введения в штатные расписания подразделений участковых уполномоченных полиции должности помощника участкового уполномоченного полиции, как указано: «в целях создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в территориальном органе»5. Так как приведенная норма не является императивной, то территориальные органы МВД России на региональном уровне, как правило, не вводят в штатные расписания территориальных органов МВД России на районном уровне штатные единицы по указанной должности, обосновывая это тем, что должность помощника, согласно классификации (статья 7 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел...»6), относится к младшему начальствующему составу, ввиду чего не представляет повышенного интереса для кандидатов на службу в органы внутренних дел. В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Республике Татарстан), в целях поддержки региональных органов МВД России, в штатные распи-
'О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации
этой деятельности: приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 // Официальный интернет-портал правовой информации www. pravo.gov.ru. 2019. 4 июля.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.08.2020) // Российская газета. 2011. 7 декабря.
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4 (42)2020
сания администраций муниципальных образований дополнительно введены должности муниципальных служащих правоохранительной направленности, в том числе и по направлению деятельности участкового уполномоченного полиции1.
Еще одним затрудняющим исполнение служебных обязанностей обстоятельством является ненормированный служебный день участкового уполномоченного полиции. Как указано в пункте 15 Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 205-2019 г., режим служебного времени участкового уполномоченного полиции «определяется в установленном порядке с учетом складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках и специфики выполнения поставленных задач»2. Данная формулировка создает почву для злоупотреблений на уровне территориальных органов МВД России, так как в обоснование привлечения участкового уполномоченного полиции к выполнению обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени берется оперативная обстановка на всей территории обслуживания органа внутренних дел на районном уровне, которая практически всегда считается сложной. Кроме того, приведенная формулировка не дает однозначного толкования, что понимать под спецификой выполнения поставленных задач. Остается неясным: если согласно пункту 14 Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 205-2019 г., режим служебного времени участкового уполномоченного полиции определяется графиком несения службы, утвержденным заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа или начальником отдела полиции3, то кем должны быть поставлены задачи, для которых могут возникнуть специфические обстоятельства их выполнения, влияющие на режим служебного времени.
Таким образом, осознанно и в большинстве случаев вынужденно злоупотребляя правом распоряжаться участковыми уполномоченными полиции для выполнения задач за пределами их зоны прямой ответственности, руководители территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях сами создают затруднения в их служебной деятельности, способствуя тем самым ухудшению служебных показателей.
Возложение на участковых уполномоченных полиции дополнительных обязанностей, таких, как
участие в охране здания территориального органа МВД России на районном уровне в составе наряда дежурной смены, в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в охране общественного порядка вне пределов обслуживаемого административного участка и так далее, приводит к существенной интенсификации служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, ориентированности их на достижение цифровых показателей, росту формализма в работе - в ущерб предметному, индивидуальному подходу, и, как следствие, к ускорению профессиональной деформации личности участкового уполномоченного полиции, ее психоэмоционального выгорания, ухудшению социально-психологического климата в коллективах, повышению текучести кадров и стабильно высокой доле вакантных должностей в подразделениях участковых уполномоченных полиции.
Исходя из изложенного, основными обстоятельствами, затрудняющими служебную деятельность участкового уполномоченного полиции, на современном этапе развития МВД России можно определить:
1. Отвлечение от выполнения непосредственных должностных обязанностей.
2. Ненормированный служебный день.
3. Интенсивныйхарактер служебнойдеятельности.
Затрудняющие служебную деятельность обстоятельства приводят к формированию недостатков в организации деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции и служебной деятельности каждого конкретного участкового уполномоченного полиции, среди которых выделяются:
1. Формальный характер служебной деятельности, особенно при проведении профилактического обхода административного участка, индивидуальной профилактической работы, рассмотрении обращений граждан, проведении проверок по заявлениям и сообщениям граждан о правонарушениях.
2. Слабое знание особенностей обслуживаемого административного участка, в том числе специфики криминогенных факторов.
3. Недостаточный уровень доверия граждан.
4. Снижение результатов оперативно-служебной деятельности.
5. Размытость или отсутствие кадрового ядра, негативные показатели текучести и укомплектованности кадрового состава подразделений.
1При этом данная мера практически не решает проблем, связанных с обеспечением кадрового резерва на должности участковых уполномоченных полиции и с оптимизацией распределения служебной нагрузки на каждого участкового уполномоченного полиции (так как муниципальным служащим по законодательству запрещается выполнение обязанностей сотрудника полиции).
2 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 // Официальный интернет-портал правовой информации www. pravo.gov.ru. 2019. 4 июля.
3Там же.
обсуждение и заключения
Деятельность участкового уполномоченного полиции имеет важнейшее значение для функционирования органов внутренних дел и общества, так как является практикообразующей. В функциональных обязанностях участкового уполномоченного полиции заложены механизмы реализации практически всех принципов деятельности полиции.
В некоторых сельских поселениях или отдаленных труднодоступных районах Российской Федерации участковый уполномоченный полиции подчас является единственным представителем власти1.
В связи с этим одной из основополагающих задач МВД России является приоритетное обеспечение деятельности подразделений участковых уполномо-ченныхполициинеобходимымидляэтогоресурсами.
В условиях стремительно меняющейся конъюнктуры общественных отношений, усложнения криминогенных факторов, «коррозии» классической структуры преступности и так далее перед МВД России встают вопросы поддержания достаточного уровня материальной обеспеченности и технической вооруженности участковых уполномоченных полиции, актуализации основ их деятельности.
Коррективы в правовой базе и организационных основах деятельности участкового уполномоченного полиции должны быть нацелены на исключение деструктивных факторов, оказывающих влияние на исполнение сотрудниками своих служебных обязанностей.
Среди мер, направленных на оптимизацию служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, необходимо выделить:
1. Кодификацию положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участкового уполномоченного полиции, с целью упорядо-
чения организационных основ этой деятельности, прав и обязанностей участкового уполномоченного полиции, направлений и задач его деятельности, а также установления порядка (алгоритма) действий при различных изменениях оперативной обстановки и возникновении типовых ситуаций.
2. Неукоснительное выполнение в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях требований Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России, утвержденной приказом МВД России от 30.03.2020 № 191, и приказа МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».
3. Исключение практики возложения на участковых уполномоченных полиции обязанностей по должностям других подразделений полиции (подразделения по делам несовершеннолетних, дознания, охраны и конвоирования, дежурной службы и другие).
4. Введение должности помощника участкового уполномоченного полиции в штатные расписания подразделений участковых уполномоченных полиции всех территориальных органов МВД России на районном уровне.
5. Нормативное правовое установление запрета на временное закрепление за участковым уполномоченным полиции больше одного дополнительного административного участка.
6. Запрет на замещение должностей в подразделениях участковых уполномоченных полиции сотрудниками, исполняющими служебные обязанности в других подразделениях органов внутренних дел.
об авторе: Валиев Айдар Минеахметович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России email: [email protected] © Валиев А.М., 2020
About the author: Valiyev Aidar M., Candidate of History (Research doctorate), Senior Lecturer, Department of Administrative Law, Administrative Activity and Administrative Organization of Law-Enforcement Agencies, the Kazan Law Institute of MIA of Russia email: [email protected]
Статья получена: 18.05.2020. Статья принята к публикации: 23.12.2020.
Статья опубликована онлайн: 25.12.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
1Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы: приказ МВД России от 30.03.2020 № 191 // Текст документа официально опубликован не был.