ДМИННСТРАТИВИОЕ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ACTUAL PROBLEMS OF INCREASING EFFICIENCY DISTRICT POLICE OFFICER AT THE PRESENT STAGE
УДК 342.9
А.В. КАРАГОдин,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) karagodin1975@gmail.com
О.с. михалева
(Главное управление МВД России по г. Москве, Россия, Москва) omikhaleva2@mvd.ru
alexander v. karagodin,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
olga. s. mikhaleva
(Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs
of Russia for Moscow, Moscow, Russia)
Аннотация: в статье авторами рассматриваются вопросы повышения качества и эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе; акцентируется внимание на действующем законодательстве, регламентирующем деятельность участковых уполномоченных полиции. Авторами сформулированы выводы о необходимости оплаты сверхурочной работы участкового уполномоченного полиции. Кроме того, указано на уделение особого внимания со стороны участковых уполномоченных полиции людям пожилого возраста с целью осуществления защиты их прав и законных интересов; предлагается рассмотреть вопрос об исключении поручения участковым уполномоченным полиции проведения проверок по заявлениям об экономических, тяжких и особо тяжких преступлениях и возложении данных функций на профильные подразделения.
В проекте приказа «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» прямо признается, что «меры, принимаемые по повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции, кардинального улучшения не приносят. Избыточная нагрузка влечет отток кадров из подразделений и становится причиной постоянно сохраняющегося некомплекта личного состава». Именно поэтому предусматривается новый режим работы участкового в две смены, устанавливается график несения службы с обязательным заполнением рабочих и выходных дней, дней отпуска. До сих пор это не было закреплено в действующих нормативных актах.
На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости качественной проработки положений действующего российского законодательства в части, касающейся деятельности участкового уполномоченного полиции, с точки зрения не только их целесообразности, но и практической направленности; подчеркивается, что в качестве основного критерия деятельности участковых уполномоченных полиции должно выступать мнение ведущих ученых и специалистов в сфере правоохранительной деятельности, а также мнение граждан.
Ключевые слова: участковые уполномоченные полиции, организация деятельности, защита их прав и законных интересов, эффективность деятельности.
Для цитирования: Карагодин А.В., Михалева О.С. Актуальные проблемы повышения эффективности деятельности участкового уполномоченного полиции на современном этапе // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2. С. 55-59.
Abstract: in the article the authors consider issues of improving the quality and effectiveness of the work of district police officers at the present stage; focuses on the current legislation regulating the activities of district police officers. The authors formulated conclusions about the need to pay for overtime work of the precinct police commissioner strictly according to the norms of the labor legislation of the Russian Federation, and not at the discretion of the supervisor. In addition, attention was paid to the special attention paid by the district police officers to the elderly in order to protect their rights and legitimate interests; it is proposed to consider the issue of excluding instructions to the district police authorized to conduct inspections on allegations of economic, serious and especially serious crimes, assigning these functions to specialized units.
The draft order directly recognizes that "measures taken to improve the effectiveness of precinct police officers do not bring any fundamental improvement. Excessive load entails an outflow of personnel from subunits and becomes the cause of a constantly lagging lack of personnel. " That is why a new regime of work of a district police officer is envisaged in two shifts, a schedule of service with a mandatory filling of working days and days off, days of vacation is established. Until now, this has not been enshrined in current regulations.
On the basis of the analysis, the authors come to the conclusion that it is necessary to elaborate qualitatively the provisions of the current Russian legislation in terms of the activities of the district police officer from the point of view of not only their expediency, but also practical orientation; It is emphasized that the main criterion for the activities of district police officers should be the opinion of leading scientists and experts in the field of law enforcement, as well as the opinion of citizens.
Keywords: precinct police officers, organization of activities, protection of their rights and legitimate interests, performance.
For citation: Karagodin A.V., Mikhaleva O.S. Actual problems of increasing efficiency district police officer at the present stage // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2. P. 55-59
Первая инструкция участковому надзирателю была утверждена 17 ноября 1923 года. Инструкция состояла из шести разделов, где определялись цели пересмотра личного состава милиции, планирование подготовительной работы местных комиссий, производство пересмотра личного состава, порядок рассмотрения материалов и вынесение постановлений комиссиями, обжалование действий комиссий в высшую комиссию, а также пути доукомплектования личного состава милиции.
Решения комиссий приводились в исполнение соответствующими начальниками милицейских подразделений в недельный срок со дня получения указанного решения, если со стороны данного лица не последовало жалобы. «Доукомплектование милиции производится путем зачисления на службу на соответствующие должности лиц, командируемых профессиональными, советскими и партийными органами или изъявивших желание служить в милиции, имеющих необходимые рекомендации и отвечающих условиям приема в милицию» [1].
На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Она - старейшая в ведомстве, начинавшая историю еще в XVI веке с губных
старост, уличных надзирателей, земских капитанов-исправников, квартальных, околоточных, урядников и ставшая одной их главных в полиции.
В одном из своих интервью Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев сказал, что наиболее эффективный способ борьбы с преступностью - это не допустить сам факт совершения преступления. И здесь многое зависит от участковых уполномоченных полиции, которые являются полномочными представителями полиции на определенной территории.
Задач, стоящих перед участковым уполномоченным полиции, очень много. Это сбор материалов по уголовным и административным делам. Постоянная работа среди населения, ежедневное общение с гражданами, решение самых разнообразных и непохожих друг на друга житейских проблем и составляют основную работу участкового уполномоченного полиции. По статистике, каждое пятое преступление или правонарушение пресекается или раскрывается именно участковым уполномоченным полиции.
В настоящее время в стране почти 45 тысяч участковых. Штатное расписание службы не взято с потолка, а рассчитывается исходя из численности населения, проживающего на обслуживаемой территории. На одного сотрудника службы
участковых уполномоченных полиции приходится порядка трех тысяч жителей. Участковыми раскрывается каждое второе преступление по линии полиции общественной безопасности и четверть от всех зарегистрированных в стране. Под их контролем находится около четырех миллионов граждан, состоящих на учетах органов внутренних дел. Ежегодно они рассматривают более пяти миллионов сообщений и заявлений граждан. В среднем один участковый в год осуществляет прием более полутора тысяч граждан по различным вопросам [2].
В настоящее время для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект ведомственного приказа «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». Новый документ, по мнению специалистов, позволит оптимизировать работу участковых и более качественно проводить профилактику преступлений.
Проект приказа должен утвердить сразу два главных документа - должностную инструкцию и Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции. Указанные документы также находятся в процессе разработки. В них будут детализированы функциональные задачи участковых, исключены их избыточные и дублирующие обязанности. Уточняется и перечень лиц, которые должны состоять на учете в органах внутренних дел, и конкретизируется механизм контроля за ними.
Следует отметить, что акцент сделан на необходимости уделять особое внимание во время профилактических обходов пожилым людям для защиты их прав и законных интересов. Участковым не будут поручать проверки по заявлениям об экономических, тяжких и особо тяжких преступлениях. Этим будут заниматься профильные подразделения.
В проекте приказа прямо признается, что «меры, принимаемые по повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции, кардинального улучшения не приносят. Избыточная нагрузка влечет отток кадров из подразделений и становится причиной постоянно сохраняющегося некомплекта личного состава». Именно поэтому предусматривается новый режим работы участкового в две смены, устанавливается график несения службы с обязательным заполнением рабочих и выходных дней, дней отпуска. До сих пор это не было закреплено в действующих нормативных актах.
Министерство внутренних дел Российской Федерации предлагает «исключить практику поручения участковым уполномоченным полиции
проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или не относящихся к компетенции полиции, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ним административных участков».
Одна из главных новаций - перевод документооборота участковых и их руководителей в электронный формат, для чего будет использоваться модуль «Участковый». Предполагается, что новый приказ станет более понятным, простым и удобным для практического применения в повседневной деятельности, чем ныне действующий.
Следует отметить, что новое «Наставление» впервые подробно разъясняет обязанности участковых в сельской местности. Они должны знать состояние рек, дорог, горных троп, лесов, местонахождение болот и степень их проходимости и не реже двух раз в месяц посещать заброшенные дома и строения. Кроме того, подробно прописан порядок работы с обращениями граждан, ведения документации. Всего более ста пунктов.
Начальник территориального органа МВД России, в свою очередь, обязан обеспечить участковых уполномоченных полиции всем необходимым: автомобилями, мобильной связью, мебелью, оргтехникой и даже визитными карточками.
В целом документ, занимающий более сотни страниц текста, сохранил практически все старые положения. Однако в отдельных новых формулировках работающие в службе участковых уполномоченных полиции сотрудники сразу же увидели указания на грядущие перемены. В частности, в проекте приказа больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен обслуживать участковый. В отличие от установленной в настоящее время для городов цифры в 3,5 тыс. человек здесь сказано устанавливать нагрузку «с учетом норм населения».
Проанализировав проект нового «Наставления», мы видим норму, которая снижает минимальный срок закрепления участка за полицейским с трех лет до одного года. На наш взгляд, это не совсем приемлемо, так как за столь короткий срок участковый уполномоченный полиции не сможет должным образом ознакомиться с обстановкой на обслуживаемой территории и гражданами, проживающими на ней, что может привести к ослаблению эффективности работы участкового на административном участке.
По нашему мнению, одним из недостатков проекта нового «Наставления» является исклю-
чение из документации участкового уполномоченного полиции паспорта на административный участок, что в настоящее время предусмотрено приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»1. Считаем, что отсутствие единого систематизированного документа, в котором содержится полная и объективная информация об административном участке и проживающем на нем населении, затруднит деятельность участкового уполномоченного полиции в осуществлении им своих должностных обязанностей.
Хотелось бы также обратить внимание на проект нового «Наставления» в части наличия формулировки, согласно которой размер вознаграждения за сверхурочную работу вместо заболевшего или ушедшего в отпуск коллеги определяет начальник участкового. Считаем целесообразным, что сверхурочная работа участкового уполномоченного полиции должна оплачиваться строго согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации,
1 Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
а не по усмотрению вышестоящего руководителя. Так, согласно ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации «сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно»2.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости качественной проработки положений российского законодательства в сфере деятельности участкового уполномоченного полиции с точки зрения их целесообразности, практической направленности и, что немаловажно, приемлемости в условиях развития общества и государства. Основным критерием в их оценке должно выступать мнение ведущих ученых и специалистов в сфере правоохранительной деятельности, опирающееся на профессиональный опыт сотрудников органов внутренних дел и мнение граждан.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Литература
1. СУ РСФСР 1922. № 78. Ст. 982.
2. Дышев С. Секрет профессии // Участковый. 2016. № 11. С. 5-6.
3. Киричек Е.В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 16-20.
4. Конин В.Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности российской полиции // Административное право и процесс. 2013. № 1. С. 63-64.
5. Кононов А. Правовые основы содействия полиции органам власти и общественным объединениям // Профессионал. 2012. № 6. С. 23.
6. Майданов В. Организация и порядок рассмотрения обращений граждан в системе МВД России // Профессионал. 2013. № 1. С. 45.
7. Ольшевская А.В., Курбатова О.В. Рассмотрение органами внутренних дел обращений граждан и сообщений в СМИ (первая часть) // Административное право и процесс. 2013. № 10. С. 47-49.
8. Потапенкова И.В. Актуальные вопросы совершенствования подготовки и деятельности участковых уполномоченных полиции // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 162-164.
9. Ситковский А. Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными организациями и объединениями // Профессионал. 2013. № 1. С. 42.
10. Старилов Ю.Н. Административное право России: преимущественные направления реформирования с позиции доктрины правового государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 1. С. 168-177.
References
1. SU RSFSR. 1922. № 78. St. 982.
2. Dyshev S. Sekret professii // Uchastkovyi. 2016. № 11. S. 5-6.
3. KirichekE.V. Pravovoe regulirovanie, osnovnye formy, problemy i perspektivy vzaimodeistviya uchastkovykh upolnomochennykh politsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 3. S. 16-20.
4. Konin V.N. Obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti kak napravlenie deyatel'nosti rossiiskoi politsii // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 1. S. 63-64.
5. Kononov A. Pravovye osnovy sodeistviya politsii organam vlasti i obshchestvennym ob"edineniyam // Professional. 2012. № 6. S. 23.
6. Maidanov V. Organizatsiya i poryadok rassmotreniya obrashchenii grazhdan v sisteme MVD Rossii // Professional. 2013. № 1. S. 45.
административное право. административная деятельность полиции
7. Ol'shevskaya A.V., Kurbatova O.V. Rassmotrenie organami vnutrennikh del obrashchenii grazhdan i soobshchenii v SMI (pervaya chast') // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 10. S. 47-49.
8. Potapenkova I.V. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya podgotovki i deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2018. № 1. S. 162-164.
9. Sitkovskii A. Napravleniya, formy i metody vzaimodeistviya politsii s obshchestvennymi organizatsiyami i ob"edineniyami // Professional. 2013. № 1. S. 42.
10. Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo Rossii: preimushchestvennye napravleniya reformirovaniya s pozitsii doktriny pravovogo gosudarstva // Konstitutsionnoe pravo: vostochnoevropeiskoe obozrenie. 2003. № 1. S. 16-177.
(статья сдана в редакцию 23.04.2019)