Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
568
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
молодежная политика / государственная поддержка молодежи / некоммерческие объединения / молодежные организации. / youth policy / state support for youth / non-profit associations / youth organizations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров М.В., Комарова Ю.С.

Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комаров М.В., Комарова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN THE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The state youth policy should be considered as an independent direction of the state's activity, providing for the formation of the necessary social conditions for the innovative development of the country, implemented on the basis of active interaction with civil society institutions, public associations and youth organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

SOCIAL SCIENCES

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Комаров М.В.

магистрант кафедры «Экономика, организация и управление производством», БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Комарова Ю.С. магистрант кафедры «Экономика, организация и управление производством», БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN THE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN

FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Komarov M.,

Master's student of the Department of Economics, Organization and Production Management, BSTU

«VOENMEH» named after D.F. Ustinov Komarova Iu.

Master's student of the Department of Economics, Organization and Production Management, BSTU

«VOENMEH» named after D.F. Ustinov

Аннотация

Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Abstract

The state youth policy should be considered as an independent direction of the state's activity, providing for the formation of the necessary social conditions for the innovative development of the country, implemented on the basis of active interaction with civil society institutions, public associations and youth organizations.

Ключевые слова: молодежная политика, государственная поддержка молодежи, некоммерческие объединения, молодежные организации.

Keywords: youth policy, state support for youth, non-profit associations, youth organizations.

Основными политическими принципами регулирования государственной молодёжной политики являются: внутриполитический курс государства с учётом степени вовлеченности страны в мировые глобализационные процессы; уважение прав личности, достоинства и равенства всех людей; единство конституционно-правовой системы; взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления; гарантированное осуществление государством прав и обязанностей перед всеми гражданами, в том числе, перед молодым поколением; участие молодёжи в государственном управлении, партиях и общественных организациях, преемственность в государственной молодёжной политике [11, с. 32].

Государственная молодёжная политика реализуется посредством государственных органов власти и связанных с ними учреждений. Органы власти, реализующие государственную молодёжную политику, имеют свою структуру. Федеральные органы власти занимаются вопросами выработки государственной политики и нормативно-правовом регулировании, Федеральные службы - в осуществлении контроля и надзора, а Федеральные агентства -

в оказании государственных услуг и правоприменительных функций, направленных на реализацию государственной молодёжной политики.

На федеральном уровне, функции выработки и реализации государственной молодёжной политики до 2018 г. исполняло Министерство образования и науки Российской Федерации, подведомственным учреждением являлось Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь). Деятельность данных органов была направлена на создание условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодёжи и реализации её творческого и профессионального потенциала.

Во второй половине 2010-х гг. периодически озвучивалась идея разделения Минобрнауки России на два ведомства: одно ответственное за обучение и воспитание, другое - за науку.

После длительных дискуссий, 15 мая 2018 г. Минобрнауки было расформировано - в результате появились два отдельных министерства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Рособрнадзор и Росмолодёжь перешли в управление Правительства Российской Федерации.

К основным полномочиям, осуществлявшихся Министерством образования и науки РФ относилось: осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики; проведение совместных мероприятий с другими структурными подразделениями Министерства, Рособрнадзором и Росмолодёжью, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, мониторинга и правоприменения в области дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики; разработка и осуществление совместно с заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями системы мер по формам занятости молодёжи, по нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодёжи, по реализации профессионального и творческого молодёжного потенциала; содействие развитию общественных молодёжных инициатив, деятельности молодёжных, студенческих и детских общественных объединений [12, с. 39].

Как уже было указано выше в результате министерских реформ 2018 г., по сути расщепления одного министерства на два, следует уделить внимание следующему.

К основным полномочиям сформированного Министерства просвещения Российской Федерации в сфере молодежной политики в первую очередь следует отнести следующие.

Министерство Просвещения определяет порядок формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а так же порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты ее проведения, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников.

Так же Министерство формулирует порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, определяет примерные положения об организациях отдыха детей и их оздоровления, разрабатывает и реализует основы государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; оказывает содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создает во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы детей и молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, развития массового спорта, формирования системы мотивации у обучающихся к

здоровому образу жизни; оказывает поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям [13] [14].

Следует отметить, что Министерство Просвещения в первую очередь ориентируется на подростков - учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, колледжей и техникумов. В отношении лиц более старшего возраста - студентов высших учебных заведений, выпускников, аспирантов, сотрудников кафедр и научных сотрудников - ответственность возлагается на Министерство науки и высшего образования.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет следующие полномочия.

Определяет порядок проведения олимпиад школьников (включая установление перечня и уровней олимпиад школьников, в том числе критериев определения уровней указанных олимпиад, образцов дипломов победителей и призеров олимпиад школьников, порядка предоставления особых прав победителям и призерам олимпиад школьников при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников) (по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации); организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности; создает во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи, оказывает поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям [5].

Таким образом, полномочия обоих Министерств крайне похожи, и как уже указывалось выше различаются только по целевой аудитории.

Идея о внятном разделении функций - образовательной и воспитательной при формировании новых министерств в итоге не была осуществлена.

Федеральное агентство по делам молодёжи осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодёжью своего творческого и профессионального потенциала [6].

Для комплексного осуществления всех вышеперечисленных функций, в ведении Федерального агентства по делам молодёжи находятся:

- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр содействия молодым специалистам». Основными задачами учреждения являются участие в формировании и обеспечении реализации государственной молодёжной политики в сфере развития предпринимательства и методическая деятельность в разработке мер, направленных на развитие молодёжной предпринимательской среды;

- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» («Роспатриотцентр»). К основным задачам учреждения относят формирование у молодёжи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны, а также поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений;

- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки молодежных творческих инициатив». Основными задачами учреждения являются выявление и поддержка талантливой молодёжи и использование продуктов её инновационной деятельности, развитие международного молодёжного сотрудничества и развитие эффективной карьерной молодёжной стратегии;

- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ресурсный Молодежный Центр». Координация деятельности Национальной лиги студенческих клубов. Популяризация молодежной политики в студенческой среде. оперативный обмен актуальной информацией, практиками и методиками в области организации социально-воспитательной работы со студенческой молодежью; максимальное вовлечение в российскую молодежную повестку студенческой молодежи; развитие условий для успешного и эффективного взаимодействия образовательных организаций с органами государственной и маниакальной власти, реализующих государственную молодежную политику; расширение взаимодействия и сотрудничества администрации и органов студенческого самоуправления образовательных организаций высшего и

среднего профессионального образования; формирование эффективного взаимодействия в области развития системной социально-воспитательной работы со студенческой молодежью России;

- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр». Общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

В различных регионах Российской Федерации органы по делам молодёжи республики, области, края носят различные названия: министерства, департаменты, управления, отделы, комитеты, но между основными функциями и реализуемыми задачами не прослеживается существенных отличий.

Ни одно из направлений государственной политики невозможно без наличия нормативно-правовой базы. Активный процесс формирования законодательства в сфере молодёжной политики начался в постсоветское время. Результатом этой работы должно было стать принятие соответствующего закона как правовой основы формирования и реализации государственной молодёжной политики в России с определением цели, принципов и приоритетов в качестве важного направления федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития страны. Однако этот процесс оказался непоследовательным. Федеральный закон «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации», призванный учесть происшедшие изменения в политическом и социально-экономическом устройстве нашего государства, был принят Государственной Думой ФС РФ и одобрен Советом Федерации ФС РФ, но не был подписан президентом [2, с. 76].

В настоящее время действует несколько основных специализированных нормативных документов, регулирующих молодёжную политику на федеральном и региональном уровнях: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации» [7]; Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» [1], Федеральный закон от 28.06.1995 № 98 «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» [8]; Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях» [9]; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» [10].

Деятельность Росмолодежи, Минобрнауки России (до 2018 г.), а далее Министерства Просвещения и Министерства науки и высшего образова-

ния в сфере реализации государственной молодёжной политики 2015-2020 гг. была направлена на выполнение задач, поставленных в:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [7];

- Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. [8];

- Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [11];

- Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. №2 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [12];

- Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. [53];

- «Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы» (утв. Правительством РФ 27.05.2015 №3274п-П8) [14];

- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [5].

Законодательство отражает и регулирует следующие вопросы:

- цели и принципы государственной молодёжной политики;

- общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений в Российской Федерации;

- соблюдение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи, содействие предпринимательской деятельности;

- осуществление поддержки молодой семьи и талантливой молодёжи;

- содействие международным молодёжным обменам [4, с. 254].

За последние пятнадцать лет становления государственной молодёжной политики сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база, касающаяся молодёжи и направленная на создание условий для самореализации и соблюдения их конституционных прав и свобод. Однако многочисленные документы, касающиеся государственной политики в отношении молодёжи представлены разрозненными юридическими актами, не оформленными в единое целое - федеральный закон о молодёжи. При совершенствовании нормативно-правовой базы необходимо исключить угрозу разрастания «лоскутного» нормативного регулирования данной сферы за счёт мер по обеспечению её целостности и согласования с нормативной базой пограничных отраслей. Основным ядром должна являться обновленная Стратегия молодёжной политики, в которой должны быть закреплены основные понятия и цели данной сферы, соответствующие целям и задачам государственной молодёжной политики Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, Министерство Просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования и Федеральное агентство по делам молодёжи вполне соответствуют стоящим на современном этапе задачам. В рамках данных учреждений разрабатываются программы в области молодёжной политики, проводятся методические, законотворческие и исследовательские работы, проводится подготовка квалифицированных кадров в области молодёжной политики [3, с. 87].

Следовательно, несмотря на то, что молодёжная политика на данный момент оформлена в нормативном и организационном отношении, следует сказать, что уже существует необходимость принятия дополнительных мер, которые направлены на придание ей системного характера, позволяющего развивать государственную молодёжную политику в едином направлении с «Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»

Список литературы

1. Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодёжной политики: аналитический обзор. Самара: Лингва, 2018. 191 с.

2. Постановление Правительства РФ от

28.07.2018 № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 07.03.2020).

3. Постановление Правительства РФ от

15.11.2019 № 1456 «О внесении изменения в Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 25.03.2020).

5. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи. Раздел «Структура».

6. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (ред. от 28.12.2016).

8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях» (ред. от

02.12.2019).

9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от

23.05.2020).

10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

12. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827).

13. «Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития

молодых талантов на 2015 - 2020 годы» (утв. Правительством РФ 27.05.2015 № 3274п-П8).

14. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 06.12.2018).

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начкебия М.С.

старший преподаватель кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета

Хрипкова Д.В. кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета

Бояринова И.В. кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета

Реутова М.Н. кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета

VOLUNTARY ACTIVITY AS A FORM OF CIVIL ACTIVITY DEVELOPMENT OF THE POPULATION OF MUNICIPAL EDUCATION

Nachkebiya M.,

Senior lecturer

of the Social Technologies and Public Administration Chair, Belgorod State National Research University

Khripkova D.,

Candidate of Science (Sociology), senior lecturer of the Social Technologies and Public Administration Chair, Belgorod State National Research University

Boyarinova I.,

Candidate of Science (Sociology), associate professor of the Social Technologies and Public Administration Chair, Belgorod State National Research University

Reutova M.

Candidate of Science (Sociology), associate professor of the Social Technologies and Public Administration Chair, Belgorod State National Research University

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам организации добровольческой деятельности, которая рассматривается как форма развития гражданской активности населения муниципального образования. Представлены виды проявления добровольчества, и классификация добровольческой деятельности. Определены проблемы, препятствующие эффективной организации добровольческой деятельности на уровне муниципального образования. Предложена система оценки качества управления добровольческой деятельностью. Проанализированы данные исследования, направленного на изучение места и роли гражданской активности в системе социальных взаимоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.