УДК 94 (470)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ
© 2014 И.М. Бояршинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Поступила в редакцию 17.09.2014
Статья раскрывает процесс формирования правовых основ молодежной политики в отношении молодежных общественных организаций и основные направления деятельности органов по работе с молодежью. Автор анализирует правовые условия организации деятельности молодежных общественных организаций и объединений в Оренбургской области.
Ключевые слова и фразы: молодежные проблемы, формирование молодежного законодательства, молодежные общественные организации, направления деятельности молодежных организаций.
История появления международных документов, регламентирующих права молодежи и молодежных общественных организаций, относится еще к деятельности Лиги Наций периода с 1919 г. по 1942 г. Документы, принятые на Международной Конференции Труда (1919-1937 гг.), Ассамблеей и Советом Лиги Наций (1923-1933 гг.), Международным институтом интеллектуального сотрудничества и Комитетом представителей международных студенческих организаций (1926-1940 гг.), были одними из первых, в которых рассматривались проблемы молодежи. Некоторые из этих документов являются действующими и сегодня.
Организация Объединенных Наций с момента своего появления в 1945 году приняла достаточно большое количество документов, регламентирующих деятельность в том числе молодежных общественных организаций. В 1965 году на 20-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция «Дальнейшее планирование развития социального института молодежи», которая в 5 главе «Неправительственные молодежные и иные организации» установила, что неправительственный уровень развития прав молодежи является одним из основных составляющих молодежной политики любого государства1.
К середине 1980-х годов обострились проблемы молодежи в процессе развития мирового сообщества. Организация Объединенных Наций провозгласила 1985 год Международным годом молодежи. Работа по созданию международных стандартов молодежной политики приобрела особую значимость. С 1985 года ежегодно на заседаниях ООН стал обсуждаться доклад Генерального секретаря ООН по проблемам моло-
Бояршинова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и социально-политических теорий. Е-mail: [email protected]
дежи и всем государствам - членам ООН было рекомендовано регулярно рассматривать на правительственном уровне доклады о положении молодежи - молодежной политике.
В Резолюциях ООН «Вопрос о молодежи» (1988 г.) и «Политика и программы, касающиеся молодежи» (1989 г.) Генеральная ассамблея обратила внимание на важность статуса молодежи и особенно молодежных организаций с точки зрения свободы ассоциаций, что сделало возможным активное и прямое участие молодежи на всех стадиях и уровнях международной молодежной политики2. В последующие годы Резолюции ООН отмечали важность взаимодействия ООН и молодежных неправительственных организаций в форме активного участия представителей молодежи в работе ООН и в ее специализированных органах. А в 1995 году ООН приняла Всемирную программу действий в интересах молодежи на период до 2000 года и на последующий период - международную стратегию решения проблем молодых людей.
Советский Союз и Российская Федерация как государства - члены ООН, решая проблемы молодежи, должны были формировать свое законодательство в соответствии с международными документами. Масштабные изменения во всех сферах жизни общества, происходившие в конце 1990-х годов, привели к обострению существовавших молодежных проблем и появлению новых, которые поставили молодежь в категорию социально незащищенной части общества. Именно в эти годы происходило формирование федерального и регионального законодательства по молодежной политике, создание которого диктовалось необходимостью скорейшего решения насущных проблем, с которыми столкнулось молодое поколение.
После распада СССР, в условиях системного кризиса, который переживал ВЛКСМ, проблемы
участия молодежи в общественной жизни и пути их решения стали особенно беспокоить государство. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», принятый Верховным Советом СССР 16 апреля 1991 года, формулировал определение «региональная государственная молодежная политика» как «важнейшее направление деятельности Союза СССР и республик, осуществляемой их органами и имеющей целью создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества»3. Основными субъектами государственной молодежной политики в РФ являются граждане РФ, иностранные граждане, молодые семьи и молодежные объединения4. Важная роль молодежных организаций, которые наряду с государственными органами и их должностными лицами определяла необходимость создания основ государственной молодежной политики на новом этапе общественного развития.
После выборов в Государственную Думу и принятия новой Конституции начался этап политического развития России, который характеризовался утверждением демократических ценностей - многопартийность, парламентаризм, выборы на альтернативной основе, свобода слова и средств массовой информации. На федеральном уровне продолжалась работа над формированием основ молодежной политики. Так, в 1990-х годах стало традиционным принятие Федеральной целевой программы «Молодежь России», которая с середины 1996 года приобрела статус президентской5 и просуществовала до 2005 года.
В данной программе были предусмотрены такие направления, как создание системы информационного обеспечения молодежи, решение социально-экономических проблем молодежи, обеспечение условий духовного и физического развития молодежи, а также поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
В декабре 2006 года Правительство РФ утвердило «Стратегию государственной молодежной политики в РФ»6, обозначив в ней общие для всех уровней государственной власти и управления основные цели и принципы, направленные на развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Принципами государственной молодежной политики были определены проектный подход, учет интересов и потребностей всех групп молодежи, информационная открытость, взаимодействие государства, бизнеса и институтов гражданского общества. На уровне Российской Федерации за реализацию важнейших проектов Стратегии отвечает Министерство образо-
вания и науки, которое активно взаимодействует с институтами гражданского общества и представителями научных кругов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»7, Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года №4088 было учреждено Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, а также Положение о Федеральном агентстве по делам молодежи. В соответствии с данным Положением Федеральное агентство по делам молодежи, являясь федеральным органом исполнительной власти, наряду с функциями по организации государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики должно было в том числе активно взаимодействовать с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, по организации мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей. Определяя приоритеты деятельности, Агентство рассматривало молодежь как важнейший ресурс развития страны в XXI веке и главной задачей ставило координацию усилий для создания условий его самореализации.
Важнейшими проектами, реализуемыми в настоящее время в рамках государственной молодежной политики, являются проекты «Гражданин России», «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Молодая семья России», «Карьера», «Команда», «Шаг навстречу» и «Успех в твоих руках».
Практически все молодежные проекты направлены на активное включение молодежи в общественно-политическую жизнь общества, однако именно проект «Команда» ставит своей целью обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления собственной жизнедеятельностью, развития положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью, а также вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь страны.
В рамках проекта «Команда» решаются следующие задачи: распространение эффективных моделей участия молодежи в управлении общественной жизнью, развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи, привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение моло-
дых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества, привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти, привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности, популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни, привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти, поддержка молодежных общественных организаций и объединений, включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений, работу международных общественных объединений и международных молодежных органов.
Федеральные программы конкретизируются и регламентируются на уровне субъектов, которые наряду с органами местного самоуправления осуществляют работу с молодежью с учетом региональных особенностей. На уровне субъектов федерации за работу по реализации приоритетных направлений молодежной политики отвечает уполномоченный орган по работе с молодежью. В Оренбургской области - Департамент молодежной политики Оренбургской области. В настоящее время Департамент молодежной политики находится вне компетенции областного министерства спорта и туризма. Не относится деятельность Департамента и к системе образования. Это позволяет охватить всю молодежь, не только школьников и студентов, но и работающую молодежь, военнослужащих9.
В целях совершенствования системы государственного влияния на процессы социализации молодежи, создания условий и гарантий самореализации молодых граждан Правительство Оренбургской области приняло Постановление от 14 сентября 2010 г. №645-пп «Об утверждении областной целевой программы "Реализация государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011 - 2015 годы»10, в которой в качестве одной из основных задач прописано создание системных механизмов воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности. А одним из важнейших целевых показателей Программы определена доля молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, от общего количества молодежи.
Перечень программных мероприятий и источники финансирования Программы по направлению «Вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества, развитие волонтерского движения» в том числе включает
положение о поддержке программ деятельности молодежных и детских общественных организаций через систему государственных заказов, что предполагает вовлечение не менее 80 тыс. молодых людей в социально значимую деятельность. На это запланировано более 6,5 млн. рублей, причем самые серьезные расходы Программа относит к 2015 году, когда предполагается потратить более 3 млн. рублей. Кроме того, в Программе запланировано выделение средств в размере 1,54 млн. рублей на конкурс проектов детских и молодежных общественных организаций по развитию новых форм и направлений деятельности общественных объединений.
Более 1 млн. рублей планируется освоить на организацию и координацию деятельности добровольческого (волонтерского) движения в Оренбургской области с целью увеличения количества молодежи, вовлеченной в добровольческую деятельность. На организацию и развитие системы молодежного самоуправления в Оренбургской области, с целью создания системы подготовки и вовлечения молодежи в принятие решений в сфере молодежной политики, запланировано 850 тысяч рублей, причем, большую половину из этих средств - 450 тысяч рублей, запланировано потратить в 2015 году.
Важнейшим направлением деятельности, на которое выделено 1,16 млн. рублей, является организация деятельности Школы молодого политика, призванной создавать условия для политической деятельности 250 молодых людей ежегодно, содействовать их профессиональному росту. Школа молодого политика формируется по рекомендациям политических партий, общественных объединений, органами исполнительной власти, молодежным парламентом и молодежными палатами Оренбургской области. Целью программы подготовки молодых политиков является повышение уровня политического образования и создание практических условий освоения молодыми активистами политических партий и молодежных организаций основ демократических политических стандартов. Программа школы представляет собой специальный развивающий курс, позволяющий молодым людям на собственном опыте понять, что такое политика и что собой представляет политическая жизнь. Также участники программы получают навыки участия в публичных дискуссиях и умение анализа современной общественной обстановки. Полученные в ходе занятий знания становятся для молодых людей основой дальнейшей политической карьеры и профессиональной деятельности. Выпускники школы проявляют себя, работая в реальном секторе экономики, занимаясь политической и общественной деятельностью11.
Постановлением Правительства Оренбургской области была принята целевая программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Оренбургской области на 2011-2014 годы»12, среди мероприятий, заявленных органами исполнительной власти, прописана поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций на конкурсной основе. Благодаря поддержке органов по делам молодежи за последние годы активизировали свою деятельность многочисленные молодежные общественные организации. На территории Оренбурга и Оренбургской области активно действуют городская молодежная общественная организация «Молодой Оренбург», областная общественная организация Российского Союза Молодежи, общественная организация «Тепло сердец» студентов Оренбургского государственного аграрного университета, Оренбургское региональное отделение Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды», Областная молодежная общественная организация «Союз оренбургских студентов», Региональное агентство молодежных программ и проектов, а также Детская областная газета и Федерация пионерских и детских организаций.
Российский Союз Молодежи - это самая крупная молодежная общественная организация в Оренбургской области, объединяющая свыше 10 тысяч молодых людей. Сегодня в 10 территориях области действуют районные и городские организации РСМ, состоящие из 179 местных организаций. Важным делом для областной организации РСМ является гражданско-патри-отическое воспитание подрастающего поколения. Этому способствуют программы «Патриот и гражданин», «Лидер», «Достижения», «Студенческое самоуправление». Свои лидерские качества россмольцы демонстрируют на областном конкурсе команд актива «Командный дух». Ежегодно проводятся акции «Вахта памяти», организуются встречи молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны. С 2002 года в городах и районах области проводится акция «Мы - граждане России» по вручению паспортов 14-летним подросткам. За 9 лет проведения акции в ней приняло участие свыше 16 тысяч ребят. Российско-казахстанский молодежный лагерь «Соседи» является уникальной площадкой для установления и развития международных связей, укрепления дружественных, добрососедских отношений между молодыми людьми двух стран. Данный проект одобрен Правительством Оренбургской области, Центральным комитетом Российского Союза Молодежи и вошел в общероссийскую программу «Международные
молодежные лагеря». Кроме того, ежегодно проводятся: фестиваль команд КВН среди учащейся молодежи, акции «В ритме РСМ» и «РСМ -детям», мероприятия профилактической программы «Спасибо, Нет!», заседания дискуссионного клуба, работа школы волонтеров13.
Областная молодежная общественная организация «Союз оренбургских студентов», также реализует социально значимые мероприятия, формирующие молодого человека как граждан-ско-ответственную личность. За период существования Союза (с 2007 года) к совместным действиям было привлечено более 3000 учащихся и студентов. За это время было организовано и проведено большое количество областных учеб студенческого актива с целью развития студенческого самоуправления и новых форм направлений деятельности общественных объединений, повышение профессионального уровня лидеров молодежных общественных организаций. С целью повышения правовой культуры молодежи реализован проект «Правовая культура как основа электоральной активности молодежи». Традиционным в области стало проведение межрегионального фестиваля студенческого творчества «На Николаевской». С целью сбора и обобщения информации о действующих системных подходах в организации студенческого самоуправления в мае 2009 года был дан старт областному конкурсу моделей студенческого самоуправления. В конкурсе приняли участие 19 учебных заведений области, 17 из которых - ссузы. Конкурс проводился совместно с министерством образования и ОООО «РСМ».
С целью повышения гражданской активности молодежи были организованы и проведены акции «Мы за чистый город», «Подари улыбку детям». Одним из масштабных проектов, который был реализован Управлением по молодежной политике совместно с «Союзом оренбургских студентов», является подготовка делегаций молодежи Оренбургской области для участия во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер»14.
Общественная практика ежедневно ставит перед молодежью серьезные проблемы, решение которых во многом зависит от той позиции, которую занимают конкретные молодые люди. Степень их социальной и политической активности формируется во многом под влиянием внешних обстоятельств. Деятельность молодежных общественных организаций по формированию общественно значимых ценностей в молодежной среде в настоящее время сложно переоценить. Политические процессы последних лет в различных государствах показывают, что молодежь в условиях социальной нестабильности
становится ключевой силой деструктивных общественных процессов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Правовые основы работы с молодежью: учеб. пособие для ст. вузов / Е.С.Зайцева и др.; Под ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С.17.
2 Наумов Д.И. Особенности формирования в международном праве норм защиты прав молодежи // Международное право. 2001. №5. С.138-152.
3 Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» 16.04.91. Ст.1 // Комсомольская правда. 1991. 6 мая.
4 Постановление Верховного Совета РФ 1993 года №5090-1 от 3.06.1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993 г. №25. Ст.903.
5 Указ Президента Российской Федерации «О президентской программе «Молодежь России» №716, 15 мая 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №21. Ст.5214.
6 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.06 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в РФ» (в ред. Распоряжений Правительства от 12 марта 2008 г. №301-р, от 28 февраля 2009 г. №251-р, от 16 июля 2009 №997-р).
7 Указ Президента РФ №724 от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры органов исполнительной власти» (в ред. от 05 октября 2009 г.).
8 Постановление Правительства №408 от 29 мая 2008 г. «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» (в ред. от 09 ноября 2009 г.).
9 Информационный портал города Оренбурга orenday.ru: [сайт]. URL: http://www.orenday.ru/novosti/pryamaya-
rech/direktor-departamenta-molodezhnoj-politiki-orenburgskoj-oblasti-irma-ostanina:-«dela-molodezhi-i-sport-raznyie-veshhi» (дата обращения 15.08.2014).
10 Постановление Правительства Оренбургской области от 14.09.2010 г. №645-пп «Об утверждении областной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 годы (в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от
07.07.2011 №574-пп, от 12.09.2011 №821-пп, от
02.03.2012 №180-пп, от 15.05.2012 №416-пп): [сайт]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/regional/48/ 1812500 (дата обращения 15.08.2014).
11 Школа молодого политика. Департамент молодежной политики Оренбургской области: [сайт]. URL: http:// www.ortho-rus.ru/ http://молодежь56.рф/index (дата обращения 15.08.2014).
12 Постановление Правительства Оренбургской области от 21 октября 2011 г. №1030-пп «Об областной целевой программе «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Оренбургской области» на 2011-2014 годы». Министерство социального развития Оренбургской области: [сайт]. URL: http:// www.msr.orb.ru/posts/17684 (дата обращения 15.08.2014).
13 Постановление Правительства Оренбургской области от 14.09.2010 г. №645-пп «Об утверждении областной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 годы (в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от
07.07.2011 №574-пп, от 12.09.2011 №821-пп, от
02.03.2012 №180-пп, от 15.05.2012 №416-пп): [сайт]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/regional/48/ 1812500 (дата обращения 15.08.2014).
14 Там же.
FORMATION OF LEGAL BASES OF THE NON-GOVERNMENTAL YOUTH ORGANIZATION IN RUSSIA
© 2014 I.M. Boyarshinova
Orenburg State Pedagogical University
The article reveals the formation of the legal framework of the youth policy regarding non-governmental youth organizations and the main areas of activities of the authorities in the implementation of youth policy. The author analyzes the legal conditions for the activities of youth public organizations and associations in the Orenburg region.
Key words: youth problems, formation of youth legislation, youth non-governmental organizations, activities of youth organizations.
Irina Boyarshinova, Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian History and Socio-Political Theories. Е-mail: [email protected]