Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы внедрения современных информационных технологий в системе мвд России'

Проблемы и перспективы внедрения современных информационных технологий в системе мвд России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3324
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

(интернет-интервью с начальником Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом внутренней службы М.Л. Тюркиным в Информационном агентстве «ГАРАНТ») В современных условиях «цифровой революции» именно информационные технологии становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти, и Министерство внутренних дел Российской Федерации здесь не исключение. Какие услуги в электронном виде на сегодняшний день предоставляются МВД России и его территориальными подразделениями? Какие услуги наиболее востребованы у населения? Всеми ли услугами можно воспользоваться бесплатно? На эти и другие вопросы ответил в интернет-интервью начальник Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенант внутренней службы Михаил Леонидович Тюркин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы внедрения современных информационных технологий в системе мвд России»

47 (140) - 2011

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

проблемы и перспективы внедрения современных информационных технологий в системе мвд России

(интернет-интервью с начальником Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом внутренней службы М. Л. Тюркиным в Информационном агентстве «ГАРАНТ») *

В современных условиях «цифровой революции» именно информационные технологии становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти, и Министерство внутренних дел Российской Федерации здесь не исключение.

В рамках внедрения информационных технологий в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации создан Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России, основными задачами которого являются вопросы совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также автоматизированных информационных систем, развития современных цифровых систем связи, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, формирования и ведения информационных ресурсов, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач департамента является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, основой которого является единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС), в которую заложены основы ведомственной инфраструктуры и обеспечен базовый уровень технического оснащения подразделений органов внутренних дел.

* Публикуется в сокращении.

Важнейшим направлением деятельности Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России является активное участие, наряду с другими федеральными органами исполнительной власти, в процессе перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде.

Всего по линии МВД России в Сводный реестр включено 48 услуг (функций), которые будут переведены в электронный вид в полном объеме. Но уже сегодня министерство предоставляет в режиме онлайн пять первоочередных и наиболее востребованных услуг, а граждане могут обращаться в органы внутренних дел не только лично, по телефону или почте, но и через Интернет.

Необходимо отметить, что популярность использования новых форм получения государственных услуг неуклонно растет. Так, если в 2010 г. посредством электронных сервисов записалось на технический осмотр транспортных средств 1 576 чел., то только за первое полугодие 2011 г. — 21 211 чел., на регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним — 15 104 чел. (в 2010 г. — 405), на прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдачу водительских удостоверений — 10 350 чел. (в 2010 г. — 461), было представлено 384 249 сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения (в 2010 г. — 194 101).

Другой крупный телекоммуникационный проект, в реализации которого департамент принимает участие, — создание и развитие государственной системы изготовления, оформления и контроля за паспортно-визовыми документами нового поколения.

-45

Необходимо отметить, за все время функционирования указанной системы было оформлено около 11 млн заграничных паспортов нового поколения. При этом отмечается ежегодный рост доверия и спроса среди граждан Российской Федерации именно на оформление заграничных паспортов нового поколения, в том числе и за счет увеличения срока действия заграничных паспортов нового поколения с пяти до десяти лет в 2010 г.

Помимо этого, Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает активное участие в создании и развитии других крупных государственных информационных систем — Система «112», ГЛОНАСС и АПК «Безопасный город».

Какие услуги в электронном виде на сегодняшний день предоставляются МВД России и его территориальными подразделениями? Какие услуги наиболее востребованы у населения? Всеми ли услугами можно воспользоваться бесплатно? На эти и другие вопросы ответил в интернет-интервью начальник Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенант внутренней службы Тюркин Михаил Леонидович.

— Можно очень долго рассказывать о развитии информационных технологий, о том, какую технику мы ставим, как защищаем информацию, как развиваем систему ГЛОНАСС и многое другое, но электронные регламенты — это главное, что сделано во имя и для помощи российских граждан! Я этот опыт прошел еще в Федеральной миграционной службе, когда начали активно работать и с паспортами нового поколения, и по ряду других вопросов. Было получено много положительных и приятных оценок деятельности федерального органа власти, что сегодня бывает крайне редко. Давайте вспомним, как проходил процесс подачи заявления на загранпаспорт. Первое — нужно было прийти в подразделение для того, чтобы вообще узнать, что нужно делать. Второе — взять бумажку, которую нужно будет заполнить. Третье — несколько раз ее переписать из-за наличия ошибок. Четвертое — приходишь и видишь, что дверь закрыта, потому что сегодня санитарный день, и т. д. И такие хождения могли длиться неделями, месяцами, годами, что не очень нравилось нашим гражданам. Теперь сделано так, что гражданину достаточно было прийти в подразделение всего лишь один раз в назначенное время. Мы делали фотографию гражданина, и потом ему

только и нужно было прийти и получить паспорт. Это касается биометрического паспорта. Если же речь идет о простом паспорте, то достаточно прийти только один раз и получить документ. Сегодня эта работа трансформирована на всю страну.

Все федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, территориальные подразделения федеральных органов власти активно занимаются внедрением электронных регламентов. Эта работа делится на две большие части. Первая — это непосредственно работа с гражданином, т. е. возможность дать гражданину обратиться в федеральный орган власти не личным приходом, а через Интернет. И вторая — внутренняя работа органов власти между собой. С 1 октября 2011 г. федеральные органы власти, а с 2012 г. и местные органы власти не вправе требовать от гражданина каких-либо дополнительных справок или документов. Все это становится обязанностью и проблемой федерального органа власти, оказывающего услуги.

Наконец-то органы власти стали работать не в рамках своих интересов, а именно в рамках интересов граждан. Если говорить непосредственно об услугах, то сегодня таких услуг у нас насчитывается 48. Это не самое большое количество предоставляемых услуг среди всех федеральных органов власти, но одно из самых актуальных.

В настоящее время граждане и организации могут воспользоваться пятью государственными услугами, предоставляемыми МВД России в электронном виде. Наиболее востребованная услуга среди граждан — получение сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения, предоставляемая на безвозмездной основе. В текущем 2011 г. данной услугой воспользовалось более 500 тыс. чел.

—Михаил Леонидович, с 2010 г. МВД России реализуется возможность подачи заявления о преступлении в электронном виде. Насколько граждане активно пользуются этой возможностью? Планируется ли в ближайшем времени внедрение таких же возможностей по другим заявлениям, ходатайствам?

— Эта услуга — одна из самых распространенных. Сегодня насчитывается 1,6 тыс. таких обращений. И работа продолжается.

— Федеральная служба судебных приставов планирует предоставлять должникам такие услуги, как оплата задолженностей при помощи смс-сообщений, через терминалы и банкоматы. А

как обстоит дело с внедрением подобных услуг Министерством внутренних дел Российской Федерации? Можно ли, например, оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения с помощью смс-сообщений или через терминалы?

— МВД России в электронном виде предоставляет гражданам сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения. В дальнейшем данная услуга будет предоставляться гражданам через многофункциональные центры по принципу «одного окна». Насколько мне известно, оплата штрафов через терминалы оплаты услуг уже реализована. Но пока это не полный объем тех работ, которые необходимы сегодня гражданам. Но я уверен, что возможность оплаты любых штрафов через Интернет в скором времени появится в полном объеме. И любой гражданин сможет это сделать при помощи своего мобильного телефона или планшетного компьютера.

— Руководство МВД России неоднократно заявляло о необходимости использования новейших информационных технологий в работе участковых, ПДН, ППС и др. Насколько на сегодняшний день сотрудники органов внутренних дел обеспечены в работе такими технологиями? Заметны ли уже сейчас результаты работы полицейских после внедрения информационных технологий в их деятельность?

— Это второй по важности вопрос после электронных регламентов. До настоящего времени, на мой взгляд, этому вопросу уделялось недостаточно внимания. Все наши усилия были направлены на создание технологической инфраструктуры, позволяющей предоставить техническую возможность доступа сотрудников к информационным ресурсам МВД России. Сейчас можно говорить, что ведомственная технологическая инфраструктура создана и обеспечен базовый уровень технического оснащения подразделений ОВД. Для подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных и управлений вневедомственной охраны разработана система удаленного мобильного доступа на базе планшетного компьютера «Барс». Данная система позволяет сотрудникам получать оперативную и достоверную информацию о гражданах, автомобилях, информацию о розыске из информационных систем МВД России.

Основные «дивиденды» граждан от внедрения этой системы будут состоять в следующем. Так, гражданина уже в самом ближайшем будущем не

придется доставлять в отделение полиции для того, чтобы подтвердить его личностью Участковый уполномоченный либо патрульный наряд смогут это сделать прямо на месте. При этом все данные на запрашиваемое лицо будут передаваться в защищенном виде и тем самым личные сведения о гражданине или, другими словами, его персональные данные будут гарантированно защищены.

Система передачи данных по защищенному каналу прошла испытания в ряде регионов России, обеспечивает требуемый уровень защиты информации. На данный момент данными устройствами оснащено около 1 000 автомобилей в 26 регионах России. Уже сейчас, меньше через год после внедрения, благодаря оперативному получению информации раскрыты тысячи преступлений по горячим следам.

До конца 2011 г. количество оснащенных автомобилей удвоится. В то же время, как показывает изучение текущего положения дел, в системе МВД России не сложился единый подход к использованию накопившейся информации в интересах практических работников полиции. Ориентация на разрозненные системы, автоматизирующие отдельные направления деятельности, привела к тому, что на уровне районных органов, которые являются основными генераторами и потребителями информации, отсутствует единое информационное пространство. Из поля информатизации практически выпали целые сферы основных направлений оперативно-служебной деятельности. Этот вакуум заполнялся хаотически. В некоторых наиболее продвинутых регионах, чувствуя реальную потребность в таких системах, их разрабатывали и внедряли в практическую деятельность самостоятельно (Республика Марий-Эл, Республика Татарстан, Нижний-Новго-род, Краснодар). Большое внимание этой проблеме уделяет министр внутренних дел Российской Федерации. Так, например, 10 августа 2011 г. в Йошкар-Оле он провел совещание по данному вопросу. В соответствии с решениями совещания при Совете по внедрению информационных технологий в деятельность МВД России создана рабочая группа по разработке типового программно-технического решения обеспечения оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России. Главной целью информатизации на данном этапе определено первоочередное обеспечение необходимым инструментом сотрудников органов внутренних дел на местах для повышения эффективности их деятельности.

—Михаил Леонидович, какие новейшие технологии и когда планирует внедрять ваше ведомство для профилактики и сокращения уличной преступности, а также краж в общественном транспорте, особенно в метро?

— Очень большое внимание сейчас уделяется вопросам безопасности. Определенные события, наверное, заставили посмотреть немного по-другому на вопросы безопасности граждан. Огромное значение уделяется вопросам транспортной безопасности. Сегодня внедряются разработки новейших систем, которые позволят нам действительно отслеживать пассажиропотоки, выполнять те функции, которые предписаны законом. По поручению Президента РФ от 26.09.2005 «О создании государственной системы профилактики правонарушений МВД России» в ряде МВД, ГУМВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации ведутся работы по созданию подсистем видеонаблюдения, экстренной связи «Гражданин—полиция», спутниковых навигационно-мони-торинговых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На четвертом выездном заседании Государственного совета Российской Федерации 29 июня 2007 г. органам государственной власти субъектов РФ совместно с МВД России было рекомендовано предусмотреть развертывание аппаратно-программных комплексов в целях обеспечения правопорядка и безопасности на улицах и в других общественных местах. Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» — комплекс технических, инженерных и иных материальных средств, используемых совместно органами государственной власти, уполномоченными службами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения профилактики, пресечения, расследования и раскрытия преступной и иной противоправной деятельности, поддержания общественной безопасности и охраны общественного порядка на территориях населенных пунктов городского типа. Основная проблема действующего АПК — это человеческий фактор. Оператор не в состоянии долгое время одновременно отслеживать поступающую, постоянно меняющуюся информацию с видеокамер, что в свою очередь приводит к увеличению процента пропуска внештатной ситуации и, как следствие, отсутствию своевременного реагирования со стороны правоохранительных органов. В целях сокращения влияния человеческого

фактора необходимо передать функции наблюдения системе, наделив ее способностью распознавать ситуации, требующие принятия оперативных решений, в поле зрения видеокамеры и делать выводы. Таким образом, возникает необходимость применения интеллектуальных технологий.

Автоматизированная интеллектуальная система способна автоматически и непрерывно анализировать складывающуюся оперативную обстановку в поле своего зрения, освобождая оператора от постоянного наблюдения за информацией, поступающей с подсистем АПК «Безопасный город» в комплексе. Таким образом, система, распознав внештатную ситуацию, сигнализирует оператору, который выступает в качестве эксперта—либо подтверждая оценку системы, либо отвергая ее. Зафиксировав объект, вызвавший подозрение (человек, группа людей, автомобиль и др.), система автоматически начинает его сопровождение, создавая условия для распознавания. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» включает в себя ряд подсистем, функционал которых направлен на обеспечение безопасности граждан. Поэтому, отвечая на вторую часть вопроса, сообщаю, что в настоящее МВД России проводятся мероприятия по сопряжению автоматизированных информационных систем, применяемых для безопасности объектов метрополитена, в правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город».

—В настоящее время идет активное обсуждение разработки и использования современных информационных технологий в сфере российского образования. Как Вы оцениваете уровень информатизации образовательных учреждений МВД России? Какие виды информационных технологий сегодня применяются для организации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений министерства?

— Надо понимать одно, что в учебных заведениях учатся те граждане, которые через несколько лет, а может быть, через несколько месяцев, выйдут на улицы и будут нас с вами защищать. И от того, как мы их научим, зависит уровень нашей безопасности. Концепция Министерства внутренних дел РФ такова: все лучшее, все современное должно в обязательном порядке поставляться во все учебные заведения по соответствующим направлениям деятельности. Сегодняшние курсанты, учась в учебных заведениях, должны понимать, что то, что они освоят и чему научатся, поможет им работать в будущем. Они не должны лезть в конспекты, которых не писали,

а должны все знать, понимать и добросовестно, качественно, профессионально выполнять свои обязанности. А от того, как они будут это делать, зависят их карьера, безопасность граждан, профессиональный рост и зарплата. В целях повышения практической направленности и качества обучения в течение ряда лет с помощью автоматизированной информационной системы (АИС) «Качество обучения — Отзыв» регулярно проводится оценка остаточных знаний курсантов и слушателей последних курсов обучения, а также молодых специалистов первых трех лет службы. Помимо этого каждый год руководители территориальных органов МВД России дают оценку качества подготовки каждого выпускника системы образования министерства, их деловых и моральных качеств.

Использование АИС «Качество обучения — Отзыв» позволило в значительной степени поднять уровень подготовки специалистов в ведомственной системе образования. Мощный импульс внедрению инновационных образовательных технологий в вузах МВД России придали Указ Президента РФ от 30.05.2009 № 609 «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 12.08.2009 № 662 «О мерах дополнительной государственной поддержки образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы». За два года авторскими коллективами образовательных учреждений МВД России разработаны и успешно внедрены в учебный процесс 27 инновационных образовательных программ, основанных на современных информационных технологиях, в том числе:

• «Виртуальная комната участкового уполномоченного милиции»;

• «Образовательно-консультационный портал дознавателя»;

• «Учебно-методический комплекс подготовки сотрудников МВД, осуществляющих специальные психофизиологические исследования с применением полиграфных устройств в интересах борьбы с преступностью и подбора кадров»;

• «Педагогические технологии моделирования технико-тактических действий по задержанию правонарушителей»;

• «Дежурная часть ОВД»;

• «Ситуационно-имитационный комплекс учебно-практического и тренажерного обучения личного состава курсантов образовательных учреждений МВД России навыкам оказания экстренной медицинской помощи от воздействия крайних температур, химических веществ, электрической и лучистой энергии»;

• «Уголовно-правовые меры противодействия современному экстремизму в интернет-пространстве»;

• «Интегральная физическая, огневая и тактико-специальная подготовка курсантов и слушателей»;

• «Формирование антикоррупционной устойчивости у курсантов и слушателей вузов МВД России»;

• «Компьютерный центр практического обучения, повышения квалификации и переподготовки в области судебной автотехнической экспертизы»;

• «Ситуационно ориентированное обучение сотрудников ДПС» и др.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий способствует повышению качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей, способных успешно выполнять функциональные обязанности сотрудников органов внутренних дел и обладающих навыками применения передовых форм и методов оперативно-служебной деятельности.

В целях распространения положительного опыта на центральном портале СДОТ ДГСК МВД России в сети ЕИТКС ОВД в разделе «Положительный опыт» размещена соответствующая информация об инновационных образовательных программах. Данная информация регулярно обновляется. В период с 2011 по 2015 г. в министерстве будет реализован комплексный План оснащения образовательных учреждений МВД России современными образцами технических средств обеспечения образовательного процесса на общую сумму 1,4 млрд руб. Выполнение положений плана в комплексе с уже проводимыми мероприятиями по совершенствованию учебно-воспитательного процесса позволит поднять информационно-техническое обеспечение учебного процесса на качественно новый уровень, что в конечном итоге будет способствовать формированию у ведомственных выпускников профессиональных навыков и умений, позволяющих решать

оперативно-служебные задачи, стоящие перед вновь сформированным полицейским корпусом страны.

— Вопрос защиты информации очень актуален сегодня, когда открыто продаются базы данных различных государственных структур, в том числе и правоохранительных. Как обстоят дела с информационной безопасностью в МВД России?

— Это третий вопрос, который является очень важным и проблемным, заслуживает очень большого уважения со стороны всех участников процесса. Мы очень серьезно относились к этому вопросу в Федеральной миграционной службе. Мы смогли добиться того, что ни одна система, ни одна база данных не появилась нигде в рамках нашей деятельности. Должен сказать, что сегодня уделяется такое же внимание вопросам безопасности и в рамках Министерства внутренних дел РФ. В настоящее время МВД России реализует масштабную программу информатизации, одну из крупнейших среди федеральных ведомств. Естественно, что информационная безопасность является одним из ключевых моментов данной программы, и Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России уделяет ей огромное внимание. Ведь в информационных системах министерства циркулируют различные виды охраняемой законом информации — от государственной тайны до персональных данных граждан. Требования к защите регулируются федеральными нормативными актами и внутренними требованиями МВД России.

В настоящее время нашим департаментом ведется активная, наступательная работа по данному направлению. Причем особо хотелось бы отметить, что основная цель этой работы — обеспечить качественно новый и технологически перспективный уровень защиты информации, включая все категории сведений конфиденциального характера.

На сегодняшний день уже проведена серьезная аналитическая работа, определены «проблемные области», изучены принципиальные уязвимости существующей системы защиты. По итогам этой работы определена и одобрена руководством страны генеральная линия совершенствования ведомственной системы информационной безопасности.

Учитывая, что выполнение этой задачи включает целый ряд аспектов, необходимо кратко рассказать об основных концептуальных направлениях работы в данной области. Во-первых, со вступлением в силу Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ

«О полиции» принципиально трансформировались имидж и принципы работы нашего ведомства. А применительно к информационной сфере знаменательным является тот факт, что теперь каждый гражданин является равноправным партнером информационных отношений с любым органом власти, включая МВД России. И первую очередь любой гражданин — это законный потребитель государственных услуг, оказываемых министерством теперь уже в электронном виде.

В этой связи одним из основных приоритетов в области информационной безопасности является обеспечение механизмов гарантированного доступа граждан к той категории информации, на получение которой они имеют законное право.

Не менее важным решением является то, что в создаваемой системе электронного взаимодействия закладывается принцип неотказуемости любого должностного лица от совершенных им действий, а также от своей подписи.

И, как уже отмечалось ранее, в основу создаваемой информационной системы и сервисов ее безопасности закладываются высокотехнологичные и наиболее перспективные решения. А именно создается полноценная информационно-аналитическая система, и при построении инфраструктуры ее информационной безопасности будет использована такая современная технология, как «облачная архитектура».

И, пожалуй, самое главное. Тем более это имеет непосредственное отношение к вопросу, будут ли в дальнейшем базы данных МВД России появляться на «черном рынке» или нет.

Принципиальной особенностью ведомственной системы информационной безопасности в ее новом облике является то, что она будет не только надежным щитом информационных активов МВД России от противоправных действий внешних злоумышленников, но и обеспечит эффективную защиту информации от так называемого «внутреннего» нарушителя, или, другими словами, «обиженного» сотрудника. Учитывая, что в ходе реформирования системы министерства происходит значительное сокращение, в том числе действующих сотрудников, создание именно такого механизма в системе защиты считаю крайне важным.

Ядром этой системы будет являться эффективная полномасштабная система разграничения доступа сотрудников органов внутренних дел, а если точнее, то каждого сотрудника ОВД, к той или иной

категории информации, включая строгую регламентацию действий сотрудника с этой информацией и непрерывный аудит каждого его обращения к информационному ресурсу и каждого его действия в отношении полученной информации.

Завершая ответ на данный вопрос, хочу выразить уверенность, что департаментом эти задачи будут решены и будет достигнут положительный результат.

— Михаил Леонидович, расскажите, пожалуйста, о взаимодействии вашего департамента с ведущими компаниями на рынке IX-технологий. С какими из них вы сотрудничаете и каковы основные направления данного взаимодействия?

— Мы стараемся общаться и сотрудничать со всеми ведущими российскими 1Т-компаниями и операторами связи. Направления взаимодействия — обмен опытом, внедрение самых передовых и перспективных идей в деятельность подразделений МВД России. Мы не выбираем для себя компании. У нас есть Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Аукционы позволяют нам выбирать те компании, которые, во-первых — хотят; во-вторых — могут; в-третьих — предлагают самые выгодные условия. Понятно, если аукцион на огромные деньги и с серьезными гарантиями, мелкие компании на такие аукционы не выходят, а приходят именно крупные, ведущие компании. Подход один — с теми, кто победили, заключается соглашение, контракт, вырабатывается план по взаимодействию и осуществляется каждодневный контроль. Я лично раз в месяц собираю коммерсантов и спрашиваю, что сделано, какие возникают проблемы, почему не выполняются графики. Сегодня по линии 1Т проводится много различных семинаров, сборов.

Буквально недавно был интересный семинар, где, по сути дела, компьютерные хакеры устраивали конкурсы, кто быстрее взломает ту или иную систему. Конечно, это не наше направление деятельности, но мои специалисты после этого семинара выразили мнение, что нам еще необходимо много учиться и работать над совершенствованием своих знаний и навыков в этих вопросах. Мы привлекаем ведущие компании, которые могут нам подсказать, как лучше двигаться в том или ином направлении. Велосипед уже изобрели. Надо просто учиться у тех, кто идет впереди!

—Можете ли Вы привести в пример какой-нибудь наиболее интересный, удачный проект, который был предложен МВД России IX-компаниями за последнее время?

— Могу сказать, что, по-моему мнению, один из самых успешных проектов, и не только в силовых структурах, но и во всей стране, — это проект по введению паспортов нового поколения. Это, мне кажется, уже не мое субъективное мнение, а проверенная временем работа. Мы сумели в кратчайшие сроки создать эту систему. В год выдается около 4 млн паспортов для граждан РФ без каких-либо проблем, очередей, в установленные сроки. Все работает даже без вмешательства тех руководителей, которые начинали работу над этой системой. Для того чтобы это все заработало, было проведено 25 заседаний межведомственной рабочей группы, на которых каждую неделю обсуждались злободневные вопросы. Порой опускали сроки, потому что было столько проблем, что не знали, в какую сторону надо идти. Но сегодня все это работает. Самое главное, гражданин не видит и не понимает, как эта система работает. Он просто приходит, подает заявление и через 2—3 недели получает паспорт. А то, что крутится внутри, уже никого не касается. А четыре миллиона — это уже достаточно большой объем.

Сегодня также работаем над внедрением в паспорта отпечатков пальцев. Здесь никакой спешки быть не может. Мы не форсируем событий. Сейчас постепенно отрабатываем эти вопросы на документах для иностранных граждан: вид на жительство лица без гражданства и проездной документ беженца. Есть технические решения, смотрим на зарубежные страны, некоторые из которых сначала их вводили, а потом отменяли и т. д. Сегодня мы не сделали ни одного шага назад. Мне кажется очень правильным такой подход, когда ты смотришь влево, вправо, сверяешь, обсуждаешь и потихонечку правильно идешь дальше. Если вдруг России будут предъявлены требования о том, что необходимо завтра вводить отпечатки пальцев, тогда мы будем вас пускать в Евросоюз без виз, мы готовы чуть ли не с завтрашнего дня все это внедрять и делать, т. е. мы не определяем политики, но технически готовы ко всему.

— Михаил Леонидович, будут ли как-то пополняться базы данных МВД России в связи с активным оформлением заграничных паспортов нового поколения, содержащих биометрические данные о гражданине? Какие биометрические данные граждан попадают в ваши базы данных?

— Никакие биометрические данные сегодня не попадают в базу данных МВД России. Это отдельный вопрос, который должен регулироваться Федеральным законом в рамках биопаспортов. Самой цели накопления биометрических параметров сегодня перед нами не стоит.

На сегодняшний день заграничные паспорта нового поколения содержат на электронном носителе в качестве биометрических данных только цифровое фотоизображение лица владельца документа. Вся информация о паспортно-визовых документах, включая биометрические параметры граждан, хранится в базе данных государственной системы изготовления, оформления и контроля за паспортно-визовыми документами нового поколения. При этом базы данных МВД России не пополняются, а используются в целях выявления оснований, которые могут повлечь временное ограничение права заявителя на выезд из Российской Федерации либо отказ в оформлении и (или) выдаче паспорта нового поколения.

Вместе с тем в большинстве стран Европейского Союза в настоящее время уже завершен комплекс организационных мероприятий по введению биометрических паспортов следующего поколения, которые в обязательном порядке должны содержать не только цифровую фотографию, но и оцифрованное изображение отпечатков пальцев.

В Российской Федерации этому вопросу также уделяется огромное внимание. Вопрос о внесении данных об отпечатках пальцев в чипы биометрических заграничных паспортов будет решаться в 2012—2013 гг. после проведения проверки применения таких технологий на документах, выдаваемых беженцам и лицам без гражданства.

Практика показывает, что внесение и использование дополнительных биометрических параметров в паспортно-визовые документы приводит к дискуссиям по вопросам правового регулирования дисбаланса между безопасностью государства, с одной стороны, и соблюдением прав человека — с другой.

В этой связи говорить о централизованном хранении в базах данных МВД России информации об отпечатках пальцев владельцев заграничных паспортов нового поколения пока преждевременно. Тем не менее технически обеспечить такую возможность мы готовы до решения данного вопроса на законодательном уровне.

— На сегодняшний день государство очень активно развивает межведомственный инфор-

мационный документооборот между государственными структурами. Хотелось бы спросить, как у вас отлажен на сегодняшний день документооборот и взаимодействие с такими структурами, как Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИНРоссии), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), Генеральная прокуратура России, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральная служба охраны (ФСОРоссии) и т. д.?

— Этого вопроса мы с вами отчасти уже коснулись, потому что вас наверняка не волнует наш документооборот как таковой. Какая разница, сколькими документами мы обмениваемся, например с Федеральной налоговой службой? Хотя объем документов очень большой, и мы сейчас внедряем различные технологии отмены бумажных носителей, так называемый электронный документооборот. Но мне кажется, что Ваш вопрос больше направлен на тот документооборот, который касается оказания государственных услуг в электронном виде. И здесь я уже сказал, что сегодня для гражданина очень важно, чтобы мы его никуда не отправляли, а приняли заявление и оказали качественную государственную услугу. А вот теперь вступает в действие вторая сторона медали, когда федеральному органу власти для того, чтобы выдать тот или иной документ, необходимо получить 5 дополнительных справок. И одно дело, если я наладил такой документооборот по электронным каналам связи, в режиме онлайн, отправляю заявку и через 3—5 дней получаю ответ. А другое дело, когда за день накапливаю чемодан документов, с ним бегу в другой конец Москвы, оставляю его там, потом через 3 дня беру другой чемодан, везу ответы обратно. Это наши проблемы и на гражданах это никак не отражается, но мы заинтересованы в том, чтобы сделать так, чтобы чемодан был как можно легче. И лучше не бегать с ним в метро или возить на машине. Поэтому мы стараемся развивать электронный документооборот между ведомствами. Пока эта работа находится на стадии создания и требует серьезной отработки. Теоретически мы уже все понимаем, все знаем, стали большими специалистами.

Теперь необходимо все это внедрить технически, чтобы работало как часы, потому что не получил информации, значит, не выдал справки и орган не смог оказать госуслугу. А если не оказал госуслугу, то от гражданина поступает претензия, на которую нужно отвечать! А отвечать у нас не все любят.

Наиболее активно в настоящее время идет работа с ФСКН России по подписанию на федеральном уровне протоколов информационного и технологического взаимодействия, а также обеспечения по требованиям безопасности информации. Эта работа ведется в развитие Соглашения об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности ФСКН России и МВД России 2008 г. и Протокола об обмене информацией в электронном виде, подписанного в апреле 2011 г.

— Какой передовой опыт, имеющийся в деятельности иных федеральных органов исполнительной власти (Минкомсвязи России, ФНС России, ФСБ России, Минтранса России, Минэкономразвития России), органов государственной власти субъектов РФ, МВД России считает важным и полезным для внедрения у себя?

— Есть мнение, что наиболее продвинутым органом в рамках информационных технологий сегодня является Федеральная налоговая служба. Мы активно работаем с ее руководителем Михаилом Владимировичем Мишустиным. Это человек, который не понаслышке знает, что такое информационные технологии, непосредственно участвовал в создании этой информационной системы в налоговой службе и сегодня уделяет огромное внимание развитию этих систем. Мы с ним не реже раза в месяц обсуждаем наши насущные вопросы. МВД России считает важным и полезным для себя использовать опыт ФНС России по созданию ФЦОД и ведению единых справочников в масштабе Российской Федерации, опыт Минкомсвязи России по созданию СМЭВ и портала по оказанию государственных услуг, опыт ФСБ России по созданию автоматизированных систем с использованием криптографических средств защиты информации.

Сегодня на очень хорошем уровне находится Федеральная миграционная служба, подведомственная Министерству внутренних дел РФ. Но так устроена структура, что она довольно обособлена с точки зрения своих подразделений. Поэтому, наверное, не так сложно было создавать такие системы, как обособленные именно в этой службе. В МВД России это сделать гораздо сложнее. Но у нас есть такие планы, задачи, чтобы в течение 2—3 лет система МВД России была ничуть не хуже, чем Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба и многие другие.

— Михаил Леонидович, расскажите, пожалуйста, о создании единой системы информаци-

онно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Что она собой представляет, что уже сделано в этом направлении, и какие задачи по ее дальнейшему развитию поставлены перед вами на ближайшую перспективу?

— Эта система начала создаваться в 2005 г. На ее создание было потрачено немало государственных денег. И сегодня мы имеем очень неплохие результаты. Даже то, что практически две третьих всех подразделений, которые не имели никаких видов связи, сегодня оборудованы Интернетом, около 100 тыс. рабочих мест подключены к защищенным каналам связи, имеются довольно серьезные базы данных. И, как я уже сказал, перед нами стоит задача — все это дело привести в соответствие, к единому стандарту, совместить системы, которые сегодня имеются в регионах, разработать программы территориального уровня, которые будут применяться во всех субъектах РФ, создать глобальный центр. Система с облачной архитектурой предусматривает создание федерального центра обработки данных (ФЦОД), который сейчас начинаем создавать. Он будет очень серьезный, с большими возможностями, а все остальные становятся пользователями системы, т. е. те ФЦОД, которые существовали у нас в субъектах, в районах и т. д., были разрозненными, но сегодня все это собирается воедино. Сегодня есть поручение Президента РФ, согласно которому наша система немного трансформируется, меняет название, добавится слово «аналитическая». Это говорит о том, что мы будем уделять больше внимания не железу, а именно вопросам аналитики, т. е., какая информация собирается, для кого она нужна, куда направляется, как защищается. На первое место выходят именно аналитика, логистика и другие вопросы.

Базисом для построения единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел станет единый интегрированный банк данных коллективного пользования (ЕИБД). Его формирование должно будет обеспечить автоматизацию всех функций МВД России на базе распределенного катастрофоустой-чивого центра обработки данных.

Построение ЕИП ОВД невозможно без тех данных и того опыта, которые накоплены на сегодняшний день. Так, формирование ЕИП должно начаться с формирования единого ведомственного хранилища данных, в котором будут сосредоточены все базы знаний ведомства, что позволит привести их структуру и вид к общим знаменателям.

Для формирования ЕИП ОВД необходимо создать единый интегрированный банк данных коллективного пользования (ЕИБД) с расширенными функциями и возможностями, содержащий основные сведения из информационных систем: ФИС ГИБДД, АИПС «Оружие МВД», АДИС «Папилон», ЕАИС «Дежурная часть» и др. Единый интегрированный банк данных коллективного пользования (ЕИБД) должен обеспечить интеграцию учетов, доступ сотрудников ОВД к информации и выполнение специфических полицейских функций—представление комплексных сведений на оперативно значимые объекты в виде «досье», а также работу Сигнальной системы и Системы сторожевого контроля, обеспечивающих активную наступательную стратегию в борьбе с преступностью, направленные в первую очередь на раскрытие и расследование преступлений.

Такой подход позволит получить всеобъемлющую информацию об интересующем объекте. Дополнительно он даст возможность комплексного анализа информации путем сопоставления информационных массивов различных служб.

Интеграция оперативно-справочных, розыскных, криминалистических, профилактических и регистрационных учетов, административной практики и административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в рамках ЕИБД, обеспечит создание информационной основы для функционирования АИС «Безопасный город» и эффективного исполнения государственной программы «Профилактика преступности» в целом.

Комплексный подход и создание системы взаимосвязанного учета лиц и противоправных действий, ими совершенных, учет преступных группировок организованного и этнического характера, экстремистских движений, организаций и их участников с формированием банка фотографий оперативно значимого контингента обеспечат формирование информационной основы взаимодействия органов полиции, служб безопасности, иных правоохранительных и специальных подразделений в борьбе с организованной преступностью и в антитеррористической деятельности. Создание развитой аналитической системы по формированию ведомственной и государственной статистической отчетности, анализу состояния преступности, результатов административной практики и профилактической работы обеспечит принятие адекватных управленческих решений руководством МВД России и министерств, главных управлений,

управлений МВД России по субъектам РФ, УТ и ЛУВДТ МВД России.

Создание единого ИБД, организация внутриведомственного в системе МВД России и межведомственного информационного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти обеспечат исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в электронном виде.

—Насколько эффективны сегодня существующие в системе МВД России системы, такие как интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система, комплексы «ИБД-Регион», региональные и межрегиональные комплексы АДИС «Папилон», аппаратно-программные комплексы биометрической идентификации личности «СОВА»? Как Вы оцениваете состояние преступности в стране и насколько эффективны сегодня данные информационные технологии в борьбе с этим злом?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Интегрированный банк данных (ИБД-Ф) и интегрированный банк данных (ИБД-Р) — это информационная база данных соответственно федерального и регионального уровня. У нас имеются параллельные системы, которые во многом между собой не соединялись, не совмещались. Допустим, для того чтобы дознавателю получить какую-то информацию о каком-то лице, необходимо использовать до 10—20 баз различного уровня, как федеральных, так и региональных. Это не совсем правильно, потому что эта информация зачастую недостоверна, не своевременно обновлялась, и очень сложно было найти какую-то истину, которая необходима для того сотрудника, который оперативно выполняет свои обязанности. То, что мы делаем сегодня, — это соединение воедино всех тех систем, которые сегодня уже созданы на территории РФ. Эта работа очень непростая, потому что, если взять опыт Федеральной миграционной службы, то у нас ушло около трех лет для того, чтобы мы смогли создать программу территориального уровня, которая сегодня активно внедряется во все подразделения Федеральной миграционной службы. По линии Министерства внутренних дел РФ у нас около 8 тыс. подразделений, и необходимо так разработать реквизитный состав, чтобы он удовлетворял всех работающих в любой структуре Министерства внутренних дел РФ.

В последние годы были реконструированы и перевооружены ГИАЦ МВД России и все региональные ИЦ во всех МВД, ГУВД, УВД по субъек-

там Российской Федерации, на площадках которых размещены в настоящее время.

Это позволило достичь следующих результатов:

• количество подразделений ОВД, подключенных к ИБД-Ф, увеличилось более чем в 8 раз (1 376 в 2010 г. против 160 в 2005 г.);

• количество подразделений ОВД, подключенных к ИБД-Р, увеличилось более чем в 3 раза (5 188 в 2010 г. против 1 595 в 2005 г.);

• общий объем баз данных увеличился почти в 6 раз и достиг в 2010 г. 2 125 367 080 записей (в 2005 г. — 362 409 843);

• ежегодное число обращений в базы данных в 2010 г. составило 14 879 422 (в 2005 г. — 12 492 375);

• количество отождествлений — 97 159 949. В части развития АДИС МВД:

• переведены в электронный вид и помещены в базы данных АДИС единого формата все накопленные массивы бумажных дактилокарт;

• обеспечена возможность проверки дактилокарт и следов рук с мест преступлений на региональном и межрегиональном уровнях. Внедренные АДИС с первых этапов эффективно

используются для раскрытия и расследования преступлений, идентификации и установления следов рук, личности и неопознанных трупов. Кроме АПК «СОВА» на вооружение МВД России принимается типовой пункт пропуска АПТК «АТИГ-1», который служит для автоматической биометрической идентификации потока граждан на транспортных узлах и других объектах повышенной опасности. Сравнение лиц граждан производится с контрольно-розыскными базами фотографий лиц «криминального» характера ГИАЦ МВД России объемом более чем 250тыс. чел. Время поиска по биометрической базе данных разыскиваемых лиц объемом 250тыс. чел. не превышает 1 с, на станции дежурного — не превышает 5 с и составляет в нормальном рабочем режиме 2—3 с.

ПЭВМ первичной обработки принимают видеопоток с установленных в контролируемом проходе видеокамер высокого разрешения. Из полученной видеоинформации выделяются изображения лиц и передаются на сервер для дальнейшей обработки. В случае выявления в потоке разыскиваемого лица соответствующее сообщение передается на пост службы безопасности объекта и на рабочее место дежурного сотрудника ОВД.

Продемонстрированный на Павелецком вокзале пилотный проект АПТК «АТИГ-1» на базе ситуаци-

онного центра РЖД наглядно продемонстрировал—к решению проблемы безопасности надо подходить системно. Технические инновации позволяют обеспечить высокий уровень безопасности с меньшим использованием человеческих ресурсов. Скоординированные действия госструктуры и субъекта рынка значительно повышают уровень безопасности и максимально предотвращают возможные угрозы. По результатам испытаний такая модель может быть применена для обеспечения безопасности общественно значимых и массовых мероприятий и на транспортной системе страны. Анализ существующей статистики показывает, что, несмотря на все имеющиеся недостатки в организации внедрения ИТ-технологий в деятельность ОВД, более 90 % преступлений расследуются с использованием информационных технологий.

—Планируется ли включить МВД России в число государственных заказчиков ФЦП «ГЛО-НАСС» на период с 2012 по 2020г.?

— В 2011 г. участие МВД России запланировано в качестве одного из госзаказчиков ФЦП «ГЛОНАСС». Эта система должна развиваться. Все политические решения приняты. Эта система живет, функционирует, соответствует нашим требованиям. И в 2010—2011 гг. мы сделали очень серьезный шаг по внедрению ГЛОНАСС. Министерство внутренних дел РФ является непосредственным государственным заказчиком. В рамках постановления Правительства РФ МВД России не было госзаказчиком по ГЛОНАСС. Но сегодня в новой программе мы являемся официальным государственным заказчиком. И кроме ГЛОНАСС, который будет развиваться и внедряться на всех транспортных средствах, индивидуальных средствах сотрудников, которые несут службу на улицах, сегодня разрабатывается очень интересная программа, которая называется «Эра ГЛОНАСС». Это когда в новых и уже существующих транспортных средствах будут установлены такие блоки, которые позволят на основании их наращивать различные функционалы, т. е. в рамках различных чрезвычайных ситуаций и т. д. Обсуждается идея определения места нахождения, особенно когда речь идет об оказании помощи, что очень поможет таким службам, как МЧС, скорая помощь, полиция, и 2011—2012 гг. будут ключевыми в развитии ГЛОНАСС на бытовом уровне в России.

— Михаил Леонидович, какие оперативно-справочные информационные ресурсы сегодня существуют в МВД России и какие будут внедрены в ближайшее время? В чем их преимущества перед уже имеющимися системами?

—В настоящее время в МВД России эксплуатируются информационные ресурсы общего пользования и специализированные территориально-распределенные автоматизированные системы (СТРАС), автоматизирующие деятельность отдельных служб.

Интегрированные БД обеспечивают формирование централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, а также регламентированный доступ к ним. На федеральном уровне реализовано 14 общих учетов (ИБД-Р, ИБД-Ф), на региональном уровне ведется до 60 учетов.

Каждая СТРАС обеспечивает единую технологическую платформу поддержки отдельных направлений оперативно-служебной деятельности ОВД. Реализованы следующие СТРАС:

• АИС органов предварительного следствия при МВД России;

• АИС дежурных частей ОВД;

• ФИС обеспечения безопасности дорожного движения;

• АИС управления финансовыми ресурсами;

• АИС правового обеспечения ОВД;

• Система дистанционного обучения ОВД. Кроме этого в эксплуатации находится более

8 000 ПТК отдельных систем и приложений, используемых на разных уровнях. В ближайшее время предполагается:

• осуществить модернизацию всех специализированных территориально распределенных автоматизированных систем обеспечения основных направлений оперативно-служебной деятельности МВД России на основе унифицированных подходов;

• обеспечить совершенствование систем автоматизированных банков данных общего пользования ОВД и создание единой системы доступа к содержащимся в них данным, в том числе на межведомственном уровне;

• создать единую систему центров обработки данных для централизации всех информационных ресурсов МВД России и обеспечения функционирования всех СТРАС.

— Какие современные информационные технологии будут внедряться в столичном регионе?

— Если ответить глобально, то это касается не только Москвы, но и всех субъектов РФ. С 2005 г. активно внедряется система «Безопасный город». С первого раза было сложно понять, что такое «Безопасный город», а если уточнить, то задача за-

ключается в том, чтобы места наиболее вероятного совершения преступлений, скопления людей или которые не охраняются подразделениями полиции, были на виду. У нас есть такие продвинутые субъекты, как, например, Москва, Московская область, Казань, Татарстан, когда у оперативного дежурного весь город находится практически на ладони. Вы же понимаете, если у него перед глазами 40 камер одновременно, то, наверное, сложно обнаружить, что не так прошли, не так поставили машину, не так оставили вещи. А система сама находит те случаи, когда требуется внимание оператора.

Например, машина подъехала к какому-то месту, простояла более трех минут, и у оператора уже идет сигнал: обратите внимание на транспортное средство, машина здесь не стояла, или машина простояла более суток. Возник повод для проверки. Если происходит какая-то потасовка, то камера автоматически выбирает сюжет, когда действия не адекватны со стороны гражданина, и на ней будет отображаться сигнал, что в таком-то месте происходят такие-то действия. Очень не просто оборудовать камерами весь город, а необходимо замкнуть их все в единую логистику для того, чтобы действие оперативного дежурного было не просто как у режиссера, который сидит и смотрит эти камеры и ему интересно одно, другое, третье, а чтобы его действия были сопоставимы с теми критическими ситуациями, которые возникают в том или ином месте. Что касается оборудования камерами подъездов, то сегодня эта работа активно ведется.

— Каков будет срок внедрения этих технологий?

— Мы их внедряем с 2005 г. Это работа идет постоянно. Это довольно серьезные финансовые средства, которые выделяются и со стороны федерального бюджета, и со стороны мэрии Москвы, т. е. большие суммы тратятся на то, чтобы город стал безопасным. Это касается и транспортных средств, и метрополитена. Для осуществления контроля над пассажирами в метрополитене установлены видеокамеры, все выведено в комнаты наряда, который все видит и прибывает к тем местам, где случаются те или иные действия.

— Михаил Леонидович, спасибо Вам за беседу, хочется пожелать успехов в вашей деятельности!

Вела интернет-интервью Татьяна Нифталиева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.