ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
INTRODUCTION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
Е. О. Никитина
В статье излагаются взгляды автора на внедрение IT-технологий в деятельность органов внутренних дел. Анализируется значение роста технической и технологической оснащенности органов внутренних дел и увеличение эффективности деятельности подразделений МВД в связи с использованием информационных технологий. Освещается вопрос создания единого интегрированного банка данных коллективного пользования, как одной из первостепенных задач Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России.
Ключевые слова: информатизация общества; новые информационные технологии; электронные регламенты; ведомственная технологическая инфраструктура; Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России.
E. O. Nikitina
In the article the author's point of view on the introduction of IT Technologies into the activity of law-enforcement bodies is stated. The importance of growth of technical and technological equipment of law-enforcement bodies and the increase of performance efficiency of divisions of the Ministry of the Interior in connection with the use of information technologies are analyzed. The question of creation of the unified integrated databank for collective using, as one of the paramount problems of Department of Information Technologies, Communications and Protection of the Information of the Ministry of the Interior of Russia is highlighted.
Keywords: society information; new information technology; electronic regulations; a departmental technological infrastructure; Department of information technology, communications and protection of the information of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ в 2008 г. [1], определяет, что к 2015 г. все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму, а это значит, что мы должны и будем жить в формате электронного государства: электронного правительства, электронной полиции и электронного документооборота. Информационные технологии становятся ключевым фактором для оптимизации деятельности всех федеральных органов, не исключая и Министерство органов внутренних дел РФ. Сотрудникам органов внутренних дел, с момента вступления в силу Федерального закона РФ «О полиции» [2], вменяется в обязанность использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
В рамках внедрения информационных технологий в деятельность органов внутренних дел РФ Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 [3] в структуре МВД РФ создан Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России. Основными задачами Департамента являются:
- совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий;
- совершенствование автоматизированных информационных систем;
- развитие современных цифровых систем связи;
- противодействие техническим разведкам;
- техническая защита информации;
- формирование и ведение информационных ресурсов;
- межведомственное информационное взаимодействие;
- реализация государственных и ведомственных программ в рамках информатизации и другие задачи.
Одним из главных направлений деятельности Департамента является активное участие, наряду с другими федеральными органами исполнительной власти, в процессе перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде. На сегодняшний день из 48 услуг по линии МВД России, которые будут переведены в электронный вид в полном объеме, 5 уже Министерство предоставляет в онлайн-режиме. По данным услугам граждане могут обращаться в органы внутренних дел не только лично, по телефону или по почте, но и через Интернет. Как показывает статистика, популярность обращений граждан в органы внутренних дел за получением государственных услуг в электронном виде возрастает с каждым годом (см. табл. 1).
Необходимо отметить, что внедрение электронных регламентов не ограничивается лишь наличием возможности у граждан обращаться за получением услуг через Интернет, это также внутренняя работа органов власти между собой. С 1 октября 2011 г. вступил в силу п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210 от 27.07.2010 г. [4], согласно которому органы власти не имеют права требовать
Таблица 1
Получение гражданами государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел
в электронном виде в 2010-2011 гг.
Наименование услуги 2010 г. (чел.) 2011 г. (чел.)
Запись, посредством электронных сервисов, на технический осмотр транспортных средств 1 576 21 211
Запись, посредством электронных сервисов, на регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним 405 15 104
Запись, посредством электронных сервисов, на прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдачу водительских удостоверений 461 10 350
Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения 194 101 384 249
от граждан и организаций сведений, которые есть в распоряжении других органов власти. Для обмена такими сведениями между ведомствами была спроектирована Система межведомственного документооборота (СМЭВ). Данная система объединила более 60 ведомств.
Важное место в данном вопросе занимают не только электронные регламенты, но и ведомственная технологическая инфраструктура. На сегодняшний день в деятельность участковых, ПДН, ППС, УВО и др., активно внедряются новейшие информационные технологии. Так, в ряде регионов прошла испытание система передачи данных по защищенному каналу удаленного мобильного доступа на базе планшетного компьютера «Барс». Данная система позволяет сотрудникам получать оперативную и достоверную информацию о гражданах, автомобилях, информацию о розыске из информационных систем МВД России. На сегодняшний день данными устройствами оснащено около 1000 автомобилей в 26 регионах России.
В последние годы были реконструированы и перевооружены ГИАЦ МВД России и все региональные ИЦ во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, на площадках которых размещены в настоящее время. Было осуществлено объединение всех тех систем, которые уже были созданы на территории РФ и осуществляли свое функционирование параллельно друг другу, не совмещаясь. Это не совсем правильно и эффективно, так как информация могла быть недостоверна, в связи с несвоевременным ее обновлением, поиск информации был усложнен необходимостью использования нескольких баз (10-20) различного уровня, как федеральных, так и региональных. В результате проведенных работ:
- увеличилось количество подразделений ОВД, подключенных к информационной базе данных федерального уровня (ИБДФ): 1376 в 2010 г. против 160 в 2005 г.;
- увеличилось количество подразделений ОВД, подключенных к информационной базе данных регионального уровня (ИБДР): 5188 в 2010 г. против 1595 в 2005 г.;
- увеличился общий объем баз данных: так, в 2005 г. было 362 409 843 записи, а в 2010 г. 2 125 367 080 записей;
- увеличилось ежегодное число обращений в базы данных, в 2005 г. их было 12 492 375, а в 2010 г. -14 879 422.
Происходит активное развитие АДИС МВД. Все накопленные массивы бумажных дактилокарт переведены в электронный вид и перемещены в базы данных АДИС. Обеспечена возможность проверки дактилокарт и следов рук с мест преступлений на региональном и межрегиональном уровне.
Кроме этого, во исполнение поручения Президента РФ от 26 сентября 2005 г. № 1564-ПР «О создании государственной системы профилактики правонарушений МВД России» МВД ведутся работы по созданию подсистем видеонаблюдения, экстренной связи «Гражданин-полиция», аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Идет активная работа по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Сегодня порядка 100 тысяч рабочих мест подключены к защищенным каналам связи, имеются довольно серьезные базы данных. Теперь необходимо совместить системы, которые сегодня имеются в регионах, разработать программы территориального уровня, которые будут применяться во всех субъектах РФ, создать глобальный центр. Базисом для построения единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел станет единый интегрированный банк данных коллективного пользования (ЕИБД). Создание ЕИБД обеспечит автоматизацию всех функций МВД России на базе специализированного центра обработки данных. ЕИБД будет содержать основные сведения из информационных систем: ФИС ГИБДД, АИПС «Оружие-МВД», АДИС «Папилон», ЕАИС «Дежурная часть» и др. ЕИБД даст возможность сотрудникам органов внутренних дел:
- получать всестороннюю информацию на интересуемый объект в виде досье;
- производить анализ информации путем сопоставления информационных массивов различных служб.
В свете информатизации деятельности органов внутренних дел большое внимание данному вопросу уделяется в подготовке молодых специалистов. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий способствует повышению качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей, способных успешно выполнять функциональные обязанности сотрудников органов внутренних дел и обладающих навыками примене-
Таблица 2
Инновационные образовательные программы и учебные полигоны в образовательных учреждениях МВД России
№ Название учебной программы/полигона
1 «Виртуальная комната участкового уполномоченного полиции»
2 «Образовательно-консультационный портал дознавателя»
3 «Учебно-методический комплекс подготовки сотрудников МВД, осуществляющих специальные психофизиологические исследования с применением полиграфных устройств в интересах борьбы с преступностью и подбора кадров»
4 «Педагогические технологии моделирования технико-тактических действий по задержанию правонарушителей»
5 «Дежурная часть ОВД»
6 «Ситуационно-имитационный комплекс учебно-практического и тренажерного обучения личного состава курсантов образовательных учреждений МВД России навыкам оказания экстренной медицинской помощи от воздействия крайних температур, химических веществ, электрической и лучистой энергии»
7 «Уголовно-правовые меры противодействия современному экстремизму в интернет-пространстве»
8 «Интегральная физическая, огневая и тактико-специальная подготовка курсантов и слушателей»
9 «Формирование антикоррупционной устойчивости у курсантов и слушателей вузов МВД России»
10 «Компьютерный центр практического обучения, повышения квалификации и переподготовки в области судебной автотехнической экспертизы»
11 «Ситуационно-ориентированное обучение сотрудников ДПС»
12 Криминалистический полигон
13 Полигон ГИБДД
ния передовых форм и методов оперативно-служебной деятельности.
В период с 2011 по 2015 г. в Министерстве внутренних дел реализуется комплексный план оснащения образовательных учреждений МВД России современными образцами технических средств обеспечения образовательного процесса на общую сумму 1,4 млрд руб.
С 2009 г. авторскими коллективами образовательных учреждений МВД России разработаны и успешно внедрены в учебный процесс 27 инновационных образовательных программ, основанных на современных информационных технологиях. Кроме того, в образовательных учреждениях МВД России созданы высокотехнологические, современные учебные полигоны, максимально приближенные к реальности несения службы (табл. 2).
В целях повышения практической направленности и качества обучения регулярно проводится оценка остаточных знаний курсантов и слушателей. Помимо этого каждый год руководители территориальных органов МВД России дают оценку качества подготовки каждого выпускника системы образования МВД, их деловых и моральных качеств.
На данном этапе внедрения 1Т-технологий в деятельность ОВД существует еще много недоработок, далеко не
все еще разработано и функционирует без изъянов, но, несмотря на все имеющиеся недостатки, более 90% преступлений расследуются с использованием информационных технологий.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // Российская газета. 2008. 16 февраля (№ 34).
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», СЗ РФ от 14 февраля 2011 г. № 7, ст. 900.
3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 2 марта (№ 43).
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. 30 июля (№ 168).