Научная статья на тему 'Телекоммуникационные технологии в регистрационно-криминалистической деятельности полиции'

Телекоммуникационные технологии в регистрационно-криминалистической деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОВД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цимбал Виталий Николаевич

В работе рассматриваются вопросы использования органами внутренних дел в своей деятельности достижений науки и техники, а также возможность использования в ходе предварительного расследования сетей Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС ОВД) ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телекоммуникационные технологии в регистрационно-криминалистической деятельности полиции»

УДК 343.9

Цимбал Виталий Николаевич

преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Краснодарского университета МВД России sedruk@gmail.com Tsimbal Vitaliy Nikolaevich

lecture of the department operational and investigative activities and special

equipment Krasnodar University MIA of Russia

sedruk@gmail.com

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИСТРАЦИОННО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

TELECOMMUNICATION TECHNOLOGY IN REGISTRATION AND FORENSIC ACTIVITIES OF THE POLICE

Аннотация: в работе рассматриваются вопросы использования органами внутренних дел в своей деятельности достижений науки и техники, а также возможность использования в ходе предварительного расследования сетей Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС ОВД) ОВД.

Ключевые слова: телекоммуникационная система, информация, криминалистические учеты и регистрация, предварительное расследование, Единая информационно-телекоммуникационная система ОВД.

Annotation: In the work questions the use of the internal affairs agencies in their activities of science and technology, as well as the use of the preliminary investigation of the Unified network information technology system BIA.

Key words: telecommunication system, information, criminal records and registration, preliminary investigation, Unified network information technology system BIA.

Отличительной чертой конца XX в. - начала XXI в. стало постоянное развитие и внедрение в жизнь общества научно-технического прогресса, который сопровождается значительными достижениями в области научных и компьютерных технологий. Развитие компьютерной техники, мобильной связи, разных цифровых технологий подталкивают, человека пользоваться современными высокотехнологичными устройствами: мобильными телефонами, планшетными компьютерами, цифровыми плеерами, ноутбуками и иными изделиями. Без информационных коммуникаций немыслима социальная жизнь.

Современные телекоммуникационные системы включают в себя различные сети электросвязи: стационарной, мобильной (сотовой, спутниковой и т.п.), телевизионные каналы связи и радиовещания.

В нормативно-правовых актах Российской Федерации, а именно в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. в ст. 2 дается следующее определение: «Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники».

Телекоммуникационные системы как функционирующая сеть представляют собой совокупность радиоэлектронных технических средств для передачи сведений и данных на расстояние. Вышеуказанные системы являются прежде всего системами передачи информации [1].

Наличие и функционирование телекоммуникационных систем создает огромнейшее информационное поле, используя которое людям доступны возможности общения, обмена разнообразной информацией и т.п. Сотрудники же правоохранительных органов в процессе профессиональной деятельности используя информационные и телекоммуникационные технологии имеют возможность доступа к различным базам данных, электронным учетам и подобному.

Однако и преступность не стоит на месте в своем развитии. Она стала более организованной и вооруженной, в также мобильной и технически оснащенной. Происходящие процессы развития существенно повысили требования, предъявляемые к научно-техническому обеспечению деятельности правоохранительных органов, организации и правовому регулированию использования технико-криминалистических методов и средств борьбы с этим негативным явлением современного общества [2].

Вопросам информационного и технического оснащения правоохранительных органов в последнее время уделяется первостепенное внимание. Одним из существенных толчков к этому, принятие в 2011 г. Федерального закона «О полиции» № З-ФЗ от 07.02.2011 г. и включение в него статьи 11 «Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем», таким образом были созданы условия правового определения механизма применения научно-технических и информационных новшеств в работе правоохранительных органов. Фактически данной правовой нормой закрепляется необходимость научного поиска эффективных направлений реализации результатов научно-технической революции в работе полиции. Тем самым формируются новые подходы к ее организации деятельности по борьбе с преступностью. Данная норма обязывает любого сотрудника полиции пользоваться различными достижениями науки и техники, при этом возможность использования вышеназванной техники введена для сотрудника в ранг обязанности.

В настоящее время, ни одно уголовное дело не расследуется без использования оперативно-справочных, криминалистических и розыскных

учетов, ведущихся практически во всех правоохранительных органах. Именно учеты органов внутренних дел формируют основную информационную базу следственной и судебной деятельности, что позволяет принимать обоснованные тактические и процессуальные решения, реализовывать полученные данные, а их эффективность доказана практикой [3].

Криминалистическая регистрация - это система научных положений и разработанных на их основе методик по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов в целях информационного обеспечения раскрытия, расследования, предупреждения преступлений и решения иных задач правоохранительных органов [4].

Эффективность раскрытия и расследования преступлений во многом зависит от количества и тем более качества имеющейся, получаемой или полученной криминалистически значимой информации, ее доступности для следователя и лиц, осуществляющих розыск и дознание.

Основные задачи криминалистической регистрации на современном этапе заключаются в интеграции банков данных общего и специального назначения; обеспечении санкционированного удаленного доступа в интерактивном режиме, создании комплексной системы обеспечения информационной безопасности; разработке новых и модернизации существующих автоматизированных информационно-поисковых систем в соответствии с новыми требованиями; возможности обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного

информационного взаимодействия; организации профессиональной подготовки и переподготовки [5].

Потенциал криминалистических учетов сегодня используется далеко не в полной мере, необходимо дальнейшее совершенствование процесса формирования, ведения, анализа и использования в процессе раскрытия преступлений, следовательно, осталось и остается и по сей день одним из перспективных направлений в области криминалистических исследований.

В настоящее время, также перспективным направлением развития деятельности органов внутренних дел (ОВД) в ходе борьбы с преступностью, противодействию терроризму, охране общественного порядка и ином выполнении задач, возложенных на ОВД - это создание и совершенствование Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД).

Найти определение ЕИТКС ОВД достаточно сложно, так как нормативно-правовая составляющая данной системы, указывается в основном в ведомственных нормативно-правовых актах МВД России ограниченного доступа. Однако, в открытой печати имеются несколько определений, рассмотрим следующее: «ЕИТКС ОВД - информационно-телекоммуникационная система, основанная на интегрированной среде органов внутренних дел, обеспечивающих взаимодействие с коммуникационной системой внутренних войск МВД России, телекоммуникационными системами

органов государственной власти, включая правоохранительные органы, а также доступ сотрудников органов внутренних дел к услугам публичных и специальных федеральных информационно-телекоммуникационных систем и состоящая из автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационно-аналитических и экспертно-криминалистических центров ОВД» [6].

Обеспечением деятельности ЕИТКС занимается Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России. Главной задачей Департамента является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, основой которого является ЕИТКС ОВД [7].

Для построения ЕИТКС ОВД применяются сети типа Ethernet, объединенные оптоволоконными линиями или каналами связи. Данная система строится на основе ЛВС (локальных вычислительных сетей) МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам РФ путем их объединения. Всем пользователям ЛВС обеспечивается доступ к WEB-ресурсам МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам РФ, УТ МВД, ресурсам ГИАЦ МВД России и почтовым сервисам узла магистральной сети передачи информации.

С окончательным вводом ЕИТКС ОВД ее пользователь получит следующие возможности:

- единый универсальный механизм доступа и санкционированного получения требуемой информации;

- возможность обеспечения доступа с любого объекта ОВД и любого рабочего места, включая мобильное;

- набор типовых команд и возможность формирования специальных запросов;

- возможность поиска одновременно по всем включенным в единое информационное пространство информационным ресурсам;

- существенное сокращение времени обработки запроса и получения информации;

- протоколирование действий.

Проблема достижения оперативности, простоты и качественности в получении и передачи различной информации состоит в постоянном улучшении разнообразных технологий. Своевременное внедрение в деятельность сотрудников органов внутренних дел подобных технологий является гарантом качественного выполнения ими поставленных оперативно-служебных задач по раскрытию и расследованию преступлений и тому подобного. Достижения по улучшению информационного обеспечения ОВД получаются путем использования в практической деятельности современных телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий и повышение на этой основе эффективного функционирования ОВД в целом.

В процессе создания ЕИТКС производятся мероприятия по запуску в эксплуатацию специализированных автоматизированных систем по следующим направлениям деятельности ОВД:

1. системы информационного обеспечения антитеррористической деятельности ОВД;

2. автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица;

3. автоматизированной системы информационного обеспечения органов предварительного следствия в системе МВД России;

4. системы автоматизированных экспертно-криминалистических учетов;

5. единой системы управления дежурной службы МВД России;

6. автоматизированной информационной системы контроля миграционной обстановки ФМС России;

7. ведомственного сегмента государственной автоматизированной системы изготовления и контроля заграничных документов, содержащих в электронной форме биометрические данные их владельцев;

8. федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России;

9. автоматизированной системы правового информирования системы МВД России;

10. автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами МВД России;

11. системы дистанционного обучения на базе образовательных учреждений МВД России и учебных центров МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России [8].

В связи с реформированием МВД РФ в 2011 г., с введение в действие ФЗ «О полиции», а также как нами говорилось ранее - одной из первостепенных задач министерства и государства в целом является информатизация органов внутренних дел. На сегодняшний день продолжаются работы по полноценному вводу в эксплуатацию ЕИТКС ОВД, созданы и функционируют отдельные учетные автоматические информационные системы по различным направлениям (например, АДИС «Папилон»[9]), автоматизированы сбор и обработка статической информации.

Но заострим наше внимание на пункте 4, обозначенном в вышеназванных направлениях деятельности ОВД, а именно: системы автоматизированных экспертно-криминалистических учетов.

Перспективы использования сетей ЕИТКС ОВД в процессе расследования, например для оперативной передачи информации о преступлении, личности преступника и иной информации о нем, следах изъятых на месте преступления, видах преступлений и т.п. - видится достаточно актуальным. Например, следователь в процессе расследования уголовного дела, имея определенную версию о расследуемом событии: входит в систему ЕИТКС ОВД, определяет регион и конкретное место постановки объекта на учет. Находясь в этой же системе, он может дать отдельное поручение на проведение проверки имеющихся следов (образцов) в данный регион, проведения опроса интересующих лиц и тому подобное.

Как видится, данный способ расследования, движения информации в целом, будет нести большую оперативность и качество рассмотрения уголовного дела. Однако, использование ЕИТКС ОВД не исключает обращения следователя к центральным экспертно-криминалистическим учетам в ЭКЦ МВД РФ.

Таким образом, полноценный запуск в эксплуатацию ЕИТКС ОВД позволит создать единое информационное пространство для сотрудников органов внутренних дел, сможет обеспечить требуемый уровень их информационного обеспечения, даст возможность практическим работникам на всех уровнях управления органов внутренних дел незамедлительно получать необходимую информацию.

Литература:

1. Скорикова Т.Н. Информационное и телекоммуникационное право в современном гражданском обороте. URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/image/307-094-097.pdf. Дата обращения: 24.12.2012 г.

2. Калужина М.А. Организационно-правовые аспекты совершенствования регистрационно-криминалистической деятельности в системе Международной организации уголовной полиции - Интерпола в процессе раскрытия и расследования преступлений: автореф. дис., канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009. С. 3.

3. Там же. С. 5.

4. Криминалистика. Полный курс : учебник для бакалавров / под общ. ред. А.Г. Филиппова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. С. 242.

5. Калужина М.А. Современные проблемы криминалистической регистрации в Российской Федерации и возможности ее интеграции в система Интерпола : автореф. дис., канд. юрид. наук. - Владимир, 2011. С. 15.

6. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Единаяинформационно-

телекоммуникационнаясистемаоргановвнутреннихдел. Дата обращения: 24.12.2012 г.

7. Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.garant.ru/action/interview/348616. Дата обращения: 25.12.2012 г.

8. Специальная техника органов внутренних дел: Часть 1. Учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова. - Краснодар: КрУ МВД России, 2011. С. 61.

9. Информационный лист № 70, июль 2012 г. «Пути повышения результативности АДИС МВД России».

Literature:

1. Skorikova T. Information and télécommunications law in modern public circulation. URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/image/307-094-097.pdf. Дата обращения: 24.12.2012 г. Request data: 24.12.2012 г.

2. Kaluzhina M. Organizational and legal aspects of improving the registration and forensic activities within the International Criminal Police

Organization - Interpol in the detection and investigation of crimes. Synopsis dissertation, PhD in Law. - Krasnodar, 2009. P. 3.

3. Ibid. P.5.

4. Criminalistics. Full course: a textbook for the bachelors / edited by A. Filippov. - 4th edition, revised and enlarged. - M.: publishing house Yurayt; PH Yurayt, 2012. P. 242.

5. Kaluzhina M. Modern problems of forensic registration in the Russian Federation and its possible integration into the system of Interpol : Synopsis dissertation, PhD in Law. - Vladimir, 2011. P. 15.

6. Wikipedia. The free encyclopedia. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Едuнaн_uн$opмaцuoннo-

meneK0MMyHUKa^0HHaH_cucmeMa_0paaH06 6HympeHHUxden. Request data: 24.12.2012 a.

7. Legal information portal Garant. URL: http://www.garant.ru/action/interview/348616. Request data: 25.12.2012 a.

8. Special technics of internal affairs: Part 1. Textbook / Edited by Y. Agafonov. - Krasnodar: KrU MIA of Russia, 2011.

9. The information sheet № 70, june 2012. «Ways to increase the effectiveness of AFIS MIA of Russia».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.