Научная статья на тему 'На страже порядка -милиция общественной безопасности'

На страже порядка -милиция общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суходольский М. И.

9 октября в Москве состоялась пресс-конференция первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции Михаила Суходольского по вопросу: «О принимаемых МВД России мерах по совершенствованию деятельности служб и подразделений милиции общественной безопасности». Необходимость рассмотрения вопроса повышения эффективности и совершенствования деятельности подразделений милиции общественной безопасности назрела давно. На современном этапе в качестве одного из основных критериев качества развития органов внутренних дел выступает показатель уровня доверия к ним населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На страже порядка -милиция общественной безопасности»

12 (33) - 2008

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

на страже порядка -милиция общественной безопасности

Генерал-лейтенант милиции

м. и. суходольский,

первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации

9 октября в Москве состоялась пресс-конференция первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции Михаила Суходольского по вопросу: «О принимаемых МВД России мерах по совершенствованию деятельности служб и подразделений милиции общественной безопасности». Необходимость рассмотрения вопроса повышения эффективности и совершенствования деятельности подразделений милиции общественной безопасности назрела давно. На современном этапе в качестве одного из основных критериев качества развития органов внутренних дел выступает показатель уровня доверия к ним населения.

Оценка эффективности работы милиции, прежде всего, основывается на впечатлении от работы подразделений милиции общественной безопасности (МОБ). Не менее ответственна и значима деятельность дознания, лицензионно-разрешительных и охранно-конвойных подразделений. По итогам девяти месяцев отмечается сохранение позитивной тенденции к снижению преступлений, в том числе совершаемых на улицах и в общественных местах. С начала года число зарегистрированных преступлений уменьшилось в сравнении с прошлым годом более чем на десять процентов (—10,6 %). Количество преступлений, совершенных в общественных местах, сократилось почти на восемь процентов (—7,6 %), в том числе на улицах почти на пять процентов (—4,9 %).

Положительно оценивается сокращение более чем на треть (—34,6 %) уголовно наказуемого хулиганства и на четверть — разбойных нападений (—25,6 %), а также существенное уменьшение количества грабежей (—19,2 %) и краж (—14,2 %). Продолжается рост показателей служб милиции общественной безопасности, характеризующих

состояние работы в сфере профилактики правонарушений.

По итогам 9 месяцев т. г. отмечается снижение преступлений, совершенных несовершеннолетними — на 16,5 %, безработными — на 8,1 %, ранее судимыми — на 0,9 %, в состоянии алкогольного опьянения — на 11,9 %. Раскрываемость уличных преступлений по «горячим следам» возросла в сравнении с прошлым годом почти на 18 %.

Вместе с тем очевидно, что деятельность подразделений МОБ требует некоторой коррекции, основанной, прежде всего, на комплексном, системном подходе к решению имеющихся проблем. А суть данного подхода заключается в определении стратегии развития всей милиции общественной безопасности как единого организма, а не каждой службы в отдельности.

На сегодня Министерством внутренних дел России разрабатывается комплекс организационно-практических мер по совершенствованию деятельности подразделений МОБ:

1) реализовываются мероприятия по оптимизации отдельных направлений деятельности милиции общественной безопасности, которые направлены на повышение эффективности работы и упорядочение системы управления силами и средствами;

2) ускорена работа Министерства в решении задач по совершенствованию и систематизации законодательства в сфере охраны порядка и безопасности, профилактики правонарушений;

3) на качественно новый уровень планируется поднять материально-техническую базу подразделений МОБ, сосредоточить усилия на модернизации и техническом перевооружении службы, улучшении условий труда личного состава, а также обеспечении мер социальной защиты;

- 87

4) ведется работа по формированию нового позитивного имиджа сотрудников милиции общественной безопасности, повышению их авторитета среди населения, а также повышению профессионального мастерства;

5) усиление управленческого влияния Министерства при реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка и безопасности личности.

В рамках первого блока задач особое внимание уделено организации комплексного использования сил и средств в системе так называемой единой дислокации. Ее основу составляют наряды патрульно-постовой службы милиции, вневедомственной охраны и дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Кроме того, для обеспечения охраны правопорядка под единым руководством привлекаются военнослужащие внутренних войск МВД России (из состава специальных моторизованных воинских частей) и представители общественных организаций правоохранительной направленности. Каждый наряд имеет закрепленный пост или маршрут патрулирования и в случае поступления информации о правонарушении должен по команде оперативного дежурного по горрайоргану обеспечить реагирование на данный сигнал.

На сегодня назрела необходимость в разработке новых схем организации несения службы на улицах, ставка должна делаться на мобильные наряды, за которыми закрепляются отдельные участки территории обслуживания, позволяющие в кратчайшее время с учетом дорожной ситуации прибыть к месту происшествия.

Пешие патрули целесообразно сохранить в наиболее криминогенных местах и в пешеходных зонах. В повседневную практику может войти и появление патрульных нарядов, действующих в режиме так называемого «свободного поиска», которые, помимо реагирования на сигналы о преступлениях, должны обеспечивать перекрытие зон патрулирования других нарядов в случае выполнения ими поручений дежурного.

Несомненным подспорьем в решении данных задач являются создание центров оперативного управления нарядами, деятельность которых в основе своей строится на использовании технологий мониторинга подвижных объектов. Применение таких систем не только позволяет оператору в режиме реального времени на карте района отслеживать местонахождение конкретного наряда, но и по итогам работы иметь детализированный отчет о реальном времени патрулирования, стоянках нарядов, отклонения от заданных маршрутов.

88 -

Кроме того, необходимость изменения модели организации работы патрульных нарядов во многом обусловлена развитием технических средств объективного контроля, а также построением в городах аппаратно-программных комплексов «Безопасный город». На сегодняшний день в 49 субъектах Российской Федерации уже развернута работа по созданию АПК «Безопасный город».

В настоящее время в обеспечении правопорядка и безопасности задействуются свыше 72 тыс. установок видеонаблюдения, выведенных на центры управления нарядами и органов внутренних дел, а также около 12 тыс. устройств «гражданин-милиция». До 2010 года планируется дополнительно развернуть работу более двенадцати с половиной тысяч (12613) установок видеонаблюдения и трех с половиной (3581) тысяч связи «гражданин-милиция». Уже подтверждено выделение из бюджетов субъектов федерации более девяти миллиардов рублей на развитие аппаратно-программных комплексов в регионах.

Одним из преимуществ нововведений станет расширение полномочий руководителей территориальных органов внутренних дел по более гибкому маневрированию силами и средствами и повышение оперативности принятия решений по расстановке нарядов, в том числе оптимизация их численности в отдельных зонах обслуживания. Там, где появляются системы видеонаблюдения и установки экстренной связи с милицией, не всегда имеется необходимость постоянного присутствия милиционера. А значит, этот сотрудник может быть задействован на наиболее криминогенном участке.

В то же время МВД России ищет новые формы увеличения плотности нарядов на улицах. К примеру, в текущем году закончится проведение мероприятий по оптимизации численности нарядов групп задержания вневедомственной охраны. По состоянию на 9 месяцев за счет сокращения численности патруля с трех до двух сотрудников дополнительно введено 367 новых групп задержания. Всего к концу года их число увеличится до 536. Для сравнения, до начала этой работы в стране было немногим более трех с половиной тысяч (3693) групп задержания вневедомственной охраны.

Не стоит также забывать о развитии ведомственной авиации. Сегодня в ее состав входит 17 авиационных отрядов специального назначения. Помимо воздушного мониторинга при обеспечении правопорядка на массовых мероприятиях, милицейская авиация обеспечивает воздушное

патрулирование автомобильных дорог и лесопарковых зон. Активно задействуются отряды в работе по выявлению мест нарушения природоохранного законодательства и поиску похищенного транспорта. Кроме того, получает развитие применение комплексов высотного видеонаблюдения на базе привязных аэростатов для контроля за оперативной обстановкой. МВД России будет активнее практиковать включение вертолетных патрулей в систему единой дислокации в качестве самостоятельного вида наряда.

Важно сказать и о взаимодействии органов внутренних дел и с негосударственными охранными предприятиями. Численность сотрудников частных охранных структур сегодня сопоставима с численностью милиции (более 739 тыс. человек). Этот ресурс нужно активнее использовать как в системе профилактики, так и в непосредственной охране общественного порядка. Такой опыт давно применяется в США, Канаде, Израиле, Австралии.

Конечный результат оптимизации комплексного использования сил и средств — предъявить преступному миру реально действующую систему реагирования на преступления и укрепить уверенность законопослушных граждан в наличии надлежащего уровня защиты их прав и интересов на улицах и в общественных местах.

Еще один блок задач, требующих обязательного решения, характеризуется наличием проблемных вопросов деятельности МОБ с точки зрения правового обеспечения. Данное обстоятельство и обуславливает актуальность вопроса интенсификации совершенствования и систематизации нормативно-правовой базы в сфере охраны порядка и безопасности, профилактики правонарушений.

С учетом поручений Президента России, а также по инициативе Министерства внутренних дел РФ на различных стадиях проработки находятся проекты федеральных законов:

• «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

• «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

• «О профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, рода занятий и средств к существованию»;

• «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации»;

• «Об участии граждан в обеспечении правопорядка».

Фактически комплекс законодательных мер предложен Министерством в целях повышения эффективности мероприятий антитеррористической направленности. Проанализировав зарубежный опыт, МВД России предлагает помимо конкретизации в законодательстве понятийного аппарата и закрепления требований антитеррористической защиты, установить в качестве обеспечительной нормы уголовную ответственность за их невыполнение. В этих целях разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму».

Данная инициатива согласуется как с разработанным проектом федерального закона «О технических средствах обеспечения противокри-минальной защиты объектов и имущества», так и с рядом инициатив по пересмотру отдельных положений законодательства в сфере государственного контроля за осуществлением негосударственной охранной и сыскной деятельности, а также оборотом оружия.

Безусловно, реализация задач, стоящих перед органами внутренних дел, невозможна без повышения качества профессиональной подготовки сотрудников, а также укрепления материально-технической базы и улучшения условий труда личного состава.

В текущем году завершается проведение экспериментальной апробации нового форменного обмундирования сотрудников патрульно-постовой службы милиции. Эксперимент проводится в двенадцати субъектах Российской Федерации, в нем принимают участие почти тысяча семьсот (1691) сотрудников. Кроме того, задействован Специальный полк милиции по охране объектов МВД России. Выводы и решение о принятии разработанного комплекта новой формы одежды для обеспечения сотрудников, несущих патрульно-постовую службу, будет принято до 1 апреля 2009 года. Разработанные образцы нового форменного обмундирования — это основа, которая может дорабатываться и дополняться новыми предметами.

В ходе общения с сотрудниками сочинской милиции не без оснований было принято решение о необходимости разработки облегченного летнего комплекта. В то же время в других климатических условиях, возможно, понадобятся иные варианты обмундирования. В этой связи предложено руководителям на местах включиться в данную работу и представить до конца года свои предложения в МВД.

- 89

Неизменными атрибутами сотрудника милиции являются вооружение и экипировка, перечень которых также подлежит изменению. Сейчас уже подготовлены типовые проекты экипировки и вооружения для сотрудников разных служб милиции общественной безопасности. В целом предлагается изменить тип штатного оружия для всех сотрудников, с переходом от пистолета Макарова к пистолету Ярыгина, а также заменой автоматов Калашникова на пистолеты-пулеметы ПП—2000 или «Витязь». Отличительной особенностью данного оружия является используемая пуля с меньшей рикошетирующей способностью, что удобно для использования в городских условиях. Кроме того, это оружие обладает мощным останавливающим действием.

Также в арсенале сотрудников наружных служб должны появиться электрошоковые устройства, в том числе дистанционного действия.

Еще одним из компонентов обновления внешнего имиджа станет служебный автотранспорт. Сейчас на базе автомобилей «Рено Логан» и «Лада Приора» разработано два образца патрульного экипажа патрульно-постовой службы. Для патрульной машины ДПС выбраны две модели: «Киа Сореито» и «Киа Спектра». Все представленные образцы имеют улучшенные скоростно-динами-ческие характеристики, усиленные агрегаты подвески, оборудованы активными системами безопасности водителя и пассажира. Для повышения эффективности работы нарядов в транспортных средствах предусмотрены:

1) технические возможности для подключения автомобильной радиостанции, навигационной системы ГЛОНАСС, абонентского комплекта системы передачи данных по радиоканалам, переносного персонального компьютера;

2) штатные места для крепления и перевозки оружия, специальных средств защиты и активной обороны, мобильный комплект для ограждения мест происшествий;

3) комплект аварийно-спасательного инструмента для работы на месте происшествия.

Кроме того, патрульный автомобиль ДПС оборудуется специализированными средствами и приборами: устройством принудительной остановки транспорта, прибором для проверки на состояние алкогольного опьянения, измерителями светопропускания стекол, измерителями скорости. Согласно предварительным расчетам, ориентировочная стоимость спецоборудования, устанавливаемого на патрульные автомобили, составит 450 тысяч рублей. На базе микровэна

«Фиат Добло» создается автомобиль для перевозки задержанных правонарушителей. До конца года опытный образец будет подготовлен.

Конечная цель — перейти на полное оснащение органов внутренних дел профессиональным автотранспортом для решения конкретных милицейских задач, без дополнительной его доработки и дооснащения в подразделениях. То есть, прибыв в подразделение, машина уже должна быть готова к эксплуатации.

В текущем году заканчивается опытно-конструкторская работа по формированию инфраструктуры единого информационного пространства и информационной безопасности. Приказом Министерства создан Совет главных конструкторов программы ЕИТКС ОВД, являющийся консультативным органом при Научно-техническом совете МВД России. Ответственным подразделением за сопровождение работ по созданию единого информационного пространства и выработки стратегии информационного обеспечения определен ГИАЦ МВД России. Дальнейшее развитие Системы связано непосредственно с территориальными органами внутренних дел и нацелено на первоочередное предоставление возможностей удаленного доступа для сотрудников наружных служб.

Важным сегментом в работе милиции общественной безопасности является организация деятельности охранно-конвойной службы. На плановой основе удалось добиться увеличения финансирования мероприятий по строительству и реконструкции изоляторов временного содержания для приведения их в соответствие с законодательством. Объемы бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели в текущем году, почти в десять раз превышают прошлогодние показатели.

Министерством разработано несколько перспективных образцов автомобилей для перевозки задержанных. Они предусматривают наличие биотуалетов в отсеке для перевозимого лица, а также отдельные элементы дополнительной защиты для личного состава конвоя. В последнее время данные служебные транспортные средства оснащаются системами видеонаблюдения и навигационного слежения.

Еще один важный момент — это взаимодействие с общественными организациями в рамках работы по профилактике правонарушений. Работа МВД России в этом направлении достаточно активна. Курс открытости не ограничивается только тем, что создаются общественные советы, привлекаются дружинники, казаки к охране общественного порядка и т. д. Существуют и реали-

зуются разные проекты с привлечением ресурса общественных организаций, в том числе активно задействуется инструмент социальной рекламы профилактической направленности.

Не секрет, что зачастую жертвами преступлений и противоправных деяний становятся люди, которые пренебрегают элементарными нормами безопасности, кроме того, зачастую наши граждане просто проходят мимо, не обращая внимания на то, что происходит буквально у них на глазах...

Начиная с августа 2008 г., фонд «Народная инициатива» при поддержке МВД России проводит по всей стране (32 региона) информацион-

ную программу по безопасности граждан «Победив безразличие — победим преступность». Эта программа направлена на то, чтобы закрепить в общественном сознании алгоритм обязательных действий в различных ситуациях, связанных с преступными действиями, что предотвращение роста преступности немыслимо без участия самих граждан, а эффективность работы сотрудников милиции напрямую зависит от содействия каждого человека. Программа напомнит людям, что при выполнении совершенно обычных и простых на первый взгляд действий значительно повысится уровень их личной безопасности.

МВДинформ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.