Научная статья на тему 'Государственные услуги в электронном виде: проблемы и практика Федеральной миграционной службы'

Государственные услуги в электронном виде: проблемы и практика Федеральной миграционной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
828
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

22 июня в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с первым заместителем директора Федеральной миграционной службы М.Л. Тюркиным, посвященное практике предоставления государственных услуг в электронном виде, которые приобрели в последнее время особую актуальность. Стремительно растет популярность системы электронных услуг, увеличивается количество заявлений, подаваемых гражданами через Интернет. Стремясь повысить качество, доступность предоставляемых государственных услуг и сократить сроки этих процедур, снизить административные издержки со стороны граждан и организаций, а также сделать более открытой необходимую информацию, Федеральная миграционная служба расширяет перечень услуг, оказываемых в электронном виде. С 1 апреля 2010 г. россиянам предоставлена возможность подавать заявления на оформление заграничных и внутренних паспортов, а также на получение адресно-справочной информации в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. С июня текущего года услугами портала для подачи электронных заявлений на получение разрешения на временное проживание и вида на жительство в России могут воспользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Для граждан России введена услуга по регистрационному учету. О том, какими еще государственными услугами Федеральной миграционной службы граждане и организации смогут воспользоваться в электронном виде, каковы перспективы развития информационных технологий в деятельности ФМС России в ближайшее время, а также круг проблем, возникших при переходе на предоставление государственных услуг в электронном виде, рассказал М.Л. Тюркин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные услуги в электронном виде: проблемы и практика Федеральной миграционной службы»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

25 (82) - 2010

государственные услуги

В ЭЛЕКТРОННОМ виде: ПРОБЛЕМы

и практика федеральной миграционной службы*

22 июня в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с первым заместителем директора Федеральной миграционной службы М. Л. Тюркиным, посвященное практике предоставления государственных услуг в электронном виде, которые приобрели в последнее время особую актуальность. Стремительно растет популярность системы электронных услуг, увеличивается количество заявлений, подаваемых гражданами через Интернет. Стремясь повысить качество, доступность предоставляемых государственных услуг и сократить сроки этих процедур, снизить административные издержки со стороны граждан и организаций, а также сделать более открытой необходимую информацию, Федеральная миграционная служба расширяет перечень услуг, оказываемых в электронном виде.

С 1 апреля 2010 г. россиянам предоставлена возможность подавать заявления на оформление заграничных и внутренних паспортов, а также на получение адресно-справочной информации в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. С июня текущего года услугами портала для подачи электронных заявлений на получение разрешения на временное проживание и вида на жительство в России могут воспользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Для граждан России введена услуга по регистрационному учету. О том, какими еще государственными услугами Федеральной миграционной службы граждане и организации смогут воспользоваться в электронном виде, каковы перспективы развития информационных технологий в деятельности ФМС России в ближайшее время, а также круг проблем, возникших при переходе на предоставление государственных услуг в электронном виде, рассказал М. Л. Тюркин.

URL: www.gosuslugi.ru.

* Интернет-интервью в Информационном агентстве «ГАРАНТ» с первым заместителем директора Федеральной миграционной службы М. Л. Тюркиным публикуется в сокращении.

2 -

— Михаил Леонидович, есть информация, что Федеральная миграционная служба намерена внести кардинальные изменения в правила перемещения граждан по территории страны и уже подготовила законопроект об отмене россиянам регистрации. Расскажите, пожалуйста, подробнее о предложенных вашей службой нововведениях. Внесен ли разработанный документ на рассмотрение в Госдуму?

— Информация о подготовке законопроекта об отмене в Российской Федерации регистрации по месту жительства и по месту пребывания российских граждан не соответствует действительности, на этом необходимо остановиться немного поподробнее. В советские времена существовал такой институт, как прописка. Некоторые люди и до сих пор пользуются таким термином. Но у нас сегодня нет прописки, а есть институт регистрации, который носит уведомительный характер. Есть ряд условий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы провести эту регистрацию. И основное условие — это существование определенных прав на жилую площадь. Мы пытаемся вносить определенные изменения для того, чтобы всячески облегчить участь российских граждан, чтобы регистрация проходила практически незаметно для них. В настоящее время в ФМС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в формате межведомственной рабочей группы ведется работа над предложениями по совершенствованию системы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Уже в I квартале 2010 г. введена такая дополнительная форма обращения граждан в органы регистрационного учета, как направление заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Вследствие данного формата количество обращений

гражданина сокращается до одного раза, отметка о регистрации по месту жительства в паспорт будет проставляться в день представления им в орган регистрационного учета паспорта и документа, являющегося основанием для постоянного проживания в указанном им жилом помещении, а свидетельство о регистрации по месту пребывания будет направляться заявителю по указанному в заявлении адресу, в том числе почтовым отправлением.

— Можно ли получить вид на жительство, если отсутствует документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания?

— Заявление о выдаче вида на жительство подается лично иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание, в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания.

Одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство иностранный гражданин также представляет в территориальный орган ФМС России документ, подтверждающий наличие у него права пользования жилым помещением.

Заявление о выдаче вида на жительство не принимается к рассмотрению, если иностранным гражданином не представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы.

— Несколько лет назад в России велась дискуссия по поводу разработки и принятия Миграционного ко -декса РФ для того, чтобы привести все действующее миграционное законодательство в соответствие с требованиями сегодняшнего дня иреальными потреб -ностями нашего государства. Однако до настоящего времени такой документ принят не был. Что же мешает принятию такого акта в нашей стране?

— Действительно, в 2003 г. для проработки вопроса о проекте Миграционного кодекса Российской Федерации в МВД России была образована соответствующая рабочая группа, в состав которой вошли представители от федеральных органов исполнительной власти, науки и общественности. Члены рабочей группы отмечали, что практика применения законодательства показывала, что ряд нормативных правовых актов в области миграции утратил свою значимость, имеются пробелы в законодательстве, затрудняющие регулирование миграционных отношений. По мнению участников рабочей группы, проводить систематизацию миграционного законодательства целесообразно с помощью его качественной переработки, кодификации или принятия соответствующего пакета документов.

Это сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться в определенной последовательности в соответствии с требованиями законодательной техники, опираться на широкий круг научных данных с использованием результатов не только юридических, но и социологических, психологических и других научных исследований.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время миграционное законодательство претерпевает существенные изменения, носящие концептуальный характер. Таким образом, разработка проекта Миграционного кодекса РФ в настоящее время преждевременна.

— Можно ли оформлять загранпаспорт на ребенка в возрасте до 14 лет для выезда с ним за границу или нужно вписать ребенка в заграничный паспорт родителя?

— Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации, в том числе несовершеннолетние граждане, осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

К основным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, относятся: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В заграничный паспорт, за исключением заграничных паспортов нового поколения, по заявлению родителей, усыновителей, опекунов или попечителей могут быть внесены сведения о несовершеннолетнем гражданине с вклеиванием его фотографии.

—Для того чтобы остановить волну фиктивных регистраций, Федеральная миграционная служба выступала с предложением ввести запрет на «прописку» неограниченного числа людей на определенной жилплощади и внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Что делается ФМС России в данном направлении на сегодняшний день?

— Вопрос весьма актуальный. Действительно, в практике органов регистрационного учета имеют место факты, когда, к примеру, в однокомнатную квартиру или малогабаритный дом их собственники регистрируют большое количество посторонних

- 3

граждан. В народе такую жилплощадь прозвали «резиновыми домами». Эта ситуация касается только жилья, находящегося в частной собственности, т. е. не муниципального и не государственного сектора. Действительно, собственник вправе, не спрашивая ни у кого разрешения, вселять к себе любых жильцов — и родственников, и посторонних лиц.

Пользуясь этим, некоторые недобросовестные граждане дают согласие на регистрацию большого числа иногородних граждан — естественно, не из чистой благотворительности. Данный вопрос является проблемным и требует внимательного подхода к его решению, так как если установить какие-то ограничения по норме жилплощади, потеряет смысл уведомительный характер регистрации. Ограничительная норма, необходимая для вселения гражданина, изначально была в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, но Конституционный Суд признал ее не соответствующей положениям Конституции Российской Федерации.

Мы можем только рекомендовать гражданам быть благоразумными и не делать из своих квартир и домов гостиницы или общежития. Понятно, что 20—30 человек и более не могут проживать в однокомнатной квартире площадью 20 квадратных метров.

Замечу, что собственники нередко сами создают себе проблемы: зарегистрированные у них граждане уезжают без предупреждения, неизвестно где находятся, а снять их с регистрационного учета можно только по их личному заявлению или по вступившему в законную силу решению суда об их выселении.

Что касается внесения изменений в этой связи в Жилищный кодекс Российской Федерации, то это не простой вопрос, так как затрагивает сферу гражданско-правовых отношений, регулирование которых находится за рамками компетенции нашей службы. Вместе с тем необходимые инициативные предложения ФМС России готовятся, о чем мы соответственно будем информировать Правительство Российской Федерации. Данный вопрос не будет оставлен без внимания.

— Михаил Леонидович, есть ли какие-либо различия в сроках оформления загранпаспорта старого образца и загранпаспорта нового поколения ?Необходимо ли заверять заявление о выдаче загранпаспорта по месту работы или достаточно предоставления копии трудовой книжки?

4 -

— Сроки оформления заграничных паспортов серии 64 «старого образца» (не содержащих электронного носителя информации) и нового поколения (содержащих электронный носить информации) одинаковые, а именно: при подаче заявления (с приложением всех необходимых документов) по месту жительства срок оформления заграничного паспорта не должен превышать одиного месяца, а при подаче заявления по месту пребывания или фактического проживания — четырех месяцев.

Сведения о трудовой деятельности, указанные в заявлении, приложении к заявлению, заверяются руководителями организаций или их кадровых подразделений (органов) по основному месту работы (службы, учебы) заявителя.

При предоставлении заявления по месту пребывания, не заверенного по основному месту работы (службы, учебы), заявитель предоставляет выписку из трудовой книжки о трудовой деятельности за последние 10 лет.

Сведения о трудовой деятельности граждан, не работающих на момент подачи заявления, сверяются сотрудником со сведениями, указанными в трудовой книжке или выписке из нее, о чем производится соответствующая запись в заявлении. В случае отсутствия у заявителя трудовой книжки или выписки из нее в заявлении производится запись: «Сведения о трудовой деятельности указаны со слов заявителя».

— Какова процедура получения биометрического паспорта с помощью Интернета? Необходимо ли будет явиться в отдел Федеральной миграционной службы или же достаточно направить электронное заявление?

— С 1 апреля 2010 г. Федеральная миграционная служба приступила к приему заявлений о выдаче заграничных паспортов, в том числе содержащих электронные носители информации в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Такая возможность представлена всем гражданам, зарегистрированным на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. При оформлении заграничного паспорта, не содержащего электронного носителя информации, заявитель обращается в подразделения ФМС России один раз для предоставления необходимых документов и получения заграничного паспорта, при отсутствии оснований для ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд за пределы Российской Федерации.

Существующая технология изготовления паспорта нового поколения не дает возможность

установить разовое посещение заявителем подразделения ФМС России, осуществляющего выдачу заграничных паспортов. Это связано с необходимостью предварительного цифрового фотографирования заявителя для оформления паспорта нового поколения, так как технические требования, предъявляемые к фотографии, невозможно соблюсти в бытовых условиях.

После направления заявления в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет заявителю необходимо дважды обратиться в подразделение ФМС России, сначала для фотографирования, а затем за получением готового паспорта.

— Что представляет собой российский загранпаспорт нового поколения, какие биометрические данные владельца он будет содержать, какие документы необходимы для его оформления?

— Территориальные органы ФМС России выдают российским гражданам заграничные паспорта нового поколения, содержащие электронные носители информации. Заявление о выдаче заграничного паспорта подается лично заявителем на приеме в территориальном органе ФМС России либо с использованием Единого портала оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в заграничных паспортах нового поколения, одним из показателей включено цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа. В пластиковый вкладыш паспорта помещается компактная микросхема с антенной. В микросхеме хранится в защищенном виде фотография, текстовая информация о владельце паспорта и его электронная цифровая подпись. Указанная информация вносится в микросхему паспорта при его изготовлении (персонализации) и не может быть изменена в процессе эксплуатации паспорта.

Перечень документов, необходимых для оформления заграничного паспорта нового поколения тот же, что и при оформлении паспорта, не содержащего электронного носителя информации.

— С недавнего времени Федеральная миграционная служба значительно расширила перечень услуг, оказываемых ею в электронном виде. Скажите, пожалуйста, наблюдаются ли в связи с этим уменьшение очередей и снижение нагрузки на сотрудников ФМСРоссии? Сколько человек согласно статисти-

ческим данным уже обратилось на данный портал? Насколько электронные услуги востребованы среди населения?

— В настоящее время Федеральная миграционная служба ведет прием электронных заявлений от граждан по вопросам оказания следующих государственных услуг: оформление общегражданских паспортов; оформление заграничных паспортов; адресно-справочные услуги; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства; оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание; оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.

Всего по вопросам оказания перечисленных услуг в Федеральную миграционную службу, по состоянию на 21 июня 2010 г., подано около 32 тыс. заявлений от граждан. Из них подавляющее большинство (31 тыс.) — заявления на оформление заграничного паспорта, что связано в первую очередь с сезоном отпусков и летних каникул.

Нельзя сказать, что введение электронных регламентов уже привело к снижению нагрузки на сотрудников службы или к уменьшению очередей. Однако стремительный рост числа обращений граждан на Единый портал по вопросам оказания государственных услуг (более 80 % из них — по услугам ФМС России) свидетельствует о востребованности у населения системы электронных услуг, что в перспективе должно привести и к уменьшению очередей и к снижению нагрузки на наших сотрудников.

— Известно, что с прошлого года работники организаций, социально значимых для города и страны, могут оформить загранпаспорт прямо на рабочем месте. Михаил Леонидович, разъясните, пожалуйста, какие это категории работников, и какова процедура его оформления?

— Заявление о выдаче заграничного паспорта на территории Российской Федерации подается в территориальный орган ФМС России или его подразделение по месту жительства либо по месту пребывания заявителя. На территории Российской Федерации гражданину Российской Федерации, не имеющему регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, оформление и выдача паспорта производятся по заявлению этого гражданина территориальным органом ФМС России или его подразделением по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации. Никаких преференций

- 5

относительно оформления заграничных паспортов для учреждений и организаций законодательством не установлено.

В то же время, когда вводились биопаспорта и были большие очереди в Москве, были организованы выездные бригады на большие предприятия. Допустим, завод, там есть 100 желающих. Приезжает группа и все процедуры проходят по месту работы или учебы. Плохо ли, хорошо, но сейчас очередей мало, поэтому мы не тиражируем наш эксперимент.

— Недавно были приняты поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые предусматривают введение платных патентов для иностранных граждан, работающих у физических лиц, и необходимость сдавать отпечатки пальцев. Какова цель таких нововведений? Второй вопрос: для чего потребовалось законодательно закреплять термин «высококвалифицированный специалист»? Много ли иностранных специалистов сегодня трудится в России? Где они работают и какие у них профессии?

— По вопросу трудовой деятельности иностранных граждан по найму у физических лиц известно, что механизм приобретения иностранными гражданами патентов направлен на упорядочение трудовой деятельности иностранных граждан в «частном» секторе. Практическая реализация положений законопроекта позволит повысить эффективность регулирования трудовой миграции, будет способствовать выходу из «тени» мигрантов, занятых в «частном» секторе, снизит заинтересованность работодателей и иностранных работников в уклонении от уплаты налогов, а также будет способствовать социализации иностранных работников.

Обязательной дактилоскопической регистрации подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. В связи с предоставлением значительных преференций введение этой меры направлено на учет и поддержание контроля за трудовой деятельностью указанных категорий граждан.

С учетом темпов и масштабов инновационного развития России экономика нуждается в привлечении высококвалифицированных специалистов. Руководством страны неоднократно высказывалось мнение о необходимости создания комфортных и привлекательных условий для инвесторов и вос-

6 -

требованных специалистов. Без законодательного закрепления термина «высококвалифицированный специалист» создание указанных преференций не представлялось бы возможным.

— Расскажите, пожалуйста, что собой представляет адресно-справочная система поиска граждан в подразделениях ФМС России? Насколько востребована эта услуга среди населения? Можно ли с помощью нее найти родственников, проживающих за рубежом? Каждый ли желающий сможет получить доступ к этой системе?

— Адресно-справочная система учета граждан Российской Федерации является основной системой учета населения, аналогичные системы существуют практически во всех странах мира. Информация в данную систему поступает на основе сведений, которые граждане сообщают в заявлениях при регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания или жительства.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации был законодательно введен еще в 1993 г. для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (избирательное право и право на участие в референдуме, получение социальных пособий и пенсий, исполнение всеобщей воинской обязанности, уплата налогов).

Формируемые Федеральной миграционной службой данные о регистрации граждан лежат в основе перспективного планирования в сфере экономического развития государства, реализации миграционной политики, сфере национальной безопасности и в социальной сфере. Система учета населения используется для информационного обеспечения различных органов государственной власти (организации выборов, ведения налогообложения, статистического учета, научных исследований и др.).

Порядок взаимодействия с физическими лицами при предоставлении адресно-справочной информации определен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Учитывая, что адресно-справочные учеты содержат сведения о регистрационном учете граждан в пределах Российской Федерации, они использу-

ются при поиске родственников, близких, проживающих в пределах Российской Федерации. Что касается поиска родственников, проживающих или проживавших за рубежом, для получения подобной информации следует обращаться в соответствующие компетентные органы того государства, где находятся родственники.

— Некоторые исследователи утверждают, что практика применения законодательства показывает — ряд нормативных документов в нынешней миграционной ситуации утратил свою значимость, а пробелы, имеющиеся в законодательстве, затрудняют регулирование миграционных отношений. Как, на Ваш взгляд, в России необходимо выстраивать стратегию миграционной политики и совершенствования законодательства в данной сфере?

— Для совершенствования российского миграционного законодательства требуется учитывать многие аспекты, например, такие как постоянно меняющаяся миграционная обстановка в контексте политической ситуации и потребностей российского общества, а также необходимость выработки новых правовых механизмов, отвечающих современным реалиям, интеграции в нашу правовую систему международных стандартов.

Следует учесть, что миграционная проблематика затрагивает деятельность многих федеральных органов исполнительной власти — МВД России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, ФСБ России, Роструда и целого ряда других министерств и ведомств.

Реализация государственной политики в сфере миграции и осуществление правоприменительных функций, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции возложены на ФМС России.

Для своевременного эффективного реагирования на динамично развивающуюся миграционную ситуацию требуются скоординированность и согласованность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики.

Разработка и дальнейшее принятие нормативных правовых актов в сфере миграции требует четкого представления их интеграции в нынешнюю миграционную политику с учетом демографических, экономических, политических и иных факторов.

В этих целях 20 мая 2009 г. образована правительственная комиссия по миграционной политике, основными задачами которой являются, в том числе, разработка основных направлений совер-

шенствования правового регулирования в сфере миграции, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие с заинтересованными организациями и общественными объединениями по исполнению законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

— Какие санкции применяются к иностранным гражданам за трудоустройство на территории Рос -сийской Федерации без соответствующих разрешений? Какими государственными услугами, которые оказывает ФМС России, могут воспользоваться иностранные граждане и лица без гражданства?

— Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента (это новый документ, позволяющий трудиться мигрантам у частных лиц), если такие разрешения либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Штрафные санкции на иностранца могут быть наложены должностными лицами территориальных органов ФМС России, а принятие решения об административном выдворении за пределы страны, которое влечет за собой пятилетний запрет на последующий въезд в Россию, является исключительной прерогативой судебных органов.

— Сколько иностранных граждан на сегодняшний день официально зарегистрировано в России?

— В Автоматизированной системе Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (АС ЦБДУИГ), на миграционном учете на середину июня 2010 г. состоит ориентировочно более 500 тыс. граждан Узбекистана, около 300 тыс. граждан Таджикистана, около 250 тыс. граждан Украины, около 150 тыс. граждан Армении, около 130 тыс. граждан Азербайджана, 105 тыс. граждан Киргизии, 105 тыс. граждан Молдовы, 65 тыс. граждан Казахстана, около 30 тыс. граждан Белоруссии и почти 280 тыс. человек из других стран.

— Сегодня много говорят о государственных услугах, оказываемых Федеральной миграционной службой в электронном виде физическим лицам.

- 7

Хотелось бы узнать о том, какие услуги посредством Интернета могут получать юридические лица?

— Перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде юридическим лицам, определен распоряжением Правительства Российской Федерации. За ФМС России в этом списке закреплена лишь одна услуга, оказываемая Службой юридическим лицам — «Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации». Прием электронных заявлений от юридических лиц по вопросам оказания данной услуги начнется в сентябре 2010 г.

Для юридических лиц на Едином портале государственных услуг будут создаваться личные кабинеты, во многом аналогичные кабинетам для физических лиц. В настоящее время реализацией соответствующих механизмов и апробацией технических решений занимается Минкомсвязь России как ведомство, являющееся оператором Единого портала.

— Граждане, обратившиеся в ФМС России в рамках электронных регламентов, обладают приоритетным правом по отношению к другим гражданам, поэтому необходимо создать отдельные линии в территориальных органах ФМС России, которые будут обслуживать данных граждан. В чем же заключаются эти привилегии?

— Действительно, одним из преимуществ получения государственной услуги в электронном виде является повышенная комфортность заявителя при его приходе в территориальное подразделение ФМС России только за результатом оказания услуги.

Само собой разумеется, что граждане, подавшие заявления в электронной форме, в своих правах никак не отличаются от граждан, принесших заявления на бумаге. Поэтому слова о «приоритетности по отношению к другим гражданам» не касаются их правового статуса.

Вместе с тем сам алгоритм оказания услуги в электронном виде позволяет гражданину сэкономить время при очной явке на подачу документов в наше подразделение и не стоять в очередях.

Достигается это в первую очередь организацией отдельных линий обслуживания для заявителей, обратившихся в ФМС России через Единый портал — для их приема уже используются отдельные кабинеты или окошки в территориальных подразделениях Службы. Кроме того, для данной группы граждан назначается заранее согласованное с ними время прихода, что позволяет сэкономить время как заявителям, так и нашим сотрудникам.

8 -

— Вправе ли собственник квартиры, женщина, выписать из нее бывшего супруга, с которым не проживает несколько лет, без его участия?

— Исчерпывающий перечень оснований снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства содержится в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями от 2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г.).

Снять своего бывшего супруга в его отсутствие и без его согласия можно только на основании вступившего в законную силу судебного решения о его выселении из занимаемого жилого помещения или в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением.

— Для каких целей Федеральная миграционная служба внедрила услугу, благодаря которой каждый россиянин сможет проверить действительность своего паспорта? Для чего гражданину может потребоваться такая услуга?

— Внедрение такой системы значительно позволило сократить количество злоумышленников, пытающихся совершить мошеннические операции по поддельным документам. Этой системой сейчас активно пользуются в банках при рассмотрении дел о выдаче кредитов, в нотариальных конторах, о чем свидетельствует статистика, собираемая нами ежедневно. На сегодняшний день количество обращений к указанному сервису уже превысило число 2 млн. Что касается обычных граждан, то для них это неплохой шанс проверить оперативность работы нашей службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Очевидно, сотрудникам МВД России будет полезно пользоваться этой базой?

— Конечно. Причем введены две такие услуги, что касается паспортов и разрешения на работу. Такие сервисы есть, они расположены на сайте ФМС России. Сайту уделяется очень большое внимание, у нас актуальная информация по всем территориям.

— Есть информация, что участились случаи мошенничества при оформлении заграничных паспортов и других необходимых документов. Каким образом их избежать?

— Как вы знаете, заграничный паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному

лично или через его законного представителя, в компетентные органы (ФМС России, МИД России и загранучреждения). Чтобы избежать случаев мошенничества при оформлении заграничного паспорта, необходимо обращаться в указанные государственные учреждения и не пользоваться услугами коммерческих фирм.

— Каким образом эти коммерческие компании получают паспорта быстрее? Вы, наверное, проводите служебные расследования, следите за их деятельностью. Как получается, что они имеют возможность за три дня сделать паспорт?

— У них тоже не получается так быстро, этой информацией завлекают в рекламных целях — «за три дня». Различные схемы есть. Первая, самая простая — выдаются липовые документы. Сегодня ты получаешь документ, а завтра на границе проблемы. Второй вариант — это, конечно, существование фирм-посредников. Сложно сегодня говорить, что они нелегальные, потому что на самом деле они оказывают лишь посреднические услуги: подготовку документов, составление анкет и т. д.

— В отделах УФМС Московской области на сдачу документов на заграничный паспорт какие-то огромные очереди, а принимают документы всего 2 инспектора. При этом эти очереди одинаковые что зимой, что летом. Будет ли введена какая-то электронная очередь?

— Во всех территориальных подразделениях Московской области существует электронная очередь, в соответствии с действующим административным регламентом организованы телефон горячей линии и запись по вопросу сдачи документов на оформление заграничного паспорта. Увеличено количество сотрудников на данном направлении за счет перераспределения личного состава внутри подразделений. Во всех крупных территориальных подразделениях, имеющих наибольшую численность населения, организован прием документов на оформление заграничных паспортов в территориальных пунктах. Все территориальные подразделения принимают заявления через Единый государственный портал.

Например, в г. Сергиевом Посаде осуществляется прием на оформление заграничных паспортов как в самом городе, так и в г. Пересвет 6 дней в неделю, количество обратившихся в приемные дни от 50 до 120 человек. Организован телефон горячей линии 8(496) 542-77-61. Электронная очередь работает.

Основной наплыв граждан приходится на субботу. Прием организован в соответствии с распоряжением директора до последнего посетителя.

К вопросу о процедуре регистрации физического лица на правительственном портале. Эта регистрация будет проходить один раз в жизни. Допустим, сегодня Вы, как физическое лицо, уже официальный пользователь правительственного портала. И все остальные входы уже не требуют усилий. Зарегистрировался — дальше начинаются электронные услуги. Что касается персональных данных, то в соответствии с федеральными законами от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» или от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» мы заботимся о том, чтобы Ваши данные никуда не попали. Но Вы подтверждаете согласие с тем, что свои данные отправляете нам по электронной почте. Если Вы не согласны с указанным порядком, то приходите в наше подразделение. Это технический вопрос, абсолютно нормальный, сейчас даже в анкете на биопаспорт написано: согласны ли Вы с тем, что Ваши данные будут по электронным каналам связи переданы для изготовления паспорта? И Вы пишите: согласен. Если все же не согласны, то надо оформлять простой паспорт.

— Порой возникает ощущение какого-то парадокса: электронные услуги уже действуют, а людям вместо того, чтобы обратиться на сайт, милее занимать очередь с вечера, а утром толкаться в очереди? Наверное, сказывается наш менталитет?

— Здесь следует обозначить несколько позиций. Первое — страх перед нововведениями. Не надо бояться, лучше сразу научиться пользоваться системой. Второй вопрос: Вы абсолютно правы, все-таки удобнее работать по-новому. Но вместе с тем, ни в коем случае нельзя людей загонять в угол потому, что есть стандартное оказание услуги, а есть электронное, есть принцип «одного окна», а есть общие центры, так называемые МФЦ, которые сейчас создаются, — пусть гражданин имеет право выбрать для себя или одно, или другое, или третье. И чем больше таких возможностей будет, тем лучше. Да, для нас это сложнее. Вот даже в случае с тем же введением новых паспортов. Почему? Потому что есть две параллельные системы. Конечно, удобнее, когда система одна. Пока что вместо того, чтобы освободить сотрудников от нагрузки, мы вынуждены привлекать больше людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.