8
№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
УДК 342.5 Я.Л. Ванюшин, С.М. Сенникова
Ya. Vanyushin, S. Sennikova
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ В ПРАКТИКЕ УФМС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ
Статья отражает результаты деятельности УФМС России по Челябинской области по предоставлению государственных услуг (исполнению государственных функций) в 2013 г. В работе приводятся сведения об основных направлениях деятельности миграционной службы, что позволяет оценить не только эффективность государстве иной деятельности в сфере миграции, но и получить представления о миграционной картине региона.
Ключевые аюва: гражданство, миграция, паспорт, реадмиссия. регистрация, ФМС России.
PUBLIC SERVICES IN THE FIELD OF MIGRATION IN PRACTICAL WORK OF THE RUSSIAN FEDERAL MIGRATION SERVICE DEPARTMENT IN CHELYABINSK REGION IN 2013
The article reflects the work of the Russian Federal Migration Service Department in Chelyabinsk region in 2013 for public services (state functions performing). The article gives information on the main activities of the migration service that allows to assess not only the effectiveness of government activities in the field of migration, but also get ideas about (he migration picture of the region.
Keywords: citizenship, migration, passport, readmission, registration, the Russian Federal Migration Service Department.
Основной задачей УФМС России по Челябинской области является реализация государственной политики в сфере миграции на территории Челябинской области. Основная сфера деятельности территориального органа заключается в осуществлении правоприменения, контроля и надзора, оказания государственных услуг в сфере миграции.
УФМС России по Челябинской области является территориальным органом федеральной компетенции, в задачи которого входит обеспечение важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это право на гражданство, право иностранных граждан и лиц без гражданства на труд, свобода передвижения, места пребывания и жительства и др. Реализация ФМС России конституционных прав придает не только значение се деятельности, но возлагает высокую степень ответственности за решение задач, поставленных перед государственным органом 111.
Одним из основных направлений деятельности ФМС является соблюдение миграционного законодательства гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства организациями и учреждениями. С этой целью органы ФМС России осуществляют не только контроль и надзор за деятельностью в сфере миграции, но и являются юрисдикционными органами. Это позволяет принимать адекватные меры реагирования со стороны государства на нарушения, проводить профилактическую работу,
используя меры предупреждения, а в случаях, предусмотренных законодательством, - меры административного принуждения и наказания.
В 2013 г. УФМС России по Челябинской области было составлено более 67 тыс. протоколов об административных правонарушениях, рассмотрено 68,4 тыс. материалов, наложено 61120 административных штрафов на сумму более 94 млн рублей. Судами в сфере миграции было рассмотрено 1677 материалов, вынесено 1 475 решений о наложении административных штрафов на сумму 1,9 млн рублей, в отношении 790 иностранных граждан и лиц без гражданства приняты решения об административном выдворении. Значительная часть нарушений отмечается в сфере документирования граждан Российской Федерации. Так преобладают такие административные нарушения как проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ст. 19.15 КоАП РФ), умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо хтрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности (ст. 19.16 КоАП РФ). Доля отмеченных нарушений составляет 70% (ст. 19.15 - 45%, ст. 19. i6 - 25%).
В сфере контрольно-надзорной деятельности УФМС России по Челябинской области было выдано 990 тысяч бланков миграционных карт, обработано более 1,6 млн заполненных миграционных карт с направлением в банк данных
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
ФМС России, проведено К) тыс. мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, из них 70% были осуществлены самостоятельно подразделениями УФМС России. В 2013 г. УФМС России по Челябинской области было вынесено около 90 решений о сокращении срока временного пребывания, выявлено более 2 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, 174 человека привлечено к уголовной и административной ответственности за использование поддельных документов.
Визовая и регистрационная работа характеризуются следующими показателями: было оформлено 173 тыс. заграничных паспортов, более 9 тыс. приглашений иностранным гражданам, 3 тыс. разрешений на временное проживание и 2,6 тыс. видов на жительство, поставлено на миграционный учет около 200 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 7 тыс. виз. Нарушений сроков оформления допущено нс было.
Основным показателем результативности государственных услуг, оказываемых населению, является паспортная работа. В 2013 г. в Челябинской области было оформлено 174 тыс. паспортов граждан Российской Федерации, при этом 19% паспортов было выдано гражданам впервые. Осуществлено более 386 мероприятий торжественного вручения паспортов, зарегистрировано по месту жительства 227 тыс. граждан, по месту пребывания - 70 тыс., снято с регистрационного учета соответственно - 211 тыс. и 10 тыс. граждан.
УФМС России по Челябинской области продолжала вестись работа по предоставлению статуса вынужденного переселенца. В настоящее время численность вынужденных переселенцев, находящихся в Челябинской области, составляет 136 семей (311 человек). Кроме того, 40 семей (91 человек) были обеспечены жильем в рамках подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной Правительством Российской Федерации |4|, 136 семей (329 граждан) включены в число участников настоящей программы.
В сфере внешней трудовой миграции 2013 г. отмстился динамикой увеличения выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и соответственно разрешений на работу иностранным гражданам: было оформлено 199 бланков на более 7,2 тыс. иностранных граждан.
оформлено разрешений на работу иностранным гражданам в установленные сроки 16,6 тыс. бланков на более 14,7 тыс. иностранных граждан, 53% из которых составили иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке. В целях обеспечения права осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - квалифицированными специалистами было выдано 398 разрешений на работу, в том числе 83% иностранным гражданам, прибывшим в Россию визовом порядке. Было аннулировано 3 тыс. бланков разрешений на работу, в том числе в отношении прибывших в визовом порядке 17%, в безвизовом порядке -83%, имеющим разрешение на временное проживание - 0,4%, по медицинским показаниям -0,07%.
В 2013 г. на территории Челябинской области было принято и восстановлено в гражданстве Российской Федерации 2 519 человек. Снижение показателей в приеме в гражданство Российской Федерации связано с прекращением действия части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» |2|, которая предоставляла возможность приобретения гражданства Российской Федерации 60% от общего количества принятых в российское гражданство. В общем порядке в гражданство Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства нс принимались, в упрощенном порядке было принято 1,9 тыс. человек, в соответствии с между народными договорами - 378 человек, восстановлено в российском гражданстве 3 иностранных гражданина, признано гражданами Российской Федерации - 16 человек. Основная доля иностранных граждан и лиц без гражданства приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (46%), а также международных договоров (граждане Казахстана - 93%, Кыргызстана - 3,5% и Беларуси - 3,5%). Заявления о прекращении гражданства Российской Федерации в УФМС России Челябинской области не подавались. Кроме того более 20 тыс. детей были оформлены в гражданстве Российской Федерации
В сфере предоставления статуса вынужденного мигранта в прошедшем году УФМС России по Челябинской области была проведена следующая работа: с вопросом о признании беженцем обратилось 8 семей, в отношении 3 семей ходатайства находятся на рассмотрении, с вопросом о предоставлении временного убежища, было
10
№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
направлено обращения от 7 семей. В результате представленных материалов 4 семьям предоставлен статус временного мигранта, в отношении 2 семей материалы находились на рассмотрении. Ходатайства о предоставлении политического убежища иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2013 г. в УФМС России по Челябинской области нс направлялись.
Реализация Государственной программы по добровольному переселению соотечественников Российской Федерации из-за рубежа (далее - Государственная программа) является одним из важных направлений в деятельности ФМС России по Челябинской области. В настоящее время в Челябинской области состоит на учете 311 участник Государственной программы и 276 членов семей. В 2013 г. для участия в Государственной программе в адрес УФМС России по Челябинской области посту пило 281 заявление. 248 рассмотрено. За этот период было выдано более 60 свидетельств участников Государственной программы, 96 иностранных граждан и 126 членов семей были поставлены на учет, приобрело гражданство Российской Федерации 134 человек и 85 членов семей. Компенсации получены более 100 у частниками Государственной программы, численность лиц, проживающих во временном жилье по найму - 222, трудоустроено 88 у частников Государственной программа и более 5 членов семей.
Деятельность УФМС России по Челябинской области по вопросам реадмиссии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» |3| и международными соглашениями Российской Федерации 151. В 2013 г. в целях реализации законодательства о реадмиссии было осуществлено 253 проверок в отношении лиц по ходатайствам о реадмиссии. В установленном
порядке в Челябинску ю область прибыло 5 граждан, переданных иностранными государствами.
Деятельность многофункциональных центров. Актуальным направлением деятельности УФМС России по Челябинской области является формирование на территории Челябинской области многофу нкциональных центров, позволяющих решать комплекс государственных услуг в сфере миграции по принципу «единого окна». В настоящее время в Челябинской области действуют 12 многофункциональных центров, из них 8, предоставляющих государственные услуги в сфере миграции. В 2013 г. операторами многофункциональных центров оказано более 11,7 тыс. государственных услуг из них 99% услуг оказано гражданам Российской Федерации, сотрудниками УФМС России по Челябинской области оказано 31. тыс. государственных у слу г из них 70 % оказано иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Общее количество обращений в многофункциональные центры по предоставлению государственных услу г составило 42 тысячи. Основная доля рассматриваемых вопросов принадлежит вопросам по осуществлению миграционного у чета -21%, по выдаче и замене паспортов гражданина Российской Федерации - 14%; по осуществлению регистрационного учета - 8,6%. Доля консультаций, проведенных по предоставлению (исполнению) государственных услуг (фу нкций), составила 54% от вопросов, рассматриваемых в многофу нкциональных центрах.
Выдача патентов и привлечение высококвалифицированной рабочей силы. В 2013 г. на иностранных граждан оформлено 21 048 патентов, выдано фактически - 19770. За отчетный период 28 868 патентов были продлены, отказано в выдаче - 194 слу чаях, аннулировано - 9. Количество действительных патентов на отчетный период составляет 19761.
----*-----
Примечания
1. Ванюшин Я. Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». - Саратов, 2012.
2. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (рсд. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ; федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. -Ст. 3032.
4. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. : постановл. Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 5. - Ст. 739.
11
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014
5. См., например. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о рсадмиссии (Москва, 18 января 2011 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2011. - № 8. - С. 79-85.
ВАНЮШИН Ян Леонидович, кандидат юридических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: janyclT<r/ybk.ru
СЕННИКОВА Светлана Михайловна, заместитель начальника УФМС России по Челябинской области. E-mail: janych Y7.bk.ru
VANYUSHIN Yan, Candidate of Law, Assistant Professor, academic secretary of the academic council, Tyumen Institute of Law Enforcement Officers' Advanced Training of the Ministry of Interior of Russia. E-mail: janych^bk.ru
SENNIKOVA Svetlana, deputy head of the Russian Federal Migration Service Department in Chelyabinsk region. E-mail: janvehfybk.ru