Научная статья на тему 'Основные направления взаимодействия ФМС России с органами государственной власти в сфере современных миграционных отношений'

Основные направления взаимодействия ФМС России с органами государственной власти в сфере современных миграционных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1676
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL MIGRATION SERVICE / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / STATE AUTHORITIES / МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MIGRATION RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Т. А.

Исследуются основные направления взаимодействия ФМС России с органами государственной власти в сфере современных миграционных отношении. Раскрывается правовая база, основные формы взаимодействия; приводятся аналитические материалы по рассматриваемой сфере за 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of interaction of the federal migration service with state bodies in the sphere of modern migration relations

The article is devoted to the main directions of cooperation between Federal migration service with public authorities in the field of contemporary migration respect. The legal basis, the basic forms of interaction and provides analytical materials in the sphere under consideration for 2013.

Текст научной работы на тему «Основные направления взаимодействия ФМС России с органами государственной власти в сфере современных миграционных отношений»



13 Свод законов РСФСР. М., 1988. Т. 8.С. 497.

14 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР: 1924-1973. М., 1974. С. 519.

15 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1977. № 6. С. 10.

16 См., например: Ефимов М.Е. Вопросы квалификации должностных преступлений по уголовному кодексу БССР. Минск, 1967. С. 33; Курс советского уголовного права.М.: госюриздат, 1961. Т. 6. С. 73 и др.

17 О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 3.

18 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 12.

19 Документ опубликован не был.

20 Документ опубликован не был.

21 Документ опубликован не был.

22 Документ опубликован не был.

23 Документ опубликован не был.

24 Документ опубликован не был.

25 См., например: Кучерявый Н.П. Ответственность за взяточничество. М., 1957. С. 144-148; Волженкин Б. Квалификация посредничества во взяточничестве // Советская юстиция. 1971. № 21.С. 22-23; Курс советского уголовного права. М., 1971. Т. 6. С. 71; Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.Т.4. С. 306.

26 Зятьков Н. Что ждет взяточников? // Аргументы и факты. 2007. № 31.

27 См.: Гришанков М. Коррупция лишает власть уверенности // Парламентская газета. 2006. 1 фев.

28 Лафитский В.И. Принцип независимости судебной власти: общие проблемы реализации // Журнал российского права. 2008. № 4.

29 В России начал действовать новый кодекс судейской этики [Электронный ресурс].Ц^: http://actualcomment.ru/ news (дата обращения: 15.04.2013).

30 Беляков Е. Половина доходов страны оседает в карманах коррупционеров. 18 августа 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/daily/24540.5/719745/ (дата обращения: 10.04.2013).

31 Уголовный кодекс Республики Сан-Марино / науч. ред., вст. статья вице-президента Восточно-Европейского отделения Международной академии наук Республики Сан-Марино, проф. Московского института МВД РФ, докт. юрид. наук С.В. Максимова;пер. с итал. В.Г. Максимова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 253 с. ISBN 5-94201-098-6.

32 Постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. № 17/94/11[Электронный ресурс].Ц^: http:// www.region. grodno.by/ ru/ ed/ ed_ den_ inf (дата обращения: 14.10.2011).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФМС РОССИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Т.А. Прудникова,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс.

E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуются основные направления взаимодействия ФМС России с органами государственной власти в сфере современных миграционных отношении. Раскрывается правовая база, основные формы взаимодействия; приводятся аналитические материалы по рассматриваемой сфере за 2013 г.

Ключевые слова: взаимодействие, федеральная миграционная служба, органы государственной власти, миграционные отношения.

THE BASIC DIRECTIONS OF INTERACTION OF THE FEDERAL MIGRATION SERVICE WITH STATE BODIES IN THE SPHERE OF MODERN MIGRATION RELATIONS

T.A. Prudnikova,

candidate ofjurisprudence, senior teacher of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia Annotation. The article is devoted to the main directions of cooperation between Federal migration service with public authorities in the field of contemporary migration respect. The legal basis, the basic forms of interaction and provides analytical materials in the sphere under consideration for 2013.

Keywords: interaction, the Federal migration service, state authorities, migration relations.

Одним из важнейших факторов реализации миграционной политики, несомненно, является совершенствование системы межведомственного взаимодействия. При осуществлении своих полномочий ФМС России непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации1.

Следует отметить, что ФМС России осуществляет межведомственное взаимодействие с различными государственными органами. К их числу можно отнести Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее -МИД России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) и др.

Примером такого взаимодействия можно назвать информационное сотрудничество указанных федеральных органов и служб в целях выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, а также отказ в выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации2.

Одним из направлений межведомственного взаимодействия ФМС России и ФСБ России следует назвать совместную деятельность указанных служб по реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии3 и выполнению государственной услуги по предоставлению политического убежища в Российской Федерации4. Кроме того, органы пограничного контроля ФСБ России взаимодействуют с территориальными органами ФМС России по вопросам учета в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также следующих транзитом через территорию Российской Федерации5.

Реализация государственной миграционной политики предполагает тесное сотрудничество ФМС России и МИД России. В числе основных направлений такого сотрудничества следует назвать практическую реализацию Государственной программы по

оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 63 76.

Вместе с тем, следует отметить, что особое место среди поименованных субъектов межведомственного взаимодействия в сфере миграции занимает МВД России. Так, на итоговой коллегии ФМС России, состоявшейся в январе 2013 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин особо обратил внимание на более тесное и плодотворное проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий двух ведомств'.

Тесное сотрудничество ФМС России с МВД России обусловлено рядом факторов, в частности, тем, что регулирование миграционных процессов до недавнего времени находилось в ведении именно МВД России, которое осуществляло руководство деятельностью ФМС России.

Основными принципами межведомственного взаимодействия ФМС России и МВД России следует назвать: приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность при безусловном соблюдении государственной и иной охраняемой законом тайны, независимость и самостоятельность в реализации собственных функций и полномочий, а также в выработке форм и методов осуществления мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности8.

ФМС России и МВД России при осуществлении своих функций в сфере миграции на территории Российской Федерации совместно:

1) анализируют результаты работы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за привлечением к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации;

2) организуют и проводят конференции, совещания, семинары с участием представителей работодателей (в том числе иностранных);

3) разрабатывают методические рекомендации для последующего использования в повседневной работе с целью совершенствования форм и методов надзорно-контрольной деятельности;

4) осуществляют информационный обмен актуализированными достоверными сведениями, пред-

ставляющими взаимный интерес, непосредственно связанными с выполнением возложенных полномочий в установленной сфере деятельности;

5) организуют и проводят мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства о правовом положении иностранных работников в соответствии с предоставленными законом полномочиями, принимают необходимые меры реагирования и оформляют по итогам проверок соответствующие документы в пределах своей компетенции;

6) направляют в установленном порядке в органы государственной власти, организации и общественные объединения информацию о соблюдении законодательства и выявленных нарушениях в сфере миграции9.

Таким образом, взаимодействие между ведомствами в сфере миграции осуществляется по двум основным направлениям.

I. Обмен информацией о результатах надзорной и контрольной деятельности в установленных сферах, представляющих взаимный интерес, в целях обеспечения и повышения эффективности реализуемых полномочий (информационное взаимодействие).

II. Организация совместных проверочных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений (практическое взаимодействие).

Информационное взаимодействие между ФМС России, МВД России и их территориальными органами осуществляется на основании согласованных форматов обмена данными посредствам электронных и бумажных носителей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации10.

Одна из целей информационного обмена данными между МВД России и ФМС России - оперативное получение информации для принятия решений, в том числе и для осуществления мероприятий по контролю (надзору) за передвижением граждан по территории страны, а также за трудовой деятельностью иностранных работников. Полученную в порядке обмена информацию, ФМС России и МВД России и их территориальные органы обязаны использовать только в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации. По закону обмен информацией между данными ведомствами осуществляется на безвозмездной основе11.

Например, оперативные подразделения МВД России должны предоставлять в ФМС России сведения о лицах, которые проживают без документов (с недействительными документами), удостоверяю-

щих их личность, а также не зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства.

Существует и обратная связь со стороны ФМС России, которая выражается в том, что сотрудники Службы направляют в соответствующие подразделения МВД России информацию о лицах, представляющих оперативный интерес.

Одним из примеров информационно взаимодействия указанных ведомств является проведение совместных заседаний, совещаний руководителей различного уровня по актуальным проблемам регулирования миграционных процессов в России. Так, на прошедшем в декабре 2012 г. совместном заседании коллегий МВД России и ФМС России, особое внимание было обращено вопросам информационного обмена между ведомствам и вопросам государственного контроля за соблюдением миграционного законодательства.

Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере ми-грации»12. Положением определено, что государственный контроль осуществляется ФМС России и ее территориальными органами при участии МВД России и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.

В рамках указанной деятельности порядок взаимодействия ФМС России, МВД России и их территориальных органов при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля определяется нормативными правовыми актами ФМС России и МВД России.

Законодательством устанавливается, что государственный контроль осуществляется в форме проверок. В ходе проверки должностными лицами, проводящими проверку, осуществляются следующие мероприятия:

а) беспрепятственный осмотр территории в целях установления факта нахождения иностранных граждан или лиц без гражданства на территории проверяемого объекта (при проведении выездной проверки);

б) проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания и соблюдения установленного порядка осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности, а также порядка привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

в) получение на основании мотивированного письменного запроса информации и документов,

являющихся объектами или относящихся к предмету документарной проверки;

г) фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.

По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. Должностные лица, проводящие проверки, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля. Решения и действия или бездействие должностных лиц, проводящих проверку, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По статистическим данным ФМС России за 11 месяцев 2013 г. проведено 838 тыс. 52 мероприятия по выявлению фактов нарушений миграционного законодательства, составлено 2349863 административных протокола, наложено административных штрафов на общую сумму 5937331 тыс. руб., из которых более 3636 млн. руб. взыскано. В территориальные органы внутренних дел направлено 2169 материалов по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК России (организация незаконной миграции), по которым возбуждено 665 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 113 граждан13.

В период оперативно - профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант», проводимых в 2013 г. совместно с органами внутренних дел, а в приграничных субъектах — во взаимодействии с компетентными органами государств - участников СНГ выявлено 444614 нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе нарушений режима пребывания - 214.032, нарушений порядка осуществления трудовой деятельности - 96059.

В порядке исполнения указанного распоряжения в субъектах Российской Федерации созданы совместные рабочие группы, разработаны планы проведения оперативно-профилактических мероприятий, произведен расчет сил и средств, участвующих в проводимых мероприятиях, активизирован обмен информацией между территориальными органами ФМС России и органами внутренних дел. В ходе подготовки и проведения мероприятий привлекались участковые уполномоченные инспекторы полиции, сотрудники ГИБДД органов дознания, уголовного розыска, патрульно-постовой службы и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целом в ходе проведения совместных с органами внутренних дел мероприятий «Нелегальный мигрант» количество выявленных правонарушений по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. возросло более чем на 27%.

В рамках Соглашения между ФМС России и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о взаимодействии компетентных органов приграничных регионов (Витебской, Могилевской и Гомельской областей) в сфере борьбы с незаконной миграцией осуществляется работа по противодействию незаконной миграции.

Всего за указанный период на белорусском направлении проведено 1668 проверочных мероприятий, из которых совместно с пограничными органами ФСБ России и органами внутренних дел - 1152. В ходе мероприятий выявлено и привлечено к административной ответственности -2479 иностранных граждан.

Также проведены оперативно-профилактические мероприятия под условным наименованием «Регион-Магистраль», направленные на выявление и пресечение каналов незаконной миграции и их организаторов, а также нарушений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе при их следовании транспортными средствами междугородного сообщения.

В период проведения оперативно-профилактических мероприятий, наряду с мерами правоприменительного характера, проводилась разъяснительная работа с иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также работодателями, использующими иностранную рабочую силу, о требованиях миграционного законодательства Российской Федерации.

В заключение следует подчеркнуть, что межведомственное взаимодействие ФМС России с другими федеральными органами государственной власти, осуществляемое в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.14, играет одну из важных ролей в административно-правовом регулировании миграционных процессов и в сфере разрешения проблем, препятствующих эффективному регулированию миграционных процессов в России, способствует снижению различных рисков, связанных с притоком мигрантов, без которых обеспечение устойчивой демографической ситуации и стабильного развития экономики сегодня в нашей стране невозможно.

1 Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711 (ред. от 27 февраля 2013 года) « О вопросах Федеральной миграционной службы» // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4276.

2 См.: Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной службой с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: Приказ МИД России № 8722, МВД России № 996, ФСБ России № 562, ФМС России № 350 от 17 ноября 2008 г. (ред. от 23.01.2013) / Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 См., например: О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (вместе с «Правилами взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии»):Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 715 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища : Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (ред. от 12.07.2012) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Об утверждении Правил учета в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию

Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении :Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 77 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») :Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637(ред. от 11.07.2013); О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом :Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289(ред. от 14.06.2013) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Официальный сайт Федеральной миграционной службы России: www.fms.gov.ru

8 См.: Миронов А.Л., Акимова С.А. Основные направления деятельности Федеральной миграционной службы России (вопросы теории и практики). М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. С. 91-98.

9 ФатьяновА.А. Правовое обеспечение безопасности информации: Автореф. Дисс... докт. юрид. наук. М.: Ак. упр. МВД России. 2009. С. 47.

10 См.: Там же. С. 40.

11 См.: Там же. С. 40.

12 Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции : Постановление Правительства РФ № 1162 от 13 ноября 2012 г. / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 По данным ФМС России.

14 Официальный сайт Президента Российской Федерации: М1р://президент.рф

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

М.С. Рахимов,

младший научный сотрудник институт философии, политологии и права АН Республики Таджикистан, соискатель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право Рецензент: доктор юридических наук Буриев И.Б.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.