Научная статья на тему 'Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска в Российской Федерации и Луганской Народной Республике: сравнительный анализ'

Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска в Российской Федерации и Луганской Народной Республике: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
835
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CRIMINAL SEARCH / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / CRIMINALITY / INFORMATION / INFORMATIVE SYSTEM / INFORMATIVE CAS / INTELLIGENCE SYSTEM / CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабичев Дмитрий Александрович

В статье исследуются функциональные особенности автоматизированных информационных систем, используемых Министерствами внутренних дел Российской Федерации и Луганской Народной Республики. На основе их сравнительного анализа, рассмотрения правовых основ информационного обеспечения подразделений уголовного розыска, а также существующих тенденций на Луганщине выстраивается система аргументов о необходимости организации и конкретных направлениях сотрудничества между информационными центрами МВД обоих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support units CID in the Russian Federation and in the unrecognised state of Lugansk People’s Republic: a comparative analysis

The functional features of the informative CASS in-use of Ministries of internal affairs of the Russian Federation and the so-called Lugansk People’s Republic are probed in the article. On the basis of their comparative analysis, examining legal frameworks of the informative providing of subdivisions of criminal search as well as the existent tendencies in Lugansk surroundings, the system of arguments lines up the necessity of organisation and concrete directions of collaboration between the MIA informative centers both in Russia and in the said unrecognised state.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска в Российской Федерации и Луганской Народной Республике: сравнительный анализ»

УДК 343.2

Бабичев Дмитрий Александрович

кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко

dotsent_07@inbox.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье исследуются функциональные особенности автоматизированных информационных систем, используемых Министерствами внутренних дел Российской Федерации и Луганской Народной Республики. На основе их сравнительного анализа, рассмотрения правовых основ информационного обеспечения подразделений уголовного розыска, а также существующих тенденций на Луганщине выстраивается система аргументов о необходимости организации и конкретных направлениях сотрудничества между информационными центрами МВД обоих государств.

Ключевые слова: уголовный розыск, оперативно-розыскная деятельность, преступность, информация, информационная система, автоматизированная информационная система, система искусственного интеллекта, взаимодействие.

В целях организации эффективного противодействия преступности подразделения уголовного розыска активно применяют автоматизированные информационные системы. С их помощью обрабатываются значительные массивы информации о лицах и фактах, представляющих интерес, обеспечиваются оперативность, качество и результаты работы по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Тем не менее даже с учетом периодически улучшающихся показателей оперативно-розыскной работы как в целом в Российской Федерации [27], так и в отдельных ее субъектах [5] оперативная обстановка остается сложной. Согласно официальной статистике, каждое второе (56,0 %) расследованное преступление совершено ранее судимыми лицами, каждое третье (36,1 %) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать пятое (3,9 %) - несовершеннолетними или при их участии. В январе - феврале 2016 года зарегистрировано 370,3 тыс. преступлений, что на 7,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 62 субъектах Российской Федерации [13].

Изучению проблем информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности посвятили свои труды В.В. Бычков, К.К. Горяинов, Э.А. Дидоренко, Е.С. Дубоносов, С.В. Еськов, С.И. Захарцев, Т.С. Коваленко, А.Г. Маркушин, В.С. Овчинский, Н.А. Погорец-кий, Б.Г. Розовский, В.П. Сальников, Г.К. Сини-лов, А.Н. Ханкевич, В.А. Черков, А.Н. Чистоли-нов, Н.Е. Шумило и другие авторитетные ученые. Тем не менее в юридической науке без внимания остаются отдельные аспекты информационной политики Министерства внутренних дел (далее -

Там, где правила игры не позволяют выиграть, английские джентльмены меняют правила

Г. Ласки

МВД) России, влияющие на работу подразделений уголовного розыска в условиях современных геополитических преобразований. К их числу принадлежит установление информационного взаимодействия с МВД появившегося на карте Украины государственного образования - Луганской Народной Республики, укрепления с ним прочных профессиональных контактов. В этой связи целью исследования выступает анализ автоматизированных информационных систем, функционирующих в МВД Российской Федерации и МВД Луганской Народной Республики, поиск путей их эффективного использования в интересах противодействия преступности.

Кратко о рабочем понятийном инструментарии, используемом в данной работе. Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска представляет собой предусмотренную законодательством систему мер, направленных на поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и использование информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, в интересах уголовного судопроизводства, безопасности граждан, общества и государства. Задачей систем информационного обеспечения является накопление, обработка и предоставление в систематизированном и удобном для использования виде оперативной, оперативно-розыскной, оперативно-справочной, аналитической, статистической информации в целях принятия обоснованных решений.

Выделенный понятийно-категориальный аппарат подчеркивает значимую, а в некоторых случаях и определяющую роль систем искусственного интеллекта в познании фактов преступной деятельности как явлений объективной действительности, а также сопряженных с ними разнообразных внутренних и внешних связей, компонентов материального мира в целях получения истинного знания

198

Вестник КГУ Ji № 6. 2016

© Бабичев Д.А., 2016

об объекте оперативно-розыскной деятельности и принятия соответствующих оперативно-розыскных решений.

Итак, согласно сведениям, размещенным на сайте МВД Российской Федерации [15], в ведении министерства находятся следующие государственные информационные системы:

1. Федеральная автоматизированная дактилоскопическая информационная система (федеральная АДИС-МВД).

2. Федеральная государственная информационная система «Система обеспечения предоставления информации МВД России в рамках межведомственного электронного взаимодействия МВД России (ВИС-СМЭВ)».

3. Федеральная государственная информационная система «Интегрированный банк данных федерального уровня» (ИБД-Ф).

Остановимся на описании особенностей их предназначения. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Ро-скомнадзор) [30], федеральная АДИС-МВД создана с целью формирования и ведения на базе органов внутренних дел информационных дактилоскопических массивов, полученных в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, и банка информации с мест преступлений о следах рук неустановленных лиц. Ее назначение - это информационное обеспечение правоохранительных органов при осуществлении функций по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; предупреждению и выявлению административных правонарушений; розыску пропавших без вести; установлению по неопознанным трупам личности человека; установлению личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Основными функциями являются: накопление и актуализация дактилоскопических массивов общефедерального уровня, поиск информации по объектам учета системы, выдача информации по объектам учета системы, обеспечение безопасности информационных ресурсов.

Федеральная ВИС-СМЭВ разработана в целях обеспечения информационного взаимодействия ведомственных информационных ресурсов МВД России с сервисами ОИВ для передачи запросов, приема ответов, предоставления сервисов МВД России для обеспечения поступления запросов от ОИВ с целью получения информации, содержащейся в базах данных ведомственных информационных ресурсов МВД России с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) при предоставлении государственных услуг (функций). Обеспечивает

информационное взаимодействие ведомственных информационных ресурсов МВД России с сервисами ОИВ при предоставлении государственных услуг (функций) [30].

Федеральный ИБД-Ф направлен на обеспечение формирования, ведения централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных учетов органов внутренних дел с использованием интегрированных банков данных на федеральном уровне. Предназначен также для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, установлению местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, а также для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. Область применения: интеграция в рамках ИБД-Ф информации об объектах учета, обеспечение возможности оперативного получения пользователями сведений о наличии информации об интересующем объекте учета, предоставление удаленному пользователю полного досье на лицо или преступление за одно обращение к базам данных федерального уровня, обеспечение оперативного доступа с использованием технологий электронной почты и web-серверов, унификация информационного взаимодействия между ИБД-Ф и различными автоматизированными системами на основе единого формата обмена данными и единой нормативно-справочной информации, унификация технологии и средств ввода информации по различным первичным документам и из различных источников через использование унифицированного автоматизированного места почтового пользователя и почтовой системы ИМТС МВД России [30].

По сути, использование вышеуказанных автоматизированных информационных систем предполагает процесс получения информации и отбора сведений, являющихся ценными для принятия решений сотрудниками уголовного розыска в конкретных оперативно-розыскных ситуациях. Такое познание в юридической науке условно именуется «обогащением информации» [29, с. 635]. Усматривается также существенное упрощение работы с накопленными данными, так как ресурсы МВД систематизируются и распределяются между спектром информационных подсистем разного функционального назначения [9, с. 203-217; 14, с. 189196; 21, с. 101-111].

Как заявляет начальник ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» генерал-майор внутренней службы Павел Важев, в настоящее время в ГИАЦ сосредоточена информация на 340 миллионов объектов учёта. Это розыск не только преступников, без вести пропав-

ших, но и оружия, автотранспорта, исторических предметов и антиквариата, электронной техники и документов, а также учёты преступлений и лиц, совершивших правонарушения. В перспективных планах - построение единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД), развитие Центра обработки данных (ЦОД) и его сервисов. По мнению руководителя, новая система ещё более упростит и расширит возможности использования имеющихся ресурсов для сотрудников органов внутренних дел. Любой полицейский со своего рабочего места, в соответствии с уровнем допуска, сможет использовать максимальное количество учётов [10].

Тем не менее современные реалии, которые отражены в официальной статистике МВД Российской Федерации, содержащей сведения о количестве преступлений, их динамике и лицах, совершивших противоправные деяния в текущем и предшествующем годах [27; 28], не столь радужные. Они позволяют констатировать брешь в информационном обеспечении противодействия преступности. В этой связи президент России Владимир Путин, принявший участие в расширенной коллегии МВД, отметил, что базовая задача так и не решена - кардинальный перелом в сфере борьбы с преступностью не произошел. Общее число преступлений выросло, из них раскрывается лишь каждое второе [22].

На наш взгляд, проблема раскрываемости, на которую указал президент, охватывает лишь часть изъянов информационного обеспечения деятельности подразделений уголовного розыска. Учитывая тот факт, что значительное количество совершенных правонарушений и преступлений осуществляется криминогенным элементом, состоящим на учете МВД, особого внимания требует превентивный аспект использования информационных ресурсов в целях предупреждения совершения противоправных действий, изменения преступного поведения субъекта, недопущения общественно опасных последствий или их минимизации. В этой связи, положительно оценивая в целом принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [19], надеемся на полноценную реализацию предусмотренных им принципов непрерывности, последовательности и, главное, своевременности (ст. 4) в части использования автоматизированных информационных систем для ведения профилактических учетов (ч. 2 ст. 21). Также рассчитываем на прикладное выполнение закрепленных положений о проведении мониторинга в сфере профилактики правонарушений, применении специальных превентивных мер административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера (ч. 2 ст. 6). При этом

подчеркиваем, что в вопросах предупреждения преступлений о показателях работы можно судить, лишь обеспечив наступательность и действуя на опережение.

Между тем, указывая на слабые стороны современных информационных систем, используемых МВД Российской Федерации в интересах противодействия преступности, нужно помнить, что «ни одно изобретение не может сразу стать совершенным» (Марк Туллий Цицерон). И в этой связи в сравнительном аспекте заслуживает внимания опыт Информационного центра МВД Луганской Народной Республики. В частности, его сотрудниками (еще в бытность существования Управления информационных технологий УМВД Украины в Луганской области) были разработаны и внедрены в оперативно-служебную деятельность ОВД ряд уникальных информационно-аналитических систем, оперирующих алгоритмически структурированными и постоянно обновляющимися массивами данных. Все системы разработаны с использованием самых современных информационных технологий, компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Для удобства они объединены в единый аналитический комплекс - интегрированную информационную систему.

Одним из элементов созданного комплекса является АИС «СОВА». Программный комплекс характеризуется полной автоматизацией поиска и выявления логических закономерностей, связи объектов оперативной заинтересованности в процессе многоуровневой обработки массивов исходных данных с последующим предоставлением результатов в наглядном, интуитивно понятном оператору виде. В частности, результаты анализа могут быть предоставлены в форме максимально информативного и логически упорядоченного электронного «досье», показывающего полную графическую схему прямых и косвенных связей объекта, картографическую информацию (расположение определенных объектов учета на карте или схеме) и др.

Примером применения данной системы является раскрытие преступления, совершенного на территории г. Лутугино. Так, в дежурную часть обратилась гр. П. с заявлением о том, что по месту ее жительства неизвестный нанес ножевое ранение ее мужу, от которого последний скончался. Полученная информация после выезда СОГ к месту происшествия была внесена через компьютерную сеть в автоматизированную информационную систему. Дальнейшая ее обработка (в пределах сообщений негласного аппарата, дел оперативных разработок и др.) позволила определить несколько человек, проживающих в поселках Лутугинского района, злоупотребляющих спиртными напитками, в отношении которых имеется информация о причастности к совершению правонарушений, в том чис-

ле насильственного характера. Во время проверки соответствующей информации сотрудниками уголовного розыска был задержан гр. Б., который признался в совершении указанного убийства [1, с. 13].

Гордостью разработчиков также является АИС «СПИРАЛЬ» - автоматизированная габито-скопическая система идентификации личности по методу словесного портрета, в основе которой заложен специальный алгоритм нечеткого сравнения объектов, и АИС «АРГУС» - автоматизированная биометрическая система идентификации человека по его фото- и видеоизображению, реализующая программные методы автоматической идентификации, основанные на физиологических и поведенческих характеристиках человека [7; 24; 12].

Наиболее востребованными и популярными среди сотрудников уголовного розыска МВД Луганской Народной Республики являются АИС «АРМОР» и ИПС «ОРИОН». Основные функции АИС «АРМОР» - поисковые, учетные, следящие, справочные, статистические, прогнозирующие. Система обеспечивает весь комплекс задач, связанных с накоплением, обработкой данных и оперативным использованием информации, хранящейся в интегрированном банке данных МВД. ИПС «ОРИОН» предназначена для обработки, накопления и анализа оперативной информации о лицах, готовящих либо совершивших тяжкие преступления, проходящих по делам оперативного учета или сообщениям негласного аппарата.

Примером применения АИС «АРМОР» является быстрое раскрытие двух преступлений (изнасилований), совершенных 03.10.2016 г. в г. Стаханове и 12.10.2016 г. в г. Брянке (небольшие шахтерские города вблизи г. Луганска). В обоих случаях преступник подвозил девушек на автомобиле, похожем на «Джип», и под угрозой расправы принуждал их к интимной близости. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено транспортное средство - автомобиль «Renault Duster». Обращение к АИС «АРМОР» позволило сотрудникам уголовного розыска установить личности всех владельцев автомобилей данной марки, поставленных на учет жителями г. Брянки, г. Стаханова и прилегающих районов, а также получить интересующие фотографии. По одной из фотографий потерпевшие опознали преступника [20].

Опыт использования вышеуказанных автоматизированных информационных систем в раскрытии преступлений имеет множество схожих примеров. Все они в унисон свидетельствуют о том, что используемые сегодня автоматизированные информационные системы являются «современным оружием сотрудников органов внутренних дел» [24], мощным информационным ресурсом в познании фактов криминального характера, установлении причастности к ним конкретных лиц, прогнозировании изменений оперативной обстановки, а также

во многих других направлениях деятельности подразделений уголовного розыска.

Важно обратить внимание, что имеющаяся прочная апробированная практикой и временем подоплека применения компьютерных технологий в интересах противодействия преступности не может пребывать в статической форме. Она должна совершенствоваться с учетом сложившихся реалий, влияющих на изменения оперативной обстановки.

Такой посыл актуализирует вопрос о необходимости организации полноформатного сотрудничества информационных центров МВД России и МВД Луганской Народной Республики, обусловленной объективными и субъективными предпосылками:

1. Скопление на территории Луганской Народной Республики значительного количества неучтенного огнестрельного оружия и боеприпасов, их нахождение в незаконном обороте.

Например, в п.г.т. Новосветловка и г. Киров-ске сотрудниками полиции МВД ЛНР обнаружены тайники с оружием и боеприпасами, в результате чего изъято: 3 автомата Калашникова АК-74 с комплектующими; 1 АКМ; более 3 тыс. патронов калибра 5,45; 137 патронов калибра 7,62; 30 патронов калибра 9 мм.; 22 осколочных гранаты ВОГ-25; ручные гранаты разного радиуса поражения; 280 г пластида и 600 г аммонита; 300 трубок артиллерийского пороха; 19 фрагментов гексогена; 3 тро-тиловые шашки; 3 фрагмента тротилового заряда и др. [4].

О масштабности проблемы можно судить и по фактам добровольной сдачи оружия и боеприпасов. Так, 15 сентября 2016 г. гражданин 1988 г. р. сдал в Артёмовский РОВД 2 гранатомёта РПГ-22, 440 патронов калибра 7,62 мм, которые нашёл в лесополосе в районе кладбища п. Юбилейный [6]. В результате только последнего проведенного МВД ЛНР месячника по сдаче оружия и боеприпасов изъято 105 ед. оружия, 10 835 ед. боеприпасов, 30 кг 886 г взрывчатых веществ, 62 снаряда, 26 мин, 220 гранат и 19 взрывных устройств [2].

2. Значительное число лиц с опытом участия в боевых действиях либо навыками применения огнестрельного оружия, находящихся на территории Луганской Народной Республики, среди которых периодически выявляются нарушившие закон, дискредитировавшие честь защитника Родины.

Так, приговором Военного суда Луганской Народной Республики от 24 мая 2016 г. (у. д. № 1/03/110/2016) установлено, что 27 апреля 2015 г. командир разведывательного взвода мотострелкового батальона старший лейтенант Ч., направляясь в расположение своей воинской части и имея при себе огнестрельное оружие, зашел в кафе «Сармен», где встретил своего знакомого М. с друзьями. После совместного распития спиртных напитков произошел словесный конфликт, в результате которого Ч. с расстояния не более двух

метров произвел из пистолета системы Макарова два прицельных выстрела в голову С. и один выстрел в голову О. Полагая, что от его преступных действий наступила смерть потерпевших, Ч. с места преступления скрылся. Впоследствии он был приговорен к 12 годам лишения свободы.

3. Географическое расположение Луганской Народной Республики в орбите стран, граничащих с Российской Федерацией. Данный фактор в условиях отсутствия обмена информацией между соответствующими силовыми ведомствами позволяет лицам, причастным к совершению преступлений, успешно скрываться на территории братского государства от судебных и правоохранительных органов и в итоге оставаться безнаказанными.

На этот счет познавательными представляются данные официальной статистики. Так, по состоянию на 01.09.2016 г. в производстве Военного суда Луганской Народной Республики находятся 6 приостановленных уголовных дел, по которым в розыск объявлено 8 лиц. В свою очередь, согласно отчетности УУР МВД ЛНР, только за 9 месяцев 2016 года в розыск объявлено 455 лиц, скрывающихся от органов следствия, дознания, суда, отбывания уголовного наказания [11].

Принимая во внимание вышеуказанное, стоит подчеркнуть также правовую сторону сближения МВД России и МВД Луганской Народной Республики. Она проявляется в схожем и даже родственном характере концепции законодательного регулирования информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска.

Прежде всего речь идет о законе Луганской Народной Республики от 29.01.2016 «Об оперативно-розыскной деятельности» [17], нормы которого зачастую являются зеркальным отображением положений одноименного нормативного акта от 12.08.1995 Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 11 закона Луганской Народной Республики и ч. 1 ст. 10 Федерального закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них законом, могут создавать и использовать информационные системы. В обоих нормативных актах также предусмотрено использование информационных систем в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [18], ч. 2 ст. 7 закона Луганской Народной Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» [17]). Очевидно, данные предписания выступают развитием мысли законодателя о том, что полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 «О полиции» [16]).

Обозначенные тенденции и сопутствующие им факторы отражают лишь часть системы аргументов в пользу важности двухсторонних контактов на уровне министерств. Реальное их количество значительно больше. Поэтому, придерживаясь убеждений древних мыслителей о том, что «братская близость единомыслящих крепче всяких стен» (Антисфен) выступаем сторонниками последовательного выстраивания договорных отношений между МВД России и МВД Луганской Народной Республики, опираясь на имеющуюся правовую основу и существующую практику.

В этой связи апеллируем к положениям ст. 6 закона Луганской Народной Республики «Об оперативно-розыскной деятельности». Ими предусмотрен формат, в рамках которого сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности между государственными органами, в состав которых входят оперативные подразделения, и правоохранительными службами других стран осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами (выделено нами. - Д. Б.). Одновременно с сожалением отмечаем, что в сфере правоприменения указанная норма все еще носит декларативный характер.

Полярным и весьма показательным в рассматриваемом аспекте представляется опыт Российской Федерации, которая в 2010 году в лице МВД инициировала заключение соглашений о сотрудничестве в сфере правового обеспечения с МВД частично признанных республик - Абхазии [25] и Южной Осетии [26]. Произошедшее событие послужило основой для дальнейшей координации действий трех министерств в вопросах обеспечения борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, защиты прав и свобод человека. Следствием плодотворной работы стало подписание 04.07.2016 дополнительного Соглашения к Договору о союзничестве и интеграции, предусматривающее порядок формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел и организацию необходимых условий для его эффективного функционирования [23].

Стоит отметить, что задачи указанного информационно-координационного центра охватывают весь спектр основных направлений информационного обеспечения подразделений уголовного розыска и могут быть экстраполированы в формат сотрудничества МВД Российской Федерации с МВД Луганской Народной Республики. Согласно заключенному Договору [8] к таковым относятся:

- организация обмена оперативно значимой информацией, а также ведение необходимых оперативных и криминалистических учетов;

- формирование и ведение специализированного банка данных об организованных преступных сообществах;

- сбор, обобщение и анализ информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

- осуществление межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

- содействие в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений;

- выработка и представление договаривающимся сторонам предложений по повышению эффективности сотрудничества.

Подводя итоги данной работы, обозначим, что современное информационное обеспечение подразделений уголовного розыска неотъемлемо связано с автоматизацией и интеграцией информационных систем МВД, повышением уровня их интеллектуальности путем систематического применения и обновления специального программного обеспечения для работы с банками данных. Автоматизированные информационные системы, используемые сегодня в МВД Российской Федерации и МВД Луганской Народной Республики, представляют собой уникальные аналитические комплексы, позволяющие в автоматическом режиме осуществлять поиск данных по заданным параметрам, анализировать большие объемы сведений, находить связи между объектами, выявлять закономерности преступной деятельности и т. д. Их сравнительный функциональный анализ наряду с тенденциями, наблюдаемыми на Луганщине, предопределяют острую необходимость в организации договорных отношений между информационными центрами МВД граничащих государств. Весьма перспективна в данном контексте аналогия подписания соглашений МВД России и МВД Республик Абхазия и Южная Осетия.

Комплексное решение поставленной проблемы, возможно, выходит за рамки рассмотренных ее аспектов. Тем не менее твердо убеждены в том, что пришло время переходить от эфемерных заявлений и дискуссий к конкретным перманентным действиям. «Там, где правила игры не позволяют выиграть, английские джентльмены меняют правила» (Г. Ласки).

Библиографический список

1. Бабiчев Д.О., Медведчук А.О. 1нформацшно-аналггичш системи ГУМВС Украши в Луганськш обласп: наявна практика та проблеми застосу-вання // Використання шновацшних технологш у попередженш злочишв: матерiали наук.-практ. семшару (м. Харшв, 6 груд. 2012 р.) / МВС Украши. Харк. нац. ун-т внутр. справ. - Х.: ХНУВС, 2012. -С. 11-15.

2. В Луганской Народной Республике завершился месячник по сдаче оружия и боеприпасов // ЦОС МВД ЛНР: сайт. - 06.10.2016 [Электронный ре-

сурс]. - Режим доступа: http://mvdlnr.ru/slajder/410-v-luganskoi-narodnoi-respublike-zavershilsja-mesjachnik-po-sdache-oruzhija-i-boepripasov.html (дата обращения: 01.11.2016).

3. В Новомосковске полицейскими задержаны подозреваемые в нападении на магазин меховой одежды / МВД РФ: сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.11.2016).

4. В Новосветловке и Кировске полицейские обнаружили тайники с оружием и боеприпасами / ЦОС МВД ЛНР: сайт. - 28.08.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvdlnr.ru/ slajder/373-v-novosvetlovke-i-kirovske-policeiskie-obnaruzhili-tainiki-s-oruzhiem-i-boepripasami-foto. html (дата обращения: 01.11.2016).

5. В УМВД России по г. Севастополю состоялось заседание коллегии / МВД РФ: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/.

6. Граждане Республики продолжают сдавать неучтённое оружие и боеприпасы / ЦОС МВД ЛНР: сайт. - 18.09.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvdlnr.ru/news/1873-grazhdane-respubliki-prodolzhayut-sdavat-neuchtyonnoe-oruzhie-i-boepripasy.html (дата обращения: 01.11.2016).

7. Гуславский В.С., Задорожний Ю.А., Розовский Б.Г. Информационно-аналитическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: монография. - Луганск: Изд-во «Элтон-2», 2008. -136 с.

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18.03.2015 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/4819 (дата обращения: 01.11.2016).

9. Дубоносов С.Е. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для СПО. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 442 с.

10. Информация - ресурс стратегический // Щит и меч: газета МВД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ormvd.ru/pubs/100/ paul-view-information-is-a-strategic-resource/ (дата обращения: 01.11.2016).

11. Информационно-аналитическая записка от 10.10.2016 о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений уголовного розыска МВД ЛНР за 9 месяцев 2016 года / МВД ЛНР.

12. 1нформацшно-довщкове забезпечення кримшальних проваджен: пвдручн. / за заг. ред. В.В. Бiрюкова. - К.: Центр учбово! лгтератури. 2014. - 288 с.

13. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - февраль 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mvd.ru/folder/101762/item/7445977/ (дата обращения: 01.11.2016).

14. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник и практикум. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 301 с.

15. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mvd.ru/Deljatelnost/gosprogram/gis (дата обращения: 01.11.2016).

16. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.rn/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения: 01.11.2016).

17. Об оперативно-розыскной деятельности: закон Луганской Народной Республики от 29.01.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-Ьа7а/2265/ (дата обращения: 01.11.2016).

18. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 01.11.2016).

19. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон № 182 от 23.06.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/28/ profilaktika-dok.html (дата обращения: 01.11.2016).

20. О практическом применении интегрированных информационных поисковых систем при проведении ОРМ, направленных на раскрытие преступлений против половой свободы: справка от 3.11.2016 / Управление уголовного розыска МВД ЛНР.

21. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Алексеев и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -175 с.

22. Равнение на кино // LENTA.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/ articles/2016/03/15/putin_mvd/ (дата обращения: 01.11.2016).

23. Сегодня в Цхинвале, в торжественной обстановке было подписано дополнительное Соглашение к Договору о союзничестве и интеграции между МВД РЮО и МВД РФ // МВД РЮО

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mvdruo.ru/news/detail.php?ID=412 (дата обращения: 01.11.2016).

24. Современное оружие сотрудников органов внутренних дел: информационные технологии как ответ на вызовы времени: практ. пособие / Ю.А. Задорожный, А.Е. Трубкович, О.В. Калты-рин и др.; МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2012. - 104 с.

25. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Абхазия в сфере правового обеспечения (Москва, 24 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.oreanda.ru/other/ MVD_Rossii_i_Abhazii_podpisali_soglashenie_o_ sotrudnichestve/article522462/ (дата обращения: 01.11.2016).

26. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Южная Осетия в сфере правового обеспечения (Москва, 24 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cominf.org/node/1166485642 (дата обращения: 01.11.2016).

27. Состояние преступности: январь - июль 2016 года / МВД РФ: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ folder/101762/item/8306504/ (дата обращения: 01.11.2016).

28. Состояние преступности: январь - декабрь 2015 года / МВД РФ: сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/7087734/ (дата обращения: 01.11.2016).

29. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 832 с.

30. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rkn.gov.ru/it/register/?id=101953 (дата обращения: 01.11.2016).

Вестник КГУ .J № 6. 2016

204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.