Научная статья на тему 'Современное состояние информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел'

Современное состояние информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2866
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / "ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫЕ УЧЕТЫ" / "КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ" / "АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО" / "ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА" / "OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY" / "READY REFERENCE COUNTS" / "CRIMINAL RECORD" / "AUTOMATED WORKSTATION" / "UNIFIED INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEM"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдашкевич Л.А.

В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел в современных условиях, виды использующихся в розыскной деятельности оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, а также иные проблемы применения современных информационных технологий в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Авдашкевич Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of information management operational and investigative work of the organs of internal affairs

This article deals with the organization of the Information security investigative work of the Interior of modem conditions, the species used in the search activity operatively to reference, forensic and investigative records, as well as other issues of modern information technology in the activities of of the Interior.

Текст научной работы на тему «Современное состояние информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А

Актуальные проблемы криминалистики

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Л.А. Авдашкевич,

адъюнкт кафедры ООРД Академии управления МВД России Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Яковец Е.Н.

E-mail: mila.avdashckevich@yandeх.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел в современных условиях, виды использующихся в розыскной деятельности оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, а также иные проблемы применения современных информационных технологий в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: «оперативно-розыскная деятельность», «оперативно-справочные учеты», «криминалистические учеты», «автоматизированное рабочее место», «единая информационно-коммуникационная система»

THE CURRENT STATE OF INFORMATION MANAGEMENT OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE WORK OF THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS

L.A. Avdashkevich,

graduated in a military academy of OORD chair of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. This article deals with the organization of the Information security investigative work of the Interior of modern conditions, the species used in the search activity operatively to reference, forensic and investigative records, as well as other issues of modern information technology in the activities of of the Interior.

Keywords: «operatively-search activity», «ready reference counts», «criminal record», «automated workstation», «unified information and communication system»

Как известно, в ст. 10 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что органы, осуществляющие ОРД, могут создавать и использовать информационные системы. Процесс информационного обеспечения закономерно рассматривается не только как совокупность методов и средств сбора и обработки информации, но и как организация доступа к интегрированным информационным банкам и базам данных, в том числе и органов внутренних дел1. Как справедливо отмечается в научной литературе, специфика оперативно-розыскной деятельности предполагает ее постоянное обеспечение информацией стратегического и тактического уровня2. Общей задачей информационного обеспечения яв-

ляется содействие борьбе с преступностью путем сбора, накопления, обработки и систематизации оперативно-значимой информации, в связи с чем особое значение приобретает дальнейшая компьютеризация оперативно-розыскной деятельности и создание специализированных компьютерных программ с алгоритмами раскрытия отдельных видов преступлений. Целью информационного обеспечения розыскной работы, как отмечает Т.А. Ткачук, является придание оперативно-розыскной деятельности устойчивости, комплексности и планомерности3.

На сегодняшний день вопросы информационного обеспечения розыскной работы ОВД урегулированы целым рядом ведомственных и межве-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

домственных нормативных правовых актов. К их перечню относится и приказ МВД России от 9 июля 2007 г. № 612дсп, которым утверждено Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, предназначенных для информационного обеспечения деятельности ОВД и других органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; по установлению местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; по идентификации неопознанных трупов и установлению личности лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; по предупреждению и выявлению административных правонарушений, а также для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Централизованные оперативно-справочные учеты подразделяются на пофамильные и дактилоскопические4. Они ведутся на федеральном (ГИАЦ) и региональном (ИЦ) уровнях, для чего формируются автоматизированные банки данных, а также пофамильные и дактилоскопические картотеки. Согласно пп. 8.1 и 8.2 отмеченного Наставления, на учет в ГИАЦ ставится шесть категорий лиц, а на учет в ИЦ — семнадцать. Для формирования оперативно-справочных учетов используются следующие учетные и корректирующие документы:

а) учетная алфавитная карточка формы 1;

б) дактилоскопическая карта;

в) розыскная карточка;

г) учетная алфавитная карточка формы 1-б на административного правонарушителя;

д) извещение об осужденном (заключенном под стражу);

е) уведомление о помиловании;

ж) сообщение о внесении изменений в имеющиеся учеты;

з) заключение о восстановлении родовых данных;

и) сообщение о смерти ранее судимого лица;

к) постановление дознавателя, следователя, судьи о прекращении уголовного дела, оправдательный приговор суда;

л) статистическая карточка формы № 6 — о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции;

м) копии определений (постановлений) об изменении приговоров (решений);

н) извещение (служебная записка) подразделений ФСБ России, ФСКН России и ФТС России о номерах архивных уголовных дел, находящихся на

хранении.

Согласно п. 13 Наставления, право обращения к пофамильному учету имеют подразделения МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСИН России, ФССП России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФНС России, ФТС России, подразделения Минобороны России, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также суды (судьи) и органы прокуратуры Российской Федерации. К дактилоскопическому учету вправе обращаться суды, органы прокуратуры, следствия, дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, подразделения ФМС России. Право обращения к пофамильному и дактилоскопическому учетам предоставляется также Национальному центральному бюро Интерпола при МВД России.

На сегодняшний день существует проблема с оперативным обменом информацией между подразделениями различных правоохранительных органов, поскольку единое информационное пространство правоохранительных органов, сложившееся, например, в европейской практике, в России в полном объеме еще не создано.

Централизованные криминалистические и розыскные учеты состоят из учета преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении; учета похищенных и изъятых номерных вещей и документов; учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; учета утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения; учета разыскиваемых транспортных средств; учета похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность; учета правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства5, а также в отношении них. Формирование и ведение автоматизированных централизованных криминалистических и розыскных учетов осуществляется ГИАЦ и ИЦ на базе интегрированного банка данных федерального уровня (ИБД-Ф) и интегрированного банка данных регионального уровня (ИБД-Р), а также автоматизированных информационных систем (АИС) и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Согласно пп. 19.1 и 19.2 Наставления, постановке на учет в ГИАЦ подлежат 14 категорий объектов (преступлений и лиц), в ИЦ — 11 категорий. Ведется централизованный учет преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, путем

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

формирования и ведения банков данных ИБД-Ф и ИБД-Р (подсистема «АБД-Центр»), централизованный учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов (подсистема «Номерные вещи»), централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности (базы данных АИПС «Опознание»), централизованный учет лиц, объявленных в федеральный или международный розыск (подсистема «ФР-Оповещение»), централизованный учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия или иного вооружения (подсистема «Оружие»), централизованный учет разыскиваемых транспортных средств (подсистема «Автопоиск»), централизованный учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность (подсистема «Антиквариат»), централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории РФ иностранными гражданами или ЛБГ, а также в отношении них (АИС «Криминал-И»).

Следует отметить, что в розыскной деятельности ОВД следует также руководствоваться Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70. Она предусматривает создание и ведение экспертно-криминалистических учетов 15 видов (в том числе учета данных ДНК биологических объектов, краниологический учет, учет фонограмм речи неустановленных лиц, учет субъективных портретов разыскиваемых лиц).

Методологическое значение для организации информационного обеспечения розыскной работы имеет Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213дсп. Она конкретизирует основные направления розыскной работы, что способствует определению соответствующих категорий розыскной информации, включаемых в различные АИПС.

Как отмечается в научных источниках, из-за несовершенства правового регулирования и организации технико-криминалистической работы, реально существующая информационная база используется лишь на 20-25%, что серьезно затрудняет розыскную работу6. Е.Н. Яковец в связи с этим подчеркивает, что до настоящего времени еще не выработано научно обоснованной схемы представления учетно-регистрационных сведений как по вертикали, так и по горизонтали системы управления ОВД, а сами сведения, содержащиеся в информационных центрах, играют лишь вспомогательную роль'.

ГИАЦ МВД России формирует оперативно-справочные учеты, автоматизированные информационно-поисковые системы и банки данных: АИСС «Картотека», Дактилоскопическая картотека, «АБД-Центр», АИС «ФР-Оповещение», АИПС «Опознание», АИПС «Оружие», АИПС «Антиквариат», АИС «Криминал-И», АИПС «Досье-мошенник», АБД «Наемники», АСВ-РИФ, АИПС «Наркобизнес», АИПС «Сейф», АИПС «Насилие», АИПС «Вещь» и др.

На сегодняшний день в оперативно-служебной деятельности успешно используются ИБД регионального уровня (ИБД-Р), причем практические работники отмечают удобство обмена общедоступной информацией. В банки данных включаются сведения о лицах, состоящих на учетах органов внутренних дел; способах совершения нераскрытых преступлений и приметах лиц, скрывшихся с места совершения преступления; вещах, разыскиваемых и выявленных, а также имеющих заводские номера или характерные особенности. По запросу из ИБД можно получить информацию о наличии в нем сведений о проверяемом объекте, сведения биографического характера, сведения о признаках внешности, сведения о кличках и прозвищах разыскиваемого лица, фотоизображение разыскиваемого лица, сведения о вещах, поставленных на учет превентивно или в связи с розыском.

Средством обмена информацией между различными подразделениями Министерства является Магистральная сеть передачи данных МВД России8, базирующаяся на использовании программного комплекса «Дионис». МСПД, по утверждению многих специалистов, отстает от современных требований и имеет многочисленные недостатки (низкая скорость передачи данных, несоответствие требованиям информационной безопасности, отсутствие продуманного интерфейса пользователя и др.)9.

В качестве эффективного средства информационного обеспечения розыскной работы ОВД рассматривается Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел10, которая еще до 2010 г. должна была охватить все органы внутренних дел. Задачами создания ЕИТКС ОВД являлись автономизация сбора, хранения и обработки информации, организация удаленного доступа сотрудников всех правоохранительных служб к информационным ресурсам системы МВД, организация взаимодействия с информационными системами всех правоохранительных и государственных органов РФ, а также с Интерполом.

В ряде регионов разрабатывались муниципальные проекты типа «Безопасный город» (датчики,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

видеокамеры, тревожные кнопки, средства оповещения), которые возможно было интегрировать с ЕИТКС ОВД11. Подключение к ЕИТКС ОВД должно было осуществляться в несколько этапов. Так, в Новосибирске реализация программы «Создание ЕИТКС ОВД» осуществлялась, начиная с 2005 г. В период 2005-2007 гг. удалось сформировать сегмент мультисервисной телекоммуникационной системы федерального уровня, кроме того, были реконструированы объекты ЭКЦ ГУ МВД России по Новосибирской области и созданы территориально-рас-пределенные системы по основным направлениям оперативно-служебной деятельности. Сформирована магистральная сеть связи, объединившая все территориальные ОВД районного уровня с включением их в инфраструктуру сети органов местного самоуправления и органов обеспечения безопасности жизнедеятельности12.

Вместе с тем, как отмечает Р.Н. Вязовец, ЕИТКС ОВД обладает существенным недостатками, основными среди которых являются отсутствие подключения к ней в ряде подразделений, отсутствие справочников пользователя, ограничение доступа в тематические банки данных, отсутствие единого набора информационных ресурсов13. На сегодняшний день к ЕИТКС подключены лишь 53,4% (6,2 тыс.) узлов связи подразделений органов внутренних дел.

Как подчеркивается в Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 годах, утвержденной приказом МВД России от 30 марта 2012 г. № 205, мероприятия по созданию ЕИТКС ОВД вряд ли удастся завершить до конца. В п. 5 Концепции отмечается, что «основные проек-тно-технические решения, которые легли в основу дальнейшего развития ЕИТКС ОВД, в том числе по созданию инфраструктуры единого информационного пространства и контура защиты конфиденциальной информации, не позволили создать систему, соответствующую современным тенденциям организации информационных систем».

В связи с этим теперь все надежды на дальнейшее совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел в целом и розыскных подразделений полиции в частности, — связываются с создаваемой на базе ЕИТКС ОВД единой системой информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России14.

Еще одним перспективным направлением информационного обеспечения розыскной работы является создание автоматизированных рабочих мест оперативных сотрудников. Такие комплексы разрабатываются с конца 1990-х гг. (например, АРМ-158,

АРМ «Розыскник»), но практическими работниками они используются в недостаточной степени. В качестве идеального АРМ следует рассматривать комбинация из нескольких элементов: 1) нормативно-правового; 2) шаблонов оперативно-служебных документов; 3) алгоритмов выявления и раскрытия преступлений отдельных видов. В рамках создания алгоритмов можно выделять типичные оперативно-розыскные ситуации и комплексы ОРМ, необходимых в конкретных случаях. Если алгоритм будет изложен максимально кратко, доступно и понятно, он будет востребован оперативными сотрудниками в практической деятельности.

Определенную роль в механизме информационного обеспечения розыскной работы ОВД играют ресурсы сети Интернет. Модной тенденцией последних лет для российского общества явилась регистрация физических лиц в различных социальных сетях, что позволяет, с одной стороны, совершать различные преступления (мошенничество, иные хищения, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и др.), а с другой, — при проведении розыскной работы получать актуальную информацию о конкретных фигурантах и круге их общения. В зарубежной практике достаточно активно используется сотрудничество оперативно-розыскных служб с провайдерами, что позволяет осуществлять мониторинг коммуникаций, в том числе отслеживать электронную переписку, блокировать нежелательный интернет-контент. При соблюдении правил надлежащего санкционирования таких действий (например, получения судебного решения) такие приемы могут быть эффективны для решения задач ОРД с минимальным вмешательством в сферу гарантированных Конституцией прав граждан.

В завершение рассмотрения данной темы следует выделить некоторые точки зрения на решение обозначенных проблем.

Т.А. Ткачук выделяет несколько направлений совершенствования системы информационного обеспечения розыскной работы. Во-первых, — это объединение всех учетов в единую АИПС. В настоящее время, например, на местном уровне, ведется четыре вида учетов: картотека лиц, представляющих оперативный интерес (на основе алфавит-но-справочных карточек, на лиц, взятых на учет по розыскным делам; на лиц, разыскиваемых по ориентировкам других органов; на лиц, взятых на учет по результатам предварительной оперативной проверки; на лиц, требующих оперативного контроля); картотека нераскрытых преступлений (на основе справочных карточек на нераскрытое пре-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы криминалистики

ступление); картотека похищенных, изъятых, бесхозных, выявленных вещей и имущества (на основе карточек «на вещь»); картотека огнестрельного оружия (на основе карточек на зарегистрированное оружие). Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены дактилокартами лиц, представляющих оперативный интерес, и фотоснимками следов рук с мест нераскрытых преступлений. Возможность информационного обмена между территориальными подразделениями одного уровня зачастую затруднена, даже при нахождении их на территории одного региона. Во-вторых, расширение перечня регистрируемых объектов позволит в конечном итоге повысить раскрываемость преступлений15.

Актуальным направлением сегодня выступает собирание и систематизация совместными усилиями подразделений уголовного розыска и экспер-тно-криминалистических подразделений геномной информации16.

Е.Н. Яковец в этой связи отмечает, что разрабатываемые отечественными специалистами автоматизированные логико-аналитические системы, предназначенные для анализа полнотекстовой информации, могут совмещаться с экспертными системами, использующими для идентификации и диагностики различных объектов их биометрические персональные данные17.

В-третьих, по мнению автора данной статьи, необходимо шире практиковать создание автоматизированных диагностических систем, способных моделировать различные события и воссоздавать прижизненный облик трупов, искусственно «омолаживать» и «делать более старыми» лиц, изображенных на фотографиях. Подобная система позволит учесть типичные оперативно-розыскные ситуации, связанные с розыском лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, совершивших побег из мест лишения свободы, а также создать механизм установления личности граждан по неопознанным трупам.

Исходя из сказанного, можно выделить несколько признаков, характеризующих современное состояние информационного обеспечения розыскной работы ОВД: 1) многообразие оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов; 2) попытка создания единого информационного пространства для обмена информацией оперативно-розыскного назначения; 3) некоторое техническое отставание имеющегося программного обеспечения от современных требований; 4) создание автоматизированных рабочих мест оперативных сотрудников с возможной алгоритмизацией их действий; 5)

использование в целях розыскной работы общедоступных ресурсов сети Интернет.

Технические возможности МВД России должны наращиваться, а создание современных автоматизированных информационных систем должно приобретать комплексный характер, позволяющий получить доступ к ним всем заинтересованным субъектам розыскной деятельности.

1 См.: Ильяшенко А. Н. Особенности использования оперативно-розыскной информации в криминалистической регистрации органов внутренних дел // Общество и право. 2011. №2 (34). С. 237.

2 См.: Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. Барнаул, 2007. С. 91.

3 См.: Ткачук Т. А. Научно-техническое обеспечение розыскной деятельности в уголовном процессе. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2001. С.22.

4 См.: «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 09.07.2007 г. № 612дсп. П. 6.

5 Далее — ЛБГ.

6 См.: Ткачук Т. А. Научно-техническое обеспечение розыскной деятельности в уголовном процессе. С. 25.

7 См.: Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. — М.: МосУ МВД России; издательство «Щит-М», 2009. С. 83, 89.

8 Далее — МСПД.

9 См.: Звягинцев Р.В. Опыт создания и использования единого банка данных ГКПН при МВД России // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сб-к научных трудов. М., 2003. С. 202-204; Литваковский Д.А., Шохин В.В. Проблемы развития Магистральной сети передачи данных МВД России // Информатизация правоохранительных систем: сб-к трудов IX Международной научной конференции. М., 2000. С. 368-372.

10 Далее — ЕИТКС ОВД.

11 См.: Бармин Ф.В., Брец И.Е. «Безопасный город». Возможность интеграции с единой информационно-телекоммуникационной системой // Электроника: наука, технология, бизнес. 2008. № 7.С. 88-89.

12 См.: Пономарева С.А. Развитие информационных технологий в ГУ МВД России по Новосибирской области // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. Вып. 2. С. 122-125.

13 См.: Вязовец Р.Н. Использование информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010. С. 139.

14 На практике используется сокращенное название «ИСОД МВД России».

15 См.: Ткачук Т.А. Научно-техническое обеспечение розыскной деятельности в уголовном процессе. С. 26.

16 См.: Пономаренко Ю.В. Опыт использования результатов геномной регистрации при раскрытии тяжких преступлений // Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сборник статей межвузовского научно-практического семинара. — М.: Академия МВД России, 2011. С. 133-136.

17 См.: Яковец Е.Н. Указ. соч. С. 259-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.