УДК 343.98
12.00.00 Юридические науки
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЁТОВ ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
UDC 343.98 Legal sciences
COMPLEX USE OF THE RECORDS FOR IDENTIFICATION OF A PERSON
Савельев Владимир Александрович кандидат юридических наук, профессор кафедры криминалистики
Савельева Наталья Владимировна Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Автор в данной статье указывает на то, что ключевую роль в процессе расследования уголовного дела играет следователь, он самостоятельно направляет ход уголовного расследования, принимает решения по делу, собирает, проверяет и оценивает доказательства. В этом ему активно помогают сотрудники экспертно-криминалистических подразделений. Однако, как показывает практика, не все следователи в полной мере используют возможности, предоставляемые ЭКП ОВД. Это в полной мере касается и криминалистических учетов, возможности которых крайне слабо используются в деятельности по расследованию преступлений. В то же время авторы справедливо отмечает, что и современные криминалистические учеты так же сталкиваются с множеством проблем, решение которых он видит в комплексном их использовании при идентификации личности. Данная задача может быть реализована при обеспечении следующих условий: интеграции, унификации, автоматизации криминалистических учетов (пофамильных картотек с учетами по признакам внешности) и совершенствовании нормативно-правовой регламентации деятельности субъектов, ведущих и использующих эти учет
Savelyev Vladimir Alexandrovich Cand.Leg.Sci., Professor of the Criminalistics department
Savelyeva Natalya Vladimirovna
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of
the Criminal Procedure Department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article, the authors point out that the investigator plays a key role in the criminal investigation process, he independently directs the criminal investigation, takes decisions on the case, collects, verifies and evaluates the evidence. While performing his functions he is actively assisted by the staff of expert criminalistic units. However, in practice, not all investigators take full advantage of the opportunities provided by these units. It is quite true concerning the forensic records, the possibilities of which are extremely poorly used in the investigation of crimes. At the same time, the authors emphasize that modern forensic records also face a lot of problems, the solution of which he sees in their complex use in the identification process of a person. This problem can be solved if the following conditions are met: integration, unification, automation of forensic records (database of surname cards with appearance descriptions) and improvement of the legal regulation of the activities of the entities that keep and use these records
Ключевые слова: СЛЕДОВАТЕЛЬ; ПРОЦЕСС РАССЛЕДОВАНИЯ; ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ; КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ; КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ; ИНТЕГРАЦИЯ; УНИФИКАЦИЯ; АВТОМАТИЗАЦИЯ; ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Keywords: INVESTIGATOR; INVESTIGATION PROCESS; EXPERT CRIMINALISTIC UNITS; FORENSIC RECORDS; COMPLEX USE; INTEGRATION; UNIFICATION; AUTOMATION; IDENTIFICATION OF A PERSON
Doi: 10.21515/1990-4665-133-046
Комплексное использование учётов при идентификации личности
При оценке любого вида информации о конкретном преступлении прежде всего, необходимо определить возможности ее использования для решения задач раскрытия расследования преступления. При этом часть выявленной информации можно использовать в качестве доказательств.
Важнейшей задачей первоначального этапа расследования конкретных преступлений является процесс получения, преобразования и последующего использования доказательственной информации как для построения информационной модели расследования, так и для её реализации в целях формирования доказательств по уголовному делу. Безусловно, что от качества и объёма информации, её достоверности и доступности, иными словами, от уровня информационной обеспеченности в первую очередь зависит эффективность практической деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.
В настоящее время для раскрытия и расследования преступлений, а также для установления личности используется информация, содержащаяся в криминалистических учетах. К ним относятся следующие виды учетов: пофамильные картотеки, картотека следов рук, учеты по признакам внешности: субъективных портретов, лиц, пропавших без вести и неопознанных трупов и др.
Субъектами, заинтересованными в получении такой информации, являются дознаватель, следователь или сотрудник оперативного подразделения[3]. Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (далее -ЭКП).
Доступ к этой информации осуществляется путем постановки объекта на учет и его проверки по тому или иному виду учетов, основаниями для
которых являются рапорт сотрудника оперативного подразделения или поручение следователя, дознавателя или иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.
Значимость информации увеличивается, когда заинтересованные субъекты могут достаточно быстро получить сведения об определенном лице, хранящиеся в разных видах учетов. Такая информация, чтобы активно способствовать раскрытию преступления, должна содержать комплекс сведений о лице, подлежащем установлению. В этот комплекс должны входить данные из пофамильных картотек и учетов по признакам внешности: фото- и видеотек, субъективных портретов, лиц, пропавших без вести и неопознанных трупов, данных о приметах разыскиваемых лиц. Их ведут прежде всего органы внутренних дел [2], органы исполнения наказаний [1] и международные правоохранительные организации [4].
Кроме того, необходимы данные, собираемые вне системы криминалистической информации (Федеральной миграционной службой, Министерством обороны, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и др.), поскольку содержащаяся в подразделениях этих служб информация о признаках внешности представляет интерес для правоохранительных органов.
В настоящее время процедура доступа к этим сведениям лишена оперативности, поскольку одно ведомство обращается к другому посредством запросов, что увеличивает время получения информации.
Однако сейчас доступ может осуществляться в рамках реализации программы МВД РФ «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органоввнутренних дел» [5]. Совершенствуется также информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел (далее - ОВД); обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретариатом ведется по высокоскоростному
каналу связи [4], а обмен информации в нашей стране - также с помощью АИПС.
Очевидно, что для ускорения установления личности разыскиваемых и расследования преступлений необходимо разработать систему комплексного использования информации и создать систему обмена информацией, содержащейся в различных видах учетов и банках данных. А. В. Брылевский видит решение этой проблемы в создании централизованной информационной системы путем объединения всех видов регистрационных систем [9]. Данная система будет объединять системы как криминалистической, так и некриминалистической регистрации. Иначе говоря, необходимо создать систему информационного обеспечения всех правоохранительных органов и впоследствии включить в эту систему другие организации и учреждения, в которых сосредоточивается информация, имеющая значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Но это возможно только после полной автоматизации всех существующих регистрационных систем. Такого мнения придерживаются Р. А. Усманов [12] и Ф. Г. Аминев [7].
Для реализации целей криминалистической регистрации С. А. Ялышев считает необходимым: разработку и применение максимально компактных, но информационно емких унифицированных карт, позволяющих собирать и накапливать разнообразную криминалистическую информацию об объектах учета; разработку унифицированного словаря терминов для единообразного понимания при сборе и применении регистрационных данных; разработку единой централизованной системы сбора регистрационной информации; автоматизацию регистрационной деятельности; объединение учетов; создание единой системы информационного криминалистического обеспечения правоохранительных органов и др.[13]
Как представляется, для этого необходимо создать единую информационно-телекоммуникационную систему (ЕИТКС) обмена информацией, включающую в себя совокупность следующих элементов системы комплексного использования информации, необходимой для раскрытия и расследования преступлений: 1) единое информационное пространство, заключающееся в организации ведения учетов на межведомственном и внутриведомственном уровнях и позволяющее различным службам работать между собой достаточно эффективно и с максимальной отдачей;2) высокоскоростной доступ к данным банка информации о лице; 3) сквозной поиск интересующей информации по всем службам и уровням учетов: международному, федеральному, региональному и местному; 4) объединение данных по различным объектам между собой; 5) единство ведения учета: по одной форме, программный интерфейс также должен иметь единую форму и одни принципы работы; 6) защита данных в соответствии с законодательством; 7) единый архив, банк данных, ведущихся ОВД, так как ими ведется подавляющее количество учетов.
Нормативно-правовой основой такой системы являются Приказ МВД Российской Федерации № 420 от 8 июня 2006 г. «Об утверждении программы Министерства внутренних дел Российской Федерации «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (далее - «Программа»), реализация которой рассчитана на 2006-2010 гг., и Приказ МВД Российской Федерации № 45 от 25 декабря 2006 г. «Об утверждении Концепции развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на 2007-2016 гг.»[6].
Данной программой предусматривалось к 2008 г. повысить уровни оснащенности оперативных подразделений ОВД аппаратно-программными комплексами биометрической идентификации по изображению лица
федерального, регионального и межрегионального уровней и автоматизации фото-, видеоучетов оперативных подразделений ОВД регионального уровней до 100 %.
О необходимости унификации учетов еще в 1986 г. Е. И. Девиков и Е. И. Ищенко писали: «Очевидна полезность стыковки криминалистических учетов с другими видами регистрации. Совершенно необходима и унификация форм ведения различных видов учета. Различие форм (карточки, реестры, альбомы, журналы, натуральные фонды: оружие, пули, гильзы, вещи и т. д.) затрудняет их соотнесение, что снижает эффективность регистрационных материалов при взаимной проверке» [10].
С. А. Ялышев также справедливо указывал, что современные условия деятельности правоохранительных органов, а также ряда других министерств и ведомств, диктуют необходимость интегрирования их информационных систем [13]. «В связи со все более расширяющимся процессом информатизации и широким применением в криминалистике методов и понятий теории информации, формальной и математической логики, теории вероятностей и т. п., возникает общая проблема унификации терминологии и разработки единых знаковых систем в криминалистике», - пишет он [13].
Мы также согласны с мнением П. Алмагабетова, который прямо указывает на необходимость организации единой криминалистической службы идентификации личности. Она должна объединить следующие виды учетов: пофамильные картотеки; учеты неопознанных трупов; без вести пропавших лиц; данные о приметах разыскиваемых лиц и способах совершения ими преступлений; рисованные и композиционные портреты разыскиваемых лиц; черепа неопознанных трупов; трупов с признаками насильственной смерти; образцы для дальнейших генотипоскопических исследований; все виды дактилоскопических учетов и картотек для
повышения активности установления разыскиваемых лиц и неопознанных трупов [8].
Такая унификация должна осуществляться одновременно с автоматизацией собирания и использования информации. Ф. Г. Аминевтакже указывал, что создание эффективной системы интегрированных учетов возможно только в виде автоматизированных систем [7].
В настоящее время накоплен большой опыт автоматизации учетов. Уже существуют розыскные и криминалистические учеты ГИАЦ и ИЦ, которые ведутся совместно и формируются на базе интегрированных банков данных двух уровней: федерального (ИБД-Ф) и регионального (ИБД-Р).
В АДИС «Папилон» (Предприятие «Системы Папилон», г. Миасс) и других системах удалось успешно совместить несколько видов учетов: дактилоскопический, габитоскопический и др. В АДИС «Папилон» формируется в электронном виде дактокарта с фотографиями и описанием признаков внешности, а также особых примет лица, которая может служить примером интегративной карты на лицо.
АИПС «Портрет-Поиск» (ООО «Портланд», г. Томск, ООО «БАРС Интернешнл», г. Дмитров, Московская область) и АИПС «Опознание» (ООО «АСПИСофт», Республика Беларусь, ООО «БАРС Интернешнл», г. Дмитров, Московская область) позволяют выполнить комплексную задачу по ведению, объединению и созданию новых баз данных любой конфигурации по учетам признаков внешности по указанному администратором системы основанию.
Эффективная реализация принципа комплексного использования учетов должна обеспечиваться системой взаимодействия субъектов ведения учетов и их пользователей.
В настоящее время правоохранительные органы обращаются к данным других служб и ведомств посредством письменных или устных запросов, которые обрабатываются вручную. Создание единой автоматизированной системы учетов позволит сократить временные и материальные затраты на обработку и поиск необходимой информации, которая используется различными ведомствами. Ни в одном из ведомств не предусмотрено штатных должностей специалиста по учетам, который обрабатывал бы поступающие запросы, и технолога, который обслуживал бы автоматизированную регистрационную систему. Поэтому служащим приходится отрываться от выполнения своих традиционных обязанностей. Автоматизация и специализация процесса запросов позволят избежать существующих проблем.
В связи с изложенным возникает необходимость объединения названных учетов. Учеты по признакам внешности мы предлагаем связать с учетами паспортно-визовых служб ФМС России, поскольку последние располагают необходимыми для органов внутренних дел сведениями для розыска и установления личности (биографическими данными, фотоизображениями). О создании учета на основе использования фотоснимков и анкетных данных бланков формы № 1 паспортно-визовых служб писал Р. А. Усманов в своей диссертации [12].
Предлагается включить базы данных ФМС России в единую интегрированную базу данных органов внутренних дел, которая будет функционировать посредством действующих в МВД России автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).
Решить проблему комплексности криминалистических учетов можно путем создания интегрированного банка данных признаков, свойств и следов человека. Такая система охватывает свойства лица, которые отражаются во внешней среде, и взаимосвязи между этими свойствами и иными параметрами лица. К ним относятся все объекты учета, касающиеся
биографической информации, признаков внешности, следов пальцев рук, следов ног, обуви, кожных покровов человека, дактокарт, генотипоскопической информации. Информация об этих объектах дает целостное представление о подучетном лице [14].
В результате создания такого банка данных, во-первых, охватывается значительное количество учетов, и их система будет достаточно гибкой, приспособленной для решения большинства задач правоохранительных органов, во-вторых, могут решаться идентификационные задачи.
При интеграции учетов необходимо избежать ведомственных и внутриведомственных барьеров [11]. Ведомственный барьер заключается в том, что информационные системы и процессы разных ведомств построены и функционируют независимо друг от друга. Внутриведомственный барьер состоит в том, что информационные системы построены под действующие организационные структуры. Существует проблема многофункциональности, поскольку на данный момент в правоохранительных органах действуют несколько систем, некоторые из них способны объединять несколько видов учетов (по признакам внешности, дактоучеты, пофамильные и пр.) и позволяют строить и включать различные банки данных в свою систему, другие же работают только на один вид учетов. Количество информационных процессов только возрастает, а проблемы так и остаются нерешенными. Должна быть разработана система связей учетов между собой, основанная на применении единого системного подхода к формированию сведений в различных информационных картах на лицо. Эти данные, полученные из различных источников: осмотр места происшествия (следы), опрос очевидцев (субъективные портреты лиц), изъятие носителей информации о признаках внешности (видеозаписи охранных систем) и пр., попадая в автоматизированную систему, сравниваются в зависимости от однородности
проверяемых сведений с имеющейся информацией и на выходе выдается результат: совпадение проверяемого объекта или его отсутствие.
Таким образом, комплексное использование различных баз данных, в которых может содержаться информация, необходимая для установления личности разыскиваемых и раскрытия преступлений, может быть реализована при обеспечении следующих условий: интеграции, унификации, автоматизации криминалистических учетов (пофамильных картотек с учетами по признакам внешности) и совершенствовании нормативно-правовой регламентации деятельности субъектов, ведущих и использующих эти учеты.
Литература
1. Закон Российской Федерации № 5473-1 от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Ст. 14, п. 7.
2. Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 10; Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Ст. 11, п.п. 14, 15.
3. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», п.п. 23, 24; Приказ МВД РФ от 21 мая 2008г. №436 «О внесении изменений в Приказ ЬВД России от 10 февраля 2006г. №70».
4. Приказ МВД Российской Федерации, Минюста Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, ФСО Российской Федерации, ФСКН Российской Федерации, ФТС Российской Федерации № 786/310/470/454/333/971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». Источник публикации «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». № 47. 20 ноября 2006 г.
5. Приказ МВД Российской Федерации № 420 от 8 июня 2006 г. «Об утверждении программы Министерства внутренних дел Российской Федерации «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел».
6. Приказ МВД Российской Федерации № 45 от 25 декабря 2006 г. «Об утверждении Концепции развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на 2007-2016 гг.». П. 2.1.3. С. 9.
References
1. Zakon Rossijskoj Federacii № 5473-1 ot 21 ijulja 1993 g. «Ob uchrezhdenijah i organah, ispolnjajushhih ugolovnye nakazanija v vide lishenija svobody». St. 14, p. 7.
2. Federalnyj zakon № 144-FZ ot 12 avgusta 1995 g. «Ob operativno-rozysknoj dejatelnosti». St. 10; Zakon Rossijskoj Federacii ot 18 aprelja 1991 g. № 1026-1 «O milicii». St. 11, p.p. 14, 15.
3. Prikaz MVD Rossii ot 10 fevralja 2006 g. № 70 «Ob organizacii ispolzovanija jekspertno-kriminalisticheskih uchetov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii», p.p. 23, 24; Prikaz MVD RF ot 21 maja 2008g. №436 «O vnesenii izmenenij v Prikaz ''VD Rossii ot 10 fevralja 2006g. №70».
4. Prikaz MVD Rossijskoj Federacii, Minjusta Rossijskoj Federacii, FSB Rossijskoj Federacii, FSO Rossijskoj Federacii, FSKN Rossijskoj Federacii, FTS Rossijskoj Federacii № 786/310/470/454/333/971 ot 6 oktjabrja 2006 g. «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii informacionnogo obespechenija sotrudnichestva po linii Interpola». Istochnik publikacii «Bjulleten normativnyh aktov federalnyh organov ispolnitelnoj vlasti». № 47. 20 nojabrja 2006 g.
5. Prikaz MVD Rossijskoj Federacii № 420 ot 8 ijunja 2006 g. «Ob utverzhdenii programmy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii «Sozdanie edinoj informacionno-telekommunikacionnoj sistemy organov vnutrennih del».
6. Prikaz MVD Rossijskoj Federacii № 45 ot 25 dekabrja 2006 g. «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija ekspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii na 2007-2016 gg.». P. 2.1.3. S. 9.
7. Aminev F. G. Kompleksnoe ispolzovanie ekspertno-kriminalisticheskih uchetov v informacionnom obespechenii rassledovanija i raskrytija prestuplenij: Dis. ... kand. jurid. nauk. Ufa, 2001. S. 198.
8. Almaganbetov P. Problemy kriminalisticheskoj diagnostiki v ustanovlenii razyskivaemyh lic i neopoznannyh trupov: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Alma-Ata, 1998. S. 20.
9. Brylevskij A. V. Nauchnye, pravovye i organizacionnye osnovy kriminalisticheskogo uchenija o registracii (po materialam Respubliki Kazahstan): Dis— kand. jurid. nauk. Kustanaj, 2005. S. 206.
10. Devikov E. I., Ishhenko E. I. Ugolovnaja registracija. Omsk, 1986. S. 79.
11. Demina R.E. Problemy kriminalisticheskoj registracii i ejo ispolzovanie v rassledovanii prestuplenij: Dis. ... kand.jurid.nauk. Saratov, 2001. S.97.
12. Usmanov R. A. Informacionnoe obespechenie dejatelnosti organov vnutrennih del: kriminalisticheskaja registracija: Dis. ... kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2002. S. 90,176.
13. Jalyshev S. A. Kriminalisticheskaja registracija: problemy, tendencii, perspektivy: Dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 1999. S. 173-174, 198,213.
14. Hmeljova A.V. Ispolzovanie specialnyh znanij pri rassledovanii serijnyh ubijstv//»Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka», №3, maj-ijun 2016g.