Е.Н. ТЮРИНА,
*
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
Интегрированные банки данных и сетевые каналы связи как особенный объект правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел
В статье рассматриваются в качестве объекта правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, интегрированные банки данных и сетевые каналы связи. Автор обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.
Правоотношения, характеристика каналов связи, информационные банки данных.
В рамках решения задач по обеспечению общественной безопасности сотрудники органов внутренних дел используют информационные ресурсы, например, интегрированные банки данных и сетевые каналы связи.
Наблюдающийся количественный и качественный рост информационно-электронных технологий влияет на все стороны жизни общества, и в частности, на деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности.
Существует множество подходов к определению данного понятия [7, 11, 17]. Некоторые авторы понимают под объектом правоотношения «то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности» [12, с. 248; 14, с. 301; 13, с. 219], другие — «то, по поводу чего складывается правоотношение» [8, с. 227; 10, с. 67; 15]. Однако если под объектом правоотношения понимать повод, по которому оно складывается, то согласно философской трактовке вопроса об объекте не ясно, какое именно благо интересует субъекта правовой связи.
Отметим, что интегрированные банки данных и сетевые каналы связи являются особенными объектами правоотношений, поскольку в правоотношения с ними вступают не все сотрудники органов внутренних дел, а лишь наделенные соответствующей компетенцией.
Сетевые каналы связи имеют по сути двойственный характер: с одной стороны, они обладают овеществленной формой и относятся
* Ранее — преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России.
к категории материального объекта правоотношений, с другой — характеризуются как нематериальные объекты.
Наличие связи — необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она не осуществлялась. Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий, при том что существенно упрощает сбор, обработку, хранение, передачу данных, создает очевидные угрозы их незаконного оборота, что приводит к нарушению прав личности [9, с. 11].
Следовательно, задачей органов внутренних дел является обеспечение надлежащего использования информации, содержащейся в информационных банках данных, направленных на хранение и использование сведений о гражданах. Однако зачастую данные процессы выходят из под контроля регулирующего органа.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О полиции» установлен исчерпывающий перечень видов информации, подлежащей внесению в банки данных [1]. В раннее действовавшем Федеральном законе «О милиции» содержалась информация о праве органов внутренних дел на формирование банков данных о гражданах, но перечень учетов не раскрывался.
В системе МВД России действует ведущее подразделение по формированию и ведению банков данных — Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) [5].
Одним из основных конституционных прав человека является неприкосновенность частной жизни, что закреплено в ст. 23 Конституции РФ; в соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия не допускается. Должностные лица органов внутренних дел обязаны обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина. Право на ознакомление с материалами детализирует-
ся в ряде федеральных законов. Так, согласно ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы [2]. Обработка персональных данных в информационных банках данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О персональных данных» [3], ст. 14 указанного закона регламентирует право на доступ гражданина к своим персональным данным.
С учетом требований ст. 51.1 «Особенности оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка» в Федеральном законе «О связи» [4] необходимо акцентировать внимание на формах правового контроля за обеспечением удаленного доступа с использованием каналов связи к электронным информационным ресурсам органов внутренних дел, предупреждающего попытки неразрешенного доступа, изменения, разглашения, уничтожения или неумышленной порчи информации, циркулирующей в таких информационных системах.
Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система органов внутренних дел, включающая коммутационные узлы и каналы для предоставления различных услуг связи в интересах всех подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, позволяет обеспечить различные традиционные подсистемы связи (передачи данных, телефонную, видеоконференцсвязь и др.) на базе единых технологий, схемных решений и наборов типовых программно-аппаратных средств.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О полиции» в своей деятельности полиция обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
В этой связи к числу важнейших задач относится создание единого информационного пространства органов внутренних дел с наиболее важными его элементами — автоматизированными информационными системами (АИС), автоматизированными информационными поисковыми системами (АИПС), автоматизированными банками данных (АБД) и др. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такие системы представляют совокупность содержащейся в базах данных информации и обе-
спечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [2].
Возникает необходимость создания единой, стройной системы массового информационного обслуживания сотрудников органов внутренних дел на основе использования интегрированных банков данных (ИБД). Такие банки данных, где вся информация по всем категориям учета систематизируется, хранится и поддерживается в актуальном состоянии, имеется возможность обеспечения межрегионального обмена, а также прямого доступа к ней, позволит наладить оперативное информационное обслуживание сотрудников органов внутренних дел в целях эффективного процесса предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Именно поэтому информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, на которое ложится основная нагрузка по информационной поддержке в расследовании преступлений и розыске преступников [6].
Проблема содержания и функционирования интегрированных банков данных и каналов связи как особенных объектов правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, становится актуальной. За 8 месяцев 2011 г. только по учетам Интерпола было проверено почти 22 млн объектов. Это столько же, сколько за 12 мес. 2010 г. (8,7 млн физических лиц; 7,4 млн документов, удостоверяющих личность; 5,6 млн транспортных средств) [16].
В этих целях в рамках реализации программы «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД)» все информационные центры были оснащены программно-техническими комплексами «ИБД-Регион», которые в своем составе содержат программное решение следующих задач, находящихся в компетенции ИЦ: учетов разыскиваемых транспортных средств (АИПС «Автопоиск»), похищенных предметов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность (АИС «Антиквариат»), криминалистических учетов похищенных и изъятых документов и номерных вещей, подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц («АБД-Центр: ИПК-Лицо»), нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений («АБД-Центр: ИПК-Нераскрытое преступление»), утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения (АИПС «Оружие»), административных правонарушений, лиц, объявленных в розыск (АИС «ФР-Оповещение»), а также АИПС «Оперативно-справочная картотека» (уста-
новочные данные, «Досье»). Дополнительно в ПТК были интегрированы базы «Оружие МВД», реестр дисквалифицированных лиц (РДЛ) и банки данных «Паспорт-регион», «Зарегистрированный транспорт»; частично интегрированы базы «Уголовная статистика», АДИС «Папилон», АИПС «Опознание»; возможно обеспечить доступ к информации баз «Единый государственный реестр юридических лиц» и «Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, эффективно используется система АДИС «Папилон», обеспечивающая перевод дактилоскопических подразделений ИЦ и ЭКЦ Российской Федерации на единую информационную платформу. Оснащение горрайлинорганов внутренних дел специальными станциями оперативных проверок в условиях роста количества дактилоскопируемых граждан позволяет повышать эффективность использования ИБД при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.
С учетом изложенного выше в рамках правовой характеристики таких особенных объектов правоотношений, как интегрированные банки данных и сетевые каналы связи, важно обратить внимание на то, что доступ сотрудников органов внутренних дел к ИБД осуществляется с автоматизированных рабочих мест в режиме on-line. Администрирование, контроль функционирования ИБД осуществляется сотрудниками, назначенными распоряжением начальника ИЦ МВД России. Регистрация пользователей ИБД осуществляется администраторами на основании письменного обращения руководителей подразделений с указанием сведений о сотрудниках, которым необходимо предоставить доступ. Каждому зарегистрированному пользователю администратором ИБД выделяются личные логин и пароль для работы, которые определяют доступ пользователя к учетам ИБД.
Однако сотрудниками подразделений органов внутренних дел отмечается ряд проблем, сопутствующих данной работе, среди которых недостаточная доступность баз, отсутствие общей систематизации информации, расширение видов учетов; отсутствие оборудования и программного обеспечения. Кроме того, возникают вопросы о достоверности сведений, предоставленных указанными базами, также существуют угрозы их разглашения, продажи, доступности средствам массовой информации.
В целях повышения эффективности использования каналов связи необходимо дальнейшее совершенствование системы информационного, правового, технического, программного, организационного обеспечения. При этом на уровне горрайлинорганов важно организовать
передачу на вышестоящий уровень именно востребованной информации.
Теоретико-правовая оценка интегрированных банков данных и каналов связи как особенного объекта правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел в современных условиях сводится к предложению создания совокупности правовых норм, предназначенных для регулирования отношений, складывающихся в связи и по поводу использования технологий для хранения и доступа к сведениям конфиденциального характера.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 6 апреля 2011 г., с изм. от 21 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
3. О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 25 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
4. О связи: Федеральный Закон РФ от 7 июля 2003 г. (в ред. от 18 июля 2011 г.) № 126-ФЗ // Рос. газ. 2003. 10 июля.
5. Вопросы Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 8 декабря 2009 г. № 925.
6. Организация деятельности информационных работников горрайлинорганов внутренних дел. М., 1997.
7. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009.
8. Толунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940.
9. Дятленко В.В., Волчинская Е.К. Законодательство о защите персональных данных: проблемы и решения // Информационное право. 2006. № 1.
10. Калпин А.Т, Маслаева А.И. Гражданское право. М., 2002.
11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2002.
12. Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 2001.
13. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2006.
14. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2007.
15. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
16. Фалалеев М. Кому заграница не поможет. Наше бюро Интерпола объявило в международный розыск 1638 преступников // Рос. газ. 2011. 27 сент.
17. Чистяков Н.М. Теория государства и права. М., 2010.
E-mail: [email protected]