Научная статья на тему 'Некоторые вопросы использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов ИЦ и ГИЦ МВД РФ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие и расследование преступлений против здоровья населения и общественной нравственности'

Некоторые вопросы использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов ИЦ и ГИЦ МВД РФ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие и расследование преступлений против здоровья населения и общественной нравственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1043
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов ИЦ и ГИЦ МВД РФ при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие и расследование преступлений против здоровья населения и общественной нравственности»

2006'01

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИц ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫХ, РОЗЫСКНЫХ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ ИЦ И ГИАЦ МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,

НАПРАВЛЕННЫХ НА РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ

НРАВСТВЕННОСТИ

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

начальник ООНИ и РИД Белгородского ЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Процессы преобразований российской государственности, происходящие в настоящее время в стране, приводят к возникновению различных негативных явлений, среди которых наибольшую социальную опасность представляет рост преступности. В этой связи среди различных проблем криминального цикла наиболее актуальной представляется проблема раскрытия и предупреждения преступлений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, так как она затрагивает в основном наиболее уязвимую часть общества - молодежь. Многочисленные научные исследования, проводимые различными авторами, показывают, что в настоящее время молодежная преступность составляет основу общей преступности.

Одним из наиболее распространенных видов преступлений, совершаемых моло-

Н.Е. КРАСУЛИНА,

старший инспектор по особым поручениям группы анализа отдела анализа, планирования и контроля штаба УВД Белгородской области

дежью, является наркомания. Не секрет, что потребление наркотических средств и психотропных веществ оказывает разрушительное воздействие на организм человека, вызывая болезненное, труднопреодолимое пристрастие к ним. Привыкание к наркотикам сопровождается нарушением психических и физических функций потребителя, снижением его трудовой и общественной активности. В подавляющем большинстве случаев наркоман не способен самостоятельно преодолеть свое пагубное пристрастие к наркотикам. В связи с этим проблема наркомании имеет не только социальный аспект, но и медицинский.

Учитывая вышеизложенное, государство использует различные, в том числе и правовые институты для борьбы с этим негативным явлением. Однако, несмотря на проводимые профилактические мероприятия, число лиц,

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2006'01

употребляющих наркотические средства, из года в год возрастает. С увеличением спроса на наркотики растет и связанная с ними преступность.

Другой острой проблемой, стоящей перед правоохранительными органами современной России, является проституция и связанное с ней незаконное распространение порнографических материалов и предметов. С разрушением Советского Союза практически на всей его территории быстро распространились западные либеральные идеи, одной из которых является так называемая сексуальная революция. По некоторым оценкам исследователей, в России фактически открыто занимаются проституцией около 400 тыс. представительниц этой древнейшей профессии, а в случае ее легализации их число возрастет как минимум на треть. При этом стремительно растет вовлечение в занятие проституцией подростков и детей, многие из которых - выходцы из неблагополучных семей. Большинство проституток нигде не работает, и занятие древним ремеслом является основным источником их доходов. Контроль над проституцией, как правило, осуществляют представители организованной преступности.

Общий рост количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вовлечением в занятие проституцией, незаконным распространением порнографических материалов или предметов, вызывает необходимость применения превентивных мер ко всему спектру лиц, участвующих в этой преступной деятельности.

Сложность организации и осуществления этой работы в отношении преступлений против здоровья населения и общественной нравственности объясняется также тем, что преступные деяния зачастую планируются и совершаются с участием организованных преступных групп, тщательно подготавливаются, а лица, в них участвующие, применяют разнообразные, нередко изощренные приемы совершения и сокрытия преступлений.

В этой связи наиболее результативной для правоохранительных органов формой получения информации является использование автоматизированных информационно-поисковых систем (далее АИПС) и проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ). Последние осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12. 08. 1995 г. «Об оперативно-розыскной

деятельности» №144.

В ст. 6 этого нормативного правового акта говорится, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия, как: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент.

Эти мероприятия в подавляющем большинстве случаев проводятся негласно, носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации:

- о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих преступления, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

- о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступлений;

- о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии;

- о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, органов, исполняющих наказание;

- о лицах, без вести пропавших, и т.д.

Полученная в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий информация направленная на предупреждение и раскрытие преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в зависимости от ее содержания, объема и т.п. может использоваться как основание для возбуждения уголовного дела либо как информация, представляющая оперативный интерес, но требующая дополнительной проверки (такая информация наносится на материальный носитель и помещается в дела оперативного учета либо в базы данных АИПС).

Изучение материалов проведения ОРМ, по которым оперативными работниками не было получено положительных результатов,

2006'01

нАУКА.тЕория.

ПРАКТИКА.

показало, что в подавляющем большинстве оперативно-розыскные мероприятия проводились без предварительного изучения объекта.

Практика деятельности органов внутренних дел по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений, розыску, задержанию и изобличению преступников позволяет сделать вывод о тесной связи между уровнем информационной поддержки мероприятий по борьбе с преступностью и их результативностью. Сегодня с помощью автоматизированных банков данных, различных учетов и т.п. в стране раскрывается свыше 60% преступлений. Имеющаяся в автоматизированных учетах ГИАЦ информация сосредоточена в 9-ти системах («Картотека», «АБД-Центр», «АСВ-РИФ» и «Криминал-Иностранец», «Антиквариат», «ФР-Оповещение», «Оружие», «Автопоиск» и «Досье-мошенник»).

Как нам представляется, было бы правильным подготовить локальный нормативный акт, обязывающий сотрудников оперативных подразделений перед проведением оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретного объекта в обязательном порядке наводить о нем справки, обращаясь к различным автоматизированным банкам данных, сосредоточенным в АИПС. В этой связи приходится констатировать, что многие, особенно начинающие службу в ОВД, сотрудники не в полной мере владеют информацией о массивах и возможностях АИПС, а также сведениях, сосредоточенных в централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетах информационных центров субъектов федерации и в ГИАЦ МВД России.

Остановимся на них подробнее.

Розыскные и криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения, в том числе серийных межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой криминалистических учетов является сбор, накопление и анализ криминально значимых сведений о субъектах и предметах преступлений и связанных с ними событиях. Централизованные криминалистические и розыскные учеты органов внутренних дел ведутся на федеральном уровне (в ГИАЦ) и местном (в ИЦ) и входят составной частью совместно с оперативно-справочными учетами в Межгосударственный информационный банк данных.

Получение информации из централизованных учетов осуществляется путем обращения к ним с запросом (чаще в ИЦ УВД субъекта России, а при необходимости и в ГИАЦ МВД России). Полученная информация используется в следственной, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности правоохранительных органов как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации.

Учеты ИЦ содержат сведения:

- о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за совершение небольшой, средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений с характерными способами совершения;

- о событиях, связанных с нераскрытыми преступлениями, и приметах лиц, подозреваемых или обвиняемых в их совершении;

- о похищенных вещах и документах (в т.ч. паспортах граждан Российской Федерации), имеющих индивидуальные номера или характерные особенности, а также изъятых у задержанных и содержащихся под стражей лиц (если принадлежность их не установлена);

- об огнестрельном оружии (утраченном и выявленном);

- об автомототранспорте (разыскиваемом или принадлежность которого не установлена);

- о похищенных и изъятых предметах, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;

- об огнестрельном оружии, находящемся у граждан и организаций по разрешению органов внутренних дел;

- о разыскиваемых лицах.

В целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений сотрудниками правоохранительных органов наиболее широко используются дактилоскопические массивы, получаемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации.

События последнего времени показывают, насколько возросла роль в борьбе с преступностью идентификации личности. Использование дактилоскопической информации зачастую является одним из важнейших и единственных способов установления личности. Поэтому большое значение в раскрытии и расследовании преступлений имеет своевременное и полное обеспечение органов внутренних дел информацией о возможностях автоматизированных дактилоскопических информационно-поисковых

нАУКА.тЕория.

ПРАКТИКА.

2006'01

систем. Эта информация необходима также для контроля миграционных процессов, так как преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в сфере порнобизнеса и проституции имеет транснациональный характер. Таким образом, проблема эффективного использования дактилоскопии в данной сфере деятельности органов внутренних дел очень актуальна. Приходится констатировать, что обработка дактилоскопических массивов с использованием ручной технологии, используемая еще в отдельных регионах, в большинстве случаев связана со значительными трудозатратами и малоэффективна. Кроме того, использование ручной технологии при больших массивах приводит к высокой степени износа и безвозвратной утрате материальных (бумажных) носителей информации и не в полной мере обеспечивает возможность проверки следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Использование новых информационных технологий, основанных на автоматизированном ведении дактилоскопических учетов в информационных центрах ОВД, позволяет существенно расширить круг возможных проверок, в том числе предоставляет возможность осуществлять оперативные проверки лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, вынужденных переселенцев, незаконных мигрантов и другие категории лиц, представляющих оперативный интерес.

Так, например, массив АДИС по Белгородской области содержит свыше 70 тысяч дактилоскопических карт (в основном лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений). Эти дактилокарты в автоматизированном режиме обрабатываются АДИС «Папилон» и отождествляются с массивом следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Только в 2005 г. АДИС произвела 382 идентификации по 248 преступлениям.

АИС «ФР - Оповещение» - (автоматизированный централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск) содержит сведения по розыску преступников, без вести пропавших, госдолжников и ответчиков по искам граждан и организаций, неплательщиков алиментов, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации по видам на жительство и уклоняющихся от регистрации. В базе данных ИЦ УВД Белгородской области в 2004 г. содержались сведения о розыске 450 лиц, из которых более половины - пре-

ступники. Информация о нахождении лица, объявленного в федеральный розыск, может быть получена путем обращения к оперативно-справочным и розыскным учетам ИЦ и картотекам адресного бюро. Причем информация представляется как по письменному запросу, так и по каналам телеграфной связи либо по телефону (при наличии у проверяемого условного кода - пароля).

АИПС «Оружие» - используется в целях обеспечения розыска утраченного, установления принадлежности выявленного оружия и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением. В базах данных ИЦ содержатся сведения об оружии, имеющем индивидуальный номер, присвоенный организацией-изготовителем или полученный при регистрации его в подразделениях разрешительной системы, а также утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение, а также вооружение, принадлежность которого установлена. В 2004 г. в ИЦ УВД Белгородской области на учет поставлено порядка 400 единиц оружия.

АИПС «Автопоиск» - предназначена для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя. В базе данных АИПС «Автопоиск» содержится информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, прокуратурой и ФСБ, таможенными органами и судами. За истекший год в базе данных ИЦ УВД Белгородской области на учете состояло свыше 800 единиц разыскиваемого автотранспорта.

АИПС «Антиквариат» - функционирует в целях обеспечения розыска похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.

АИС «Криминал-И» - предназначено для осуществления учета правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. В составе АИС «Криминал-И» функционируют подсистемы: «Административная практика», «Преступление», «Дорожно-транспортное происшествие», «Розыск», «Наказание».

Подсистема «Административная практика» предназначена для обеспечения сотрудников

2006'01

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

правоохранительных органов информацией о фактах административных правонарушений, допущенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее ЛБГ) всех категорий, пребывающих на территории Российской Федерации, в т.ч. о лицах, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации.

Подсистема «Преступление» содержит информацию о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающих на территории Российской Федерации, а также и в отношении их. В базе данных ИЦ УВД Белгородской области содержатся сведения более чем о 400 иностранных гражданах, в отношении которых совершены преступления, и о 100 - совершивших преступления.

Подсистема «Дорожно-транспортное происшествие» позволяет собирать, обрабатывать, хранить и выдавать оперативно-справочную и аналитическую информацию об иностранных гражданах и ЛБГ - участниках дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на территории Российской Федерации.

Подсистема «Розыск» предназначена для информационного обеспечения заинтересованных подразделений информацией об иностранных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных.

Подсистема «Наказание» обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах и гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Широкое распространение при раскрытии и расследовании всех категорий преступлений, в том числе и преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, получило использование экспертно-криминалистических коллекций и картотек (экспертно-криминалистических учетов). Информационной основой коллекций и картотек является сбор, сосредоточение и систематизация однородных объектов или сведений о них по идентификационным

признакам.

Виды используемых экспертно-кримина-листических коллекций и картотек:

- фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес (создана в ГУ «ЭКЦ МВД России» для учета и хранения речевой информации в целях установления личности подозреваемых в совершении преступлений в ходе оперативно-розыскных мероприятий);

- картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом (Зачастую преступления совершаются с использование поддельных документов. В случае установления факта принадлежности изъятого и проверяемого документа к поддельным, ранее зарегистрированным в картотеке, инициатору запроса направляется информация с указанием времени и места изъятия, сведений об изготовителе поддельных документов (если это установлено));

- картотеки поддельных денег и ценных бумаг;

- коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, и утраченного (похищенного) оружия (пулегильзотеки).

Таким образом, закон и ведомственные нормативные правовые акты предоставляют широкий спектр средств для эффективной работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в числе которых важнейшую роль приобретает использование централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов ИЦ и ГИАЦ МВД России. Однако достижение наибольшей результативности оперативно-розыскной работы, ее координации с деятельностью других субъектов правоохранительной системы немыслимо без использования новых информационных технологий, возможностей АИПС, АДИС и т.д. Представляется, что знание возможностей ИЦ и ГИАЦ и умение быстро и правильно получить, проанализировать и использовать имеющуюся в массивах информацию позволит сотрудникам правоохранительных органов успешно вести борьбу с преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.