Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
4. Semenov E.N. Special physical training of cadets of educational institutions of the interior Ministry to act in conditions of limited visibility and night. - SPb.: VIFK, 2001. P. 163.
5. MatsurLA., Yashchenko Y.G. Tactics and legal basis for the application of martial arts for self-defence: textbook.- M: SOKR Ministry of internal Affairs of Russia, 2009.
6. Tkachenko A.L, Mukhanov J.V, Apalkov A.V. Training of enforcement officers on the methods of detention. Technology combinations and tactics of their application: teaching manual. - Belgorod: Bel law Institute of MIA of Russia, 2011.
(Статья сдана в редакцию 14.03.2014)
ПРОБЛЕМЫ РОЗЫСКА ЛИЦ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РЕГИОНАХ С ПОВЫШЕННОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ Активностью: Проблемы И
пути решения
the problem of tracing and identification of person in the regions of increased terrorist activity: problems and solutions
УДК 343.982.323
А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) тел. (4722) 55-71-34
А.А. НЕСТЕРОВ
(УМВД России по г. Белгороду) тел. (4722) 31-05-66
A.B. SVISTILNIKOV, A.A. NESTEROV
the candidate of Jurisprudence, assistant professor (MOI Russia , Belgorod)
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье излагаются проблемы розыска лиц, пропавших без вести, и отождествления неопознанных трупов в регионах с повышенной террористической активностью. Предлагаются пути повышения результативности этой работы, основанные на использовании возможностей информационно-поисковых систем в идентификации неопознанных трупов по массиву лиц, пропавших без вести.
Ключевые слова: розыск лиц, идентификация личности, отождествление трупов, террористические акты, терроризм, информационные системы.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
37
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
Abstract: the article covers the problem of tracing missing persons and identification of unidentified bodies in regions with high terrorism-terrorist activity. The ways of increasing the efficiency of this work, based on the use of capabilities of information and search systems in the identification of unidentified corpses through the array of missing persons.
Keywords: the search of persons, personal identification, identification of dead bodies, acts of terrorism, terrorism, information systems.
Teррoризм на прoтяжeнии тысячeлeтий aK^BHo испoльзуeтся чeлoвeчeствoм в Ka4ecTBe дeйствeннoгo oрудия 6opb6bi за власть. Адаптируясь к рeалиям coBpeMeH-Horo мира, oh вбираeт в сeбя пoслeдниe дoстижeния науки и тeхники, активнo эксплу-атируeт рeлигиoзныe и инью идeoлoгичeскиe кoнцeпции, видoизмeняeтся и нахoдится в прoцeссe нeпрeрьвнoй трансфoрмации [1, с. 78-82].
Характeрными чeртами сoврeмeннoгo тер-popизма являются ero исключитeлыная oбщeс-твeнная oпаснoсть, вoзpастающиe масштабы, вытокая мoбильнoсть, pасшиpeниe гeoгpафии тeppopистичeскoй дeятeльнoсти, пoвышeниe пopажающeй спoсoбнoсти испoльзуeмых тер-popистами сpeдств для сoвepшeния убийств людeй и т.п. [2, с. 102-106].
В нашeй стpанe opганы гoсудаpствeннoй власти всeх уpoвнeй пoка He смoгли выра-бoтать эффeктивные opганизациoннo-пpавo-вые и тактичeские Mepb, напpавлeнные на пpeдупpeждeниe тeppopистичeских актoв [3, с. 102-106]. Сoвepшаeмыe пpeступлeния тeppopистичeскoгo хаpактepа в peгиoнах с пoвышeннoй тeppopистичeскoй активнoстью спoсoбствуют гибeли или бeзвeстнoму исчeз-нoвeнию граждан. Имeли мeстo факты пpoпа-жи граждан в связи с кoнтpтeppopистичeскoй дeятeльнoстью. Иныe станoвились жepтвoй нeсчастнoгo случая или тpагичeски пoгибали no пpичинe вeдeния бoeвых дeйствий.
Низкиe пoказатeли poзыска лиц, пpoпав-ших 6e3 вeсти, и устанoвлeния личнoсти нeoпoзнанных тpупoв в peгиoнах с пoвы-шeннoй тeppopистичeскoй активнoстью фop-мируют в oбщeствeннoм ^знании граждан устoйчивый oтpицатeльный oбpаз стража пopядка, He спoсoбнoгo пpoтивoстoять пpeступнику. В peзультатe снижаeтся авто-pитeт, усиливаeтся oтчуждeниe насeлeния oт пpавooхpанитeльных opганoв. Анализ пoка-зал, что ГИАЦ He вeдeт статистики no лицам, ставшим жepтвoй в peгиoнах с пoвышeннoй тeppopистичeскoй активнoстью. В этой связи нам пpeдставляeтся цeлeсooбpазным в статьe испoльзoвать eдиную фeдepальную статистику учeта лиц, пpoпавших бeз вeсти, и нeoпoзнанных тpупoв за пoслeдниe 13 лeт,
шторая свидeтeльствуeт o тoм, чтo кoличeс-твo лиц, пpoпавших бeз вeсти и oставшихся в poзыскe с учeтoм пpoшлых лeт (в 1999 г.
- 28479, в 2000 г. - 30494, в 2001 г. - 33636, в 2002 г. - 38368, в 2003 г. - 42126, в 2004 г.
- 45196, в 2005 г. - 48136, в 2006 г. - 49822), и кoличeствo нeoпoзнанных тpупoв с учeтoм пpoшлых лeт (в 1999 г. - 31595, в 2000 г.
- 34710, в 2001 г. - 39153, в 2002 г. - 46023, в 2003 г. - 52783, в 2004 г. - 53764, в 2005 г.
- 71846, в 2006 г. - 75793, в 2007 г. - 76780. Пoдpoбнee o6 этом см.: oбзopы no poзыск-нoй pабoтe за 2004 г., 2005 г., 2009 г. ДeпУР МВД Рoссии) с 1999 г. no 2006 г. пoстoяннo poслo. В пoслeдующиe тоды намeтилась стабилизация, и дажe нeкoтopoe снижeниe oстатка этих катеторий pазыскиваeмых ^ern oсталoсь в poзыскe лиц, пpoпавших бeз вeсти, на кoнeц гoда (с учeтoм oстатка пpoшлых лeт): в 2007 г. - 49498, в 2008 г.
- 48937, в 2009 г. - 48464, в 2012 г.- 56903. Всeгo He устанoвлeна личнoсть тpупoв на кoнeц гoда (с учeтoм oстатка пpoшлых лeт): в 2007 г. - 76780, в 2008 г. - 76740, в 2009 г.
- 74958, в 2012 г. - 64478).
Так, пpoвeдeнный в 2010 г. ^трудниками ДeпУР МВД Рoссии сравнительный анализ этих статистичeских катеторий пoказал, что в тeчeниe пяти лeт кoличeствo oбнаpужeнных нeoпoзнанных тpупoв нахoдилoсь в пpямoй зависимoсти oт кoличeства лиц, пpoпавших бeз вeсти (см.: Oбзop poзыскнoй и идeнти-фикациoннoй дeятeльнoсти opганoв внут-peнних дeл Рoссийскoй Фeдepации в 2009 г. ^пУР МВД Рoссии. - 2010. С. 10).
Эта экспepимeнтальнo пoдтвepждeнная зависимoсть пoзвoляeт нам с бoльшoй дoлeй вepoятнoсти пpeдпoлoжить, чтo значитель-Hoe кoличeствo нeoпoзнанных тpупoв являются лицами из числа пpoпавших бeз вeсти и нахoдящихся в фeдepальнoм poзыскe.
no данным ГИАЦ МВД Рoссии в 2012 г. в стpанe oсталoсь в poзыскe бeз вeсти пpo-павших лиц (на кoнeц 2012 гoда) - 56903. Остаток нeoпoзнанных тpупoв на oтчeтный пepиoд 2012 гoда (с учeтoм пpoшлых лeт) сoставил - 64478. Из даннoгo анализа мoжнo сдeлать вывoд o тoм, чтo кoличeствeнный пoказатeль лиц, пpoпавших бeз вeсти, рас-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
38
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
тет, а остаток неопознанных трупов имеет тенденцию к некоторому снижению.
Проведенный анализ практики организации и осуществления розыскной работы показал недостаточный уровень квалификации отдельных сотрудников, их низкую обеспеченность научной продукцией и современными методиками идентификации личности. Oчeвиднo, что в этих условиях сохраняется острая необходимость поиска новых путей улучшения деятельности полиции в целом и подразделений уголовного розыска в частности.
Учитывая вышеизложенное наличие многолетней зависимости количества неопознанных трупов от количества лиц, пропавших без вести, нам представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на отождествлении этих двух категорий между собой. Oрганизация целенаправленной и повсеместной работы в этом направлении, с использованием современных информационных технологий позволит добиться значительных результатов и перевести розыскную работу на иной качественный уровень.
В настоящее время наиболее результативными и беззатратными формами отождествления личности являются правильное использование уже имеющихся в OВД автоматизированных информационно-поисковых систем (далее - АИПС) Опознание», «Ксенон-2», автоматизированной дактилоскопической информационной системы (далее - АДИС) «Папилон» и т.п.
Рассмотрим применение этих систем более подробно. В России централизованный учет неопознанных трупов и лиц, пропавших без вести, осуществляется в информационных центрах (далее - ИЦ) субъектов федерации и ГИАЦ МВД путем ведения баз данных автоматизированной АИПС «Опознание»(работа осуществляется в программных оболочках «FLINT» и «ORAKL». При использовании программной оболочки «FLINT» в базе данных отсутствует возможность размещения фотографии разыскиваемого). Учет формируется на основе формализованных опознавательных карт единого образца, содержащих описание внешних признаков человека на все учетные категории разыскиваемых.
При постановке неопознанного трупа на учет автоматически осуществляется проверка всех его идентификационных данных по массиву без вести пропавших, то есть значительно расширяется география
поиска. Сведения об объектах, подлежащих постановке на учет, направляются на бланках опознавательных карт с приложением фотоснимков и дактилокарт. Опознавательные карты и дактилокарты направляются в двух экземплярах для постановки на федеральный (в ГИАЦ) и региональные (в ИБД Регион) учеты. Следует также учесть, что базы данных АИПС «Опознание» регионального уровня между собой не совместимы, что исключает возможность с рабочего места ИЦ одного субъекта войти в аналогичные базы данных ИЦ других субъектов и провести самостоятельный поиск и отождествление по их учетам. В Наставлении рекомендуется тщательно фиксировать состояние зубов, одежды и других идентификационных признаков, так как от их достоверности зависит результат работы АИПС по отождествлению личности (Приказ МВД РФ от 9 июля 2007 г. «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации»).
Однако в практике имеют место факты, когда практические работники многие реквизиты опознавательной карты (как неопознанных трупов, так и пропавших без вести) заполняют без участия судебных медиков, по памяти или со слов окружения, что влечет искажение информации и снижает эффективность либо вообще исключает возможность отождествления обнаруженных неопознанных трупов с лицами, пропавшими без вести, с помощью АИПС. В этой связи эффективность АИПС в проведении отождествлений напрямую зависит от качества заполнения каждого из обязательных реквизитов опознавательных карт и добросовестного отношения исполнителей к этой работе.
С целью исключения вышеуказанных недостатков руководители ОВД должны творчески подойти к организации розыскной работы. Из числа наиболее подготовленных сотрудников уголовного розыска необходимо отобрать кандидатов, которые бы по своим психологическим и деловым качествам могли на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные на них должностные обязанности. Отобранных сотрудников необходимо обучить всем особенностям работы по данной линии и обеспечивать их выезд на все факты обнаружения неопознанных трупов и исчезновения граждан.
Для качественного заполнения всех рекви-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
39
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
зитов опознавательной карты руководителям необходимо организовать и добиться присутствия этих сотрудников в морге при вскрытии каждого нeoпoзнаннoгo трупа, сов-мeстнoгo с судeбнo-мeдицинскими экспертами изучeния и oтражeния в oпoзнаватeльнoй картe и иных дoкумeнтах всeх идентификационных признаков (возраст, длина трупа, длина стопы, окружность головы, татуировки, следы операций, пороки развития, сведения о зубoчeлюстнoй систeмe трупа (стоматоло-гичeский статус). Там жe должно проводиться фoтoграфирoваниe, дактилoскoпирoваниe, изъятиe oдeжды и т.д.
Пeрспeктивным направлeниeм для АИПС в расширении комплекса идентификационных признаков объекта является использование его стоматологического статуса. Сведения о зубочелюстной системе неопознанного трупа или пропавшего без вести имеют существенное идентификационное значение, поскольку обладают определенной устойчивостью и отображают в себе многие частные признаки (характер протезов, наличие пломб, аномалий развития и т.п.). Во многих странах мира в настоящее время дентальная (стоматологическая) идентификация признана одним из самых действенных и надежных методов.
Описанию состояния зубов устанавливаемого (разыскиваемого) посвящен 24-ый реквизит опознавательной карты. Однако этому идентификационному признаку в практической деятельности уделяется недостаточно внимания. Чаще всего это происходит потому, что сотрудники уголовного розыска редко бывают в морге при вскрытии трупа, личность которого не установлена, а смерть наступила без криминальных обстоятельств. Судебно-медицинские эксперты, исследующие неопознанный труп, при отсутствии интереса к нему и отождествляющим его признакам со стороны сотрудников уголовного розыска, поверхностно изучают труп и его зубочелюстную систему, из-за чего резко снижается количество идентификационных признаков и эффективность работы АИПС.
С целью повышения результативности в идентификации неопознанных трупов по АИПС «Опознание» необходимо, чтобы были собраны качественные сведения о зубочелюстной системе пропавших без вести. Зачастую эта работа проводится поверхностно, данные о зубочелюстной системе пропавших без вести записываются в основном со слов родственников пропавшего, и было бы наивным ожидать высокого
эффекта от АИПС. Происходит это потому, что в ОВД остро не ставится задача четкого отражения данной идентификационной информации. Сотрудники уголовного розыска, опрашивая окружение пропавших без вести, не выясняют, где лечились разыскиваемые и услугами каких стоматологических лечебных учреждений они пользовались. В инициативном порядке они крайне редко осуществляют проверку стоматологических учреждений органов здравоохранения и реально по медицинской карте амбулаторного больного изучают истинный стоматологический статус пропавшего и качественно заполняют 24-ый реквизит опознавательной карты.
Следующими эффективными методами идентификации неопознанных трупов являются антропологическая экспертиза и метод краниофациального фотосовмещения. Личность устанавливается путем сопоставления прижизненного изображения с посмертным и сопоставления прижизненного изображения с изображением черепа, посмертных масок и рентгенограмм. Проводятся идентификационные исследования методом фотосовмещения черепа трупа неизвестного и прижизненной фотографии лица, пропавшего без вести.
Большое распространение получила компьютерная модификация метода фотосовмещения, реализуемая аппаратно-программным комплексом «TADD SM». Последний вариант в настоящее время претерпел значительный прогресс за счет внедрения компьютерной графики и перехода работы в объемное 3D-мoдeлирoваниe. Имеется несколько конфигураций аппаратно-програмного комплекса. Самая последняя конфигурация - «TADD SM АРТЕК 3D» стала качественно новым продуктом, поскольку является проще, мобильнее и более многофункциональной, чем вторая конфигурация. Она сохраняет все функциональные возможности комплекса «TADD SM» и комплектуется передовым портативным поколением 3D-сканeрoв производства компании «АРТЕК». АГ:ес 3D-сканeр - трехмерная камера, которая снимает форму поверхности объекта в видеорежиме, охватывая большие участки объекта в каждом кадре. Данные исследования осуществляют работники медикокриминалистических подразделений бюро судебно-медицинских экспертиз.
Сотрудникам уголовного розыска целесообразно использовать метод краниофациального фотосовмещения в силу его дешевизны и быстроты проведения
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
40
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
исследований, а также в случаях, когда для проведения сравнительных исследований посредством сoпoставлeния ДНК отсутствует сравнительный материал.
Кроме того, для отождествления трупов можно использовать возможности АИПС, специально предназначенных для идентификации личности по изображению лица. Так, в соответствии с Программой МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», утвержденной Приказом МВД России от 20 мая 2008 года № 435, в МВД России создан и функционирует единый банк оперативной фото- и видеоинформации. Накопление и обработка оперативной фото-и видеоинформации в органах внутренних дел осуществляется с использованием автоматизированной информационно-поисковой системы идентификации личности по изображению лица (Система оперативного визуального анализа «СОВА»). Она предназначена для формирования базы данных лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, идентификации личности по анкетным данным, по словесному описанию и изображению лица. В качестве поисковых данных выступает фотоизображение, по которому система осуществляет поиск всех максимально похожих изображений лиц, имеющихся в массиве базы данных, то есть сравнение изображений происходит по принципу «один ко многим».
АИПС «Сова» также может использоваться для идентификации неопознанных трупов. Фотографирование неопознанных трупов производится по правилам опознавательной фотосъемки. Для достижения максимальной результативности отождествления трупа следует провести туалет его лица. На фотоизображении трупа должны быть четко видимы черты лица и по возможности открыты глаза. Для направления фотоизображения трупа и проведения отождествления используется стандартный бланк запроса с указанием пола, примерного возрастного диапазона, представлением иной информации, повышающей эффективность поиска.
Следует также отметить, что высокую результативность в отождествлении объектов розыска показывает автоматизированная дактилоскопическая информационная система (далее - АДИС) «Папилон», которая обладает возможностью установления личности как живых лиц, так и неопознанных трупов по отпечаткам пальцев рук. При постановке объекта на централизованный учет его
дактилоскопическая карта совместно с опознавательной картой направляются в ИЦ и ГИАЦ. После поступления осуществляется проверка дактилокарты по массиву лиц, пропавших без вести, данные на которых содержатся в АДИС «Папилон».
Результативность отождествления неопознанных трупов с помощью АДИС зависит от качества снятых с трупа отпечатков пальцев. Поэтому в отдельных случаях целесообразно перед дактилоскопированием трупов рассекать сухожилия сгибателей, чтобы обеспечить плотное прилегание пальцев к дактилоскопическому валику и бумаге дактилокарты.
При обнаружении гнилостно измененных, мумифицированных трупов не всегда имеется возможность немедленно осуществить их дактилоскопирование. В этих случаях на основании запроса (постановления) судебномедицинские эксперты должны отсечь кисти рук и передать их сотруднику УР, который представляет их в биологическую лабораторию ЭКЦ для принятия мер к восстановлению папиллярных узоров в лабораторных условиях. При этом следует иметь в виду, что с целью сохранения папиллярных узоров и возможности применения других методов дактилоскопирования для получения отпечатков пальцев рук нужно придерживаться такого принципа - сначала необходимо применять более простые, неразрушающие методы, затем, если такие методы исчерпаны, применять более сложные.
В практической деятельности полиции имеют место факты обнаружения скелети-рованных и гнилостно-измененных трупов в стадии поздних гнилостных изменений, поэтому получить их отпечатки пальцев физически не представляется возможным.
В этой связи эффективно и качественно устанавливать их личность можно, используя метод генотипоскопической идентификации (путем идентификации геномной информации). На основании закона государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы. В ЭКЦ регионального и федерального уровней ведется экспертнокриминалистический учет ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений и ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представляется возможным.
Изъятие биологического материала из неопознанного трупа и выделение ДНК осуществляется судебно-медицинскими экспертами. В судебно-медицинских учреждениях
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
41
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
регионов, не имеющих ДНК-лабораторий, эти исследования могут осуществляться биологами ЭКЦ. В качестве биологического материала может изыматься кровь, сперма, слюна, волосы (с луковицей), фрагменты тканей и т.п. Для идентификации личности скелетированных трупов в качестве биологического материала целесообразно изымать фрагменты ребра (лучше 2-х), берцовой кости или губчатой кости свода черепа (из них легче выделить ДНК).
После выделения ДНК неопознанного трупа полученную геномную информацию в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» ставят на учет в федеральный банк данных геномной информации (далее - ФБДГИ). Отождествление неопознанных трупов происходит путем проведения сравнительного исследования с геномной информацией лиц, пропавших без вести. С первого взгляда может показаться, что все решается достаточно просто, сравните геномную информацию одних с другими и в стране будут найдены десятки тысяч разыскиваемых по обеим категориям учета.
В практической деятельности все обстоит несколько иначе. Организуя эту работу, сотрудники полиции сталкиваются с проблемами, решение которых у них вызывает затруднение. Обсудим их более подробно и предложим свои рекомендации.
Во-первых, значительная часть без вести пропавших из числа находящихся в федеральном розыске не имеет выделенной геномной информации и не состоит на криминалистическом учете. В этих случаях на учет в ФБДГИ необходимо ставить геномную информацию лиц, пропавших без вести, полученную при осмотре мест их последнего пребывания (ДНК выделяется с предметов личного пользования, одежды, расчески и т.п.). Перед постановкой на учет необходимо проводить сравнительные исследования ДНК образцов крови родственников для подтверждения происхождения геномной информации от разыскиваемого лица. Необходимо отобрать кровь у близких родственников разыскиваемых по прямой линии (категории «дети-родители»). При этом надо иметь в виду, что при отождествлении лиц мужского пола предпочтение в заборе идентификационного биологического материала следует отдавать их отцам, поскольку дополнительно выделяется мужской генотип «Y», результат исследования в этом случае
будет более достоверным.
Однако жизнь и практика розыска вносят определенные коррективы. Не всегда отцы по закону являются биологическими родителями воспитываемых ими детей, пропавших без вести. В этой связи с целью исключения ошибки в идентификации забор крови для выделения ДНК необходимо осуществлять у обоих родителей. Приходится также констатировать, что в отношении определенной части лиц, пропавших без вести, получить образцы ДНК не представляется возможным ввиду отсутствия у них близких родственников по прямой линии.
Во-вторых, проблемным вопросом остается частичное отсутствие образцов ДНК у неустановленных трупов, обнаруженных до 2008 г., т.к. до принятия закона «О государственной геномной регистрации» учет ДНК этих объектов не велся. Учитывая, что работа с выделением ДНК в различных регионах России организовывалась поэтапно, количественно-качественное состояние организации работы по данному направлению также различно.
В качестве положительного примера организации работы по отождествлению неопознанных трупов можно привести УМВД России по Белгородской области. Метод ДНК анализа в экспертно-криминалистическом подразделении внедрен с 1996 г., в 2007 г. была введена в эксплуатацию более совершенная техника и освоены современные технологии выделения ДНК. В соответствии с законом ДНК, выделенные из неопознанных трупов, ставятся на учет и по возможности сравниваются с ДНК лиц, пропавших без вести.
Однако учитывая, что закон был принят менее пяти лет назад (в декабре 2008 г.), а личность неизвестных трупов устанавливается в течение 15 лет после их обнаружения (как и розыск лиц, пропавших без вести), в УМВД области принят ряд управленческих мер, направленных на активизацию работы по выявлению и изъятию биологических объектов неопознанных трупов с большим сроком обнаружения для проведения идентификационных исследований.
Изучение различных нормативных правовых актов, в том числе «Информационного письма» Российского центра судебномедицинской экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2004 г. показало, что максимальный срок хранения изъятых при вскрытии неопознанных трупов биологи-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
42
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
ческих образцов в учреждениях особого типа «Бюро судeбнo-мeдицинскoй экспeртизы» сoставляeт 10 лeт, пoслe чeгo они подвергаются уничтoжeнию.
С цeлью расширeния информационной базы данных ДНК нeoпoзнанных трупов в областном гoсударствeннoм учрeждeнии здравоохрания особого типа «Бюро судебно-мeдицинскoй экспертизы» (далee - БСМЭ) Дeпартамeнта здравooхранeния и социальной защиты насeлeния Бeлгoрoдскoй области был пoлучeн накопленный за дeсять лeт биoлoгичeский матeриал, изымаeмый судeбнo-мeдицинскими экспeртами при вскрытии и исслeдoвании нeoпoзнанных трупов, который сразу жe направлялся в ЭКЦ области для выдeлeния ДНК, постановки их на учeт и прoвeдeния идeнтификациoнных исслeдoваний с ДНК пропавших бeз вeсти.
Тактичeски работа нe прeдставляла сложности, однако была достаточно oбъeмна. Вначалe прoизвeли выборку всeх неопознанных трупов, кoтoрыe были oбнаружeны на тeрритoрии области в пeриoд с 2002 по 2008 гг. включитeльнo. Затeм подготовили нeoбхoдимыe oпeративнo-служeбныe до-кумeнты для изъятия в БСМЭ биологического материала по каждому из неопознанных трупов и документов для проведения биологических исследований методом ДНК на предмет выделения ДНК из каждого полученного материала и постановку на учет. Биологический материал (как правило, кровь) по каждому объекту в БСМЭ изымался актом изъятия. Акт составлялся в трех экземплярах. Один экземпляр оставался в БСМЭ, второй, вместе с копией запроса в БСМЭ и копией сопроводительного письма в ЭКЦ, подшивался к делу по установлению личности каждого неопознанного трупа, а третий направлялся вместе с объектом исследования сопроводительным письмом в ЭКЦ для организации работы над объектом.
Одновременно с этой работой сотрудниками уголовного розыска территориальных органов внутренних дел области были приняты исчерпывающие меры по отбору биологического материала для выделения ДНК у лиц, являющихся близкими родственниками пропавших без вести, с целью их дальнейшей идентификации с полученными ДНК от неопознанных трупов. В настоящее время
отобраны и направлены на выделение генотипа биологические объекты в отношении 84,4 % разыскиваемых лиц. В отношении остальных пропавших получить образцы биологического материала не представляется возможным ввиду отсутствия у них близких родственников по прямой линии.
Начавшаяся в этом направлении системная работа принесла положительный результат. Только в течение 2012 г. ЭКЦ УМВД России по Белгородской области с помощью генотипоскопической идентификации было отождествлено 28 неопознанных трупов с лицами, пропавшими без вести. Уже в первом квартале 2013 г. с помощью генотипоскопической идентификации была установлена личность шести неопознанных трупов, из них два трупа установлены по г. Белгороду.
Несмотря на наличие положительных результатов в рассматриваемом направлении деятельности, все потенциальные возможности генотипоскопической идентификации данных объектов розыска оставались не реализованными, т.к. сравнительное исследование осуществлялось экспертами классическими приемами без использования ИПС.
В настоящее время в связи с вводом в эксплуатацию объединенной поисковой федеральной системы генетической идентификации «Ксенон 2» ситуация кардинально изменилась. Программное обеспечение поисковой системы позволяет осуществлять автоматизированный поиск и идентификацию ДНК неопознанных трупов с ДНК лиц, пропавших без вести, или ДНК, полученными у близких родственников пропавших.
Внедряемая поисковая система состоит из учетов регионального и федерального уровней. Имеющиеся ДНК неопознанных трупов можно будет в автоматизированном режиме проверять по региональным учетам ДНК лиц, пропавших без вести, а при необходимости - по федеральной базе данных. Изложенные нами предложения при должной организации розыскной работы позволят достаточно быстро и с высокой результативностью провести в автоматизированном режиме идентификационные исследования обнаруженных в последние десять лет неопознанных трупов с лицами, пропавшими без вести, и иными категориями состоящих на учете лиц.
Литература —
1. Шарутенко В.Н. Терроризм: преступление или явление? // Научный портал МВД России. 2011. № 2.
2. Кулешов В.И. Теоретические аспекты информационного обеспечения ОРД горрайорганов внутренних дел по линии уголовного розыска // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 4 (48).
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
43
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
3. Кудин В.А. Законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму // Вестник Луганского государственного университета внутренних дел имени E.O. Дидоренко. 2007. Вып. 4.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 23 ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
6. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 года № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
7. Шарафутдинов А.А. Организация работы органов внутренних дел Республики Татарстан по использованию банка данных автоматизированной ин-формационно-поисковой системы «Сова» // Оперативно-розыскная работа. 2012. №. 1-2. С. 59-60.
8. Алешкина Т.Н. Технико-криминалистическое обеспечение розыска без вести пропавших // Эксперт-криминалист. 2008. №3. С. 19-21.
References
1. Sharutenko V.N. Тегго^т: Иле спте ог рЬюпотепоп? // Scientific рог!а1 of Иле Ministry of т!ета1 Affairs of Russia. 2011. № 2.
2. Kuleshov V.I. ТЛеоге^са! aspects of informatbn proviso HORDES goryachyov of ^ета! Affairs оп Ипе criminal investigation // Vestnik of Saint-Petersburg ип^егейу of MIA of Russia. 2010. № 4 (48).
3. Kudin V.A. ТЛе Legislation of Ше Russian Federation о сои^еппд terrorism // the Bulkin of the Lugansk state ипмегейу of intemal Affairs behalf of the Е.О. Dido-renko. 2007. Vol. 4.
4. Federal law of the Russian Federation of February 7, 2011 № 3-FZ “АЬо^ роИсе”.
5. Federal law of the Russian Federation from March 4, 2013, № 23 of Ше Federal law “About making amendments in artictes 62 and 303 of the Criminal code of the Russian Federation and Ше Criminal procedure code of the Russian Federation”.
6. ТЛе order of the Ministry of intemal Affairs of Russia from February 10, 2006 № 70 “Оп organization of the use of forensic accounting of Ше intemal Affairs bodies of Ше Russian Federation”.
7. Sharafutdinov A.A. Organization of work of agencies of intemal Affairs of Ше Re-public of Tatarstan оп use of the data Bank of the automated information retrieval system “Sova” // Investigative work. 2012. № 1-2. P. 59-60.
8. Aleshkina T.N. Technical-criminalistic support Ше search of missing // Expert-criminalist. 2008. №3. Р. 19-21.
(Статья сдана в редакцию 15.04.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
44