Научная статья на тему 'Юридическая служба в системе МВД России: на страже закона и безопасности граждан'

Юридическая служба в системе МВД России: на страже закона и безопасности граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6691
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

(интернет-интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации В.В. Черниковым в Информационном агентстве «КонсультантПлюс») На современном этапе в свете текущих исторически значимых преобразований в системе органов внутренних дел от юридической службы ждут правового обеспечения реформы МВД России, в том числе реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», федеральных законов от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Об историческом пути, сегодняшнем дне и перспективах юридической службы системы МВД России рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации генерал-лейтенант милиции В.В. Черников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая служба в системе МВД России: на страже закона и безопасности граждан»

УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ

37 (130) - 2011

юридическая служба

В системе МВд РОссИИ: на страже закона и безопасности граждан

(интернет-интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации В. В. Черниковым в Информационном агентстве «КонсультантПлюс»)

Официальный момент начала летоисчисления юридической службы МВД России датирован 19 июля 1946 г. Именно в это время возрастает роль правового урегулирования отношений в стране, резко увеличивается объем работы юристов-государственников, укрепляется статус юридических служб. С 1990 г. начинается новый этап в развитии ведомственной юридической службы. Россия приобретает суверенитет и приступает к строительству демократического правового государства. Во главу угла деятельности органов внутренних дел ставятся задачи эффективной защиты прав и свобод граждан на основе строгого соблюдения законности. Издается Закон РФ от 18.04.1991 № 10264 «О милиции», и стартует перевод всей ранее действующей правовой базы МВД СССР в норматив МВД России, который был завершен лишь в 2011 г.

На современном этапе в свете текущих исторически значимых преобразований в системе органов внутренних дел от юридической службы ждут правового обеспечения реформы МВД России, в том числе реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральных законов от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Ориентируясь на современные правовые нормы, юридической службе придется привести в соответствие с новыми законами весь ведомственный норматив, включая региональный, а это примерно 80 % из

' Публикуется в сокращении.

10 тыс. действующих актов, а также одновременно проводить правовую пропаганду среди сотрудников и граждан.

Об историческом пути, сегодняшнем дне и перспективах юридической службы системы МВД России рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации генерал-лейтенант милиции В. В. Черников.

—Валерий Васильевич, у юридической службы системы МВД России юбилей — 65 лет. Как лично Вы относитесь к этой дате?

— Весь период 65-летия — это та история юридической службы, которую мы можем знать. Учитывая историю, надо отметить, что последние 20 лет были, пожалуй, самыми сложными временами эволюции права в Министерстве внутренних дел РФ. Беспредел 1990-х гг. и его правовой контроль, становление новейшей истории МВД России в первой декаде XXI столетия и его правовое обеспечение, работа над Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» и создание Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» — все это заполнило третью часть официальной истории юридической службы, так же, как и третью часть моего жизненного пути. Бесспорно, для меня это знаковое число.

— В чем, на Ваш взгляд, основные задачи юридической службы в системе МВД России в настоящее время?

— Перед правовыми подразделениями системы МВД России в настоящее время стоят следующие задачи:

1) повышение качества нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел;

2) развитие международно-правовых отношений в сфере правоохраны;

3) повышение эффективности правового контроля;

4) совершенствование судебно-исковой работы;

5) повышение качества договорно-правовой работы;

6) оптимизация информационно-правовой деятельности.

В условиях реформирования системы органов внутренних дел появляются и новые задачи. Серьезная ответственность возлагается на юридическую службу требованием подп. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О полиции», в котором речь идет о регулярных проверках знания сотрудниками полиции Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих их деятельность. Как уже отмечалось, совершенно новым направлением в работе юридической службы сегодня является оказание правовой помощи сотрудникам и военнослужащим, оказавшимся в условиях правового конфликта. И здесь совместно с другими подразделениями юрисконсультам министерства необходимо создать механизм защиты прав и свобод сотрудников по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

Юридическим службам требуется повысить свой вклад в укрепление режима законности в работе полиции и внутренних войск. Для этого необходимо повышать качество проводимых правовых и антикоррупционных экспертиз, расширять правовой контроль, включать в область юридической оценки новые участки оперативно-служебной деятельности. Во взаимодействии с кадровыми аппаратами и подразделениями собственной безопасности важно обеспечить повсеместный контроль за законностью действий и решений сотрудников полиции, как этого требует ч. 6 ст. 6 Федерального закона «О полиции».

— Очевидно, в период реформирования необходимо активизировать усилия юридической службы МВД России в пропаганде правовых знаний, в разъяснении нового полицейского законодательства как среди сотрудников органов внутренних дел, так и среди населения?

— Главным в проводимых преобразованиях является то, что во главу угла поставлен конкретный человек — сотрудник органов внутренних дел. Реформа призвана решить наиболее острые социальные проблемы органов внутренних дел, в том числе существенно увеличить уровень заработной платы и пенсий сотрудников. Тем самым будет заложена необходимая основа для формирования стабильных, психологически и нравственно устойчивых высокопрофессиональных полицейских коллективов. В этой связи можно говорить об увеличении нагрузки на сотрудников правовых подразделений, появлении новых задач, стоящих перед ними. Однако появление дополнительной нагрузки в определенной степени можно рассматривать и как большой плюс, поскольку только в процессе преодоления трудностей осуществляется развитие сотрудника как специалиста.

Реформирование в системе МВД России активизировало проводимую работу по внедрению современных информационных и телекоммуникационных технологий. Впервые в ст. 11 Федерального закона «О полиции» закреплен принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Причем это закреплено не на уровне декларации, а как обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

В настоящее время основу автоматизированного централизованного массива правовой информации, касающейся сферы внутренних дел, составляют:

1) справочные правовые системы общего пользования (например «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Система» и иные, содержащие законодательные и подзаконные акты Российской Федерации);

2) ведомственная специализированная территориально распределенная автоматизированная система «Юрист», включающая в себя:

• автоматизированную информационно-поисковую систему «Нормативные правовые акты МВД России»;

• автоматизированную информационно-поисковую систему «Нормативные правовые акты МВД России, имеющие гриф ограниченного доступа»;

• автоматизированную информационную правовую систему по судебной защите интересов органов внутренних дел;

• автоматизированную информационно-поисковую систему «Юридические консультации»;

• автоматизированную информационно-поисковую систему «Международные договоры и соглашения»;

3) ведомственная специализированная территориально распределенная автоматизированная информационная система «Юрист-Регион», в которую входят региональные автоматизированные информационно-поисковые системы «Правовые акты МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации».

Юридическая служба министерства является инициатором и организатором создания ведомственной автоматизированной системы правового информирования, работа над которой началась еще в 2005 г. Как говорилось ранее, в настоящее время действует федеральная ведомственная специализированная территориально распределенная автоматизированная система «Юрист», включающая АИПС «Нормативные правовые акты МВД России», «Судебная практика», «Юридические консультации», «Международные договоры и соглашения», а также автоматизированная информационная система «Мониторинг». На уровне территорий функционируют АИПС «Правовые акты территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации».

— Научно-технический прогресс в современных условиях — это залог эффективности деятельности системы МВД России. Расскажите, пожалуйста, подробно об условиях отбора кандидатов на должности в юридическую службу системы МВД, в чем особенность работы юриста в правоохранительных структурах?

— Деятельность юриста органов внутренних дел — это разрешение социально-правовых ситуаций, возникающих практически каждый день и во всех направлениях деятельности сферы МВД России. Поэтому наши юристы должны обладать рядом личностных качеств: четкой гражданской позицией, всесторонним теоретическим знанием, наличием профессионального опыта, объективностью, высокой компетентностью и работоспособностью.

Служба в правовых подразделениях системы МВД России отличается рядом признаков. Во-первых, характером деятельности, которая неразрывно связана с вопросами соблюдения государственной

дисциплины, обеспечения законности и укрепления правопорядка. К работе сотрудника-правоведа системы МВД России в большей степени, чем к чьей-либо иной деятельности, предъявляются требования соответствия действующему законодательству. Иными словами, его поведение должно быть безупречным с позиций закона. Он обязан активно проводить в жизнь политику государства, ответственно относиться к порученному делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Во-вторых, психологической направленностью. Работа юриста связана с поведением людей в сфере каких-либо правоотношений, поэтому ему нередко приходится вникать и разрешать конфликтные ситуации, в том числе возникающие с участием сотрудников органов внутренних дел. Выступать в роли арбитра, а нередко и психолога. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств человека, от его психологических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Кроме того, от юриста-руководителя требуется знание основ управленческой психологии и педагогики. Также от сотрудника правового подразделения требуется умение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к негативным явлениям, уметь противостоять воздействию извне.

В-третьих, творческим, исследовательским характером деятельности. Это выражается в применении имеющихся правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных профессиональных ситуациях, объективно оценивать факты и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Для этого от сотрудника требуются такие качества, как широта взглядов, пытливость ума, мудрость и рассудительность. Участие в судебных процессах, рассмотрение спорных и конфликтных ситуаций, участие в проведении служебных проверок, анализ информации, составление заключений, воссоздание событий, имевших место в прошлом, и иные аналогичные действия носят характер исследовательской работы. Чем меньше шаблонности в работе сотрудника, тем более вероятны принятие объективных решений, успех выполняемой работы. При этом любое творческое начинание должно происходить в пределах закона.

В-четвертых, самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности ни работал юрист в правовом подразделении, он, прежде всего, является правоведом и должен руководствоваться нормами права, принимать решения самостоятельно. Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида деятельности и занимаемой юристом должности. Самостоятельность выражается в оценке ситуации и в применении права, подчинении сотрудника закону. Эта особенность профессии нередко требует от него мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Сотрудник правового подразделения не может даже при нахождении в служебном подчинении действовать вопреки закону. Самостоятельность как профессиональная черта его деятельности органически связана с его ответственностью. В этой связи практическую значимость имеет проблема диспозитивности в работе представителя юридической службы. Поэтому от практической целесообразности, от выбора оптимального варианта решения во многом зависят эффективность реализации норм права, законность и справедливость применяемого решения. Целесообразность означает, что сотрудник правового подразделения обязан максимально учитывать конкретные обстоятельства в каждой ситуации.

В-пятых, организаторским характером работы. Сотрудник правового подразделения нередко по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора — руководителя правоприменения, т. е. лица, воздействующего на поведение людей в целях соблюдения и исполнения ими законов. Служба в правовом подразделении — это работа, неразрывно связанная с людьми. Кроме того, она требует установления профессиональных контактов и взаимосвязей с различными подразделениями в системе МВД России, а также иными органами власти, учреждениями и организациями. Помимо этого, отдельные должности в правовых подразделениях относятся к числу руководящих, вследствие чего к юристу-руководителю в полной мере относятся требования, предъявляемые в целом к руководителю, — умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, деловитость, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знание основ науки управления и научной организации управленческого труда. Сотрудник

правового подразделения также должен постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой.

В-шестых, формализованностью работы. В своей деятельности сотрудник имеет дело с достоверными фактами и нормами права, опирается на точные данные, информацию, собранную и закрепленную документально в установленном порядке. Нередко сотрудник правового подразделения фиксирует и удостоверяет имевшие место факты, так сказать, занимается канцелярской работой, которая не очень привлекательна, но совершенно необходима.

Как уже было отмечено, юрисконсульт системы МВД России должен обладать необходимым комплексом личностных качеств и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. В связи с тем, что сотрудники правовых подразделений проходят службу в органах внутренних дел, к ним предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы. Применительно к теоретическим знаниям сотрудник правового подразделения должен знать основы философии, экономических и политических учений, психологии, научной организации управления и труда в объеме, необходимом для квалифицированного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка, реализации правоохранительных функций. Необходимым предварительным условием успешного изучения конкретных отраслевых наук является знание общеюридических наук: теории государства и права, истории государства и права.

Наконец, юридическая профессия предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям права. Как не кто иной юрисконсульт должен для успешной работы обладать обширными познаниями в области права, умело ориентироваться в различных отраслях законодательства — гражданском, арбитражном, административном, трудовом, социальном, жилищном и т. д. От юриста требуется также знание Конституции Российской Федерации, уставов субъектов РФ, директивных документов высших органов государственной представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления

законности, правопорядка, совершенствования управления действующего законодательства и практики его применения.

Обязательным требованием к профессии юриста является знание политической системы нашего общества, взаимных прав и обязанностей государства и личности, правового статуса гражданина, национально-государственного устройства России, избирательной системы, порядка формирования государственных органов, их правового статуса и деятельности, а также правового статуса общественных объединений и иных формирований граждан. Специальность юриста требует знания методов толкования норм права, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, имеющих правовое значение. Сотрудник юридической службы в системе МВД России обязан знать ведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел, систему и структуру органов внутренних дел, правовой статус сотрудников, формы и методы административно-правовой, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, нормы ответственности, особенности службы.

Однако одних знаний для профессии юриста недостаточно. Кроме них он должен обладать практическими умениями и навыками подготовки юридических документов, публичных выступлений, проведения встреч, бесед, другими формами общения с населением, пользоваться автоматизированными информационными системами правового назначения. Обособленно выделяется необходимость знания основ юридической техники, поскольку это, прежде всего, свидетельство глубины профессиональной подготовки юриста. Правоохранительной практике нужен не просто специалист, владеющий формальным знанием, а сотрудник, тонко разбирающийся в правовой материи, четко представляющий механизм рождения правовой нормы, способный видеть нормотворческую ошибку и действовать в рамках закона с целью нейтрализации допущенной погрешности. В целом следует констатировать, что в современных условиях требования, предъявляемые к сотрудникам правовых подразделений системы МВД России, значительно возросли.

Комплектование штата сотрудников в правовых подразделениях осуществляется на общих началах и представляет собой непрерывный процесс планирования потребности в кадрах, выявления, проверки и

изучения кандидатов, а также оценки результатов и принятия решений о приеме их на службу. Оно происходит в соответствии со штатной численностью, устанавливаемой по каждому правовому подразделению. Этот процесс практически не отличается от общего порядка для всех подразделений органов внутренних дел. Он может осуществляться как путем перевода из других подразделений (не обязательно они должны быть «элитными», первичны данные кандидата, а не место его прежней работы), так и путем проведения конкурса.

Перечень должностей, замещаемых на конкурсной основе, равно как порядок и условия назначения на должность по конкурсу, определен приказом МВД России от 12.07.1995 № 270 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу, и Инструкции о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Оклады сотрудников правовых подразделений сопоставимы с окладами по должностям аналогичного уровня в других подразделениях. После принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер окладов для всех сотрудников органов внутренних дел (как полицейских, так и обеспечивающих подразделений) становится единым.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» сотрудникам правовых подразделений в зависимости от должности и объема выполняемой работы выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 % должностного оклада (так называемая «юридическая» надбавка). Немаловажным фактором в определении уровня правового статуса сотрудника юридической службы является должность. Основными должностями в правовых подразделениях территориального органа МВД России установлены юрисконсульт и старший юрисконсульт. По должности (по размеру оклада и в звании) юрисконсульт приравнивается к должности старшего инспектора, а старший юрисконсульт — старшего инспектора по особым поручениям. В центральном аппарате правовые подразделения представляют эксперты, старшие эксперты, главные эксперты, главные эксперты-специалисты.

— Какова на сегодняшний день роль юридической службы в защите законных интересов сотрудников МВД России?

— Значение и роль юридической службы в условиях строительства правового демократического государства объективно высоки. Правовые подразделения давно стали неотъемлемой частью МВД России, вносят весомый вклад в решение задач по укреплению законности и правопорядка в стране. Юридическая служба системы МВД России занимает особое место в структуре правовых организаций государственного аппарата, потому что представляет одно из масштабных силовых ведомств Российской Федерации, распространяет свою деятельность на все его уровни и виды подразделений, насчитывает около 6 тыс. работников.

Такая мощь должна быть представлена конкретными цифрами. Начиная еще с периода раннего развития службы, примерно с 1992 г. и по настоящее время, только на федеральном уровне было принято около 500 законов, свыше 320 указов Президента РФ и более 770 правительственных актов, издано почти 8 тыс. ведомственных правовых документов, разработанных с участием специалистов юридической службы. Детализируя названные цифры, в ряду основных достижений необходимо отметить Закон РФ «О милиции», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О вневедомственной охране», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об оружии» и др.

К более позднему периоду относятся федеральные законы «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «О государственной геномной регистрации», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Особо хочется отметить Федеральный закон «О полиции». Это закон-новатор. Он заложил основу формирования нового нормативно-правового фонда, который будет регулировать деятельность органов внутренних дел России. И первыми документами, разработанными специалистами министерства в связи с принятием Федерального закона «О полиции», стали проекты законов «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и «О службе в органах

внутренних дел Российской Федерации». Действие этих нормативных актов будет направлено на обеспечение социальных и правовых гарантий сотрудникам внутренних дел Российской Федерации.

Параллельно с законопроектом о социальных гарантиях с целью обеспечения его реализации в будущем в министерстве разрабатываются проекты постановлений Правительства РФ. В настоящее время подготовлено 17 таких подзаконных актов. Только за 2010 г. результатом работы стало принятие свыше 90 нормативных правовых актов РФ, 850 актов субъектов РФ. Подписано 18 международных документов. Издано 390 нормативных приказов МВД России. Проведены десятки тысяч правовых экспертиз. Осуществлена работа по 21 тыс. исков. А за период с 2000 по 2010 г. отработано почти 600 тыс. исков, вследствие чего казне государства сохранены миллиарды рублей.

В рамках обеспечения защиты законных интересов и прав сотрудников у Министерства внутренних дел РФ в соответствии с подп. 64 п. 12 Положения об МВД России появилось новое направление в работе юридической службы — оказание правовой помощи сотрудникам и военнослужащим, оказавшимся в условиях правового конфликта. Эта новая задача сформулирована и в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (подп. 46 п. 13). В этой связи юрисконсультам совместно с другими подразделениями министерства предстоит разработать действенный механизм защиты прав и свобод сотрудников по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Такая помощь должна оказываться по делам, не связанным с предъявлением каких-либо требований к системе МВД России, и сопровождаться необходимой консультативной, методической и практической правовой поддержкой.

— К сожалению, знание закона и правовая культура отдельных сотрудников полиции на сегодняшний день оставляют желать лучшего. Существует ли в системе юридической службы МВД России механизм контроля за уровнем знаний действующего законодательства у сотрудников полиции?

— В пункте 1 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции» в качестве одной из основных обязанностей сотрудника полиции предусмотрено знание и соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательных

и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел и обеспечение их исполнения. Контроль за выполнением данной обязанности будет осуществляться регулярными проверками юридической грамотности. В этом процессе ключевую роль будут играть как раз сотрудники правовых подразделений. Проверка знания закона осуществляется и в ходе проводимой в настоящее время внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел.

В процессе реформирования органов внутренних дел МВД России пересмотрен подход к системе профессиональной подготовки сотрудников. Дело в том, что в конце 1990-х гг. в погоне за количеством выпускников ведомственных вузов — более 30 тыс. в год — очень сильно пострадало качество подготовки специалистов. Это привело к значительному ослаблению практической подготовленности и снижению уровня правовой культуры сотрудников. В результате созданная в 2005 г. система мониторинга профессиональных знаний показала средний балл лишь 3,3. В настоящее время активно реализуется программа по реформированию системы ведомственного образования. Она подвергается оптимизации, целью которой является повышение уровня правовой культуры будущих сотрудников полиции.

— Многие ведомства издают комментарии к законам РФ, относящимся к их профилю деятельности, но при этом сплошь и рядом трактуют эти законы вопреки статьям законов. Как это понимать?

— Любой комментарий — это вовсе не данность, не истина в последней инстанции. Как известно, единственным «оценщиком» нормативного правового акта является правоприменение, а официальное толкование закона дает суд. Только суд может установить истину. Я также участвовал в процессе комментирования ряда нормативных правовых актов, в частности положений Закона РФ «О милиции», Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона «О полиции».

Но при подготовке комментария всегда ставится совершенно конкретная цель — толкование (причем доктринальное) и разъяснение тех положений, которые вызывают проблемы в правоприменении. Очень важно, чтобы при этом рассуждения были лишены абстрактности и носили конкретный характер. Они

должны основываться на аналитических оценках реальной практики, без навязывания собственных авторских позиций, которые порой противоречат нормативному правовому акту. Вопрос использования либо неиспользования того или иного комментария — это дело конкретного правоприменителя. Он не должен слепо следовать комментарию и копировать предлагаемых решений.

В комментарии правоприменитель может почерпнуть необходимую информацию, задача которой — оказать необходимую помощь в поиске дополнительных аргументов в пользу той или иной линии поведения. Обязывать же поступать точно так, как указано в комментарии, правоприменителя никто не в силе, однако и ответственность за выбранную модель поведения лежит целиком на нем.

—Будут ли бывшие сотрудники и пенсионеры МВД России привязаны к должностным окладам в полиции? Как и когда будет происходить перерасчет пенсий и льгот?

— Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривается изменение порядка исчисления пенсий начиная с 1 января 2012 г. Такое изменение вызвано увеличением размера денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, учитываемого для исчисления пенсии. Так, законопроектом предусматривается увеличение денежных окладов и окладов за специальное звание за счет включения в них целого ряда дополнительных выплат, ранее не учитываемых при определении размера пенсии.

При этом указанный порядок расчета пенсии позволит повысить ее размер с 1 января 2012 г. примерно в 1,6 раза. В этой связи законопроектом предлагается размер пенсии установить исходя из 54 % окладов по должности, специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет с увеличением с 1 января 2013 г. ежегодно на 2 % до

достижения 100 % соответствующих сумм денежного довольствия.

Такие структурные изменения денежного довольствия и исчисления пенсии, установленные законопроектом, никоим образом не изменяют в сторону ухудшения порядка определения пенсии. Размеры пенсии не находятся в зависимости от даты увольнения.

— Каковы перспективы дальнейшего совершенствования ведомственных автоматизированных информационных систем правового назначения?

— В первую очередь следует отметить, что в настоящее время Правовым департаментом МВД России проводятся организационно-технические мероприятия по внедрению модернизированного программного обеспечения СТРАС «Юрист» и СТРАС «Юрист-Регион» — переход на более совершенные так называемые технологии 3000, позволяющие значительно ускорить поиск и подбор необходимой правовой информации. Планируется совершенствование программного обеспечения наших автоматизированных правовых систем для использования их в информационных киосках, мобильных устройствах, таких как смартфоны, карманные и планшетные компьютеры, которые позволят получить доступ к правовой информации сотрудникам подразделений ППС, ДПС, вневедомственной охраны.

В рамках модернизации АИС «Мониторинг», предназначенной для автоматизации и интеграции процессов сбора, обобщения и анализа предложений по совершенствованию нормативной правовой базы сферы внутренних дел, выявления потребностей и организации работы по проведению анализа правоприменительной практики по ее основным направлениям, в 2010 г. завершена разработка дополнительного модуля «Правовая экспертиза». Данный модуль позволяет автоматизировать процесс проведения правовой и антикоррупционной экспертизы. Пока это программное обеспечение может использоваться только сотрудниками нашего департамента. В последующем планируется его использование в правовых подразделениях территориальных органов.

Новая автоматизированная информационная система по централизованному учету исковых заявлений, относящихся к системе МВД России, и результатов их рассмотрения судами (АИС «Иск») внедрена в практическую деятельность правовых

подразделений системы МВД России в этом году. Важно оперативно освоить все возможности АИС. Это позволит создать эффективную систему анализа правоприменительной практики и выработки на его основе механизмов защиты интересов подразделений системы МВД России по отдельным категориям исков. В 2010 г. завершена разработка новой автоматизированной системы, которая будет наполняться нормативными актами, имеющими гриф ограниченного доступа (АИПС «НПА-З»), что позволит автоматизировать ведение систематизированного учета данного вида правовых актов. В дальнейшем она получит свое развитие и в регионах.

— Уважаемый Валерий Васильевич, Вы служите в органах внутренних дел 43 года, из которых более двадцати возглавляете юридическую службу министерства, а это без малого третья часть ее возраста. Пожалуйста, расскажите о себе, о своем жизненном пути, о планах на будущее.

— В то время, когда я учился в школе, у нас для поддержания порядка в учебном заведении создавались отряды «Юных друзей милиции». Недолго думая, я стал командиром такого отряда. Видимо, именно этот выбор впоследствии повлиял на вектор всей моей судьбы. Окончив среднюю школу, я поступил в Омскую высшую школу милиции. Обучение там, определенно, было периодом контрастов! Я мог совершенно спокойно на завьюженном берегу Иртыша во мгле зимнего утра делать зарядку, не чувствуя дискомфорта. Принять свое первое поощрение, задержав насильника, — и получить незачет по предмету кримтехники. Самостоятельно расследовать уголовное дело и тут же получить взыскание. Потом была адъюнктура, за ней — Академия МВД, после которой меня направили преподавателем в Горьковскую высшую школу милиции. В этот период нас, научно-преподавательский состав, местные власти часто привлекали к разработке различных правовых актов и программ профилактики правонарушений. Поэтому, когда в моей жизни наступили очередные судьбоносные перемены, я профессионально был к ним готов. Это случилось в начале 1990-х гг., когда Россия приобрела суверенитет и приступила к строительству демократического правового государства.

В переходный период всегда первым делом требуются юристы, эксперты и ученые, я был рекомендован на должность начальника Отдела правового обеспечения МВД РСФСР. Сидели мы на Огарева,

6. Готовили документы по очереди на единственной в отделе печатной машинке и засиживались до ночи тогда, когда вдруг документ оказывался с ошибками, приходилось его заново перепечатывать. Сейчас сложно даже представить такие условия работы, но мы, невзирая ни на что, все же трудились и развивали свое направление деятельности. Глобальной проблемой для нас в тот момент был кадровый голод — по штату в отделе числилось 14 чел., на деле же работало 6. И это — на все МВД РСФСР! Для сравнения: сейчас по территории России нас около 6 тыс.! Вот так, имея в штате шестерых сотрудников, мы должны были перевести весь милицейский норматив СССР в правовую базу Российской Федерации, практически с нуля создать собственную законную основу, которая бы стала юридическим форпостом деятельности органов внутренних дел нового правового государства. И началось все, как известно, с разработки и принятия в 1991 г. Закона РФ «О милиции».

С тех пор прошло 20 лет! Давно ушла в историю та единственная печатная машинка, с которой мы когда-то начинали. Наступил XXI в. — эпоха технологического прогресса, интернет-возможностей и спутниковой связи, породив проблемы уже другого — психологического характера. Наряду с правовым обеспечением реформы МВД России одной из главных задач перед юридической службой сегодня является борьба с правовым нигилизмом. Существует серьезная преграда — непонимание отдельными руководителями важности правовой составляющей в их деятельности, в работе личного состава, подразделения, системы органов внутренних дел в целом. Мне откровенно жаль те коллективы, в которых начальники не осознают и не принимают комфорта правовых условий работы. В итоге мы имеем иски — это огромный труд, сотни тысяч обращений в суд! Большие деньги, которые государство должно выплачивать сотрудникам за несоблюдение правовых и социальных гарантий их труда.

Сложившуюся ситуацию удалось в свое время переломить благодаря поддержке министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева, который приказом от 05.01.2007 № 6 утвердил Наставление по организации правовой работы в системе МВД России. И теперь, в 2011 г., не без гордости могу отметить, что за последние несколько лет мы сократили количество удовлетворенных судом обращений с 58 до 8 тыс.! Мало

того, состояние правовой работы сегодня включено в критерий оценки деятельности подразделения. Другими словами, будет оцениваться ущерб, понесенный МВД России в результате неправомерных действий какого-либо сотрудника под началом того или иного руководителя. Соответственно, минимизация рисков судебных последствий становится одной из главных задач деятельности на местах.

В планах стоит доведение до совершенства технологий правового информирования сотрудников. В идеале хочется, чтобы каждый полицейский имел при себе мобильное автоматизированное устройство, предоставляющее вход в систему, где можно найти образец заполнения необходимого документа, протокола, инструкцию по действиям в какой-либо ситуации или определенную базу данных. Но это не значит, что юристы системы станут меньше работать. Весь смысл нашей деятельности заключается в том, чтобы создать юридически грамотные условия для работы всей системы МВД России — выявления и раскрытия преступлений, охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения и др. Мы, прежде всего, выполняем функции поддержки и правового обеспечения остальных служб.

В настоящее время активизирована работа с кадрами. В каждом ведомственном учебном заведении открыта отдельная группа гражданско-правовой специализации, которая занимается подготовкой будущих сотрудников. Помимо этого, мы предложили ввести новую дисциплину в вузовские программы — «юридическую технику», которая ранее преподавалась только на курсах повышения квалификации. Организована помощь методическими и дидактическими материалами. В общем, делаем все возможное, чтобы в дальнейшем качество работы системы МВД России только росло. Поэт Лев Котюков сказал: «Мы — вечные странники» и, наверное, заложил в эту фразу долю свободной философии. Лично я понимаю стихи так, что по достижении одних целей жизнь дарует нам возможность выбрать новые, начать путь, ведущий к следующим апогеям.

— Валерий Васильевич, что бы Вы могли пожелать в честь юбилея своим коллегам-юристам — и тем, кто только начинает свой путь, и тем, кто уже давно служит в МВД России?

— Уважаемые коллеги, за годы работы нашей службы накоплен большой опыт. Сформирована мощная научная база, позволяющая проводить экспертизы высокой сложности. Сегодня тео-

ретические и практические разработки активно используются в совершенствовании методов работы российской полиции, в создании эффективной общегосударственной системы мониторинга и правового регулирования. Все это, в свою очередь, обеспечило нам возможность на должном уровне участвовать в преобразованиях МВД России, с которых начинается новая история полицейского ведомства. Уверен, что профессионализм и ответственное отношение к делу помогут нам и впредь удерживать авторитет закона и права на достойном уровне. Ведь от того, как мы выполняем свою работу, зависят социальная стабильность, жизнь и здоровье лю-

дей, сохранение их веры в опору власти и в свои права. А это оказывает позитивное влияние на развитие правовой грамотности в стране, воспитание подрастающего поколения, укрепление семейных ценностей и реализацию важных социальных программ.

Коллеги, я разделяю с вами радость праздника и искренне желаю вам и вашим близким взаимопонимания и доброго здоровья, душевных сил и успехов в преодолении любых трудностей!

Интервью подготовлено пресс-группой Договорно-правового департамента

МВД России

25-26 ноября 2011 г. кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и статистики» экономического факультета РУДН проводит II международную научно-практическую конференцию

«Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития

предприятий».

Основные цели конференции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение научно-методологической базы развития учетных систем в рамках устойчивого развития предприятий (организаций);

- разработка рекомендаций в области совершенствования учетных практик (систем) для обеспечения устойчивости их развития, направления их реализации на предприятиях (организация) различных отраслей экономик (народного хозяйства);

- формирование практических рекомендаций в области построения систем корпоративной социальной отчетности.

Основные задачи:

- обсуждение важнейших проблем сближения национальных и международных стандартов учета и отчетности;

- обсуждение и обобщение международного опыта внедрения корпоративной социальной отчетности;

- обсуждение роли различных видов учета в целях обеспечения устойчивого развития организаций;

- рассмотрение перспектив развития систем учета, анализа и аудита;

- формирование теоретических, методологических и методических задач формирования учетных систем;

- обсуждение вопросов подготовки специалистов экономических специальностей в российских вузах;

- разработка рекомендаций по формированию учетных систем для предприятий (организаций) различных отраслей народного хозяйства.

В рамках конференции пройдут следующие секции:

- секция 1. Бухгалтерский учет и отчетность: современная методология и проблемы развития;

- секция 2. Экономический анализ;

- секция 3. Контроль и аудит;

- секция 4. Международные стандарты финансовой отчетности.

Основные темы конференции:

- учетно-аналитические системы;

- бухгалтерский учет ВЭД;

- экономический анализ;

- аудит во взаимосвязи с МСА;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- инновационные технологии в системе образования российских вузов.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону 433-94-04 либо e-mail: buhuchet-rudn@yandex.ru, а также на сайт РУДН в раздел «Новости».

www. econ-rudn. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.