Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панина Е.А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровая трансформация сегодня распространилась практически на все сферы экономики. В условиях сильной конкуренции различные предприятия и организации внедряют в свою работу информационные технологии для повышения производительности и быстрого и эффективного решения поставленных перед ними задач. Эффективная работа таможенных органов во всех странах мира невозможна без цифровизации. Таможенные информационные технологии становятся инструментом ускорения и упрощения прохождения таможенных процедур, а также средством повышения эффективности мероприятий, связанных с проведением таможенного контроля. Внедрение инноваций в любой процесс, как правило, сопряжено с определенными рисками. В статье автором проанализированы проблемные аспекты в деятельности таможенных органов, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий. На основании проведенного анализа выделены перспективные пути решения существующих проблем. Реализация данных направлений не только позволит достичь высокого уровня развития информационных таможенных технологий, но и сделает нашу страну привлекательнее для международного бизнеса в силу упрощения и ускорения прохождения таможенных процедур, а также будет способствовать развитию цифровизации таможенных органов в соответствии с международными рекомендациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTRODUCING NEW CONCEPTS OF DIGITAL TECHNOLOGIES INTO THE WORK OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the article is because of digital transformation today has spread to all areas of the economy. In a highly competitive environment, various enterprises and organizations are introducing information technologies into their work to increase productivity and quickly and efficiently solve their tasks. Effective work of customs authorities in all countries of the world is impossible without digitalization. Customs information technologies are becoming a tool to speed up and simplify the passage of customs procedures, as well as a means of increasing the efficiency of measures related to customs control. The introduction of innovations in any process is usually associated with certain risks. In this article, the author analyzes problematic aspects in the activities of customs authorities related to the introduction and use of digital technologies. Based on the analysis, promising ways to solve existing problems have been identified. The implementation of these areas will not only allow achieving a high level of development of information customs technologies, but will also make our country more attractive for international business due to the simplification and acceleration of customs procedures, and will also contribute to the development of digitalization of customs authorities in accordance with international recommendations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2022-3-130-146

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РО С СИЙ СК О Й Ф Е Д Е РАЦИИ

Е. А. Панина

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровая трансформация сегодня распространилась практически на все сферы экономики. В условиях сильной конкуренции различные предприятия и организации внедряют в свою работу информационные технологии для повышения производительности и быстрого и эффективного решения поставленных перед ними задач. Эффективная работа таможенных органов во всех странах мира невозможна без цифровизации. Таможенные информационные технологии становятся инструментом ускорения и упрощения прохождения таможенных процедур, а также средством повышения эффективности мероприятий, связанных с проведением таможенного контроля. Внедрение инноваций в любой процесс, как правило, сопряжено с определенными рисками. В статье автором проанализированы проблемные аспекты в деятельности таможенных органов, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий. На основании проведенного анализа выделены перспективные пути решения существующих проблем. Реализация данных направлений не только позволит достичь высокого уровня развития информационных таможенных технологий, но и сделает нашу страну привлекательнее для международного бизнеса в силу упрощения и ускорения прохождения таможенных процедур, а также будет способствовать развитию цифровизации таможенных органов в соответствии с международными рекомендациями.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTRODUCING NEW CONCEPTS

0 F D I G I TAL TE CHN O L O G I E S

1 NTO THE WO RK O F THE C US TO M S AUTHO RI TI ES O F THE RUS S I AN FEDERATION

Е^га A. Panina

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Russia

The relevance of the article is because of digital transformation today has spread to all areas of the economy. In a highly competitive environment, various enterprises and organizations are introducing information technologies into their work to increase productivity and quickly and

efficiently solve their tasks. Effective work of customs authorities in all countries of the world is impossible without digitalization. Customs information technologies are becoming a tool to speed up and simplify the passage of customs procedures, as well as a means of increasing the efficiency of measures related to customs control. The introduction of innovations in any process is usually associated with certain risks. In this article, the author analyzes problematic aspects in the activities of customs authorities related to the introduction and use of digital technologies. Based on the analysis, promising ways to solve existing problems have been identified. The implementation of these areas will not only allow achieving a high level of development of information customs technologies, but will also make our country more attractive for international business due to the simplification and acceleration of customs procedures, and will also contribute to the development of digitalization of customs authorities in accordance with international recommendations.

Keywords: information technology, digitalization, customs, foreign economic activity.

Работа таможенных органов Российской Федерации на современном этапе характеризуется реализацией целей, поставленных президентом и правительством Российской Федерации и направленных прежде всего на полное и своевременное перечисление таможенных и других платежей в федеральный бюджет, создание благоприятных условий формирования цифровой таможни за счет реализации первого этапа Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, внедрения новых информационных технологий, соответствующих современным требованиям при совершении таможенных операций, проведении таможенного контроля и осуществлении таможенного администрирования.

В 2021 г. важным направлением работы ФТС России стала автоматизация деятельности таможенных органов. По итогам года отмечается рост количества автоматически зарегистрированных и выпущенных деклараций на товары (ДТ) в 1,2 раза и в 1,4 раза соответственно, а зарегистрированных электронных транзитных деклараций (ЭТД) в 3 раза (таблица).

Динамика автоматизации процессов совершения таможенных операций*

2021 2020

Зарегистрировано в автоматическом режиме ДТ 4,48 млн 3,83 млн

Выпущено в автоматическом режиме ДТ 1,5 млн 1,09 млн

Зарегистрировано ЭТД 802, 7 тыс. 200 тыс.

* Оэставлено по данным ФТС России.

Эти данные могут свидетельствовать о развитии цифровизации и внедрении информационных технологий в сфере таможенного дела, что играет существенную роль в повышении эффективности работы таможенных органов. Однако этот вывод не отменяет того факта, что внедрение и

совершенствование информационных таможенных технологий, как и любые иные направления развития таможенных органов, сталкивается с рядом актуальных проблем.

Возникновение этих проблем обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в современных реалиях, человеческий фактор по-прежнему играет определяющую роль. Безусловно, благодаря таможенным информационным технологиям удалось реализовать принятие ряда решений без участия должностного лица (примером может стать автоматический выпуск товаров и регистрация таможенной декларации), но такие решения, как правило, касаются лишь товаров или партий товаров участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с низким профилем риска. Таким образом, более ответственные решения до сих пор принимаются человеком. В настоящее время информационные технологии можно скорее рассматривать как инструмент, чем как окончательное решение. Возникающая при этом проблема связана с подготовкой и организацией кадров. Реалии развития информационных технологий таковы, что не представляется возможным за одно мероприятие или даже несколько мероприятий предоставить должностным лицам навыки и знания, которые оставались бы актуальными на достаточно долгий срок. Как показывает история развития таможенных информационных технологий, постоянно в работу таможенных органов вводятся новые программные и технические средства, а существующие регулярно обновляются. Существенно снизить вероятность ошибки в силу человеческого фактора позволит организация образовательных мероприятий, целью которых будет повышение и поддержание на должном уровне навыков и компетенций должностных лиц в сфере пользования и обслуживания таможенными информационными технологиями. Стоит также отметить важность участия в подобных мероприятиях участников ВЭД, поскольку далеко не всегда ошибки в работе таможенных информационных технологий допускаются со стороны таможенных органов. Факт равной вовлеченности участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов в процессы таможенного оформления, а также равной ответственности субъектов за исправную работу таможенных информационных технологий, указывает на необходимость поддержания диалога между ними. Примечательно, что именно цифровые площадки становятся крупной платформой для такого диалога, где участники ВЭД и представители таможенных органов совместно обсуждают проблемы, возникающие при использовании таможенных информационных технологий и потенциальные пути их решения. Например, на официальных страницах ФТС России в сети Интернет проходят прямые конференции в формате вебинара, где участники ВЭД могут получить актуальную информацию о таможенных информационных технологиях, а также задать представителю таможенных органов свои вопросы. Практика применения подоб-

ного формата мероприятий оказалась особенно полезной с началом эпидемии коронавируса, и сейчас мы можем констатировать тот факт, что данная практика набирает популярность.

Вторая крупная проблема во многом также обусловлена стремительным развитием информационных технологий. Ее сущность заключается в догоняющем характере законодательной базы, касающейся информационных таможенных технологий. Примером может служить трансграничная электронная торговля. Главной особенностью интернет-торговли для сферы государственного контроля стало то, что порядок и характер взаимодействия между продавцом и потребителем теперь определяются скорее развитием глобальных цифровых экосистем, а не государством. Традиционные государственные регуляторы теряют по отношению к цифровой торговле необходимую точность, важнейшие звенья цепи «производитель - потребитель» выпадают из поля воздействия государственного контроля. Цифровые экосистемы вводят новые бизнес-модели быстрее, чем государство способно на них отреагировать. Данные проблемы были выделены в Резолюции о руководящих принципах трансграничной электронной коммерции1, составленной Всемирной таможенной организации (ВТамО). Как отмечено Резолюцией, решением проблем в области таможенного контроля трансграничной электронной торговли могут стать информационные технологии. Более того, в таможенных органах Российской Федерации информационные технологии находят свое первое применение. С 2017 г. в работу таможенных органов внедряется технология удаленного контроля товаров, позволяющая посредством информационных систем осуществлять обмен данными, касающимися товаров, пересылаемых через таможенную границу в рамках трансграничной электронной торговли. На сегодняшний день технология используется для отправки рентгеновских снимков от Почты России в ФТС РФ для проверки декларируемых данных и фактического содержания посылки [9]. Таким образом, товершенствование информационных таможенных технологий в случае с трансграничной электронной торговлей должно быть направлено на развитие практики применения технологий предварительного информирования и налаживания обмена данными в электронном формате между таможенными органами и почтовыми операторами.

Несмотря на переход к использованию электронного формата основного таможенного документа - таможенной декларации, - до сих пор остается ряд ситуаций, при возникновении которых должностные лица таможенных органов вынуждены обращаться к документам на бумажном носителе. Рассмотрение данных ситуаций поможет выявить приоритетные

1 Luxor Resolution on Cross-Border E-Commerce, 2018. - URL: http://www.wcoomd.org/ en/ media/newsroom/ 2017/ december/the-international-customs-community-adopts-the-luxor-resolution-on-cross-border-ecommerce.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

направления перехода на цифровой формат и дальнейшей автоматизации. Например, таможенные органы вправе запросить у участника ВЭД такие документы, как оригинал таможенной декларации страны отправления с отметками таможенных органов страны вывоза, заявку на оказание услуг по перевозке товаров, банковские документы, подтверждающие оплату транспортных расходов с целью проверки достоверности данных, указанных в электронной декларации на товары. Так, на сегодняшнем этапе сохранилась необходимость использования штампов и записей в бумажных документах при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС. При декларировании товаров на внутреннем таможенном посту, в районе деятельности которого будет произведен вывоз, уполномоченное должностное лицо таможенных органов отмечает сопроводительную документацию штампом, либо записью «Товар вывезен»1. Впоследствии у декларанта возникает необходимость лично забрать данные документы, либо воспользоваться услугами курьерской доставки. Несмотря на развитие электронного межведомственного информационного обмена, бумажные носители до сих пор находят свое применение в данной сфере. В ряде случаев, чаще всего в рамках контроля соблюдения мер нетарифного регулирования, таможенными органами проставляются штампы печатей, предназначенные для удостоверения подлинности другими органами государственного контроля [4]. Однако даже в случае экспорта, таможенной процедуры, в применении к которой информационные технологии имели особый успех, необходимо предоставлять участникам ВЭД документы на бумажных носителях. Также для применения нулевой налоговой ставки декларанту необходимо предоставить в налоговый орган декларацию на бумажном носителе с проставленными таможенным органом штампами2.

Для пользования системой ЭД-2 с целью подачи таможенной декларации в таможенный орган обязательным условием является формирование и выгрузка сопроводительных документов в электронный архив документов декларанта. (Альбом форматов электронных форм документов представлен на сайте ФТС РФ.) Проблема состоит в том, что изначально требуемые документы почти никогда не соответствуют нужным форматам. При необходимости формализации большого объема документов участник ВЭД вынужден тратить время на самостоятельное сканирование, распознавание, исправление ошибок. В процессе формализации многие

1 Приказ Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2006 г. № 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_65961/ (дата обращения: 15.01.2022).

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29 мая 2019 г.) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения:19.01.2022).

данные переносятся вручную. Документы, содержащие большое количество данных, такие, например, как упаковочные листы, в случаях крупных партий могут потребовать больших временных затрат на формализацию. Не стоит исключать возможность возникновения ситуации, при которой таможенным органом могут потребоваться дополнительные документы, которые также необходимо формализировать. Стоит отметить, что Альбом форматов электронных форм документов подвергается изменениям, что создает дополнительные трудности для участников ВЭД.

Основной функцией информационных технологий, в том числе и в сфере таможенного дела, является информирование. При рассмотрении перспектив совершенствования таможенных информационных технологий необходимо обращать особое внимание на те моменты, где участники ВЭД или должностные лица сталкиваются с недостатком информации. Примером может служить уведомление участников ВЭД об отказе в регистрации декларации на товары. К сожалению, подобные случаи до сих пор не являются редкостью для участников ВЭД. Несмотря на то что таможенные информационные технологии в данном случае и выполняют свою основную функцию (информируют, обеспечивают обмен информацией), в случае расширения ее функционала можно было бы сократить размер неверно заполненных деклараций в будущем. На данный момент уведомление об отказе в регистрации декларации содержит лишь ссылку на статью 111 ТК ЕАЭС. Если в него добавить более подробную информацию о причинах отказа, можно значительно повысить эффективность взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Разумеется, таможенное декларирование - слишком сложный процесс, чтобы за один шаг автоматизировать процесс анализа причин отказа в регистрации декларации на товары. Однако несмотря на разнообразие ошибок, совершаемых участниками ВЭД при заполнении деклараций, большую их часть занимают случаи некорректного заполнения графы 54, заявления на получение льгот без указания оснований, неверного или неполного указания реквизитов документов1.

Развитие таможенных органов в сторону унификации и стандартизации, в том числе с использованием информационных технологий, позволяет решить проблему, связанную с предсказуемостью проведения мероприятий, касающихся таможенного контроля. Как было указано ранее, на сегодняшний день для подтверждения сведений, содержащихся в декларации на товары, должностным лицом таможенных органов могут

1 Доклад С. А. Ждановича на расширенном заседании консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД при Приволжском таможенном управлении. - URL: http:/ / vch.ru/event / view. html?alias=problemnye_voprosy_vzaimodeistviya_s_uchastmkami_ved_pri _soverschemi_tamoghennyh_operazii_vliyayuschie_na_provedeme_tamoghennogo_kontrolya( дата обращения: 21.01.2022).

быть востребованы документы на бумажных носителях. Проблема заключается в возможном различии требований к содержанию пакета подтверждающего сведения документов в зависимости от таможенного поста и должностного лица, осуществляющего проверку. Иными словами, эффективность информационного обмена в подобной ситуации зависит от человеческого фактора. Внедрение в работу таможенных органов центров электронного декларирования (ЦЭД) позволяет сделать шаг в сторону решения данной проблемы - электронные декларации из различных регионов направляются в один из центров. Однако если ранее каждый таможенный пост имел совокупность особенностей, создающих условия для возникновения развитых компетенций у должностных лиц таможенных органов в отношении определенных товарных групп, в условиях работы в ЦЭД сотрудникам приходится иметь дело с полным спектром товаров, которые перемещаются через таможенную границу. Таким образом, с одной стороны, ЦЭД способствуют централизации потока деклараций на товары, с другой стороны, в условиях первичности человеческого фактора, при работе в Центрах должностные лица таможенных органов могут испытывать дополнительную нагрузку, связанную с разнотипностью поступающих на проверку электронных таможенных деклараций.

Переход на цифровой формат обмена информацией сопровождается возникновением новых угроз, связанных с несанкционированным злонамеренным доступом к данным. Как упоминалось ранее, информационные ресурсы таможенных органов содержат, помимо прочего, информацию, составляющую государственную тайну. Более того, документы, предоставляемые участниками ВЭД в таможенные органы посредством информационных систем, могут также содержать коммерческую тайну. Таким образом, информационные ресурсы таможенных органов и участников ВЭД могут вызвать нежелательный интерес со стороны злоумышленников, имеющих самые разные цели. В отличие от случаев с физическими вариантами документов, похищение данных в электронном формате не зависит от расстояния, что подчеркивает уязвимый характер цифрового информационного обмена. Таким образом, развитие информационных технологий в сфере таможенного дела обязательно должно сопровождаться обновлением, актуализацией механизмов информационной безопасности.

Еще одной проблемой, влияющей на многие качества функционирования таможенных информационных технологий (в частности гибкости и безопасности), является уровень использования отечественных разработок. В настоящее время в качестве элементов информационных систем таможенных органов по-прежнему применяется зарубежное программное обеспечение. Например, базы данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов функционируют на основе разработок американской корпорации Oracle. В связи с изменившейся сегодня

внешнеполитической ситуацией этот факт создает негативные условия для развития таможенных информационных технологий в Российской Федерации, вызывает проблемы сопряжения различных элементов программного обеспечения информационных систем таможенных органов.

Следует отметить, что после издания Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166, с 1 января 2025 г. запрещается использовать иностранное программное обеспечение на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. В целях реализации этого Указа ФТС уже сделаны определенные шаги. При этом главного внимания требует задача перехода на отечественную платформу доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС ТО, которая подразумевает не просто замену софта, а перестраивание модели функционирования ЕАИС, замещение сервисов, в том числе инфраструктурных.

Постоянного совершенствования требует техническая база информационных таможенных технологий, играющих ключевую роль в бесперебойной работе таможенных органов. Особое внимание следует обратить и на развитие самих информационных технологий в сфере таможенного дела, так как с каждым годом таможенным органам приходится сталкиваться с нарастающим объемом информации.

Перспективной концепцией, широко используемой в мировой практике и нашедшей широкое применение в различных областях экономики, являются большие данные (Big Data). Термин «большие данные» предложил редактор журнала Nature Клиффорд Линч еще в 2008 г. При использовании этого термина следует понимать структурированные или неструктурированные массивы данных более 150 Гб в сутки. Их обрабатывают при помощи специальных автоматизированных инструментов, чтобы анализировать, прогнозировать и принимать решения.

Важнейшим моментом данной концепции является не сам факт работы с большим объемом данных, а многообразие методов обработки несортированных данных с помощью информационных технологий. К таким методам, в частности, можно отнести Datamining, машинное обучение, искусственные нейронные сети. Данные методы объединяет высокая способность к адаптации к меняющимся условиям. Технологии Datamining заключаются в автоматизации процессов анализа больших объемов данных, которые могут быть полезны при расследовании правонарушений, составлении прогнозов и сборе статистической информации. Машинное обучение и искусственные нейронные сети могут иметь существенную степень автономности, которая обеспечивается их способностью к самообучению.

Использовать в своей работе технологии Datamining могут все участники внешнеэкономической деятельности, такие как транспортно-логисти-ческие компании, налоговые, таможенные органы и другие с целью оценки различных рисков. Например, технология Big Data может помочь таможенникам при выявлении мошеннических схем по неуплате и неправомерному

возврату НДС, а также оценке различных рисков. Применение технологии Big Data также может помочь спрогнозировать поступление таможенных и иных платежей в бюджет, сопоставлять данные из различных источников и при выявлении расхождений проанализировать их причины.

Важным моментом в решении этой проблемы стало проектирование и создание Главного центра обработки данных (ГЦОД) ФТС России в городе Твери. Это вычислительный комплекс, который будет способен обрабатывать колоссальный объем взаимосвязанных и одновременно синхронизируемых данных (около 10 тыс. операций в секунду), обеспечивая непрерывность процессов совершения таможенных операций и соблюдение всех установленных требований по безопасности и производительности.

Еще одна цифровая технология, которая имеет перспективы применения в работе таможенных органов, - это облачные вычисления. Суть облачных технологий заключается в удаленном доступе пользователя посредством собственной техники к вычислительным мощностям другого оборудования, не обязательно находящегося поблизости. Облачные технологии выделены как элемент трансформированной информационной экосистемы таможенных органов в Стратегии развития таможенной службы России до 2030 г. (далее Стратегия). Также с 2019 г. в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1911-р утверждена Концепция создания государственной единой облачной платформы (далее - ГЕОП)1. Согласно концепции, внедрение в работу государственных органов ГЕОП позволит укрепить защиту данных на государственных информационных ресурсах, повысит стабильность работы информационно-телекоммуникационных систем, снизит затраты на модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Современное состояние развития проекта «Гособлако» представлено на рис. 1.

Использование ГЕОП в перспективе может стать серьезным шагом к унификации механизмов информационной безопасности и информационного обмена между таможенными органами и другими федеральными органами исполнительной власти в силу использования ими единого ресурса-облака [8].

Реализация концепции в формате эксперимента уже показала свою эффективность для таможенных органов. В 2019 г. вычислительные ресурсы

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1911-р Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы (ГЕОП). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332993/ (дата обращения: 19.01.2022).

облака были использованы информационными системами таможенных органов, восполняя тем самым недостаток в информационно-телекоммуникационном оснащении перед внедрением в работу ГЦОД ФТС1.

Рис. 1. Текущий статус проекта Гособлако2

Следующим этапом в автоматизации процессов внутри таможенных органов может стать искусственный интеллект и нейросетевые технологии. Программные алгоритмы, обеспечивающие на сегодняшний день автоматический режим принятия ряда решений в таможенных органах, таких как автоматическая регистрация и автоматический выпуск, в большой степени ограничены рамками кода, который был написан при разработке. Этим обосновывается осторожное внедрение таких алгоритмов в работу таможенных органов - существенные объемы работы выполняются алгоритмами в автоматическом режиме в основном в отношении к партиям с низким профилем риска, а также экспортным поставкам. В таких случаях алгоритмы реализуют свое преимущество - возможность продолжительной и интенсивной работы с большим объемом данных. Человеческий ресурс в свою очередь реализует свою способность к адаптации, прогнозированию и оценке рисков. Внедрение в работу таможенных органов нейросе-тевых технологий и искусственного интеллекта позволит автоматизировать более сложные процессы, например, анализ содержимого транспорт-

1 Интервью Руслана Давыдова о цифровом развитии таможни. - URL: https: / / customs.gov. ru/press/aktual-no/document/228587 (дата обращения: 25.01.2022).

2 URL: https://www.tadviser.ru

ных средств по снимкам инспекционно-досмотровых комплексов, классификацию товаров, анализ рисков недостоверного или неполного декларирования, анализ необходимости применения тарифных и нетарифных мер по отношению к отдельным партиям товаров.

Как один из крупнейших проектов, основанных на работе искусственного интеллекта, Стратегией выделен «интеллектуальный» пункт пропуска. Предполагается проведение операций, связанных с проведением таможенного контроля с опорой на таможенные информационные технологии. Главной целью внедрения в работу таможенных органов такого пункта пропуска является прохождение через него транспортных средств практически без задержки, что в перспективе может стать решением проблемы для наиболее загруженных регионов на таможенной границе, т. е. проблемы очередей1. Модель «интеллектуального» пункта пропуска представлена на рис. 2

Рис. 2. Модель «интеллектуального» пункта пропуска2

Основой для развития данной концепции является совершенствование практики применения технологии предварительного информирования, а также автоматизация более сложных процессов, связанных с таможенным контролем партий товаров с профилями повышенного риска. Реализация данной концепции невозможна без создания единой цифровой платформы, которая позволит осуществлять обмен данными между государственными контрольными органами в автоматическом режиме, в короткие

1 Каким будет интеллектуальный пункт пропуска на таможне? 2021. - URL: https:// customs.gov.ru/press/aktual-no/ document/261715 (дата обращения: 27.01.2022).

2 От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне. Мнение эксперта от 24 декабря 2021 г. - URL: https: / / www.alta.ru/ expert_opinion/85937/

сроки и с высокой эффективностью. При этом все основные элементы системы в настоящее время уже используются при оснащении пунктов пропуска. К ним относятся системы радиационного контроля, комплексы потокового (портального) рентгеноскопического сканирования, системы ве-согабаритных измерений, распознавания номерных знаков и других идентификаторов товаров и транспортных средств [1]. Такое оборудование позволит без участия должностного лица проводить замеры и заносить их в информационные ресурсы таможенных органов в электронном виде.

Особое внимание стоит уделить потенциалу применения информационных таможенных технологий в рамках концепции системы просле-живаемости движения товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Заключенное в городе Нур-Султане (29 мая 2019 г.) Соглашение о механизме прослеживаемости движения товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вступило в силу

3 февраля 2021 г. Соглашение подразумевает создание двух уровней про-слеживаемости товаров. Первый уровень подразумевает контроль за ввозимыми товарами на внутренний рынок каждой страны, т. е. реализация данного уровня регламентируется национальным законодательством, но с учетом положений Соглашения. Второй уровень - межнациональный. Данный уровень предназначен для обмена информацией о прослеживаемых товарах между органами государственного контроля стран - участниц ЕАЭС и таможенными органами. Внедрение механизмов прослежива-емости в процессы перемещения товаров через таможенную границу ставит перед собой цель снижения ввоза контрафактной продукции, уменьшения объемов теневого рынка, сокращения случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов.

Механизмы прослеживаемости уже были запущены в качестве эксперимента в России, Казахстане и Беларуси. В России впервые в качестве добровольного эксперимента в 2017 г. была утверждена система прослеживае-мости для табачной продукции, лекарственных средств и обуви. В 2019 г. прослеживаемость для данного перечня стала обязательной [3]. В рамках эксперимента ФТС России был проведен ряд мероприятий, направленных на налаживание функционирования национальной системы прослеживаемости, среди которых можно выделить утверждение формата и содержания информации, которые поступают от таможенных органов в информационные ресурсы Федеральной налоговой службы (ФНС России), и передачу информации об операциях с товарами в аналитическое хранилище из ФНС России.

Как видно из характера проводимых таможенными органами в рамках эксперимента мероприятий, эффективность национальной системы прослеживаемости во многом зависит от готовности информационных систем ФНС России и ФТС России к обмену специализированными данными. При реализации наднационального уровня системы прослеживае-

мости возникают сложности из-за различий в техническом оснащении таможенных органов и прочих органов государственного контроля стран -участниц ЕАЭС [7]. Для успешного запуска наднационального уровня системы необходимо наличие приблизительно равных технических условий для стабильного информационного обмена.

Еще одной перспективной современной информационной технологией, применяемой в работе таможенных органов, является технология распределенных реестров или, как ее принято называть ЫоекеЬат (пер. с англ. - цепочка блоков). Суть этой технологии заключается в создании цифрового реестра общего пользования, который должен быть обеспечен защитой от несанкционированного доступа. В нем ведется учет транзакций. Узлы сети обрабатывают каждую транзакцию, получая независимые результаты. Чтобы выяснить, согласно ли большинство участников с результатами транзакций, проводится голосование. Процесс согласования осуществляется автоматически по алгоритму консенсуса. После достижения консенсуса происходит обновление реестра, и на всех узлах сохраняется идентичная копия согласованных данных. Благодаря технологии блокчейн становится единственным источником достоверных данных, а его участники видят только те операции, которые относятся к ним. Данная технология может быть полезна при таможенном администрировании, а именно при создании распределенной базы данных таможенных органов и других участников внешнеторговой деятельности.

В Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов технологии блокчейн могут найти применение при проектировании и создании нового отказоустойчивого центра обработки данных, учитывая возможности и мощности региональных центров обработки данных как узлов единой сети.

Перспективной, но до сих пор не реализованной концепцией в области информационных таможенных технологий, является применение механизма единого окна в масштабах ЕАЭС. Сущность данной концепции заключается в однократном предоставлении участниками ВЭД таможенным органам всей необходимой документации в электронном виде по единому каналу связи. Главной проблемой является неравномерное развитие информационных таможенных технологий в странах - участницах ЕАЭС.

Преодоление препятствий, стоящих на пути реализации данной концепции, во многом зависит от кооперации таможенных органов государств-членов. Направления развития впервые были документально закреплены в 2014 г. Решением Высшего Евразийского экономического совета № 861. На сегодняшнем этапе развитие концепции единого окна проходит в рамках более глобальной Цифровой повестки ЕАЭС. Результатом предпринятых шагов на законодательном уровне стало принятие 17 мая

1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 «Об Основных направлениях развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 163746. (дата обращения: 19.01.2022).

2022 г. Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 79 «О рабочей группе по выработке приоритетных инструментов реализации механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение новых концепций информационных таможенных технологий принесет пользу не только Российской Федерации, но и всем странам - участницам ЕАЭС. Для заимствования мирового опыта отстающим в информационно-технической сфере странам-участницам достаточно обратиться к практике России.

На основе анализа рассмотренных проблем, существующих на сегодняшнем этапе в сфере таможенных информационных технологий, можно составить для них общую характеристику, а также выделить перспективные направления их решения (рис. 3).

Рис. 3. Направления совершенствования практики применения информационных технологий в сфере таможенного дела

Проведенный анализ проблем и перспектив цифровизации работы таможенных органов, позволяет сделать следующие выводы:

- дальнейшее развитие цифровизации в таможенном деле должно затрагивать не только таможенное оформление товаров, но и таможенное администрирование и взаимодействие таможни с другими государственными органами. При этом важно уделять внимание кадровой составляющей с целью формирования коллектива сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями для работы с новыми информационными технологиями;

- нельзя обойти вниманием и развитие сотрудничества таможенных органов между странами ЕАЭС. Создание в России и ЕАЭС единой системы прослеживаемости товаров позволит снизить риски вывоза, продажи и перепродажи нелегальной продукции;

- развитие отечественных разработок информационных технологий, применяемых в работе таможенных органов, позволит уйти от зависимости от иностранных разработок, что особенно актуально в свете применения различных санкций в отношении российских компаний;

- при внедрении в работу таможенных органов нейросетевых технологий и искусственного интеллекта появится возможность автоматизации более сложных процессов;

- использование и совершенствование информационных технологий в области таможенного оформления и контроля позволит решать такие глобальные цели для государства, как эффективное противодействие угрозам экономической безопасности, создание благоприятных условий для взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, повышение роли и престижа статуса таможенных органов на внутреннем и международном уровнях.

Список литературы

1. Башли П. Н., Вербов В. Ф. Цифровая трансформация таможенной службы / / Вестник Российской таможенной академии. - 2020. - № 4. -С. 19-24.

2. Ворона А. А., Дианова В. Ю. Таможенное администрирование как важнейший фактор перехода к цифровой таможне // Таможенное дело. -2021. - № 3. - С. 15-21.

3. Коварда В. В., Лаптев Р. А., Тимофеева О. Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС / / Вестник евразийской науки. - 2020. - № 5. - С. 5.

4. Куроптев Н. Б. Основные проблемы взаимодействия таможенных представителей с таможенными органами // Бюллетень инновационных технологий. - 2020. - Т. 4. - № 1 (13). - С. 72-77.

5. Макарова И. Г. Совершенствование технических средств таможенного контроля в условиях цифровизации / / Экономика регионов России: современной состояние и прогнозные перспективы : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов. - Иваново : Ивановский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. - С. 38-34.

6. Панина Е. А., Шакало С. В. Защита интеллектуальной собственности: таможенный аспект // Международная торговля и торговая политика. - 2021. - Т. 7. - № 1. - С. 123-138.

7. Синяговская Е. С., Куроптев Н. Б. Проблемы внедрения системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС / / Бюллетень инновационных технологий. - 2020. - № 3 (15). - С. 33-38.

8. Сомов Ю. И., Шашаев А. Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле / / Вестник Российской таможенной академии. - 2020. - № 1. - С. 29-41.

9. Лебедев А. С. Проблемы правового регулирования трансграничной электронной торговли в Евразийском экономическом союзе / / Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2020. - №2 (32).

References

1. Bashly P. N., Verbov V. F. Tsifrovaya transformatsiya tamozhennoy sluzhby [Digital Transformation of the Customs Service]. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2020, No. 4, pp. 19-24. (In Russ.).

2. Vorona A. A. , Dianova V. YU. Tamozhennoe administrirovanie kak vazhneyshiy faktor perekhoda k tsifrovoy tamozhne [Customs Administration as the Most Important Factor in the Transition to Digital Customs]. Tamozhennoe delo [Customs Business], 2021, No. 3, pp. 15-21. (In Russ.).

3. Kovarda V. V., Laptev R. A., Timofeeva O. G. Perspektivy povysheniya urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti v kontekste tsifrovizatsii ekonomicheskikh protsessov posredstvom razvitiya sistemy proslezhivaemosti v EAES [Prospects for Improving the Level of Economic Security in the Context of Digitalization of Economic Processes through the Development of the Traceability System in the EAEU]. Vestnik evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2020, No. 5, pp. 5. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuroptev N. B. Osnovnye problemy vzaimodeystviya tamozhennykh predstaviteley s tamozhennymi organami [The Main Problems of Interaction of Customs Representatives with Customs Authorities] Byulleten innovatsionnykh tekhnologiy [Bulletin of Innovative Technologies], 2020, Vol. 4, No. 1 (13), pp. 72-77. (In Russ.).

5. Makarova I. G. Sovershenstvovanie tekhnicheskikh sredstv tamozhennogo kontrolya v usloviyakh tsifrovizatsii [Improvement of Technical

Means of Customs Control in the Conditions of Digitalization]. Ekonomika regionov Rossii: sovremennoy sostoyanie i prognoznye perspektivy : sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov, magistrantov [Economy of Russian Regions: Current State and Forecast Prospects, a Collection of Articles Based on the Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Teachers, Graduate Students, Undergraduates]. Ivanovo, Ivanovskiy filial of the Plekhanov Russian University of Economics, 2019, pp. 38-34. (In Russ.).

6. Panina E. A., Shakalo S. V. Zashchita intellektualnoy sobstvennosti: tamozhennyy aspekt [Protection of Intellectual Property: Customs Aspect]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2021, Vol. 7, No. 1, pp. 123-138. (In Russ.).

7. Sinyagovskaya E. S., Kuroptev N. B. Problemy vnedreniya sistemy proslezhivaemosti tovarov v EAES [Problems of Implementing the Traceability System of Goods in the EAEU]. Byulleten innovatsionnykh tekhnologiy [Bulletin of Innovative Technologies], 2020, No. 3 (15), pp. 33-38. (In Russ.).

8. Somov Yu. I., Shashaev A. E. Vozmozhnosti primeneniya novykh tsifrovykh tekhnologiy v tamozhennom dele [Possibilities of Using New Digital Technologies in Customs Business]. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2020, No. 1, pp. 29-41. (In Russ.).

9. Lebedev A. S. Problemy pravovogo regulirovaniya transgranichnoy elektronnoy torgovli v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Problems of Legal Regulation of Cross-Border Electronic Commerce in the Eurasian Economic Union], Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika [Eurasian Integration: Economics, Law, Politics], 2020, No. 2 (32). (In Russ.).

Сведения об авторе

Елена Анатольевна Панина

старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Panina.EA@rea.ru

Information about the author Еlena A. Panina

Senior Lecturer of Academic Department of International Business and Customs Affairs of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Panina.EA@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.