Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.О. Короткова, В.И. Чирков, Г.М. Насыбуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gives the results of studies aimed at evaluating the efficiency of the interdepartmental interaction system in schoolchildren’s health promotion at the municipal level and at substantiating the recommendations for its optimization in case of the Leninsky District (Yekaterinburg). A package of measures, such as to develop the network of health-promotion schools, to assist in introducing effective health-saving technologies, to upgrade the personnel’s competence in health culture, and to develop monitoring systems is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Гигиена детей и подростков

«5 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 613.955:616-057.874-0841:614.2

М. О. Короткова, В. И. Чирков, Г. М. Насыбуллина

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районах Екатеринбурга, ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Росздрава, Екатеринбург

В связи с неблагоприятной динамикой заболеваемости, высокой распространенностью хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений среди детей школьного возраста особую актуальность приобретает решение задач поиска и внедрения эффективных стратегий профилактики и оздоровления детей. Важнейшими условиями успешности реализации здоровьесберегающих технологий являются объединение ресурсов и усилий в этом направлении различных служб и структур на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, налаживание их взаимодействия и интегрального сотрудничества. При этом в качестве важнейшего института, который может выступить как центр укрепления здоровья и социального партнерства, рассматриваются общеобразовательные школы [2—4]. В связи с этим проведены исследование, направленное на оценку эффективности системы межведомственного взаимодействия в области укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне, и обоснование рекомендаций по ее оптимизации на примере Ленинского района Екатеринбурга.

Для оценки состояния здоровья и санитарно-ги-гиенического состояния общеобразовательных школ были использованы данные социально-гигиенического мониторинга и материалы отчетов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Распространенность поведенческих факторов риска в образе жизни и уровень гигиенической грамотности были изучены с помощью анкетного опроса 356 школьников, 409 родителей, 336 педагогов. Исследование качества оздоровительной работы в школах проводили по методике, предложенной В. Н. Касаткиным и соавт. [1], с оценкой следующих факторов: материально-технических условий, кадрового обеспечения оздоровительной работы, медицинского обслуживания, двигательной активности и физического развития, организации питания, режима учебно-воспитательного процесса, гигиенического обучения и воспитания, оздоровления сотрудников, мероприятий по профилактике дезадаптации, разработки и реализации школьной политики здоровья. Организация межведомственной работы по укреплению здоровья школьников района была изучена по материалам районной администрации и учреждений района (образовательных, лечебно-профилактических и др.), материалам территориального отдела Управления Роспотребнадзора.

Состояние здоровья школьников характеризуется стабилизацией показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и тенденци-

ей к росту хронической патологии. Среди выпускников школ широко распространены факторы риска в образе жизни: низкая двигательная активность (56%), нарушения режима сна (30%), питания (36%) и учебных занятий (25%), широкая приобщенность к потреблению психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, неблагополучные взаимоотношения со взрослыми, низкая медицинская активность. Отмечен существенный недостаток гигиенических знаний, однако сформирована готовность к образованию в области здоровья. Предпочитаемым источником информации являются родители (70%), стиль жизни большинства из которых не соответствует представлениям о здоровом образе жизни. Совокупность поведенческих факторов является достаточной для прогнозирования состояния здоровья школьников.

Среди учителей высока распространенность хронической патологии и плохого самочувствия (около 70%), поведенческих факторов риска, только каждый третий из числа опрошенных считает, что ведет здоровый образ жизни. Учителя критически относятся к состоянию здоровья учащихся и считают, что необходимо обучать детей навыкам здорового образа жизни. Выявлена сопряженность между отношением учителей к собственному здоровью и уровнем знаний, необходимых для его укрепления, и компетентностью осуществлять гигиеническое воспитание учащихся. Используемые учителями средства гигиенического воспитания носят преимущественно информационно-просветительский характер. Более 60% учителей и 70% родителей неудовлетворены качеством оздоровительной работы в школах, наиболее часто их не устраивает организация гигиенического воспитания и медицинского обслуживания.

По данным социально-гигиенического мониторинга в образовательных учреждениях (ОУ) наиболее распространенными факторами риска для здоровья учащихся являются нарушение режима обучения и высокие учебные нагрузки, недостатки в организации физического воспитания, гигиенического обучения, неудовлетворительное питание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия. В то же время в 40% школ комплекс оздоровительных мероприятий в рамках школьных программ "Здоровье" реализуется более широко, чем в других ОУ. В этих школах введены дополнительные образовательные программы по гигиеническому воспитанию, организованы работа спортивно-оздоровительных центров и комплексов, ежедневный медицинский контроль качества оздоровительной работы. На базе некоторых из этих образовательных школ работают районные методиче-

т

Администрация Ленинского района Екатеринбурга, зам. главы администрации района

Районный попечительский совет

т

Координационный совет, межведомственные комиссии

Отдел образования

ТО Управления Роспотребнадзора

в Ленинском и Верх-Исетском районах Екатеринбурга

Детская больница №5

Сектор организации здравоохранения

Центр социального обслуживания

Отдел социальной защиты

Центр социального обслуживания молодежи

Детско-юношеский центр

Отдел по физкультуре

Отдел внутренних дел

Сектор по молодежной политике

Отдел культуры

Учреждения дополнительного образования

Школы

Экологический лицей Базовая площадка здорового образа жизни СП "Льдинка"

Методический центр "Спасатель" Межшкольный стадион

ДЮСШ

ские центры, деятельность которых направлена на расширение гигиенического обучения и физического воспитания (№ 154, 64, 3). Во всех этих школах достигнута положительная динамика по ряду показателей заболеваемости.

Укрепление здоровья школьников на муниципальном уровне обеспечивается путем координации работы различных служб и ведомств, реализации целевых оздоровительных программ, организации работы районных методических центров на базе школ, активности школ в реализации здоровье-сберегающих технологий. В Ленинском районе с 1999 г. реализуются целевые комплексные программы, направленные на улучшение состояния здоровья школьников. В настоящее время в районе действует целевая комплексная программа "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на 2004—2006 гг.", которая включает комплекс профилактических мероприятий по охране здоровья школьников и улучшению материально-технической базы ОУ. Результаты реализации программы ежегодно заслушиваются на коллегиях при главе администрации района.

Межведомственную работу по укреплению здоровья школьников района координирует заместитель главы администрации (см. схему). Под его руководством работают районные межведомственные ко-

миссии по приоритетным направлениям профилактической работы: по организации школьного питания, по приемке школ к новому учебному году, летней оздоровительной кампании, координационный совет по профилактике зависимостей. Так, в 2005 г. состоялись 22 межведомственных совещания у заместителя главы администрации района по основным направлениям профилактической работы среди детей и подростков. Активизирует межведомственную работу в районе территориальная служба Роспотребнадзора, которая ежеквартально вносит предложения в адрес администрации по реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников.

Ядром профилактической работы выступает система образования, которая консолидирует вокруг себя районные структуры и учреждения: базовое предприятие школьного питания "Золушка", медицинскую службу, сектор по молодежной политике, районный отдел культуры и др. С целью привлечения дополнительных средств для улучшения материально-технической базы ОУ администрация района ежегодно активизирует деятельность районного попечительского совета. Для психолого-педагогической поддержки системы образования в районе создан Центр социального обслуживания молодежи.

На базе общеобразовательных школ работают районные методические центры, деятельность кото-

рых направлена на расширение гигиенического обучения и физического воспитания: площадка по формированию здорового образа жизни (школа № 10), межшкольный стадион (школа № 154), физкультурно-оздоровительный центр "Льдинка" (школа № 64), центр "Спасатель" (школа № 154), экологический лицей № 3. Для реализации школьных комплексных программ укрепления здоровья в ОУ работают межведомственные советы по питанию, советы профилактики, родительские комитеты.

Для расширения физкультурно-оздоровительной работы и открытия дополнительных спортивных секций на базе общеобразовательных школ привлекают тренеров — педагогов физкультурно-оздоровительных центров и детско-юношеских спортивных школ. Развитию внешкольной работы и досуговой деятельности способствуют также сеть из 20 детских подростковых клубов по месту жительства, Детско-юношеского центра, работа учреждений отдела культуры (детских школ искусств и музыкальных школ).

Работу с детьми группы социального риска проводят в рамках районной комплексной Программы по профилактике зависимостей, которая представляет собой совместную деятельность заинтересованных структур и ведомств под руководством заместителя главы администрации района.

Реализация межведомственного подхода в рамках городской и районной целевых программ способствует решению вопросов улучшения условий обучения и воспитания ОУ района:

— с целью улучшения материально-технической базы ОУ проводят капитальные ремонты и реконструкции школ. Так, в 2005 г. в Ленинском районе проведены капитальные ремонты 2 школ, приобретено 1000 комплектов учебной мебели в 17 школах, установлены фильтры доочистки питьевой воды в 2 школах, проведена замена неисправного оборудования на пищеблоках и др.;

— для эффективного решения вопросов организации школьного питания во всех школах действует централизованная система организации питания через единое базовое предприятие "Золушка"; горячее питание организовано по единому цикличному меню; выделяются дотации на горячее питание; межведомственная комиссия по питанию контролирует качество школьного питания и полноту охвата горячим питанием. В результате ежегодно увеличивается охват организованным горячим питанием школьников, который в 2005/06 учебном году составил 76% при городском показателе 71%;

— расширена работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников. В 50% школ района дополнительно введены в учебный процесс образовательные программы, направленные на обучение здоровому образу жизни, в том числе программа "Разговор о правильном питании", эффективность которой была подтверждена в ходе специально организованного исследования; проведен 12-часовой курс гигиенического обучения директоров всех школ по здоровьесберегающим технологиям;

— на 40% увеличено количество спортивных секций в школах района за счет использования материально-технической базы и привлечения персонала спортивно-оздоровительных центров;

— расширена сеть психолого-педагогической помощи школьникам: в 72% школ района постоянно работают психологи, а также используются

возможности районного и городского психолого-педагогических центров;

— на балансе администрации района находятся 4 загородных муниципальных оздоровительных учреждения, в которых ежегодно в летний период оз-доравливаются более 3 тыс. школьников (более 20% от их числа); ежегодно открываются санаторные смены в загородных и городских оздоровительных учреждениях района в летний период, где получают профилактическое лечение более 700 детей с хронической патологией;

— с 2004 г. организованы профилактические медицинские осмотры педагогов всех ОУ.

Основные проблемы в организации межведомственного взаимодействия по укреплению здоровья школьников района касаются недостатков в системе взаимодействия медицинской и психологической служб; медицинского обеспечения ОУ; оздоровления детей, страдающих хроническими заболеваниями, на базе ОУ в течение учебного года; укрепления здоровья персонала; системы гигиенического воспитания детей, родителей и педагогов.

Результаты проведенного исследования дали основание считать, что для оптимизации межведомственного взаимодействия в области укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне необходимо дополнительно решение следующих задач: развитие сети школ укрепления здоровья, подготовка учителей в области культуры здоровья, повышение уровня общего педагогического мастерства, экспертиза и содействие внедрению эффективных здоровьесберегающих технологий, укрепление материально-технической базы ОУ, повышение доступности дополнительного образования, обеспечение диспансеризации детей и персонала ОУ, мониторинг качества укрепления здоровья в ОУ, компетентности учащихся в области культуры здоровья. Эти результаты были учтены в Городской целевой программе развития общего образования в Екатеринбурге на 2007—2009 гг.

Выводы. 1. Состояние здоровья школьников характеризуется неблагоприятной динамикой здоровья; образ жизни, условия обучения и воспитания учащихся отличаются высокой распространенностью факторов риска.

2. Реализация межведомственного взаимодействия в рамках школьных и муниципальных программ способствует улучшению показателей здоровья школьников и условий воспитания и обучения.

3. Для повышения эффективности школьных и муниципальных программ укрепления здоровья необходимо развитие сети школ укрепления здоровья, содействие внедрению эффективных здоровьесберегающих технологий, повышение компетентности персонала в области культуры здоровья, развитие систем мониторинга.

Литература

1. Касаткин В. Н., Чечельникова С. М., Хариссв Ф. Ф. // Школа здоровья. — 1999. — Т. 6, № 3. - С. 8-22.

2. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.

3. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. — 2005. — № 3. -С. 40-43.

4. Стуколова Т. И., Полесский В. А. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 1999. — № 3. - С. 3-6.

Поступила 07.12.06

Summary. The paper gives the results of studies aimed at evaluating the efficiency of the interdepartmental interaction system in schoolchildren's health promotion at the municipal level and at substantiating the recommendations for its optimization in case of the Leninsky District (Yekaterinburg).

A package of measures, such as to develop the network of health-promotion schools, to assist in introducing effective health-saving technologies, to upgrade the personnel's competence in health culture, and to develop monitoring systems is proposed.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 616-053.2-02:614.71-084

10. Я. Бармин, С. А. Чеботарькова, В. В. Погудин

ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА

ФГУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Роспотребнадзора, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, Администрация Нижнего Тагила, AHO Уральский региональный центр экологической эпидемиологии, Екатеринбург

Угроза здоровью человека и его благополучию, связанная с воздействием окружающей среды, вызывает растущее беспокойство у медицинской общественности, широких слоев населения и государства. Значительная часть городского населения России проживает в индустриальных городах, в которых среда обитания на протяжении многих десятилетий подвергается интенсивному техногенному воздействию, в первую очередь химическому загрязнению, связанному с деятельностью промышленности и транспорта, а также с накоплением производственных и бытовых отходов [1].

Нижний Тагил относится к числу наиболее индустриализованных центров Российской Федерации, где население сосредоточено вблизи предприятий машиностроительной, химической и металлургической промышленности. Приоритетной проблемой является загрязнение среды обитания в основном за счет атмосферного воздуха. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия ОАО "Нижне-Тагильский металлургический комбинат" (55,8%) и АООТ "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (38,6%), вклад остальных предприятий составляет от 0,53 до 5% в общий уровень загрязнения. Экологическая обстановка в городе в последние годы стабилизировалась за счет реализации мероприятий федеральной и муниципальных программ по оздоровлению окружающей среды и здоровья населения. При небольшом сокращении уровня выбросов загрязняющих веществ стационарных источников увеличивается загрязнение атмосферного воздуха, связанное с автомобильным транспортом. Загрязнение почвы превышает допустимые нормативы.

Неблагоприятная окружающая среда в сочетании с социальными и экономическими факторами определяет негативные тенденции в состоянии здоровья населения [2]. Особо настораживает ухудшение репродуктивного здоровья женщин, что проявляется ростом заболеваемости среди беременных, снижением числа нормальных родов и увеличением количества младенцев с гипоксией, задержкой роста и недостаточностью питания. Опасность неблагоприятного влияния факторов окружающей среды особенно высока для здоровья и развития детей. Среди детей продолжает увеличиваться распространенность анемии, болезней мочеполовой системы, органов дыхания, пищеварения и кровообращения, врожденных пороков развития.

Эколого-эпидемиологические исследования, проведенные в Нижнем Тагиле, показали вклад пылегазового загрязнения атмосферного воздуха в высокую распространенность заболеваний органов дыхания и смертности населения, опасного накопления металлов, органических и других токсичных веществ в организме, прежде всего детей [3].

Анализ состояния здоровья детей за последние годы свидетельствует о преобладании болезней органов дыхания (63%) в структуре детской заболеваемости и росте общей и первичной заболеваемости, в том числе хронического бронхита и бронхиальной астмы.

Учитывая экономическую ситуацию, тенденции развития города, рост объемов промышленного производства и парка автомобилей, а также техническое состояние предприятий, оказывающих наибольшее влияние на среду обитания, можно спрогнозировать сохранение нынешних неблагоприятных воздействий вредных факторов на достаточно длительный период. Экономический ущерб от вреда, причиняемого здоровью населения Нижнего Тагила в результате экологических и санитарных правонарушений, составляет 1 923,3 млн рублей ежегодно за счет потерь городского бюджета и фондов социального страхования на медицинское обслуживание, оплату больничных листов, потерю доли налоговых поступлений в бюджет вследствие временной нетрудоспособности работающих лиц. Это придает особую значимость безотлагательной разработке и принятию мер по целенаправленной защите здоровья населения, прежде всего детей и беременных, от вредных техногенных воздействий, выявлению групп повышенного риска, своевременной диагностике экологически обусловленных заболеваний, профилактике и реабилитации здоровья населения.

Нижний Тагил был включен в программу реабилитации с 2003 г. согласно постановлению Правительства Свердловской области «Об утверждении областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области"».

Общая схема реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, включает гигиеническую диагностику, клинико-лабораторную диагностику и лечение экологически обусловленных заболеваний среди групп риска (бронхообструктивные заболевания и аллергодерматозы), массовую медико-биологическую профилактику заболеваний среди детей. Реа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.