Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ-2030'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ-2030 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Узбекистан / Стратегия-2030 / высшее образование / система / цифровизация / развитие / общество.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наргиза Шарифходжаева

В данной статье автором рассматриваются проблемы и перспективы реформирования системы высшего образования Республики Узбекистан в контексте стратегии развития страны до 2030 года. Анализируются актуальные проблемы и возможности для модернизации системы, с видением критериев для повышения качества и доступности образования. Внимание уделяется обновлению программ, использованию цифровых технологий и международному сотрудничеству для развития вузов. Статья предназначена для специалистов в области образования и всех, кто интересуется вопросами реформирования образовательной сферы в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ-2030»

Tashkent State University of Economics

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИИ-2030

Наргиза Шарифходжаева

ТУИТ, Старший преподаватель кафедры Гуманитарных наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье автором рассматриваются проблемы и перспективы реформирования системы высшего образования Республики Узбекистан в контексте стратегии развития страны до 2030 года. Анализируются актуальные проблемы и возможности для модернизации системы, с видением критериев для повышения качества и доступности образования. Внимание уделяется обновлению программ, использованию цифровых технологий и международному сотрудничеству для развития вузов. Статья предназначена для специалистов в области образования и всех, кто интересуется вопросами реформирования образовательной сферы в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, Стратегия-2030, высшее образование, система, цифровизация, развитие, общество.

В современном мире образование играет ключевую роль в развитии национальных экономик, культур и обществ. Система высшего образования является одним из основных инструментов в отношении подготовки высококвалифицированных специалистов, способных отвечать на тенденции глобализации и обеспечить устойчивое развитие страны. Республика Узбекистан, как молодое независимое государство, активно занимается реформированием своей системы высшего образования, стремясь обеспечить соответствие мировым стандартам и требованиям современного рынка труда.

Происходящие реформы в системе образования, учитывая условия Стратегии «Узбекистан-2030», определили цель - «расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием» [5]. И в соответствии с данным положением, важно провести рассмотрение и анализ проблемных аспектов и перспектив реформирования высшего образования в Республике Узбекистан в контексте обозначенной Стратегии развития страны до 2030 г.

Изначально необходимо обратить внимание на то, что «современный этап развития Республики Узбекистан связан с осуществлением процессов глубокого

92

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

реформирования политической, экономической жизни, социальной сферы общества, а наука и образование являются неотъемлемым ресурсом экономического и социального развития страны, гарантирующего гражданам достойный уровень жизни, демократический порядок организации общества, высокие стандарты культуры» [3, с. 69]. Всё это способствует в создании благоприятной среды для инноваций, развития технологий и укрепления международных позиций государства.

В систему высшего образования Республики Узбекистан постоянно внедряются новые, зарубежные университеты и институты. Количество студентов существенно возрастает, демонстрируя одни из самых высоких показателей в регионе. Однако, несмотря на это, система сталкивается с рядом определённых проблем, порой таких, как низкое качество образования, отсутствие международного признания дипломов, а также недостаток высококвалифицированных преподавателей при устаревшей инфраструктуре. Всё это ставит перед нашей системой высшего образования ряд задач, направленных на повышение качества образования, активное привлечение иностранных преподавателей, а также укрепление международных связей.

Очевидно, что одним из главных аспектов является необходимость обеспечения доступности качественного образования для всех граждан Республики Узбекистана. Это требует пересмотра системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также создания условий для доступа к образованию в отдалённых и малонаселенных районах страны. Этого можно достигнуть через профессиональное развитие преподавателей, организацию тренингов и стажировок, а также обновление учебных программ для соответствия современным тенденциям.

Мы можем определить то, что в условиях Стратегии развития Нового Узбекистана до 2030 г., система высшего образования подвергается ряду реформ. И одним из ключевых направлений является интеграция в международное образовательное пространство. Это включает в себя внедрение международных стандартов качества, признание иностранных дипломов и сертификатов, а также расширение сотрудничества с зарубежными вузами и научными центрами.

Ещё одной важной составляющей реформ является развитие дистанционного, цифрового обучения. Это позволяет студентам получать образование без необходимости переезда в другой город или страну, а также предоставляет возможность обучаться у лучших преподавателей мира. В данном отношении отмечается, что «цифровые технологии - главный ключ к последовательному развитию любого государства, позволяющему сделать

93

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

качественный рывок во многих аспектах жизни общества» [1, с. 878]. Именно цифровизация позволяет улучшить доступ к знаниям и инновациям, повышая эффективность обучения при создании новых возможностей для карьеры и профессионального роста.

В Стратегии развития до 2030 года предлагаются перспективные направления реформирования высшего образования Нового Узбекистана. Особое значение придаётся повышению доступности образования для всех категорий населения, включая молодёжь из других стран и регионов, и лиц с ограниченными возможностями. И для этого необходимо создание специальных образовательных программ, развитие дистанционного обучения и расширение финансовой поддержки студентов-бакалавров и магистров.

Можно подчеркнуть, что внедрение электронных образовательных ресурсов и использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, является одной из ключевых перспектив нашей стратегии. Это позволит создать уникальное и доступное образовательное пространство, где каждый студент сможет развиваться и обучаться в соответствии со своими индивидуальными способностями и интересами.

Использование цифровых технологий в образовании может помочь в решении таких проблем, как неравенство и дискриминация, а также улучшить качество жизни людей в целом. И, учитывая реализацию Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030», обеспечивается «предоставление качественных цифровых услуг населению; снижение коррупции; повышение уровня вовлеченности граждан в процессы принятия государственных решений; модернизацию системы высшего и среднего (школьного) образования для обеспечения конкурентоспособности и востребованности граждан не только внутри страны, но и на региональном и глобальном рынках труда» [4, с. 140]. И всё это, бесспорно, актуализирует улучшение качества обучения и подготовку специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни.

Необходимо обратить внимание именно на то, что «наиболее важными направлениями модернизации системы образования Узбекистана должны стать смещение акцентов на достижение высокой коммерческой эффективности вузов, обеспечение востребованности выпускников на рынке труда и укрепление конкурентоспособности, как отдельных учебных заведений, так и всей национальной системы образования» [2, с. 50]. И для того, чтобы система высшего образования Республики Узбекистан стала более конкурентоспособной на мировом рынке, необходимо обновление и совершенствование учебных программ, учитывая внедрение новых методик преподавания. Кроме того, важно создать

94

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

условия для развития научной деятельности, что будет способствовать прогрессивному развитию страны.

В целом, реформирование системы высшего образования Республики Узбекистан является неотъемлемой частью Стратегии развития страны до 2030 года. Интеграция в международное образовательное пространство, развитие дистанционного обучения и модернизация учебных программ позволят повысить качество образования и привлечь иностранных специалистов с целью обеспечения устойчивого развития государства и его прогресса в условиях мировой экономики.

Мы можем констатировать, что реформирование системы высшего образования Республики Узбекистан представляет собой сложный процесс, требующий совместных усилий государства, учебных заведений, студентов, преподавателей и общественных организаций. Но, тем не менее, успешная реализация обозначенных реформ будет способствовать достижению стратегических целей развития страны до 2030 года и созданию основы для инновационного развития и процветания.

REFERENCES

1. Внедрение цифровых технологий в образование / Айнакулов Ш.А., Зияева Ш.К., Артыкбаева Г.К. // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, Vol. 2, Iss. 5/2, 2022. - С. 875-878.

2. Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана / Л.С. Махмутходжаева // Открытое образование, Т. 25. № 3. 2021. - С. 46-61.

3. Развитие образования и науки - неотъемлемая часть национальной идеи / А. Халбеков, Ж. Шарипов // Strategy of Uzbekistan, 02, 2021. - C. 64-69.

4. Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030»: предпосылки для принятия, основные положения, механизмы и перспективы реализации / Ф. Хамдамова // Общество и инновации, Specila Issue -2, №01, 2020. - С. 131-142.

5. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии «Узбекистан - 2030»», от 11.09.2023 г. № УП-158. URL.: https://lex.uz/ru/docs/6600404

6. Шарифходжаева, Н. (2024). ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ МУХАММАДА АЛИ ДЖИННЫ. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари/Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук/Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 4(1).

95

17-aprel, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.