БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ
Р01:10.25586^Ми.НЕТ.20.10.Р.02 УДК 35.071.1
У.Н. Ташкенбаев,
Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан
Узбекистан на пути интеграции в международное образовательное сообщество
Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете министров Республики Узбекистан
Приоритет инвестиций в человеческий капитал
Требования быстро развивающейся эпохи к экономике и социокультурной сфере жизни общества растут день ото дня.
В реализации этих требований нельзя переоценить роль высокообразованных, опытных и современно мыслящих людей, прежде всего специалистов с высшим образованием. Не будет преувеличением сказать, что их вклад во многом определяет успехи в деле достижения новых стратегических целей развития Узбекистана, включая его продвижение на авторитетное место в ряду экономически развитых стран.
Мы видим, что в современных условиях на первый план выходит человеческий потенциал, а значит, и каждая человеческая личность, встают задачи раскрытия и мобилизации этого потенциала. Поэтому вопрос о том, насколько эффективно в этом направлении ведется работа Правительством Республики Узбекистан, в том числе и в сфере обеспечения качества образования, приобрел в последние годы первостепенное значение. В настоящей статье мы бы хотели кратко подвести итоги проделанного за период с 2017 года.
Поворотным пунктом можно считать решение главы государства Шавката Мирзиёева об обе-
спечении непрерывности и преемственности образования. На основе этого решения были предприняты смелые и решительные меры по углублению реформ в школьном деле и в науке и укреплению их взаимосвязи с производством.
Поворотным и важным этапом развития высшей школы является решение главы государства, связанное с обеспечением преемственности системы образования, на основании которого были предприняты смелые и решительные меры по углублению реформ в образовании и в науке, а также по укреплению их взаимосвязи с производственным сектором.
Назовем только самое главное. Срок обучения в общеобразовательной школе увеличен до 11 лет. Охват детей дошкольными учреждениями расширен до 54%. За счет развития и поддержки частного предпринимательства в сфере образования открыто 130 частных школ и 12 вузов. В высшей школе развернута подготовка кадров по востребованным экономикой направлениям бакалавриата и магистратуры. Организовано выполнение совместных программ с ведущими вузами России и других развитых стран мира. Обеспечивается поэтапное вхождение Узбекистана в мировое образовательное сообщество.
Контроль за качеством в образовании и совместная работа с мини-
© Ташкенбаев У.Н., 2020 2
УЛУГБЕК НЕГМАТОВИЧ ТАШКЕНБАЕВ Республика Узбекистан, г. Ташкент
доктор физико-математических наук, профессор, начальник Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Сфера научных интересов: физика, управление образованием, политика в области образования, государственное управление, обеспечение качества, сравнительные исследования в области образования. Автор более 120 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
ULUGBEK N. TASHKENBAEV Tashkent, Republic of Uzbekistan
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, head of the State Inspectorate for supervision of the quality in education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan. Research interests: Physics, education management, education policy, public administration, quality assurance, comparative research in education field. Author of more than 120 published scientific papers. Email address: [email protected]
Отмечается, что главный ресурс социально-экономического и культурного развития на современном этапе - это человеческий потенциал, его повышение и мобилизация. В этом контексте раскрываются ключевые направления реформирования образования в Узбекистане в период с 2017 года, освещается роль в их осуществлении Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете министров Республики Узбекистан. Характеризуются проблемы, накопившиеся в системе образования страны, а также меры по их решению. В числе этих мер выделены создание Национального рейтинга вузов Узбекистана, а также практические шаги по интеграции образовательной системы страны в международное образовательное пространство. Показано, что проводимая работа дает растущие позитивные результаты в достижении целей национального развития Республики Узбекистан и в повышении авторитета страны на международной арене.
Ключевые слова: система образования, человеческий капитал, национальные цели развития, индикаторы качества образования, рейтинги вузов, интеграция в международное образовательное пространство.
It is noted that the main resource of socio-Economic and cultural development at the present stage is the human potential, its improvement and mobilization. In this context, the key directions of education reform in Uzbekistan since 2017 are revealed, and the role of the State Inspectorate for supervision of the quality of education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan in their implementation is highlighted. It describes the problems that have accumulated in the country's education system, as well as measures to address them. These measures include the creation of a National ranking of universities in Uzbekistan, as well as practical steps to integrate the country's educational system into the international educational space. It is shown that the ongoing work gives growing positive results in achieving the goals of national development of the Republic of Uzbekistan and in increasing the country's authority in the international arena.
Key words: education system, human capital, national development goals, indicators of quality of education, University ratings, integration into the international educational space.
стерствами и ведомствами по реформированию системы образования на основе международного опыта возложена на функционирующую с ноября 2017 года Государственную инспекцию по надзору за качеством образования при Кабинете министров [10]. На первом этапе деятельности этого нового органа управления необходимо было объективно оценить состояние дел в системе непрерывного образования, изучить современный международный опыт.
Полученные результаты указали на то, что в сфере образования накопилось много проблем, над решением которых предстоит усилено работать. Среди них - необъективность в оценке уровня знаний учащихся и студентов, отсутствие эффективного и достоверного инструментария, индикаторов оценки качества образовательной деятельности организаций. С учетом этого руководством страны была поставлена задача: на основе международного опыта разработать
методологию определения Национального рейтинга образовательных организаций, наметить стратегию вхождения в международные рейтинги [9].
Рейтинг как индикатор
качества образования
В последнее десятилетие рейтинги учебных заведений стали ключевым индикатором, определяющим их место на рынке образовательных услуг как нашей страны, так и всего мира. Синтетически отражая рыночную конъюнктуру, качественные и количественные показатели деятельности образовательных организаций, рейтинги формируют конкурентную среду. И тем учебным заведениям, которые лидируют в рейтингах, конкуренция предоставляет немалые преимущества, которые проявляются в увеличении числа желающих поступить именно в это учебное заведение, в повышении его привлекательности для работодателей, инвесторов и государства, что позволяет обеспечить его дополнительными субсидиями.
В постановлении Президента Республики на Государственную инспекцию по надзору за качеством возложены задачи разработки и официального объявления Национального рейтинга образовательных учреждений, развития сотрудничества с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и оказания всесторонней помощи высшим учебным заведениям страны в деле повышения уровня научно-образовательного процесса [5]. Решение этих задач потребовало осуществления комплекса мер по совершенствованию системы обеспечения качества образования и его оценки, повышению эффективности обучения, интеграции науки, образования и производства.
Определена и выполняется программа развития Национального университета Узбекистана как ведущего вуза - флагмана системы высшего образования страны. На опыте и примере Ташкентского государ-
ственного технического университета и Ташкентского института текстильной и легкой промышленности разработана типовая модель сотрудничества «высшее учебное заведение - заказчики кадров». Совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и областными органами власти и управления - хокимия-тами на примере Национального университета разработаны и утверждены «дорожные карты» перспективного развития каждого вуза по девяти ключевым компонентам. С 2020 года с целью повышения конкурентоспособности наших вузов в виде эксперимента года организован перевод 10 университетов на самофинансирование.
В современной рыночной экономике именно работодатели дают оценку качеству подготовленных кадров. Уровень знаний и практических навыков выпускников определяется потребителями. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан [4] с 2018/2019 учебного года базовые (ведущие) высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров.
Как вузы помогают повышать авторитет страны
С 2018 года в состав Национального рейтинга вузов Государственной инспекцией по надзору за качеством образования введен индикатор, отражающий мнение работодателей о молодых специалистах. Для его определения были организованы встречи с представителями более 500 предприятий и организаций - ключевых потребителей кадров. В сотрудничестве с ними разработаны предложения по совершенствованию государственных образовательных стандартов в 25 областях образования, а также квалификационные требования и учебные планы по 120 направлениям подготовки специалистов.
Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [11], определившей масштабную программу действий на целое десятилетие, предусмотрено вхождение не менее 10 вузов республики в топ-1000 лучших высших учебных заведений мира, а Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет призваны войти в топ-500. Планируется осуществить поэтапный перевод учебного процесса высших образовательных учреждений на кредит-но-модульную систему, организо-
вать внедрение передовых стандартов подготовки кадров, расширить академическую самостоятельность высших учебных заведений.
Особое место отведено концепции «Университет 3.0». В ходе ее реализации намечено укрепить взаимосвязь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований, обеспечить создание в вузах технопарков, форсайт-центров, центров трансферта технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, увеличения объема платных услуг и привлечения других источников внебюджетных средств.
В результате предполагается вывести высшие учебные заведения на уровень научно-практических учреждений по изучению и прогнозированию социально-экономического развития отраслей экономики и регионов. Ставится задача существенного повышения публикационной активности профессорско-преподавательского состава, соискателей ученых степеней и званий, аспирантов, докторантов и магистров. Их статьи должны регулярно появляться в авторитетных международных научных журналах с высоким импакт-фактором, а ведущие научные журналы долж-
ны войти в международные наукометрические базы данных. Все это, вместе взятое, призвано обеспечить преобразование высшей школы Республики Узбекистан в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии, а значит, позитивно скажется и на имидже и авторитете нашей страны в мире.
Правильный курс - гарантия
достижения высоких рубежей
В составе показателей, которые учитывают ведущие агентства по определению рейтинга университетов мира, включая Times Higher Education (THE), Quacquarelli Symonds (QS), Academic Ranking of World Universities (ARWU), 72% отражают научную работу вузов, 16% -учебный процесс и 12% - деятельность учебных заведений по другим направлениям.
Национальные рейтинги, разрабатываемые на государственном уровне, строятся по-другому. В среднем 46% индикаторов характеризуют в них учебный процесс, 26% - научную работу и 28% - другие направления. Международные рейтинговые агентства в своих расчетах используют от 4 до 13 индикаторов, тогда как в национальных рейтингах их число составляет от 9 до 42.
Этот международный опыт в Узбекистане полностью учтен. Для разработки национального рейтинга по итогам 2017/2018 учебного года совместно с Министерством высшего и среднего специального образования было выбрано 23 индикатора. На их основе впервые была проанализирована деятельность 57 вузов, а полученные результаты были объявлены общественности.
В интересах максимальной объективности рейтинга разработка его показателей осуществлялась с выездом на место с привлечением компетентных экспертов. При каждом вузе на основании Постановления Кабинета Министров созданы отделы по контролю за качеством
образования [10], ответственные за самоаттестацию и мониторинг вуза, которые приняли активное участие в подготовке рейтинга.
Обеспечивался комплексный учет всей гаммы показателей, характеризующих деятельность каждого высшего учебного заведения. Прежде всего это качественный состав научно-педагогических кадров, количество научных публикаций, индекс цитирования, успеваемость студентов и оснащенность материальной базы, мнение работодателей о выпускниках, достижения в интеграции образования с наукой и производством, состояние социально-духовной среды, освоение новых информационных технологий. В итоге в тройкулидеров вошли Национальный университет Узбекистана, второе место занял Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, который уже представлен в рейтинге QS университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии на 2020 год, а третье место занял Самаркандский государственный университет [1].
Вызывает удовлетворение, что в процессе всей этой работы был реализован новый инструментарий оценки деятельности вузов страны. Национальный рейтинг позволил создать в системе высшего образо-
вания благоприятную и вполне объективную конкурентную среду и за последние два года достичь ощутимого прироста показателей качества деятельности высших учебных заведений.
Реализация Национального рейтинга показала, что в показателях деятельности вуза больше, чем принято считать, зависит от ректора. В современных условиях он призван быть не только образцовым преподавателем, ученым, но и отличным менеджером, стратегом, способным создать творческий дух и здоровую конкурентную среду, поощряющим отличившихся педагогов и проявивших себя студентов.
В достижении вузами положительных результатов важное место отводится попечительским советам вузов, что на практике подтверждается не всегда. Мы убедились, что попечительский совет должен быть не просто еще одним присутственным местом - он призван объединять самых лучших выпускников, работодателей, руководителей организаций и ведомств, заинтересованных в обеспечении качества подготовки кадров, стремящихся провести в жизнь новые идеи.
Щепетильным и крайне важным является вопрос расширения автономии вузов. Он должен решаться в единстве с искоренением иждивен-
ческих настроений, предотвращением коррупции, повышением заинтересованности руководителя и коллектива каждого учебного заведения в полноценном использовании внутренних резервов роста.
Считаю необходимым особо подчеркнуть, что преследуемая Национальным рейтингом цель заключается отнюдь не в компро-ментации и не в критике только отстающих вузов, а в оказании им помощи в повышении качества образования путем выявления недостатков, устранения мешающих им подводных камней, составления «дорожных карт» на краткосрочную и долгосрочную перспективу. И продвижение к этой цели уже наметилось.В соответствии с постановлением главы государства [6] выделены средства для укрепления материально-технической, учебно-методической и научной базы высших учебных заведений, установлены доплаты научно-педагогическим работникам в размере до 30% суммы заработной платы кандидатам наук и докторам философии (PhD), до 60% заработной платы -докторам наук (Doctor of Science). Такое внимание к научной интеллигенции не проявлялось за всю историю независимого развития Узбекистана.
Не ограничиваться достигнутым, а ускоренными темпами двигаться вперед
Нынешний 2020 год в Узбекистане объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики [2]. Это еще раз показывает, что в обозримом будущем акцент в развитии страны будет делаться на повышении роли науки, на поддержке и стимулировании высококвалифицированных специалистов. Учитывая потенциал сложившихся в стране научных школ, а также исходя из национальных интересов в текущем году основное внимание уделяется математики, физики, химии, биологии и геологии.
Глава государства неоднократно отмечал [8], что потенциал узбек-
ской математической науки высоко оценивается в мире, в нашей стране сформированы авторитетные школы по функциональному анализу и дифференциальным уравнениям, теории вероятности и алгебре, семь ученых-математиков являются членами Всемирной академии наук.
В целях повышения эффективности использования научного потенциала в Узбекистане предстоит создать новое образовательное заведение, которое будет представлять собой научно-образовательный кластер. С этой целью материально-техническая база и научный потенциал четырех институтов будут объединены, а вновь созданное учреждение получит самое передовое оборудование. Будет организована реализация образовательных программ совместно с Санкт-Петербургским горным университетом, другими престижными вузами и исследовательскими центрами мира.
Государственная инспекция по надзору за качеством образования совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством высшего и среднего специального образования, другими заинтересованными министерствами и ведомствами развернула работу по внедрению в Узбекистане Национальной квалификационной системы, профессиональных стандартов по отраслевым рамкам квалификаций, профессиям и специальностям, а также дифференцированных образовательных стандартов и программ. Для этого создана экспертная группа, которая изучила опыт более 20 зарубежных стран, включая Германию, Францию, Россию, Южную Корею, Турцию, Казахстан и Беларусь, и подготовила методическое пособие по разработке проекта Национальной квалификационной системы и профессиональных стандартов.
Важное значение для признания национальных документов об образовании за рубежом имеет соот-
ветствие присваиваемых выпускникам вузов званий и квалификаций Международной стандартной классификации образования (МСКО/ ISCED 2011). На ее основании более чем в 160 странах были разработаны национальные стандартные классификации образования, которые уже успешно внедрены в России, Беларуси, Армении, а также в Казахстане и Кыргызстане. В нашей стране на основании Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования» [3] также начата работа в этом направлении.
Кроме того, при Государственной инспекции по образованию был создан Национальный центр международных исследований, активно работающий в сфере оказания помощи общеобразовательным школам в работе по участию в международных программах оценки знаний учащихся - PISA, TIMSS и PIRLS. В 2021/2022 учебном году Узбекистан впервые примет участие в данных международных программах [7].
Чем дальше мы продвигаемся вперед, тем яснее видим дальнейшие цели и задачи. В Стратегии развития Республики Узбекистан по пяти приоритетным направлениям на 2017-2021 годы обозначены конкретные меры, касающиеся сферы высшего образования [6]. Чтобы обеспечить осуществление этих мер, нам необходимо изучить опыт реализации и основные принципы Болонского процесса, перенять инновационные подходы к модернизации высшего образования как компонента европейской интеграции.
В Узбекистане уже осуществляется аккредитация образовательных учреждений на основе принятых в Европейском союзе «Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования» (European standards and guidelines, ESG). Также ведется реестр аккредитованных образовательных уч-
реждений для обмена данными и информацией между странами-партнерами.
В настоящее время Государственная инспекция по надзору за качеством образования совместно с Министерством высшего и среднего специального образования поэтапно осуществляет интеграцию национальной образовательной системы в международное образовательное пространство. В 2020 году мы вступили в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (European Association for Quality Assurance in
Higher Education, ENQA) как наблюдатели. Присоединение к этой сети - важный шаг на пути присоединения системы образования нашей республики к Болонскому процессу. В перспективе участие в деятельности ENQA в качестве полноправного члена будет обозначать соответствие европейским и международным требованиям вузов, аккредитованных Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, а также послужит своего рода гарантией признания в международном масштабе выданных этими вузами дипломов.
Резюмируя, можно сказать, что работа по реформированию и обновлению системы образования в Узбекистане ведется широким фронтом. По своему содержанию она соответствует стратегическим целям развития страны, в ней последовательно учитываются мировые традиции и международный опыт, а также национальные интересы и традиции. Первые результаты проделанного свидетельствуют о растущем вкладе высшей школы в развитие Республики Узбекистан и позволяют наметить задачи на будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный рейтинг высших учебных заведений Республики Узбекистан 2019 (по состоянию на 01.01.2019). URL: http://reyting.tdi.uz/?open=1 (дата обращения: 20.08.2020).
2. О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»: указ Президента Республики Узбекистан № УП-5953 от 2 марта 2020 года. URL: https://lex.uz/docs/4751567 (дата обращения: 20.08.2020).
3. О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования: указ Президента Республики Узбекистан № УП-5812 от 6 сентября 2019 года. URL: https://lex.uz/docs/4500929 (дата обращения: 20.08.2020).
4. О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах: постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3775 от 5 июня 2018. URL: https://lex.uz/docs/3765584 (дата обращения: 20.08.2020).
5. О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования: постановление Президента Республики Узбекистан ПП № 4119 от 16 января 2019 года. URL: https://lex.uz/ru/docs/4164671 (дата обращения: 20.08.2020).
6. О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека в 2019-2023 годах: постановление Президента Республики Узбекистан ПП-4358-сон от 17 июня 2019 года. URL: https://lex.uz/docs/4380626 (дата обращения: 20.08.2020).
7. О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан ПКМ № 997 от 8 декабря 2018 года. URL: https://lex.uz/ru/docs/4104191 (дата обращения: 20.08.2020).
8. О мерах по повышению качества образования и развитию научных исследований в области математики: постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4708 от 8 мая 2020 года. URL: https://lex.uz/ru/docs/4807554 (дата обращения: 20.08.2020).
9. О мерах по совершенствованию порядка определения рейтинга высших образовательных учреждений: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 467 от 7 июня 2019 года. URL: https://lex.uz/docs/4371486 (дата обращения: 20.08.2020).
10. Об организации деятельности государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 515 от 18 июля 2017 года. URL: https://lex.uz/docs/327361 (дата обращения: 20.08.2020).
11. Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года: указ Президента Республики Узбекистан № УП-5847 от 8 октября 2019 года. URL: https://lex.uz/ru/docs/4545887 (дата обращения: 20.08.2020).
REFERENCES
1. NasionaL'niy reyting visshix uchebnix zavedeniy RespubLiki Uzbekistan 2019 (po sostoyaniyu na 01.01.2019) (2019) [National rating of higher educational institutions of the Republic of the Republic of Uzbekistan 2019 (as of 01.01.2019)]. URL: http:// reyting.tdi.uz/?open=1(date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
2. O Gosudarstvennoy programme po realizasii Strategii deystviy po pyati prioritetnim napravleniyam razvitiya RespubLiki Uzbekistan v 2017-2021 godax v «God razvitiya nauki, prosvesheniya i sifrovoy ekonomiki» [On the State Program for the Implementation of the Action Strategy for the Five Priority Areas of Development of the Republic of Uzbekistan in 20172021 in the "Year of Development of Science, Education and the Digital Economy"]. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan, No. UP-5953, Date of adoption 03/02/2020, Date of entry in force 03.03.2020. URL: https://lex.uz/docs/4751567 (date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
3. O dopolnitel'nix merax po dal'neyshemu sovershenstvovaniyu sistemi professional'nogo obrazovaniya [On additional measures to further improve the vocational education system]. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan, No. UP-5812 dated September 6, 2019. URL: https://lex.uz/docs/4500929 (date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
4. O dopolnitel'nix merax po povisheniyu kachestva obrazovaniya v visshix obrazovatel'nix uchrejdeniyax i obespecheniyu ix aktivnogo uchastiya v osushestvlyaemix v strane shirokomasshtabnix reformax [On additional measures to improve the quality of education in higher educational institutions and ensure their active participation in the large-scale reforms carried out in the country]. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan, No. PP-3775 dated June 5, 2018. URL: https:// lex.uz/docs/3765584 (date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
5. O dopolnitel'nix merax po sovershenstvovaniyu sistemi kontrolya za kachestvom obrazovaniya [About additional measures to improve the quality control system in education]. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan, PP No. 4119 01/16/2019. URL: https://lex.uz/ru/docs/4164671 (date of access: 20.08.2020). (In Russian).
6. O merax po korennomu sovershenstvovaniyu sistemi podgotovki vostrebovannix kvalifisirovannix kadrov i razvitiyu nauchnogo potensiala v Nasional'nom universitete Uzbekistana imeni Mirzo Ulugbeka v 2019-2023 godax [On measures to radically improve the system of training highly-demanded qualified personnel and develop scientific potential at the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek in 2019-2023]. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan, PP-4358-sleep 17.06.2019. URL: https://lex.uz/docs/4380626 (date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
7. O merax po organizasii mejdunarodnix issledovaniy v sfere otsenki kachestva obrazovaniya v sisteme narodnogo obrazovaniya [On measures to organize international research in the field of assessing the quality of education in the public education system]. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, PCM No. 997 dated December 8, 2018. URL: https: //lex.uz/ru/docs/4104191 (date of access: 20.08.2020). (In Russian).
8. O merax po povisheniyu kachestva obrazovaniya i razvitiyu nauchnix issledovaniy v oblasti matematiki [On measures to improve the quality of education and the development of scientific research in the field of mathematics]. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan, No. PP-4708, 08.05.2020. URL: https://buxgalter.uz/uz/doc?id=622568_ postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_07_05_2020_g_o_merah_po_povysheniyu_kachestva_obrazovaniya_i_ razvitiyu_nauchnyh_issledovaniy_v_oblasti_matematiki&prodid=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (reference date: 20.08.2020). (In Russian).
9. O merax po sovershenstvovaniyu poryadka opredeleniya reytinga visshix obrazovatel'nix uchrejdeniy [On measures to improve the procedure for determining the rating of higher educational institutions]. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, No. 467 06/07/2019. URL: https://lex.uz/docs/4371486 (date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
10. Ob organizasii deyatel'nosti gosudarstvennoy inspeksii po nadzoru za kachestvom obrazovaniya pri Kabinete Ministrov Respubliki Uzbekistan [On the organization of the activities of the state inspectorate for supervision of the quality in education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan]. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, No. 515 07/18/2017. URL: https://lex.uz/docs/327361 (date accessed: 20.08.2020). (In Russian).
11. Ob utverjdenii Konsepsii razvitiya sistemi visshego obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan [On approval of the Concept for the development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan until 2030]. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan, No. UP-5847 10/08/2019. URL: https://lex.uz/ ru/docs/4545887 (date of access: 20.08.2020). (In Russian).