УДК338.2 Б.А. Бегалов, О.Т. Мамадалиев
ТОГ Ш^/М^ш.от^10.21686/2500-3925-2021-1-4-13 Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике,
Ташкент, Узбекистан
Реформы в сфере статистики Республики Узбекистан: результаты и переспективы развития
Настоящая статья раскрывает основные направления реформ, проводимых в современный период в сфере статистики Республики Узбекистан. В частности, авторами отмечено, что в настоящее время в статистической отрасли Республики Узбекистан проведен уже целый комплекс мероприятий, который позволил достигнуть определенных результатов в республиканских и международных рейтингах.
Статья показывает, что для эффективного развития статистической сферы Республики Узбекистан создана прочная нормативно-правовая база.
Исследования авторов статьи констатируют, что реформы в сфере статистики Республики Узбекистан ведутся по таким направлениям, как улучшение организационно-правовой инфраструктуры, развитие статистической инфраструктуры, установление оптимального взаимодействия между поставщиками и пользователями статистических данных, эффективное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, совершенствование отраслевой и региональной статистики, повышение качества обучения и всестороннего развития персонала, улучшение показателей страны в Индексе статистического потенциала стран Всемирного банка. Статья повествует о том, что благодаря открытости и прозрачности статистических данных, пользователи имеют свободный доступ к соответствующей статистической информации, и эти результаты высоко оцениваются не только внутренними, но и иностранными пользователями и, что наиболее важно, международным статистическим сообществом.
Авторами отмечается, что в последнее время проведена большая работа по приведению целого ряда показателей макроэкономической и социальной статистики, методов статистической оценки теневой экономики, статистики туризма, занятости, экологического учета, транспорта, государственных финансов и других секторов в соответствие с требованиями международ-
ных стандартов, ведется тщательная подготовка к переписям (население, сельское хозяйство, бизнес) и т.д. Цель. Цель настоящей статьи заключается в освещении проводимых реформ в сфере статистики Республики Узбекистан, а также в определении перспектив дальнейшего развития в условиях формирования цифровой экономики для эффективного функционирования статистической сферы в единой социально-экономической системе страны.
Материалы и методы. В процессе написания настоящей статьи были использованы фактические материалы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, сравнительный, системный анализ, методы монографического исследования, а также современные методы работы с WEB-сайтами, специализированными программными продуктами и технологическими решениями.
Результаты. В данной статье представлены направления совершенствования статистической сферы Республики Узбекистан в современный период, выработаны основные подходы по дальнейшему развитию данной сферы национальной экономики Республики Узбекистан с целью формирования передовой статистической системы страны, полностью отвечающей требованиям международных стандартов. Заключение. В настоящей работе показано, что в современный период происходит трансформация статистической сферы Республики Узбекистан на основе передового мирового опыта, нормативно-правовых документов и формирования цифровой экономики с целью формирования эффективно функционирующей статистической сферы в едином комплексном пространстве отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан.
Ключевые слова: статистическая сфера, данные, открытость, прозрачность, достоверность, развитие, международные стандарты, цифровая трансформация, оптимизация, современные методики, эффективность.
Bakhodir A. Begalov, Odiljon T. Mamadaliev
State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics, Tashkent, Uzbekistan
Reforms in the Field of Statistics of the Republic of Uzbekistan: Results and Development Prospects
This article reveals the main directions of reforms carried out in the modern period in the field of statistics of the Republic of Uzbekistan. In particular, the authors noted that at present in the statistical industry of the Republic of Uzbekistan a whole range of measures has already been carried out, which made it possible to achieve certain results in the republican and international ratings.
The article shows that a solid regulatory and legal framework has been created for the effective development of the statistical sphere of the Republic of Uzbekistan.
The authors' studies show that reforms in the field of statistics of the Republic of Uzbekistan are carried out in such areas as improving the organizational and legal infrastructure, developing the statistical infrastructure, establishing optimal interaction between providers
and users of statistical data, effectively developing the information and communication infrastructure, improving sectoral and regional statistics, improving the quality of training and comprehensive development of personnel, improving the country's indicators in the Index of the statistical capacity of the World Bank countries. The article tells that thanks to the openness and transparency of statistical data, users have free access to relevant statistical information, and these results are highly appreciated not only by domestic, but also by foreign users and, most importantly, by the international statistical community.
The authors note that recently a lot of work has been done to bring a number of indicators of macroeconomic and social statistics, methods of statistical assessment of the shadow economy, statistics of tourism,
employment, environmental accounting, transport, public finance and other sectors in line with the requirements of international standards, a thorough preparation for censuses (population, agriculture, business), etc. Purpose. The purpose of this article is to highlight the ongoing reforms in the field of statistics of the Republic of Uzbekistan, as well as to determine the prospects for further development in the context of the formation of a digital economy for the effective functioning of the statistical sphere in the unified socio-economic system of the country. Materials and methods. In the process of writing this article, factual materials of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics, comparative, systemic analysis, methods of monographic research, as well as modern methods of working with computer networks and WEB-sites, specialized software products were used. Results. This article presents the directions for improving the statistical
sphere of the Republic of Uzbekistan in the modern period, developed the main approaches for the further development of the statistical sphere of the national economy of the Republic of Uzbekistan in order to form an advanced statistical system of the country that fully meets the requirements of international standards.
Conclusion. This work shows that the transformation of the statistical sphere of the Republic of Uzbekistan is currently taking place on the basis of advanced world experience, regulatory documents and the formation of a digital economy in order to form an effectively functioning statistical sphere in a single complex space of industries and spheres of the national economy of the Republic of Uzbekistan. Keywords: statistical sphere, data, openness, transparency, reliability, development, international standards, digital transformation, optimization, modern techniques, efficiency.
Введение
В настоящее время в Республике Узбекистан проводятся широкомасштабные реформы в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017—2021 годы, которые находят свое отражение и в деятельности органов статистики1.
В частности, Президентом и правительством Республики Узбекистан принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на реформирование сферы статистики, повсеместное внедрение международных стандартов в сфере статистики и лучших мировых практик, способствующих обеспечению точности, достоверности и прозрачности статистической информации.
Вместе с тем, результаты проведенных исследований статистического потенциала стран показали, что в современный период в международном масштабе принимаются и реализовываются среднесрочные комплексные документы — «Национальные стратегии развития статистики», определяющие приоритеты будущего развития национальной статистической системы. Важность принятия Национальной стратегии развития статистики в Республике Узбекистан обуславливается комплексным подходом на развитие, при-
1 Ресурс: База данных норматив-
но-правовых актов // https://www.
lex.uz/docs/3107042
нимая во внимание не только деятельность национальных статистических ведомств, но также и деятельность всех других производителей статистики в стране.
Следует отметить, что до сегодняшнего дня не существовало единого документа, направленного на комплексное развитие национальной статистической системы Республики Узбекистан. Существующая нормативно-правовая база не в полной мере обеспечивала всестороннее развитие всей национальной статистической системы страны и в основном была направлена на совершенствование деятельности Государственного комитета по статистике без учета других производителей статистики, таких как производители финансовой статистики, статистики здравоохранения, образования, экологии, окружающей среды, преступности и др.
Кроме того, оценка статистики страны в Индексе статистического потенциала Всемирного банка показывает неудовлетворительные результаты, что требует комплексного и научно обоснованного подхода для его улучшения. В то же время, Закон «О государственной статистике», принятый в 2002 году, требует обновления.
В данной статье делается попытка осветить принятые за последние годы меры и их результаты, направленные на развитие статистической системы Республики Узбекистан,
их воздействие на Индекс статистического потенциала Всемирного банка, а также важность и значимость «Национальной стратегии развития статистики» в качестве продолжения реформ.
Литературные источники и нормативно-правовые документы
В ходе настоящего научного исследования был изучен целый комплекс литературных источников, посвященных развитию сферы статистики в международном масштабе, отдельное внимание было уделено ее развитию в условиях цифровизации экономиики.
Это работы таких авторов, как Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. [1], Балацкий Е.В., Екимова Н.А. [2], Бегало-ва Б.А. [3], Васильева Э.К., Лялин В.С. [4], Горбашко Е.А. [5], Грей К.Ф., Ларсон Э.У. [6], Жуковская И.Е. [7], Должен-ко А.И., Шполянская И.Ю., Глушенко С.А. [8], Лапидус Л.В. [9], Полякова В.В. [10] и т.д.
Наряду с научной литературой были изучены нормативные правовые акты принятые Президентом Республики Узбекистан, направленные на развитие статистики страны, такие как:
1) Постановление от 31 июля 2017 года № ПП-3165 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике», в соответствии с которой, утверждена пятилетняя ком-
плексная программа мероприятий, включающая конкретные задачи по совершенствованию функционирования системы, обеспечению придерженности общепризнанных принципов открытости, доступности и прозрачности статистических данных2.
2) Распоряжение от 12 сентября 2017 года «О мерах по обеспечению открытости и прозрачности экономических и финансовых показателей в Республике Узбекистан», которая послужила важной основой для обеспечения открытости ранее не публикуемых показателей и подключения к международно признанной «расширенной Общей системы распространения данных» МВФ.
3) Указ от 5 февраля 2019 года № УП-5655 «Об утверждении Концепции переписи населения Республики Узбекистан в 2022 году», которая служит необходимой правовой базой для проведения крупного мероприятия в стране — переписи населения в 2022 году. В связи с этим, 16 марта 2020 года принят Закон Республики Узбекистан «О переписи населения»3.
4) Постановление от 9 апреля 2019 года № ПП-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления и повышению статистического потенциала страны», которая является неотъемлемым продолжением вышеуказанных мер, а также мер по совершенствованию функционирования Национального портала открытых данных, как один из международно признанных основных критериев открытости и про-зрачности4.
2 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов // https://www. lex.uz/docs/3297204
3 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов, ЗРУ-611 // https://www.lex.uz/docs/4766082
4 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов // https://www. lex.uz/docs/4277342
5) Постановление от 3 августа 2020 года № ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной статистической системы Республики Узбекистан», которая содержит важные нормы для комплексного совершенствования национальной статистической системы, а также важный стратегический документ — «Национальную стратегию развития статистики в 2020—2025 гг.»5.
Большое внимание в настоящем исследовании было уделено изучению документации международных организаций. В частности, были изучены:
- рекомендации СОООН, Евростата и ПАРИЖ-21: Национальная стратегия развития статистики (НСРС)6;
- ЕЭК ООН: «Модельный закон об официальной стати-стике»7;
- Всемирный банк: Индекс статистического потенциала8.
Основная часть
Врезультатемер, принятыхза последние годы в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, статистика, предоставляемая пользователям, была радикально улучшена с точки зрения качества, прозрачности и объема. Статистические публикации и сборники усовершенствованы на основе международного опыта и передовой практики.
Кроме того, обеспечена прозрачность ранее недоступных основных макроэкономических и финансовых показателей, и Республика Узбекистан присоединилась к «расширенной Общей системе распространения данных»
5 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов // https://www. lex.uz/docs/4926736
6 Ресурс: http://www.paris21.org/ sites/default/files/1401_0.pdf
7 Ресурс: https://www.unece.org/ index.php?id=45114
8 Ресурс: https://databank.worldbank.
org/ source/statistical-capacity-indica tors
Международного валютного фонда9.
Усовершенствован в соответствии с современными стандартами основной информационный ресурс — официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, приняты меры по улучшению работы портала открытых данных. Кроме того, в последнее время в статистической сфере начато поэтапное внедрение инновационных технологий (планшетов) в процессы статистических обследований.
Особое внимание было уделено процессу повышения квалификации персонала системы. Центр переподготовки и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике преобразован в Институт подготовки кадров и статистических исследова-ний10.
При институте созданы научно-электронный журнал «Статистический информационный бюллетень Узбекистана» и Научный совет по специальности «Эконометрика и статистика» и «Информационные системы и технологии в экономике».
В целях продолжения реформ в области статистики, в соответствии с передовой международной практикой и рекомендациями международных организаций, проанализировано текущее состояние национальной статистической системы, определены проблемы и недостатки, а
9 Ресурс: Информационные ресурсы МВФ // https://dsbb.imf. org/ e -gdds/dqaf-base/country/UZB / category/NAG00
10 Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 г. № ПП-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, и повышению статистического потенциала страны» // https://www.lex.uz/ docs / 4277342
также приоритетные направления развития, в результате которого, принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной статистической системы Республики Узбекистан».
Можно с уверенностью сказать, что принятие данного постановления ознаменовало новый этап в развитии национальной статистической системы.
В частности, данное постановление устанавливает ряд норм, направленных на дальнейшее улучшение функционирования национальной статистической системы:
во-первых, в целях дальнейшего укрепления независимости органов государственной статистики была установлена независимость территориальных подразделений Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике от органов власти на местах, и порядок назначения их руководителей напрямую со стороны председателя;
во-вторых, усилена координирующая роль Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике в национальной статистической системе, в частности, Комитету дано право проводить аудит статистических методологий всех министерств и ведомств, производящих статистические данные на предмет соответствия международным стандартам;
в-третьих, строго определено создание отдельных статистических подразделений во всех министерствах и ведомствах по сбору статистических данных и взаимосвязи с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике;
в-четвертых, возобновлена деятельность Статистического совета и Общественного совета в целях активного их участия
в развитии статистической системы страны;
в-пятых, поставлена задача интеграции информационных систем министерств и ведомств, с целью оптимизации процессов формирования официальной статистики, повсеместного внедрения передовых информационных и коммуникационных технологий в области статистики.
Кроме того, в соответствии с разработанным и зарекомендованным ЕЭК ООН «Модельным законом об официальной статистике» для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, разработан новый Закон «Об официальной статистике», который находится на стадии утверждения. Принятие данного Закона позволит повысить нормативную базу в области статистики на качественно новый уровень, соответствующий передовым международным стандартам.
Кроме того, постановлением утверждена Национальная стратегия развития статистики на 2020—2025 годы, которая впервые в истории страны служит комплексной программой совершенствования всей национальной статистической системы страны.
Стратегия предусматривает реализацию комплексных мероприятий по 6 направлениям, а с целью их реализации на практике принята «Дорожная карта», включающая в себя бо-
лее 200 практических действий для реализации 86 основных мероприятий.
1. Улучшение
организационно-правовой инфраструктуры
Законодательство в области национальной статистики Республики Узбекистан в ближайшее время получит новый импульс развития. В частности, будет усовершенствован проект Закона «Об официальной статистике».
В соответствии с рекомендациями ООН, будут внедрены передовые системы управления качеством (GSIM, GSBPM, GAMSO, NQAF) в национальную статистическую систему страны (рис. 1).
На 2022 год запланировано получение сертификата ISO, свидетельствующего о соблюдении критериев качества в статистичесмкой деятельности.
2. Улучшение статистической инфраструктуры
Необходимо отметить, что наряду с различными направлениями совершенствования сферы статистики, предстоит усовершенствованть статистические классификации и другие инструменты Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также других производителей статистических данных за счет
Рис. 1. Передовые системы менеджмента качества
Источник: Разработано авторами
Рис. 2. Стандарты распространения данных МВФ
Источник: разработано авторами
изучения и внедрения международных стандартов и передового зарубежного опыта.
Статистические регистры будут усовершенствованы в соответствии с международной практикой. Помимо переписей населения (в 2022 году) и сельского хозяйства (в 2023 году), в 2024 году будет проведена бизнес-перепись, и на ее основе будут запущены бизнес-регистры.
В целях повышения репрезентативности данных и получения необходимых данных будет совершенствоваться процессы разработки статистических обследований и методов их выборки.
Республика Узбекистан перейдет с расширенной Общей системы распространения данных МВФ (e-GDDS) к Специальному стандарту распространения данных (SDDS) (рис. 2).
3. Установление эффективных отношений между пользователями и поставщиками данных
Взаимодействие с пользователями будет еще более усилено. Будут разработаны руководства по использованию
статистических данных, изучены уровень удовлетворенности пользователей к данным. Календари выпуска данных будут приведены в соответствие с передовой международной практикой.
Будут изучены базы данных международных организаций, определены базовые индикаторы, разработаны и внедрены методы их формирования, а также приняты меры для их полного отражения в соответствующих международных базах данных (Всемирный банк, Статистический отдел ООН, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, ФАО, Международный транспортный форум, ЮНЕСКО и др.).
В рамказ развития статистической отрасли планируется создание современного «Медиацентра» по производству статистических видеороликов, улучшение работы с поставщиками данных и оптимизация распространения данных. Намечено проведение опросов с использованием центров обработки вызовов «Коллцетров», что позволит уменьшить нагрузку во время формирования отчетов на
сотрудников отрасли за счет активного использованием административных данных, качество которых будет улучшено.
Большое значение в развитии статистической сферы имеет проведение регулярных брифингов и встреч с представителями СМИ по актуальным вопросам в области статистики, организация «Круглых столов» в ведущих учебных заведениях страны, негосударственных, некоммерческих организациях и органах власти на местах.
Дальнейшее совершенства-оние и развитие статистической сферы подразумевает оптимизацию технологических решений в предоставлении текущей статистики в формате видео, инфографики, диаграмм, информационных сообщений в понятном для широкого круга пользователей формате.
Как и прежде будут поддерживаться тесные контакты с отчитывающимися субъектами и респондентами, а качество статистических данных будет улучшено за счет обеспечения принципов качества и регулярности профилактических мер.
4. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
Формирование цифровой экономики требует постоянного развития статистической информационной системы. В данном направлении планируется разработка и запуск современной автоматизированной информационной системы приема статистической отчетности в электронном виде (eStat-4.0) на базе современных веб-технологий.
Будет полностью обновлена ГГ-база системы, закуплены и установлены необходимые серверы, компьютерное обо-
Рис. 3. Концептуальная схема улучшения информационно-коммуникационной инфраструктуры для обработки статистических
данных
рудование, принтеры, другое оборудование и устройства 1Р-телефонии11.
Изучая передовой зарубежный опыт, начнет свое существование новая версия Портала открытых данных Республики Узбекистан, внедрены новые сервисы и функции, административные информационные системы всех государственных органов страны будут интегрированы с порталом Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
На рис. 3 представлена концептуальная схема улучшения информационно-коммуникационной инфраструктуры для обработки статистических данных. Как видно из данного рисунка, подразумевается улучшение процессов сбора первичных данных, посредством проведения телефонных опросов, использовнаия в выборочных опросах планшетов, а также приема статистической отчетности при помощи программного обеспечения е^ТАТ — 4-го поколения.
Планируется полная автоматизация процессов создания единой базы данных и обработки данных, что по-зволитполностью исключить процесс ввода данных с бумажных отчетов в программное обеспечение что приведет к сокращению временных и бумажных затрат, а самое главное, к устранению ошибок, связанных с погрешностями при ошибках человека.
11 Для справки: в рамках средств, выделенных на улучшение ИКТ системы, в 2020-2021 годах будут закуплены и установлены серверы, компьютеры, принтеры, оборудование и устройства 1Р-теле-фонии на общую сумму порядка 20,0 млрд сум. Все региональные офисы Государственного комитета
Республики Узбекистан по статистике будут подключены к оптоволоконной сети, что позволит осуществлять высокоскоростной обмен данными.
Эта работа, также приведет к автоматизации процессов распространения статистических данных.
Будут внедрены современные системы управления базами данных, такие как Oracle, MS SQL Server для крупномасштабной статистической обработки данных.
Инновационные технологии (планшеты) будут также внедрены в процессы выборочных статистических наблюд-лений. Предстоит полная модернизация информационной и коммуникационной инфраструктуры.
Как видно из рис. 4., предусмотрены возможности использования дронов и космических снимков в статистических наблюдениях (рис. 4).
5. Совершенствование отдельных областей статистики, отраслевой и региональной статистики
Совершенствование статистической сферы в Республике Узбекистан предусматривает реализацию 50 мероприятий по совершенствованию отраслевой и региональной статистики по 24 направлениям.
В период 2021—2022 годов будет внедрено на практике более 15 последних рекомендаций, классификаций и методологий ООН, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейской комиссии, Статистического комитета СНГ и других.
К примеру, Система эко-лого-экономического уче-
Рисунок 4. Планы по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий
Источник: разработано авторами
та 2012 г., Инструкция Осло 2018 г., Инструкция Фраска-ти 2015 г., Международная стандартная классификация образования — 2011 г., Международная стандартная классификация обучения — 2008 г., Международные рекомендации по статистике туризма-2008, Стандартная классификация товаров для статистики транспорта-2007 и другие международно признанные рекомендации международных организаций будут полностью реализованы на практике.
Статистические регистры будут усовершенствованы в соответствии с международной практикой. Помимо переписи населения и сельского хозяйства, в 2024 году будет проведена бизнес-перепись, на основании которой будут запущены современные бизнес-регистры.
Будет сформирован высококачественный энергетический баланс страны на основе рекомендаций ООН и Международного энергетического агентства.
Для повышения репрезентативности данных и получения необходимых данных будет улучшен процесс разработки статистических обследований и методов их выборки.
6. Обучение и развитие персонала
Человеческие ресурсы играют важную роль в повышении эффективности работы, поэтому в современный период в статистической сфере уделяется особое внимание подготовке и повышению квалификации сотрудников, дальнейшему совершенствованию научных исследований в области статистики.
Наглядным примером является тот факт, что Постановлением Кабинета Министров от 17 августа 2020 г. N9 686, Центр переподготовки кадров и статистических исследований при
Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике был преобразован в Институт подготовки кадров
и статистических исследова-
^ 12 ний.
Институт регулярно организовывает учебные курсы по 8 направлениям, постоянно проводит мероприятия по актуальным вопросам в области статистики и ежегодно принимает около %)% сотрудников сферы статистики для повышения квалификации (1100— 1200 человек в год).
При институте подгтовки кадров и статистических исследовании создан научныи журнал «Статистический вестник Узбекистана», в котором публикуются актуальные научные статьи, исследования и разработки в области экономики и статистики в стране.
Также при институте начал работу Ученый совет по присуждению ученых степеней доктора философии и доктора наук по специальностям «Эконометрика и статистика» и «Информационные системы и технологии в экономике».
В качестве неотъемлемой части стратегии институт создаст систему повышения квалификации в области статистики на основе согласованных планов и графиков сотрудников органов государственного и хозяйственного управления, а также местного самоуправления. Администрация и профессорско-преподавательский состав института осуществляют регулярное обучение слушателей по предмету «Основы статистики», орагизуют специальные учебные курсы по использованию экономе-трических пакетов, таких как «Statistica», «SPSS», «Evies», «Stata» и др.
В ближайшее время, исходя из потребности в кадрах в области статистики, будет
12 Ресурс: База данных нормативно-правовых актов // https://www. lex.uz/docs/4477786
налажена подготовка кадров среднего звена в профессиональных учебных заведениях страны.
В сфере экономического образования в высших учебных заведениях откроются новые направления («Бизнес-аналитик», «Анализ большых чисел», «Системный аналитик», «Исследователь данных», «Интеграционный аналитик», «Математическая статистика», «Теория вероятности» и др.) для подготовки конкурентоспособных специалистов на основе совместных программ с престижными зарубежными высшими учебными заведениями.
7. Повышение показателей страны в Индексе статистического потенциала стран Всемирного банка
Всемирный банк разработал Индекс статистического потенциала в 2004 году для изучения и оценки статистического потенциала стран.
Индекс отражает статистический потенциал более 140 стран, их достижения в этой области и результаты текущих реформ по развитию национальной статистической системы.
Источниками оценки в индексе являются базы данных международных организаций, национальное информационное пространство стран (участников национальной статистической системы) и связанные с ними документы (метаданные, классификации, обзоры и т.д.)13.
Благодаря проделанной работе за последние два года, сегодня (отчет за 2019 год) Узбекистану присвоено 64,4 балла из максимально доступных 100 в индексе, и страна занимает 84 место в рейтинге.
13 Источник: информационные ресурсы Всемирного банка. // https://databank.worldbank.org/ source/statistical-capacity-indicators
место
Рис. 5. Динамика роста показателя статистического потенциала
Источник: разработано авторами.
Обеспечивая выполнение задач, поставленных в утвержденной Стратегии
и «Дорожной карте», рейтинги будут постепенно улучшаться, и к 2025 году Узбекистан сможет войти в топ-10 рейтинга, набрав 94 балла (рис. 5).
Заключение
В заключение следует отметить, что реализация вышеуказанных мер позволит достичь следующих приоритетов:
— будет сформирована передовая статистическая си-
стема, полностью отвечающая современным требованиям и международным стандартам;
— создана прочная законодательная база, новый Закон «Об официальной статистике» будет соответствовать передовым международным стандартам;
— отчетная нагрузка на респондентов будет значительно снижена за счет использования альтернативных источников информации и административных данных, и в результате качество статистических данных будет повышена;
— человеческие ресурсы, сэкономленные благодаря правильному распределению работ и внедрению передовых ИКТ, будут мобилизованы на новые виды статистических обследований, в целях удовлетворения постоянно растущего спрос пользователей на информацию;
— в результате объем прозрачных, высококачественных и актуальных статистических данных в национальном информационном пространстве будет значительно расширен, что, в свою очередь, повысит уровень удовлетворенности пользователей и доверия к информации;
— будет повышена осведомленность международных организаций, финансовых институтов и иностранных инвесторов о социально-экономической ситуации и процессах в стране;
— результаты в рейтинге стран Всемирного банка по Индексу статистического потенциала будут улучшаться.
Литература
1. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Особенности формирования национальных инновационных систем // Анализ и моделирование экономических процессов / под ред. В.З. Беленького, Н.А. Трофимовой. М.: ЦЭМИ РАН. 2013. С. 24-48.
2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инновационно-технологические матрицы и национальные стратегии экономического развития // Управленец. 2019. Т. 10. № 5. С. 9-19. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-52.
3. Бегалов Б.А. Сколько нас? Определит перепись // Народное слово. 24 апреля 2020 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://xs.uz/ m/site/newspaper.
4. Васильева Э.К., Лялин В.С. Статистика. Учебник. М.: Юнити, 2015. 399 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://institutiones.com/ download/books/2280-statistika-vasileva.html.
5. Горбашко Е.А. Влияние цифровизации на качество жизни с позиций устойчивого экономического развития // Сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». СПб.: СПбГЭУ, 2019. С. 29-35.
6. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. Практическое руководство. М.: Дело и сервис, 2003. 528 с.
7. Жуковская И.Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и Экономика. 2020. № 17(5). С. 68-80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.
8. Долженко А.И., Шполянская И.Ю., Глушенко С.А Анализ качества микро-сервисов информационной системы на базе нечеткой модели // Прикладная информатика. 2019. №5(83).
9. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 381 с.
10. Полякова В.В. Основы теории статистики. Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 148 с.
11. Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике»,
12 декабря 2002 г., ЗРУ-441-П. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/ docs/53302.
12. Закон Республики Узбекистан «О переписи населения», 16 марта 2020 г. ЗРУ-611 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. lex.uz/docs/4766082.
13. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/3107042.
14. Постановление Президента Республики Узбекистан от 31 июля 2017 года № ПП-3165 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/3297204.
15. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № Р-5054 «О мерах по обеспечению открытости и прозрачности экономических и финансовых показателей в Республике Узбекистан».
16. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года № УП-5655 «Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. lex.uz/docs/4190059.
17. Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 года № ПП-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/ docs/4277342.
18. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2020 года № ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной системы статистики Республики Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/ docs/4926736.
References
1. Andryushkevich O.A., Denisova I.M. Features of the formation of national innovation systems. Analiz i modelirovaniye ekonomicheskikh protsessov = Analysis and modeling of economic processes — Ed. V.Z. Belen'kogo, N.A. Trofimovoy. Moscow: TSEMI RAN; 2013: 24-48. (In Russ.)
2. Balatskiy Ye.V., Yekimova N.A Innovation and technological matrices and national strategies for economic development. Upravlenets = Manager. 2019; 10; 5: 9-19. DOI: 10.29141/2218-5003-201910-52. (In Russ.)
3. Begalov B.A. How many of us? Will determine the census. Narodnoye slovo = People's word. April 24, 2020. [Internet]. Available from: http://xs.uz/ ru/site/newspaper. (In Russ.)
4. Vasil'yeva E.K., Lyalin V.S. Statistika. Uchebnik = Statistics. Textbook. Moscow: Unity; 2015. 399 p. [Internet]. Available from: https:// institutiones.com/download/books/2280-statistika-vasileva.html. (In Russ.)
5. Gorbashko Ye.A. The impact of digitalization on the quality of life from the standpoint of sustainable economic development. Sbornik statey po itogam
19. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 августа 2019 года № 686 «О мерах по организации деятельности Института повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4477786.
20. СОООН, Евростат и ПАРИЖ21: Национальные стратегии развития статистики (НСРС) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. paris21.org/sites/default/files/1401_0.pdf.
21. ЕЭК ООН: "Модельный закон об официальной статистике" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.unece.org/index.php?id=45114.
22. Всемирный банк: Индекс статистического потенциала [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://databank.worldbank.org/ source/ statistical-capacity-indicators.
23. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 гг. // Ташкент, 2020.
24. Информационные ресусры МВФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dsbb.imf. org/e-gdds/dqaf-base/country/UZB/category/ NAG00.
25. Информационные ресурсы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/uz/.
26. Портал открытых данных [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://data.gov.uz/uz/.
27. Классификатор Росстата институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС).
28. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2019. 295 с.
XIV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennyy menedzhment: problemy i perspektivy» = Collection of articles on the results of the XIV international scientific and practical conference «Modern management: problems and prospects». St. Petersburg: SPbGEU; 2019: 29-35. (In Russ.)
6. Grey K.F., Larson E.U. Upravleniye proyektami. Prakticheskoye rukovodstvo = Project management. A practical guide. Moscow: Business and Service; 2003. 528 p. (In Russ.)
7. Zhukovskaya I.Ye. The main directions of improving the methodology for the application of advanced information and communication technologies in the statistical activities of the Republic of Uzbekistan in the context of the formation of the digital economy. Statistika i Ekonomika = Statistics and Economics. 2020; 17(5): 68-80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-5-68-80. (In Russ.)
8. Dolzhenko A.I., Shpolyanskaya I.YU., Glushenko S.A Analysis of the quality of microservices of an information system based on a fuzzy model. Prikladnaya informatika = Applied Informatics. 2019; 5(83). (In Russ.)
9. Lapidus L.V. Tsifrovaya ekonomika: upravleniye elektronnym biznesom i elektronnoy kommertsiyey. Monografiya = Digital Economy: E-Business and E-Commerce Management. Monograph. Moscow: INFRA-M; 2018. 381 p. (In Russ.)
10. Polyakova V.V. Osnovy teorii statistiki. Uchebnoye posobiye = Foundations of the theory of statistics. Tutorial. Yekaterinburg: Ural University Publishing House; 2015. 148 p. (In Russ.)
11. Law of the Republic of Uzbekistan «On State Statistics»December 12, 2002, ZRU-441-II. [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/53302.
12. Law of the Republic of Uzbekistan «On Population Census», March 16, 2020 ZRU-611 [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/ docs/4766082.
13. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 7, 2017№ UP-4947 «On the Strategy of Actions for the Further Development of the Republic of Uzbekistan» [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/3107042.
14. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated July 312017 No. PP-3165 «On measures to improve the activities of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics». [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/3297204.
15 Order of the President of the Republic of Uzbekistan dated September 12 2017 No. R-5054 «On measures to ensure openness and transparency of economic and financial indicators in the Republic of Uzbekistan».
16. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 5, 2019 № UP-5655 «On approval of the Concept for the 2022 population census in the Republic of Uzbekistan» [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/4190059.
17. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated April 9 2019 No. PP-4273 «On additional measures to ensure openness and transparency of public administration, as well as increase the statistical potential of the country» [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/4277342.
18. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated August 3 2020 No. PP-4796 «On
Сведения об авторах
Баходир Абдусаломович Бегалов
Д.э.н, профессор,
председатель государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Ташкент, Узбекистан. Эл.почта: [email protected]
Одилжон Тоирович Мамадалиев
Начальник управления международного сотрудничества и информационного обмена государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Ташкент, Узбекистан. Эл.почта: [email protected]
measures for further improvement and development of the national system of statistics of the Republic of Uzbekistan" [Internet]. Available from: https:// www.lex.uz/docs/4926736.
19. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated August 17, 2019 No. 686 «On measures to organize the activities of the Institute for Advanced Training and Statistical Research under the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics» [Internet]. Available from: https://www.lex.uz/docs/4477786.
20. SOOON, Yevrostat i PARIZH21: Natsional'nyye strategii razvitiya statistiki (NSRS) = UNSD, Eurostat and PARIS21: National Strategies for the Development of Statistics (NSDS). [Internet]. Available from: http://www.paris21.org/sites/default/ files/1401_0.pdf.
21. YEEK OON: "Model'nyy zakon ob ofitsial'noy statistike" = UNECE: "Model Law on Official Statistics" [Internet]. Available from: https://www.unece.org/index.php?id=45114.
22. Vsemirnyy bank: Indeks statisticheskogo potentsiala = World Bank: Statistical Capacity Index [Internet]. Available from: https://databank. worldbank.org/ source/statistical-capacity-indicators.
23. National strategy for the development of statistics of the Republic of Uzbekistan in 2020-2025.Tashkent, 2020.
24. Informatsionnyye resusry MVF = Information resources of the IMF [Internet]. Available from: https://dsbb.imf.org/e-gdds/dqaf-base/country/ UZB/category/NAG00.
25. Information resources of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics [Internet]. Available from: https://stat.uz/uz/.
26. Portal otkrytykh dannykh = Portal of open data [Internet]. Available from: https://data.gov.uz/uz/.
27. Klassifikator Rosstata institutsional'nykh yedinits po sektoram ekonomiki (KIYES) = Rosstat classifier of institutional units by economic sector (KIES). (In Russ.)
28. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik = Russian statistical yearbook. Moscow: Rosstat, 2019. 295 p. (In Russ.)
Information about the author
Bakhodir A. Begalov
Dr. Sci. (Economics), Professor Chairman of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: [email protected]
Odiljon T. Mamadaliev
Head of International cooperation and information exchange State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: [email protected]