UDC: 342.4 (042)(575.1)
Имамова Дилфуза и.о. доцента кафедры «Международное частное право» Ташкентского государственного юридического университета,
кандидат юридических наук
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье автор раскрывает роль и значение Основного закона нашей страны - Конституции Республики Узбекистан - при осуществлении предпринимателями внешнеэкономической деятельности. Исходя из норм статей Конституции Республики Узбекистан в отношении предоставления гарантий государства на свободу экономической деятельности и предпринимательства проанализированы другие нормативно-правовые правовые акты, в особенности связанные с осуществлением субъектами предпринимательской деятельности внешнеэкономической деятельности. Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений и может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности. Раскрываются определения внешнеэкономической деятельности, осуществления субъектами предпринимательской внешнеэкономической деятельности посредством различных направлений, а именно: международное экономическое и финансовое сотрудничество, внешнеторговая деятельность, привлечение иностранных инвестиций, инвестиционная деятельность за пределами Республики Узбекистан. Отражены вопросы, связанные с заключением и ратификацией Республикой Узбекистан различных международных договоров и двухсторонних соглашений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, внешнеторговыми отношениями и др.
Ключевые слова: Конституция, предприниматели, субъекты предпринимательской деятельности, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические сделки, импорт, экспорт.
Имамова Дилфуза
Тошкент давлат юридик университети «Хал^аро хусусий ^у^у^» кафедраси доценти в.б., юридик фанлар номзоди
УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ КОНСТИТУЦИЯСИНИНГ ТАДБИРКОРНИНГ ТАШЦИ ЩТИСОДИЙ ФАОЛИЯТИНИ АМАЛГА ОШИРИШДАГИ УРНИ ВА АХДМИЯТИ
Аннотация. Ушбу мацолада муаллиф ташци ицтисодий фаолиятни тадбиркорлар томонидан амалга оширилишини назарда тутган мамлакатимизнинг асосий цонуни - Узбекистон Республика-си Конституциясининг роли ва ауамиятини очиб беради. Давлат томонидан ицтисодий фаолият, тадбиркорлик, бошца норматив-ууцуций уужжатлар, хусусан, тадбиркорлик фаолияти субъект-лари - ташци ицтисодий фаолиятни амалга ошириш билан боглиц кафолатлар бериш билан боглиц уолда, Узбекистон Республикаси Конституцияси моддалари нормалари асосида таулил цилинган. Узбекистон Республикаси халцаро муносабатларнинг тулацонли субъекти булиб, давлатнинг, халц-
нинг олий манфаатлари, фаровонлиги ва хавфсизлигини таъминлаш мацсадида иттифоцлар тузиши, уамдустликларга ва бошца давлатлараро тузилмаларга кириши ва улардан ажралиб чициши мумкин. Ташци ицтисодий фаолияти таърифи очиб берилган, тадбиркорлик фаолияти субъектлари ташци ицтисодий фаолиятни турли йуналишлар орцали, халцаро ицтисодий ва молиявий уамкорлик; ташци савдо фаолияти; чет эл инвестицияларини жалб цилиш; Узбекистон Республикасидан ташцаридаги инвестиция фаолиятини амалга ошириш назарда тутилган. Ташци ицтисодий фаолият, ташци савдо муносабатлар ва бошцалар билан боглиц булган, турли хил халцаро шартномалар ва икки томонлама келишувларнинг Узбекистон Республикаси томонидан тузилиши ва ратификацияси билан боглиц ма-салалар акс этирилган.
Калит сузлар: Конституция, тадбиркорлар, тадбиркорлик фаолияти субъектлари, ташци ицтисодий фаолият, ташци ицтисодий битимлар, импорт, экспорт.
Imamova Dilfuza
Acting Associate Professor of the Department of Private International Law, Tashkent State University of Law, Candidate of Law (PhD)
THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF ENTREPRENEURS
Abstract. In this article, the author reveals the role and significance of the main law of our country - the Constitution of the Republic of Uzbekistan, which provides for the conduct of foreign economic activity by entrepreneurs. Based on the norms of the articles of the Constitution of the Republic of Uzbekistan, in relation to the provision of the guarantee of the state for the freedom of economic activity and entrepreneurship, other normative and legal acts, especially those related to the implementation of entrepreneurial activity - foreign economic activity, are analyzed. The Republic of Uzbekistan has full rights in international relations and may form alliances, join or withdraw from unions and other interstate organizations proceeding with the ultimate interests of the state and its people, their welfare and security. The definition of foreign economic activity is disclosed and business entities carry out foreign economic activity through various areas, namely international economic and financial cooperation, foreign trade activities, attracting foreign investments, investment activities outside the Republic of Uzbekistan. The issues related to the conclusion and ratification by the Republic of Uzbekistan of various international treaties and bilateral agreements regarding foreign economic activity and foreign trade relations and others are discussed.
Keywords: Constitution, entrepreneurs, business entities, foreign economic activity, foreign trade transactions, import, export.
Важную роль и значение в осуществлении предпринимателями своей деятельности играет Основной закон государства, а именно -Конституция Республики Узбекистан. В своем выступлении Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев справедливо отметил: «Любое государство, выбирая независимый путь развития, в своем Основном законе - Конституции закрепляет самые важные цели и задачи, направленные на обеспечение благополучия народа. Только та страна, Конституция которой созвучна воле, надеждам и устремлениям народа, будет идти вперед, к достижению намеченных рубежей». Глава страны также подчеркивал, что принцип
«Верховенство Конституции и законов - залог благополучной жизни» должен прочно утвердиться в сознании граждан.
Конституционное право граждан на собственность является неприкосновенным и всегда будет находиться под защитой государства. За прошедшие годы была проделана большая работа по устранению излишних ограничений для предпринимателей, незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность. В случаях выявления незаконного ограничения прав собственности субъекта предпринимательства бизнес-омбудсман имеет право обращения в суд для защиты его интересов. Чтобы построить
правовое демократическое государство и свободное гражданское общество, мы должны усилить контроль за соблюдением Конституции во всех сферах жизни [1].
Согласно части 1 статьи 53 Конституции Республики Узбекистан, государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности [2]. Исходя из содержания данной статьи, следует отметить, что государство дает гарантию на свободу осуществления экономической деятельности посредством принятия различных нормативно-правовых актов, а также предоставления конкретных прав, обеспечивающих возможность вести предпринимательскую деятельность как внутри государства, так и за его пределами.
В свою очередь, у субъектов предпринимательской деятельности появляется возможность заниматься предпринимательской деятельностью путем создания и выбора любой организационной формы юридического лица или без образования формы юридического лица, как индивидуальный предприниматель, нести свои риски и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. В значение свободы предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, например, право создания юридических лиц с участием иностранных инвесторов, заключения внешнеэкономических сделок, открытия своих филиалов и представительств за рубежом или наоборот, открытия филиалов и представительств иностранных компаний на территории Республики Узбекистан.
Очевидно, что государство, признавая право граждан на экономическую деятельность, порождает для себя определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Поэтому со стороны государства на основании установленных в Конституции Республики Узбекистан норм в отношении гарантий осуществления предпринимательской деятельности должны приниматься различные нормативно-правовые акты, не противоречащие Основному закону страны. Например, Гражданский кодекс Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Закон
Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности», Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства и т. д.
В статье 8 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предусмотрены права субъектов предпринимательской деятельности, среди которых есть право на осуществление внешнеэкономической деятельности. В данном законе нашли отражение конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности, а именно: государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством [3]. В свою очередь, субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Их государственная регистрация является основанием для открытия валютных счетов и осуществления внешнеэкономической деятельности, а для индивидуальных предпринимателей, импортирующих товары, -их регистрация в качестве участников внешнеэкономических связей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность юридических и физических лиц Республики Узбекистан, направленная на установление и развитие взаимовыгодных экономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также международными организациями. Основными принципами внешнеэкономической деятельности являются свобода и экономическая самостоятельность субъектов внешнеэкономической деятельности; равенство субъектов внешнеэкономической деятельности; недопущение дискриминации при осуществлении торгово-экономических отношений; взаимовыгодность при осуществлении внешнеэкономической деятельности; защита государством прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности [4]. Также, как и в Конституции Республики
Узбекистан, в данном законе предусматривается и закрепляется норма, что Республика Узбекистан гарантирует обеспечение прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством, а также истребовать у них не предусмотренные законодательством Республики Узбекистан документы при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическую деятельность определяют, как «совокупность взаимоотношений между резидентами и нерезидентами в сфере межгосударственного перемещения товаров, работ, услуг (в том числе иностранного туризма), интеллектуальной собственности, а также инвестиционного сотрудничества, денежно-кредитных операций и иных видов деятельности» [5].
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: международное экономическое и финансовое сотрудничество; внешнеторговая деятельность; привлечение иностранных инвестиций; инвестиционная деятельность за пределами Республики Узбекистан. Международное экономическое и финансовое сотрудничество представляет собой осуществление внешнеэкономической деятельности, направленной на установление и расширение взаимовыгодных связей субъектов внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан с юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также международными организациями в сфере производства, финансов, банковской и страховой деятельности, образования и подготовки кадров, туризма, здравоохранения, научно-технической, культурной, экологической, гуманитарной и иных сферах в порядке, установленном законодательством. Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемый иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством. Инвестиционной деятельностью за пределами Республики
Узбекистан признается совокупность действий субъектов внешнеэкономической деятельности, связанных с вложением материальных и нематериальных благ и прав на них в объекты предпринимательской и иной деятельности за пределами Республики Узбекистан [4].
Внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность в области международной торговли товарами (работами, услугами), предусматривающая осуществление путем экспорта (вывоз) и импорта (ввоз) товаров, выполнение работ (услуг) юридическим или физическим лицом иностранного государства юридическому или физическому лицу Республики Узбекистан независимо от места их выполнения (оказания) или наоборот.
В свой черед, любая внешнеэкономическая деятельность предполагает заключение и исполнение внешнеторговых контрактов, так как в любой правовой системе базовым основанием для возникновения и динамики гражданско-правовых отношений являются контракты.
Для осуществления внешнеторговой деятельности субъекты предпринимательской деятельности должны заключать внешнеэкономические сделки, которые позволяют им заниматься экспортом и импортом товаров (работ, услуг) согласно требованиями национального законодательства страны, международно-правовых актов и негосударственных регуляторов. Самыми распространенными внешнеэкономическими сделками являются: импортный контракт, т. е. контракт, заключенный между импортером и нерезидентом Республики Узбекистан на получение товаров (работ, услуг), и экспортный контракт - хозяйственный договор, заключенный между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров (работ, услуг), а также контракт, приравненный к экспортным в соответствии с законодательством (кроме бартерных контрактов) [6].
В национальном законодательстве Республики Узбекистан предусмотрены минимальные требования к импортным и экспортным контрактам; согласно законодательству Республики Узбекистан, к экспортным контрактам приравнены инвойсы (счет-фактуры), предусматривающие условия поставки, а именно экспорт плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов [7].
Следует отметить, что на сегодняшний день для заключения импортных и экспортных контрактов субъектам предпринимательской деятельности следует знать не только национальное регулирование договорных отношений, но и международно-правовое и негосударственное регулирование. Так, согласно статьи 17 Конституции Республики Узбекистан, Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права. Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности [2]. В соответствии с положениями данной статьи необходимо отметить, что государство может заключить и ратифицировать различные международные договора и двухсторонние соглашения, связанные с внешнеэкономической деятельностью, внешнеторговыми отношениями и др., также вступать в различные международные организации, заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования в различных сферах, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности. Очевидно, что и это также является гарантией государства по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Существуют важные международно-правовые акты, регулирующие заключение различных видов внешнеэкономических сделок и позволяющие субъектам предпринимательства заключать, изменять, прекращать обязательства, расторгать контракты. Так, например, международный договор купли-продажи товара регулируется Венской конвенцией 1980 года, договор финансового лизинга - Оттавской конвенцией 1988 года и др., которые были ратифицированы Республи-
кой Узбекистан. К международно-правовым актам, регулирующим заключение различных видов внешнеэкономических сделок, можно отнести: Международные торговые термины "ИНКО-ТЕРМС 2020", предусматривающие такие условия поставки товаров, которые наиболее частно применяются при заключении импортных и экспортных контрактов; Принципы "УНИДРУА 2016", Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (иСР 600), Унифицированные правила по инкассо (URC522) и др.
В заключение следует отметить, что Конституция Республики Узбекистан является Основным законом страны, предусматривающим основополагающие нормы и позволяющим защищать интересы предпринимателей, а также большое значение имеют другие нормативно-правовые акты, гарантирующие защиту предпринимателей при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Поэтому предпринимателям следует не забывать о важности Конституции и ее содержании, а принятые нормативно-правовые акты страны не должны противоречить Конституции Республики Узбекистан.
Конституция Республики Узбекистан не должна быть нагромождена детальными нормами, а должна отражать основные положения, играющие важную роль в деятельности страны. Для этого необходимо совершенствовать национальное законодательство Республики Узбекистан и, исходя из международной практики, кодифицировать нормы, предусматривающие осуществление предпринимательской деятельности посредством принятия Предпринимательского кодекса Республики Узбекистан, совершенствования различных сфер предпринимательской деятельности, таких как строительство в части заключения контрактов с иностранными партнерами на основе норм ФИДИК, совершенствование электронной коммерции, исключение понятия инвойса как внешнеторгового контракта и т. д. Конечно, нельзя забывать, что важную роль играет поднятие правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности в различных сферах, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Список использованной литературы
1. Верховенство Конституции и законов - важнейший критерий правового демократического государства гражданского общества // Доклад Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан 7 декабря 2019 года [Электронный ресурс]. - URL: https://president.uz/ru/lists/view/3119/ (дата обращения: 21.12.2020).
2. Конституция Республики Узбекистан от 8.12.1992 // Газета «Народное слово» от 15.12.1992 г., № 247 (438); Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3-4, ст. 27; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., №12/1, ст. 343; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 152; 2008 г., № 52, ст. 510; 2011 г., № 16, ст 159; 2014 г., № 16, ст. 176; 2017 г., № 14, ст. 213, № 22, ст. 406, № 35, ст. 914; Национальная база данных законодательства, 16.10.2018 г., № 03/18/498/2051; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47, Национальная база данных законодательства, 06.03.2019 г., № 03/19/527/2706, 05.09.2019 г., № 03/19/563/3685 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/docs/35869/ (дата обращения: 21.12.2020).
3. О гарантиях свободы предпринимательской деятельности: Закон Республики Узбекистан (новая редакция) от 25 мая 2000 г. № 69-II // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 140; 2001 г., № 5, ст. 89; 2003 г., № 5, ст. 67; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287, № 51, ст. 514; 2006 г., № 12-13, ст. 100, № 37-38, ст. 371, № 41, ст. 405; 2007 г., № 52, ст. 533; 2008 г., № 52, ст. 513; 2009 г., № 52, ст. 555; 2010 г., № 37, ст. 314, № 50, ст. 469; 2011 г., № 16, ст. 162, № 37, ст. 374 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/acts/4177 (дата обращения: 21.12.2020).
4. О внешнеэкономической деятельности: Закон Республики Узбекистан (новая редакция) от 26 мая 2000 года № 77-II // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 148; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287; № 51, ст. 514; 2005 г., № 49-50, ст. 365; 2015 г., № 33, ст. 439; 2016 г., № 52, ст. 597; 2017 г., № 37, ст. 978 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/acts/67238 (дата обращения: 21.12.2020).
5. Минаев А.А. Правовое регулирование внешнеторговых сделок юридических лиц: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 8-9.
6. Положение о порядке о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций: Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров от 14 мая 2020 года № 283 // Национальная база данных законодательства, 15.05.2020 г., № 09/20/283/0587 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/docs/4812424 (дата обращения: 21.12.2020).
7. Положение о порядке экспортирования плодоовощной продукции: Приложение к Постановлению Кабинета Министров от 23 февраля 2019 года № 163 // Национальная база данных законодательства 25.02.2019 г., № 09/19/163/2663; 11.08.2020 г., № 09/20/472/1155 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/ru/docs/4213596 (дата обращения: 21.12.2020).