Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВАЯ РАБОТА / РЕФОРМЫ / КАДРОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ / РОТАЦИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / КОМПЛЕКТОВАНИЕ / СЛУЖБА В ОВД / НОРМЫ ПРАВА / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT / REFORMS / PERSONNEL DEPARTMENTS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / TRAINING OF EMPLOYEES / ROTATION / MENTORING / RECRUITMENT / SERVICE IN THE POLICE DEPARTMENT / LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Окюлов Нуъмон Омонбоевич

Статья посвящена комплексному исследованию текущего состояния и перспективам кадровой работы органов внутренних дел Республики Узбекистан, в связи с чем проанализированы нормативно-правовые документы, принятые в ходе реформ органов внутренних дел Республики Узбекистан, приведены последовательные этапы взаимосвязанных и определенных действий при отборе кандидатов на службу, раскрыта суть реформ в органах внутренних дел, в частности, касающейся подготовки, а также специальной профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, обозначены особенности несения службы, ротации, наставничество, правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел. Также, автором выделены основные направления и современные тенденции развития системы управления кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан и раскрыта деятельность по совершенствованию системы управления кадрами в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF PERSONNEL WORK OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the complex research of the current state and prospects of personnel work of the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan in this connection the author analyses the normative-legal documents adopted in the course of reforms of the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan, are given successive stages are interrelated, and specific actions in the selection of candidates for service, the essence of reforms in the internal Affairs bodies, in particular concerning training as well as special training in educational establishments of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, the features of service, rotation, mentoring, legal and social protection of employees of internal Affairs bodies are outlined. Also, the author highlights the main directions and current trends in the development of the personnel management system in the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan and reveals the activities to improve the personnel management system as a whole.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Состояние и перспективы кадровой работы органов внутренних дел Республики Узбекистан

Окюлов Нуъмон Омонбоевич,

адъюнкт Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации E-mail: urchicoy@gmail.com

Статья посвящена комплексному исследованию текущего состояния и перспективам кадровой работы органов внутренних дел Республики Узбекистан, в связи с чем проанализированы нормативно-правовые документы, принятые в ходе реформ органов внутренних дел Республики Узбекистан, приведены последовательные этапы взаимосвязанных и определенных действий при отборе кандидатов на службу, раскрыта суть реформ в органах внутренних дел, в частности, касающейся подготовки, а также специальной профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, обозначены особенности несения службы, ротации, наставничество, правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел. Также, автором выделены основные направления и современные тенденции развития системы управления кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан и раскрыта деятельность по совершенствованию системы управления кадрами в целом.

Ключевые слова: Кадровая работа, реформы, кадровые подразделения, образовательные учреждения МВД, подготовка сотрудников, ротация, наставничество, комплектование, служба в ОВД, нормы права.

Реализация мероприятий, направленных на укрепление правопорядка и профилактики правонарушений в государстве, эффективная организация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел и профилактики правонарушений, напрямую зависит от профессионализма сотрудников. Поэтому вопрос обеспечения их квалифицированными кадрами для достижения эффективности органов внутренних дел - один из самых актуальных вопросов, стоящих сегодня перед Министерством внутренних дел Республики Узбекистан. В связи с этим целесообразно уделить особое внимание отбору кандидатов на службу в органы внутренних дел Республики Узбекистан.

Из научной теории известно, что отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел состоит из совокупности взаимосвязанных и определенных действий, составляющих содержание следующих последовательных этапов:

- определение требований к профессиональным и личным качествам кандидатов;

- подбор наиболее подходящих кандидатов в органы внутренних дел с точки зрения требований к профессиональным и личным качествам кандидатов;

- изучение и оценка способностей и личных качеств конкретных кандидатов на службу в органы внутренних дел;

- сравнение (сопоставление) способностей и личных качеств конкретных кандидатов на службу в органы внутренних дел с требованиями к профессиональным и личностным качествам кандидатов [1, с. 27-28].

Анализ норм права позволяет следующим образом обозначить рассматриваемую нами проблему состояния и перспектив кадровой работы органов внутренних дел Республики Узбекистан. Согласно статье 31 Закона Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» от 16 сентября 2016 года, подготовка и переподготовка специалистов для системы осуществляется образовательными учреждениями Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, а также другими образовательными учреждениями [2]. Важную роль в обеспечении этого процесса сыграло Постановление Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № ПП-3216 «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел» [3].

Постановление возложило на Академию МВД Республики Узбекистан задачи по качественной организации работы по подготовке, переподготов-

5 -о

сз

<

см см

ке и повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел и коренной модернизации системы подготовки кадров.

Как свидетельствует изучение практических аспектов состояния и перспектив кадровой работы органов внутренних дел Республики Узбекистан, данным учебным заведением организован новый порядок в системе подготовки офицеров. Теперь прием на очную форму обучения осуществляется посредством специального профессионального отбора и индивидуального собеседования, без тестирования. Срок подготовки офицеров с высшим образованием установлен на период в 3 года [4, с. 140].

В настоящее время введена форма заочного обучения для сотрудников органов внутренних дел, имеющих как минимум трехлетний стаж работы в органах внутренних дел, с четырехлетним периодом обучения для лиц без высшего образования и трехлетним для лиц с высшим образованием на платной основе. Высшее образование в Академии по одноэтапной системе обучения приравнено к магистратуре.

Сегодня Академия увеличила ежегодную квоту приема на дневную форму обучения до 600 человек, а для заочного обучения она была установлена в количестве 200 сотрудников органов внутренних дел. Теперь профессорско-преподавательский состав Академии может быть назначен за счет аттестованных должностей лицами, имеющими не менее десяти лет научного, педагогического или практического опыта работы в соответствующей области.

На базе высших курсов подготовки сержантского состава Академии был создан факультет профессиональной подготовки, основными направлениями деятельности которого определены - специальная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сержантов и офицеров органов внутренних дел.

В ходе реформ в системе подготовки были установлены такие правила, как:

- специальная профессиональная подготовка для назначения на офицерские должности лиц, окончивших гражданские вузы, осуществляется на факультете профессиональной подготовки Академии по утвержденной министром внутренних дел шестимесячной программе, по окончанию которой присваивается специальное звание «лейтенант» и вручается диплом соответствующего образца;

- подготовка лиц со средним специальным или высшим образованием для назначения на должности сержантского состава осуществляется на факультете профессиональной подготовки Академии по утвержденной Министром внутренних дел пятимесячной программе, по окончанию которой выпускникам присваиваются специальное звание «младший сержант» и вручается диплом специального образца; Прием на факультет профессиональной подготовки Академии осуществляется на конкурсной

основе в квотах до 600 человек, установленной министром внутренних дел с учетом современных потребностей органов внутренних дел. Слушатели факультета обеспечиваются денежным довольствием, форменным обмундированием, вещевым имуществом и бесплатным питанием в установленном порядке.

В системе подготовки кадров с высшим образованием по 6 направлениям (следственная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, деятельность по профилактике правонарушений, криминалистическая деятельность, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, психологическое обеспечение служебной деятельности) срок подготовки кадров в очной форме обучения составляет 3 года; в форме заочного обучения по 1 направлению (профилактика и раскрытие преступлений) срок подготовки составляет 3 года для сотрудников с высшим образованием, 4 года для сотрудников без высшего образования.

Налажена деятельность факультета руководящих кадров, где осуществляется подготовка по специальности «Управленческая деятельность в органах внутренних дел» с присвоением квалификации «менеджмент» и срок обучения по которой составляет 1 год.

На факультете профессиональной подготовки введена новая система подготовки кадров по специальностям «профилактическая деятельность», «дорожно-патрульная деятельность», «деятельность по миграции и оформления гражданства», «патрульно-постовая деятельность», «охранная деятельность», «деятельность по исполнению наказаний», «обеспечение административной деятельности» и срок обучения составляет соответственно - 5/6 месяцев.

В результате проводимых в МВД реформ, структура Академии была кардинально пересмотрена. Так, были созданы курсы по подготовке педагогических кадров, Центр иностранных языков и Центр научно-практических исследований.

Кроме обозначенных преобразований, были созданы 14 специализированных академических лицеев Министерства внутренних дел в Республике Каракалпакстан, городе Ташкенте и областях для подготовки обучающихся к успешному поступлению в высшие учебные заведения Министерства внутренних дел. Их основная задача - воспитать молодежь морально и физически подготовленными на уровне высоких патриотических и духовно-нравственных качеств, имеющими базовые профессиональные знания и навыки, необходимые для сотрудников органов внутренних дел. Также предусмотрено, что в будущем выпускники этих лицеев будут приниматься на дневную форму обучения в Академию МВД.

Одним из важнейших нововведений в научно-исследовательской деятельности стало открытие в Академии Ученых советов по присуждению ученых степеней для изучения проблем в области предупреждения правонарушений, следственной

деятельности и в области расследования преступлений.

Одним из важнейших направлений кадровой политики сегодня является эффективная организация службы сотрудников в органах внутренних дел, их социальная и правовая защита. В связи с этим было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию порядка работы с кадрами органов внутренних дел и организации их службы» № пП-3413 от 29 ноября 2017 года [5].

На основании данного Постановления в настоящее время установлен следующий порядок:

- с гражданами, обучающимися в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Узбекистан заключается договор о прохождении обязательной непрерывной службы в органах внутренних дел (а также если они по распределению будут направлены в другие государственные органы) в течение пяти лет после окончания обучения;

- руководящие должности в МВД Республики Узбекистан, МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД города Ташкента и Ташкентской области, УВД областей, отраслевых служб, УВД районов (городов) комплектуются в приоритетном порядке выпускниками факультета подготовки руководящих кадров высших учебных заведений МВД Республики Узбекистан;

- ротация руководящего состава органов внутренних дел, как правило, будет осуществляться после трех лет службы на равнозначную должность;

- предельный возраст на службе составляет: для рядового и сержантского состава, а также для женщин (независимо от имеющегося специального звания) - пятьдесят лет, для офицерского состава - пятьдесят пять лет; шестьдесят лет для генеральского состава; срок службы, дающий право на получение пенсии, составляет двадцать календарных лет, из которых льготный период учитывается только при исчислении размера пенсий сотрудникам.

- наставники в органах внутренних дел подбираются из числа наиболее опытных сотрудников, имеющих не менее пяти лет опыта по специальности, высокие профессиональные качества, положительные показатели на службе и навыки воспитательной работы. За наставниками закрепляются: не более одного сотрудника офицерского состава, до трех сотрудников сержантского состава, до пяти - рядового состава. Им выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20 процентов от должностного оклада

Ещё одним из важнейших направлений кадровой политики является система отбора и приема на службу в органы внутренних дел. В этой системе так же произошел ряд изменений, и теперь сотрудники органов внутренних дел комплектуется следующем порядке:

- офицерский состав - гражданами Республики Узбекистан с высшим образованием, а по некоторым специальностям - выпускниками факультета профессиональной подготовки Академии МВД Республики Узбекистан;

- сержантский состав - гражданами Республики Узбекистан со средним, средне-специальным или высшим образованием, выпускниками факультета профессиональной подготовки Академии МВД Республики Узбекистан или Школы подготовки сержантов Министерства обороны Республики Узбекистан;

- рядовой состав - гражданами Республики Узбекистан со средним, средне-специальным или высшим образованием.

Назначение офицеров запаса Вооруженных Сил Республики Узбекистан на должности рядового и сержантского состава органов внутренних дел не допускается.

Согласно новым правилам, установлен режим прохождения службы в органах внутренних дел. В соответствии с ними, недельная продолжительность рабочего времени сотрудников не может превышать сорока часов, а при необходимости они могут быть привлечены к усиленной или суточной службе. Обычный режим работы предусматривает установление шестидневной рабочей недели, при которой дневное рабочее время не должно превышать семи часов, а при пятидневной рабочей неделе - восьми часов. Усиленный режим предусматривает продление службы не более четырех часов в сутки вне рабочего времени. Суточный режим предусматривает трехразовое питание и круглосуточное обслуживание с не менее, чем восьмичасовым отдыхом.

Анализируемым Постановлением утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел. В Уставе предусмотрены меры стимулирования и дисциплинарные меры, введены специальные новые процедуры оценки деятельности сотрудников.

В целом можно сказать, что в результате реформ создается система государственного управления в сфере внутренних дел, способная выявлять и эффективно решать проблемы социально-политического и социально-экономического развития в соответствии с мировыми тенденциями.

Кроме этого, на их основе кардинально пересматривается система внутренних дел, например:

- принимаются меры по избавлению системы от бюрократии и повышению роли принятия управленческих решений в обеспечении эффективности и прозрачности деятельности в ОВД;

- система ОВД оптимизирована и децентрализована за счет устранения избыточных и неспец- р ифических задач, функций и полномочий, ис- Д ключения дублирования и параллелизма; Ч

т

- внедряются эффективные формы обществен- К ного и парламентского контроля, в первую оче- ё редь направленные на предотвращение появ- у ления коррупции; А

CM CM

- внедряется система стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий.

В целях создания эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшего повышения их благосостояния и удовлетворенности работой органов внутренних дел, осуществляется следующие меры:

- совершенствуются основные административные процедуры, направленные на четкое регулирование правоотношений органов внутренних дел с физическими и юридическими лицами;

- упрощается и тем самым улучшается порядок обжалования решений и действий правоохранительных органов;

- с прогрессом системы «Электронного правительства» повышается эффективность оказания государственных услуг в системе внутренних дел;

- особое внимание уделяется изучению передового зарубежного опыта с целью совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Определяющая роль в процессе качественного комплектования служб и подразделений органов внутренних дел принадлежит аппаратам по работе с личным составом. На них возлагается обязанность обеспечения в системе органов внутренних дел и реализацию требований кадровой политики государства в целях успешного выполнения задач по укреплению правопорядка и обеспечению охраны прав и законных интересов граждан от преступных посягательств и административных правонарушений [6, с. 94].

Кардинальные реформы в системе органов внутренних дел, в частности в сфере работы с кадрами, полностью реализовали идею о том, что «не народ должен служить государству, а государство должно служить народу», «справедливость -это верховенство закона» при выполнении задач, возложенных на каждого сотрудника органов внутренних дел предназначается для обеспечения высокого морального духа и высокого уровня профессиональной подготовки. Повышение качества кадрового потенциала признается одним из важнейших ресурсов интенсификации служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Литература

1. Ички ишлар органларининг кадрлар билан ишлаш фаолиятини такомиллаштириш - халк манфаатларига хизмат килишнинг му^им ка-фолати: Укув кулланма / генерал-лейтенант Б.А. Матлюбовнинг умумий та^рири остида. -Т.: Узбекистон Республикаси ИИВ Академия-си, 2018. 149 б.

2. Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» № ЗРУ-407 от 16 сентября 2016 года / Источник: URL: https://www.lex.uz/ docs/3027845 (дата обращения: 03.12.2020 г.)

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел» № ПП-3216 от 16 августа 2017 года / Источник: URL: https://lex.uz/ docs/3313213 (дата обращения: 03.12.2020 г.)

4. Лозовицкая Г.П., Окюлов Н.О. Основные направления и современные тенденции развития системы управления кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 11 (179). -С.140-142.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию порядка работы с кадрами органов внутренних дел и организации их службы» № ПП-3413 от 29 ноября 2017 года / Источник: URL: https://www.lex.uz/docs/3430638 (дата обращения: 03.12.2020 г.)

6. Лозовицкая Г.П. Кадровое обеспечение в органах внутренних дел: учебное пособие / Г.П. Лозовицкая, Е.А. Сумина, Д.М. Аказеев; под общ. ред. Г.П. Лозовицкой. - М.: Академия управления МВД России 2020. - С. 94.

THE STATE AND PROSPECTS OF PERSONNEL WORK OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Okyulov N.O.

Academy of management of the Interior Ministry of Russia

The article is devoted to the complex research of the current state and prospects of personnel work of the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan in this connection the author analyses the normative-legal documents adopted in the course of reforms of the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan, are given successive stages are interrelated, and specific actions in the selection of candidates for service, the essence of reforms in the internal Affairs bodies, in particular concerning training as well as special training in educational establishments of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, the features of service, rotation, mentoring, legal and social protection of employees of internal Affairs bodies are outlined. Also, the author highlights the main directions and current trends in the development of the personnel management system in the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan and reveals the activities to improve the personnel management system as a whole.

Keyword: Human resources management, reforms, personnel departments, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, training of employees, rotation, mentoring, recruitment, service in the police department, legal norms.

References

1. Improving the personnel work of internal Affairs bodies - an important guarantee of serving the interests of the people: a textbook / under the General editorship of Lieutenant General B.A. Matlyubov. - Tashkent. Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, 2018. 149 p.

2. Law of the Republic of Uzbekistan "On internal Affairs bodies» No. ZRU-407 of September 16, 2016 / A source: URL: https:// www.lex.uz/docs/3027845 (date of request: 03.12.2020)

3. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «About measures for radical improvement of the system of training, retraining and advanced training of employees of internal Affairs bodies» No. PP-3216 dated August 16, 2017 / A source: URL: https://lex.uz/docs/3313213 (date of request: 03.12.2020)

4. Lozoviczkayа G.P., Okyulov N.O. The main directions and current trends in the development of the personnel management

system in the internal affairs bodies of the Republic of Uzbekistan // Agrarian and land law. - 2019. - № 11 (179). - pp. 140-142.

5. Decree of the President of the Republic Of Uzbekistan « On measures to radically improve the procedure for working with the personnel of internal Affairs bodies and the organization of their service» No. PP-3413 dated November 29, 2017 / A

source: URL: https://www.lex.uz/docs/3430638 (date of request: 03.12.2020) 6. Lozoviczkaya G.P. Staffing of the internal Affairs agencies: textbook / G.P. Lozoviczkaya, E.A. Sumina, D.M. Akazeev; under the General editorship of G.P. Lozoviczkay - Moscow. Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2020. - 94 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.