Научная статья на тему 'ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая система / вхождение в мировое образовательное пространство / внедрение международных стандартов обучения / цель реформирования / модернизации науки и образования. / legal system / entry into the global educational space / implementation of international education standards / the goal of reform / modernization of science and education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова, Гульбахор Сульгиевна

Статья посвящена рассмотрению основных направление современного развития высшего юридического образования в Республике Узбекистан определяется общим направлением национальных образовательных учреждений на вхождение в мировое образовательное пространство. гармонизацию национальных и международных стандартов высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTION OF MODERN DEVELOPMENT OF HIGHER LEGAL EDUCATION

The article is devoted to the consideration of the main directions of modern development of higher legal education in the Republic of Uzbekistan is determined by the general direction of national educational institutions to enter the global educational space. harmonization of national and international standards of higher education.

Текст научной работы на тему «ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО

ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шарипова Гульбахор Сульгиевна

Доцент кафедры «Обеспечения общественной безопасности» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению основных направление современного развития высшего юридического образования в Республике Узбекистан определяется общим направлением национальных образовательных учреждений на вхождение в мировое образовательное пространство. гармонизацию национальных и международных стандартов высшего образования.

Ключевые слова: правовая система, вхождение в мировое образовательное пространство, внедрение международных стандартов обучения, цель реформирования, модернизации науки и образования.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of the main directions of modern development of higher legal education in the Republic of Uzbekistan is determined by the general direction of national educational institutions to enter the global educational space. harmonization of national and international standards of higher education.

Key words: legal system, entry into the global educational space, implementation of international education standards, the goal of reform, modernization of science and education.

ВВЕДЕНИЕ

В современном развитии Республики Узбекистан роль юридической науки и образования чрезвычайно важна, поскольку от их уровня развития зависит реализация таких важных задач, как осуществление правовой реформы, создание эффективной правовой системы и гражданского общества, повышение качества законотворческой и правоприменительной деятельности. Это будет способствовать утверждению Республики Узбекистан как демократического, правового государства, в котором признается и действует принцип верховенства права.

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Главное направление современного развития высшего юридического образования в Республике Узбекистан определяется общим направлением национальных образовательных учреждений на вхождение в мировое образовательное пространство, гармонизацию национальных и международных стандартов высшего образования. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы приоритетными направлениями развития сферы образования и науки определены повышение качества и эффективности деятельности высших образовательных учреждений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества преподавания; стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности[1].

В Указе Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» сказано о необходимости внедрения передовых стандартов высшего образования, которые предусматривают в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта.

Стратегическая цель реформирования и модернизации науки и образования в Республике Узбекистан - создание эффективной инновационной образовательной среды в вузах через содействие прогрессивным нововведениям, внедрение современных технологий и моделей обучения. Образовательный процесс в современной высшей школе должен осуществляться с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентироваться на формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям в социально-культурной сфере, системе управления и организации труда в условиях рыночной экономики.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Особое внимание как одному из направлений высшего образования уделено дальнейшему развитию высшего юридического образования. В Указе Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан» определены приоритетные направления дальнейшего развития юридического образования и правовой науки, в частности обеспечение подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

честных кадров на основе современных требований, передового международного юридического опыта и потребностей рынка труда.

Одним из современных требований по совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан является применение интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин в высшей школе.

Исследования в данной области были проведены и такими отечественными учеными, как Бурханова Л.М. [2-27], Караходжаева О.Р. [2833], Шорахметова У.Ш. [34-41], Караходжаева Д.М. [42-57] и другими.

Современная методика преподавания дисциплины «Уголовное право» для юристов-бакалавров построена на различных способах, приемах и средствах обучения. В рамках данной выпускной квалификационной работы рассмотрены различные методики преподавания с позиции их новизны, целесообразности, оптимальности и эффективности использования в современных условиях. Таковы методики, среди которых наиболее востребованными на сегодняшнем рынке образовательных услуг являются интерактивные и инновационные методики обучения.

Поскольку существенно возрастает творческая компонента образования, активизируется роль всех участников учебного процесса, укрепляется творчески-поисковая самостоятельность студентов, особую актуальность в настоящее время приобрели концепции проблемного и интерактивного обучения.

Инновационные формы преподавания юридических дисциплин также заслуживают особого внимания, поскольку обеспечивают нужный «инновационный климат» в вузах, способствуют развитию творческой активности и исследовательской инициативы студентов-юристов, закладывают основу для дальнейшего осмысления и развития правовых знаний, успешного применения полученных знаний на практике. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс помогает готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных юристов, способных выполнять сложные научно-исследовательские, профессионально-прикладные и творческие задачи.

Прежде чем перейти к освещению вопросов инновационных методов и форм обучения, следует раскрыть сущность понятия «инновации» в отношении высшего образования, уточнить значение некоторых исходных терминов. Инновации - это новые перспективные тенденции, процессы и подходы в развитии современного высшего образования, основанные на сочетании

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

научной и образовательной деятельности, теории с практикой, интеграции и дифференциации современных знаний, фундаментальной подготовки специалистов по узкопрофильной специализации и направленные на модернизацию, повышение качества и эффективности современного учебного процесса.

Производный термин инновационный в научно-педагогической и методической литературе чаще всего употребляется в составе терминологических словосочетаний: инновационный метод, инновационная методика, инновационный подход, инновационные технологии и тому подобное. Для определения первых двух понятий, важных для нашей темы, рассмотрим и дифференцируем стержневые понятия метод и методика. Эти греческие по происхождению термины имеют общий корень с первоначальным этимологическим значением «путь, исследование, способ познания».

Термин метод в наиболее общем смысле означает «способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели, для выполнения определенной операции». Однако в современной науке различают три его значения: общеметодологический (метод как способ познания действительности, природных и общественных явлений), общедидактический и собственно-методический (метод как способ/средство обучения/преподавания). Остановимся на двух последних, поскольку именно они являются базовыми в методическом тезаурусе высшей школы.

Метод преподавания как общедидактическое понятие можно определить как «совокупность способов и приемов совместной деятельности субъектов учебного процесса, направленной на достижение образовательной цели, воспитания и развития личности».

Будучи универсальными и применяясь для преподавания различных дисциплин, эти способы взаимодействия преподавателя и обучающегося традиционно дифференцируют на методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, коррекция, оценка) и методы обучения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика, самооценка, самоконтроль). Такое распределение осуществлено с учетом субъекта действия: способы и приемы деятельности преподавателя (того, кто преподает) называют методами преподавания; способы и действия обучаемого, называют методами обучения. Но процесс этот, по сути, является единым, общим творческим процессом, и поэтому это распределение этот имеет условно-теоретический характер.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Классифицировать методы преподавания можно и по другим признакам: по видам учебных работ студентов (устные/письменные; аудиторные/самостоятельные/; по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (лекция, анализ документа, работа с законодательной базой, использование наглядных средств и т. д.), по степени самостоятельности и характеру обучающихся в образовательном процессе (активные, интерактивные, пассивные) по уровню устойчивости и новизны (традиционные/классические, инновационные/новые/новаторские), по авторству (оригинальные/авторские, общие/дидактические) и другие.

Понятие интерактивные и инновационные методики преподавания является поликомпонентным, поскольку объединяет все те новые и эффективные способы обучения (получение, передача и выработка знаний), которые способствуют интенсификации и модернизации учебного процесса, развивают творческий подход и личностный потенциал участников.

Согласно мнению большинства исследователей высокую эффективность образовательного процесса, в том числе и преподавания юридических дисциплин, обеспечивает применение таких интерактивных и инновационных методов и приемов обучения, как: 1) анализ ошибок, коллизий, казусов; 2) аудиовизуальный метод обучения; 3) брейнсторминг («мозговой штурм»); 4) диалог Сократа; 5) дискуссия с приглашением специалистов; 6) деловая (ролевая) игра; 7) «займи позицию»; 8) комментирования, оценка (или самооценка) действий участников; 9) мастер-классы; 10) метод анализа и диагностики ситуации.

В современных условиях важно не только создавать надлежащие условия для повышения профессионализма каждого преподавателя, особенно саморазвития и самореализации молодых преподавателей и начинающих, но и осуществлять постоянный поиск преподавателей-новаторов на ведение «мастер-классов» с целью презентации лучшего педагогического опыта.

В образовательном процессе с применением интерактивных и инновационных форм и методов обучения предусматривается преобразование не только преподавания как участника педагогической деятельности с использованием всех его средств и механизмов, но и существенно пересматриваются его целевые установки и ценностные ориентации: направленность в будущее; построение нового типа отношений между педагогом и студентом (эти отношения теряют характер принуждения и подчинения и приобретают характер сотворчества, равного взаимодействия, взаиморегуляции, взаимопомощи).

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» Национальная база данных законодательства. 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082.

2. Бурханова Л. М. Вопросы совершенствования правового регулирования нематериальных благ как особого объекта гражданского права в проекте новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан. - 2021.

3. Бурханова Л. М. Защита средств индивидуализации в сетях Интернет посредством доменных имен. - 2019.

4. Бурханова Л. Юридическая природа международного коммерческого арбитража: международный и национальный аспекты //Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 77-84.

5. Features of determining the legal nature and issues of improving the power supply contract as the basis of the production and maintenance infrastructure of the economy of the Republic of Uzbekistan

L Burkhanova, L Achilova, U Shorahmetova - AIP Conference Proceedings, 2023

6. Nurimova S. A., Burkhanova L. M. TYPES OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION ON THE BASIS OF THE INTERNATIONAL TRIPS AGREEMENT: FEATURES OF LEGAL REGULATION //E Conference Zone. -2023. - С. 29-34.

7. Rakhimova L., Burkhanova L. M. Evolution of legal regulation of blogger status on the Internet: international and national aspects //Academic International Conference on Multi-Disciplinary Studies and Education. - 2023. - Т. 1. - №. 5. - С. 134-138.

8. Zarinakhon P., Burkhanova L. M. FEATURES OF LEGAL REGULATION OF SURROGACY: INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS //International Conference on Management, Economics & Social Science. - 2023. - Т. 1. - №. 2. -С. 9-13.

9. kizi Rakhimova L. S., Burkhanova L. M. The history of the appearance of bloggers and the specifics of their activities on the Internet //Eurasian Research Bulletin. -2023. - Т. 20. - С. 59-64.

10. Yusupova N. S., Burkhanova L. M. Khadicha Sulaymonova-The First Woman Academician Lawyer //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 20. - С. 47-50.

11. Yusupova N. S., Burkhanova L. M. Khadicha Sulaymonova-The First Woman Academician Lawyer //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 20. - С. 47-50.

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

12. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - Т. 3. - №. 3. - С. 1195-1207.

13. Burkhanova L. CONSTITUTIONAL AND LEGAL WAYS TO PROTECT INTELLECTUAL PROPERTY //Евразийский журнал академических исследований. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 373-380.

14. Burkhanova L. M., Articova V. A. FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE MISSING ABSENCE OF INDIVIDUALS IN CIVIL LAW OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: THE CONCEPT AND BASIS FOR ESTABLISHING THE FACT OF THE OBSESSIVE ABSENCE //Евразийский журнал академических исследований. - 2022. - Т. 2. - №. 1. - С. 41-47.

15. Бурханова Л. М. Burkhanova LM //ББК 74.03 я43 С69. - 2021. - С. 37.

16. Бурханова Л. М. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-трудовых отношений», посвященной 60-летию основания Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН. - 2019. - С. 118-120.

17. Legal Regulation of the Paid Service Contract in the Civil Law of the Republic of Uzbekistan, and Some of the Improvement Issues

18. LM Burkhanova - Perm U. Herald Jurid. Sci., 2013

19. Legal Characteristic of Private Property of Separate Forms of Legal Persons during the Period of Uzbekistan Transition to Market Relations

20. LM Burkhanova - Perm U. Herald Jurid. Sci., 2010

21. Тораходжаева И. и др. хУкУк НАзАРИясИ вА тАРИхИ.

22. ЛМ Бурханова Правовое регулирование права собственности в гражданском праве в условиях совершенствования законодательства: особенности правового статуса субъектов и объектов права ... Вестник КазНПУ имени Абая серия «Юриспруденция» 74 (4), 34-42

23. Бурханова Л. Юридическая природа международного коммерческого арбитража: международный и национальный аспекты //Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 77-84.

24. Бурханова, Л. М. Особенности конституционно-правовой защиты интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан: национальный и

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

международный опыт / Л. М. Бурханова // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики [Электронный ресурс] : электрон. сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 26 мая 2023 г. / Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, Регион. учеб.-науч.-практ. Юрид. центр ; редкол.: В. А. Богоненко (отв. ред.) [и др.]. - Новополоцк : Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2023. - С. 10-16.

25. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ТАШКЕНТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ //ББК 94.31 П78. - 2023. - С. 119.

26. Бурханова Л. М. факультета публичного права Научный руководитель //ББК 94.31 П78. - 2023. - С. 207.

27. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - Т. 3. - №. 3. - С. 1195-1207.

28. Караходжаева О.Р. «Парламентское право Республики Узбекистан». Учебное пособие. ТГЮУ. 2023г.

29. Караходжаева О.Р. Особенности конституционного судопроизводства в Республике Узбекистан. ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТОМ 6, №7 (2021) DOI http://dx.doi.org/10.26739/2181-9130-2021-7

30. Караходжаева О.Р. Контрольные функции в деятельности парламента. Eurasian journal of academic research, 2(12), 160-166. https ://doi.org/10.5281/zenodo .7298409

31. Караходжаева О.Р. Контрольные функции парламента. Евразийский журнал академических исследований, 3(8), 159-164. https://in-academy.uz/index.php/ej ar/article/view/19900

https ://doi.org/10.5281/zenodo .8300914.

32. Караходжаева О.Р. Совершенствование правовых основ парламентского контроля в Республике Узбекистан. https://uza.uz/ru/posts/sovershenstvovanie-pravovyx-osnov-parlamentskogo-kontrolya-v-respublike-uzbekistan_529518.

33. Караходжаева О.Р. Правовая сущность и признаки конституционных обязанностей. https://journals.uz/wp-content/uploads/2017/11/7-PRAVOVAYA-SUSHHNOST-I-PRIZNAKI-KONSTITUTSIONNYH-OBYAZANNOSTEJ.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.