SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Касимова Асаль Арслановна
доцент кафедры «Международного публичного права» ТГТУ Республики Узбекистан
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена - Важным направлением государственной политики Нового Узбекистана является достижение гендерного равенства, обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин, усиление их роли в общественной и государственной жизни. В частности, проводится большая работа по широкому вовлечению женщин в научную деятельность, поддержке их программных разработок и инновационных идей.
Ключевые слова: гендерного равенства, вовлечению, женщин вовлечения женщин и девочек в науку
The article is devoted to - An important direction of the state policy of New Uzbekistan is the achievement of gender equality, ensuring the rights, freedoms and legitimate interests of women, strengthening their role in public and state life. In particular, a lot of work is being done to broadly involve women in scientific activities and support their software developments and innovative ideas.
Keywords: gender equality, inclusion, women involvement of women and girls in science
ВВЕДЕНИЕ
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 22 февраля 2021 года, затрагивая гендерный вопрос, на главном ежегодном политическом событии - 46-й сессии Совета по правам человека ООН - среди обозначенных приоритетов демократических преобразований в Узбекистане отметил: «В вопросах гендерной политики мы намерены кардинально повысить роль женщин в общественной, политической и деловой жизни страны».
По инициативе главы государства в стране осуществляются широкомасштабные реформы по всесторонней поддержке женщин, повышению их социально-экономической и политической активности, широкому привлечению к научной деятельности, обеспечению занятости, широкому вовлечению в предпринимательство. На 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 года 11 февраля было официально объявлено «Международным днем женщин и девушек в сфере науки», а с 2016 года эта дата широко отмечается во многих странах мира. Известно, что
ABSTRACT
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
демократизация общественного развития невозможна без полноценного участия женщин в политической жизни. Нормативная база, касающаяся участия женщин в политике и избирательных процессах, определена в первую очередь в международно-правовых актах.
Например, если Всеобщая декларация прав человека устанавливает равноправное участие женщин в политических и избирательных процессах, основанное на принципах не дискриминации и равного осуществления политических прав, то Конвенция о политических правах женщин и ряд других региональных конвенций закрепляют, что осуществление таких прав должно быть обеспечено без разделения по признаку пола. Важным направлением государственной политики Нового Узбекистана является достижение гендерного равенства, обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин, усиление их роли в общественной и государственной жизни. В частности, проводится большая работа по широкому вовлечению женщин в научную деятельность, поддержке их программных разработок и инновационных идей.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
За последние годы мировое сообщество достигло значительных успехов в деле вовлечения женщин и девочек в науку. Однако еще встречаются препятствия, ограничивающие их участие в данной сфере. Сюда можно отнести существующие гендерные предрассудки и стереотипы. Из-за чего в том числе процент женщин-ученых недостаточно высок. Например, в мире среди исследователей представительницы прекрасной половины составляют менее 30 процентов. Низок и процент девушек-студенток, выбравших научно-технические дисциплины. При этом преимущественно «женскими» остаются области образования, здравоохранения, социальных и гуманитарных наук.
Данная Резолюция ООН призывает все страны мира обратить внимание на существующую проблему, постараться определить причины гендерного дисбаланса в области науки, техники и инноваций, а также организовать программы мероприятий по вовлечению женщин и девочек в научную среду.
Целью принятия данной Резолюции является достижение полного и равного доступа к науке для женщин и девочек и их участия в ней, а также обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девушек. Кроме того, празднование этого дня является напоминанием о том, что женщины и девочки играют важную роль в научном и технологическом сообществе, и что их участие должно быть расширено.
Чтобы достичь полного и равного доступа женщин и девочек к науке, а также обеспечить гендерное равенство и расширение их прав и возможностей,
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
была принята вышеуказанная резолюция. Этот важный документ призывает все страны мира обратить внимание на существующую проблему, постараться определить причины гендерного дисбаланса в области науки, техники и инноваций, а также организовать программы мероприятий по вовлечению женщин и девочек в научную среду.
«Образование в области прав человека имеет особое значение в поощрении всеобщего уважения к правам человека каждым гражданином и в обеспечении их соблюдения, а также важно для предотвращения насилия и конфликтов. Реализуется четвертый этап Всемирной программы образования в области прав человека на 2020 — 2024 годы, направленный на расширение прав и возможностей молодежи посредством образования в области прав человека».
Сегодня в Узбекистане созданы условия для демонстрации женщинами своих знаний и возможностей, для их плодотворной работы в сфере. Талантливым соотечественницам оказывается всемерная поддержка, ведь образованная женщина - мощный ресурс любого общества. А человек, занимающийся наукой, привносит весомый вклад в развитие не только той области, которой посвящает жизнь, но и страны в целом. Ведь как сказал глава государства, обладающие современными знаниями, талантом, лидерскими качествами, самоотверженные женщины - это золотой фонд нашего народа. Женщины Узбекистана активно трудятся во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни страны. Они способствуют не только воспитанию будущих поколений, но и развитию науки, образования, здравоохранения, промышленности и сельского хозяйства. В настоящее время в системе Академии наук Республики Узбекистан работают 4760 сотрудников, из которых 1905 женщины. Из общего числа 2146 исследователей 695 - женщины, в том числе 7 академиков, 90 докторов и 250 кандидатов наук.
Необходимо отметить - Женщины руководят Институтом химии и физики полимеров, Институтом иммунологии и геномики человека АН Республики Узбекистан, Государственным музеем истории Узбекистана и
Фундаментальной библиотекой АН Республики Узбекистан. Это свидетельствует об особой роли женщин в академической науке и в развитии нашей страны в целом.
Исследования в данной области были проведены и такими отечественными учеными, как Бурханова Л.М. [2-27], Караходжаева О.Р. [28-33], Шорахметова У.Ш. [34-41], Караходжаева Д.М. [42-57] и другими.
Наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами процесса достижения целей развития, включая те, которые изложены в
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Повестке дня устойчивого развития до 2030 года. За последние 15 лет мировое сообщество достигло значительных успехов в деле вовлечения женщин и девочек в науку. Несмотря на это, женщины и девочки до сих пор сталкиваются с ограничениями в этой сфере. Несмотря на то что, наука и гендерное равенство имеют жизненно важное значение в обеспечении устойчивого развития, согласно исследованиям Статистического института ЮНЕСКО, хотя девочки так же хорошо успевают по математике, как и мальчики, женщины составляют лишь 30% ученых-исследователей. После рождения ребенка женщины в науке чаще сталкиваются с дискриминацией. За долгие промежутки отсутствии активной деятельности некоторые учреждения штрафуют своих сотрудников, снижая их рейтинг. В одном британском университете исследовали этот вопрос и оказалось, что 100% оштрафованных ученых является именно мамы с маленькими детьми. Нужно отметить, что женщины, имеющие интеллектуальный и творческий потенциал, всё ещё являются жертвами сохраняющегося неравенства или предрассудков.
Как отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле: «На протяжении всей истории и по сей день наука является одной из многих областей, где женщины в значительной степени забыты. Данная ситуация приводит к сохранению неравенства между женщинами и мужчинами. ЮНЕСКО в полной мере привержена решению этой важной проблемы, работая по всей цепочке - от образования до коллективной представленности женщин в науке. В первую очередь - образование, как основа всех возможностей, с акцентом на девочках и женщинах, и скорейшая борьба с неравенством в наших системах образования».
Поэтому ЮНЕСКО оказывает активное содействие развитию карьеры женщин-ученых и исследователей, например, посредством присуждения премии Л'Ореаль-ЮНЕСКО «Женщины в науке», которая вручается выдающимся женщинам-ученым.
В марте 2019 года была вручена Премия Л'Ореаль - ЮНЕСКО «Для женщин в науке» пяти женщинам-ученым. Пятнадцать перспективных молодых женщин-исследователей, представляющих будущее науки, также были удостоены звания «Восходящие таланты». Согласно статистики ЮНЕСКО особенно мало женщин работают в информационно - телекоммуникационных сфере: они составляют 3 процента среди специалистов ИКТ и пять процентов - в естественных науках и математике. «Чтобы справиться с масштабными вызовами XXI века - от изменения климата до развития технологий, мы должны опираться на научные данные и задействовать все имеющиеся ресурсы,
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
- считает глава ЮНЕСКО Одри Азуле. - Поэтому мир не должен пренебрегать интеллектуальным потенциалом и творческими способностями тысяч женщин, которые становятся жертвами глубоко укоренившихся предубеждений и неравенства».
За последние годы в Узбекистане были созданы условия для широкого участия женщин в государственных структурах и общественных делах на уровне решения вопроса. Они все чаще занимают лидирующие позиции во всех сферах деятельности и вносят весомый вклад в развитие образования, культуры и науки.
В последние годы по инициативе Президента возросло внимание к вопросу просвещения женщин, особенно наших милых девушек в отдаленных селах. Мы постепенно улучшаем наши показатели в области общественно-политической активности женщин в целом. Когда речь идет о сфере науки, интересующей наших женщин, мы привыкли называть, прежде всего, педагогику, медицину или другие традиционно женские профессии. Но в настоящее время во всех странах мира ведется большая работа по увеличению доли женщин в области точных наук, а именно математики, инновационных и информационных технологий и даже космонавтики.
В нашем обществе растет количество женщин, которые активны, гордятся своими знаниями и потенциалом. Многие из наших молодых девушек-ученых сегодня получают международное признание, они покоряют мировую науку. Ведь у нас есть женщины-ученые, которые являются эталоном, источником высокой мотивации для наших девушек. Они заслуживают, чтобы их уважали и ценили. В республике из года в год растет число женщин-докторов наук, профессоров и молодых девушек, занимающихся научными исследованиями. В этой связи образованы общественные советы активных женщин. Если каждое министерство, ведомство постоянно поддержит продвижение и внедрение в практику их разработок, содействует им при их карьерном росте, то наши ученые во всех сферах достигнут намеченного результата.
В научно-образовательных учреждениях республики трудятся я более 700 женщин докторов наук, семь академиков. В научных институтах при Академии наук Узбекистана около трех тысяч представительниц прекрасного пола плодотворно ведут исследовательскую деятельность. Узбекские женщины-ученые проявили себя в области химии, биотехнологий, сельского хозяйства и многих других сферах. Их интеллектуальный труд высоко оценивается зарубежными научными центрами.
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
Кроме того, Указом Президента от 29 октября 2020 года утверждена Концепция развития науки до 2030 года. Она предусматривает нововведения и целевые показатели в области финансирования науки, управления сферой и подготовкой кадров и развития инфраструктуры. Следует отметить, что данный указ имеет важное значение для ускоренного развития отраслей экономики и социальной сферы, широкого использования научно-инновационного потенциала с полной мобилизацией научно-интеллектуальных и финансовых ресурсов, определения приоритетных направлений непрерывного реформирования науки на перспективу, подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров.
Так, в 2020-2021 годах количество женщин, зарегистрированных в Единой электронной системе координации послевузовского образования и занимающихся научно-исследовательской деятельностью, составило 2456 человек. Из них 1185 - в базовой докторантуре, 80 - в докторантуре, 964 -независимые исследователи (РШ). Кроме того, 110 женщин зарегистрированы в качестве независимых исследователей (Б5с), 117 привлекались в качестве стажеров-исследователей. С 2019 по 2021 годы Министерством инновационного развития Узбекистана из средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей было выделено свыше 12 млрд сумов на реализацию разработок и стартап-проектов соотечественниц. Сегодня женщины - ученые Узбекистана демонстрируют хорошие результаты в области физики, математики, биотехнологий. Например, в 2020 году на конкурс прикладных и инновационных проектов «Гранты женщин-ученых», которые проводились Мининноваций, женщины представили 111 научных проектов на 1,7 трлн сумов. По результатам предварительной технической экспертизы по 40 проектам выдано положительное заключение и профинансировано девять проектов более чем на десять миллиардов сумов. Примечательно, что женщины активно участвуют и в международных исследовательских проектах, таких как ТесЬпо Girl, TechWomen. Женщины руководят Институтом химии и физики полимеров Академии наук Республики Узбекистан, Институтом иммунологии и геномики человека Академии наук Республики Узбекистан, Государственным музеем истории Узбекистана и Фундаментальной библиотекой Академии наук Республики Узбекистан. Это свидетельствует об особой роли женщин в академической науке и развитии нашей страны в целом.
Как отмечал глава государства на торжественной церемонии, посвященной Международному женскому дню, сегодня роль и влияние
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
женщин возрастают во всех сферах и отраслях. Ярким подтверждением является то, что в стране женщины составляют 45 процентов занятого населения. Среди них есть известные государственные и общественные деятели, в частности, десятки сенаторов и депутатов, министры и хокимы, Герои Узбекистана, академики, профессора, народные поэты, народные учителя и народные артисты Узбекистана, активисты негосударственных организаций. В настоящее время в республике доля женщин в системе управления составляет 33 процента. Около 1500 соотечественниц занимают руководящие посты. Следует отметить, что роль наших современниц как научных лидеров в привлечении большего числа девушек в науку неоценима. Наука и гендерное равенство — неотъемлемая часть устойчивого развития. Участие женщин и девочек в научной деятельности повышает шансы человечества в достижение Целей устойчивого развития ООН. Согласно данным Национального доклада по науке, общая численность исследователей увеличилась в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 33%. Доля женщин среди исследователей выросла на 13%, но паритет ещё не достигнут. Численность докторов наук (DSc) и докторов философии (PhD) увеличилась на 24% и 52%, соответственно. Среди докторов философии доля женщин составляет около трети, докторов наук — немногим более четверти. Чтобы поддержать девочек при выборе специальности государство вводит в школах STEM-образование (система обучения, объединяющая науку, технологии, инженерию и математику), открывает учебные программы специально для девочек и проводит просветительские беседы и научные конференции. Ежегодно объявляем гранты для женщин-учёных, чтобы помочь им в реализации их проектов и поддержать их на пути к научным открытиям. В будущем хотим также создать образовательную программу для популяризации инженерии среди девочек. Наша задача — обеспечить женщинам равный доступ и участие в науке, ведь они играют важную роль в исследованиях и разработках. Мы также стремимся организовать программы по вовлечению женщин и девочек в науку.
Сенаторы утвердили Стратегию достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года. Ожидается, что реализация документа позволит чаще назначать женщин на руководящие должности, устранить гендерный дисбаланс в госорганах через систему временного квотирования, предупредить случаи притеснения и насилия в отношении женщин на рабочем месте и другие.
Сенат Олий Мажлиса на пятнадцатом пленарном заседании 28 мая утвердил Стратегию достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
года (сам документ пока не опубликован). Председатель верхней палаты парламента Танзила Нарбаева заявила, что впервые в истории Узбекистана количество женщин в национальном парламенте достигло уровня (32%) — страна занимает 37-е место среди 190 стран по этому показателю. По её словам, доля женщин в политических партиях достигла 44%, в сфере высшего образования — 40%, в предпринимательстве — 35%. Женщины широко привлекаются в информационно-коммуникационную, инновационную, энергетическую, инженерную сферы. В министерстве и ведомстве сформирован резерв более 15 тысяч кадров, состоящих из передовых и образованных женщин, отметила она.
По данным главы Сената, доля женщин на руководящих должностях достигла 27%. Шесть женщин назначены хокимами, одна — послом.
Для развития женского предпринимательства более 224 тысячам женщин выделены льготные кредиты на общую сумму 6,9 трлн сумов, за ними закреплен «Народный банк», в 14 регионах созданы центры женского предпринимательства. Глава Сената отметила пересмотр системы
реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия. Кроме того, в Индексе женщин, бизнеса и права Всемирного банка Узбекистан в 2020 году вошел в число 27 стран, «осуществивших значимые реформы в области прав женщин и гендерного равенства», поднялся на 5 позиций и занял 134-е место из 190.
Следует констатировать, что в Узбекистане на протяжении последних лет принимаются активные меры для обеспечения гендерного равенства, о чем отметила в своем выступлении в ходе Встречи на высшем уровне в рамках 75-ой сессии Генассамблеи ООН, посвященной 25-й годовщине IV Всемирной конференции по положению женщин, председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, председатель Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства Танзила Нарбаева. Она подчеркнула, что власти Узбекистана приняли около 20 правовых актов в сфере защиты и расширения прав женщин, разработали Стратегию по достижению гендерного равенства на период до 2030 года, а также ввели специальную процедуру, согласно которой все новые законопроекты анализируются с гендерной точки зрения.
Кроме того, Т. Нарбаева отметила, что растет число женщин в правительстве, их участие в государственных делах, принятии решений. Число женщин в парламенте Узбекистана удвоилось.
В Узбекистане на уровне законодательства и государственной политики созданы механизмы обеспечения и защиты прав женщин, в том числе
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
политических. В целях реализации (включая положения международных) правовых актов, устанавливающих основные стандарты прав человека, статья 18 Конституции страны закрепляет равенство полов перед законом, запрещает по половому признаку как дискриминацию в реализации прав и свобод, так и их ограничение.
Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» закрепляет обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин быть избранными в представительные органы власти, а также при выдвижении от политических партий кандидатов в депутаты.
В частности, последовательное применение гендерной квоты дало результат на парламентских выборах 2019 года. Впервые в истории Узбекистана в Законодательную палату избранные женщины-депутаты составили 32 процента от общего числа избранных депутатов, 25 процентов -членов Сената. Количество женщин в национальном парламенте достигло уровня, установленного в рекомендациях ООН.
REFERENCES
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» Национальная база данных законодательства. 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082.
2. Бурханова Л. М. Вопросы совершенствования правового регулирования нематериальных благ как особого объекта гражданского права в проекте новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан. - 2021.
3. Бурханова Л. М. Защита средств индивидуализации в сетях Интернет посредством доменных имен. - 2019.
4. Бурханова Л. Юридическая природа международного коммерческого арбитража: международный и национальный аспекты //Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 77-84.
5. Features of determining the legal nature and issues of improving the power supply contract as the basis of the production and maintenance infrastructure of the economy of the Republic of Uzbekistan
L Burkhanova, L Achilova, U Shorahmetova - AIP Conference Proceedings, 2023
6. Nurimova S. A., Burkhanova L. M. TYPES OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION ON THE BASIS OF THE INTERNATIONAL TRIPS AGREEMENT: FEATURES OF LEGAL REGULATION //E Conference Zone. -2023. - С. 29-34.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
7. Rakhimova L., Burkhanova L. M. Evolution of legal regulation of blogger status on the Internet: international and national aspects //Academic International Conference on Multi-Disciplinary Studies and Education. - 2023. - Т. 1. - №. 5. - С. 134-138.
8. Zarinakhon P., Burkhanova L. M. FEATURES OF LEGAL REGULATION OF SURROGACY: INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS //International Conference on Management, Economics & Social Science. - 2023. - Т. 1. - №. 2. -С. 9-13.
9. kizi Rakhimova L. S., Burkhanova L. M. The history of the appearance of bloggers and the specifics of their activities on the Internet //Eurasian Research Bulletin. -2023. - Т. 20. - С. 59-64.
10. Yusupova N. S., Burkhanova L. M. Khadicha Sulaymonova-The First Woman Academician Lawyer //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 20. - С. 47-50.
11. Yusupova N. S., Burkhanova L. M. Khadicha Sulaymonova-The First Woman Academician Lawyer //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 20. - С. 47-50.
12. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - Т. 3. - №. 3. - С. 1195-1207.
13. Burkhanova L. CONSTITUTIONAL AND LEGAL WAYS TO PROTECT INTELLECTUAL PROPERTY //Евразийский журнал академических исследований. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 373-380.
14. Burkhanova L. M., Articova V. A. FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE MISSING ABSENCE OF INDIVIDUALS IN CIVIL LAW OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: THE CONCEPT AND BASIS FOR ESTABLISHING THE FACT OF THE OBSESSIVE ABSENCE //Евразийский журнал академических исследований. - 2022. - Т. 2. - №. 1. - С. 41-47.
15. Бурханова Л. М. Burkhanova LM //ББК 74.03 я43 С69. - 2021. - С. 37.
16. Бурханова Л. М. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-трудовых отношений», посвященной 60-летию основания Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН. - 2019. - С. 118-120.
17. Legal Regulation of the Paid Service Contract in the Civil Law of the Republic of Uzbekistan, and Some of the Improvement Issues
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
18. LM Burkhanova - Perm U. Herald Jurid. Sci., 2013
19. Legal Characteristic of Private Property of Separate Forms of Legal Persons during the Period of Uzbekistan Transition to Market Relations
20. LM Burkhanova - Perm U. Herald Jurid. Sci., 2010
21. Тораходжаева И. и др. хУкУк НАзАРИясИ вА тАРИхИ.
22. ЛМ Бурханова Правовое регулирование права собственности в гражданском праве в условиях совершенствования законодательства: особенности правового статуса субъектов и объектов права ... Вестник КазНПУ имени Абая серия «Юриспруденция» 74 (4), 34-42
23. Бурханова Л. Юридическая природа международного коммерческого арбитража: международный и национальный аспекты //Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 77-84.
24. Бурханова, Л. М. Особенности конституционно-правовой защиты интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан: национальный и международный опыт / Л. М. Бурханова // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики [Электронный ресурс] : электрон. сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 26 мая 2023 г. / Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, Регион. учеб.-науч.-практ. Юрид. центр ; редкол.: В. А. Богоненко (отв. ред.) [и др.]. - Новополоцк : Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2023. - С. 10-16.
25. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ТАШКЕНТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ //ББК 94.31 П78. - 2023. - С. 119.
26. Бурханова Л. М. факультета публичного права Научный руководитель //ББК 94.31 П78. - 2023. - С. 207.
27. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - Т. 3. - №. 3. - С. 1195-1207.
28. Караходжаева О.Р. «Парламентское право Республики Узбекистан». Учебное пособие. ТГЮУ. 2023г.
29. Караходжаева О.Р. Особенности конституционного судопроизводства в Республике Узбекистан. ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТОМ 6, №7 (2021) DOI http://dx.doi.org/10.26739/2181-9130-2021-7
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
30. Караходжаева О.Р. Контрольные функции в деятельности парламента. Eurasian journal of academic research, 2(12), 160-166. https : //doi.org/10.5281/zenodo .7298409
31. Караходжаева О.Р. Контрольные функции парламента. Евразийский журнал академических исследований, 3(8), 159-164. https://in-academy.uz/index.php/ej ar/article/view/19900
https ://doi.org/10.5281/zenodo .8300914.
32. Караходжаева О.Р. Совершенствование правовых основ парламентского контроля в Республике Узбекистан. https://uza.uz/ra/posts/sovershenstvovanie-pravovyx-osnov-parlamentskogo-kontrolya-v-respublike-uzbekistan_529518.
33. Караходжаева О.Р. Правовая сущность и признаки конституционных обязанностей. https://journals.uz/wp-content/uploads/2017/11/7-PRAVOVAYA-SUSHHNOST-I-PRIZNAKI-KONSTITUTSIONNYH-OBYAZANNOSTEJ.pdf.
34. Шарахметова У. Ш. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ //Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2022. - С. 81-83.
35. Шарахметова У. Защита прав несовершеннолетних детей в международном частном праве //Обзор законодательства Узбекистана. - 2018. - №. 2. - С. 83-85.
36. Шарахметова У. Вопросы защиты родительских прав //Обзор законодательства Узбекистана. - 2017. - №. 1. - С. 44-46.
37. Шарахметова У. Ш. БОЛАНИНГ ХУКУКЛАРИНИ АМАЛГА ОШИРИШНИНГ АСОСИ СИФАТИДА-УНИНГ ЯШАШГА БУЛГАН ХУКУКИ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. 10. - С. 277-288.
38. Шарахметова У. Ш. БОЛА ХЖУКЛАРИНИ АМАЛГА ОШИРИШДАГИ АЙРИМ МУАММОЛАР //ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - 2022. - Т. 7. - №. 5.
39. Shaakbarovna S. U. The concept of the institution of the rights of the child and its place in the modern legal system //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 16. - С. 24-32.
40. Sharaxmetova U. Issues of improving the regulation of circumstances preventing marriage in family law //Review of law sciences. - 2017. - Т. 1. - №. 2. - С. 10.
41. Шорахметова У. Ш. Никох тузиш шартларига риоя килмаслик окибатларини белгиловчи конунчиликни такомиллаштириш муаммолари (Проблемы усовершенствования законодательства, устанавливающего последствия невыполнения условий заключения брака): дис. - 2009.