Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ОТРАЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / законодательство / права человека / принцип разделения властей / законодательная власть / система сдержек и противовесов / парламент / парламентский контроль / формы парламентского контроля / субъекты парламентского контроля / объекты парламентского контроля. / Constitution / legislation / human rights / principle of separation of powers / legislative power / system of checks and balances / parliament / parliamentary control / forms of parliamentary control / subjects of parliamentary control / objects of parliamentary control.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караходжаева, Окилахон Руфатовна

Совершенствование института парламента является одним из ключевых направлений, воплощающих в жизнь принцип построения правового, демократического государства. Ибо деятельность парламента в первую очередь направлена на защиту интересов населения, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность законодательства, обеспечение эффективного его применения в общественных отношениях, оперативное внесение изменений в законодательство, обеспечение высокого уровня ответственности должностных лиц за исполнение законов и повышение правовой культуры граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REFORM IN THE ACTIVITIES OF THE PARLIAMENT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Improving the institution of parliament is one of the key areas that brings to life the principle of building a legal, democratic state. Because the activities of parliament are primarily aimed at protecting the interests of the population, identifying factors and conditions affecting the effectiveness of legislation, ensuring its effective application in public relations, promptly amending legislation, ensuring a high level of responsibility of officials for the implementation of laws and increasing the legal culture of citizens.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

ОТРАЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ РЕФОРМ В

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Караходжаева Окилахон Руфатовна,

доцент Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук e-mail: okilakhonQQ 1 @mail.ru

АННОТАЦИЯ

Совершенствование института парламента является одним из ключевых направлений, воплощающих в жизнь принцип построения правового, демократического государства. Ибо деятельность парламента в первую очередь направлена на защиту интересов населения, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность законодательства, обеспечение эффективного его применения в общественных отношениях, оперативное внесение изменений в законодательство, обеспечение высокого уровня ответственности должностных лиц за исполнение законов и повышение правовой культуры граждан.

Ключевые слова: Конституция, законодательство, права человека, принцип разделения властей, законодательная власть, система сдержек и противовесов, парламент, парламентский контроль, формы парламентского контроля, субъекты парламентского контроля, объекты парламентского контроля.

Improving the institution of parliament is one of the key areas that brings to life the principle of building a legal, democratic state. Because the activities of parliament are primarily aimed at protecting the interests of the population, identifying factors and conditions affecting the effectiveness of legislation, ensuring its effective application in public relations, promptly amending legislation, ensuring a high level of responsibility of officials for the implementation of laws and increasing the legal culture of citizens.

Keywords: Constitution, legislation, human rights, principle of separation of powers, legislative power, system of checks and balances, parliament, parliamentary control, forms of parliamentary control, subjects of parliamentary control, objects of parliamentary control.

ABSTRACT

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Современный парламент играет значительную роль в системе управления государством, поскольку он формирует и поддерживает определенные взаимосвязи между государственными органами власти и, одновременно, является способом участия широких слоев населения в процессе управления государством, в связи с чем совершенствование института парламента является одним из ключевых направлений, воплощающих в жизнь принцип построения правового, демократического государства. Следует отметить, что одним из решающих факторов достижения целей, намеченных в Декларации тысячелетия ООН, является демократизация государственной власти и управления, формирование гражданского общества в котором население имеет возможности прямого участия в определении и реализации приоритетов развития страны. Это, в свою очередь предполагает повышение роли парламентов в жизни общества, активизации участия граждан в процессе принятия решений по наиважнейшим вопросам государственного и общественного значения. Дальнейшее усиление роли Олий Мажлиса Республики Узбекистан в углублении осуществляемых в Узбекистане демократических реформ и модернизации страны, расширение его полномочий в решении важных задач в области внутренней и внешней политики страны, осуществление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти и коренное повышение качества законотворческой деятельности с усилением влияния принимаемых законов на процесс общественно-политических, социально-экономических и судебно-правовых реформ были определены в качестве одной из важнейших задач в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, принятой согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947. В результате реформ, осуществленных за эти пять лет, в стране были созданы политико-правовые, социально-экономические и научно-просветительские основы, необходимые для построения Нового Узбекистана, на основе которых, по результатам широкого общественного обсуждения принципа «От Стратегии действий — к Стратегии развития» была разработана и утверждена Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы [1]. Цель 7 Стратегии развития Нового Узбекистана, предусматривает укрепление роли палат Олий Мажлиса в системе государственной власти, усиление их роли при разработке действенных мер по всестороннему изучению состояния и решению имеющихся проблем во всех сферах, расширение участия парламента в обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых законов, пересмотр с точки зрения эффективности законотворчества и

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

действующих механизмов осуществления парламентского контроля, повышение инициативности общественности в государственном управлении посредством обеспечения участия граждан в данных процессах. Помимо этого, предусматривается постановка парламентом конкретных стратегических задач перед ответственными организациями в рамках утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением, внедрение практики направления запроса по их результатам, внедрение в палатах Олий Мажлиса практики непосредственной, в том числе дистанционной работы с регионами, усиление участия депутатов и сенаторов, избранных в соответствующих регионах, в развитии регионов и обсуждении инвестиционных программ, обеспечение в рамках «Электронного парламента» связи депутатов с избирателями, сенаторов с гражданами из регионов, цифровизация процессов проведения прямого диалога с ними, обсуждения и решения волнующих избирателей проблем, совершенствование парламентских выборов в соответствии с общепризнанными международными стандартами и с учетом собственного национального опыта проведения демократических выборов. Это в свою очередь, послужило тому, что эти предложения были учтены в рамках конституционных реформ, проведенных в стране, в соответствии с которыми осуществлены ряд ключевых изменений, в том числе расширивших и оптимизировавших полномочия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Необходимо отметить, что обновленная Конституция Республики Узбекистан принятая на основе всенародного референдума, основана на идеях приверженности многонационального народа Узбекистана правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, построения суверенного, демократического, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство. Притом достоинство человека - это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, поэтапное создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.

Изменения в обновленной Конституции, предусматривающие также ряд политических реформ, послужили фундаментом важных преобразований в деятельности парламента Узбекистана. В целях формирования эффективного парламента, оптимизации деятельности верхней палаты исходя из её основного

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

предназначения - регионального представительства, с учетом сохранения уникальной платформы и эффективной площадки взаимодействия и координации деятельности Кенгашей народных депутатов, исключения параллелизма в деятельности палат Олий Мажлиса, исходя из целей и задач осуществляемых административных реформ Нового Узбекистана модернизируется верхняя палата парламента - Сенат, а также усиливаются полномочия нижней палаты парламента - Законодательной палаты. Необходимо отметить, что законодательство Республики Узбекистан наделяя Сенат и Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан полномочиями, относящимися к их совместному ведению, также закрепляет и их исключительные полномочия. В обновленной Конституции количество исключительных полномочий Законодательной палаты с действующих 5 доведено до 12, а Сената - с 14 до 18. В то же время конкретизированы ряд полномочий палат, так вопросы формирования правительства, осуществления парламентского контроля за его деятельностью отныне отнесены к полномочиям Законодательной палаты. Оптимизированы контрольные полномочия Сената путем исключения отдельных его форм с закреплением их в качестве исключительных полномочий Законодательной палаты (контроль за исполнением Государственного бюджета; заслушивание ежегодного доклада Кабинета Министров; заслушивание отчета Премьер-министра по социально-экономическому развитию страны и др.). Рассмотрение и одобрение кандидатуры Премьер-министра, закреплено как исключительное полномочие Законодательной палаты. В то же время расширяются полномочия Сената, в том числе за счет передачи ему ряда полномочий Президента, а также усиления его роли в координации деятельности представительных органов государственной власти на местах, в частности, избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Высшего судейского совета, руководителей республиканского органа по противодействию коррупции и республиканского антимонопольного органа; утверждение указов Президента об образовании и упразднении министерств и других республиканских органов исполнительной власти и др. При этом, стоит отметить, что Сенат наделяется полномочием по выполнению функции парламента по принятию законов (за исключением Конституции и конституционных законов) в период временного отсутствия Законодательной палаты, вызванного досрочным прекращением его полномочий (роспуском). Усиливается контрольная функция Сената за деятельностью контролирующих, правоохранительных органов и спецслужб. В частности, введен порядок назначения Президентом Генерального прокурора и

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

председателя Счетной палаты с одобрения Сената, а председателя Службы государственной безопасности - после консультаций с Сенатом.

Согласно новой редакции Конституции, расширены контрольные полномочия палат Олий Мажлиса, в том числе путем закрепления полномочия по проведению парламентского расследования. Так, в соответствии с новыми положениями, в целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны, совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса может проводиться парламентское расследование. Серьезным продвижением на пути укрепления контрольных функций парламента является также усиление их роли в осуществлении борьбы с коррупцией путем закрепления полномочия по заслушиванию ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекиста.

В целях дальнейшего совершенствования системы сдержек и противовесов в механизме государственной власти палаты Олий Мажлиса наделяются полномочием по самороспуску, решение о котором принимается соответственно большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената.

Оптимизировано количество членов Сената со 100 до 65, которые будут избираться в равном количестве по 4 человека от каждого из 14 регионов на заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и местных Кенгашей из числа этих депутатов, а 9 членов Сената непосредственно будут назначаться Президентом из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.

Исследования в данной области были проведены и такими отечественными учеными, как Бурханова Л.М. [2-27], Караходжаева О.Р. [28-33], Шорахметова У.Ш. [34-41], Караходжаева Д.М. [42-57] и другими.

Принятие обновленной Конституции создало правовой фундамент Третьего Ренессанса в Узбекистане. Сутью и содержанием, главной целью обновленной Конституции является создание достойных условий для благополучной жизни народа. Все эти изменения в конечном итоге преследуют важнейшую цель - обеспечение прав человека, усиление подотчетности и открытости государственных органов, повышение роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

активности населения и общественных объединений. Основной закон открывает безграничные возможности для воплощения в жизнь надежд и устремлений народа, формирования прочной основы его будущего.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» Национальная база данных законодательства. 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082.

2. Бурханова Л. М. Вопросы совершенствования правового регулирования нематериальных благ как особого объекта гражданского права в проекте новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан. - 2021.

3. Бурханова Л. М. Защита средств индивидуализации в сетях Интернет посредством доменных имен. - 2019.

4. Бурханова Л. Юридическая природа международного коммерческого арбитража: международный и национальный аспекты //Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 77-84.

5. Features of determining the legal nature and issues of improving the power supply contract as the basis of the production and maintenance infrastructure of the economy of the Republic of Uzbekistan

L Burkhanova, L Achilova, U Shorahmetova - AIP Conference Proceedings, 2023

6. Nurimova S. A., Burkhanova L. M. TYPES OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION ON THE BASIS OF THE INTERNATIONAL TRIPS AGREEMENT: FEATURES OF LEGAL REGULATION //E Conference Zone. - 2023. - С. 29-34.

7. Rakhimova L., Burkhanova L. M. Evolution of legal regulation of blogger status on the Internet: international and national aspects //Academic International Conference on Multi-Disciplinary Studies and Education. - 2023. - Т. 1. - №. 5. - С. 134-138.

8. Zarinakhon P., Burkhanova L. M. FEATURES OF LEGAL REGULATION OF SURROGACY: INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS //International Conference on Management, Economics & Social Science. - 2023. - Т. 1. - №. 2. -С. 9-13.

9. Yusupova N. S., Burkhanova L. M. Khadicha Sulaymonova-The First Woman Academician Lawyer //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 20. - С. 47-50.

10. Yusupova N. S., Burkhanova L. M. Khadicha Sulaymonova-The First Woman Academician Lawyer //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 20. - С. 47-50.

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

11. Бурханова, Л. М. (2023). ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(3), 1195-1207.

12. Burkhanova, L. (2022). CONSTITUTIONAL AND LEGAL WAYS TO PROTECT INTELLECTUAL PROPERTY. Евразийский журнал академических исследований, 2(5), 373-380.

13. Burkhanova, L. M., & Articova, V. A. (2022). FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE MISSING ABSENCE OF INDIVIDUALS IN CIVIL LAW OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: THE CONCEPT AND BASIS FOR ESTABLISHING THE FACT OF THE OBSESSIVE ABSENCE. Евразийский журнал академических исследований, 2(1), 41-47.

14. Бурханова, Л. М. (2019). НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. In Материалы VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-трудовых отношений», посвященной 60-летию основания Института социально-экономических исследований ДФИЦРАН (pp. 118-120).

15. Legal Regulation of the Paid Service Contract in the Civil Law of the Republic of Uzbekistan, and Some of the Improvement Issues

16. LM Burkhanova - Perm U. Herald Jurid. Sci., 2013

17. Legal Characteristic of Private Property of Separate Forms of Legal Persons during the Period of Uzbekistan Transition to Market Relations

18. Бурханова, Л. М. (2023). Правовое регулирование права собственности в гражданском праве в условиях совершенствования законодательства: особенности правового статуса субъектов и объектов права собственности при ее осуществлении. Вестник КазНПУ имени Абая серия «Юриспруденция», 74(4), 34-42.

19. Бурханова Л. Юридическая природа международного коммерческого арбитража: международный и национальный аспекты //Перспективы развития международного коммерческого арбитража в Узбекистане. - 2023. - Т. 1. - №. 1. - С. 77-84.

20. Бурханова, Л. М. Особенности конституционно-правовой защиты интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан: национальный и международный опыт / Л. М. Бурханова // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики [Электронный ресурс] : электрон.

SJIF 2024 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Новополоцк, 26 мая 2023 г. / Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, Регион. учеб.-науч.-практ. Юрид. центр ; редкол.: В. А. Богоненко (отв. ред.) [и др.]. - Новополоцк : Полоц. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2023. - С. 10-16.

21. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ТАШКЕНТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ //ББК 94.31 П78. - 2023. - С. 119.

22. Бурханова Л. М. факультета публичного права Научный руководитель //ББК 94.31 П78. - 2023. - С. 207.

23. Бурханова Л. М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - Т. 3. - №. 3. - С. 1195-1207.

24. Караходжаева О.Р. «Парламентское право Республики Узбекистан». Учебное пособие. ТГЮУ. 2023г.

25. Караходжаева О.Р. Особенности конституционного судопроизводства в Республике Узбекистан. ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТОМ 6, №7 (2021) DOI http://dx.doi.org/10.26739/2181-9130-2021-7

26. Караходжаева О.Р. Контрольные функции в деятельности парламента. Eurasian journal of academic research, 2(12), 160-166. https ://doi.org/10.5281/zenodo .7298409

27. Караходжаева О.Р. Контрольные функции парламента. Евразийский журнал академических исследований, 3(8), 159-164. https://in-academy.uz/index.php/ej ar/article/view/19900

https ://doi.org/10.5281/zenodo .8300914.

28. Караходжаева О.Р. Совершенствование правовых основ парламентского контроля в Республике Узбекистан. https://uza.uz/ru/posts/sovershenstvovanie-pravovyx-osnov-parlamentskogo-kontrolya-v-respublike-uzbekistan_529518.

29. Караходжаева О.Р. Правовая сущность и признаки конституционных обязанностей. https://journals.uz/wp-content/uploads/2017/11/7-PRAVOVAYA-SUSHHNOST-I-PRIZNAKI-KONSTITUTSIONNYH-OBYAZANNOSTEJ.pdf.

30. Шарахметова У. Ш. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ //Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2022. - С. 81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.