Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методики / инновационные методики / методы и формы обучения / инновационные технологии / гражданское право. / interactive methods / innovative methods / methods and forms of education / innovative technologies / civil law.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханова, Лейла Мариусовна

В статье рассмотрена суть интерактивного обучения, как образовательного процесса, происходящего в условиях постоянного и активного взаимодействия преподавателя со всеми обучающимися. Определены особенности интерактивных приемов обучения, как активизация процесса мышления обучающегося; долгий срок активности обучающегося; самостоятельности суждений; постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем. В статье освещены вопросы и инновационных методов и форм обучения, раскрыты сущность понятия «инновации» при проведении преподавания занятий по предмету «Гражданское право». Дано определение инновационного метода, инновационной методике, инновационного подхода, инновационных технологий. Рассмотрена дифференциация методов преподавания и методов обучения с учетом субъекта действия – преподавателя и обучаемого. Рассмотрены конкретные интерактивные и инновационные методы и приемы обучения, обеспечивающие высокую эффективность образовательного процесса при преподавания юридических дисциплин анализ ошибок, брейнсторминг, диалог Сократа, деловая (ролевая) игра и другие. Формулируется положение, что высокопроизводительными и перспективными являются формы преподавания, основанные на синтезе аудиторной и внеаудиторной работы. Сформулированы конкретные предложения по разработке и внедрению интерактивных и инновационных форм и методов преподавания, которые являются важной составляющей научно-методической и учебно-методической работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE COURSE "CIVIL LAW" USING INTERACTIVE AND INNOVATIVE METHODS: THEORY AND PRACTICE ISSUES OF APPLICATION

The article considers the essence of interactive learning as an educational process that takes place in the conditions of constant and active interaction of the teacher with all students. The features of interactive teaching methods are determined, such as the activation of the student's thinking process; a long period of student activity; independence of judgment; constant interaction of students with each other and the teacher. The article highlights the issues of innovative methods and forms of education, reveals the essence of the concept of "innovation" when teaching classes on the subject "Civil Law". The definition of an innovative method, innovative methodology, innovative approach, innovative technologies is given. The differentiation of teaching methods and teaching methods is considered, taking into account the subject of action the teacher and the student. Specific interactive and innovative teaching methods and techniques are considered that ensure the high efficiency of the educational process in teaching legal disciplines error analysis, brainstorming, Socrates' dialogue, business (role-playing) game, and others. The position is formulated that the forms of teaching based on the synthesis of classroom and extracurricular work are highly productive and promising. Specific proposals have been formulated for the development and implementation of interactive and innovative forms and methods of teaching, which are an important component of scientific, methodological and educational work at the university.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

Бурханова Лейла Мариусовна,

профессор кафедры «Гражданское право» Ташкентского Государственного юридического Университета, кандидат юридических наук burkhanova.leyla@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена суть интерактивного обучения, как образовательного процесса, происходящего в условиях постоянного и активного взаимодействия преподавателя со всеми обучающимися. Определены особенности интерактивных приемов обучения, как активизация процесса мышления обучающегося; долгий срок активности обучающегося; самостоятельности суждений; постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем. В статье освещены вопросы и инновационных методов и форм обучения, раскрыты сущность понятия «инновации» при проведении преподавания занятий по предмету «Гражданское право». Дано определение инновационного метода, инновационной методике, инновационного подхода, инновационных технологий. Рассмотрена дифференциация методов преподавания и методов обучения с учетом субъекта действия - преподавателя и обучаемого. Рассмотрены конкретные интерактивные и инновационные методы и приемы обучения, обеспечивающие высокую эффективность образовательного процесса при преподавания юридических дисциплин - анализ ошибок, брейнсторминг, диалог Сократа, деловая (ролевая) игра и другие. Формулируется положение, что высокопроизводительными и перспективными являются формы преподавания, основанные на синтезе аудиторной и внеаудиторной работы.

Сформулированы конкретные предложения по разработке и внедрению интерактивных и инновационных форм и методов преподавания, которые являются важной составляющей научно-методической и учебно-методической работы в вузе.

Ключевые слова: интерактивные методики, инновационные методики, методы и формы обучения, инновационные технологии, гражданское право.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ABSTRACT

The article considers the essence of interactive learning as an educational process that takes place in the conditions of constant and active interaction of the teacher with all students. The features of interactive teaching methods are determined, such as the activation of the student's thinking process; a long period of student activity; independence of judgment; constant interaction of students with each other and the teacher. The article highlights the issues of innovative methods and forms of education, reveals the essence of the concept of "innovation" when teaching classes on the subject "Civil Law". The definition of an innovative method, innovative methodology, innovative approach, innovative technologies is given. The differentiation of teaching methods and teaching methods is considered, taking into account the subject of action - the teacher and the student. Specific interactive and innovative teaching methods and techniques are considered that ensure the high efficiency of the educational process in teaching legal disciplines - error analysis, brainstorming, Socrates' dialogue, business (role-playing) game, and others. The position is formulated that the forms of teaching based on the synthesis of classroom and extracurricular work are highly productive and promising.

Specific proposals have been formulated for the development and implementation of interactive and innovative forms and methods of teaching, which are an important component of scientific, methodological and educational work at the university.

Key words: interactive methods, innovative methods, methods and forms of education, innovative technologies, civil law.

ВВЕДЕНИЕ

В современном развитии Республики Узбекистан роль юридической науки и образования чрезвычайно важна, поскольку от их уровня развития зависит реализация таких важных задач, как осуществление правовой реформы, создание эффективной правовой системы и гражданского общества, повышение качества законотворческой и правоприменительной деятельности. Это будет способствовать утверждению Республики Узбекистан как демократического, правового государства, в котором признается и действует принцип верховенства права.

Главное направление современного развития высшего юридического образования в Республике Узбекистан определяется общим направлением национальных образовательных учреждений на вхождение в мировое

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

образовательное пространство, гармонизацию национальных и международных стандартов высшего образования.

Стратегическая цель реформирования и модернизации науки и образования в Республике Узбекистан - создание эффективной инновационной образовательной среды в вузах через содействие прогрессивным нововведениям, внедрение современных технологий и моделей обучения. Образовательный процесс в современной высшей школе должен осуществляться с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентироваться на формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям в социально-культурной сфере, системе управления и организации труда в условиях рыночной экономики.

Одним из современных требований по совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан является применение интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин в высшей школе. Это проведение занятий с использованием не только интерактивных методик, но и применение инновационных технологий - проведение лекций и семинаров дистанционно через систему ZOOM, с размещением лекционного и вспомогательного материала, рекомендуемой литературы и вопросов семинарских занятий на образовательных платформах, проверка промежуточного и итогового контроля через систему srs.distant.uz. Эти моменты показали не только необходимость и эффективность применения инновационных форм обучения, но и актуальность темы данной статьи.

Целью исследования является рассмотрение опыта применения интерактивных и инновационных форм и методов преподавания дисциплины «Гражданское право» в ТГЮУ на определение наиболее эффективных форм и методов учебной работы при проведении лекционных занятий для студентов 2 курса бакалавриата всех направлений деятельности.

Предмет исследования составляют нормы гражданского права. При рассмотрении темы и соответственно предмета исследования будут применены различные инновационные и интерактивные формы обучения и разъяснено их значение при раскрытии материала лекции.

Достижение указанной цели предусматривает выполнение следующих задач:

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

- определить сущность понятий: интерактивные формы и методы обучения, инновации, инновационные формы и методы, в контексте педагогики высшей юридической школы;

- рассмотреть классификацию методов обучения в высшем юридическом образовании;

- осветить применение интерактивных и инновационных методов обучения в преподавании курса «Гражданское право»;

- охарактеризовать наиболее эффективные интерактивные и инновационные методы и приемы преподавания дисциплины «Гражданское право».

Современная методика преподавания дисциплины «Гражданское право» для юристов-бакалавров построена на различных способах, приемах и средствах обучения. В рамках данной статьи рассмотрены различные методики преподавания с позиции их новизны, целесообразности, оптимальности и эффективности использования в современных условиях. Эти моменты и определяют научную новизну исследования.

Научная новизна исследования определяется и тем, что в процессе преподавания до студентов доводятся положения, которые были предложены для проекта новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Поскольку можно говорить, что при существенном возрастании творческого компонента образования, активизируется роль всех участников учебного процесса, укрепляется творческая, поисковая самостоятельность студентов, поэтому особую актуальность в настоящее время приобрели концепции проблемного и интерактивного обучения.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания применялись также частно-научные методы исследования -системный, логический, сравнительного правоведения.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Правовой основой исследования стали нормы законодательства Республики Узбекистан — главы Гражданского Кодекса Республики.

Теоретические вопросы, связанные с вопросами правового регулирования и применения норм гражданского права, рассмотрены в работах

Караходжаевой Д.М. [1-5], Бурхановой Л.М. [6-13], Шарахметовой У.Ш. [14-20], Эгамбердиева Э.Х.[21-29], Мехмонова К. М. [30-40].

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ

Во время обучения дисциплине «Гражданское право» в рамках преподавания для бакалавров всех направлений в ТГЮУ студент вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания, отвечает на вопросы, развивающие аналитическое и критическое мышление, задает вопросы преподавателю и другим участникам, то есть активизируется творческое сотрудничество преподавателя со студентами - вместе решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия однокурсников и собственное поведение.

Суть интерактивного обучения - в том, что образовательный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Это самообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где обучающийся и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.

Интерактивное обучение - это такая форма организации познавательной деятельности, в процессе которой создаются условия для всестороннего развития личности обучающегося. Роль преподавателя основывается на том, что он не просто осуществляет контроль, а прежде всего, выступает координатором и консультантом, обнаруживает трудности, которые возникают у обучающихся, пробелы в их знаниях, реализуя индивидуальный и дифференцированный подходы к их обучению.

К особенностям интерактивных приемов обучения можно отнести: вынужденную активизацию процесса мышления обучающегося (независимо от его желания, он включается в общий процесс обсуждения и активизирует свою позицию); достаточно долгий срок активности обучающегося (в течение всего занятия), потому что нужно внимательно следить за ответами других; высокая степень самостоятельности суждений, ответственности за свои действия, большую эмоциональность; постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем.

Инновационные формы преподавания юридических дисциплин также заслуживают особого внимания, поскольку обеспечивают нужный «инновационный климат» в вузах, способствуют развитию творческой активности и исследовательской инициативы студентов-юристов, закладывают основу для дальнейшего осмысления и развития правовых знаний, успешного применения полученных знаний на практике. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс помогает готовить

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

высококвалифицированных, конкурентоспособных юристов, способных выполнять сложные научно-исследовательские, профессионально-прикладные и творческие задачи.

Прежде чем перейти к освещению вопросов инновационных методов и форм обучения, следует раскрыть сущность понятия «инновации» в отношении высшего образования, уточнить значение некоторых исходных терминов. Инновации - это новые перспективные тенденции, процессы и подходы в развитии современного высшего образования, основанные на сочетании научной и образовательной деятельности, теории с практикой, интеграции и дифференциации современных знаний, фундаментальной подготовки специалистов по узкопрофильной специализации и направленные на модернизацию, повышение качества и эффективности современного учебного процесса.

Метод преподавания как общедидактическое понятие можно определить как «совокупность способов и приемов совместной деятельности субъектов учебного процесса, направленной на достижение образовательной цели, воспитания и развития личности». Будучи универсальными и применяясь для преподавания различных дисциплин, эти способы взаимодействия преподавателя и обучающегося традиционно дифференцируют на методы преподавания (показ, объяснение, организация тренировки, организация практики, коррекция, оценка) и методы обучения (ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика, самооценка, самоконтроль). Такая дифференциация осуществляется с учетом субъекта действия: способы и приемы деятельности преподавателя называются методами преподавания; способы и действия обучаемого называются методами обучения. Но процесс этот является единым творческим процессом, и поэтому это распределение носит условно-теоретический характер.

Понятие интерактивные и инновационные методики преподавания является поликомпонентным, поскольку объединяет все те новые и эффективные способы обучения (получение, передача и выработка знаний), которые способствуют интенсификации и модернизации учебного процесса, развивают творческий подход и личностный потенциал участников.

Согласно мнению большинства исследователей высокую эффективность образовательного процесса, в том числе и преподавания юридических дисциплин, обеспечивает применение таких интерактивных и инновационных методов и приемов обучения, как: 1) анализ ошибок, коллизий, казусов; 2) аудиовизуальный метод обучения; 3) брейнсторминг («мозговой штурм»); 4)

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

диалог Сократа; 5) дискуссия с приглашением специалистов; 6) деловая (ролевая) игра; 7) «займи позицию»; 8) комментирования, оценка (или самооценка) действий участников; 9) мастер-классы; 10) метод анализа и диагностики ситуации; 11) метод интервью (интервьюирование); 12) метод проектов; 13) моделирования; 14) учебный «полигон»; 15) проблемный (проблемно-поисковый) метод; 16) публичное выступление; 17) работа в малых группах; 18) тренинги индивидуальные и групповые (как отдельных, так и комплексных навыков) и другие.

Кроме названных методов, приемов и форм работы, в учебном процессе преподавания курса «Гражданское право» весьма эффективны также: метод интервью (интервьюирование), дискуссии с приглашением специалистов; публичные выступления на заданную тему (импровизация); целевое наблюдение за каким-то процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или заданным параметрам (мониторинг); анализ и диагностика ситуации; на их основе - прогнозирование; толкование (во всех его разновидностях) и комментирования (правовых норм, событий); оценка или самооценка действий участников; анализ ошибок, коллизий, казусов и другие.

Опыт преподавания предмета «Гражданское право» показывает, что высокопроизводительными и перспективными являются также формы работы, основанные на синтезе аудиторной и внеаудиторной работы. Они не только способствуют формированию профессиональных умений и навыков, но и одновременно влияют на активную гражданскую позицию будущего юриста (например, новаторские формы общественных организаций, объединений молодых юристов, юридические клиники).

Метод преподавания предмета «Гражданское право» имеет определенные особенности. Как правило, лекцию читают педагоги, имеющие определённый стаж работы, учёную степень и занимающие должности не ниже старшего преподавателя. Лекция - это занятие с чётко прописанной темой в разделе и точными временными рамками. Все темы лекции указаны в рабочей программе, в тематическом плане, который составляется или обновляется в начале учебного года. Лекция всегда идёт перед практическим занятием. Наработку материала для лекции невозможно осуществить за короткий промежуток времени; материал изучается и отбирается годами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований данного направления позволяют определить, что разработка и внедрение интерактивных и инновационных форм и методов преподавания, хотя и

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

содержит определенные риски, является чрезвычайно важной составляющей научно-методической и учебно-методической работы преподавателя высшего образовательного учреждения, поскольку помогает поддерживать его профессионализм и педагогическое компетентность на уровне современных требований. Профессионализация современного преподавателя невозможна без его активного участия в разработке содержания современного образования, внедрение инновационных технологий образования и воспитания, пребывание в режиме постоянного инновационного поиска.

Применение интерактивных и инновационных форм и методик в образовательном процессе побуждает преподавателя осваивать и применять новые вспомогательные средства в обучении, в частности наглядные, технические, компьютерную технику и различные компьютерные программы, апробировать новые формы и виды работ, привлекать других специалистов и студентов к разработке оптимальных средств и инструментов обучения.

С целью оказания квалифицированной информационной, научно-методической и педагогично-дидактической помощи преподавателям, которые готовы внедрять интерактивных и инновационные формы и методы обучения, целесообразно создать в вузах юридического профиля и специальную научно-методическую структуру, например, центр инновационных методик правового образования.

Основными направлениями деятельности центра инновационных методик правового образования могут быть:

- исследование и обобщение научно-методических рекомендаций по преподаванию юридических дисциплин в вузах юридического профиля Республики Узбекистан и ведущих стран мира;

- организация учебных и научно-исследовательских работ по проблемам правового образования;

- разработка и апробация оригинальных авторских методик, новых программ для юридических и смежных дисциплин;

- сотрудничество с вузами Республики Узбекистан и других стран, научными и государственными учреждениями, инновационными научными центрами с целью изучения и внедрения передового образовательного опыта;

- предоставление информационной и научно-методической помощи преподавателям юридического университета и других вузов, где преподаются правовые дисциплины;

- организация конференций, семинаров по проблемам современного правового образования.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(3), March, 2023

Такая научно-методическая структура будет призвана осуществлять научное руководство и научное консультирование преподавателей, экспертизу и рецензирование учебных программ, методических и научных авторских разработок преподавателей, коллективных трудов, предоставлять преподавателям помощь в таких направлениях и формах: выборе оптимальных форм организации, методов и средств обучения; конструировании авторских программ, собственных технологий обучения; планировании и организации педагогического эксперимента, оформлении и анализе его результатов; описание и обобщение собственного преподавательского опыта и передового опыта других преподавателей; определении наиболее рациональных видов и форм учебно-познавательной деятельности.

Сформировать данные и иные компетенции и повысить качество и интенсивность образовательного процесса в высшей школе помогает оптимальное сочетание интерактивных и инновационных форм и методов с классическими (традиционными) методами обучения, продуманное комбинирование различных методов и приемов по каждой юридической дисциплине и конкретному занятию в зависимости от их цели, назначения, специфики.

REFERENCES

1. Караходжаева, Д. М., & Бурханова, Л. М. (2020). ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИНСТИТУТА ВЕЩНЫХ ПРАВ В СФЕРЕ ПРОВОДИМЫХ В УЗБЕКИСТАНЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. In УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (pp. 243-248).

2. Караходжаева, Д. М. (2022, December). ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН. In INTERNATIONAL CONFERENCES (Vol. 1, No. 19, pp. 214-217).

3. Караходжаева, Д. (2019). Новые механизмы защиты частной собственности как основа улучшения инвестиционного климата. Обзор законодательства Узбекистана, (1), 34-35.

4. Садуллаев, К., & Караходжаева, Д. (2021). Крипто активы как объект гражданских прав и их оборотоспособность. Общество и инновации, 2(4/S), 6677.

5. Mamirovna, K. D. (2023). On the issue of the formation of the Concept for the reform of civil law regulation of property rights and other property rights in the Republic of Uzbekistan. Eurasian Research Bulletin, 16, 51-57.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

6. Mariusovna, B. L. (2023). Some features of the application of the norms of international private law to civil-legal relations to regulate obligations due to harm (delicate liabilities). Eurasian Research Bulletin, 16, 58-67.

7. Бурханова Л. М. Защита средств индивидуализации в сетях Интернет посредством доменных имен. - 2019.

8. Бурханова Л. М. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА КАК СТРУКТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МОДУЛЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» В ТАШКЕНТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ //Социальное партнерство в образовании: опыт, инновации, развитие. - 2021. - С. 37-44.Бурханова, Л. М. (2021).

9. Бурханова Л. М. Вопросы совершенствования правового регулирования нематериальных благ как особого объекта гражданского права в проекте новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан. - 2021.

10. Бурханова Л. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА В ПРОЕКТЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН //Review of law sciences. - 2020. - №. 4. - С. 21-29.

11. Бурханова Л. М. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ //Вестник Полоцкого государственного университета, серия D. Экономические и юридические науки. - 2021. - Т. 1. -№. 6. - С. 146-154.

12. Бурханова Л. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН //Review of law sciences. - 2018. - №. 4. - С. 19-25.

13. Burkhanova, L. M. (2022). BASED ON THE DEFINITION OF CIVIL ADVANTAGES OF INDIVIDUALS: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE. Eurasian Journal of Academic Research, 2(1), 159-168. извлечено от https://in-academy.uz/index.php/ejar/article/view/328

14. ШАРАХМЕТОВА У. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ //Iasayi ymversitetmiñ habarshysy. - 2020.

15. Шарахметова У. Ш. Ота-оналик хукукидан махрум килиш жавобгарлик чораси сифатида //Журнал правовых исследований. - 2021. - Т. 6. - №. 12.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шарахметова У. Ш. НИКОХДАН АЖРАЛИШНИНГ АЙРИМ МУАММОЛАРИ //ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - 2020. - №. SPECIAL 4.

17. Шарахметова У. Issues of improving the regulation of circumstances preventing marriage in family law //Юридик фанлар ахборотномаси. - 2017. - №. 2. - С. 50-

18. Шорахметова У. Ш. Никох тузиш шартларига риоя килмаслик окибатларини белгиловчи конунчиликни такомиллаштириш муаммолари (Проблемы усовершенствования законодательства, устанавливающего последствия невыполнения условий заключения брака) : дис. - Ташкент, 2009.

19. Dilorom K., Burkhanova L., Sharakhmetova U. Features of determining the legal status of legal entities in the draft new version of the civil code of the republic of Uzbekistan and the need to introduce new institutions in the legislation: Theoretical developments and proposals //European Journal of Molecular & Clinical Medicine. -2020. - Т. 7. - №. 2. - С. 2151-2161.

20. У.Шарахметова ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Review of law sciences. 2017. №1.

21. Эгамбердиев, Э. Х. Объекты виртуального мира по законодательству Германии / Э. Х. Эгамбердиев // Молодой ученый. - 2021. - № 51(393). - С. 284-287. - EDNIZQNFY.

22. Эгамбердиев, Э. Х. Правовые основы расторжения брака в Республике Узбекистан / Э. Х. Эгамбердиев : ООО "Научно-издательский центр Инфра-М", 2022. - 230 с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-017582-9. - DOI 10.12737/1862596. - EDN KKQYIM.

23. Khajibaevich E. E. FEATURES OF DISSOLUTION OF MARRIAGE IN THE REGISTRY OFFICE WITH THE MUTUAL CONSENT OF THE SPOUSES AND AT THE REQUEST OF ONE OF THE SPOUSES UNDER THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //The American Journal of Political Science Law and Criminology. - 2022. - Т. 4. - №. 08. - С. 29-39.

24. Эгамбердиев Э. Х. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: ВОПРОСЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. -Т. 3. - №. 1-2. - С. 541-558.

25. Khajibaevich E. E. Civil law status of virtual world objects //Eurasian Research Bulletin. - 2023. - Т. 16. - С. 33-41.

53.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

26. Hajibaevich E. E. CIVIL LAW STATUS OF VIRTUAL OBJECTS AND THEIR REFLECTION IN THE NEW CIVIL CODE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Web of Scientist: International Scientific Research Journal. - 2023.

- Т. 4. - №. 1. - С. 47-54.

27. Эгамбердиев Э. Х. ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА ПО СВЯЩЕННОЙ КНИГЕ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ «АВЕСТЕ» //Развитие концепции современного образования в рамках научно-технического прогресса.

- 2020. - С. 19-23.

28. Эгамбердиев Э. Институт примирения супругов по законодательству Республики Узбекистан //Общество и инновации. - 2022. - Т. 3. - №. 7/S. - С.

29. Эгамбердиев Э. Х. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ВИРТУАЛЬНОГО МИРА И ЕГО ОБЪЕКТОВ.

30. Мехмонов К. М. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЦИФРОВЫХ ПРАВ //ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - 2021. - Т. 6. - №. 1.

31. Mehmonov K. M., Musaev E. T. Legal Regime of Digital Rights //Ilkogretim Online. - 2021. - Т. 20. - №. 3. - С. 1683-1686.

32. Мехмонов К. М. САНОАТ МУЛКИ ОБЪЕКТЛАРИНИ ^У^У^ИЙ МУХ,ОФАЗА КЦЛИШНИНГ ДОКТРИНАЛ АСОСЛАРИ //ЖУРНАЛ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - 2021. - Т. 6. - №. 4.

33. Мехмонов К. М. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ //Review of law sciences. -2020. - №. 1. - С. 75-78.

34. Miradhamovich M. K. SOME LEGAL ISSUES OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN JURISPRUDENCE //Review of law sciences. - 2019. - Т. 1. -№. 7. - С. 41-45.

35. МЕХМОНОВ К. М. Компьютерный вирус как источник повышенной опасности //Право и жизнь. - 2016. - №. 5-6. - С. 104-119.

36. Mekhmonov K. Issues of legal regulation of relations related to information and communication technologies //Review of law sciences. - 2020. - Т. 4. - №. 1. - С. 17.

37. Мехмонов, К. М. (2019). ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ, 30.

259-273.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

38. Мехмонов К. М. Искусственный интеллект как объект интеллектуальной собственности. - 2019.

39. Мехмонов, К. М. (2019). НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ. In INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF LAW, SOCIOLOGY AND POLITICAL SCIENCE (pp. 54-62).

40. Mehmonov, Q. A. (2018). Qvil legal protection of a database according to the legislation of foreign countries. Review of law sciences, 2(1), 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.