Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззрение / будущее Ренессанса / веб-дизайнеры / тестировщики / системные администраторы / KIBERone / специалист по работе с BigData / IT-специалисты и робототехники. / Оutlook / the future of the Renaissance / web designers / testers / system administrators / KIBERone / Big Data specialist / IT specialists and roboticists.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова, Адолат Ибрагимовна

В статье говорится, о необходимости работы с нынешней молодёжью, обучающихся в общеобразовательных школах и вузах нашей страны, с использованием не только традиционных, но и современных, инновационных технологий. Одной из таких технологий являются интерактивные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERACTIVE LEARNING METHODS A REQUIREMENT OF TIME

The article discussion about the need to work with today's youth studying in secondary schools and universities in our country, using not only traditional, but also modern, innovative technologies. One such technology is interactive teaching methods.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ -

ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Каримова Адолат Ибрагимовна

Старший преподаватель кафедры "Общественных и точных дисциплин" ТГЭУ, Бша11аёо1а1каг1шоуа000@еша11 .сот

АННОТАЦИЯ

В статье говорится, о необходимости работы с нынешней молодёжью, обучающихся в общеобразовательных школах и вузах нашей страны, с использованием не только традиционных, но и современных, инновационных технологий. Одной из таких технологий являются интерактивные методы обучения.

Ключевые слова: мировоззрение, будущее Ренессанса, веб-дизайнеры, тестировщики, системные администраторы, KIBERone, специалист по работе с BigData, ^-специалисты и робототехники.

Maqolada mamlakatimizdagi umumta 'lim maktablari va oliy o 'quv yurtlarida tahsil olayotgan bugungi yoshlar bilan nafaqat an 'anaviy, balki zamonaviy, innovatsion texnologiyalardan foydalangan holda ishlash zarurligi haqida so'z boradi. Ana shunday texnologiyalardan biri o'qitishning interfaol usullaridir.

Kalit so'zlar: Outlook, Uyg'onish davri kelajagi, veb-dizaynerlar, testerlar, tizim ma'murlari, KIBERone, Big Data mutaxassisi, IT mutaxassislari va robototexniklar.

The article discussion about the need to work with today's youth studying in secondary schools and universities in our country, using not only traditional, but also modern, innovative technologies. One such technology is interactive teaching methods.

Keywords: Outlook, the future of the Renaissance, web designers, testers, system administrators, KIBERone, Big Data specialist, IT specialists and roboticists.

"Школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в

формировании эпохи нового Возрождения ".

(Ш.М.Мирзиёев)

ANNOTATSIYA

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ВВЕДЕНИЕ

Президент нашей страны Шавкат Миромонович Мирзиёев в одном из своих интервью подчеркнул, что "Сегодня в сфере образования и воспитания, в жизни наших детей наступает новое время. В наше время каждый учитель, воспитатель, преподаватель вуза обязан обладать глубокими знаниями и широким мировоззрением, активно овладевать последними достижениями науки, образования и внедрять их в учебный процесс, одним словом, должен быть передовым представителем нашего времени и общества.

Системы дошкольного, школьного, высшего и среднего специального образования, научных и культурных учреждений - это четыре взаимосвязанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения." [1.1].

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

По статистике, в Узбекистане молодежь до 30 лет составляют 60 % населения. Через несколько лет они станут крупнейшей рабочей силой Узбекистана, предоставляя уникальную возможность вывести страну на новый уровень социально-экономического развития.

Сегодня внимание и стремление молодёжи нашей страны к приобретению знаний значительно возросло.

В настоящее время, каждый молодой человек понимает, что, его будущее зависит от него самого, от его уровня знаний. Поэтому не только в больших городах, но даже в провинциальных городках и деревнях, наша молодёжь стремится дополнительно заниматься самообразованием при помощи интернетов, закрепить свои знания вразличных учебных центрах.

ОБСУЖДЕНИЕ

Большая часть нашей молодёжи прекрасно владеет английским языком и другими иностранными языками, хорошо разбирается в технике, прекрасно владеет навыками работы на компьютерах.

Возникают новые профессии как разработчики мобильных приложений; облачные архитекторы; системные аналитики; специалисты в области искусственного интеллекта; веб-дизайнеры; тестировщики; системные администраторы; специалист по работе с Big Data, IT-специалисты и робототехники.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Родители с 6-ти летнего возраста отдают своих детей в разные школы программирования для детей KIBERone, робототехники, разные учебные центры, где обучают языкам, программированию и т.д.

И для того, чтобы воспитать достойных преемников, возглавляющих своё и наше будущее, чтобы достигнуть и встать наряду с такими развитыми странами как США, Китай, Япония, Германия и Великобритания, каждый педагог должен поставить и осуществить следующие задачи:

- повысить своё педагогическое мастерство;

- больше внимания на занятиях уделять подаче новых знаний;

-определить знания учащихся по новому предмету, предоставить

предварительную информацию, специфичную для предмета;

-эффективно использовать технические средства обучения, электронные учебники и другие материалы;

- правильно выбирать методы работы;

- уметь использовать полученные теоретические знания на практике;

-ускорить развитие исследований, внедрение их результатов в

образовательный процесс;

-проводить тренинги по формированию этих видов деятельности и их использование на практике;

- использовать последние достижения науки и техники.

В настоящее время в процессе обучения широко используются современные, инновационные технологии.

Одной из таких технологий являются интерактивные методы обучения.

Слово «интерактив» произошло от латинского «inter» — между, «действовать», связь, близость. Цель использования интерактивных методов -сделать уроки интересными, содержательными, а главное - эффективными. При использовании интерактивных методов, у учащихся повышается уровень знаний, интерес к науке, развивается его личность, повышается ответственность за процесс обучения.

Также, надо отметить, что интерактивные методы в вузах предназначены для углубления, расширения, уточнения, закрепления и развития лекционных знаний в ходе практических занятий.

Известно, что для хорошего овладения знаниями, недостаточно старого метода: просто читать, слушать и записывать, необходима активная работа над этим материалом, его обдумывание, ведение дискуссии, выполнение вспомогательных заданий.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

В настоящее время одной из основных задач для нас, педагогов, является развитие у учащегося способности к самостоятельной работе. При использовании интерактивных методов задействуются все психические процессы восприятия, сознания, внимания, памяти, интуиции, ума, воображения, мышления учащихся. Все вышеуказанные умственные способности активированы и направляются на поиски, настойчивость и развитие своих мыслей для решения проблемы. В этом случае увеличивается интенсивность, склонность материала к пониманию, а результат становится более эффективным.

В статье приводятся некоторые новейшие педагогические технологии, которые могут быть использованы учителями общеобразовательных школ и педагогами вузов в своей педагогической деятельности.Так, при закреплении темы «Члены предложения» или «Части речи», учитель может провести задание с использованием таблицы:

Метод № 1. «Учимся различать».

Учащимся необходимо в первую колонку записать части речи, а во вторую - члены предложения? Внизу таблицы даётся подсказка: названия частей речи и членов предложения. Благодаря этому методу учащиеся хорошо запоминают, что такое части речи и члены предложения, что это даёт им возможность не путать их.

№ Части речи Члены предложения

1. Имя существительное Подлежащее

2. Имя прилагательное Сказуемое

3.

4.

5.

6.

(Частица, дополнение, имя существительное, предлог, междометия, подлежащее, имя прилагательное, причастие, определение, глагол, модальные слова, слова категории состояния, союз, обстоятельство, имя числительное, звукоподражательные слова, деепричастие, сказуемое, местоимение, наречие).

Метод №2. "Заполни таблицу".

Это задание можно дать для самостоятельной работы учащихся, после изучения темы: «Самостоятельные и служебные части речи», в результате

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(3), March, 2023

которого учитель может узнать уровень усвоения новой темы учащимися. И надо отметить, это задание займёт мало времени.

Самостоятельные части речи Что обозначают? На какие вопросы они отвечают? Примеры

Имя сущ

Имя прилаг

Глагол

Имя числит

Местоимение

Наречие

Служебные части речи Примеры

Предлог

Частица

Междометие

Метод № 3.«Послушай и впиши!».

Для развития внимания и памяти учащихся и студентов, на занятиях русской или зарубежной литературы, можно использовать метод «Послушай и впиши!».

При использовании этого метода учащиеся внимательно прослушивают аудио запись стихотворения или какого-нибудь недлинного текста, затем заполняют печатный вариант прослушанного стихотворения, куда учащиеся должны вписать пропущенные слова. При этом методе, учащиеся уже при знакомстве с тем или иным стихотворным произведением, на 30 процентов запоминают его, что облегчает ему заучивание его наизусть. Например: А.С. Пушкин.

Во глубине сибирских руд... Во глубине сибирских Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое ... . Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном ., Разбудит бодрость и веселье, Придет . пора:

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные ... , Как в ваши ... норы, Доходит мой свободный глас. . тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья ... вам отдадут.

Примечание: Здесь нужно пропускать такие слова, которые редко или вообще не используются в современной речи, с последующим поиском значения лексического значения этих слов в толковых словарях. При использовании этого приёма, учащиеся знакомятся с толковыми словарями и учатся работать по ним.

Метод №4. «Когда говорят цифры».

Этот метод целесообразно использовать при работе в группах. Этот вид, как и предыдущие приведённые методы, тренирует внимание и память учащихся.

Учащимся для самостоятельного чтения в группах даётся текст биографии какого-либо писателя или поэта, в который включены основные факты из его жизни и деятельности, такие как рождение, происхождение, образование, служба, работа, семейные отношения.

После прочтения текста (биографии изучаемого поэта или писателя), участники должны в подготовленном учителем ватмане, с вписанными в него датами, вспомнить и записать из ранее прочитанного текста, что произошло в жизни этого писателя в указанную в таблице дату.

Пушкин Александр Сергеевич (1799 - 1837)

Основные даты жизни и творчества

1799, 26 мая (6 июня) - родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

1811-1817 - обучение в Царскосельском_Лицее.

1814 - первая публикация. Стихотворение "К другу стихотворцу" в журнале "Вестник Европы", №13 .

1817-1820 - петербургский период. Окончание учебы в Царскосельском лицее, служба в Коллегии иностранных дел.

1824-1826 - ссылка в Михайловское.

1825 - написано стихотворение К*** ("Я помню чудное мгновенье...")

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

7 ноября - окончена трагедия "Борис_Годунов".

1831 - венчание с Натальей Николаевной Гончаровой.

1837, 27 января - дуэль с Дантесом на Чёрной речке. Умер в Петербурге, похоронен в Святогорском монастыре Псковской губернии.

1837, 27 января 1831 1824 1811-1817 1814

1799, 26 мая (6 июня) 1825

/-

'Круглый

1824-1826

1817-1820

Этот метод используется часто, так, например, при повторении пройденной темы группам даются листы с надписью " Части речи". Учащиеся должны написать на листке по одной части речи, на какой вопрос они отвечают, чем могут являться в предложении и составить предложение с участием этой части речи. В конце ответы проверяются, неправильные ответы зачёркиваются и ставятся баллы целой команде.

Метод № 6. "Чёрный ящик".

Студенты выбирают карточки с заданиями различной сложности и самостоятельно отвечают на вопросы.

Например, при прохождении в неязыковых вузах темы «Выражение субъектно-предикатных отношений. Выражение квалификации характеристики лица (предмета, явления)». На отдельно взятых листах с заданием: «Составить и записать предложения с данными словами в роли подлежащих». Каждый из участников команды должен прочитать составленное им предложение и доказать, что данное слово выполняет в предложении роль подлежащего.

1.Мы с другом. 2. Один из студентов. 3. Много книг. 4. Большинство участников собрания. 5. Многие из преподавателей. 6. Двадцать человек.7.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Наша группа. 8. Десять лет. 9. Автомобиль. 10. Что-то непонятное. 11. Чтение. 12. Пятёрка. 13. Трое друзей. 14. Игорь Андреев.15. Курить.16. Три минуты.

Метод №7. «ЗХУ».

Среди большого разнообразия методических приемов, образовательных технологий, стратегий обучения, особое место занимает метод «ЗХУ», который направлен на развитие самостоятельного критического мышления учащихся. Что такое ЗХУ?

ЗХУ - интерактивный прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе, который расшифровывается так: Знаю. Хочу узнать. Узнал. Актуальность использования этого метода «интенсифицировать обучение студентов с использованием новых педагогических и информационных технологий, способствующих развитию творческих способностей, воспитанию интеллектуальной и самостоятельно мыслящей личности, способной ориентироваться, ставить и решать задачи».

Метод ЗХУ очень интересен, эффективен, повышает интерес студентов и активизирует их к изучению русского языка, а также развития речи и формирования умения четко и кратко излагать свои мысли как в устной форме, так и в письменной форме одновременно, а также помогает проконтролировать работу каждого студента на занятии, его понимание и интерес к изучаемой теме.

При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двусторонняя активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

В ходе заполнения таблицы студенты учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную им информацию.

Заполнение таблицы ЗХУ.

Студенты в своих тетрадях и на доске чертят таблицу, которую будут заполнять в ходе всего занятия.

1й этап занятия. В начале занятия, преподаватель ставит перед студентами задачу: вспомнить, что им известно по изучаемому вопросу (изучаемой теме), т.е. на этом этапе происходит вызов в памяти студентов уже известных ЗУН,

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ (А)

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

вызов интереса к новой теме, на основе ответов студентов по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Студенты составляют список того, что они знают или думают, что знают о данной теме. Через эту первичную деятельность, студент определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новый этап.

2й этап - стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией. После заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые студенты хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Вот здесь важна помощь преподавателя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению и пробудить интерес к новой информации: «Что хотели бы узнать еще? Чему сегодня можно научиться на занятии?»

Этот метод можно применить при изучении темы в национальных группах языковых вузов. Для этого в тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего занятия.

Приведем фонетическую транскрипцию текста.

Графическая запись. Фонетическая

запись.

Я научилась просто,мудро жить, жыт/

Смотреть на небо и молиться богу, богу/

И долго перед вечером бродить, бр/\дит

Чтоб утомить ненужную тревогу. тривогу//]

В начале занятия, на основе ответов студентов по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые студенты хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.

И наконец, преподаватель объясняет, на основе конкретных примеров, транскрибирование в вузовской программе. Затем проводится студентами самостоятельное транскрибирование, данных учителем слов в тетрадях и на доске.

[1а нъучилъ спростъ/ мудръ см/\трэт н/\нэбъ и м/\лицъ и долгъ пьрэд вэчьръм Што путЛмитнинужну^у

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

Знаю Хочу узнать Узнал(а)

Звук [а] и в ударном, и в безударном положении пишется [а]; нр: стакан -[стакан], учеба - [учоба], Рома - [рома], роман-[раман] Как транскрибируется этот звук в ВУЗе? Звук (а) в ударном слоге транскрибируется как (а) нр: брат - (брат), глава -(главa); в абсолютном начале слова, и 1й предударной позиции (т.е. в первом предударном слоге знак «крышечка»[Л],нр: [Лгэнт], [Лналъг], [крЛсивый]. В заударном положении, после мягкого согласного звука [ь]нр: няня - [нань], дядя - [дадь], после твердого согласного [ъ], нр: кошка - [кошкъ], радуга - [радугъ].

Звук М, в ударном положении[о]; нр: дом-[дом]; в безударном положении [а]; дома-[дама], огурец -[агурэц], оладьи- [ аладй7] Как транскрибируется этот звук в ВУЗе? В ударном положении-[о];дом-[дом], слон - (слон); в абсолютном начале слова (Л): овца -(/\фца), овен -(Лвэн); в безударном положении в первой предударной позиции[/\]: баран - [б/\ра]), барабан -[бърЛбан]; во второй предударной позиции ,в заударном положении после мягкого согласного [ь];(после твердого согласного [ъ],[нэбъ], [Лналък].

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте буквы е -звук [и], например: [рибро], [сило] ,[калисо] Как транскрибируется этот звук в ВУЗе? Для обозначения безударного слога звука, произносимого в первом предударном слоге после мягких согласных на месте буквы е и в абсолютном начале слова, пишется знак[[и] с призвуком

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

э;нр: [рибро], [сило], [кълисо].

В ударной позиции после звука [ж] буква и дает звук [ы], нр; жир-[жыр], живот -[жывот] Как транскрибируется этот звук в ВУЗе? В ударной позиции после звука [ж] буква и дает звук [ы], нр: жир -[жыр], живот - [жывот]

Выполнение упражнений по теме «Транскрипция».

УПР.1. затранскрибируйте данные ниже слова:

1) быть - быт, брать - брат, ест - есть, жест - жесть, нов -новь, дал - даль, стал - сталь, ел - ель, мел - мель, цел - цель;

2) рожь, молодежь, ложь, дрожь; багаж, пейзаж, экипаж, морж; карандаш, шалаш, ковш, реванш, ландыш; наотмашь, гуашь; помочь, дочь, стричь.

УПР 2. Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я в следующих словах? Сделать транскрипцию данных слов.

1) Я: я, яма, ясень, яркий; вязь, вялый, дядя, дятел, зябь, зять, ляг, мять, мяч, нянчить, пять, ряд, тяга; свая, борзая, аллея, батарея, фея, коллегия, элегия, соя, стоя, передняя, синяя, семья, скамья, свинья, ладья, судья, ничья, съязвить;

2) Е: есть, ей, если, ехать, ель; тень, день, пень, лень, мел, жезл; будущее, действие, легкие, жаркое, насекомое, скорее, белые, новые; аканье, тиканье, сиденье; съезд, съехать, въезд;

3) Ё: ёж, ёлка, ёрш, ёкать, ещё, всё, сёмга, жёлтый, лёжка, нёс, пёс, ружьё, жильё, гнильё, жнивьё, съёмка, съёмщик.

Метод №8. Распредели вопросы по полочкам.

Этот метод позволяет лучше запомнить, распознавать и задавать вопросы к главным и второстепенным членам предложений.

На электронной доске демонстрируются вопросы всех членов предложений.

Учащиеся за короткое время должны правильно распределить их по полочкам.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее Сказуемое Определение Дополнение Обстоятельство

Кто?

Что?

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Как? Каким образом? Насколько? В какой степени? Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Почему? На каком основании? Зачем? С какой целью? При каких условиях? Вопреки чему? Кто? Что?; Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Который?; Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? Кого? Что? Что делать? Что сделать?; Каков он?

РЕЗУЛЬТАТ.

Применение интерактивных методов на занятиях по русскому языку отвечает основным принципам компетентностного подхода в обучении. Данный метод позволяет активно формировать такие учебно-познавательные компетенции, как умение организовывать планирование и рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы и отыскивать причины явлений, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своей работы, проекта с использованием технологий (презентации) и позволяет создать на занятиях условий для успешной самореализации учащихся, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время каждый студент должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике для решения поставленных задач; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; уметь критически искать рациональные пути в решении проблем. Методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и восприятия учебного процесса, и помогают:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развивать творческую деятельность учащихся;

- повышать результативность учебного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Мирзиёев Ш.М. Свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан мы построим вместе с нашим мужественным и благородным народом. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий мажлиса. 15.12.2016.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

2. Ахмедова Л.Т.Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. - Т.: «Фан ва технология».2016.

3. Конышева А.В. Современные методы обучения. - Минск,2007.

4. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка М,. 1997.

5. Устав - Джизакский государственный педагогический ...https://jdpu.uz > ишуегБЙе!

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

6. htt//kak-bog.ru/texnoilogiya-razvitiya-kriticheskogo-misЫeniya

7. Ырр:/А^№^Ы-еёи.

8. https://uza.uz/ru/posts/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-т^уе-30-09-2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.