Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / HIGHER EDUCATION / SYSTEM / DIGITALIZATION / PROFESSIONALISM / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS WITH HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыков Ш. Ш.

Цель настоящей статьи заключается в исследовании основных направлений совершенствования высшего образования Республики Узбекистан и выработке оптимальных решений, способствующих достижению высоких результатов в данной сфере экономики. В современный период под воздействием процессов глобализации и всеобщей цифровизации в мировой экономической системе происходят серьезные качественные изменения, которые отражаются на развитии всех отраслей и сфер экономики, в том числе и системы образования. Материалы и методы. В настоящем работе использованы методологические выводы и фундаментальные положения по развитию системы высшего образования. Информационную базу исследования составляют материалы официальных статистических источников, данные периодической печати. При написании статьи были использованы методы анализа, синтеза, специальные методы работы с компьютерными сетями и компьютерными базами данных. Результаты. Данная статья освещает базовые направления развития системы высшего образования в Республики Узбекистан в условиях мировой цифровизации экономики. В статье показано, что в современный период в Республике Узбекистан подготовка высококвалифицированных кадров является первостепенной задачей в развитии страны. Автором отмечено, что развитие высшего образования реализуется на основе целого комплекса правительственных документов и направлена на оптимизацию системы высшего образования с целью достижения высоких показателей в мировом образовательном рейтинге. В статье показано, что большую роль в развитии высшего образования играют запросы экономико-социальной сферы, науки, технологического комплекса, рынка труда, а также прогнозируемые потребности их дальнейшего развития. Также автором констатируется, что учет всех взаимосвязанных факторов развития экономических, социальных и технологических процессов позволит сформировать оптимальную систему высшего образования в едином социально-экономическом комплексе страны. В настоящей статье высказано предположение автора о том, что цифровые технологии индивидуализируют учебный процесс, разнообразят, развивают у обучающихся самостоятельность. Таким образом, повышается качество образования, и речь идет не только о полном и качественном выполнении требований учебной программы: занятия начинают отвечать личным интересам и потребностям студентов и магистрантов. В качестве одного из выводов настоящего исследования автором отмечено, что главной задачей современного высшего образования в Республике Узбекистан является обеспечение качества образования па основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, эффективного применения передовых педагогических и цифровых технологий. Заключение. В настоящей работе изложены результаты изучения развития системы высшего образования в Республике Узбекистан, изучен передовой опыт в данной сфере и высказаны основные направления дальнейшего совершенствования данной отрасли национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыков Ш. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

The purpose of this paper is to study the main directions of improving higher education in the Republic of Uzbekistan and to develop optimal solutions that contribute to the achievement of high results in this area of the economy. In the modern period, under the influence of the processes of globalization and universal digitalization, serious qualitative changes are taking place in the world economic system, which are reflected in the development of all sectors and spheres of the economy, including the education system. Materials and methods. In this paper, methodological conclusions and fundamental provisions for the development of the higher education system are used. The information base of the research is made up of materials from official statistical sources, data from periodicals. When writing the paper, methods of analysis, synthesis, special methods of working with computer networks and computer databases were used. Results. This paper highlights the basic directions of the development of the higher education system in the Republic of Uzbekistan in the context of the global digitalization of the economy. The paper shows that in the modern period in the Republic of Uzbekistan the training of highly qualified personnel is the primary task in the development of the country. The author notes that the development of higher education is implemented on the basis of a whole set of government documents and is aimed at optimizing the higher education system in order to achieve high indicators in the world educational ranking. In addition, the paper shows that a large role in the development of higher education is played by the demands of the economic and social sphere, science, the technological complex, the labor market, as well as the predicted needs of their further development. The author also states that taking into account all interrelated factors in the development of economic, social and technological processes will make it possible to form an optimal system of higher education in a single socio-economic complex of the country. In this paper the author suggests that digital technologies are individualizing the educational process, diversify, and develop students’ independence. Thus, the quality of education improves, and it is not only the full and high-quality fulfillment of the requirements of the curriculum: classes begin to meet the personal interests and needs of students and graduate students. As one of the conclusions of this study, the author noted that the main task of modern higher education in the Republic of Uzbekistan is to ensure the quality of education on the basis of maintaining its fundamentality and compliance with the current and future needs of the individual, society and the state, the effective use of the advanced pedagogical and digital technologies. Conclusion. This paper presents the results of studying the development of the higher education system in the Republic of Uzbekistan, studied the best practices in this area and outlined the main directions for further improving this sector of the national economy.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК338 2 Ш.Ш. Садыков

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2021-1-40-47 т

Ташкентским государственный экономическим университет,

Ташкент, Узбекистан

Основные направления совершенствования высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации экономики

Цель настоящей статьи заключается в исследовании основных направлений совершенствования высшего образования Республики Узбекистан и выработке оптимальных решений, способствующих достижению высоких результатов в данной сфере экономики.

В современный период под воздействием процессов глобализации и всеобщей цифровизации в мировой экономической системе происходят серьезные качественные изменения, которые отражаются на развитии всех отраслей и сфер экономики, в том числе и системы образования.

Материалы и методы. В настоящем работе использованы методологические выводы и фундаментальные положения по развитию системы высшего образования. Информационную базу исследования составляют материалы официальных статистических источников, данные периодической печати. При написании статьи были использованы методы анализа, синтеза, специальные методы работы с компьютерными сетями и компьютерными базами данных.

Результаты. Данная статья освещает базовые направления развития системы высшего образования в Республики Узбекистан в условиях мировой цифровизации экономики. В статье показано, что в современный период в Республике Узбекистан подготовка высококвалифицированных кадров является первостепенной задачей в развитии страны. Автором отмечено, что развитие высшего образования реализуется на основе целого комплекса правительственных документов и направлена на оптимизацию системы высшего образования с целью достижения высоких показателей в мировом образовательном рейтинге.

В статье показано, что большую роль в развитии высшего образования играют запросы экономико-социальной сферы,

науки, технологического комплекса, рынка труда, а также прогнозируемые потребности их дальнейшего развития. Также автором констатируется, что учет всех взаимосвязанных факторов развития экономических, социальных и технологических процессов позволит сформировать оптимальную систему высшего образования в едином социально-экономическом комплексе страны.

В настоящей статье высказано предположение автора о том, что цифровые технологии индивидуализируют учебный процесс, разнообразят, развивают у обучающихся самостоятельность. Таким образом, повышается качество образования, и речь идет не только о полном и качественном выполнении требований учебной программы: занятия начинают отвечать личным интересам и потребностям студентов и магистрантов. В качестве одного из выводов настоящего исследования автором отмечено, что главной задачей современного высшего образования в Республике Узбекистан является обеспечение качества образования па основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, эффективного применения передовых педагогических и цифровых технологий. Заключение. В настоящей работе изложены результаты изучения развития системы высшего образования в Республике Узбекистан, изучен передовой опыт в данной сфере и высказаны основные направления дальнейшего совершенствования данной отрасли национальной экономики.

Ключевые слова: высшее образование, система, цифровизация, профессионализм, высококвалифицированные кадры, оптимизация учебного процесса и качество подготовки специалистов с высшим образованием.

Shokhrukh S. Sadykov

Tashkent State University of Economy, Tashkent, Uzbekistan

The Main Directions of Improving Higher Education in the Republic of Uzbekistan in the Context of Digital Transformation of the Economy

The purpose of this paper is to study the main directions of improving higher education in the Republic of Uzbekistan and to develop optimal solutions that contribute to the achievement of high results in this area of the economy.

In the modern period, under the influence of the processes of globalization and universal digitalization, serious qualitative changes are taking place in the world economic system, which are reflected in the development of all sectors and spheres of the economy, including the education system.

Materials and methods. In this paper, methodological conclusions and fundamental provisions for the development of the higher education

system are used. The information base of the research is made up of materials from official statistical sources, data from periodicals. When writing the paper, methods of analysis, synthesis, special methods of working with computer networks and computer databases were used. Results. This paper highlights the basic directions of the development of the higher education system in the Republic of Uzbekistan in the context of the global digitalization of the economy. The paper shows that in the modern period in the Republic of Uzbekistan the training of highly qualified personnel is the primary task in the development of the country. The author notes that the development of higher education is implemented on the basis of a whole set of government documents and is aimed at

optimizing the higher education system in order to achieve high indicators in the world educational ranking. In addition, the paper shows that a large role in the development ofhigher education is played by the demands of the economic and social sphere, science, the technological complex, the labor market, as well as the predicted needs of theirfurther development. The author also states that taking into account all interrelated factors in the development of economic, social and technological processes will make it possible to form an optimal system of higher education in a single socio-economic complex of the country.

In this paper the author suggests that digital technologies are individualizing the educational process, diversify, and develop students' independence. Thus, the quality of education improves, and it is not only the full and high-quality fulfillment of the requirements of the curriculum: classes begin to meet the personal interests and needs of students and graduate students.

Введение

As one of the conclusions of this study, the author noted that the main task of modern higher education in the Republic of Uzbekistan is to ensure the quality of education on the basis of maintaining its fundamentality and compliance with the current and future needs of the individual, society and the state, the effective use of the advanced pedagogical and digital technologies.

Conclusion. This paper presents the results of studying the development of the higher education system in the Republic of Uzbekistan, studied the best practices in this area and outlined the main directions for further improving this sector of the national economy.

Keywords: higher education, system, digitalization, professionalism, highly qualified personnel, optimization of the educational process and the quality of training specialists with higher education.

вивающихся странах — всего лишь на 41%.1

Роль образования в повышении производительности труда, увеличении производства товаров и услуг, а также росте доходов работников оценивается в рамках теории так называемого человеческого капитала. В рамках этой теории человеческому капиталу отводится центральная роль, а важнейшей целью считается создание такой социально-экономической системы, которая обеспечит развитие и использование возможностей каждого человека. Человеческий потенциал является основной частью национального богатства страны. В развитых странах (Япония, Канада, США и т.д.) удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве страны занимает от 60 до 80%. Однако высокий уровень образования не является гарантией экономического роста в стране. Причинами отставания в экономическом развитии стран с высоким уровнем образования могут быть следующие:

— нерациональная структура образования;

— неэффективное использование имеющегося образовательного потенциала (например, когда человек вынужден выполнять работу, не соответствующую его уровню образования);

1 Инвестиции в будущее // https:// www.gazeta.uz/ru/2018/09/04/ education

— низкий уровень и неадекватная структура инвестиций в образование;

— низкое качество образования;

— неверно выбранная стратегия развития образования.

Литературные источники и нормативно-правовые документы.

В Республике Узбекистан развитию высшего образования в условиях формирования цифровой экономики уделяется пристальное внимание. Об этом свидетельствует принятие целого ряда правительственных документов.

В частности, 5 октября 2020 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбеки-стан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» [1], который подчеркивает, что без развития цифровой инфраструктуры и повышения уровня знаний в области цифровых технологий невозможно дальнейшее развитие страны. Кроме того, цифровое развитие отраслей и сфер национальной экономики требует наличия квалифицированных кадров. В этой связи только за последние 3 года был принят целый ряд указов, постановлений Президента, способствующие повышению уровня системы высшего образования на новую, более высокую ступень (Постановление Президента Республики Узбекистан

Научные исследования ученых свидетельствуют, что образование служит не просто способом передачи знаний, оно аккумулирует в себе культурное наследие нации, способствует расширению возможностей человека, формирует его нравственные идеалы. Образование вообще и высшее образование в частности, является одним из условий экономического роста, повышения материального благосостояния населения страны. Уровень образования оказывает существенное влияние на различные стороны жизнедеятельности человека: здоровье, восприятие культуры и искусства, профессиональную и политическую мобильность и т.д. Не случайно во Всемирной декларации прав человека право на образование закреплено в качестве одного из основных прав человека.

В докладе Всемирного банка «Измерение уровня благосостояния наций» отмечается, что именно человеческий капитал, т.е. совокупность прочных знаний, умений, навыков, талантов, способностей людей, составляет основное богатство страны. Как показывают исследования ученых, благосостояние экономических развитых стран обеспечивается человеческим капиталом на 68%, а в раз-

«О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» № ПП-2909 от 20.04.2017 г. № 18, ст. 313, № 19, ст. 335, № 24, ст. 490, № 37, ст. 982; Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах» № ПП-3775от 05.06.2018 г.; Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека в 2019-2023 годах. Кроме того, Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым издан Указ «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», в котором определены ключевые направления комплексного реформирования высшего образования в стране. В данном документе определены ключевые задачи преобразования высшего образования в Узбекистане. К ним относятся:

— повышение уровня знаний, умений и навыков будущих специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, высокими моральными принципами и способных мыслить самостоятельно;

— модернизация высшей школы;

— социально-экономическое развитие на базе новейших образовательных подходов.

Реформирование профессионального образования предусматривают также создание «центров карьеры» для оказания помощи студентам при прохождении практики и нахождении

рабочего места на рынке труда, формирование базы работодателей и эффективное использование потенциала выпускников на основе оптимизации структуры научно-образовательных учреждений.

Деятельность сферы высшего образования реализуется в соответствии с комплексом правительственных документов и направлена на кардинальные преобразования учебно-воспитательного процесса в вузах с целью достижения высоких рейтинговых показателей на мировом уровне.

Как показывает настоящее исследование, вопросам применения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования посвящен большой круг работ отечественных и зарубежных ученых.

В частности, нами изучены научные труды таких авторов, как Алимов Р.Х. [2], Бега-лов Б.А. [3], Бекмуратов Т.Ф., Бободжанов А.Б., Вертако-ва Ю.В., Толстых Т.О., Шка-рупета Е.В., Дмитриева В.В. [4], Гайибназаров Б.К., Гулямов С.С. [5], Дадабаева Р.А., Жуковская И.Е. [6], Кузнецова С.А., Маркова В.Д. [7], Кен-жабаев А.Т., Кучкаров Т.С., Мусалиев А.А., Свон М. [8], Ходиев Б.Ю. [9] и т.д.

Основные направления совершенствования высшего образования в Республике Узбекистан на основе применения передовых информационно-коммуникационных технологий

Проведенные нами исследования показывают, что в современный период во всех вузах Узбекистана обновлены квалификационные требования, целью которых является улучшение комплекса таких показателей, как:

— повышение качества образовательного процесса и уровня подготовки;

— обеспечение постоянности и преемственности, оптимизации образовательного процесса;

— обеспечение востребованности выпускников на рынке труда;

— наполнение образовательного процесса принципами гуманизма и демократизма;

— оптимизация образовательного процесса на всех его стадиях и во всех видах.

Как показывает практика, на основе принимаемых мер в Узбекистане в последние годы растет доступность высшего образования. Наглядным примером этому служит открытие новых вузов, филиалов действующих вузов в регионах страны. В частности, были созданы Международный университет туризма «Шелковый путь» (г. Самарканд), Самаркандский институт ветеринар -ной медицины (г. Самарканд), Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана (г. Ташкент), Чир-чикский государственный педагогический университет (г. Чирчик), Военный институт информационно-коммуникационных технологий и связи Министерства обороны (г.Ташкент); Джизакский филиал Национального университета Узбекистана, Тер-мезский филиал Ташкентской медицинской академии, Кар-шинский филиал Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Самаркандский филиал Ташкентского государственного экономического университета.

Ежегодно растут квоты на прием на очные отделения бакалавриата в вузах страны. Если в 2017 году квота составляла 66,3 тыс. человек, то в

2018 уже 69,2 тыс. человек, в

2019 — 80,4 тыс.

С 2018—2019 учебного года были восстановлены заочные и вечерние отделения вузов, на 2019—2020 г. квота приема на заочный бакалавриат со-

Рис. 1. Услуги в сфере образования в Республике Узбекистан за период с января по июнь 2020 года

Источник: Разработано автором на основе данных www.stat.uz — официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

ставила около 20 тыс. чел., на вечерний бакалавриат — около 2 тыс. чел. Вузам также разрешили дополнительный прием по согласованию с Минвузом, исходя из имеющихся материальных и кадровых ресурсов.

Как свидетельствуют данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике объем услуг в сфере образования за период с января по июнь 2020 года составил 3 750,7 млрд. сум., что составляет 3,7% от общего объема оказания рыночных услуг (рис. 1.).

В свою очередь, результаты социологических исследований Центра изучения общественного мнения показывают, что в системе жизненных ценностей молодого поколения одно из главных мест занимает образование. Например, в опросах 2010 и 2011 годов, только треть молодежи хотела учиться в высшем учебном заведении, а в 2017 г уже 76,5% (Исследование среди 1.100 респондентов по всей стране в возрасте от 14 до 29 лет) [10]. Для молодых людей учеба в университете ассоциируется, прежде всего, с залогом успеха в жизни, социальным статусом, перспективой хорошего заработка и возможностью трудоустройства. В этой связи

в последние годы в высших учебных заведениях Республики Узбекистан наблюдается увеличение вузов, число абитуриентов и конкурса при поступлении в вузы (табл. 1.)

Кроме того исследования учёных показали, что в период с 2017 г по 2021 г на реализацию мер по совершенствованию системы высшего образования выделено более 1,7 триллиона сумов (более 203 млн долл. США в эквиваленте), из них 1,2 триллиона сумов[11] (около 144 млн долл. США в эквиваленте) — на строительство, ре-

конструкцию и капитальный ремонт учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов и мест проживания студентов, свыше 500 миллиардов сумов (около 60 млн долл. США в эквиваленте) — на оснащение учебно-лабораторным оборудованием, мебелью и инвентарем, создание межвузовских лабораторных комплексов совместного пользования, а также на развитие информационно-коммуникационных технологий).[12]

В настоящее время в Узбекистане в рамках выполнения Постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» каждое высшее образовательное учреждение устанавливает тесные партнерские отношения с ведущими зарубежными вузами и центрами. Постановлением предусмотрено, что хорошо налаженные партнерские связи с иностранными университетами, способны ежегодно привлекать в Узбекистан не менее 350 зарубежных высококвалифицированных преподавателей и ученых к образовательному процессу в вузах.

Вместе с этим ведется работа по широкому внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных программ и методиче-

Таблица 1

Динамика увеличения вузов, абитуриентов и конкурса при поступлении в вузы за период с 2010 по 2020 годы

Год ВУЗы (в том числе зарубежные филиалы) Число абитуриентов Квота Конкурс

2010 65 385 700 56 607 6,8

2011 66 418 724 56 607 7,4

2012 68 432 110 56 374 7,7

2013 70 480 540 56 607 8,5

2014 71 543 244 57 907 9,4

2015 72 605 800 57 907 10,5

2016 74 663 298 57 907 11,5

2017 78 729 947 66 316 11,0

2018 80 1 262 551 78 701 16,0

2019 92 1 214 688 80 430 15,1

2020 122 1 484 463 103 575 14,3

Источник: Составлено автором на основе изучения специальной литературы.

Рис. 2. Динамика роста ВУЗов и абитуриентов с 2008 по 2020 год

Источник: Разработано автором на основе изучения специальной литературы и социологических опросов.

ских материалов, основанных на международных образовательных стандартах.

С учетом перспектив комплексного развития регионов и отраслей экономики, потребностей территориальных и отраслевых программ формируются целевые параметры подготовки кадров в соответствии с высшим образованием, оптимизируются направления и специальности обучения.

Последовательно осуществляется работа по решению проблемы создания и внедрения в систему высшего образования учебных пособий нового поколения, обеспечения вузов современной учебной и научной литературой. Налажена работа по переводу новейшей зарубежной литературы на узбекский язык.

В целях организации взаимодействия с соотечественниками с большим научным потенциалом, учеными, специалистами и талантливой молодежью, проживающими и ведущими свою профессиональную деятельность за рубежом, в сентябре 2018 г в Узбекистане был учрежден фонд «Эл-юрт умиди» (Указ Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров Республики Узбекистан» от 25 сентября 2018 года № УП-5545).

Указанный Фонд призван обеспечить Узбекистан высококвалифицированными и конкурентоспособными на мировом рынке труда специалистами, необходимыми для всестороннего и ускоренного развития нашей страны.

Исходя из современной реальности можно выделить следующие приоритетные направления взаимодействия вузов Узбекистана с зарубежными вузами и научными центрами:

— филиалы зарубежных вузов;

— совместные факультеты;

— совместные образовательные программы двойных дипломов;

— привлечение зарубежных специалистов;

— повышение квалификации и стажировки.

Очень важным в высшем образовании на сегодняшний день является решение, принятое в 2018 г., которое предоставляет право базовым (ведущим) вузам исходя из потребностей заказчиков кадров самостоятельно разрабатывать и утверждать по согласованию с Минвузом учебные планы и программы.

Кроме того, в 2018 г. вузы получили право принимать в бакалавриат иностранных граждан вне квот приема путем собеседования, без сдачи тестовых испытаний, а в 2019 г. абитуриентам разрешили участвовать в конкурсе на места по магистерским программам, имея на руках не только дипломы по так называемым «родственным» направлениям бакалавриата, в пилотном режиме внедряется кредитно-мо-дульная система.

Большое распространение в последние годы в Республике Узбекистан получила оптимизация направлений и специальностей обучения в вузах с учетом перспективного развития отраслей и регионов. Например, с 2018—2019 учебного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

года в вузах Узбекистана началась подготовка кадров по 66 новым направлениям бакалавриата и 48 новым специальностям магистратуры.

Большое внимание в современном высшем образовании Республик Узбекистан уделяется привлечению работодателей, специалистов отраслей и сфер национальной экономики к учебному процессу и научным исследованиям в вузах. Механизмы привлечения специалистов — практиков к обновлению квалификационных требований, учебных планов и программ, формированию заказа на выпускников по направлениям/ специальностям, организации стажировок преподавателей и практик студентов на производствах были прописаны в отдельном постановлении президента «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием» от 27 июля 2017 г.

Динамика роста вузов и абитуриентов изображена на рис. 2.

Опыт показывает, что в последние годы в Узбекистане была значительно облегчена процедура нострификации зарубежных дипломов об образовании. Постановление Президента Республики Узбекистан по этому вопросу от 16.01.2019 г. предусматривает признание

и нострификацию напрямую (без специальных испытаний) документов об образовании в том числе:

— граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, обособленные подразделения (филиалы) и совместные образовательные учреждения которых функционируют на территории Республики Узбекистан;

— граждан, получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, занимающих первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities), перечень которых ежегодно утверждается совместным постановлением Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Государственной инспекции;

— граждан, получивших образование за счет средств, выделяемых министерствами и ведомствами Республики Узбекистан для целевой подготовки специалистов в зарубежных высших образовательных учреждениях.

На основе вышесказанного можно заключить, что современная образовательная политика в отношении влияния высших учебных заведений на социально-экономическую структуру общества в Республике Узбекистан исходит из того, что развитие системы высшего образования является основным потенциалом инновационного развития страны.

Выводы

Как показывает практика, основными направлениями развития высшего образования являются:

во-первых, всемерное содействие рынку профессионального образования.

во-вторых, приоритет формирования «кадрового запаса» для развития перспективных рынков и технологий, подготовка кадров для тех отраслей, которые еще не начали предъявлять широкого платежеспособного спроса на выпускников (создание стипендиального фонда для тех студентов, которые выберут направления и специальности, приоритетные для государства).

в-третьих, формирование инновационно-корпоративного сотрудничества, как формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, базовых предприятий и организаций, в рамках которой будут функционировать образовательные программы разных уровней профессионального образования;

в-четвертых, приоритет научной функции системы высшего образования, непосредственно влияющего на изменение принципов организации производства.

в-пятых, приоритет усиления воздействия высшего образования на рынок труда путем создания новых технологий и открытия новых областей общественной деятельности.

Рассматривая в контексте исследуемой проблемы влияние высшего образования на социально-экономическое развитие сраны, следует отметить, что развитие образовательной сферы Республики Узбекистан в целом обусловлено рядом факторов. К первым относится внедрение кредитно-модуль-ной системы. К региональным факторам можно отнести специфику местного рынка труда, особенности кадрового потенциала вузов, достаточно глубокую дифференциацию вузов по уровню конкуренто-

способности на рынке образовательных услуг.

К основным направлениям модернизации образования в контексте повышения роли и влияния образовательного процесса на социально-экономическое развитие, можно отнести следующее:

— открытость образовательного пространства, предполагающая, в том числе, новый подход к определению целей и результатов образования, к качественному содержанию приобретаемых компетенций;

— усиление прогностической направленности образования, сочетание образовательной деятельности с исследовательской на всех этапах обучения;

— обеспечение практико-ориентированности процесса изучения дисциплин в целях более полной реализации полученных знаний и навыков, профессиональных компетенций студентами.

Как свидетельствует опыт, на сегодняшний день существует много подходов к оценке вклада высшего образования в социально-экономическое развитие региона: повышение производительности труда, развитие наукоемкого производства, повышение качества жизни населения и т.д. Можно констатировать, что на современном этапе развития общества, в условиях глобализации хозяйственной жизни, формирования единого цифрового пространства, усиливается мультипликационный эффект влияния образования на всю экономику.

Заключение

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что современное высшее образование выполняет целый ряд социально-экономических функций. Оно помогает человеку стать полноценной, всесторонне образованной, востребованной личностью, обеспечивает

условия для успешного общественного взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качество высшего образования определяет эффективность развития экономики. С увеличением

темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и внедрять новые методы и технологии, что положительно влияет на систему

развития образования. В свою очередь развитие системы образования, приводящее к увеличению числа высококвалифицированных специалистов, способствует экономическому росту.

Литература

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» // Народное слово. 2020.

2. Алимов Р.Х. Хайитматов У.Т. Перспективы развития цифровой экономики в Узбекистане // Сборник статей и тезисов докладов Республиканской научно-практической конференции «Ракамли иктисодиет: иктисодий ривожланиш тенденцияларини моделлаштириш ва замона-вий ахборот-коммуникация технологияларини куллаш истикболлари». (2 декабря 2019 г. Ташкент). 2019. С. 12-20.

3. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Методологические основы влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие национальной экономики. Монография. Ташкент: IQTISODIYOT, 2018. 178 с.

4. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупе-та Е.В., Дмитриева В.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифрови-зации экономики. Монография. Курск: ЮЗГУ, 2017. 156 с.

5. Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. Development of digital economy in the republic of Uzbekistan. VII Uzbek-Indonesian Joint international scientific and practical conference "Innovative development of entrepreneurship" with the framework of scientific and research

project" Global economic challenges and national economy development" Tashkent-Jakarta, 2018. С. 180-183.

6. Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2016. № 4. С. 17-22.

7. Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2(232). С. 55-60.

8. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. М.: Олимп — Бизнес, 2017. С. 235.

9. Ходиев Б.Ю. Узбекистан: построение «цифровой экономики» // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 12. С. 3—12.

10. Кубарева Ф. Чем живешь, молодежь? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.ut.uz/ ru/eshyo/analitika/chem-zhivesh-molodezh/.

11. Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 8. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www. bulletennauki.com. DOI: 10.33619/2414-2948/45.

12. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года №1111-2909 №18, ст. 313, № 19, ст. 335, № 24, ст. 490, №37, ст. 982). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: www.lex.uz.

References

1. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated October 5, 2020 No. UP-6079 "On the approval of the strategy" Digital Uzbek-istan-2030 "and measures for its effective implementation". Narodnoye slovo = Narodnoye Slovo. 2020.

2. Alimov R.KH. Khayitmatov U.T. Prospects for the development of the digital economy in Uzbekistan. Sbornik statey i tezisov dokladov Res-publikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Rakamli iktisodiyet: iktisodiy rivozhlanish ten-dentsiyalarini modellashtirish va zamonaviy akh-borot-kommunikatsiya tekhnologiyalarini kullash istikbollari» = Collection of articles and abstracts of the Republican scientific-practical conference "Ragamli ikthisodiets: itisodiy rivozhlanish tendency larini modelashtirish va zamonaviy ahborot-com-

munication technologylarini llash istikbollari." December 2, 2019 Tashkent. (December 2, 2019 Tashkent). 2019: 12-20.

3. Begalov B.A., Zhukovskaya I.Ye. Metodo-logicheskiye osnovy vliyaniya informatsionno-kom-munikatsionnykh tekhnologiy na razvitiye natsion-al'noy ekonomiki. Monografiya = Methodological foundations of the influence of information and communication technologies on the development of the national economy. Monograph. Tashkent: IQTISODIYOT; 2018. 178 p.

4. Vertakova YU.V., Tolstykh T.O., Shkarupe-ta Ye.V., Dmitriyeva V.V. Transformatsiya uprav-lencheskikh sistem pod vozdeystviyem tsifrovizatsii ekonomiki. Monografiya = Transformation of management systems under the influence of digitaliza-tion of the economy. Monograph. Kursk: YuZGU Publishing House; 2017. 156 p. (In Russ.)

5. Gulyamov S.S., Shermukhamedov A.T. Development of digital economy in the republic of Uzbekistan. VII Uzbek-Indonesian Joint international scientific and practical conference "Innovative development of entrepreneurship" with the framework of scientific and research project" Global economic challenges and national economy development" = VII Uzbek-Indonesian Joint international scientific and practical conference "Innovative development of entrepreneurship" with the framework of scientific and research project "Global economic challenges and national economy development" Tashkent-Jakarta, 2018: 180-183.

6. Zhukovskaya I.Ye. Innovative aspects of improving management processes in a higher educational institution through the use of modern information and communication technologies. Otkrytoye obrazovaniye = Open education. 2016; 4: 17-22. (In Russ.)

7. Kuznetsova S.A., Markova V.D. Problems of forming a business ecosystem based on a digital platform: the example of the 1C company platform. Innovatsii = Innovations. 2018; 2(232): 55-60. (In Russ.)

Сведения об авторе

Шохрух Шухратович Садыков

докторант кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии» Ташкентского государственного Экономического университета Ташкент, Узбекистан Эл.почта: woxruxsa@maU.ru

8. Svon M. Blokcheyn. Skhema novoy ekono-miki = Scheme of the new economy. Moscow: Olymp — Business; 2017: 235. (In Russ.)

9. Khodiyev B.YU. Uzbekistan: building a "digital economy". Rossiyskiy vneshneekonomiches-kiy vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin. 2017; 12: 3-12. (In Russ.)

10. Kubareva F. Chem zhivesh', molodezh'? = How do you live, youth? [Internet]. Available from: www. ut.uz/ru/eshyo/analitika/chem-zhivesh-molodezh/.

11. Bulletin of Science and Practice. 2019; 5: 8. [Internet]. Available from: https://www.bul-letennauki.com. DOI: 10.33619/2414-2948/45. (In Russ.)

12. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O merakh po dal'neyshemu razvitiyu siste-my vysshego obrazovaniya» ot 20 aprelya 2017 goda №1111-2909 №18, st. 313, №19, st. 335, № 24, st. 490, №37, st. 982) = Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures for the further development of the higher education system" dated April 20, 2017 No. 1111-2909 No. 18, art. 313, no.19, art. 335, no.24, art. 490, no. 37, art. 982). [Internet]. Available from: www.lex.uz.

Information about the author

Shokhrukh S. Sadykov

Doctoral student of the department "Digital economy and Information Technology" Tashkent State University of Economics, Tashkent, Uzbekistan E-mail: woxruxsa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.