Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровые технологии / система образования / наука / «он-лайн школа» / «электронный учебник» / digital economy / digital technologies / education system / science / "on-line school" / "electronic textbook".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Ш. Нуритдинова

В данной статье теоретически исследована сущность цифровой экономики, ее роль и влияние на систему образования. В условиях пандемии и «Года науки, просвещения и развития цифровой экономики» проанализирована проделанная работа по цифровизации системы образования Республики Узбекистан. По результатам анализа выдвинуты научно обоснованные предложения по ускорению внедрения цифровой экономики в систему образования Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN THE EDUCATION SYSTEM

This article theoretically investigates the essence of the digital economy, its role and impact on the education system. In the context of a pandemic and the "Year of Science, Education and Development of the Digital Economy", the work done to digitalize the education system of the Republic of Uzbekistan was analyzed. Based on the results of the analysis, scientifically based proposals were put forward to accelerate the introduction of the digital economy into the education system of Uzbekistan

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ш. Нуритдинова, старший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1058

Аннотация. В данной статье теоретически исследована сущность цифровой экономики, ее роль и влияние на систему образования. В условиях пандемии и «Года науки, просвещения и развития цифровой экономики» проанализирована проделанная работа по цифровизации системы образования Республики Узбекистан. По результатам анализа выдвинуты научно обоснованные предложения по ускорению внедрения цифровой экономики в систему образования Узбекистана.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, система образования, наука, «он-лайн школа», «электронный учебник».

В прогрессе достижение цифровые технологии, наука и исследования играют важную роль в достижении развития. На сегодняшний день информационные технологии проникают во все отрасли в мире.

Широкое внедрение цифровых технологий в государственное управление и стремление к современным знаниям будут способствовать благополучию наших людей. Духовное и просвещенное поколение - ключевой фактор развития страны.

В Узбекистане принимаются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, переходу к цифровой экономике через повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий во всех секторах и отраслях, особенно в сфере государственного управления, образования, здравоохранения и сельского хозяйства.

Цифровая экономика - это система экономических, социальных и культурных коммуникаций, основанная на использовании цифровых технологий. Иногда это также выражается в терминах интернет-экономики, новой экономики или веб-экономики. Это не какая-то другая экономика, которую нужно создавать с нуля. Это означает перевод существующей экономики в новую систему путем создания новых технологий, платформ и бизнес-моделей и внедрения их в повседневную жизнь.

Его признаки:

- высокая степень автоматизации;

- электронный документооборот;

- электронная интеграция систем учета и управления;

- электронные базы данных;

- наличие CRM (системы взаимодействия с клиентами);

- корпоративные сети.

Все мы знаем, что краеугольным камнем развития, а также силой, делающей страну сильной и великой нацией, являются наука, образование и воспитание. Наше будущее, светлое будущее нашей Родины тесно связано, прежде всего, с системой образования и воспитанием наших детей.

Поэтому в последние годы в целях всестороннего развития нашей страны, создания нового Узбекистана в системе образования, а также во всех сферах проводятся радикальные реформы.

В нынешний непростой период, когда Узбекистан, как и другие страны мира, переживает пандемию коронавируса, система образования страны также прошла серьезное испытание. Несмотря на сегодняшние непростые условия, в результате своевременных мер, принятых государством, проект «онлайн-школа» и дистанционное обучение были внедрены в короткие сроки.

Также были внедрены такие системы как «Онлайн-школа», «Цифровая и безопасная школа», «Электронный учебник», «Электронный дневник». К концу 2021 года планируется повысить уровень широкополосного доступа в Интернет в школах

до 80%, в будущем обеспечить 100% Интернетом во всех школах, а также на эти цели выделить средства из государственного бюджета.

Беспрецедентное внимание уделяется радикальной реформе национальной системы образования, основанной на идее, что «Новый Узбекистан начинается на пороге школы». Многое делается для развития науки, культуры и искусства, литературы, спорта, повышения эффективности духовно-воспитательной работы, реализации талантов и способностей молодежи, особенно наших девушек.

Все это закладывает фундамент Третьего Ренессанса в Узбекистане - новой эры национального развития.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил: «Лично я верю, что наши увлеченные ученые, продолжающие научные традиции наших великих предков, сделают науку двигателем нашего развития и сделают важные открытия, которые послужат развитию страны» [1].

В последнее время школьное образование в Узбекистане стало общенациональным движением и началась новая эра в развитии отрасли. Как практическое проявление этого движения за последние два года построено 77 новых школ на сумму 556 миллиардов сумов. Реконструкция и ремонтные работы проведены в 1930 школах.

В то же время открывается широкий путь для системы частного образования. В связи с этим упрощена процедура получения лицензии. Примечательно, что за последние три года их количество увеличилось в 6 раз и достиг до 140.

В Ташкенте открылась новая школа информационно-коммуникационных технологий имени Мухаммеда ал Хорезми. В настоящее время, чтобы повысить интерес детей к технологиям 1Т и создать условия для их развития в зрелых профессионалов, будут созданы в 2021 году - 82, в 2022 году - 64, в 2023 году - 45 школ, специализирующихся на информационных технологиях и охватит все районы и города.

Сегодняшний динамичный мир требует от каждого из нас постоянно искать, проявлять инициативу и работать по-новому.

Сегодня каждый педагог и преподаватель вуза должен быть наиболее продвинутым представителем современности и общества, умеющим применять последние позитивные нововведения в области образования и науки в образовательном процессе.

За последние 4 года в Узбекистане открыто 47 новых высших учебных заведений, в том числе филиалы зарубежных университетов, в результате чего количество высших учебных заведений на начало 2021 года достигло 130.

На основе системы государственно-частного партнерства налаживается деятельность негосударственных высших учебных заведений. Путем изучения мнения населения возродились формы заочного и вечернего обучения, увеличены квоты приема. Прием выпускников в высшие учебные заведения увеличился с 9% в 2016 году до 25% в 2020 году. Создан механизм, обеспечивающий повышение квалификации и стажировку преподавателей в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях за рубежом. Их месячная зарплата увеличилась в среднем в 2,5 раза по сравнению с 2018 годом. С 2020 года 10 высших учебных заведений переведены на хозрасчетную систему.

Согласно Госпрограмме по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы в «Год науки, просвещения и развития цифровой экономики», планировался довести подключение общеобразовательных школ к широкополосному Интернету до 70%. Источником финансирования станут бюджетные средства, АК «Узбектелеком» и другие фонды.

Программа предусматривает отбор не менее 5 вузов на конкурсной основе, начало их трансформации в сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами, привлечение средств государственного бюджета, а также грантов иностранных финансовых институтов. Программа пре-

дусматривает выявление организаций, предоставляющих «Proofreading service», расходы, связанные с подготовкой научных публикаций для публикации в международных журналах, которые финансируются Фондом поддержки инновационного развития и инновационных идей.

Таблица. Источники финансирования госпрограммы «Года науки, просвещения и развития цифровой экономики» [2]_

Источники финансирования млрд сумов миллион долларов США

Общие затраты на реализацию мероприятий Госпрограммы в 2020 г. 1S 171,4 10 301,5

Средства государственного бюджета и государственные целевые фонды 12 883,7 —

Средства исполнителей и благотворительных организаций 1 426,5 —

Ссуды от коммерческих банков 561,2 —

Фонды и недискриминационная помощь от международных организаций, финансовых институтов 3 300,0 10 301,5

Средства государственного бюджета определяются как централизованные инвестиции, бюджетные средства, предусмотренные сметными расходами министерств, ведомств и организаций.

Президент Шавкат Мирзиёев 28 апреля 2020 года подписал постановление «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» [3].

Документом предусмотрено ускоренное формирование цифровой экономики с увеличением ее доли в валовом внутреннем продукте страны к 2023 году в два раза. Все учреждения здравоохранения, школы, организации дошкольного образования, села и махалли должны быть подключены в 2020-2021 годах к высокоскоростному интернету. Долю электронных государственных услуг к 2022 году планируется довести до 60%.

Постановление также предусматривает развитие «цифрового предпринимательства» с увеличением объема услуг в этой сфере к 2023 году в три раза и доведением их экспорта до 100 млн долларов.

Широкое внедрение цифровых технологий запланировано на всех этапах системы образования. До 2022 года во всех регионах страны откроются центры обучения цифровым знаниям в рамках реализации проекта «Пять инициатив».

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций определено уполномоченным органом в сфере развития цифровой экономики и электронного правительства. За Национальным

агентством проектного управления при президенте сохраняются полномочия по внедрению криптоактивов и технологии блокчейн.

Приводим свои предложения, направленные на ускорение внедрения цифровой экономики в систему образования:

-дальнейшее развитие технопарка программных продуктов и информационных технологий за счет организации поддержки стартап-проектов по всем направлениям, в том числе на основе венчурного финансирования, и создания благоприятных условий для ИТ-компаний;

- развитие цифровых навыков у населения, особенно у молодежи;

- необходимо развитие системы государственно-частного партнерства в отрасли и увеличение доли негосударственного сектора;

- повышение роли руководителей районных и городских отделов народного образования в системе.

В заключение отметим, что настоящее, стремительно развивающееся, время от нас требуется постоянно проявлять инициативу и работать над новым. Чем образованнее наши дети выходят из школы, тем быстрее развиваются отрасли экономики, основанные на высоких технологиях, тем больше социальных проблем они могут решить.

Библиографический список

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, 30.09.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uza.uz/ru/posts/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-30-09-2020

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 ноября 2020 года "О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ" № УП-6110 // Национальная база данных законодательства, 13.11.2020 г., № 06/20/6110/1512

3. Постановление Президента Республики Узбекистан 28 апреля 2020 года «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» № ПП-4699 // Национальная база данных законодательства, 29.04.2020 г., № 07/20/4699/0520; 24.07.2020 г., № 06/20/6033/1094

4. Аброскин А.С. Международный опыт измерений цифровой экономики // Вестник университета. - 2018. - №12. - С. 59-63.

DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN THE EDUCATION SYSTEM

V.Sh. Nuritdinova, Senior Lecturer Tashkent Financial Institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. This article theoretically investigates the essence of the digital economy, its role and impact on the education system. In the context of a pandemic and the "Year of Science, Education and Development of the Digital Economy", the work done to digitalize the education system of the Republic of Uzbekistan was analyzed. Based on the results of the analysis, scientifically based proposals were put forward to accelerate the introduction of the digital economy into the education system of Uzbekistan.

Keywords: digital economy, digital technologies, education system, science, "on-line school", "electronic textbook".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.