УДК 004930 Л.С. Махмутходжаева
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2021-3-46-61
Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Ташкент, Республика Узбекистан
Онлайн образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана
Цель исследования. Цифровой поворот в высшем образовании и в педагогических технологиях требует применения разнообразных средств и методов обучения. Период карантина в связи с пандемией COVID-19 вызвали необходимость кардинальной трансформации системы высшего образования, её новой парадигмы в современном цифровом обществе. В таких условиях появляется необходимость формирования цифровой образовательной среды, с этой задачей столкнулись многие страны, в том числе и Республика Узбекистан. У обучающихся необходимо формировать навыки работы с информацией, в частности, использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности. Все указанные процессы актуализируют тему статьи и требуют анализа опыта применения электронных образовательных ресурсов в Республике Узбекистан.
Материалы и методы. Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере применения различных информационных технологий в исторических исследованиях, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы обобщались данные по работе с электронными образовательными ресурсами в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку предложить анализ возможностей, а также основных достоинств использования электронных образовательныхресур-сов в обучении дисциплин в высшей школе на примере Узбекистана. Результаты. В статье исследует электронные ресурсы для дистанционного образования, которые присутствуют в странах СНГ, так как электронные образовательные ресурсы как ком-
плекс разнообразных учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства, позволяют повысить качество обучения и разнообразить формы преподавания. Автор проводит анализ условий и перспектив развития дистанционного образования в Республике Узбекистан, отмечается концептуальный подход к образовательным цифровым платформам, способствующим повышению качества обучения. Исследуется система высшего образования Республики Узбекистан на современном этапе, а также условия и перспективы развития дистанционного образования в Республике Узбекистан. В статье выделяются основные тренды в современной образовательной онлайн среде. Кроме того, определены достоинства и недостатки электронных образовательных ресурсов. Также определяются стратегические цели развития высшего образования в Республике Узбекистан на новом этапе развития, а также представлен анализ интернет ресурсов для дистанционного образования, которые доступные в Узбекистане. Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что в сложившихся условиях многие страны переходят на цифровые и электронные средства обучения, на примере Республики Узбекистан в статье показаны основные интернет-ресурсы, которые способствуют эффективности системы профессиональной подготовки бакалавров. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются.
Ключевые слова: образование, онлайн, образовательные ресурсы, платформы, информационные технологии, Республика Узбекистан.
Luiza S. Makhmutkhodjaeva
Plekhanov Russian University of Economics, Tashkent branch)
Tashkent, Uzbekistan
Online and Digital Education at Universities of Uzbekistan
Purpose of the study. The digital turn in higher education and pedagogical technologies requires the use of a variety of teaching approaches and methods. The quarantine period in connection with the COVID-19pandemic caused the needfor a radical transformation of the higher education system, its new paradigm in a modern digital society. In such conditions, it becomes necessary to form a digital educational environment and many countries, including the Republic of Uzbekistan, have faced this task. Students need to develop skills in working with information, in particular, the use of information and communication technologies in the process of solving cognitive tasks and performing creative tasks in cognitive and educational activities. All these processes update the topic of the article and require an analysis of the experience of using electronic educational resources in the Republic of Uzbekistan.
Materials and methods. The methodological basis of the research was the activity-oriented, personality-oriented, systemic, project-based and individually creative approaches. The analysis of the historiography of the problem showed: despite a significant number of studies in the field of application of various information technologies in historical research, there are still no works that would summarize data on
working with electronic educational resources in the Republic of Uzbekistan. This article is an attempt to offer an analysis of the possibilities, as well as the main advantages of using electronic educational resources in teaching disciplines in higher education, using the example of Uzbekistan.
Results. The article examines electronic resources for distance education that are present in the CIS countries, since online educational resources as a complex of various educational materials, for which gadgets are used, can improve the quality of education and diversify the forms of teaching. The author analyzes the conditions and prospects for the development of distance education in the Republic of Uzbekistan, notes a conceptual approach to educational digital platforms that contribute to improving the quality of education. The system of higher education of the Republic as well as the conditions and prospects for the development of distance education in the Republic of Uzbekistan are investigated. The author identifies the main trends in the modern online educational environment. In addition, the advantages and disadvantages of electronic educational resources have been identified. The article defines the strategic goals for the development of higher education in the Republic of Uzbekistan at a
new stage of development, and also presents an analysis of Internet resources for distance education that are available in Uzbekistan. Conclusion. Thus, we come to the conclusion that in the current conditions, many countries are switching to digital and electronic means of education; the article shows the main Internet resources that contribute to the effectiveness of the system of professional training for bachelors, using the example of the Republic of Uzbekistan.
The effectiveness, intensity, activation, individualization, and communicativeness of the educational process depend to a greater extent on how electronic resources are used, what tasks are solved during their use.
Keywords: education, online, educational resources, platforms, information technologies, Republic of Uzbekistan.
Введение
Нынешние реалии, а именно период карантина в связи с пандемией COVID-19 вызвали необходимость кардинальной трансформации системы высшего образования во всех странах, в том числе и в Республике Узбекистан, её новой парадигмы в современном цифровом обществе. В таких условиях появляется необходимость формирования в стране условий и перспектив развития онлайн образования, особых концептуальных подходов, образовательных платформ, способствующих оптимизации навыков работы с информацией, в частности, использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, представление полученного результата. Все указанные процессы актуализируют тему статьи и требуют анализа опыта применения электронных образовательных ресурсов в Республике Узбекистан.
Как это ни парадоксально звучит, сегодня ни государственные программы, ни международные рейтинговые агентства, а мировой вирус выдвинул в приоритетные три тренда в образовании — массовый перевод обучения в дистанционный формат; необходимость наличия цифрового аналога своих лекций/занятий у каждого преподавателя, актуальность образовательных web-платформ. Цифровой по-
ворот в современном меняющемся мире охватил абсолютно все сферы жизни общества.
Методологической базой исследования выступили де-ятельностный, личностно-о-риентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы в трудах Кижнер И.А., Рудова И.Н., Румянцева М.В., Хлебо-прос Р.Г. [1], а также Макаровой Н.Н., Чернова Н.В., Стародубова О.Ю.[2], Можа-ева Г.В.[3]. Методы обучения и проектные методики рассматривали Чернова Н.В., Макарова Н.Н.[4], Попова Н.Е.[5], Пономарева Л.Д., Дорфман О.В.[6], Бород-кин Л.И.[7,8]. Образовательные технологии изучали в своих трудах Веризов Т.Г., Костина Е.А.[9], Володин А.Ю.[10], Гарскова И.М.[11] и др.
Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере применения различных информационных технологий в исторических исследованиях, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы обобщались данные по работе с электронными образовательными ресурсами в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку предложить анализ возможностей, а также основных достоинств использования электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплин в высшей школе на примере Узбекистана.
Необходимо обратить внимание на особенный концептуальный подход к цифрови-зации в Узбекистане. Процесс цифровизации всего образовательного комплекса Узбекистана охватывает все ступени
системы образования. Основу реформ в системе образования Узбекистана составляет Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах. В разделе «Приоритетные направления социальной сферы» предусмотрено продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда.
Формирование нормативно-правового поля, в котором должно развиваться дистанционное образование получило старт с принятием ряда основополагающих документов, регламентирующих:
— вопросы институционального обеспечения реформы образования;
— совершенствование управления и развитие инновационной среды обучения на уровнях школьного, дошкольного и внешкольного образования, стимулирование детского творчества, поиск и развитие талантов;
— совершенствование законодательной базы всей системы профобразования, пересмотр и актуализацию содержательной части профобразования;
— инноватизацию и цифро-визацию системы высшего образования.
Данность сегодняшнего дня показала, что всё в истории имеет свое место и свое время. Модель, которая была традиционно хороша в ХХ веке, в условиях индустриального общества, когда образова-
ние представляла собой ориентацию на знание, умение, навыки, уходит в прошлое. В одном из своих интервью Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций 21 века, сказал: «Навыки 21 века — направление, привлекающее внимание многих образованных людей в настоящее время. Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В 21 же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека».
Сегодня мир развивается в несколько раз быстрее, чем развивается образование. Следует учесть, что гибкость не присуща системе образования как достаточно консервативной сфере общественных отношений. В условиях нынешнего кризиса стало очевидным что, традиционная система образования с ее существенно отложенными во времени эффектами не успевает перестраиваться под задачи цифровой трансформации. В связи с бурным развитием сегмента он-лайн-образования все большую значимость для образовательного процесса начинает приобретать многоканальность — возможность получать знания из разных источников, через офлайн и онлайн-каналы. Последний предусматривает использование образовательных ресурсов, открывающих доступ к качественному образовательному контенту вне границ государств, вне зависимости от финансового положения и социальных статусов. В этом
контексте для получения качественного образования и построения карьеры первостепенными становятся вопросы персональной мотивации и самодисциплины, объединяемые понятием «эмоциональный интеллект» — одним из ключевых элементов soft skills (гибких навыков). Настоящее образование начинается там, где есть внутренняя потребность учиться, интерес и креатив.
1. Ресурсы для дистанционного образования в странах СНГ
Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и развитие во многих странах мира системы дистанционного образования. Актуальность создания и функционирования подобной формы обучения для России и стран СНГ очевидна: дистанционное образование призвано сыграть жизненно важную роль в сохранении и развитии единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Стратегическая цель дистанционного образования, в этой связи, чрезвычайно актуальна — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.
В этой связи к основным направлениям деятельности по развитию дистанционных форм обучения в странах СНГ можно отнести:
— координацию усилий по взаимному признанию государствами ближнего зарубежья
дипломов о высшем и среднем образовании;
— согласование деятельности государственных органов управления образованием стран СНГ по лицензированию и аккредитации учебных заведений;
— создание нормативно-правовой базы для открытия совместных учебных структур стран СНГ;
— согласование стандартов дидактического и материально-технического обеспечения процесса внедрения дистанционных образовательных технологий на территории СНГ;
— совместное внедрение высшими учебными заведениями стран СНГ инновационных дидактических форм и передовых образовательных дистанционных технологий;
— решение проблемы языков преподавания на территории стран СНГ;
— координацию нормативных документов, учебных программ и тематических планов по направлениям обучения с учетом национально-государственной специфики стран СНГ.
Проведем анализ национальных учебных платформ и инструментов для организации дистанционного образования в национальном масштабе в период сильного воздействия глобальных угроз пандемии в разных странах:
Армения:
— Dasaran — Предоставляет бесплатный доступ к он-лайн-энциклопедии по школьным предметам, электронным книгам, конкурсам и играм для учащихся начальной и средней школы. Система создана совместными усилиями министерств образования, науки и культуры Республики Армения;
— Электронное обучение — портал электронного обучения Министерства образования с различными онлайн-курсами по предметной области;
— Негауаг — это комплексный веб-сайт по дистанцион-
ному образованию, содержащий ряд онлайн-ресурсов и инструментов, которые постоянно обновляются;
Азербайджан:
— Электронные ресурсы — хранилище бесплатных электронных учебников, электронных тестов, видеоуроков и электронного обучения, созданное правительством;
— Elektron Darslik Portali — Портал электронных учебников — Портал электронных книг, размещенный на сайте Министерства образования Азербайджана;
— Video.edu.az — сборник видеоуроков по всем школьным предметам и классам рекомендован Министерством образования для использования учениками во время закрытия временной школы.
Республика Беларусь:
— Znaj.by — платформа электронных сервисов для системы образования Беларуси, подключено более 100 000 аккаун-тов учащихся, родителей и свыше 50 000 аккаунтов учителей. Количество цифровых отметок превышает 40 миллионов.
Таджикистан:
— oer.cict.tj — открытая образовательная платформа, созданная Общественной организацией «Центр информационно-коммуникационных технологий» при поддержке Министерства образования и науки Республики Таджикистан, финансовой поддержке Международного Отделения Института «Открытое Общество» — Фонд Содействия в Таджикистане, и технической поддержке компании Tcell.
Туркменистан:
— образовательной платформы нет. Разработана Концепция развития цифровой образовательной системы, цель которой — обеспечение всех ступеней образования высококачественной электронной образовательной информацией, повышение качества образовательных услуг, совершенствование методики обучения.
Киргизстан:
— Ibilim — Открытый образовательный портал, одобренный Министерством образования Кыргызстана, с бесплатным доступом к онлайн-видео и аудио урокам для учащихся начальной школы по математике, кыргызскому, русскому, английскому языкам, музыке и искусству.
Грузия:
— EL.GE — платформа, поддерживаемая Министерством образования, науки, культуры и спорта, для преподавателей и студентов с тематическими ресурсами на основе национальной учебной программы;
— Телескола — телевизионная программа, которая предлагает увлекательные уроки по различным предметам для учащихся всех возрастов.
Казахстан:
— Kundelik — цифровая обучающая платформа с инструментами и материалами для представителей образовательных учреждений, а также учителей, учащихся, родителей и администраторов образовательных учреждений.
Латвия:
— Руководство Министерства образования — Руководство, разработанное Министерством образования по дистанционному обучению, со списком платформ и ресурсов для дистанционного обучения.
Эстония:
— Образование — Нация — Официальной платформы, созданной Министерством образования, не существует, однако Министерство рекомендует использовать набор цифровых решений, собранных по эстонской инициативе Education Nation;
— Министерство образования — Предоставляемая Министерством образования информация и ресурсы о закрытии школ и дистанционном обучении, включая список платформ для помощи в обучении на дому.
Литва:
— Naujienos — цифровая обучающая платформа с учеб-
ными средами, методическими материалами, учебными пособиями и другой школьной информацией.
Российская Федерация:
— Российская электронная школа — открытая образовательная платформа при поддержке Министерства образования России, предназначенная для учителей, учащихся и родителей, предоставляющая бесплатный доступ к высококачественным интерактивным урокам, практике и тестам по всем предметам с 1 по 11 класс;
Молдова:
— TV Moldova 1 — телеканал, предоставляющий образовательный контент для учащихся 9 и 12 классов для подготовки к государственным экзаменам.
Украина:
— Youtube Министерства образования — Министерство образования Украины предоставляет выбор онлайн-клас-сов во время кризиса корона-вируса.
2. Опыт Узбекистана
В Республике Узбекистан в последние годы, еще до начала мировой пандемии COVID-19, стало уделяться определенное внимание онлайн-обучению. В соответствии с Постановлением Президента Узбекистана Ширзиеева Ш.М. от 6 сентября 2018 года [12] в 2018 году предоставлено право всем вузам, учреждениям послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, независимо от их форм собственности и подведомственности, права организовывать дистанционное обучение. В результате была создана он-лайн-платформа (http://mt.edu.
на базе Центра внедрения электронного образования. На первом этапе дистанционное обучение планируется внедрять для заочного и вечернего направлений, а в последующих этапах — для других направлений. Параллельно Республиканская высшая школа бизне-
са и управления имени Беруни (https://rgsbm.uz/ru) при Национальном агентстве проектного управления при президенте также создает онлайн-плат-форму для предоставления обучающимся возможности освоить учебный материал независимо от места их пребывания в соответствии с их интересами, способностями и потребностями, развитием профессиональных навыков на основе использования информационных технологий.
2.1. Ресурсы в Республике Узбекистан
Рассматривая электронные ресурсы для системы образования мы наблюдаем, что основными ресурсами для дистанционного образования в Республике Узбекистан являются:
— Eduportal.uz — Официальный портал Министерства народного образования Узбекистана, который предоставляет учителям и ученикам бесплатный доступ к электронным учебникам, видеоурокам, тестам, виртуальным лабораториям, аудиоурокам, обучающим играм, планам уроков, экзаменам на выезд и другим методам обучения, учебные материалы для всех классов начальной и средней школы на узбекском и русском языках.
— Телеканалы. Три национальных телеканала транслируют образовательные программы для учащихся начальной школы, инициированные Министерством народного образования. Программы транслируются в течение всех дней недели на трех языках — узбекском, русском и английском вместе с переводом на язык жестов.
— UZEDU — Сборник ресурсов Министерства народного образования для облегчения обучения во время закрытия школ.
Вступая в третье десятилетие XXI века, человечество сталкивается с таким коли-
чеством проблем и вопросов, что действительно трудно понять, на чем сосредоточиться. В быстро меняющемся мире, называемом VUCA это — акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) [13] мы должны попытаться переориентировать его на устойчивое развитие, то есть на новый способ действий, направленный на улучшение нашей окружающей среды. Однако, изменение невозможно без обучения, так же как обучение невозможно без изменения.
2.2. Условия и перспективы развития дистанционного образования в Республике Узбекистан
Ответом Узбекистана на возникшие глобальный вызов 2020 года стала консолидация сформированного за годы независимости административного, организационного, технологического, финансового и кадрового потенциала. Не прерывая учебного процесса в школах, колледжах, лицеях и вузах страна перешла на дистанционное образование.
Факторами, позволившими в короткие сроки выполнить сложнейшие организационные задачи являются наличие развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, высокая скорость Интернета и конкуренция на рынке Интернет-услуг и услуг кабельного телевидения, свободный доступ населения к социальным сетям, высокая степень обеспеченности компьютерами и другой необходимой техникой. Кроме того, в Узбекистане хорошо развит рынок коммерческих образовательных услуг. Особо важное значение имеет наличие у каждой образовательной организации независимо от формы собственности своего Интернет-ресурса. Это школьные и университетские сайты, система «Кундалик»,
платформа Moodle и многочисленные образовательные и духовно-воспитательные каналы в социальных сетях. Повышается интенсивность использования национальных образовательных ресурсов Eduportal.uz и UZEDU. Ещё одним очень важным фактором является рост численности молодежи, на долю которой сегодня приходится больше 60% населения Узбекистана. Этот демографический дивиденд оправдает себя только при условии адекватных инвестиций в систему образования и создания условий высокого спроса на квалифицированную рабочую силу во всех отраслях и сферах экономики Узбекистана.
Мировой кризис заставил многие страны поставить вопрос технической модернизации во главу угла своего экономического развития. Наиболее важными направлениями модернизации системы образования Узбекистана должны стать смещение акцентов на достижение высокой коммерческой эффективности вузов, обеспечение востребованности выпускников на рынке труда и укрепление конкурентоспособности как отдельных учебных заведений, так и всей национальной системы образования.
Инноватизация национальных экономических систем смещает акценты в приоритетах социально-экономического развития. Социальные аспекты становятся не только прерогативой государства, но все больше влияют на скорость инновационных изменений. От уровня развития образования, здравоохранения и культуры зависит отношение общества ко всему новому и прогрессивному. Доступность услуг социальной сферы сегодня не рассматривается без вопроса о качестве этих услуг. Сегодня результаты реформ рассматриваются как факторы перехода к новому инновационному этапу развития. Об этом сви-
детельствуют конкретные достижения, так, Республика Узбекистан по охвату населения общим средним образованием, в частности начальным, находится в одном ряду с развитыми странами.
В системе высшего образования идут широкомасштабные и качественные преобразования. На 2020 год в стране функционирует 10090 школ в которых учится более 6 миллионов учеников, 1025 профессиональных колледжей (239,2 тысячи студентов) и 92 академических лицея (43,2 тысячи студентов). В 120 высших учебных заведениях обучается 441 тысяча студентов в бакалавриате и 9362 студента в магистратуре.
Остроту необходимости развития доступного дистанционного высшего образования доказывает разрыв в количестве учеников школ и студентов, обучающихся в вузах. Ежегодно из числа абитуриентов попадают на число студентов в результате вступительных испытаний только 10%. При этом несмотря на темпы роста рынка образовательных услуг, их доля в ВВП не достигает 4%. Достигнутые результаты создают основу развития инновационных технологий во всех сферах экономики в будущем. Но без учета глобальных тенденций оценить перспективы инновационного развития практически невозможно.
Мировые устойчивые макроэкономические факторы развития, влияющие на бизнес, экономику, общество, культуру и личную жизнь всех жителей планеты определяют основные направления движения, облик и суть изменяющегося общества. Чтобы понять сущность этого глобального явления достаточно привести в качестве примера такие повсеместно известные технологии как:
— компьютеризация, приобретающая глобальные масштабы;
— Интернет вещей — рост коммуникации устройств и гаджетов;
— Big Data — новый опыт и новые бизнес-модели благодаря применению интеллектуального анализа;
— Электронная и мобильная коммерция — рост количества срочных заказов;
— SoLoMo («социальный, локальный, мобильный») — объединение взаимодействующих мобильных технологий с географической привязкой;
— Лид-менеджмент — становится обязательным для каждого бизнеса;
— Электронные деньги — рост «параллельных» валют (таких как биткоин).
С использованием этих технологий получили импульс такие процессы как:
— объединение отдельных секторов рынка и целых рынков с образованием экосистем нового типа.
— преобразование бизнесов в открытые сети цепочек создания добавленной стоимости.
— сетевизация и цифровиза-ция постоянно требуют новых интерфейсов, программных оболочек и концепций использования. Работа, коммуникация и совместная жизнь постоянно ускоряются;
— сочетание умной мобильной электроники с товарами широкого потребления и прогнозирующим ПО упрощает бизнесу работу по определению потребностей населения, используемых для передачи им целевых предложений соответствующих продуктов и услуг.
— аналоговые» цепочки создания добавленной стоимости, наработанный практический опыт, продукты и услуги все более подвергаются цифрови-зации. Грядет бум новых бизнес-моделей. На рынке чуть ли не каждый день появляются новые социомедийные старта-пы. Электронная коммерция бьет рекорды, занимая все новые сектора рынка;
— поиск друзей, консультирование и продажи перемещаются в сеть. Социальные сети и тематические сообщества приобретают все большую важность в плане наработки клиентуры.
3. Образовательные ресурсы
3.1. Образовательные платформы в мире
Понятие «образовательная платформа» уверенно вошло в жизнь исследователей, педагогов и студентов. Образовательная web-платформа» — это ограниченный, личностно-о-риентированный интернет-ресурс или ограниченная интерактивная сеть, полностью посвященная вопросам образования и развития, непременно содержащая учебные материалы. Образовательные web- платформы предоставляют возможность получать знания, когда возникнет в нж потребность, не вькодя из дома. В целом образовательные web-платформы в мире — достаточно популярное и развитое явление. Это проявляется в вовлечении актуальный учебный программ с аналоговыми информационными ресурсами в образовательную практику университетов.
Широкую популярность приобрел проект Coursera [14], основанный в 2О12 г. профессорами информатики Стенфорд-ского университета Andrew Ng и Daphne Koller. Платформа Coursera сегодня мировой проект, объединяющий более 19О образовательные учреждений. Помимо Coursera в глобальной сети есть несколько десятков онлайн курсов, дающж возможность получить образование разный уровней через Интернет, учиться онлайн в ведущж университетак мира, пополнять и закреплять имеющиеся знания, участвовать в профессиональные олим-пиадаx, семинараx, конкур-саx, обмениваться знаниями и опытом с коллегами. Образо-
вательные платформы — одна из ниш в онлайн-образовании. Это большой диапазон самых разных проектов: от поддерживаемого государством, организованного наиболее крупными университетами отдельной страны до небольшого сайта, созданного педагогами и студентами в целях изучения одной дисциплины. Эти интернет-проекты позволяют создать виртуальное образовательное пространство учреждений и делают его доступным для всех интернет-пользователей. Главная цель образовательных платформ привлечь интерес обучающегося самостоятельно стремиться к знаниям и учиться новому.
На современном этапе развития технологий заинтересованному учащемуся доступна любая информация (историческая, философская, политологическая и т.д.), от многочисленных справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети «Интернет». Именно поэтому заинтересовать учащихся прежними средствами и приемами удается далеко не всегда. Новые возможности онлайн доступа к оцифрованным источникам порождают повышение спроса на расширение арсенала исследовательских инструментов, ориентированных на обработку и анализ вводимых в научных оборот информационных массивов, поиск релевантной информации. На наш взгляд, историк XXI века помимо базовых исторических знаний, должен обладать необходимыми в компетенциями (soft skills) в числе которых, умение работать удаленно, быть профессионалом big date — уметь собирать и распоряжаться с большим объемом информации, самообучаться , знать основы IT технологий и др.
Цель современного образования сформировать у обучающихся умение и навыки самообучения и саморазвития. И в этом плане образовательные
web —платформы имеют такое преимущество. Центром изучения истории и новых медиа Роя Розенцвайга (RRCHNM) при университете Джорджа Мейсона (США) были разработаны, в частности, два известных бесплатных программных продукта с открытым исходным кодом: Zotero и Omeka ориентированных на будущих историков. Zotero [15] — это программа, позволяющая подбирать в сети цитаты со ссылкой на источники, сохранять веб-страницы, видео, ссылки на релевантные материалы в Интернете, формировать персональные тематические библиографические списки, использовать теги и т.д. Omeka [16] — онлайн продукт, имеющий функции издательской веб-платформы, ориентированной на потребности музеев, исследователей, любителей истории, образовательных структур. Достоинством этой разработки является простота и доступность работы в данной программной среде в целях подготовки онлайн публикаций, создания цифровых коллекций. Использование технологий Web 2.0 при разработке сайтов историко-культурного содержания на платформе Omeka создает возможности для интерактивного режима и активного вовлечения пользователей при реализации проектов в русле публичной истории и открытого образования.
В 2018 году издание «THE» (Time higher education) опубликовало доклад, в котором был проведен опрос среди 45 университетов и 63% респондентов ответили, что, вероятнее всего только элитные университеты смогут перейти на онлайн преподавание к 2030 году. Но нынешние реалии показывают, что COVID-19 ускорил эту ситуацию как минимум на 10 лет и в чрезвычайных обстоятельствах мы вынуждены переходить на дистанционное, онлайн преподавание [17]. При онлайн обучении студенты
стали больше самостоятельно работать и развиваться. Сейчас в силу сложившейся ситуации, они вынуждены самостоятельно искать и анализировать, а также обобщать учебный материал.
Рассматривая электронные образовательные ресурсы в самом общем виде стоит считать или учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Следовательно, к таковым ресурсам можно отнести видеозаписи, аудиозаписи, учебные фильмы, презентации, инфограммы созданные в любом доступном формате. Существуют разнообразные классификации электронных образовательных ресурсов. Можно говорить об учебных (учебно-методический комплекс, учебник, учебное пособие, практикум, хрестоматия, рабочая тетрадь и проч.), учебно-методических (методические разработки, инструкции, контрольные работы и проч.) и научных (монографии, сборники трудов и проч.) электронных изданиях. По технологии распространения можно выделить локальные и сетевые электронные издания; по наличию печатного эквивалента — самостоятельные издания и аналоги печатных работ; по природе основной информации — текстовые, изобразительные, мультимедийные и программные продукты; по целевому назначению — учебные, справочные и научные электронные издания.
Как и любое средство образовательного процесса, электронные образовательные ресурсы обладают достоинствами и недостатками. Среди несомненных достоинств электронных образовательных ресурсов стоит отметить:
• широкие возможности создания наглядности;
• расширение возможностей инклюзивного образования;
• возможность самореализации студентов через процес-
сы моделирования, конструирования и прогнозирования проблем;
• формирование умений развитой деятельности учащихся (стратегической, исследовательской, проектной, сценической);
• создание преподавателем новым образовательных траекторий;
• усиление индивидуализации обучения;
• активизация познавательной деятельности учащегося;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• внесение изменений в системы традиционных форм обучения; организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;
• интерактивность;
• изменение содержания и характера деятельности студентов и педагогов;
• увеличение объема информации за определенный промежуток времени;
• учет специфики изучаемого предмета и др.
Спектр перечисленных достоинств позволяет утверждать, что в современных условиях обучение без использования электронных средств будет менее эффективным. При этом необходимо учитывать наличие определённых затруднений при внедрении электронных образовательных ресурсов. В частности, речь идет об обеспечении современной информационно-образовательной средой (цифровыми образовательными ресурсами; совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий; системой педагогических технологий для обучения в современной информационно-образовательной среде), создании индивидуальных компьютеризированных рабочих мест для студентов. Электронное обучение обладает и отрицательными последствиями: свертывание социальных
контактов между педагогом и учащимся, сокращение социального взаимодействия и общения, формирование индивидуализма и прочее [18].
Электронные ресурсы как средство обучения становятся инструментом преподавателя. Целесообразность его применения обуславливает такими обстоятельствами как:
а) мотив использования электронного образовательного ресурса должен быть значим как для преподавателя, так и для студентов.
б) электронные ресурсы должны быть направлены на достижение поставленных образовательных целей и обладать функциональной определенностью для ведущих способов деятельности субъектов учебного процесса.
в) электронный ресурс как средство обучения должен органически вписываться в методическую структуру учебного занятия.
г) применение электронных ресурсов в образовательном процессе должно быть системным.
3.2. Основные тренды в современной образовательной онлайн среде
Можно выделить несколько основных трендов в современной образовательной онлайн среде:
• Индивидуальные образовательные траектории. В основе лежит идея максимально персонализированного плана развития для каждого учащегося. В каждой теме есть базовые знания, изучение которых обязательно для успешного обучения. Но при этом возможность прокачивать дополнительные навыки по смежным темам значительно увеличивает ценность курсов. Модульная система поможет выстроить собственную траекторию роста и отсечь лишнюю информацию.
• Мобильность в обучении. На данный момент учащиеся не могут проводить 100% учеб-
ного времени за стационарным компьютером, у некоторых просто нет такового. Плюс мы уже привыкли использовать каждую свободную минуту для получения новой информации с экрана смартфона, и при создании курса стоит учитывать это. В дороге, перед сном или сидя в очереди — в любой непонятной ситуации можно учиться, если у курса есть мобильная версия.
• Переход на микроформаты. Полуторочасовые занятия, наполненные разрозненной информацией и тонной «воды», канули в лету. Теперь от аудитории идет запрос на короткие (10—15 минут) видео и небольшие текстовые выкладки с практическим заданием в конце. Главное, чтобы такие «короткометражки» были концентрированными по смыслу и освещали одну тему. Следует помнить, что нельзя объять необъятное. Если нужно дать большой объем информации, то стоит разделить его на части и создать серию из обучающих видео в микроформате, главное — вовремя остановиться.
• Больше обратной связи. Учащиеся должны чувствовать поддержку и связь с вашей командой. Они должны понимать, что не брошены на произвол судьбы и не оставлены один на один с программой. Необходимы кураторы, чтобы своевременно давать обратную связь, отвечать на неизбежно возникающие вопросы и разбирать домашние задания. Общение с наставниками поможет группе достичь желаемых результатов и снимет негатив, если он возникнет.
• Нетворкинг и активное сообщество учащихся. Обучение в группе предполагает не только общение с преподавателем, но и с другими учениками. Обмен опытом, знаниями и мнениями держит людей в едином информационном поле, помогающем лучше усваивать материал. Кроме того, нетвор-кинг — работающий способ
завести новые знакомства, заполучить деловых партнеров и даже завести новых друзей.
• Ориентир на практику. Зачем люди учатся? Чтобы в дальнейшем полученные знания превратить в доход, вряд ли захочется тратить свое время на бесполезную информацию, не имеющую отношения к действительности, поэтому важно включить в курс побольше практических кейсов и адаптировать их под текущую ситуацию, чтобы слушатели применили схемы в работе и начали зарабатывать (в идеале — уже во время обучения).
• Стажировка. Погружение в профессиональную среду станет тренировкой для новичков. Попробовать силы в реальных обстоятельствах и проявить себя — вот цель каждого начинающего специалиста. Дайте им такую возможность, и ценность программы возрастет в разы.
• Периодически выход в офлайн. Обучение в онлайн-ре-жиме — это практично, но не стоит забывать о живом общении. Сочетание двух форматов — онлайн и офлайн — дает лучшие результаты, чем погружение в тему исключительно через экран монитора. Встречи с лекторами и экспертами курса дают слушателям дополнительный заряд уверенности в себе и массу новых впечатлений.
• Разнообразие форматов в рамках одного курса. Не стоит зацикливаться на одном способе подачи информации, также не очень положительным является, если курс состоит исключительно из видероли-ков, аудиозаписей или текстов в pdf. Точное попадание будет, если информационный модуль включит в себя и видео, и тест, и лайфхаки, и учебные тетради, и другие виды освоения нового.
• Учиться через игры. Элемент юмора и расслабления благоприятно будет влиять на усвоение новой информа-
ции. Геймификация обучения привнесет элемент неожиданности в процесс и позволит аудитории слегка расслабиться и увлечься темой через игру.
Таким образом, перечисленные тренды будут работать на вас, если добавить к ним собственный опыт и действительно полезную информацию, в этом случае курс получит восторженные отзывы, и соответственно, результативность.
Стратегические цели развития высшего образования в Республике Узбекистан на новом этапе развития
4.1. Система высшего образования Республики Узбекистан.
Система высшего образования является приоритетным направлением, а именно, модернизация и сфера развития дистанционного образования. В республике Узбекистан функционирует 114 высших образовательных учреждений, из них 93 являются отечественными, 21 — зарубежными высшими образовательными учреждениями и их филиалами. В частности, за последние 3 года создано 6 высших образовательных учреждений и 17 филиалов, а также 14 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений. На основе предложений заказчиков кадров в Классификатор направлений и специальностей высшего образования включено 329 направлений образования и 582 специальности магистратуры. В 2019/2020 учебном году в 59 высших образовательных учреждениях внедрена заочная, в 10 высших образовательных учреждениях — вечерняя форма обучения.
Количество студентов, обучающихся по направлениям образования бакалавриата высших образовательных учреждений республики составляет 410 тысяч человек, по специальностям магистрату-
ры — 13 тысяч и за последние 3 года выросло в 1,7 раза. 54,8% студентов обучается по направлениям образования и специальностям гуманитарно-педагогической сферы знаний, 25,2% — производственно-технической, 5,2% — социальной сферы, экономики и права, 5,9% — сельского и водного хозяйства, 4,4% — здравоохранения и социального обеспечения, 4,5% — сферы услуг. 40,8% студентов магистратуры обучаются по направлениям образования гуманитарно-педагогической сферы знаний, 23,3% — производственно-технической, 13,3% — социальной сферы, экономики и права, 5,9% — сельского и водного хозяйства, 13,5% — здравоохранения и социального обеспечения, 3,2% — сферы услуг.
Параметры приема на 2019/2020 учебный год составили 121 тысячу и возросли на 18% по сравнению с прошлым годом, на 92% — с 2016 годом. Начиная с 2018/2019 учебного года в 16 высших образовательных учреждениях республики налажена деятельность по подготовке кадров на основе совместных программ образования в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями.
При Национальном университете Узбекистана созданы Центр развития нанотехноло-гий, Научно-исследовательский институт физики полупроводников и микроэлектроники, Институт биофизики и биохимии, Научно-практический центр интеллектуально-программных систем. Количество ученых советов в высших образовательных учреждениях по присуждению ученой степени составляет 84 (в 2017 году — 48). За последние 3 года в результате защиты 1 693 профессорами-преподавателями докторских диссертаций количество педагогических работников высших образовательных учреждений, имеющих научную
степень, достигло 9 636 человек (из них 2 130 — доктора наук (DSc), 7 506 — кандидаты наук (PhD), а также достигнут рост научного потенциала высших образовательных учреждений республики на 5,1 процента.
За последние 3 года обеспечено прохождение 1611 профессорами-преподавателями высших образовательных учреждений стажировок и повышения квалификации в зарубежных высших образовательных учреждениях. В рамках международного сотрудничества 112 молодых людей приняты на обучение по специальностям магистратуры и 51 — в докторантуру зарубежных высших образовательных и научных учреждений.
Через фонд «Эл-юрт умиди» 46 профессорам-преподавателям обеспечено прохождение стажировок в Канаде, Великобритании и Италии. В 2017— 2019 годах к образовательному процессу привлечено 1 154 зарубежных высококвалифицированных педагогических работника и ученых (94 — из США, 445 — из стран Европы, 299 — из стран Азии, 316 — из государств СНГ). Базовые должностные оклады профессоров, имеющих ученую степень доктора наук в высших образовательных учреждениях, повысились в 3,2 раза по сравнению с 2016 годом. Стратегическими целями развития системы высшего образования являются [19]:
— повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитие человеческого капитала на основе требований рынка труда для модернизации и стабильного социально-экономического развития страны;
— создание необходимых условий для повышения уровня охвата высшим образованием, подготовки высококвалифицированных, креативно и системно мыслящих кадров на основе международных стандартов;
— формирование здоровой конкурентной среды, повышение привлекательности и обеспечение конкурентоспособности сферы на международном уровне.
Развитие системы высшего образования осуществляется на основе следующих приоритетных направлений исходя из долгосрочных целевых перспективных задач:
— расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием;
— внедрение цифровых технологий и современных методов в учебный процесс;
— повышение действенности духовно-просветительской и воспитательной работы;
— активное привлечение заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов;
— повышение результативности научно-исследовательской деятельности в высших образовательных учреждениях, широкое привлечение молодежи к научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры науки;
— обеспечение финансовой независимости и стабильности высших образовательных учреждений, укрепление материально-технического обеспечения;
— системное развитие высших образовательных учреждений и совершенствование их управленческой деятельности;
— борьба с коррупцией, внедрение действенных механизмов обеспечения прозрачности;
— повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования, обеспечение ее признания на международном уровне и конкурентоспособности.
В целях внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и современных методов проводятся следующие мероприятия как: организация
системы подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для цифровой экономики; создание дополнительных условий для обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров; индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебина-ра, онлайн, «blended learning», «flipped classroom»; организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий; внедрение в практику платформы «Е-MINBAR» с возможностью он-лайн наблюдения и освоения лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование "облачных технологий" в образовательных процессах; широкое внедрение системы электронных библиотек с возможностью дистанционного пользования ими, расширение возможностей непрерывного повышения профессиональной квалификации студентов путем организации пользования ими библиотечным фондом и базами данных после завершения обучения в высших образовательных учреждениях; ускорение создания национальных электронных образовательных ресурсов, организация работ по переводу зарубежных электронных образовательных ресурсов, поэтапное увеличение удельного веса электронных ресурсов в образовательном процессе, создание электронной учебной литературы, а также системы размещения в библиотеках информации по электронным ресурсам с помощью QR-кода
с целью загрузки электронной учебной литературы на мобильные устройства; создание электронной базы научно-технической информации, состоящей из материалов конференций, выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций высшего образовательного учреждения, широкое внедрение пользования системой антиплагиата с целью сохранения новизны научно-технической информации в будущем; развитие использования современных программных продуктов в образовательном процессе, широко применяемых на международном уровне, исходя из специфики направлений и специальностей образования; резкое сокращение количества разных отчетов и информации, получаемых из высших образовательных учреждений, отказ от использования бумажной формы их составления, поэтапный переход на платформу «Электронный университет», обеспечивающую перевод системы управления, учебного процесса, библиотек и документооборота в электронный формат, внедрение электронной системы мониторинга эффективности деятельности участников образовательного процесса; введение в действие единой информационной регулярно обновляемой платформы высшего образования — «Информационная система управления высшим образованием» при содействии международных финансовых организаций, отражающей в себе учебно-методические, нормативно-правовые и статистические данные в сфере высшего образования, а также сведения по оказанию государственных интерактивных услуг, предусмотрев в ней возможность приема в режиме онлайн объявлений и заявлений на конкурсы, проводимые на замещение вакантных должностей; налаживание ведения постоянно обновляемой элек-
тронной базы (Student Record System), отражающей в себе сведения о педагогических работниках, студентах бакалавриата и магистратуры, докторантах высших образовательных учреждений с созданием на ее основе национальной системы.
В развитии системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусматривается достижение следующих результатов путем выполнения задач, установленных в рамках Концепции:
— обеспечение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования и организации деятельности филиалов государственных и негосударственных, в частности престижных зарубежных, высших образовательных учреждений в регионах, создание в сфере конкурентной среды;
— преобразование Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета во флагманы высших образовательных учреждений страны;
— достижение включения не менее 10 высших образовательных учреждений страны в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в первые 500 позиций данного перечня;
— поэтапный перевод учебного процесса в высших образовательных учреждениях на кредитно-модульную систему;
— внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого
направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта;
— поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных занять свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики страны;
— обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений;
— поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;
— создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансфертных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по изучению и прогнозированию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;
— обеспечение опубликования статей профессоров-преподавателей, научных соискателей, докторантов, студентов бакалавриата и магистратуры высших образовательных учреждений в авторитетных международных научных журналах с высоким импакт-фактором, увеличения показателей ци-тируемости статей, а также поэтапного включения республиканских научных журналов в международную базу научно-технических данных;
— превращение системы высшего образования Узбекистана в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии;
— повышение инвестиционной привлекательности высшего образования, привлечение зарубежных образовательных и научных технологий;
— развитие на основе пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания студенческой молодежи;
— улучшение инфраструктуры и материально-технической базы высших образовательных учреждений;
— налаживание взаимовыгодного сотрудничества образования с производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами;
— повышение уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, улучшение инфраструктурных условий для них.
Президент Республики Узбекистан выдвинул пять инициатив [20].
1. усиление интереса молодежи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства;
2. охват молодежи спортом, создание необходимых условий для этого;
3. организацию эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета;
4. повышение духовности молодежи, широкую пропаганду чтения;
5. обеспечение занятости женщин.
По каждой инициативе разработан проект программы мер, реализация которых намечена в 2019—2020 годы. Проект программы по первой инициативе предусматривает
привлечение 2 миллионов молодых людей от 14 до 30 лет к культуре и искусству.
В детских школах музыки и искусства планируется открыть дополнительные классы, а в центрах культуры — кружки инструментального, вокального исполнения и изобразительного искусства, самодеятельные театральные группы и детские ансамбли. Сформирован адресный перечень центров культуры, которые построят, реконструируют или капитально отремонтируют. Проект программы мер по реализации второй инициативы предусматривает строительство в ближайшие два года в каждом районе малых спортивных залов с использованием легких конструкций и сендвич-пане-лей. Проект программы мер по третьей инициативе предлагает открытие учебных центров по цифровым технологиям с бесплатным обучением. Около 19 тысячам объектов социальной сферы проведут высокоскоростной интернет. Проект программы мер по четвертой инициативе предусматривает доставку в каждый регион по 1 миллиону художественных, исторических и научно-познавательных книг. Намечены реконструкция и капитальный ремонт информационно-библиотечных центров и открытие народных библиотек по инициативе предпринимателей. Проектом программы мер по пятой инициативе запланировано открытие в каждом районе швейно-трикотажных предприятий и обеспечение женщин работой.
4.2. Интернет ресурсы для дистанционного образования, доступные в Узбекистане
В республике Узбекистан на данный момент доступные Интернет-ресурсы для дистанционного образования:
• https://uzedu.uz — сайт Министерства народного образования работает в тестовом режиме. Министерство разра-
ботаны и размещены на сайте рекомендации уроков для самостоятельного обучения учащихся во время каникул. Сайт интегрирован с такими Интернет-платформой как Khan Academy, где размещены бесплатные учебные ресурсы по всем школьным предметам. Кроме того, сайт предлагает прямой выход на ведущие образовательные ресурсы Узбекистана:
• https://edumarket.uz/ обучающая интерактивная платформа. Есть приложение для мобильных телефонов и планшетов.
• https://kitob.uz/ — республиканская детская библиотека https://eduportal.uz — Информационный портал Министерства Народного образования. Основной задачей портала является распространение информационных образовательных ресурсов, разработанных центром развития мультимедийных образовательных программ, а также другими учреждениями системы народного образования.
• Online Maktab — портал образовательных ресурсов по общеобразовательным предметам, учебной программе и вне их предметам и возможность обучения на учебных курсах, автоматическое формирование рейтинга общеобразовательных учреждений, преподавателей и учащихся на основе деятельности в системе maktab. uzedu.uz — массовый онлайн-открытый курс нацелен на то, чтобы охватить все учебные заведения Республики в будущем. Данная система была внедрена в целях поддержки учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и повышения качества образования. В результате проекта преподаватели и учащиеся получат доступ к инновационным методам освоения учебных материалов посредством информационных технологий.
• Utube.uz. — образовательный вилеопортал с большой
коллекцией видеофайлов: клипы, фильмы, мультипликация, рекламные ролики, образовательные материалы и другие видеосюжеты. Теги: образование клипы фильмы мультипликация рекламные ролики образовательные материалы.
• tas-ix; www.txt.uz — библиотека электронных книг с обширной тематикой — компьютерная литература, наука и образование, технические издания, дом и семейный очаг, художественная литература, периодические журналы.
• http://idum.uz/ — мега портал для учителей и учеников, на котором можно найти тесты, разработки уроков, видео уроки, аудио уроки, презентации, рефераты, игры, андроид приложения, лабораторные уроки, список университетов Узбекистана.
• http://multimedia.uz/ Центр развития мультимедийных общеобразовательных программ создан при Министерстве Народного Образования (МНО), для решения задач по разработке электронных обучающих мультимедийных приложений, для адаптированы и локализации ранее разработанных электронных обучающих ресурсов и изданий с других языков.
• http://www.ziyonet.uz/ — Сеть ZiyoNET предлагает пользователю огромный архив информационно-образовательных ресурсов, новостные и справочные материалы, мультимедийные и видео файлы и многое другое.
• http://alif.uz/ — сайт осуществляет транслитерацию узбекских текстов с кириллицы на латинский алфавит и обратно. http://solver.uz/ — русско-узбекский онлайн словарь-переводчик, блог, вопросы-ответы.
• http://www.kplus.uz/ электронная газета «Карье-ра+», опосредующая связь между работодателями, соискателями и образовательными организациями. Помещена
информация работодателей и портфолио соискателей работа и образование в Узбекистане, горячие вакансии, обучение, работа.
• http://grantlar.uz/ — сайт с информацией о грантах и стипендиях в зарубежных вузах.
• http://sensus.uz/ — учебные центры Sensus предлагают международную систему обучения иностранным языкам.
• http://kingsacademy.uz/ — учебный центр иностранных языков, деятельность которого направлена на поощрение образования и профессиональной подготовки в сообществе, помогая нашим клиентам общаться на иностранных языках.
• http://dtm.uz/ — Государственный Центр Тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистана размещает на сайте документы и правила, новости и статьи.
• http://maqollar.uz/ — размещены пословицы на узбекском, русском, английском. Сайт интегрирован с мессен-джерами.
• http://adolatnashr.uz/ Центр правовой информации «Адолат» Министерства юстиции Республики Узбекистан.
• http://meros.uz/ — культурное наследие Узбекистана.
• http://temurtuzuklari.uz/uz — уложение Темура.
• http://geom.uz/ — задачи по геометрии.
• http://geografiya.uz/ — сайт предназначен для изучения географии.
• http://uz-translations.uz/ — сборник методических материалов для изучения иностранных языков. Сайт интегрирован с зарубежными лингвистическими ресурсами и мессенджерами.
• http://www.e-tarix.uz/ — мировая история и история Узбекистана.
• http://e-adabiyot.uz/ классическая литература.
• http://eka.uz/ — электронный дневник, обеспечивающий доступ в режиме ре-
ального времени к учебной информации родителей и учеников.
• https://kursy.uz/ справочник курсов и учебных центров дополнительного образования, где сконцентрированы лицензированные учебные курсы, предлагающие обучение по востребованным специальностям и навыкам. Это изучение иностранных зыков, профессиональные курсы, подготовительные для поступления в вузы Узбекистана и других стран, курсы по интереса, бизнес-курсы, танцы, спорт и фитнес, курсы личностного роста и психологические тренинги.
• https://www.yellowpages. uz/rubrika/vysshie-uchebnye-zavedeniya — список вузов Узбекистана со ссылками на их Интернет-сайты.
Начиная с 30 марта 2020 года к образовательной Интернет-среде подключились телевизионные каналы Национальной телерадиокомпании Узбекистана начали вещание видеоуроков в соответствии с учебным планом и по школьному расписанию: для учеников 1—4 классов будут вещаться на канале «Ёшлар», 5—8 классов — «Оилавий», 9—11 классов — «Мадани-ят ва маьрифат» и практические занятия — «Дунё буйлаб». Классные руководители и учителя-предметники должны общаться с учениками и родителями по телефону или с помощью мессенджеров, предоставляя им дополнительные рекомендации.
Департамент по работе с одаренной молодёжью по предметным олимпиадам запущена Информационная система подачи заявок на онлайн олимпиаду и формирования базы одаренных учащихся — olympiad.uzedu.uz [21].
С 2020—2021 года намечено внедрение дистанционного образования в вузах Узбекистана. Новая форма обучение будет в столичном вузе информацион-
ных технологий, Ташкентском государственном педагогическом университете и Ташкентском государственном юридическом университете. Главным преимуществом дистанционной формы обучения является возможность предоставления образовательных услуг неограниченному числу студентов на расстоянии, с помощью современных интерактивных технологий.
Вывод
В целом электронные образовательные ресурсы в современном образовательном процессе являются неотъемлемой частью и имеют ряд достоинств. Электронные образовательные ресурсы представляют собой комплекс конспектов лекций, глоссарий, перечень необходимых дат, презентаций и др. Необходимо отметить широкие возможности интерактивности при использовании указанных ресурсов: электронные курсы лекций с возможностью перехода между разделами, перехода к нужной части раздела, поиска по ключевому слову; варианты тестирования.
Несмотря на многие достоинства электронные образовательные ресурсы имеют и ряд недостатков. К проблемам локальных электронных образовательных ресурсов можно, во-первых, отнести то, что они требуют дополнительного оборудования, соответствующего носителю, прямую связь с сетью (ее отсутствие сразу делает его недоступным), а также проблемы с регистрацией, привязки его к определенному сайту, защиты и т.д. К тому же, данный вид электронного ресурса является очень затратным для препода-
вателя, т.к. требует множества технических манипуляций и ставит процесс создания пособия в зависимость от технических средств [22]. В то же время, в современных условиях это один из наиболее востребованных видов электронных пособий. Преимущества открытых электронных пособий заключаются в том, что они представляют собой живой организм. Преподаватель в процессе компоновки материалов может варьировать как их структуру, так и наполнение. Кроме того, такие ресурсы позволяют подключить к работе над ним обучающихся, мотивируя их интерес к дисциплине и формируя необходимые педагогические компетенции для будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в сложившихся условиям многие страны переходят на цифровые и электронные средства обучения, на примере Республики Узбекистан показаны основные интернет-ресурсы, которые способствуют эффективности системы профессиональной подготовки бакалавров. При комбинировании разнообразных технологий и форм обучения результативность увеличивается, а процесс внедрения любой новой образовательной технологии в учебный процесс является непростой задачей. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются. Гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения — лучший способ повысить каче-
ство обучения. Перспективные информационные технологии обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, аккумулируемой или извлекаемой информации, создаваемой и используемой в образовательном процессе.
В целом электронные образовательные ресурсы в современном образовательном процессе являются неотъемлемой частью и имеют ряд достоинств, которые позволяют утверждать, что в современных условиях обучение без использования электронных средств будет менее эффективным.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что кризис пошел на пользу образованию. Безусловно, после пандемии высшее образование уже не будет прежним. Эксперты по образовательной политике считают, что после её окончания учебные заведения не захотят полностью возвращаться к привычному формату обучения. Онлайн-образование или дистанционное образование в формате цифровых образовательных платформ, резко вырвавшись вперед, создаст конкуренцию традиционному образованию. XXI век уже назван веком информационных технологий. Сегодня сложилась беспрецедентная ситуация, такого не было уже достаточно давно, чтобы весь мир ушел на карантин. И несмотря на все негативные последствия данной ситуации для здоровья людей, для экономики, это определенный знаковый период для всей сферы образования. Потому, как мы уже убедились, нет пути назад, достигнута точка не возврата, и мы все переходим на совершенно новые форматы преподавания и обучения.
Литература гуманитарной информатики // Научно-образо-
1. Кижнер И. А., Рудов И.Н., Румянцев М.В., вательный журнал «История». 2016. С. 137-171.
Хлебопрос Р.Г. Конференция Digital Humanities. 2. Макарова Н. Н., Чернова Н.В., Староду-
перспективы и вызовы для развития сообщества бова О. Ю. История культуры России IX-XXI
вв. [Электрон. ресурс]. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2015.
3. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8-23.
4. Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6(36). С. 105-113.
5. Попова Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и перспективы // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 34-44.
6. Пономарева Л.Д., Дорфман О.В. Методическая компетентность учителя русского языка в современной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. № 1. С. 18-23.
7. Бородкин Л. И. Моделирование исторических процессов: от реконструкции реальности к анализу альтернатив. Очерки истории // Научно-образовательный журнал «История» 2016. 304 с.
8. Бородкин Л. И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историкокуль-турного наследия? Историческая информатика // Научно-образовательный журнал «История». 2012. № 1. С. 14-21.
9. Веризов Т.Г., Костина Е.А. Образовательные веб-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 39-49.
10. Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения Серия «История» // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 5-12.
11. Гарскова И. М. Информационное обеспечение гуманитарных исследований в цифровую эпоху: модели формирования и развития // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 76-86.
12. Постановление Президента РУз Мирзи-еева Ш.М. от 06.09.2018 г. О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области корпоративного, проектного управления и государственных закупок. Режим доступа: http://uza.uz/ru/documents/o-dopolnitelnykh-merakh-po-sovershenstvovaniyu-sistemy-podgo-06-09-2018.
13. Bennis, Warren; Nanus, Burt. Leaders: Strategies for Taking Charge. 1985.
14. Coursera. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.coursera.org/lecture/atc21s/5-3-interview-patrick-griffin-and-esther-care-discuss-cps-slXcc.
15. Zotero. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.zotero.org.
16. Omeka. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://omeka.org.
17. Бородкин Л.И. Историк и мир (больших) данных: вызовы цифрового поворота [Электрон. ресурс] // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 14-30. DOI: 10.7256/25857797.2019.3.31383. Режим доступа: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=31383.
18. Махмутходжаева Л.С. Преподавание во время кризиса - новые тренды // Сборник трудов XIV международной научно-практической конференции «Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики». Минск. 2020.
19. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение №1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. № УП-5847) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nrm. uz/contentf?doc=602370_&products=1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana.
20. Пять инициатив: до 2020 года правительство намерено привлечь в культуру и искусство два миллиона молодых людей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nuz. uz/politika/39753-pyat-iniciativ-do-2020-goda-pravitelstvo-namereno-privlech-v- kulturu-i-iskusstvo-dva-milliona-molodyh-lyudey.html.
21. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я., Абдулла-ева Ш.Р., Сидикова Ф.Х., Абирова Г.Р., Мах-мутходжаева Л.С., Мамаева М.Э., Архангельская Е.Г.; под ред. Академика АН РУз К.Х. Абдурахманова. Организация дистанционного образования в современных условиях. Т.: Ташкентский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. 192 с.
22. Макарова Н.Н., Чернова Н.В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 474-488.
References
1. Kizhner I.A., Rudov I.N., Rumyantsev M.V., Khlebopros R.G. Conference Digital Humanities. prospects and challenges for the development of the humanities informatics community. Nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya» = Istoriya scientific and educational journal. 2016: 137-171. (In Russ.)
2. Makarova N.N., Chernova N.V., Starodubova O.Yu. History of Russian culture in the 9th-21st centuries [Internet]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. 2015. (In Russ.)
3. Mozhayeva G.V. Digital Humanities: digital turn in the humanities. Gumanitarnaya informatika= Humanitarian informatics. 2015; 9: 8-23. (In Russ.)
4. Chernova N.V., Makarova N.N. Visual teaching methods and design techniques at a history lesson. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects for science and education. 2018; 6(36): 105-113. (In Russ.)
5. Popova N.Ye. The use of multimedia tools in teaching: problems and prospects. Vestnik novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2015; 3: 34-44. (In Russ.)
6. Ponomareva L.D., Dorfman O.V. Methodological competence of a teacher of the Russian language in the modern educational environment. Gumanitarno-pedagogicheskiye issledovaniya = Humanitarian and pedagogical research. 2017; 1: 18-23. (In Russ.)
7. Borodkin L.I. Modeling of historical processes: from the reconstruction of reality to the analysis of alternatives. Essays on history. Nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya» = Istoriya scientific and educational journal. 2016. 304 p. (In Russ.)
8. Borodkin L.I. Digital history: the use of digital media in preserving the historical and cultural heritage? Historical informatics. Nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya» = Scientific and educational journal «Istoriya». 2012; 1: 14-21. (In Russ.)
9. Verizov T.G., Kostina Ye.A. Educational web technologies in the preparation of bachelors and masters of pedagogical education. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2016; 4: 39-49. (In Russ.)
10. Volodin A.Yu. Digital Humanities (digital humanities): in search of self-determination Series «History». Vestnik Permskogo universiteta = Bulletin of Perm University. 2014; 3: 5-12. (In Russ.)
11. Garskova I.M. Information support of humanitarian research in the digital era: models of formation and development. Vestnik Permskogo universiteta = Bulletin of Perm University. 2014; 3: 76-86. (In Russ.)
12. Postanovleniye Prezidenta RUz Mirziyee-va Sh.M. ot 06.09.2018 g. O dopolnitel'nykh merakh po sovershenstvovaniyu sistemy podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii kadrov v oblasti korporativnogo, proyektnogo upravleniya i gosudarstvennykh zakupok = Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan Mirziyoyev Sh.M. of 09/06/2018 On additional measures to improve the system of training, retraining and advanced training of personnel in the field of corporate, project management and public procurement. Available from: http://uza. uz/ru/documents/o-dopolnitelnykh-merakh-po-sovershenstvovaniyu-sistemy-podgo-06-09-2018. (In Russ.)
13. Bennis, Warren; Nanus, Burt. Leaders: Strategies for Taking Charge. 1985.
14. Coursera. [Internet]. Available from: https:// www.coursera.org/lecture/atc21s/5-3-interview-patrick-griffin-and-esther-care-discuss-cps-slXcc.
15. Zotero. [Internet]. Available from: https:// www.zotero.org.
Сведения об авторе
Луиза Сайфулловна Махмутходжаева
К.и.н, Доцент
Ташкентский филиал Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова, Ташкент, Республика Узбекистан Эл. почта: food-system@yandex.ru
16. Omeka. [Internet]. Available from: https:// omeka.org.
17. Borodkin L.I. The Historian and the (Big) Data World: Challenges of the Digital Turn [Internet]. Istoricheskaya informatika = Historical informatics. 2019; 3: 14-30. DOI: 10.7256/25857797.2019.3.31383. Available from: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=31383. (In Russ.)
18. Makhmutkhodzhayeva L.S. Teaching during the crisis - new trends. Sbornik trudov XIV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennyye innovatsionnyye tekhnologii i problemy ustoychivogo razvitiya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki» = Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference «Modern innovative technologies and problems of sustainable development in the digital economy». Minsk. 2020.
19. Kontseptsiya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda (Prilozheniye N1 k Ukazu Prezidenta RUz ot 08.10.2019 g. N UP-5847) = Concept for the development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan until 2030 (Appendix N1 to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 08.10.2019 N UP-5847) [Internet]. Available from: https:// nrm.uz/contentf?doc=602370_&products=1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana.
20. Pyat' initsiativ: do 2020 goda pravitel'stvo namereno privlech' v kul'turu i iskusstvo dva milliona molodykh lyudey = Five initiatives: by 2020, the government intends to attract two million young people to culture and art [Internet]. Available from: https://nuz.uz/politika/39753-pyat-iniciativ-do-2020-goda-pravitelstvo-namereno-privlech-v- kulturu-i-iskusstvo-dva-milliona-molodyh-lyudey.html.
21. Zokirova N.K., Khodzhayeva M.YA., Abdullayeva SH.R., Sidikova F.Kh., Abirova G.R., Makhmutkhodzhayeva L.S., Mamayeva M.E., Arkhangel'skaya Ye.G.; pod red. Akademika AN RUz K.KH. Abdurakhmanova. Organizatsiya distantsionnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh = Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan K.Kh. Abdurakhmanov. Organization of distance education in modern conditions. Tashkent: Tashkent branch of the PRUE G.V. Plekhanova, 2020. 192 p.
22. Makarova N. N., Chernova N. V. Experience of using electronic educational resources in the process of teaching the history of Russia at the university. Perspektivy nauki i obrazovaniya= Prospects for science and education. 2019; 3(39): 474-488.
Information about the author
Luiza S. Makhmutkhodjaeva
Cand. Sci. (Historical), Associate Professor
Plekhanov Russian University of Economics, Tashkent branch, Tashkent, Uzbekistan E-mail: food-system@yandex.ru