Научная статья на тему 'НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ОХВАТ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Октябр Дусткабилович, Хужакулов Абдулазиз Хаким Угли, Шомуротов Бахром Хусанович, Рахимова Дилрабо Октябровна

Современное высшее образование в Узбекистане сегодня все больше обращает внимание на возможности применения в учебном процессе цифровых технологий. Указано, что повысить уровень охвата высшим образованием можно широким внедрением цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс, индивидуализацией образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитием дистанционных образовательных услуг. В статье представлен анализ отличий дистанционного образования от очной и заочной форм обучения. Названы основные образовательные технологии, являющиеся условием успешной реализации дистанционного обучения в вузе. Проанализированы особенности дистанционного обучения студентов, выявлены проблемы в организации учебного процесса с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимов Октябр Дусткабилович, Хужакулов Абдулазиз Хаким Угли, Шомуротов Бахром Хусанович, Рахимова Дилрабо Октябровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Рахимов О.Д.1, Хужакулов А.Х.2, Шомуродов Б.Б.3, Рахимова Д.О.4

1Рахимов Октябр Дусткабилович - кандидат технических наук, профессор; 2Хужакулов Абдулазиз Хаким угли - ассистент;

3Шомуротов Бахром Хусанович - ассистент, кафедра экологии и охраны труда;

3Рахимова Дилрабо Октябровна - стажер-преподаватель, кафедра бизнеса и инновационного менежмента, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: современное высшее образование в Узбекистане сегодня все больше обращает внимание на возможности применения в учебном процессе цифровых технологий. Указано, что повысить уровень охвата высшим образованием можно широким внедрением цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс, индивидуализацией образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитием дистанционных образовательных услуг. В статье представлен анализ отличий дистанционного образования от очной и заочной форм обучения. Названы основные образовательные технологии, являющиеся условием успешной реализации дистанционного обучения в вузе. Проанализированы особенности дистанционного обучения студентов, выявлены проблемы в организации учебного процесса с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств.

Ключевые слова: охват высшим образованием, дистанционное образование, дидактическая поддержка, электронные ресурсы, информационно-образовательная среда.

ЕЮ1: 10.24411/2413-7081-2021 -10301

Указом Президента Узбекистана от 9 октября 2019 года, утверждена концепция развития системы высшего образования в Узбекистане до 2030 года [1]. Концепция определяет стратегические цели, приоритетные направления, задачи, этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основанием для разработки отраслевых программ и комплекса мер в данной сфере. В соответствии с ней, планируется поэтапный переход учебного процесса на кредитно-модульную систему и преобразование системы узбекского высшего образования в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии. Также в документе указано, что планируется создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиции и внедрение в практику пяти инициатив, включающих комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания студенческой молодежи, повышение уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, с улучшением инфраструктурных условий для них. В концепции указано текущее состояние системы высшего образования и имеющиеся проблемы. Как указано в документе, одно из важнейших проблем является низкий уровень охват высшим образованием. По данным Всемирного банка, охват высшим образованием в Узбекистане снижался в последние годы и составил только 9% в 2017 году (от соответствующей возрастной категории населения), в 2019 году этот

показатель достигло 20 %, а в 2020 году до 25 %. Вместе с тем, широко признано, что образование, в том числе высшее, играет ведущую роль в улучшении качества жизни людей и стран. Не имея доступа и финансовых ресурсов, сегодня развивающиеся страны представляют собой образовательную «пустыню», в то время как развитые государства имеют огромный доступ к информации и знаниям. Несомненно, что любые изменения в образовании могут оказать положительное влияние на качество жизни [2, 3] и качество образования [4, 5].

Повышение уровня охвата высшим образованием можно широким внедрением цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс, индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, «blended learning», «flipped classroom» а также организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

В Узбекистане все сферы, включая систему образования, движутся в направлении цифровизации и Узбекистану придется адаптироваться к новым реалиям. Пандемия привела к беспрецедентному по своим масштабам эксперименту, когда все уровни образования по всему миру либо прекратили свою деятельность на определенный период, либо попытались обеспечить беспрерывный процесс обучения при помощи цифровых технологий, т.е. дистанционно. В сложившихся условиях, вызванных глобальным распространением коронавирусной инфекции, вся страна была вынуждена экстренно перейти на дистанционную форму профессионального взаимодействия. В период карантинных условий Узбекистан запустил дистанционные уроки для учащихся школ, которые транслировались на национальном телевидении. Высшим образовательным учреждениям пришлось использовать креативность, чтобы обеспечить преподавателей и учащихся системами управления обучением, такими как Moodle, Zoom и платформами конференц-связи для связи со студентами. Экстренность введения дистанционного обучения выявила, прежде всего, неподготовленность студентов и преподавателей вуза к ведению занятий в таком формате. Особую сложность это вызвало у преподавателей в возрасте за 60 лет, а более молодое преподавателей успешно ориентируется в выборе платформы Moodle и Zoom. Несмотря на то, что в данный момент основная масса студентов очной формы обучения перешла на дистанционный формат изучения дисциплин, следует отметить возможности использования интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы студентов. Именно в процессе самостоятельной работы студент становится активным участником учебного процесса [6]. В этих условиях Метод проектной деятельности наиболее успешно может применяться в качестве задания самостоятельной работы студентов [7]. Студенту в системе дистанционного обучения необходимо уметь четко формулировать учебные цели, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Но, в настоящее время есть плюсы и минусы организации дистанционного образования. Дистанционная система обучения обладает следующими особенностями: обучением в индивидуальном порядке, свободой и гибкостью управления временем, доступностью для всех, социальным равноправием, творчеством, низким эмоциональном напряжением, минимальными стрессовыми ситуациями. К числу несомненных достоинств дистанционного обучения относится тот факт, что студент может учиться тогда, когда ему это удобно, в любое время суток. Интенсивность и продолжительность занятий он регулирует самостоятельно, и это тоже немаловажно. Главным преимуществом дистанционного обучения является смещение акцента с вербальных методов обучения на методы творческой деятельности. Возможности дистанционного обучения позволяют шире, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал изучаемых дисциплин [8].

Дистанционное обучение в вузах Узбекистана пока еще не развито. Организация дистанционного образования в вузах Узбекистана могло бы обеспечить доступ к высшему образованию для многих желающих, преодолевая территориальные и временные ограничения, кроме этого дистанционное обучение снижает стоимость образовательных услуг, что даёт возможность семьям с ограниченными финансовыми возможностями получать высшее образование по желаемой специальности. На данный момент дистанционное образование претендует на особую форму образования наряду с очной, заочной и вечерной. Дистанционное образование имеет большой потенциал для решения этих проблем путём расширения возможности доступа большого количества людей к качественному образованию, в том числе, и женщин, людей с ограничёнными возможностями, а также детей из бедных семей [9].

Главными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются следующие [10]:

- режим обучения студентов строится сообразно месту жительства либо работы;

- график учебного процесса изменяется в соответствии с курсом обучения и может быть в достаточной степени свободным при открытом образовании, или привязанным к ограниченной численности контрольных точек (сдаче экзаменов, онлайн-сеансам с педагогом), или к групповым занятиям, или к лабораторным работам на оборудовании, которые могут быть даже удаленными;

- контакты с педагогом устанавливаются через средства телекоммуникаций.

Главными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения

являются следующие [11]:

- постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

- возможность организации обсуждений, общей работы над планами в ходе изучения образовательного курса;

- передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и продолжительность.

В настоящее время нормативно-правовая база дистанционного образования в Узбекистане неопределена. Дистанционное образование существует и развивается не как отдельная форма образования, а как особые дистанционные образовательные технологии (ДОТ), используемые в рамках традиционных форм обучения. Кроме этого основной проблемой системы дистанционного образования в Узбекистане является отсутствие научно-методической базы использования цифровых технологий в учебном процессе. Неразработана единое требование к электронным ресурсам [12], нет методических рекомендаций для записи видео и аудио современных лекций [13, 14], необходимо разработать методические пособия по применению инновационных педагогических технологий [15, 16] в онлайн-занятиях направленных на развитие саморазвитие и самооценку студентов.

Исходя вышеуказанного можно сделать вывод, что организация дистанционного образования в вузах Узбекистана в нынешнем этапе реформы высшего образования можно считать несвоевременным, так как скорость Интернета, компьютерная и правовая грамотность, а также обеспеченность населения компьютерами пока недостаточна. Практика онлайн-обучения во время пандемии показала, что студенты дома чаще всего использовали телефоны (смартфоны), чем компьютеры. В связи с этим появляется большая разница в возможностях среди обучающихся: кто-то может полноценно пользоваться всем функционалом электронно-образовательной среды на базе МOODLE, а кто-то - быть лишь слушателем. Имеются проблемы с обеспеченностью компьютерами и скоростью Интернета в регионах республики. Эта проблема особенно актуальна для регионов, где много труднодоступных и удаленных населенных пунктов, не имеющих сетевых коммуникаций. Поэтому, необходимо в дальнейшем провести Форсайт исследований по широкому применению цифровой технологии и дистанционного

74

обучения в вузах республики и разработать "Стратегию развития применения цифровых технологий в системе высшего образования в Узбекистане до 2030 года».

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4545887/ (дата обращения: 12.04.2021).

2. Raximov O.D. Quality of education-quality of life. // Educational-methodical manual, Karshi: TUIT branch publishing house, 2015.

3. Rakhimov О.D, Rakhmatov M.I., Boirov Z.R. Humanity's biosphere effect and environmental problems. // Москва. Журнал «Проблемы науки», 2019, май. № 5 (41). С. 6-7. DOI 10.24411/2413-2101-2019-10501.

4. Rakhimov O.D., Rakhimova D.O. Educational quality in the era of globalization. // Проблемы науки, 2021. № 1(60) С. 36-39. DOI: 10.24411/2413-2101-2021-10101.

5. Рахимов О.Д., Муродов М.О., Рузиев Х.Ж. Таълим сифати ва инновацион технологиялар. Тошкент. «Фан ва технологиялар» нашриёти, 2016. 208 с.

6. Танцура T.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях. // Мир науки, культуры, образования. № 2 (81), 2020.

7. Рахимов О.Д. Инновацион педагогик технологиялар: лойи^алар услуби таълим сифатини оширувчи технология сифатида. // Карши, ТАТУ Карши филиали, 2013. 80 с.

8. Малышенко Г.И. Теоретические аспекты и перспективы дистанционного обучения в Омском государственном аграрном университете // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2016. №1(4). /Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/255-00082/ (дата обращения: 12.04.2021). ISSN 2413-4066.

9. Rakhimov O.D., Berdiyev Sh.J., Rakhmatov M.I., Nikboev A. T. Foresight In The Higher Education Sector of Uzbekistan: Problems and Ways of Development. // Psychology and Education Journal, 2021. 58 (3), 957-968. DOI: 10.17762/pae.v58i3.3029.

10. Родина Е.А. Компьютерные технологии в учебном процессе и дистанционное образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).

11. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение вузе. // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.eco-vector.com/1991-8569/article/view/52013/ (дата обращения: 12.04.2021).

12. Рахимов О.Д. Электрон таълим ресурсларини яратиш талаблари ва технологияси. //Современное образоване (Узбекистан), 2016. № 02. С. 45-50.

13. Rakhimov O.D. Necessity of live modern lectures in higher education and its types. //«Проблемы науки". 2020. №10(58). С. 60-64. DOI: 10.24411/2413-2101-2020-11002.

14. Rakhimov O.D., Ashurova L. Types of modern lectures in higher education, technology of their design and organization.// Проблемы современной науки и образования, 2020. № 12(157), часть 1. С. 41-46. DOI: 10.24411/2304-2338-2020-11203.

15. Rakhimov O.D., Manzarov Y.K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Klassifikatsiya pedagogicheskikh tekhnologiy i tekhnologiya problemnogo obucheniya. // "Проблемы современной науки и образования", 2020. № 2(147). С. 59-62. DOI 10.24411/23042338-2020-10201.

16. KhojievM.T., Juraev A.D., Murodov O.D., Rakhimov A.K. Development of design and substantiation of the parameters of the separator for fibrous materials. // International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019. 8 (2). P. 5806-5811.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.